чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Смотреть картинку чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Картинка про чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела. Фото чем определяются главные особенности познания явлений войны и военного дела

Специфика познания войны и военного дела

В новый век и в новое тысячелетие человечество, к сожалению, вступило не с идеей вечного мира и торжества общечеловеческих ценностей, а с новой волной ненависти, насилия и войн. В интеллектуальном плане становится все более необходимым глубокий и реалистический взгляд на войну, на ее место и роль в жизни людей и мировой истории.

Актуальность темы данной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Целями и задачами данной работы является изучение литературы, касающейся выбранной темы, выявление основных концепций, функций, принципов ведения войны, формулирование, в совокупности с этим, на основании собственных умозаключений, выводов и подведение итогов рассуждениям.

Структура философии войны.

Именно онтология войны выводит исследователей на необходимость изучения неразрывного единства войны и мира (выявленного еще К. Клаузевицем) как двух противоположных типов состояния социальных (национальных и международных) систем. В публикации В.В. Бабича весьма обстоятельно рассмотрена эта диалектика.

Гносеология (эпистемология) войны исследует вопросы познания войны. Ее основанием служит философия военной науки. Речь идет, в частности, о тех методологических подходах, с позиций которых возможно философское осмысление войны. Выводы эпистемологических исследований на этом направлении имеют непосредственную практическую значимость прежде всего, для становления понятийного и методологического аппарата военной науки. Плодотворным представляется развитие применительно к военно-научному познанию идей эволюционной эпистемологии. Эволюционистские идеи о развитии научного знания как процессе отбора все лучших теорий весьма плодотворны для сравнения и оценки различных концепций военно-теоретического знания.

Диалектика войны акцентирует внимание на генезисе и развитии войны как целостного общественного явления, на конкретных взаимосвязях войны и мира, на механизме их перетекания друг в друга. Речь может идти, в частности, об основных противоречиях войны и военной действительности и их иерархии, об источниках, движущих силах и факторах детерминации как собственно войны, так и военной действительности в целом. Важную роль играет осмысление войны и ее социальной роли через призму диалектических социальных отрицаний. Иными словами, речь идет о выявлении диалектической логики войны, о тенденциях ее развития в XXI веке. Философское осмысление диалектики войны может выступать, в частности, методологическим основанием для предпринимаемых ныне рядом исследователей попыток классификации войн и для критического анализа таких попыток.

Так, проблема источников и движущих сил войны через призму диалектических противоречий может быть представлена следующим образом. В качестве источников порождения и развития войны выступают социальные противоречия (экономические, политические, этнические, религиозные, идеологические и др.). Здесь следует учитывать два взаимосвязанных момента. Во-первых, сами по себе противоречия к развитию не ведут. Более того, консервация противоречий ведет к стагнации, к остановке развития или даже к деградации. Будучи источниками развития (а из источника можно напиться, а можно и пройти мимо), противоречия содействуют развитию лишь в процессе своего разрешения. Во-вторых, из этого следует, что движущими силами развития выступают именно те социальные силы, которые содействуют (или противодействуют) разрешению противоречий. При этом нередко одновременно существуют две возможности разрешения противоречий: мирная и военная. Выбор указанных возможностей зачастую тоже зависит от движущих сил: от субъектов военно-политического развития. Поэтому важнейшая проблема диалектики войны состоит в выявлении взаимосвязи источников и движущих сил войны как социального явления [4, с. 457].

У ряда исследователей вызывает сомнение плодотворность исследований в рамках аксиологии войны. Такая позиция основана на оценке войны как антигуманного явления, противоречащего основным человеческим ценностям. Однако в рамках широкого аксиологического подхода речь может идти как об исследовании системы ценностей и оценок внутри военной действительности, так и об исследовании самой войны в качестве цивилизационной и культурологической ценности.

В этом смысле история общества может быть рассмотрена как изменение места и роли войны в системе социальных ценностей конкретных обществ. Так, в рамках платоновской философии в рассуждениях Мальтуса война выступает несомненной социальной ценностью. Подобная позиция не может быть просто отброшена, она должна подвергнуться критическому анализу. Данный анализ проделан в свое время советскими военными философами, но новое время требует нового аксиологического подхода. Как ни парадоксально, но именно в рамках аксиологии войны центральной проблемой выступает рассмотрение мира (как антипода войны) в качестве глобальной базовой ценности мирового сообщества XXI века.

В качестве специальной научной проблемы может быть выделена проблема классификации ценностей войны и их иерархии в системе социальных макро-, мезо- и микроценностей.

Важнейшая методологическая роль антропологии войны заключается в вооружении военных исследователей, кроме прочего, адекватным пониманием факторов социальной детерминации субъектов войны и военного дела. Пока же мы нередко сталкиваемся с весьма упрощенным пониманием процесса профессиональной социализации полководца, военачальника. Так, в статье А.Ю. Голубева рассматривается вопрос о том, за счет каких качеств не имели ни одного поражения генералиссимус А.В. Суворов, адмирал Ф.Ф. Ушаков и генерал от инфантерии М.Д. Скобелев. Автор статьи приходит к выводу: «Каждый из вышеназванных полководцев был глубоко верующим человеком, отличался благочестием, ни одной битвы не начинал и не заканчивал без молитвы, для подчиненных был как родной отец, за что пользовался их огромной любовью» [8, с. 322]. Тезис бесспорный, но научным выводом он быть не может! Разве мало военачальников отличались благочестием, пользовались огромной любовью подчиненных? Однако битвы они проигрывали. Таким образом, истинная причина непобедимости российских полководцев остается в этой статье нераскрытой.

В качестве особого раздела рассматриваемой философии (но тесно связанного с онтологией войны) может быть выделен раздел с рабочим названием война через призму социальной философии. Существующий уже термин социология войны представляется в этом смысле несколько зауженным, ибо главное внимание в ней уделяется эмпирическим аспектам исследования войны. Подчеркнем, тем не менее, что социология войны есть самостоятельное и чрезвычайно плодотворное направление научного исследования.

Основное внимание обозначенного направления исследований может быть сосредоточено на выявлении собственного места войны в системе основных сфер общественного развития. Актуальность такого рода исследований определяется, в частности, тем, что некоторые из современных работ по сущности войны основываются на некритических и достаточно примитивных представлениях о взаимосвязи войны и других систем социальных отношений. Примером тому может служить уже упомянутая в предыдущей статье редукция закономерностей военного дела к принципам золотой пропорции.

Философия войны представляется как многогранная и многоаспектная философская теория войны, как целостно-мировоззренческое теоретическое освоение современных проблем диалектики войны и мира, как мировоззренческое и методологическое основание военной науки.

Могут быть обозначены некоторые задачи философии войны:

сформировать необходимые мировоззренческие знания об основных проблемах онтологии войны, о диалектике взаимосвязи войны и мира, о внутренней логике войны, о важнейших эпистемологических аспектах войны, о закономерностях социализации личности под влиянием факторов войны и мира, о системе ценностей войны;

выявить социально-философские аспекты места войны в современном обществе, основные тенденции ее развития, возможности предотвращения войны и спектр основных социальных проблем, возникающих в связи с этими процессами;

предложить решение наиболее общих методологических проблем военной и военно-технической политики в целом, выявить основные социальные компоненты механизма предотвращения войн в современных условиях, сформировать у специалистов военной и военно-политической сфер, у военных исследователей интерес к мировоззренческим и методологическим аспектам своей деятельности.

Решение этих и целого ряда других задач философия войны осуществляет через реализацию ее основных функций.

Роль науки в развитии общества наиболее наглядно проявляется в ее функциях. С помощью термина «функция» в гуманитарном знании обозначают обычно роль какого-либо элемента в социальной системе, его основное предназначение, определенного рода результаты его существования и развития в интересах системы в целом. В свою очередь, сами эти функции по-разному проявляются в зависимости от того, с какой социальной общностью, уровнем общественной организации подобные функции связываются. Применительно к обществу в целом, к научному сообществу, к рядовому гражданину каждая из функций проявляется (если проявляется) особым образом.

По отношению к научному направлению «философия войны» может быть выделен ряд функций:

Гносеологическая (познавательная) функция является общей для всех отраслей науки. Применительно к философии войны она характеризуется тем новым приращением теоретических знаний, которое становится достоянием общества в результате философских исследований взаимосвязи войны и мира. В самом деле, не может быть полноценной подготовка военного профессионала, если ему не известны мировоззренческие, социально-философские аспекты современных социальных процессов, определяющих диалектику войны и мира.

Методологическая функция философии войны представляется одной из наиболее важных. Ее значение проявляется, прежде всего, в том, что данная функция позволяет сформулировать некоторые целостные исследовательские подходы и методы изучения войны как феномена современного общества. Тем самым философия войны обогащает методологический арсенал всей совокупности специальных военно-научных дисциплин, выступающих теоретической основой военной практики, формирующих профессиональную культуру военного специалиста, в том числе военного исследователя.

Аксиологическая (оценочная) функция философии войны реализуется в различных аспектах. Во-первых, она позволяет более объективно оценить значение и определить ценность (или антиценность) самой войны как феномена современного общества, а также ценность (антиценность) военных средств разрешения социальных конфликтов. Во-вторых, знания, полученные философией войны, формируют критерии для анализа военно-политической ситуации конкретных обществ, для поиска путей разрешения социальных, культурных, этнических противоречий и конфликтов на основе выявления системы ценностей внутри самой военной действительности. Наконец, особым направлением исследований выступает анализ индивидуальной шкалы ценностей военного профессионала, а также выявление социальных факторов генезиса и развития этих ценностей.

Кроме того, изучение философии войны позволяет выявить общность предметного поля исследования различных наук о войне и мире, поскольку данные социальные феномены изучаются не только собственно военной наукой, но и в рамках общей истории, социологии, социальной философии, социальной психологии, политологии и др.

Функция экспликации (выявления содержания) универсалий тесно связана с предыдущей и выступает как процесс объяснения, закрепления и развития содержания общенаучных понятий, которые становятся универсальными для сферы военной теории и военной политики. Философия войны выявляет те наиболее общие идеи, принципы, подходы, которые формируются в процессе как генезиса и эволюции самой войны, так и развития теоретических знаний о ней. На этой основе формируется (и философски обосновывается) адекватный понятийный аппарат исследования, ведущую роль в котором играют категории (универсалии) как наиболее общие понятия военной науки.

Профессионально-творческая функция философии войны заключается в ее воздействии на личность военного профессионала. Она помогает осмыслить профессиональное призвание военного специалиста, как теоретика, так и практика, уяснить спектр требований современного общества к системе профессиональной деятельности военного специалиста.

Конструктивно-творческая функция философии войны занимает особое место в системе функций этой науки. Указанное место определено спецификой социального бытия войны. В отличие от многих явлений общества (язык, мораль, естественное право и др.) система военного дела складывается во многом не стихийно, в значительной мере сознательно направляется его субъектами (политиками, военными практиками и др.). Поэтому процесс познания войны и военной действительности тесно связан с практическим конструированием конкретной системы военного дела (комплектованием и организацией учебы и службы личного состава вооруженных сил, обеспечением их техникой и вооружением, разработкой основных принципов стратегии и тактики и др.). Особенно наглядно такой процесс рационально осмысленного конструирования проявляется в системе военной и военно-технической политики. Философия войны как раз и призвана формировать исходные основополагающие принципы такого конструирования.

Прогностическая функция философии войны тесно связана с конструктивно-творческой функцией. Она позволяет прогнозировать основные тенденции развития войны и военного дела. Благодаря этой функции философия войны выступает также методологической основой прогнозирования (и проектирования) ведущих направлений военной и военно-технической политики.

Взгляды современных мыслителей по проблеме познания войны.

Войны человечество вело на протяжении всей своей истории, то есть война исторически велась непрерывно или, говоря иначе, войне присущ закон непрерывности. Этот закон сформулирован Одиссом Баро ( XIX в.), который писал: «Если взять довольно продолжительный период из жизни народов, с 1496 г. до Р. Х. до 1861г., т.е. период в 3357 лет, то увидим, что на 227 лет мира приходится 3130 лет войны, т.е. на 1 год мира − 13 лет войны. Таким образом, на основании истории вся жизнь народов представляется в виде непрерывной войны; последняя является как бы нормальным их состоянием, а короткие периоды мира между длинными периодами войны как бы только перемирием» [1, с. 115].

На основании всего вышесказанного можно заключить, что философия войны, как и любая другая философия имеет свои функции и выполняет определенные задачи. Подходы философов различных времен к изучению этого вопроса нельзя назвать однозначными, поскольку их мнения кардинально расходятся. Развитие философии войны на протяжении многих лет шло от превалирования войны на истребление до современной информационной войны, в которой выработано новое понятие «боевое пространство», включающее в себя военно-тактические, информационные, социально-политические и экономические цели, а также учитывающее психологические аспекты влияния. Таким образом, философия современной войны построена на симбиозе решения задач информационной войны и реальных актов боевых действий и является эволюцией предыдущих концепций.

Современная философия войны трансформирует такое ключевое понятие, как «поле боя» в понятие «боевое пространство», в которое помимо традиционных целей для поражения обычными видами вооружений включены также и цели, лежащие в иной сфере: информация, убеждения и психика противника (в том числе и гражданского населения).

Список использованной литературы.

2. Журнал «Военная мысль» № 10, 2018 г.

3. Журнал «Наш современник» № 1, 2001г.

Источник

Реферат: Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела

и социально-экономических дисциплин

По дисциплине философия на тему:

«Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела»

1. Методологическое значение философской категории

развития для военного дела

-чем важно для нас понимание и умелое использование

законов материалистической диалектики?

-противоречие — источник развития

-внутренние противоречия и сама война как общественное явление

-диалектическое отрицание как момент развития

-методологическое значение закона отрицания отрицания

2.Роль категорий диалектики в развитии военной науки

Список используемой литературы

Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственны­ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противо­речий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.

Таким образом, тема, рассматриваемая в этом реферате, является актуальной, т. к. затрагивает важный аспект современной жизни общества – ее военная деятельность. Современное государство не может существовать без хорошо подготовленной армии, а основным показателем, характеризующим подготовленность армии, является подготовленность ее командных кадров. И законы диалектики помогают командному составу успешно справляться с поставленными задачами.

Целью написания данного реферата послужило то, что наша Академия готовит командные кадры, и в будущем, каждому из обучающихся здесь курсантов, предстоит стать командиром. Следовательно, данная тема не обойдет никого стороной, поэтому необходимо разобраться в ней как можно глубже, чтобы в последующей военной службе в роли командира быть готовым к любой ситуации и принимать решения с глубоким пониманием процессов, которые способствуют принятию того или иного решения.

В связи с этим были рассмотрены следующие вопросы:

1) методологическое значение философской категории развития для военного дела :

— чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?;

— противоречие — источник развития;

— внутренние противоречия и сама война как общественное явление;

— диалектическое отрицание как момент развития;

— методологическое значение закона отрицания отрицания;

«Методологическое значение философской категории развития для военного дела»

Чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?

В многообразной системе законов развития объективного мира особое место занимают основные законы диалектики. Они называются основными потому, что выражают всеобщие стороны и черты развития и отвечают на важнейшие корен­ные вопросы: что является источником развития, каким обра­зом и в каком направлении оно совершается.

Основные законы материалистической диалектики обра­зуют систему, создающую относительно целостную картину не только развития материального мира, но и процесса его познания. Являясь по своему характеру объективными и все­общими, они находят проявление и в такой специфиче­ской сфере общественной жизни, как военное дело, и, следова­тельно, в познавательно-практической деятельности команд­ных кадров.

Познание и умелое использование требований, вытекаю­щих из содержания основных законов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженных сил, совершенствования процесса обучения и воспитания личного состава, управления войска­ми в бою.

Важнейшим условием понимания процесса развития яв­ляется определение его источников, двигательной силы. Ответ на этот вопрос и дает, прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей.

Для понимания сущности и механизма действия закона единства и борьбы противоположностей необходимо выяснить исходные понятия: «тождество», «различие», «противополож­ность» и «противоречие».

Различие обозначает отношение неравенства, неодинако­вость сторон объекта или нескольких объектов (предметов, явлений, процессов). Сторонами различия являются свойства, тенденции, совпадающие друг с другом. Этот диалектиче­ский взгляд многократно подтверждается наукой. Например, даже однотипные, элементарные частицы неорганической природы не тождественны. Еще большие различия имеются в органической природе, в общественной жизни, в военном деле.

Взаимопроникновение противоположностей означает, что при определенных условиях они могут обогащать друг друга, меняться местами, превращаться друг в друга. Так, активная оборона служит подготовкой наступления и сопровождается определенными наступательными действиями. Вместе с тем при наступлении необходимо учитывать возможность нанесе­ния противником контрудара. Следовательно, надо быть гото­вым к его отражению, переходу частью сил к обороне.

Проблемы противоречия и связанного с ним источника развития занимают одно из центральных мест в философии и науке.

Противоре­чие как взаимоотношение противоположностей имеет три со­стояния:

1) взаимополагание, единство противоположностей;

2) взаимоисключение, борьба противоположностей;

3) взаи­мопроникновение, переход одной противоположности в дру­гую. Эти три состояния и выражают сущность закона единст­ва и борьбы противоположностей.

Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственны­ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противо­речий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.

Внутренние противоречия и сама война как общественное явление.

Единство политического содержания и вооруженной борьбы в ней диалектично. Ведущая роль в нем принадлежит политическому содержанию войны. Однако вооруженное на­силие обладает высокой активностью и может оказывать су­щественное влияние на политическое содержание войны. В противоречивых отношениях находятся и другие элементы содержания войны.

Процесс ведения боевых действий характеризуется непре­рывным возникновением и. разрешением этих противоречий. Решение командира в боевых условиях — это не что иное, как мысленное разрешение противоречий боя.

Диалектическое отрицание как момент развития

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Итак, закон отрицания отрицания показывает цикличе­ский, необратимый характер процесса развитии, его основные этапы, раскрывает взаимосвязь старого и нового. Согласно этому закону развитие идет через цепь диалектических отри­цаний, которые обусловливают преемственность между старым и новым, удержание («снятие») положительного в старом, повторение отдельных черт прошлого на новой качественной основе.

Важное значение для деятельности командира имеет тре­бование преемственности, учет которого помогает ему бороть­ся как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием полученного наследия. Из него вытекает и такое требование к познавательной и практической деятельности, как необходимость бережного отношения к положительному опыту прошлого, умение извле­кать из него все ценное.

Таким образом, основные законы материалистической диа­лектики раскрывают сущность процесса развития, его меха­низм и направленность.

Характеризуя различные стороны единого процесса раз­вития, они проявляются в неразрывном единстве. Так, про­цесс перехода количественных изменений в качественные и обратно содержит и противоречие, и диалектическое отрица­ние. Единство и борьба противоположностей неизбежно вклю­чают количественно-качественные отношения и отрицание от­рицания. В процессе отрицания отрицания происходят разделение единого на старое и новое и борьба между ними, переход количественных изменений в качественные. Иными словами, единство материального мира обусловливает един­ство действия его законов. Вместе с тем следует иметь в виду, что при одновременном действии законов материалистической диалектики каждый из них обладает относительной самостоя­тельностью.

Развитие военного дела, успех практической деятельности командных кадров в значительной степени зависят от того, в какой мере ими учитываются требования основных законов материалистической диалектики. Для этого необходимо, что­бы командные кадры глубоко овладели научной методологией и на этой основе умели всесторонне анализировать развитие военного дела в прошлом, в настоящем и прогнозировать его будущее.

«Роль категорий диалектики в развитии военной науки»

Без категорий диалектики немыслимо научное познание сложных процессов и такого специфического социального явления, как война и военное дело. Необходимость при­менения категорий диалектики воен­ной наукой объясняется, во-первых, тем, что категории и по­нятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики.

Философские категории, как универсальные и наиболее глубокие, отражают всеобщие и самые существенные связи и отношения, свойства действительности. Категории военной нау­ки отражают существенные связи и отношения, общие свойства явлений и процессов в такой сравнительно ограниченной, част­ной области действительности, как вооруженная 6opь6a и воен­ное дело в целом. Между всеобщими и частными свойствами, отношениями существует органическая взаимосвязь. Общее так или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные сторо­ны, моменты. На этой объективной основе складывается глу­бокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкрет­ное проявление философских категорий.

В свою очередь, формирование философских категорий происходит в значительной мере под влиянием развития спе­циальных отраслей знании, в том числе и военных. Они дают обширный материал для обогащения и совершенствования ка­тегорий диалектики.

Во-вторых, необходимость применения категорий диалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ного дела используются категории и понятия не только воен­ной, но и других, смежных с нею частных естественных, тех­нических и общественных наук. Разобраться в сложном пере­плетении понятий и категорий этих наук, установить степень сходства и различия понятий, применяемых в военной науке, с понятиями других наук можно только одним путем: сопо­ставляя эти понятия через философские категории как некий общенаучный эквивалент.

В-третьих, особенно велико значение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки. Современный этап связан с наиболее глубокими изменениями в военном, деле за всю его историю. Это неизбежно ведет к переосмыслению, уточнению основных категорий и понятийили иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные сторо­ны, моменты. Па этой объективной основе складывается глу­бокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкрет­ное проявление философских категорий. Именно они выступают исходной, методологической основой обогащения, уточнения всего понятийного арсенала военной теории.

Категории диалектики воспроизводят свойства и отноше­ния бытия во всеобщем виде и являются универсальными, т. с. применимыми к любому фрагменту бытия, философскими категориями. Они определяют зону и направленность видения действительности, ориентируют на сущностное, т. е. па глубо­кое понимание мира человеком, организуют познавательную деятельность в любой области. Отражая объективную диа­лектику действительности, категории, будучи освоенными че­ловеком, выступают в качестве всеобщего метода, инструмен­та познания и преобразования действительности. «Перед че­ловеком,- отмечал В. И. Ленин,- сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из приро­ды. Сознательный человек выделяет, категории суть ступень­ки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».

Философские категории связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. То же самое необходимо отметить и для мышления в любой кон­кретной области, когда категории диалектики входят в более общую систему, включающую как минимум философские и специальные категории в их взаимопереплетении.

Подводя итоги всему выше сказанному, мы приходим к выводу, что методологическое значение философской категории развития имеет огромное значение для военного дела. Убедиться в этом не сложно, если хорошо уяснить себе значение такого понятия, как противоречие. Это понятие в основной части проходит как источник развития, а развитие – это общее свойство бытия, такое изменение материальных и идеальных объектов, которое приводит к их переходу на иную (как правило, более высшую) ступень организации. Наш мир, государство непрерывно развиваются, а вместе с ними развивается и военное дело, но также, нас окружают постоянные противоречия, которые заставляют нас делать шаг вперед, переходить на более высшую ступень. Поэтому значение данной категории философии для военного дела очевидно. Таким образом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающих из закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противо­речий в их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовки и ведения вооруженной борь­бы.

Роль категорий диалектики в развитии военной науки не менее велика, чем и в развитии военного дела. Это объясняется тем, что категории и по­нятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики. Применение категорий диалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ного дела используются категории и понятия не только воен­ной, но и других, смежных с нею частных естественных, тех­нических и общественных наук. Особенно велико значение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки.

Список используемой литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 11:13:52 06 июля 2008 Похожие работы
Просмотров: 661 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать