чем определяются особые образовательные потребности детей с овз

Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве

чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Смотреть фото чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Смотреть картинку чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Картинка про чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Фото чем определяются особые образовательные потребности детей с овз Гаяне Саргсян
Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.

Из когнитивных составляющих наиболее значимые это владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире. К энергетическим возможностям относятся умственная активность и работоспособность, а к эмоционально-волевым – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

• Дети с нарушениями слуха (полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки);

• Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• Дети с нарушениями речи;

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития);

Дети с нарушениями слуха

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Слух дает ребенку возможность интеллектуально развиваться, слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух – это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

• Глухота (глухие дети) – нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи;

• Тугоухость (слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха.

Образовательным организациям, осуществляющим обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, следует учитывать следующие особые образовательные потребности:

в обучении слухо-зрительному восприятию речи;

в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

в использовании различных видов коммуникации;

в совершенствовании словесно-логического мышления и словесной памяти;

в правильном формировании всех сторон устной и письменной речи;

в развитии жизненных компетенций, направленных на коммуникацию и социальную адаптацию.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения.

в создании адекватных зрительных образов;

в выработке мелкой и крупной моторики, координации глаз-рук;

в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе рельефно-точечной системы Брайля и с применением соответствующих технических средств письма;

в обучении пользованием соответствующими компьютерными программами в овладении коммуникативными и социальными навыками, в том числе ориентации в пространстве и самообслуживании.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи.

Особые образовательные потребностиобучающихся с нарушениями речи включают:

овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией, особенно для детей с низким уровнем речевого развития;

развитие всех компонентов речи, т. е. обретение рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают для детей потребность в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; они нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока;

формирование навыков чтения и письма;

формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации.

Особые образовательные потребности у детей с ОДА определяются спецификой их двигательных нарушений и нарушений психического развития, которые задают особую направленность построения учебного процесса, что находит отражение и в структуре, и в содержании образования. Вместе с тем следует выделить особые потребности,которые свойственны всем обучающимся с ОДА:

в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка с учетом особенностей его психофизического развития;

в регламентации образовательной деятельности в соответствие с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;

в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;

в предоставлении услуг помощника (ассистента) для лиц с трудностями передвижения и самообслуживания;

в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений;

в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;

в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательныхи воспитательных мероприятий:

в максимальном расширении образовательного пространства— выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

На разных возрастных этапах эти образовательные потребности имеют дополнительные особенности, они также зависят от тяжести двигательной патологии или ее усложненности недостатками сенсорной, речевой или познавательной деятельности.

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей:

в побуждении к познавательной активности как средству формирования устойчивой познавательной мотивации;

в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

в углублении общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);

в формировании и развитии целенаправленной деятельности, способности программирования и контроля собственной деятельности;

в осознании наглядно-действенного характера содержания образования;

в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

в увеличении сроков освоения АООП начального общего образования до пяти лет;

в становлении личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми, формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта. Описаны следующие особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностямиих психофизического развития:

необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

развитие и коррекция нарушений психических процессов, речи, моторики;

доступность содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории;

наглядно-действенное предъявление содержания образования;

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;

введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира;

отработка различных (вербальных и невербальных) средств коммуникации;

целенаправленное обучение «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

обеспечение профильного трудового обучения;

увеличение сроков освоения АООП.

Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Выделяют следующие особые образовательные потребности детей с РАС:

практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;

в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики;

в дозировании нагрузки с учетом темпа и работоспособности детей;

в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации ребенка;

в целенаправленной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Смотреть фото чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Смотреть картинку чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Картинка про чем определяются особые образовательные потребности детей с овз. Фото чем определяются особые образовательные потребности детей с овзХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Источник

Доклад на тему: «Особые образовательные потребности разных категорий детей с ОВЗ».

Дети с ОВЗ – дети с особыми познавательными интересами и образовательными потребностями, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого–медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения без создания специальных условий воспитания и обучения.

На современном этапе концепция равного доступа к образованию для всех обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ( инклюзия) является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

З аконодательно закреплены две категории детей: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и дети-инвали ды ( Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы ( п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 ).

К группе лиц с ОВЗ относятся:

с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание);

нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

задержкой психического развития (ЗПР);

расстройствами аутистического спектра (РАС);

со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Алгоритм выявления детей с ОВЗ.

Детей с ОВЗ выявляют в образовательной организации в начале нового учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели)

Прохождение территориальной ПМПК в целях проведения комплексного обследования (согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 №95 «об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии») и определения специальных условий получения образования согласно ст. 79 ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ».

По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (спец. образовательные программы, методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы).

Специалисты ПМПК разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и / или адаптированную образовательную программу с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Реализация программы и динамичное наблюдение за развитием ребёнка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

Где учатся дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Перечень образовательных организаций представлен в Федеральном законе № 273-ФЗ ( ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41). Образование детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, организуют:

• в дошкольных ОО — в группах компенсирующей направленности, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ.

• в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможности здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее — АОП);

• медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Формы получения образования и режим пребывания детей с ОВЗ в ДОУ могут быть реализованы в различных структурных подразделениях организации. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР), Консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания, деятельность которых напрвлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям в возрасте от 2 мес. До 7 лет.

Кто организует образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (физкультурно – игровые и оздоровительные сооружения, игротека, детская библиотека)

Широкое варьирование разных форм организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Оснащение детского сада специальным оборудованием:

— для детей с нарушениями ОДА: спец.столы, наличие пандуса, кресла с подлокотниками

— для детей с нарушением зрения: оптические средства (лупы, очки, линзы), тактильные панели, рациональное освещение помещения и рабочего места

— для детей с нарушением слуха: слуховые аппараты, пиктограммы, система жестов

4. Подбор специального дидактического материала (цвет, размер, поверхность).

5. Используются наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения.

6. В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы обучения и воспитания.

7. Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы (восполнение в элементарной форме недостающих знаний об окружающем мире).

8. Включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов.

9. Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

10. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами (обучение педагогическим технологиям).

Другими словами, для таких детей должны быть созданы некоторые специальные условия, без которых будет невозможно или затруднено усвоение содержания образовательной программы.

Эти специальные условия могут быть:

— организационные ( Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Многие нуждаются в пролонгированности процесса обучения (сроки пребывании в школе увеличиваются на год), в патронаже учреждения образования после его окончания, в согласованном взаимодействии специалистов разных профилей (педагоги, психологи, медики, социальные работники. Организационное обеспечение включает в себя несколько пунктов:

— система взаимодействия со сторонними организациями;

— организация питания и медицинского сопровождения;

— материально-технические ( В учреждениях образования, где обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, это лифты, подъемники, пандусы, расширенные дверные проемы)

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Категории детей с нарушением зрения: слепые (незрячие), слабовидящие, с косоглазием и амблиопией.

Наглядная информация должна поступать в комплексе с сенсорной и осязательной информацией, насыщенный предметно – практический опыт за счёт стимулирования разных анализаторов (слуховой, зрительный). Дети учатся через прикосновения или слух с прикосновением.

Усвоение и использование неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации (тифлопедагог)

Оказание помощи в передвижении по помещениям ОУ.

Оптимальное освещение рабочего места.

Хорошая слышимость во всех зонах группы.

Возможность рассмотреть наглядный материал

Использование аудиозаписи, диктофона на занятиях и режимных моментах.

Чёткое дозирование зрительной нагрузки (10- 20 минут непрерывной работы).

Точные высказывания, описания и инструкции педагога.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру и силуэту; правильно размещаться.

Использование увеличивающих вспомогательных средств.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Категории детей со стойким нарушением слуха: глухие, слабослышащие.

Обязательное использование слухового аппарата или кохлеарного импланта определяется специалистами (сурдологом, сурдопедагогом). Педагог следит за их исправностью

Организация систематической коррекционно- развивающей работы по формированию словесной речи.

Педагог должен сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка.

Педагог обеспечивает полную адаптацию ребенка в детском коллективе.

Выполнение методических требований: месторасположение относительно ребёнка, контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до выполнения задания, подготовка индивидуальных дидактических пособий, использование специальных методов, приёмов и средств обучения, решать коррекционные речевые задачи на занятии.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (ОДА)

Дети с нарушением ОДА – неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничение их объёма и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движения (дети с ДЦП).

Для таких детей необходимо создать следующие условия:

Безбарьерная архитектурно-планировочная среда

Соблюдение ортопедического режима

Соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса

Подбирать мебель, соответствующую потребностям детей

Осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены

Предоставлять ребёнку возможность передвигаться по ОУ доступным ему способом в доступном темпе

Проводить целенаправленную работу с родителями и их обучению доступным приёмам коррекционно – развивающей работы

Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей

Привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно – массовых мероприятиях.

Условия воспитания и обучения для детей с нарушениями речи:

Большую группу детей с ОВЗ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Особые образовательные потребности воспитывающихся с нарушениями речи определяют специфику коррекционной работы. Выделяют следующие направления коррекционно – логопедической работы:

— Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

— Преодоление фонологического дефицита;

— Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;

— Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Условия обучения и воспитания умственно – отсталых детей

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции

Условия обучения и воспитания детей с ЗПР.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

— в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

— в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

— в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

— в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

— в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );

— в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

— в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

— в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

— в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

— в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

— в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

— в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

— в наглядно-действенном характере содержания образования;

-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *