чем определяется объем обучения в области аварийного реагирования

Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности трудовой деятельности работников

Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях

Перечень основных нормативных актов

2. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

Согласно определению OHSAS 18001:2007:

Несчастный случай – это инцидент, который привел к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.

Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти случившимся инцидентом», «почти произошедшим инцидентом», «опасным, рискованным инцидентом» или «опасным происшествием».

Аварийная ситуация является типичным примером инцидента.

Согласно OHSAS 18001:2007 «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них»:

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы):

Информация, которую необходимо учитывать при определении потенциально возможных аварийных ситуаций, включает следующее:

Организация должна реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для здоровья и безопасности. При планировании своей реакции на аварийные ситуации организация должна учесть потребности соответствующих заинтересованных сторон, например аварийных служб и соседних организаций. Организация должна также, где это практически возможно, периодически проводить практическое опробование своей процедуры(дур) реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны. Организация должна периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и процедуру(ы) реагирования на них, в особенности после периодических практических опробований и после имевших место аварийных ситуаций.

Согласно OHSAS 18001:2007 Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия:

Расследование инцидентов

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы) для регистрации, расследования и анализа инцидентов, чтобы:

Расследование должно проходить в пределах установленных сроков. Результаты расследований инцидентов должны документироваться, а эти записи сохраняться.

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы) по обращению с реальными и потенциальными несоответствиями и для реализации корректирующих и предупреждающих действий. Процедура(ы) должна установить требования:

В тех случаях, когда корректирующие и предупреждающие действия выявляют новые или измененные опасности или потребности в новых или измененных средствах и методах управления, процедура должна требовать, чтобы предлагаемые действия до своего внедрения подверглись процедуре анализа рисков. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринимаемое для исключения причин фактического или потенциального несоответствия, должно соответствовать значимости проблем и быть соразмерно оцененным рискам для здоровья и безопасности.

Обучение в области аварийного реагирования

Персонал должен пройти обучение способам начала работ по аварийному реагированию и методам эвакуации. Организация должна определить объём обучения, необходимый для персонала, назначенного выполнять работы по аварийному реагированию, и проверить, что такое обучение проведено. Персонал аварийного реагирования должен оставаться компетентным и способным выполнять назначенные для него действия. Если проведены изменения, оказывающие влияние на методы аварийного реагирования, необходимо повторное обучение или другие способы ознакомления персонала с новой информацией.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) все пред­приятия, учреждения и организации (далее — объекты), независи­мо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по организации обучения первой помощи пострадавшим в организации возлагается на работодателя (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, п. 12.1 ГОСТа 12.0.004-2015).

Для каких категорий работников необходимо проводить обучение:

— для всех поступающих на работу лиц;

— для работников, переводимых на другую (новую) работу;

— в силу производственной необходимости для работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня риска травмирования или острого профессионального заболевания, а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций объекта — это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от по­ражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на сосед­них с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстуальной части и приложений.

Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возмож­ной обстановки на его территории.

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Пе­речень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентиро­вочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуа­ции).

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ (АСДНР).

2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на лик­видацию чрезвычайной ситуации.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и свя­зи при угрозе и возникновении производственных аварий, ката­строф и стихийных бедствий.

Ответственным за разработку плана действий является на­чальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики.

В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть оп­ределены должностные лица объекта, ответственные за подго­товку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руко­водителя (директора) объекта, в котором определить ответствен­ных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании.

На первом (подготовительном) этапе начальнику штаба (от­дела, сектора) ГОЧС следует определиться, как и с помощью ка­ких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Для этого в настоящем методическом пособии (при­ложения 2-6) приводятся необходимые методики.

Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природ­ного характера (подраздел 1.2), как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистиче­ских данных. Эти данные можно получить в учреждениях Роскомгидромета.

На втором этапе — практической разработки документов плана — должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объ­ектовой КЧС».

К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

Главные специалисты объекта и их подразделения должны быть привлечены к разработке подраздела 1.2, руководители специализированных подразделений — подраздела 2.3 и прило­жения 2, а главный инженер — подраздела 2.4 и приложений 2 и 3.

На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализиро­ванных подразделений и специальных служб.

На третьем этапе — согласования и утверждения плана дей­ствий — документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителя­ми (директорами) объектов.

Подписывает план действий объекта начальник штаба (отде­ла, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает — начальник управле­ния ГОЧС города, на территории которого функционирует дан­ный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа.

Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.

Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.

Количество разрабатываемых экземпляров плана определя­ется вышестоящим органом управления ГОЧС.

В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Схематично обязанности и действия персонала при аварийных ситуациях можно представить следующим образом.

оказывает помощь пострадавшим, участвует в ликвидации аварии, пожара или другого происшествия;

соблюдает порядок действий в случае аварии на опасном производственном объекте; выполняет обязанности, предусмотренные планом ликвидации аварийных ситуаций.

Руководитель структурного подразделения, где произошла авария, обязан:

обеспечить незамедлительное оказание пострадавшим первой медицинской помощи, при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи;

обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин аварии обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии).

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например, МЧС России.

Источник

Чем определяется объем обучения в области аварийного реагирования

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Рекомендации являются методической основой для организации и проведения занятий с соответствующими группами населения на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в организациях, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации предназначены для руководителей курсов гражданской обороны и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки соответствующих групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Ими также должны руководствоваться руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации разработаны сотрудниками Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Н.Жуковым, Ю.А.Жуковым, О.Н.Новиковым, Н.В.Твердохлебовым под редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-майора О.Л.Мануйло.

I. Общие положения

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц, проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.5 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает получение знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта применения знаний в повседневной жизнедеятельности соответствующими группами населения в ходе:

получения общего и профессионального образования;

обучения по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

прохождения курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

II. Организация и осуществление курсового обучения

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке (приложение 1) необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение (приложение 2).

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20-25 человек с учетом:

2.7 Формы курсового обучения:

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учёт проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу (приложение 3).

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по зачисленным на обучение и вносит ее в соответствующие графы журнала, который подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение пяти лет.

III. Заключительные положения

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента их утверждения.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.

Приложение 1

Образец письма (оформляется на фирменном бланке организации)

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.05 Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 21 аперля 2021 г. N 192

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности
20.02.05 Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена «специалист по приему и обработке экстренных вызовов», указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 62570).

1.8. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.9. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.10. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.11. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПООП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

1.13. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования по образовательной программе в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

II. Требования к структуре образовательной программы

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы

Объем образовательной программы в академических часах

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Математический и общий естественнонаучный цикл

Государственная итоговая аттестация

Общий объем образовательной программы:

на базе среднего общего образования

на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование не менее 48 академических часов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренных на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.

III. Требования к результатам освоения образовательной программы

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО:

прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях);

оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии;

оказание справочно-консультативной помощи заявителям.

3.4.1. Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях):

ПК 1.1. Определять характер обращения заявителя, явных и потенциальных угроз для жизни, здоровья и имущества заявителя и иных лиц, а также угрозы нарушения правопорядка;

ПК 1.2. Использовать аппаратно-программные средства либо резервные информационные ресурсы для определения (уточнения) адреса (места) происшествия, регистрации полученных данных, направления вызова в систему информационного обслуживания населения (при наличии);

ПК 1.4. Определять необходимость оказания справочно-консультативной помощи заявителю для самостоятельного решения им возникших проблем безопасности и нарушения условий жизнедеятельности или привлечения к оказанию справочно-консультативной помощи специалистов ЭОС, ABC, ЕДДС или других служб;

3.4.2. Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии:

ПК 2.1. Определять перечень ЭОС, ABC, ЕДДС и/или других служб (при необходимости), подлежащих оповещению в связи с происшествием;

ПК 2.2. Использовать аппаратно-программные средства для передачи сообщения в ЭОС, ABC, ЕДДС и/или в другие службы (при необходимости) в соответствии с их территориальной и функциональной принадлежностью и информирования ЭОС, ABC, ЕДДС и/или других служб (при необходимости) о поступлении новых и уточняющих данных о происшествии, регистрации факта передачи сообщения;

ПК 2.3. Координировать действия специалистов ЭОС, ABC, ЕДДС и/или других служб (при необходимости), привлеченных к реагированию на происшествие;

ПК 2.4. Выполнять автоматизированную передачу данных о происшествии с признаком ЧС в ЦУКС, ЕДДС, ЭОС и ABC в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия структур.

3.4.3. Оказание справочно-консультативной помощи заявителям:

ПК 3.1. Определять по результатам опроса заявителя перечень справочной информации и/или рекомендаций по правилам поведения на месте происшествия, необходимых для самостоятельного предотвращения (преодоления) угроз жизни, здоровью, имуществу граждан, а также правопорядку;

ПК 3.2. Осуществлять поиск необходимой справочной информации и/или методических материалов по рекомендациям с помощью аппаратно-программных средств либо резервных информационных ресурсов;

ПК 3.3. Осуществлять взаимодействие с заявителем с целью передачи необходимой справочной информации и/или рекомендаций для предотвращения (преодоления) угроз жизни, здоровью, имуществу граждан, а также правопорядку, и информирования о рисках, связанных с невыполнением переданных рекомендаций

ПК 3.4. Определять по результатам опроса заявителя перечень ЭОС, ABC, ЕДДС и других служб, специалисты которых могут быть привлечены для предоставления заявителю специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций (при необходимости);

ПК 3.5. Осуществлять с помощью аппаратно-программных средств коммуникации заявителя со специалистами ЭОС, ABC, ЕДДС и других служб для передачи специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций по правилам поведения на месте происшествия (при необходимости);

ПК 3.6. Координировать действия заявителя и специалистов других служб в процессе предоставления заявителю рекомендаций по правилам поведения на месте происшествия до прибытия сил реагирования ЭОС, ABC и/или других служб (при необходимости).

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных ФГОС СПО.

IV. Требования к условиям реализации образовательной программы

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной, самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам (модулям).

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

1 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

2 Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *