чем определяется статус города

Статус города

Содержание

История

Присвоение статуса

В большинстве стран (в том числе в России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.

Один из принципов придания населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 20 тыс. жителей и более.

Города России

В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения, занятого вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много городов, население которых меньше 12 тыс. человек, что связано с историческими факторами, а также с изменением численности населённых пунктов, уже получивших этот статус.

Города Украины

Города бывших республик СССР

Минимальный порог населения для отнесения населённого пункта к категории городов в республиках СССР:

В законодательстве Литвы нижний предел численности населения городов не был установлен.

Категории городов

Города с численностью населения более 100 тысяч жителей именуются «большими», более 250 тысяч — «крупными», более 500 тысяч — «крупнейшими», более 1 миллиона — «миллионерами» или (реже) «миллионниками». Многомиллионные города (иногда и «города—миллионеры») называют «мегаполисами» (не путать с термином « мегалополис »).

Статус других городских поселений

В республиках бывшего СССР к городским поселениям кроме городов относятся также посёлки городского типа (пгт), статус которых также приобретается при условии минимальной численности населения в 2 тыс. жителей (в России и Армении — 3 тыс. жителей, в Литве — не ограничивается).

Варианты названий пгт в республиках СССР:

Кроме того в большинстве республик бывшего СССР (кроме Украина, Белоруссии, Молдовы и Киргизстана) имеются также курортные посёлки, размер которых ограничивается в 2 тыс. жителей.

da:Stadsret de:Stadtrecht en:Town privileges eo:Urborajto li:Stadsrechte nl:Stadsrechten pl:Prawa miejskie

Источник

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус города

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

Клавиатура:

Обновлено 21 час назад

Наделение статусом городского или сельского поселения населенного пункта с численностью жителей менее 1000 человек

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», развивая конституционные нормы, закрепил территориально-поселенческий принцип формирования муниципальных образований. Согласно п. 1 ст. 10 вышеназванного Федерального закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно п. 7 ст. 11 этого же Федерального закона сельский населенный пункт с численностью менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. Но следующий, п. 8 устанавливает, что в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

Таким образом, при определенных условиях сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек могут, но не обязаны наделяться статусом сельского поселения.

Вместе с тем, при решении вопроса о наделении поселка статусом городского поселения или сельского поселения (включения в состав сельского поселения) следует исходить не только из численности, проживающего в нем населения, но и из перспектив его социально-экономического развития.

Таким образом, при возникновении необходимости наделения статусом поселения населенного пункта с численностью жителей менее 1000 человек, проживающим там гражданам следует обратиться в орган субъекта РФ, и он, исходя из плотности сельского населения субъекта РФ и доступности территории поселения определит, можно ли присвоить населенному пункту статус сельского или городского поселения.

Сообщение подготовил помощник прокурора района Королёв М.Р., тел. (42153) 3-30-06

Источник

Статус города

Статус города (городские права) — система законодательных установлений, благодаря которым населённый пункт приобретает определённые права, выделяющие его из ряда сельских населённых пунктов.

Содержание

История

Города как важные территориальные центры разного типа формировались со времён палеолита (протогорода типа Костенок), а свой особый статус по отношению к сельским поселениям доказывали всем своим существованием, особенностями городской жизни. Статус городов Египта и Шумера, Китая и Индии, Гелона в Скифии и других нередко вёлся от различных божеств и правителей. Имели особенности статусного оформления города Древней Греции и Рима, города Северного Причерноморья и Приазовья.

В Средние века городские права позволяли городу организовывать свою более независимую систему самоуправления. Статус города населённому пункту мог присвоить монарх за какие-нибудь заслуги, или горожане выкупали право называться городом. Кроме благ, которые нёс статус города, появлялись и дополнительные обязанности. Например в Кёнигсберге при строительстве домов застройщики должны были учитывать ширину улицы. При приёмке дома, или домов, всадник скакал по середине улицы, держа перпендикулярно направлению улицы копьё. Если копьё одним из концов цепляло какой нибудь дом, то этот дом сносился. Это было связано с большой ценой на землю в черте города. На определённой территории, окружённой, как правило, крепостной стеной, необходимо было разместить бо́льшее количество населения, нежели на такой же территории в сельских районах.

Присвоение статуса

В большинстве стран (в том числе в России и ранее в СССР) присвоение поселению городского статуса закрепляется законодательно, но в отдельных странах это понятие является не юридическим, а только историческим, обиходным, статистическим и прочее.

Один из принципов придания населённому пункту статуса города — численность населения. Согласно рекомендациям ООН, для возможности сопоставления урбанизации стран и других целей, предлагается считать городами все поселения, имеющие 2 тыс. жителей.

Города России

В России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, население которых меньше 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением численности населения населённых пунктов, уже имевших статус города. С другой стороны, некоторые населённые пункты, удовлетворяющие данным требованиям не стремятся получить статус города, чтобы не потерять определённые льготы.

Города Украины

На Украине населённый пункт может получить статус города только отдельным законом высшего законодательного органа государства — Верховной радой Украины, если в населённом пункте проживает не менее 10 тысяч жителей, при этом «преимущественное большинство» населения должно быть занято в отраслях вне сельского хозяйства. По состоянию на 5 декабря 2001 года (Перепись на Украине) насчитывалось 84 города (18,3 % от общего количества) с численностью населения менее 10 тысяч, а в таких городах как Берестечко и Угнев — менее 2 тысяч жителей (города Припять и Чернобыль не имеют постоянного населения).

Города бывших республик СССР

Минимальный порог населения для отнесения населённого пункта к категории городов в республиках бывшего СССР:

В законодательстве Литвы нижний предел численности населения городов не был установлен.

Категории городов

Города с численностью населения более 100 тысяч жителей именуются «большими», более 250 тысяч — «крупными», более 500 тысяч — «крупнейшими», более 1 миллиона — «миллионерами» или (реже) «миллионниками». Многомиллионные города (иногда и «города—миллионеры») называют «мегаполисами».

чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус города

Статус других городских поселений

В республиках бывшего СССР к городским поселениям кроме городов относятся также посёлки городского типа (пгт), статус которых также приобретается при условии минимальной численности населения в 2 тыс. жителей (в России и Армении — 3 тыс. жителей, в Литве — не ограничивается).

Варианты названий пгт в республиках СССР:

Кроме того в большинстве республик бывшего СССР (кроме Украины, Молдавии и Киргизии) имеются также курортные посёлки, размер которых ограничивается в 2 тыс. жителей.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Статус города» в других словарях:

Населённые пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав … Википедия

Населенные пункты России, утратившие статус города — Список населённых пунктов России, имеющих статус города, постоянно меняется некоторые населённые пункты становятся городами, другие же перестают ими быть по различным причинам становятся сельскими населёнными пунктами, входят в состав других… … Википедия

Населённые пункты Казахстана, утратившие статус города — На территории современного Казахстана существовало множество древних городов, однако большинство из них, за исключением Туркестана и Сайрама, не сохранили городской традиции до настоящего времени. На месте большинства их них теперь лишь городища … Википедия

Населенные пункты Казахстана, утратившие статус города — На территории современного Казахстана существовало множество древних городов, однако большинство из них, за исключением Туркестана и Сайрама, не сохранили городской традиции до настоящего времени. На месте большинства их них теперь лишь городища … Википедия

Населённые пункты Украины, утратившие статус города — Содержание 1 Б 2 В З 3 К 4 Л М 5 Н … Википедия

Список крупных населённых пунктов России, не имеющих статус города — В Российской Федерации населённые пункты, не имеющие статус города, разделяются на посёлки городского типа (рабочие или курортные) и сельские населённые пункты (посёлки, сёла, деревни, станицы, хутора, аулы). По данным Всероссийской переписи… … Википедия

Города Казахстана — Статус города в Казахстане имеют 86 населённых пунктов. В городах проживает 56 % населения республики. 3 города на первом, 38 городов на втором, 46 городов на третьем уровне административного деления. Больше всего городов в Карагандинской… … Википедия

Источник

Статья 17. Образование, изменение статуса населенных пунктов, включение населенных пунктов в состав городов, поселков городского типа или передача населенных пунктов в административное подчинение городу, поселку городского типа

1. Предложения об образовании, изменении статуса населенных пунктов, включении населенных пунктов в состав города, поселка городского типа или передаче населенных пунктов в административное подчинение городу, поселку городского типа направляются главами соответствующих муниципальных районов (городских округов) в Правительство Рязанской области для подготовки проекта постановления Рязанской областной Думы.

Если инициатором образования, изменения статуса населенных пунктов, включения населенных пунктов в состав города, поселка городского типа или передачи населенных пунктов в административное подчинение городу, поселку городского типа является Правительство Рязанской области, то проект постановления Рязанской областной Думы направляется на согласование в муниципальные образования, территории которых затрагиваются данными преобразованиями.

Если с инициативой об образовании, изменении статуса населенных пунктов, включении населенных пунктов в состав города, поселка городского типа или передачи населенных пунктов в административное подчинение городу, поселку городского типа выступают депутаты Рязанской областной Думы, то свои предложения по данному вопросу они направляют главам соответствующих муниципальных районов Рязанской области.

2. Изменение статуса населенного пункта осуществляется в следующих формах:

1) преобразование сельского населенного пункта в поселок городского типа;

2) преобразование поселка городского типа в город или сельский населенный пункт;

3) преобразование города в поселок городского типа.

При изменении статуса населенного пункта, влекущем изменение наименования населенного пункта, применяются также положения статьи 21 настоящего Закона.

3. Населенные пункты, которые фактически слились с городом или поселком городского типа и их инженерная, транспортная и социальная инфраструктура стала единой, могут включаться в состав города или поселка городского типа.

При этом включаемый населенный пункт перестает быть самостоятельным и становится частью (микрорайоном, улицей) города, поселка городского типа, исключается из Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Рязанской области.

4. Для рассмотрения предложений об изменении статуса населенных пунктов, включении населенных пунктов в состав города, поселка городского типа или передаче населенных пунктов в административное подчинение городу, поселку городского типа в Правительство Рязанской области представляются следующие документы и материалы:

1) решения представительных органов всех муниципальных образований, территории которых затрагиваются данными преобразованиями, и постановления глав администраций этих муниципальных образований по вносимым предложениям;

2) пояснительная записка, содержащая:

обоснование целесообразности вносимых предложений;

сведения о размере территории, в отношении которой вносятся предложения о преобразовании, численности населения;

перечень промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, организаций связи, торгового и бытового обслуживания населения;

сведения о социально-культурных учреждениях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, наличии в населенных пунктах железнодорожной станции, состоянии путей сообщения и расстоянии от населенного пункта до административного центра;

3) обоснование необходимых финансово-экономических затрат;

4) протокол проведения собраний (конференций) граждан населенного пункта по вопросу предлагаемых изменений;

5) землеустроительные, геодезические и картографические материалы, отображающие местоположение преобразуемых территорий, старые и новые границы.

5. В случае образования территории, имеющей сосредоточенную застройку и служащей местом проживания людей, образуется населенный пункт с присвоением ему статуса и наименования.

Населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.

6. Присвоение наименования вновь образованному населенному пункту производится в порядке, установленном Федеральным законом «О наименованиях географических объектов».

Информация об изменениях:

Законом Рязанской области от 6 октября 2009 г. N 121-ОЗ в часть 7 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения

7. Для рассмотрения предложений об образовании населенных пунктов в Правительство Рязанской области предоставляются следующие документы и материалы:

1) решения представительных органов муниципальных образований, на территории которых образован населенный пункт, и постановления глав администраций этих муниципальных образований по вносимым предложениям;

2) пояснительная записка, в которой указываются:

местонахождение населенного пункта (расстояние до административного центра сельского округа, района, ближайшей железнодорожной станции);

причина его возникновения;

когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки;

численность населения и его состав по преобладающему роду занятий;

предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования.

3) обоснование необходимых финансово-экономических затрат;

4) протокол проведения схода, собрания, конференции граждан, проживающих на преобразуемой территории, по вопросу образования населенного пункта;

5) проекты землеустроительных, геодезических и картографических материалов, отображающих местоположение и границы образуемого населенного пункта.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса

Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание «города федерального значения». На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.
чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус города

Субъекты федерального значения

Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.

Каким образом приобретается статус?

Специфика городов федерального значения

Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.

Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.

Города РФ, имеющие особый статус

На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус городаДанное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома «Байконур», что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.

В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).

Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус городаПоскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус городаТакже Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.

Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса. чем определяется статус города. Смотреть фото чем определяется статус города. Смотреть картинку чем определяется статус города. Картинка про чем определяется статус города. Фото чем определяется статус городаВ итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.

Заключение

Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.

Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *