чем определяется ведущая деятельность

Что такое ведущая деятельность?

Ребенок никогда не будет жить по принципам взрослого человека, так как у него есть свои интересы, и он по-своему реагирует на то, что происходит вокруг. Ребенок является личностью, которая выбирает для себя определенную деятельность и живет по своим интересам.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Деятельность человека согласно Леонтьеву

Деятельность человека предполагает не только физическую активность, но также и психическую. Категорию деятельности часто используют в детской психологии. Наиболее полно о ведущей деятельности было написано в трудах и рефератах А. Н. Леонтьева.

Согласно теории Леонтьева, термин «деятельность» означает процесс, который характеризует отношение индивида к миру. Деятельность ребенка может сказать о том, как происходит его психическое развитие. Одна деятельность может быть более важной, другая же — играть второстепенную роль. Именно поэтому следует говорить о том, как ведущая деятельность влияет на психику ребенка.

Автор считал, что каждая стадия развития характеризуется проявлением интереса к определенному виду деятельности.

Ведущая деятельность и ее виды

Ведущая деятельность структурирована:

Можно выделить различные виды деятельности в зависимости от возрастных изменений:

Одним из самых значимых периодов в развитии человека является возраст от рождения и до 7 лет.

Основная деятельность до 12 месяцев

С самого рождения малыш зависит от матери, однако, до 2 месяцев нельзя говорить о критериях, характеризующих ведущую деятельность. Уже с 2 месяцев и до года главным компонентом в формировании и развитии малыша является тесная эмоциональная связь с мамой. Эта связь позволяет сформировать у младенца определенные навыки:

Ранний возраст

Когда малыш взрослеет, ему больше присуще предметно-манипулятивное действие, так происходит его познания мира. На данном этапе происходит разделение в развитии психики мальчиков и девочек, это связано с тем, какие требования выдвигает общество по отношению к культурным образцам. Подобное приводит к тому, что у мальчиков хорошо развито абстрактное мышление, а у девочек — социальное. Признаками гармоничного течения данного этапа является развитие речи, самооценки, желание делать все самостоятельно.

Период дошкольного возраста характеризуется игровой деятельностью, благодаря которой у ребенка развивается творческое мышление, речь становится правильной, он начинает словесно мыслить, а также анализировать происходящее. Все эти умения являются очень важными в процессе развития и становления личности. Улучшать эти навыки помогают тренажеры Викиум.

Источник

ведущая деятельность

Полезное

Смотреть что такое «ведущая деятельность» в других словарях:

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… … Российская педагогическая энциклопедия

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… … Педагогический терминологический словарь

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности … Словарь-справочник по педагогической психологии

ведущая деятельность — деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития … Психомоторика: cловарь-справочник

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности … Словарь по педагогической психологии

деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Чем определяется ведущая деятельность

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность
чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность
чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность
чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьЭто полезно знать… Ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность
чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельностьчем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Что такое ведущая деятельность?

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.
Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Ведущая деятельность — это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Она характеризуется следующими признаками:
а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя);
б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников — процессы отвлеченного мышления);
в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью).
Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе, она составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте.

Выделяют следующие ведущие деятельности в определенных возрастных периодах:

1. Непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослым присущее младенцу с первых дней жизни и до одного года.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Благодаря этому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы манипулятивных и предметных действий.

2. Предметно–манипулятивная деятельность основное занятие для детей от 1 года до 3 лет (раннее детство). В этих занятиях ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия, под влиянием которого происходит развитие всех других психических процессов, развитие мышления. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, постепенно овладевая значениями предметов.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

4. Учебная деятельность – ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и формировании социальной компетентности.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьник.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

6. Такой вид ведущей деятельности, как профессионально-учебная, свойственна молодым людям 15 – 18 лет.
Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Формируется психологическая готовность к самоопределению.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Зачем родителям знания о ведущей деятельности?

Если, мы, родители знаем основные характеристики ведущей деятельности каждого возрастного этапа развития своего ребенка, то нам будут более понятны их интересы и требования, поведение и капризы.
Мы сможем грамотно, с учетом возрастных психологических потребностей ребенка, выстраивать и свою систему требований к нему, и свое поведение в отношении его.
И мы будем понимать, как важно….
— с первых дней рождения общаться со своим младенцем, разговаривать с ним, держать на руках, играть, радоваться вместе с ним;
— позволять малышу активно познавать окружающий мир, понимая, что ему очень важно ощупывать предметы, осваивать действия с ними;
— дошкольнику играть со сверстниками, иметь друзей, уметь общаться с другими детьми и другими взрослыми;
— младшему школьнику поддерживать интерес к учению, обращать внимание на его достижения, помогать ему справляться с учебными трудностями, чтобы он осознавал и гордился своим новым, таким важным социальным статусом – он школьник и занимается очень важным не только для него, но и для всей семьи делом;
— общение для подростка (может даже более важно, чем его учение); как для него необходима поддержка и понимание родителей, если возникают проблемы с общением с друзьями и одноклассниками;
— оказать содействие старшему школьнику в выборе будущего профессионального пути.

Источник

Понятие ведущей деятельности

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т. е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенкахарактерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

Фотоблоги, которые вас заинтересуют

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т. е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

5. Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Вопросы

1) Что такое активность личности и в чем она проявляется?

2) Что такое потребности? Какие группы потребностей можно выделить?

4) Что такое деятельность? Перечислите виды деятельности?

5) Что понимается под «ведущей деятельностью»?

Практическое.

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой. Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется краткость и образность. Приводится пример: псевдоним – «Дядя Вася», отличительный знак – лопата, девиз – «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисунки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся характеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пятибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокупности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания художественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рождается у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предлагает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к созданному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмениваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень – умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местного значения», они должны постараться привлечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им «характеристику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих узнали быстрее всех, и следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Источник

Понятие ведущей деятельности в работах Л. С. Выготского и его последователей 2610

Понятие ведущей деятельности

Замечание 1
Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.

В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.

Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка

Концепция ведущей деятельности

Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.

Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.

Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А.В. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Понятие ведущей деятельности, её признаки и виды.
ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»
31. Понятие ведущей деятельности, её признаки и виды.

Ведущая деятельность (ВД)

(ввел Блонский)

это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-и ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды д-ти.2.В этой д-ти формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения л-ти. Ведущей не может стать любая д-ть, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой д-ти можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты д-ти. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме д-ти в развитии ребенка-дошкольника. Идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы д-ти. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития л-ти. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа д-ти, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип д-ти, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип д-ти».

Примечания

Ведущая или основная?

Стоит отметить, что то, чем занят ребенок на протяжении определенного промежутка времени, например, хобби или одно излюбленное занятие, хоть и влияют на его развитие, но по факту не являются ведущей деятельностью. Речь идет о тех процессах активности, которые оказывают стимулирующее воздействие на индивидуума. Для малышей лет до семи игра как ведущая деятельность — это норма. Впоследствии ее заменяют другие занятия. Так происходит естественный процесс эволюции игры, поэтому родители должны следить, чтобы малыш не зацикливался на одном и том же развлечении. Их задача — организовать ребенку разнообразное времяпрепровождение, предоставив ему возможность свободного выбора игр.

чем определяется ведущая деятельность. Смотреть фото чем определяется ведущая деятельность. Смотреть картинку чем определяется ведущая деятельность. Картинка про чем определяется ведущая деятельность. Фото чем определяется ведущая деятельность

Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте

Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте. Согласно Д.Б. Эльконину, младший подростковый возраст

(12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание, а
старший подростковый возраст
(15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте — «общественно-полезная деятельность», по В.В. Давыдову — «общественно-значимая деятельность» С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества референтно-значимую, К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка [5].

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение. В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет.

Определение и особенности понятия

Ведущая деятельность — это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него ключевое влияние. Каждому этапу присущи свои варианты занятий и все родители обязаны четко знать их. Отметим, что это не один определенный род действий, а их комплекс. Овладение каждым из этих действий помогает ребенку беспроблемно перешагнуть на очередную ступень развития. Для всех детей особо критичным в плане их эмоционального, психологического и физического развития, а также процесса их социализации, есть возраст от рождения примерно до шести-семи лет. Важно, чтобы ведущая деятельность ребенка в каждом из периодов, о которых мы расскажем немного дальше, соответствовала его умственным и психоэмоциональным возможностям.

Литература

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими. В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей.

Раннее детство — 1-3 года

После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать «похожими» на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *