чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

Чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учрежденияОбзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды”

В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 375), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Целевую модель цифровой образовательной среды.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

МинистрО.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2019 г. N 649

Целевая модель
цифровой образовательной среды

I. Общие положения

1.2. Настоящая Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

1.5. Внедрение Целевой модели ЦОС обеспечивают Минпросвещения России, Минкомсвязь России в рамках установленных полномочий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и участники ЦОС.

1.7. Развитие материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение Целевой модели ЦОС и заключается в:

обеспечении государственных и муниципальных общеобразовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности;

оснащении образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием;

создании и (или) модернизации структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций.

II. Цели, задачи и структура ЦОС

2.2. Достижение цели, указанной в пункте 2.1 настоящей Целевой модели ЦОС, осуществляется посредством:

создания и развития ИСиР платформы ЦОС;

обеспечения образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

развития технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, включая деятельность образовательных организаций за счет автоматизации процессов;

развития технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления отчетов в режиме реального времени и корреляций событий участников ЦОС;

создания возможностей для построения индивидуальных учебных планов обучающихся;

создания системы организации образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента и ИСиР платформы ЦОС при реализации образовательных программ;

организации коммуникационной среды в формате проектной деятельности и формирования сообществ участников образовательного процесса в целях обмена профессиональным опытом, реализации практики наставничества.

данные участников ЦОС;

платформу ЦОС, включая ИСиР платформы ЦОС;

государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде;

цифровой образовательный контент.

III. Участники ЦОС

3.1. Участниками ЦОС являются:

участники отношений в сфере образования;

3.4. Доступ к данным участников ЦОС имеют участники ЦОС, а также органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.

3.5. Операторами данных являются органы власти и организации, использующие ИСиР для обработки и передачи данных при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования.

3.6. Предоставление данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, органам власти и организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, полученного поставщиком данных и (или) оператором данных. При предоставлении государственных (муниципальных) услуг и исполнении государственных (муниципальных) функций в сфере образования данные предоставляются в электронном виде с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; 2018, N 40, ст. 6142).

3.7. Защита данных участников ЦОС, находящихся в ИСиР, ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР, должна осуществляться в соответствии с требованиями: о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации; к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе; о защите персональных данных, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» 2 (в случае наличия в системе персональных данных).

3.8. Участники ЦОС при внедрении Целевой модели ЦОС могут использовать цифровой образовательный контент, ИСиР платформы ЦОС, региональные (муниципальные) ИСиР с возможностью оценки их работоспособности и эффективности использования, вносить изменения в свои данные участника ЦОС, размещаемые на ИСиР платформы ЦОС и региональных ИСиР.

IV. Региональные ИСиР

4.1. Функциональные требования к региональным ИСиР: обеспечиваются взаимодействие различных региональных ИСиР, интеграция с ИСиР платформы ЦОС в зависимости от функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС для удовлетворения целей и потребностей участников ЦОС;

обеспечивается исключение повторного ввода аналогичных данных участников ЦОС в других региональных ИСиР, а также ИСиР платформы ЦОС.

4.2. Технические требования к региональным ИСиР:

используется единый механизм идентификации и аутентификации пользователей на порталах оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предоставляемый федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», а также механизмы идентификации и аутентификации пользователей в региональных порталах предоставления государственных (муниципальных) услуг;

размещаются, поддерживаются в актуальном состоянии, используются единые справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации»;

обеспечивается взаимодействие с другими региональными ИСиР, ИСиР платформы ЦОС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия при функциональной необходимости ИСиР платформы ЦОС.

4.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления при внедрении Целевой модели ЦОС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) осуществляют создание, внедрение и эксплуатацию региональных ИСиР, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, на основе ведения административно-управленческих функций, а также на организацию и ведение образовательного процесса:

планирования финансово-хозяйственной деятельности;

учета освоения дополнительных общеобразовательных программ;

учета достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, в соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6602; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 ноября 2019 г.);

коммуникационной среды участников образовательного процесса и системы быстрого обмена сообщениями;

б) обеспечивают использование единых региональных ИСиР по направлениям деятельности, указанным в подпункте «б» настоящего пункта, и их интеграцию с ИСиР платформы ЦОС;

в) обеспечивают сбор, анализ и хранение данных участников ЦОС, а также единообразие состава и ведения данных участников ЦОС в региональных ИСиР;

г) обеспечивают создание личных кабинетов подведомственных образовательных организаций на ЕПГУ и (или) региональных порталах предоставления государственных (муниципальных) услуг с последующей идентификацией работников и обучающихся образовательных организаций с присвоением им соответствующего статуса;

д) обеспечивают реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ЦОС;

е) обеспечивают развитие материально-технической базы, информационно- телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций с учетом Целевой модели ЦОС;

ж) обеспечивают межведомственное взаимодействие по вопросам внедрения Целевой модели ЦОС в субъектах Российской Федерации.

