чем определяется национальность человека
Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?
Разбираем, что такое национальное государство, национальность и этнос, и как генетики определяют происхождение человека
Национальность для современного человека всё ещё остаётся одним из ключевых понятий для идентификации себя как личности. Но далеко не все задумываются о том, что это за понятие и как оно возникло. Является ли этот признак чем-то врождённым и безусловным, или же это социальный конструкт или культурологическое понятие? И чем национальность отличается от нации или этноса?
№ 1 Что такое этнос?
Наиболее чёткая формулировка звучит так: этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: культурой (в том числе языком), историей и географией.
При этом в научном мире нет единой позиции о природе этноса. Есть множество теорий, которые порой противоречат друг другу.
Одни учёные считают, что этнос – это некая данность, связанная с биологическими особенностями. Другие, что этнос – социальное явление. Есть также теория, по которой этнос – это конструкт, созданный культурными, интеллектуальными и политическими элитами.
№ 2 Что такое нация?
Согласно европейской научной традиции, в отличие от этноса, нация – это чисто политический конструкт.
Понятие зародилось в начале XVI века в Западной Европе и связано с появившимся позже термином “национальное государство”. До этого времени на западноевропейской территории проживало большое число народностей, которые с зарождением капитализма стали объединяться в государства и образовывать нацию.
№ 3 Что такое национальность?
Если в постсоветском пространстве зачастую считают, что национальность и этнос – это одно и то же, то на Западе национальность (nationality) означает гражданство.
Но и тут существуют разночтения: в США, например, под национальностью подразумевают и этнос.
Во Франции nationalité – это и гражданство, и национальность одновременно. Мигрант во Франции может получить национальность этой страны, став её гражданином.
№ 4 Что такое «сталинская теория нации»?
В постсоветском пространстве важную роль в формировании понятий «национальность» и «нация» сыграл марксизм, в том числе, «сталинская теория нации».
В сталинском научном труде «Марксизм и национальный вопрос» определение нации было такое: «Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».
Про национальность Сталин писал так: «Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен».
То есть признаком национальности определён язык, и национальности противопоставлена государственность, то есть гражданство.
№ 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?
Сталинская теория нации впоследствии подвергалась критике ряда учёных. К примеру, профессор истории Василий Филиппов в своём очерке «Советская теория этноса» пишет, что с научной точки зрения сталинская теория несостоятельна.
Учёный считает, что Сталин сделал слишком большой упор на труды немецкого марксисткого теоретика Карла Каутского, который, по его мнению, исказил понятие нации, спутав его с этносом.
№ 6 Что за тесты ДНК на определение национальности?
ДНК-тесты на определение национальности довольно популярны. Различные лаборатории предлагают провести такой тест за сумму от 150 долларов. Более корректное их название – генеалогические ДНК-тесты. Обычно обещают, что вы сможете определить своё генеалогическое древо на три-четыре поколения назад.
Как правило, такой анализ проводится по слюне, волосам, ногтям, ушной сере или иным образцам.
№ 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?
Генеалогический ДНК-тест позволяет узнать многое о происхождении человека, но не определяют его принадлежность к современному этносу или национальности.
ДНК-тесты позволяют определить лишь генетические варианты человека, которые были унаследованы им от существовавших некогда протопопуляций.
К примеру, считать по результатам ДНК-теста, что человек на 35% англичанин, неверно. Результат означает, что у человека 35% от генетических вариантов некой протопопуляции, генетические варианты которой в большей степени сохранены у современных англичан.
Но эту протопопуляцию нельзя отождествлять с англичанами: это всего лишь одна из нескольких биологических цепочек происхождения англичан.
№ 8 Почему людям важна их национальная идентичность?
Людям свойственно объединяться в так называемые ин-группы: в социологии это группы, с которыми человек может себя идентифицировать. Несколько столетий национальная принадлежность помогала людям создавать общества.
Некоторые учёные считают, что при отсутствии национальной идентичности наступает кризис политических институтов.
Когда слабеет национальная идентичность, укрепляются другие: клановые, семейные, религиозные и так далее. Как следствие, увеличивается коррупция, местные элиты стремятся к автономности.
Поэтому социологи считают, что отсутствие национальной идентичности приводит к ослаблению государственности.
Благодарим за помощь в сборе материала для статьи заведующего лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии, кандидата биологических наук Максата Жабагина.
Как определить этническую принадлежность
Статья опубликована: 2018-03-24
Рейтинг: 4.3 из 5
Точное знание принадлежности к определенному этносу может понадобиться человеку, когда он разыскивает своих родственников, восстанавливает генеалогическое дерево или собирается переезжать в другую страну и получать там гражданство. И практически в каждом случае возникает вопрос – как определить этническую принадлежность с максимальной точностью?
Если раньше традиционно изучались семейные архивы, то сейчас развитие современных технологий, появление новых видов исследований вывели анализ ДНК на этническое происхождение на новый уровень.
Как определить этнос человека
Современный, точный и надежный метод ДНК-тестирования позволяет получить ответы на целый ряд вопросов, связанных с генеалогией человека и его принадлежности к определенному этносу. В процессе эволюции в геноме человека сосредотачивались различные мутации, которые передавались из поколения в поколение. В результате этого у каждой народности появились характерные генетические маркеры, которые определяют цвет кожи, разрез глаз и другие особенности внешности.
Специальное исследование фрагментов ДНК позволяет определить этническую принадлежность конкретного человека и его генетическую историю. На сегодняшний день для этого используют четыре специальные группы популяций:
Чтобы определить процентный показатель каждой группы в человеческом геноме, используют 175 маркеров SNР на всех хромосомах. Аллели, которые определяются по этим маркерам, соответствуют определенной группе. В итоге устанавливается доля предков человека из определенного уголка земного шара. Например, у исследуемого может быть 15% родственников из юго-восточной группы и 80% — из африканской.
Как узнать свое этническое происхождение
Генетическая экспертиза проводится в специальных лабораториях, которые имеют необходимое для этого оборудование и реактивы. Чтобы узнать свою этническую принадлежность, необходимо сдать образец биологического материала. В большинстве случаев для исследований используют буккальный эпителий, который получают с внутренней стороны щеки. Если нет возможности взять такой мазок, то используют другой материал – пятна биологической жидкости, волосы, частицы кожи и многое другое. Такие образцы называются нестандартными.
ДНК-тестирование проводится по разным методикам, в зависимости от пола исследуемого:
При исследовании митохондриальной гаплогруппы можно выяснить этническую принадлежность на уровне континента. Определение гаплогруппы позволяет установить национальность человека по ДНК тесту.
Как определить свой этнос в лаборатории ДТЛ
Центр «ДТЛ» предлагает пройти современную генетическую экспертизу и узнать свое этническое происхождение, генеалогию, определенную расу. К услугам клиентов – самые современные технологии, новейшее оборудование и опытные генетики.
Для тестирования необходимо сдать образец биоматериала, подождать несколько дней и получить официальное заключение с полученным результатом. Более подробную информацию можно получить у специалистов Центра, позвонив по указанному телефону.
Как определить национальность по ДНК-тесту?
Статья опубликована: 2018-03-12
Рейтинг: 5 из 5
Современная наука позволяет определить национальность по ДНК с помощью специального тестирования. Для этого понадобится небольшой образец биологического материала и высокотехнологичное оборудование. В течение нескольких дней Вы сможете узнать интересную и важную информацию о себе, своих близких и дальних родственниках.
Для чего проводится определение национальности по ДНК-тесту?
Всем известно, что с единственным точным способом определения родства, является генетическая экспертиза. Ее результаты дают достоверную информацию о степени родственной связи. А можно ли по ДНК определить национальность человека, узнать, где жили его предки?
Исследование генетических маркеров позволяет достаточно точно определить, к какой этнической группе относится человек.
На сегодняшний день выделяют четыре таких группы:
Для чего может понадобиться такая информация?
Чаще всего генетическую экспертизу заказывают в таких случаях:
Установление национальности человека для суда
Существуют разные способы узнать свою национальность – изучение генеалогического дерева, архивных документов и фотографий дальних родственников. Но даже при наличии всех необходимых материалов невозможно получить точный ответ на такой вопрос.
Единственный способ получить достоверную информация – пройти лабораторную экспертизу. Следует отметить, что результаты такого исследования принимаются к рассмотрению в судебных инстанциях и других государственных органах, когда идет речь, например, об установлении отцовства и назначении алиментов, определении родственных связей.
Установление национальности человека с помощью теста ДНК
Проведение генетической экспертизы требует наличия высокотехнологичного оборудования, специальных реактивов и опытных экспертов. Все это есть в центре генетических исследований «ДТЛ», где можно сделать тест ДНК на национальность быстро и по доступной стоимости.
Тестирование проводится в таком порядке:
Как и где сдать ДНК на национальность?
Чтобы пройти тест ДНК на национальность понадобится предоставить образцы биологического материала. Для этого Вы можете посетить Центр «ДТЛ», где опытные специалисты в комфортных условиях произведут забор образца и отправят его на исследование в современную лабораторию. Также Вы можете вызвать специалиста на дом или заказать курьером специальный набор для самостоятельного забора ДНК образцов.
Жители других городов РФ могут сделать это в официальных представительствах Центра или выслать образцы по почте. Уточнить подробности Вы можете у наших специалистов. Закажите обратный телефонный звонок, чтобы получить бесплатную консультацию.
Особенности теста ДНК на национальность
Для прохождения теста чаще всего используют образцы буккального эпителия, который берут путем мазка с внутренней поверхности щеки. С помощью специальной аппаратуры исследуются маркеры, которые содержат информацию о конкретном человеке. При этом каждый маркер включает группы аллелей, которые в разной степени присущи определенному этносу.
Поскольку в процессе многолетней истории народы мигрировали и вступали в браки с представителями других этносов, эксперты дают заключение о принадлежности исследуемого человека к определенной этнической группе.
Также существует определенная особенность определения этнической принадлежности мужчин и женщин. В последнем случае для исследования понадобится биоматериал как женщины, так и родственника по мужской линии. При тестировании мужчины достаточно только его собственных образцов.
Лучший способ узнать свою национальность по ДНК
Единственным точным способом установления принадлежности человека к конкретной этнической или расовой группе является проведение генетической экспертизы.
Результаты такого исследования ответят на разные вопросы генеалогии, а также позволят:
Современная экспертиза, анализ гаплотипа позволяет точно установить личность человека и его принадлежность к этносу, что незаменимо для медицины и криминологии.
Инновационные технологии, генетики с большим опытом исследовательской работы и самые комфортные условия ждут Вас в Центре «ДТЛ». Приходите в наш Центр и его официальные представительства, звоните нашим специалистам и получайте точные ответы на интересующие вопросы и быстрое разрешение возникших проблем.
Национальность и человек.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.
Думаю, не будет ошибкой сказать, что все что есть в человеке, все что он делает зависит от происхождения и воспитания. Под происхождением здесь понимается тот генетический и наследственный набор, который человек имел при рождении, а под воспитанием все воздействия извне, которые человек получает в течении жизни. Все что человек из себя представляет и все что делает зависит от наследственности и/или воздействия среды. Некоторые вещи полностью определяются наследственностью (например цвет глаз), некоторые только воспитанием (например предпочтения в одежде), некоторые же комбинацией того и другого (например рост человека зависит во многом от наследственности, однако внешние факторы, такие как питание, занятия спортом, болезни и тд, очень сильно на рост влияют, вплоть до того что полностью перешибают наследственные факторы).
Соответственно возникает интересный вопрос. Чем же определяется национальность человека? Происхождением? Воздействием окружения? Или комбинацией этих двух факторов?
Итак, определяем национальность человека. Предположим, у нас есть возможность провести его полный генетический анализ, т.е. полностью определить его происхождение. Не будем задаваться вопросом : «Возможно ли это?», а зададимся вопросом «Нужно ли это?». Является ли генетический анализ обязательным для определения национальности и можно ли определить национальность без подобного анализа. Если мы ответим что генетический анализ необходим и другим способом определить национальность невозможно, то сразу зайдем в тупик. Поскольку следующим выводом будет то, что в прошлом национальность человека определить было невозможно, и все что связано с национальностью было ошибкой. Соответственно не могло быть ни национальных государств ни национальных конфликтов, ни национальной/националистической идеологии и тд., а то что подавалось под этим именем не имеет к национальным делам вообще никакого отношения. Да и самих национальностей не могло бы быть, потому что люди в средние века не могли бы отличить друг друга, поскольку у них не было генетического анализа. Да и сама идея национальности не могла бы появиться до появления генного анализа, как не могла появиться идея групп крови, до анализа крови. Но, поскольку, люди с древних времен неплохо разбирались в национальностях, очевидно, что национальность можно определить и без генетического анализа. Все то же самое можно сказать о других видах анализов с помощью современного оборудования.
Дополнительным аргументом к выше сказанному служит то соображение, что, если бы национальные различия были бы чем то таким что можно уловить лишь с помощью прибора, национальным вопросам никогда не удалось бы занять в жизни людей существенного места. Общечеловеки, ксенофилы и ультраинтернационалисты могут возразить, что национальный вопрос занимает в жизни людей столько место лишь благодаря стараниям националистов, фашистов и тд. В таком случае предлагаю провести мысленный эксперимент. Представьте что какая-либо могущественная группа людей попыталась раздуть в человечестве вражду (и соответственно дружбу) по группам крови. Различия в группах крови, как известно, легко выявляются при анализе, но не имеют никакого внешнего выражения. Эта идея быстро потерпела бы крах, поскольку в отличии от анекдота «бить бы пришлось по паспорту». При полной невозможности в обычной жизни отличить людей разной группы крови друг от друга, никакие усилия не смогли бы посеять между ними вражду или дружбу.
В итоге имеем однозначный вывод. Национальность человека можно определить невооруженным взглядом.
А что можно увидеть невооруженным глазом? Это внешность человека и его поведение. Человеческая речь, в данном случае, тоже относиться к поведению. Мысли человека прямому наблюдению не поддаются и выражаются (для наблюдателя) только через поведение. Одежда человека тоже зависит от поведения. Под внешностью здесь понимается голая антропология.
Сначала обсудим внешность. Предположим, что наличествует труп человека. Труп полностью сохранился, т. е. мы полностью видим его внешность, но нам ничего не известно о его жизни. Что мы сможем сказать о его национальной принадлежности? Человек естественно без одежды, у него нет никаких вещей которые бы нам помогли, и мы не знаем никаких обстоятельств о его смерти. Что можно будет определить? По совокупности внешних признаков сразу определиться раса. Расы и определили изначально по внешним признакам, цвету кожи, форме черепа и тд. Можно определить расу первого порядка, второго, подрасу и тд. Предположим что это представитель Альпийской расы (ветвь Европейской расы). Что это даст? Что он скорее всего или венгр или австриец или чех или украинец. А возможно и кто нибудь еще из европейских народов. Определение расы не дает полного указания на национальность. Оно конечно, суживает количество вариантов, но национальность по внешности, не определяется. Есть, правда, исключения. Бывают национальности обладающие уникальными, только им присущими расовыми признаками. Обычно это какие-либо изолированные народы, мало контактирующие с другими. Айны, например, или другие островитяне. Но это именно, что исключение.
Добавим к этому следующие соображения. Рас и подрас на Земле несколько десятков, национальностей же тысячи. К тому же если бы раса однозначно всегда определяла национальность, то это были бы просто слова-синонимы, однако эти слова не синонимы.
Итак по внешнему виду можно определить расу, но невозможно определить национальность.
Из доступного для наблюдения у нас остается только поведение. Соответственно, поведение отличает людей разной национальности. Во многих ситуациях представители разных национальностей ведут себя по разному. Или, говоря по другому, разные национальности отличаются различной реакцией на обстоятельства. Конечно это не значит, что разные национальности всегда отличаются в одной и той же ситуации, в некоторых случаях различия может и не быть.
Далее нужно выяснить, существуют ли люди национальность которых невозможно определить? Да! Такие люди известны. Для нас наиболее интересны дети-животные. Т.е. дети которые совсем маленькими попали к диким животным и те их вырастили. Такие случаи время от времени происходят, чаще всего дети попадают к волкам. Если ребенок попал к ним слишком маленьким, то попав обратно к людям он не умеет ни ходить ни говорить. Другие более серьёзные человеческие навыки тоже отсутствуют. Можно ли определить его национальность? Никак нельзя. Её нельзя определить в момент выхода этого ребенка к людям, нельзя определить и в любой момент жизни его у волков, также нельзя определить в момент попадания к волкам (предполагается, что он попал к ним совсем младенцем). В таком случае получается, что национальности у него нет и не было. Все что мы сможем про него сказать, связано лишь с расой.
Ребенок-волк, как уже решено, национальности не имеет. А обычный ребенок такого же возраста имеет. В чем между ними разница? Разница в том что обычный ребенок все детство провел среди людей и научился от них человеческим навыкам и понятиям ( в числе которых, уже упомянутые речь, прямохождение, а также другие, как правила поведения, жизненные представления и тд). Логично предположить, что его национальность связана с этими вещами и заложена в этот период.
Естественно ребенка, спасенного от волков пытаются «сделать человеком». И тут возникали сложности. Если ребёнок отнят от животных позже определенного возраста, его очень трудно, а нередко невозможно научить элементарным для обычного человека вещам. Таким, например, как ходьба на двух ногах и речь. Это доступно любому ребенку если он не инвалид и не урод от рождения. Дети-волки часто не могли этому научиться, несмотря на то что были физически здоровы, и по многим физическим качествам превосходили обычных людей, а во всем что касалось звериной жизни были очень сообразительны. Даже если их удавалось чему-либо научить, то они ходили на двух ногах очень неуверенно, а речь была более чем примитивна. Причем все это связано с возрастом, когда их начинали учить. Чем раньше тем больше было шансов что они чему-либо обучаться. После определенного возраста (видимо 10-12 лет) их не могли ничему научить даже специалисты.
Есть вещи которым можно научиться лишь в определенном довольно раннем возрасте, а после этого возраста обучение им затруднено или даже невозможно.
Возьмём, для примера, обучение языку. Каждый человек (за редким исключением) в детстве осваивает язык. Причем осваивает в совершенстве. Когда же он в зрелом возрасте попытается освоить другой язык, то это оказывается намного сложнее. Практически любой человек может выучить чужой язык. Для этого достаточно закинуть его на несколько лет без переводчика в чужую страну и даже самый неспособный научиться худо-бедно разговаривать на том языке. Но именно что худо-бедно. В совершенстве чужой язык даже при серьезном обучении может выучить лишь небольшой процент людей. А освоить язык так, чтобы при разговоре их не могли отличить от носителей языка еще меньше. То что элементарно для ребенка, могут сделать лишь особо талантливые из взрослых.
Но все-таки такие люди есть. Они могут говорить на чужом языке как на своем. Они будут в этом отношении неотличимы от местных жителей. До … определенного момента. Вспомним эпизод с родами из Семнадцати мгновений весны. Женщина в совершенстве говорила по-немецки. Долгое время выдавала себя за немку. Но наступил момент и она закричала по-русски. Почему так получилось? Просто наступил момент когда она не смогла себя сознательно контролировать. Слово «мама» вырвалось бесконтрольно, неосознанно. Пока она себя контролировала, она могла говорить на любом выученном языке, но в тяжелый момент, в момент отсутствия пут, наложенных на сознания вырвалось свое, родное, привычное с детства. Если бы её было еще хуже, то могло бы быть так что она не смогла бы кричать и по-русски, а только бы стонала.
Думаю, каждый из нас может вспомнить эпизоды из своей жизни, когда кто-нибудь из иностранцев, хорошо говорил по-русски, но в момент сильного волнения сбивался на свой родной язык. А в момент страха, бывают ситуации, когда человек вообще не может вымолвить ни слова.
Взаимосвязь языка и национальности замечена была давно. Саму национальность довольно часто определяют именно через язык. Кто на каком языке говорит — тот такой и национальности. Однако тут возникает сложность. А если человек выучил еще один язык? Он что национальность сменил? А если еще один? Одно из определений обходящих этот вопрос гласит, что кто на каком языке думает, тот к той национальности и относиться. Подумаем, что означает что два человека «думают» на разных языках. Это означает что два человека в одной и той же ситуации по разному её перекодируют в голове, и соответственно, по разному её воспринимают, и по разному на неё реагируют. Правда мысли человека, как было уже сказано не подлежат непосредственному наблюдению, поэтому мы можем судить об этом только по поведению человека.
Для прояснения некоторых вопросов приведем несколько аналогий. Представим что человек обучается какому-либо сложному двигательному навыку. Это могут быть, боксерские удары, плаванье, прыжки в воду и тд. Сначала каждое движение требует всего внимания человека, но постепенно, сознание все меньше участвует в руководстве движениями и человек через какое-то время начинает делать все на автомате. Причем он даже «забывает» как это делается, все идет вроде бы само-собой и элементарно. Он даже не сможет объяснить как он это делает. Теперь предположим, что когда он все заучил до автоматизма, его попытаются переучить. На другой вид удара, прыжка, на изменения стиля плаванья. Это будет очень сложно. Старые навыки будут постоянно давать о себе знать. Говорят, что переучивать труднее чем учить. Довольно часто переучить вообще невозможно. Даже если и переучить, то в некоторые сложные моменты старые навыки могут проснуться и сработать.
Другой аналогией необходимой здесь является так называемое «запечатлевание» (импринтинг). Суть его заключается в том что в жизни новорожденного животного есть момент, когда то что с ним происходит «запечетлевается» на всю жизнь. Так например в этом момент утята или гусята, кого увидят того и будут считать мамой, и за тем будут следовать и повторять все. Естественно, что обычно в момент импринтинга рядом с ними и находиться их биологическая мать, но были эксперименты когда один биолог «запечателел» свои полосатые штаны. В результате когда он появлялся в этих штанах, утята шли за ним как за мамой на озеро или куда он их вел, если же он был без штанов они на него не реагировали. На утку-маму они тоже не реагировали. Они её не воспринимали как свою. Бывает множество видов импринтинга: слуховые, звуковые и тд. Но суть их всегда сводится к тому что на определенном этапе развития детёныша происходит осознание себя и отнесение к определенной группе, причем это зависит от того, какой окружение будет вокруг него в тот момент. Про импринтинг говорят, что это вид памяти промежуточный между генетической и прижизненной.
В жизни человека есть тоже период, который происходит своеобразное запечатлеванье. Конечно, все происходит намного сложнее чем в упомянутых выше аналогиях. Есть в детстве период, когда человек осознает себя, понимает: кто он, с кем он, кто ему друг, как он должен жить, что есть хорошо и что есть плохо, что есть добро и что есть зло! Когда человек приобретает необходимый ему для нормальной жизни комплекс навыков. Включая речь, поведение, привычки.
Могут возразить, что многие привычки появляются уже после младенчества, курение, например. Но это уже более сложные привычки, в детстве же приобретается комплекс привычек и навыков, которые и навыками то нередко не считаются.
Однажды один представитель племени пигмеев вышел на равнину. Он всю жизнь прожил в дебрях тропического леса и никогда не был на большом открытом пространстве. И вот он увидел вдалеке буйвола. Но поскольку он никогда не смотрел вдаль и не видел далеко расположенные предметы, он решил, что это насекомое, поскольку оно казалось ему маленьким! Не знаю что там дальше было с этим пигмеем, но думают что у него надолго, а скорее всего на всю жизнь остались проблемы со зрением на расстояние. Причем проблемы не в близорукости, а в неумении это делать, в неумении интерпретировать то что попадает ему в мозг.
Обращаю внимание, даже такой элементарный и, казалось бы, чисто физиологический навык как умение смотреть вдаль, требует развития. И в детстве оно происходит элементарно, а вот в зрелом возрасте уже проблемы. Что же говорить о более сложных вещах.
Сознательно возьмем довольно приземленную область. Простые привычки. Представим двух дикарей. Один уже упомянутый нами пигмей из тропического леса. Другой абориген из пустынь Австралии. Они ходят по разной местности и у них будет разная походка. Они по разному будут ложиться спать и в разное время, поскольку это будет связано с их образом жизни и тем на какую дичь они охотятся. И куча-куча других привычек и навыков. В чем-то они будут совпадать, но во многом и различаться. Но суть в том что у обоих будет достаточно гармоничный набор навыков. Приспособленный именно для тех условий жизни в которых он живет. Механически выкинуть из этой системы какой-либо кирпичик и заменить другим чревато. Человек и племя может серьезно пострадать.
Теперь поднимемся выше, на уровень языка Очевидно что язык должен составлять с вышеупомянутым комплексом навыков гармоничную систему. Он должен соответствовать той жизни, которую ведут эти люди. Он должен помогать им в жизни, а не мешать. Язык это тоже навык. Если подняться еще выше, до уровня морали, эстетических предпочтений и тд. то станет ясно что все это тоже должно составлять с вышеперечисленным сравнительно гармоничную и непротиворечивую систему (абсолютной гармонии не бывает).
Можно ли съесть то что в народе считается несъедобным? Есть два способа. Первый это сознательно воздействовать на свои вкусы, убедив себя, что ведь едят же люди. Дело нелегкое и не всегда возможное. Кроме того такого удовольствия и удовлетворения как от «нормальной» еды все равно не получишь. Второй — оголодать настолько, что будет все равно, что есть. Но некоторые люди и с голодухи не все съедят.
Если сравнить это с упомянутым выше эпизодом из 17 мгновений весны, то здесь и там видны аналогичные элементы. В частности есть «естественное» комфортное поведение (в пище и в языке), есть возможность с помощью сознательной «надстройки» его до определенных пределов изменить, но если изменения сильно противоречат «естественному» состоянию, то они даются с большим трудом и не будут устойчивыми.
Таким образом и все приобретенное человеческое поведение можно разделить на две части. То что приобретено в раннем возрасте в результате своеобразного «запечетлевания» и ушло из сознательного мышления человека. И то что было освоено в более старшем возрасте, и как правило, может быть рациональным и сознательным образом обосновано, но так же и сознательным образом изменено. При этом за национальность, вернее, за то поведение по которому мы взялись определять национальность, отвечает именно первая, несознательная часть. Поскольку именно она с тем что мы говорили выше про национальность и с обыденными, интуитивными представлениями о национальности. А именно: она появляется уже у детей, и слабо подвержена изменениям в последующем (или вобще не подвержена изменениям).
Для полного описания поведения человека, понадобиться еще один уровень. Врожденный. Это то что есть и детей-волков. А именно безусловные рефлексы и естественные потребности.
Таким образом, получается трехуровневая модель поведения. Первый уровень это те элементы, которые будут у человека, даже если он попадет к животным или вырастет где-нибудь на необитаемом острове в полном одиночестве. Второй уровень то приобретается в раннем возрасте и в последующем не осознается человеком и принимается им как данность. Третий уровень то что человек осваивает уже в сознательном возрасте.
Первый уровень можно назвать животным, или наследственным. Третий уровень это то что обычно называют культурой. Таким образом, национальность — это то что находиться между наследственностью и культурой. Или между генотипом и культурой, между происхождением и культурой.
Продолжая тему, необходимо разобраться во взаимосвязи эти трех уровней. Конкретно: влияет ли на навыки второго (национального) уровня только воспитание, или влияет и наследственность, а также насколько может третий уровень поведения (культура) повлиять на второй. Первый вопрос (о наследственности) отложим на потом и займемся вторым.
Дальнейшие вопросы уехали в Прокуратуру. Как будет возможность допишу дальше.