чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании
Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании
Исходя из общего понятия спортивной техники, техники академической гребли и ее характеристики, основными параметрами для оценки технического мастерства следует считать:
1. Траекторию движений весла и звеньев тела гребца.
2. Величину и динамику внешних и внутренних сил, возникающих в системе лодка –г ребец – весло в результате двигательных действий гребца.
2. Горизонтальный занос.
3. Своевременная подготовка лопасти весла, с тем, чтобы в момент окончания движения к носу лодки оно коснулось воды и начало погружение.
4. Непрерывность движения гребца, весла и лодки.
Движения гребца должны обеспечивать рациональное использование всех участвующих в работе звеньев тела, выполнение веслом заданной траектории и подчиняются следующим требованиям:
1. Широкая амплитуда движений с хорошей группировкой в положении начала гребка.
2. Полное дотягивание рукоятки весла в конце гребка.
К таким позициям можно отнести:
1. Касание веслом воды.
2. Погружение весла в воду.
3. Вертикальное туловище.
4. Начало работы рук.
5. Распрямление ног.
6. Окончание гребка.
7. Вывод рук за колени.
8. Начало сгибания ног в коленях.
9. Окончание группировки.
10. Касание веслом воды.
Позиции перечислены в последовательности, свойственной эталонной технике гребли Ю. Малышев, В. Иванов. Изменение последовательности некоторых позиций оказывается большой помехой даже у квалифицированных гребцов. Например, сгибание ног в коленях раньше, чем руки перешли за них, очень сильно мешает при волне. Начало работы рук раньше, чем корпус пришел в вертикальное положение, не позволит эффективно использовать широчайшие мышцы спины, т.к. они будут в это время растянуты. Окончание группировки и касание веслом воды должны совпадать по времени, интервал между этими позициями называется «зависание весла в воздухе» или «промашка». Использование хронограмм для определения технической совместимости при комплектовании экипажей дает положительные результаты и позволяет избежать ошибок. Особенно важно совпадение позиций 1, 2, 3, 9.
14.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки
Под технической подготовкой следует понимать процесс освоения спортсменом системы движений, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. В процессе долговременных занятий спортом система соревновательных действий и подготовительных упражнений отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных и физических возможностей.
Под техническим мастерством, или технической подготовленностью принято понимать степень освоения спортсменом системы движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.
По мнению В. М. Зациорского (1979), для характеристики технической подготовленности необходимо рассмотреть ряд критериев, позволяющих определить – что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. При ответе на вопрос «что?» характеризуются объем и рациональность технических действий. Отвечая на вопрос «как?», мы подразумеваем эффективность и освоенность выполнения двигательных действий.
Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.
Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем – числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.
Так, например, соревновательный объем технической подготовленности прыгуна в длину характеризуется умением спортсмена выполнить прыжок с разбега. Однако для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имитационных упражнений для совершенствования технического мастерства в прыжке. Наряду с этим общий объем его технической подготовленности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).
Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов, однако ведущие борцы владеют в совершенстве 2–3 приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. При этом их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут продемонстрировать существенно больший объем технических действий.
Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует разносторонность технической подготовленности, которая определяет и способность продемонстрировать тот или иной арсенал технических действий в условиях состязания, и возможность использовать разнообразные упражнения в тренировке для развития силы, быстроты, выносливости, координации (ловкости), а также совершенствования технического мастерства.
Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» подразумевает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рациональностью техники понимают определенный способ выполнения движений (используемой разновидности техники), позволяющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной спортивной технике дал В. М. Дьячков (1972): это – «специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов».
Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой – индивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также учетом особенностей внешних воздействий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т. п.).
Эффективность техники – это качество владения техническим действием самим спортсменом, т. е. степень близости наиболее рациональному варианту выполнения двигательного действия. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «Как?».
В связи со специфическими особенностями оценки результатов соревновательной деятельности в различных видах спорта используют разные критерии оценки эффективности технического мастерства. Существует несколько показателей эффективности техники:
– абсолютная эффективность – в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий добиться наилучшего спортивного результата (в простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат – к такому критерию часто прибегают в игровых видах и единоборствах: техника эффективна, если приводит к забитому голу, завершенному приему);
– сравнительная эффективность – за образец берется техника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивается качество исполнения других атлетов (такие критерии используются в сложно-координационных видах спорта);
– реализационная эффективность – оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в соревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.
Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, надежность их выполнения. Освоенность, или надежность выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обеспечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов. При этом, по мнению Д. Д. Донского, В. М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:
– стабильность и вариативность;
– стандартизацию и индивидуализацию;
– произвольность и автоматизм.
Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильностью технических действий, а с другой – и необходимой ее вариативностью.
Стабильность – это высокая степень постоянства воспроизведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устойчивости достижения высокого спортивного результата.
Вариативность – это организация вынужденной изменчивости отдельных структур двигательного действия с целью обеспечения стабильности высокого конечного результата.
При оценке необходимого уровня стабильности и вариативности технического мастерства следует учитывать, что все спортивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:
1-я – упражнения с большей необходимостью стабилизации кинематической структуры – выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т. п.);
2-я – упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры – достижение максимального количественно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля и т. п.);
3-я – упражнения с необходимостью большой вариативности спортивных действий – обеспечение конечного эффекта в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).
Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значительной мере обусловлены сложившимися традициям, стилистическими и эстетическими оценками. Здесь требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. При этом огромное значение имеет совершенство ритмической структуры, точнейшее соблюдение временных отношений, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.
Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса требования к их динамической структуре столь же велики. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, то динамической структуре должна быть свойственна достаточная приспособительная изменчивость, позволяющая преодолевать помехи, возникающие по ходу выполнения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к помехам.
Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), определяется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена для достижения высокого результата. Поэтому конечный эффект будет обусловлен стабильностью динамической структуры.
Совершенствование мастерства обусловлено подбором двигательных действий, соответствующих современному уровню физической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет индивидуализация техники, связанная с учетом не только физического состояния спортсменов, но и воздействий внешней среды.
Переменные условия соревновательной борьбы в единоборствах и спортивных играх (3-я группа) требуют минимальной тактической информативности технических приемов. Отсюда вытекают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. При этом для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих фаз.
Стандартизация – это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомеханической целесообразности и обусловливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).
Индивидуализация – это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечивающее высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике ведущих качеств спортсмена.
Человек управляет движениями произвольно, то есть сознательно. При этом качество управления во многом зависит от полноты осознанной информации о характеристиках выполняемого движения. Однако не вся информация о движении, воспринимаемая рецепторами, доходит до уровня сознания, а обрабатывается на более низких уровнях центральной нервной системы. Поэтому возможность эффективно осуществлять двигательные действия во многом обусловлена способностью организма управлять пространственно-временными и динамическими характеристиками движения на уровне подкорки – автоматизированно. Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывается в процессе тренировки, по мере многократного повторения и уточнения двигательных действий.
Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность атлета.
Показатели технического мастерства
Показатели технического мастерства
Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.
В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.
1.1. Объем технической подготовленности
Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил — не выполнил, умеет — не умеет).
Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности. Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом; соревновательный объем — числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя, табл. 12). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам
1.2. Разносторонность технической подготовленности
Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую или соревновательную разносторонность. Технические действия, освоенные спортсменом, могут принадлежать к одной группе (например, в вольной борьбе — броски с захватом руками за руки и туловище противника) или к разным группам (броски с захватом руками за ноги противника, с действием ногами на ноги противника и др.). В последнем случае разносторонность технической подготовленности спортсмена выше. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.
Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).
1.3. Рациональность техники
Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники — это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. Та или иная техника может быть более или менее рациональной (например, при плавании вольным стилем самым рациональным способом оказывается кроль, хотя пловцу вовсе не возбраняется любой другой способ). В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.
Рациональность технических действий определяется следующим образом. В прыжках в высоту (рис. 132) результат (Я) зависит от:
H 1 — высоты центра тяжести (ЦТ) тела в момент отрыва от земли;
H 2—высоты подъема ЦТ тела в прыжке (высоты подпрыгивания);
H 3 — расстояния от ЦТ тела до планки в момент перехода через
В способе «фосбюри» h 1 меньше, чем в других способах прыжка (главным образом, за счет маха не прямой, а согнутой ногой), но h 2 больше из-за более выгодных условий отталкивания. В результате высота подъема ЦТ тела в прыжке ( h 1 t + h 2 ) примерно одинакова во всех способах. Однако h 3 в перекидном и «фосбюри» мало и практически одинаково (6—8 см), а в прыжке «ножницами» недопустимо велико (до 25—30 см). Из-за этого, прыгая «ножницами», нельзя показать высокий результат, этот способ нерационален. Перекидной способ и «фосбюри» примерно одинаково рациональны.
В толкании ядра сильнейшие спортсмены используют сейчас два основных варианта техники:
1) с линейным махом ноги (без поворота),
2) с круговым махом ноги (с поворотом, примерно как в метании диска).
Какой из этих вариантов более рационален, пока точно неизвестно.
Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технических действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения — как спортсмен выполняет движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностями победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой (например, хорошо прыгает «ножницами» или плывет баттерфляем), а не тот, кто разучил пусть и рациональную технику, но владеет ею плохо (прыгает способом «фосбери» неумело, плывет «дельфином» неправильно).
Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоенность его выполнения.
Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2021 г. № 391 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание”
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354) и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 41 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.02.2018, регистрационный № 50011).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр | О.В. Матыцин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2021 г.
Регистрационный № 64117
УТВЕРЖДЕН
приказом Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Федеральный стандарт спортивной подготовки
по виду спорта «плавание»
I. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки
систему спортивного отбора и контроля;
перечень материально-технического обеспечения;
перечень информационного обеспечения.
1.1. На «Титульном листе» Программы указываются:
название Программы с указанием вида спорта (спортивной дисциплины) и этапов спортивной подготовки;
наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
год составления Программы.
1.2. В «Пояснительной записке» Программы указываются:
название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;
цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы;
срок реализации Программы;
характеристика вида спорта «плавание», входящих в него спортивных дисциплин и их отличительные особенности.
1.3. «Нормативная часть» Программы должна содержать:
структуру тренировочного процесса (циклы, этапы, периоды и другое);
продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления и перевода на этапы спортивной подготовки, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 1 к ФССП);
требования к объему тренировочного процесса (приложение № 2 к ФССП), в том числе к объему индивидуальной подготовки и предельные тренировочные нагрузки;
режимы тренировочной работы и периоды отдыха (активного, пассивного);
виды подготовки (общая физическая и специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая), а также соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 3 к ФССП);
требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 4 к ФССП);
перечень тренировочных мероприятий (приложение № 5 к ФССП);
годовой план спортивной подготовки;
планы инструкторской и судейской практики;
планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств;
планы мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
1.4. «Методическая часть» Программы должна содержать:
рекомендации по проведению тренировочных занятий с учетом влияния физических качеств на результативность (приложение № 6 к ФССП);
планы-конспекты тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки с указанием видов упражнений, средств и методов тренировки;
рекомендации по планированию спортивных результатов; рекомендации по организации научно-методического обеспечения, в том числе психологического сопровождения.
1.5. «Система спортивного отбора и контроля» должна содержать:
мероприятия по отбору спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта «плавание»;
критерии оценки результатов реализации Программы на каждом из этапов спортивной подготовки в соответствии с требованиями к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
контроль результативности тренировочного процесса по итогам каждого этапа спортивной подготовки и сроки его проведения;
комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической и специальной физической, технической, теоретической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, и рекомендации по организации их проведения.
1.6. «Перечень материально-технического обеспечения» Программы должен содержать перечень помещений, оборудования, спортивного инвентаря и спортивной экипировки, используемых для реализации Программы.
1.7. «Перечень информационного обеспечения» Программы должен содержать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для использования в работе лицами, проходящими спортивную подготовку, и лицами ее осуществляющими.
II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «плавание» (спортивных дисциплин)
2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки, определяют возможность зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа спортивной подготовки на другой этап спортивной подготовки, учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «плавание» и включают:
2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 7 к ФССП).
2.2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду спорта «плавание» (приложение № 8 к ФССП).
2.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «плавание» (приложение № 9 к ФССП).
2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта «плавание» (приложение № 10 к ФССП).
III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки по виду спорта «плавание»
3. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта «плавание»;
соответствие требованиям к результатам реализации Программ на соответствующем этапе спортивной подготовки;
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
4. Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с годовым планом реализации Программы, на основании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
5. Лицо, осуществляющее спортивную подготовку, при участии в спортивных соревнованиях обязано соблюдать требования соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
6. Результатом реализации Программы является:
6.1. На этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств;
повышение уровня общей физической и специальной физической подготовки;
освоение основ техники и тактики по виду спорта «плавание»;
общие знания об антидопинговых правилах;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки.
6.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям видом спорта «плавание»;
повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;
формирование физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность;
соблюдение режима тренировочных занятий и периодов отдыха, режима восстановления и питания;
овладение навыками самоконтроля;
приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях на первом и втором годах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);
овладение основами теоретических знаний о виде спорта «плавание»;
знание антидопинговых правил;
6.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;
повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;
повышение функциональных возможностей организма;
формирование навыка профессионального подхода к соблюдению режима тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также требований мер безопасности; выполнение плана индивидуальной подготовки;
достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта «плавание»;
знание антидопинговых правил;
6.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;
повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;
повышение функциональных возможностей организма;
закрепление навыка профессионального подхода к соблюдению режима тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также требований мер безопасности;
выполнение плана индивидуальной подготовки;
достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
7. Продолжительность прохождения спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «плавание»
8. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «плавание» определяются в Программе и учитываются в том числе при составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также при планировании спортивных результатов.
9. Порядок и сроки формирования тренировочных групп на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом особенностей вида спорта «плавание» и его спортивных дисциплин, определяются организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.
10. Для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки необходимо наличие:
VI. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям
11. Организации должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программы, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре и иным условиям, установленным ФССП.
12. Требования к кадровому составу организаций, осуществляющих спортивную подготовку:
12.2. Для проведения тренировочных занятий на всех этапах спортивной подготовки, кроме основного тренера, допускается привлечение тренера (тренеров) по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «плавание», а также привлечение иных специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку (при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку).
12.3. Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, если:
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) первого и второго года спортивной подготовки;
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с третьего по пятый год спортивной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства;
объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
При одновременном проведении тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, не должна быть превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.
13. Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций и иным условиям предусматривают обеспечение (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом спортивной инфраструктуры) наличия:
плавательного бассейна (25 мили 50 м);
тренировочного спортивного зала;
медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238);
обеспечения оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки (приложение № 11 к ФССП);
обеспечения спортивной экипировкой (приложение № 12 к ФССП);
обеспечения проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно лиц, проходящих спортивную подготовку;
обеспечения питанием и проживанием лиц, проходящих спортивную подготовку, в период проведения спортивных мероприятий;
медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
14. К иным условиям реализации Программы относятся трудоемкость Программы (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования тренировочных групп.
14.1. Программа рассчитывается на 52 недели в год.
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, должен вестись в соответствии с годовым планом спортивной подготовки (включая четыре недели летнего периода самостоятельной подготовки и (или) летнего спортивно-оздоровительного лагеря для обеспечения непрерывности тренировочного процесса) и осуществляется в следующих формах:
тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные), в том числе с использованием дистанционных технологий;
тренировочные мероприятия (тренировочные сборы);
самостоятельная подготовка по индивидуальным планам, в том числе с использованием дистанционных технологий; спортивные соревнования;
инструкторская и судейская практики;
медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия.
14.2. В годовом плане спортивной подготовки количество часов, отводимых на спортивные соревнования и тренировочные мероприятия, указываются в соответствии с требованиями к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» и перечнем тренировочных мероприятий. Самостоятельная подготовка должна составлять не менее 10% от общего количества часов, предусмотренных годовым планом спортивной подготовки. Остальные часы распределяются организацией, осуществляющей спортивную подготовку, с учетом особенностей вида спорта.
14.3. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации Программы не должна превышать:
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
14.4. На основании годового плана спортивной подготовки организацией, осуществляющей спортивную подготовку, утверждается план тренировочного процесса и расписание тренировочных занятий для каждой тренировочной группы.
14.5. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется только на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
1 с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 12.12.2016 № 727н (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный № 45230).
Приложение № 1
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления и перевода на этапы спортивной подготовки, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Возраст для зачисления и перевода в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | 2 | 7 | 15 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 5 | 9 | 12 |
Этап совершенствования спортивного мастерства | 3 | 12 | 7 |
Этап высшего спортивного мастерства | не устанавливается | 14 | 4 |
Приложение № 2
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Требования к объему тренировочного процесса
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Количество часов в неделю | 6 | 9 | 14 | 18 | 28 | 32 |
Общее количество часов в год | 312 | 468 | 728 | 936 | 1456 | 1664 |
Приложение № 3
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»
Виды подготовки | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Один год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Общая физическая подготовка (%) | 55-57 | 50-53 | 43-46 | 32-35 | 18-22 | 13-17 |
Специальная физическая подготовка (%) | 18-21 | 23-25 | 26-29 | 33-36 | 43-47 | 48-51 |
Техническая подготовка (%) | 16-19 | 16-19 | 16-20 | 18-22 | 18-22 | 18-22 |
Теоретическая подготовка (%) | 1-2 | 1-2 | 1-3 | 1-4 | 1-4 | 1-4 |
Тактическая подготовка (%) | 1-2 | 1-2 | 1-3 | 1-4 | 1-5 | 1-5 |
Психологическая подготовка (%) | 1-2 | 1-2 | 1-3 | 1-4 | 1-4 | 1-5 |
Приложение № 4
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»
Виды спортивных соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Контрольные | 1 | 3 | 4 | 6 | 8 | 8 |
Отборочные | — | — | 2 | 2 | 2 | 2 |
Основные | — | — | 2 | 4 | 4 | 4 |
Приложение № 5
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Перечень тренировочных мероприятий
№ п/п | Виды тренировочных мероприятий | Предельная продолжительность тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Число участников тренировочного мероприятия | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям | ||||||
1.1. | Тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям | — | 18 | 21 | 21 | Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку |
1.2. | Тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России | — | 14 | 18 | 21 | |
1.3. | Тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям | — | 14 | 18 | 18 | |
1.4. | Тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации | — | 14 | 14 | 14 | |
2. Специальные тренировочные мероприятия | ||||||
2.1. | Тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке | — | 14 | 18 | 18 | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе |
2.2. | Восстановительные тренировочные мероприятия | — | До 14 дней | В соответствии с количеством лиц, принимавших участие в спортивных соревнованиях | ||
2.3. | Тренировочные мероприятия для комплексного медицинского обследования | — | До 5 дней, но не более 2 раз в год | В соответствии с планом комплексного медицинского обследования | ||
2.4. | Тренировочные мероприятия в каникулярный период | До 21 дня подряд и не более двух тренировочных мероприятий в год | — | — | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |
2.5. | Просмотровые тренировочные мероприятия для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта | — | До 60 дней | — | В соответствии с правилами приема |
Приложение № 6
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Влияние физических качеств на результативность
Физические качества | Уровень влияния |
---|---|
Быстрота | 3 |
Сила | 2 |
Выносливость | 3 |
Гибкость | 2 |
Координация | 1 |
Приложение № 7
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта «плавание»
Приложение № 8
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду спорта «плавание»
Приложение № 9
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «плавание»
Приложение № 10
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта «плавание»
Приложение № 11
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
---|---|---|---|
1. | Весы электронные | штук | 1 |
2. | Доска для плавания | штук | 30 |
3. | Доска информационная | штук | 2 |
4. | Колокольчик судейский | штук | 10 |
5. | Ласты тренировочные для плавания | пар | 30 |
6. | Лопатки для плавания (большие, средние, кистевые) | пар | 60 |
7. | Мат гимнастический | штук | 15 |
8. | Мяч ватерпольный | штук | 5 |
9. | Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг | комплект | 2 |
10. | Поплавки-вставки для ног (колобашка) | штук | 30 |
11. | Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением | штук | 30 |
12. | Разделительные дорожки для бассейна (волногасители) | комплект | 1 |
13. | Секундомер настенный четырехстрелочный для бассейна | штук | 2 |
14. | Секундомер электронный | штук | 8 |
15. | Скамейка гимнастическая | штук | 6 |
Приложение № 12
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391
Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | ||||
1. | Гидрокостюм стартовый (женский) | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 |
2. | Гидрошорты стартовые (мужские) | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 2 | 1 |
3. | Костюм спортивный | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Кроссовки спортивные | пар | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Купальник (женский) | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
6. | Носки | пар | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Очки для плавания | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
8. | Плавки (мужские) | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
9. | Полотенце | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Рюкзак спортивный | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Футболка с коротким рукавом | штук | на занимающегося | — | — | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. | Шапочка для плавания | штук | на занимающегося | — | — | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 |
Обзор документа
Утвержден новый стандарт подготовки по плаванию. Он заменит стандарт 2018 г.
Так, программа подготовки должна содержать нормативную и методическую части, систему спортивного отбора и контроля, перечень материально-технического и информационного обеспечения.
Минимальный возраст для зачисления в группу на этапе начальной подготовки составляет 7 лет. Самое значительное влияние на результаты по данному виду спорта оказывают быстрота и выносливость.