V. Требования к разработке, загрузке, экспертизе и использованию цифрового образовательного контента

5.2. Разработка и использование цифрового образовательного контента осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об авторском праве.

5.3. ИСиР платформы ЦОС имеют функциональную возможность по формированию единицы контента или контентной группы, а также предоставляют участникам ЦОС интерфейс для их последующей загрузки, хранения, актуализации и предоставления потребителям предусмотренными средствами и программным обеспечением соответствующих ИСиР платформы ЦОС.

5.4. После загрузки цифрового образовательного контента на соответствующие ИСиР платформы ЦОС проводится экспертиза, представляющая собой многоуровневую систему проверки цифрового образовательного контента, основанную на обезличенных механизмах (автоматизированных и экспертных процессах) экспертизы цифрового образовательного контента.

5.5. Функциональные требования к ИСиР платформы ЦОС:

а) поиск необходимого цифрового образовательного контента, определяемого с учетом интересов участников ЦОС;

б) просмотр и использование выбранного цифрового образовательного контента встроенными средствами ИСиР платформы ЦОС без установки дополнительного программного обеспечения для потребителей цифрового образовательного контента;

в) оплата за использование цифрового образовательного контента через ИСиР платформы ЦОС;

г) организация образовательного процесса посредством встроенных средств программного обеспечения:

проведение занятий в группах, в том числе с использованием интерактивной связи участников образовательного процесса;

проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации;

д) передача сведений об использовании цифрового образовательного контента в образовательные организации, в которых приняты на обучение участники образовательного процесса;

е) выгрузка цифрового образовательного контента на персональные устройства участников отношений в сфере образования в зависимости от типа контента и разрешения правообладателя.

1 Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2011, N 31, ст. 4701.

3 Статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

Обзор документа

Утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды.

Модель касается школ и ссузов и регулирует отношения, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды. Последняя включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ обучающимися независимо от места их нахождения.

Предусмотрены обеспечение высокоскоростным интернетом, оснащение компьютерами, ПО и презентационным оборудованием, создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» модель должна быть внедрена во всех регионах к 2024 г.

Источник

Чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. General regulations

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 956-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.

Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.

1 Область применения

Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Настоящий стандарт предназначен для использования:

— организациями, разрабатывающими и поставляющими информационно-образовательные среды и ЭОР;

— организациями, выполняющими функции оператора информационно-образовательных сред;

— организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;

— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора ЭОР, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;

— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

ГОСТ Р ИСО 9241-3 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р ИСО 9241-8 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам

ГОСТ 7.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:

3.1 информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

1 Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных ИОС.

2 ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).

3.3 систематизация ЭОР: Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР в интересах системы образования.

1. Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных учреждений.

2. Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их идентификации и рубрикации (ГОСТ Р 52657, подразделы 3.1 и 3.2).

3.4 качество ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР, требованиям.

3.5 электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.

1 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.

2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом.

3.6 метаданные ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР.

3.7 профиль метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление, обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в информационно-образовательных средах.

3.8 жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие.

4 Общие положения

4.1 Функциональное назначение

4.1.1 ЭОР является основополагающим компонентом ИОС, ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.

4.1.2 Структура, предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в ИОС.

4.1.3 Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.

4.1.4 Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:

— организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;

— организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;

— организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

4.1.5 Функциональная структура ЭУМК и входящих в его состав функциональных элементов (ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).

а) учебная программа по изучаемой дисциплине;

б) электронный курс лекций;

в) электронный учебник;

г) лабораторный практикум удаленного доступа;

д) учебные пакеты прикладных программ;

е) система контроля знаний.

4.1.6 Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых объектов содержания в сетевых депозитариях обеспечивает их многократное применение для создания новых ЭОР методом агрегации.

4.2 Классификация

4.2.1 ЭОР могут быть классифицированы по следующим признакам:

а) способу применения в образовательном процессе;

Источник

Чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Смотреть картинку чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Картинка про чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учреждения. Фото чем определяются требования к информационно образовательной среде образовательного учрежденияОбзор документа

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции оператора системы;

ввод в эксплуатацию системы и отдельных подсистем системы осуществляется на основании правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1836

Положение
о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»

I. Общие положения

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

4. Система обеспечивает выполнение следующих задач:

а) формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

б) интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;

в) учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).

5. Система обеспечивает выполнение следующих функций:

а) проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;

б) присвоение онлайн-курсам уникальных идентификаторов цифровых объектов;

в) хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;

д) обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;

ж) предоставление с согласия обучающегося доступа к информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, иным лицам;

з) обеспечение формирования цифрового индивидуального портфолио обучающегося;

и) обеспечение обмена информационными данными цифрового индивидуального портфолио обучающегося между системой и информационными системами (базами данных) образовательных организаций, в которых обучается обучающийся, а также образовательными платформами, на которых обучающийся осваивает либо планирует освоить онлайн-курс;

к) организация электронного документооборота, обеспечивающего автоматизацию процессов заключения и обмена договорами об образовании, о сетевой форме реализации образовательных программ между образовательными организациями, договорами об обеспечении доступа к онлайн-курсу, а также иными договорами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, заключаемыми пользователями системы в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения, а также обмена сопроводительной документацией в электронном виде;

л) обеспечение единого учета обучающихся по образовательным программам высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;

м) обеспечение информационного обмена (интеграции) с информационными системами образовательных организаций высшего образования;

н) формирование сводной аналитической и статистической информации об обучающихся в образовательных организациях высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;

о) обеспечение проверки технических ошибок, дублирований, актуальности и достоверности данных об образовательных программах высшего образования и образовательных программах дополнительного профессионального образования.

6. Создание, развитие и эксплуатация системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации, содержащейся в системе;

б) обеспечение информационной безопасности при создании, развитии и эксплуатации системы;

в) интеграция и взаимодействие системы с иными информационными системами;

г) однократность размещения информации в системе и многократность ее использования;

д) размещение информации в системе без получения оплаты или иного встречного требования;

е) безвозмездность доступа к онлайн-курсам, размещенным в системе, для всех участников системы.

II. Участники системы, их полномочия и ответственность

7. Участниками системы являются:

8. Оператор системы реализует следующие полномочия:

а) предоставление возможности доступа участникам системы к информации в системе;

б) предоставление обучающемуся в целях освоения онлайн-курса после выполнения установленных в системе правообладателем онлайн-курса требований (при их наличии) к его прохождению возможности:

освоения выбранного онлайн-курса, доступ к которому обеспечивается с помощью системы;

прохождения промежуточной аттестации по завершении освоения онлайн-курса;

доступа к результатам освоения онлайн-курса в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося;

получения по запросу на условиях правообладателя онлайн-курса документа, подтверждающего успешное освоение онлайн-курса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

в) осуществляет мониторинг системы образования в части внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, реализации персональных образовательных траекторий и обеспечения доступности онлайн-контента в целях принятия управленческих решений по вопросу обеспечения базового уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования;

г) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы;

д) обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе обеспечивает контроль за получением согласия пользователей системы на обработку их персональных данных;

е) обеспечивает доступ к системе участников системы и их информационную поддержку по техническим вопросам;

ж) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе;

з) обеспечивает соблюдение требований информационной безопасности, в том числе защиту системы от несанкционированного доступа.

9. Зарегистрированные пользователи реализуют следующие полномочия:

а) образовательные организации, являющиеся правообладателями онлайн-курсов, и операторы образовательных платформ:

размещают информацию в системе в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;

актуализируют и корректируют имеющуюся в системе информацию об образовательных организациях, образовательных платформах и онлайн-курсах, а также вносят в систему информацию о новых онлайн-курсах и образовательных платформах;

осуществляют выбор онлайн-курсов из содержащейся в системе информации об онлайн-курсах в целях их включения в образовательную программу;

осуществляют оценку качества онлайн-курсов в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;

б) эксперты размещают в системе в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заключения по итогам экспертизы онлайн-курсов;

осуществляют выбор онлайн-курсов, размещенных в системе, для их освоения;

участвуют в оценке качества онлайн-курса с размещением отзыва и проставлением баллов онлайн-курсу;

предоставляют в системе согласие на доступ для иных участников системы к данным, содержащимся в индивидуальном цифровом портфолио обучающегося;

получают с согласия обучающегося доступ к информации цифрового индивидуального портфолио обучающегося (о достижениях обучающихся, результатах освоения онлайн-курса и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса);

осуществляют выборку (выгрузку) информации из системы по обучающимся в объеме, разрешенном оператором системы;

участвуют в оценке качества онлайн-курса в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса.

10. Незарегистрированные физические и юридические лица имеют доступ к порталу и размещенным на нем публичным данным без регистрации в системе.

11. Участники системы несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

12. Оператор системы обеспечивает полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой им в системе, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам такой информации, установленным требованиями к размещению онлайн-курса.

13. Зарегистрированные пользователи системы несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой ими в системе, а также информации, доступ к которой предоставлен с помощью системы.

III. Структура системы

14. Структура системы содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иные ресурсы, необходимые для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.

15. В структуру системы включаются:

а) подсистема администрирования системы, обеспечивающая управление системой, управление распространением и актуализацией информации, содержащейся в системе, а также выполнение работ по сопровождению системы;

в) интеграционная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие с информационными системами, в том числе с единой системой идентификации и аутентификации;

г) подсистема оценки качества онлайн-курсов, обеспечивающая возможность зарегистрированным пользователям осуществлять на добровольной основе экспертизу содержания онлайн-курсов;

е) подсистема рейтингования онлайн-курсов, обеспечивающая формирование независимых рейтингов онлайн-курсов на основании информации, размещенной на портале, с учетом оценок (отзывов) и рецензий на онлайн-курсы, критерия зачета (незачета) образовательными организациями высшего образования и результатов их освоения обучающимися;

ж) подсистема обеспечения доступа и предварительной обработки обезличенных данных о процессе освоения обучающимися онлайн-курсов, обеспечивающая анализ и обработку обезличенных данных, а также реализацию алгоритма предварительной обработки и подготовки обезличенных данных, включая визуализацию таких данных, в том числе обезличенных данных о ходе освоения онлайн-курсов;

з) подсистема ведения юридически значимого электронного документооборота, обеспечивающая автоматизацию процессов заключения и обмена договорами, предусмотренными подпунктом «к» пункта 5 настоящего Положения, сопроводительной документацией, касающейся освоения обучающимися онлайн-курсов, в электронном виде между пользователями системы, в том числе в целях обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;

и) подсистема «Цифровое портфолио», обеспечивающая сбор, хранение и обработку информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, а также предоставление с разрешения обучающегося доступа иным лицам к такой информации;

к) подсистема обеспечения информационной безопасности, обеспечивающая надежную, безопасную и достоверную передачу необходимой информации между подсистемами системы;

л) реестр онлайн-курсов, обеспечивающий хранение сведений об онлайн-курсах, в том числе их версиях, с присвоением уникальных идентификаторов цифровых объектов;

м) личный кабинет образовательной организации;

н) личный кабинет обучающегося;

о) личный кабинет работодателя;

п) личный кабинет эксперта;

р) информационный сайт системы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающий доступ к документации системы, открытым исходным кодам всех созданных программных модулей и информационных стандартов;

с) интеграционные сервисы, обеспечивающие интеграцию системы с подсистемами, компонентами и модулями системы;

т) иные подсистемы, необходимые для создания, развития и эксплуатации системы.

IV. Порядок обеспечения доступа к системе

16. Доступ к системе предоставляется оператором системы участникам системы на безвозмездной основе в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего Положения.

17. Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей системы осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

18. Порядок подачи образовательной организацией заявки на размещение в системе информации об онлайн-курсе, предусматривающий требования к заполнению образовательной организацией паспорта онлайн-курса, отправки в автоматическом режиме онлайн-курса на экспертизу онлайн-курса и требования к срокам хранения информации, содержащейся в системе, устанавливается требованиями к размещению онлайн-курса.

V. Правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе

19. Информация, содержащаяся в системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

21. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

22. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обладает исключительными правами на используемое в системе программное обеспечение и его компоненты.

23. В системе размещается и хранится следующая информация:

а) справочная информация;

б) перечень онлайн-курсов, доступ к которым предоставлен с помощью системы;

в) перечень образовательных организаций, реализующих онлайн-курсы, и образовательных платформ, обеспечивающих реализацию онлайн-курсов;

г) информация о результатах освоения обучающимся онлайн-курса, оценки, отзывы об онлайн-курсе и сведения об образовательных программах высшего образования.

24. В системе обрабатывается следующая информация об обучающихся:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) (в том числе прежние фамилии, имена и (или) отчества (при наличии), дата, место и причина изменения (в случае их изменения);

б) число, месяц, год рождения;

в) сведения об образовании (когда и какие образовательные, научные и иные организации окончил, направление подготовки или специальность, квалификация);

г) сведения об ученой степени, ученом звании обучающегося;

д) сведения о профессиональной переподготовке и (или) повышении квалификации;

е) сведения о владении иностранными языками, степень владения;

ж) сведения о трудовой деятельности (включая работу по совместительству, предпринимательскую и иную деятельность), военной службе;

з) сведения о государственных наградах, иных наградах и знаках отличия;

и) адрес и дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), адрес фактического проживания;

к) номер телефона или сведения о других способах связи;

л) реквизиты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

м) идентификационный номер налогоплательщика.

25. Сроки хранения информации, содержащейся в системе, не могут быть меньше сроков хранения информации, которые устанавливаются для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.

VI. Требования к техническим и программным средствам системы

26. Технические и программные средства системы должны отвечать следующим требованиям:

а) размещение на территории Российской Федерации;

б) обеспечение размещения информации в системе на государственном языке Российской Федерации;

в) наличие действующих сертификатов безопасности, выданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в отношении средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

г) обеспечение автоматизированного ведения электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы, осуществивших указанные действия;

д) обеспечение доступа участников системы к системе, бесперебойного ведения баз данных и защиты содержащейся в системе информации от несанкционированного доступа;

е) обеспечение проведения обучающимися оценки качества онлайн-курса;

ж) обеспечение сохранности всех версий создаваемых документов и истории их изменений;

з) обеспечение возможности информационного взаимодействия системы с другими информационными системами;

и) обеспечение возможности предоставления пользователями системы согласия на обработку их персональных данных.

VII. Правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами

27. Под взаимодействием системы с иными информационными системами и образовательными платформами понимается получение, размещение и использование в системе информации, содержащейся в иных информационных системах и платформах, а также предоставление в иные информационные системы и платформы информации, содержащейся в системе.

28. Система взаимодействует и интегрирует со следующими информационными системами и образовательными платформами:

а) федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б) единая система идентификации и аутентификации;

в) федеральная государственная информационная система «Единая система нормативной справочной информации»;

г) портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования;

д) иные образовательные платформы, базы данных и информационные системы, содержащие информацию, необходимую для реализации полномочий участников системы и требований настоящего Положения.

29. Организация информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется оператором системы и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30. Информационное взаимодействие системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется с соблюдением следующих требований:

а) обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

б) обеспечение операторами иных информационных систем и образовательных платформ защиты передаваемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и образовательной платформы и до момента ее поступления в систему;

в) фиксация даты, времени, содержания и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование о сбоях и нарушениях в функционировании системы и иных информационных систем и образовательных платформ, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования системы и иных информационных систем и образовательных платформ, а также случаев нарушения требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением.

31. Правила информационного взаимодействия системы с информационными системами и образовательными платформами, указанными в пункте 27 настоящего Положения, устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в части информационных систем, заказчиком и (или) оператором которых является Министерство) либо соглашениями, заключенными Министерством с заказчиками (операторами) этих информационных систем.

VIII. Требования к защите информации, содержащейся в системе

32. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о персональных данных.

33. Защита информации, содержащейся в системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией системы.

34. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития системы осуществляются:

а) формирование оператором системы требований к защите информации, содержащейся в системе;

б) применение оператором системы сертифицированных средств защиты информации к отдельным модулям и компонентам, содержащим персональные данные, а также аттестация системы по требованиям к защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

г) обеспечение защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы.

35. В целях защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы оператор системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к такой информации;

б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе;

в) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации, содержащейся в системе;

г) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в системе, в результате которого нарушается их функционирование;

д) возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в системе, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

е) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в системе;

ж) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Обзор документа

Решено создать ГИС «Современная цифровая образовательная среда».

Через нее можно будет по принципу «одного окна» получить доступ к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными организациями и платформами. В частности, это смогут сделать обучающиеся по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

Предусмотрены формирование и ведение реестра онлайн-курсов, организация централизованного учета результатов обучения на них, учет образовательных программ и результатов их освоения.

Подключиться к системе можно будет с помощью ЕСИА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *