чем определяется выбор вида игры на уроке
Урок-игра как форма организации познавательной деятельности учащихся
Школа – второй дом ученика, в котором идет подготовка его к жизни, труду и творчеству. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Пробуждая интерес, наблюдательность, мышление, не только на уроках математики, сталкиваешься с решением, что надо отобрать формы, средства, методы и методические приемы обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям, столь необходимые для воспитания и развития учащихся, как активных субъектов обучения.
Центральное место в педагогике и методике занимает проблема активизации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности, стимулирующую его мыслительную деятельность. Одной из таких форм является игра. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным.
Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:
Психологические требования
Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально-психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения.
Педагогические требования
Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.
Наличие в жизни школьника усвоенного ранее вида деятельности (игры) есть эмоциональная опора личности. Этот вид деятельности облегчает адаптацию, в нем ребенок черпает образцы для решения новых жизненных задач и, таким образом, ему обеспечивается психический комфорт, который имеет важное значение для нормального развития умственных, нравственных, физических сил. Игра для подростков остается наиболее освоенной деятельностью, они в ней чувствуют себя уверенно: владеют способами, приемами общения, умеют ставить цели, согласовывать действия, предвидеть результат и в конце игры приходить к общему мнению в ее оценке. Общение как составная часть игры стоит в ряду практически не разработанных проблем педагогического исследования.
По мнению СА.Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:
По форме проведения
1. Настольные игры
а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики.
Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.
2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН.
4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.
5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-7-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:
Игровые техники на уроке: зачем использовать и как не переборщить
Наталья Кулик
27 декабря 2019 • 18:55
Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.
Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.
Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.
Плюсы и минусы использования игровых техник
Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.
Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).
К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).
Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.
Условия эффективного использования игротехник на уроке
Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.
Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.
Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.
Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.
Примеры использования игровых техник на уроке
Использовать отдельные игровые элементы, например, при разминке, оценке знаний, проведении небольших тестов помогают порталы Kahoot.com и mentimeter.com. Бесплатная часть сервисов дает возможность опрашивать аудиторию, выводя результаты опроса на экран, строить «облака слов», давая определение новому понятию, проводить тестирование в интерактивном формате. Обеспечить интерактивное взаимодействие с использованием смартфонов поможет и мессенджер Telegram.
Примерами качественных настольных игр, которые могут быть использованы на уроке, являются «История России в лицах» от Mosaicum, «Эволюция» от Мосигры. Больше игр можно найти в путеводителе по настольным играм на портале tesera.ru
Если же вы решились стать игротехником и самостоятельно разрабатывать игры для своих уроков, полезным может стать бесплатный онлайн-курс «Игропрактика в образовании» от НИТУ «МИСиС» на платформе «Открытое образование» openedu.ru.
Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.
Об авторе: Евгения Викторовна Кузнецова, кандидат юридических наук руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» УрФУ, преподаватель Уральского федерального университета и Уральского государственного юридического университета
Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.
Статья «Типы и виды дидактических игр на уроках окружающего мира»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
с. Варениковское Степновского района Ставропольского края
« Типы и виды дидактических игр на уроках окружающего мира »
Составитель: Шевченко С.В.
учитель начальных классов
Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми. Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Их можно разделить на следующие виды:
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении младших школьников.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры- путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что- то сделать: «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы. » или «Что бы я сделал. «, и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, проблема и т.п. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. » или «Что бы я сделал. «. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно- доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи – фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.
Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.
Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть не более 8-10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение. Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении. Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный темп, ритм; в её процессе допустимы пространственные объяснения; правила должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в игре. Учитель должен сам показывать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель её проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, интерес к игре моментально угасает. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно.
Дидактические игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.
Использование дидактических игр несомненно даст заметный эффект в развитии детей.
Игры в школе на уроке: за и против
Данила Доманин
Игровые методики обучения применяли еще в Древних Афинах (VI-IV вв. до н. э.). Выясняем, как использовать игры в школе на уроке сейчас и в чем их недостатки и преимущества.
Дидактические игры в школе на уроке: за и против
Что такое методика игрового обучения
Игровая методика обучения — развлекательная и легкая манера подачи материала или проверки знаний. Дополнительно можно создавать конкуренцию — для дополнительной мотивации.
По-простому: это игра в школе на уроке, во время которой дети либо изучают что-то новое, либо демонстрируют свои знания. Все зависит от цели, которую преследует педагог.
Игра может быть абсолютно любой. Главное, как и во всех играх, — четко сформулированные правила и призы для победителей и проигравших, безусловно различающиеся по ценности. Справедливое судейство и структура игры должны быть понятны и открыты для учеников, чтобы не возникло конфликтов и обид.
Отличия игровой методики от других:
С помощью игры часто моделируют реальные ситуации с которыми ребенку, возможно, придется столкнуться. Это позволяет ему подготовиться к определенным сложностям жизни заранее.
Какие игровые методики обучения бывают
Строгой классификации игровых методик нет. Но лично я разделяю игры в школе на уроке по цели обучения и по виду проведения. Есть еще классификация игр, основанная на применяемых навыках и психологическом развитии.
Игры в школе на уроке по цели обучения
Игры могут быть направлены на изучение нового материала. Основная цель — в легкой и развлекательной форме донести новую информацию по предмету. Можно использовать модель игрового жанра «квест», где каждый ответ на вопрос открывает следующую дверь для учеников. В таких играх необходимо создать определенного рода сценарии и историю.
Второй вид игр направлен на проверку и усвоение знаний. В данном случае нужно создать хорошую и благоприятную атмосферу для полного раскрытия потенциала учеников. Можно использовать:
Игры в школе на уроке по виду проведения
Основной и часто используемый вид — командная игра. Вариаций проведения командных игр огромное множество, начиная все с тех же командных викторин и заканчивая различными проектами, которые команды готовят и представляют на общее обозрение.
Однако при использовании игр командного характера вам необходимо внимательно проследить, все ли члены команды участвуют в игре (или кто-то просто отлеживается) и все ли довольны своими командами.
Второй тип — индивидуальная игра. Основное отличие — каждый ученик (игрок) работает на себя. В таком виде игр гораздо меньше разнообразия. Я могу привести в пример только индивидуальную викторину. Однако в сравнении с командной игрой в этом случае будут задействованы все ученики.
Как использовать игры в школе на уроке
Использовать игровые методики можно при любом удобном случае: они достаточно эффективны и удобны. Однако следует помнить, что под разный возраст специфика игры должна меняться:
Возраст ребенка | Специфика игры |
---|---|
Младшие классы (1-4 класс) | Игры должны быть более фантастическими и сказочными, чтобы дети увлекались и благодаря своему воображению могли погрузиться в игру полностью. А значит, и полностью погрузиться в изучение материала. |
Средние классы (5-9 класс) | Для средних классов сказочность уже не стоит в приоритете. Для такого возраста будет более подходящими игры конкурентного характера. Еще хороши игры, где дети смогут проявить свои индивидуальные качества. |
Старшие классы (10-11 класс) | В старших классах лучше всего использовать игры достаточно реального характера: сталкиваться с проблемами действительно существующими и пробовать решать их. Для старших классов также лучше использовать командные игры, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в различных ролях: лидер, заместитель, генератор идей и т. д. |
Игры в школе на уроке: специфика в зависимости от возраста детей
Плюсы и минусы игровых методик обучения
Собрал положительные и отрицательные стороны игровых методик обучения в удобную таблицу:
Основные плюсы | Основные минусы |
---|---|
Очень большая эффективность при проверке знаний и изучении нового материала. | Сложность в организации игры. Необходимо дополнительное время, чтобы придумать качественную игру. |
Легкая и приятная атмосфера, также дополнительный интерес и разнообразие. | Проблематично поддерживать порядок в классе, когда все сильно вовлечены в игру. |
Возможность использования всех навыков и полное раскрытия творческих способностей. | При командных играх сложно уследить, все ли ученики работают на уроке. |
Плюсы и минусы игры в школе на уроке
Два примера игровых методик обучения
Лично я достаточно часто использую игры на своих уроках. Вот две моих самых любимых игры:
1. Игра «Я ученый»
Для изучения нового материала я предпочитаю придумать интересную историю и устроить своеобразные дебаты. Каждого из своих учеников я назначаю ученым (Эйнштейн, Ломоносов, Ньютон и т. д.), и мы сталкиваемся с какой-то глобальной проблемой, пытаясь решить ее. Каждый из учеников должен выдвинуть идею, а после все ребята рассматривают ее. Так мы постепенно приходим к правильному ответу.
2. Игра «Физический бой»
Для проверки знаний я использую игру «Физический бой». Суть игры достаточно проста.
Делимся на команды. Около 20 минут каждая команда решает предоставленные им задачи, после чего жребий определяет, какая команда будет делать первый ход. Далее каждая команда вызывает другую на задачу, которую посчитает нужным. Та команда, которую вызвали, должна продемонстрировать свое решение и объяснить его. Другая же, вызвавшая команда, должна попробовать опровергнуть решение или, если согласна с ним, дополнить его, если сможет. И так все команды вызывают друг друга по очереди до тех пор, пока не закончится время или задачи.
Оценивается все это следующим образом:
Таким образом, кто наберет больше всего очков, тот и выиграл. Однако, как можно увидеть, все зависит не только от способностей решать задачи, но и от стратегии игры: кого вызывать и на какие задачи? Ведь задачи тоже есть сложные, а есть и полегче.