чем определена воинская деятельность
Урок 27 в 11 классе по ОБЖ тема: «Основные виды и особенности военной деятельности»
Выбранный для просмотра документ урок 27 класс 11.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные виды воинской деятельности
Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к Вооружённым Силам Российской Федерации. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединён понятием «Вооружённые Силы», а следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются. Согласно Федеральному закону «Об обороне» Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Учебно-боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определённых предназначением Вооружённых Сил. Учебно-боевая подготовка в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. и предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время.
Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляе-мая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника. Реальные боевые действия — это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляются их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность.
Основными чертами современного боя являются: маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки; неравномерность его развития по фронту и в глубину; повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально-психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг.
В соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах РФ» воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи наблюдения, водительские, специального назначения, технологические прочие воинские должности.
Выводы Посредством воинской деятельности осуществляется вооружённая защита интересов Российской Федерации, обеспечиваются благоприятные внешние условия социально-экономического развития общества. Воинская деятельность подразделяется на учебно-боевую подготовку, спужебно-боевую деятельность и реальные боевые действия. Учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность военнослужащих, подразделений и воинских частей в совокупности обеспечивают необходимый уровень боеспособности войск и степень их боеготовности, т. е. способность в любое время года и суток, в любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества. Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою.
Вопросы 1. К исполнению каких основных обязанностей должен быть готов военнослужащий как вооружённый защитник Отечества? 2. Какое предназначение имеет учебно-боевая подготовка? 3. Какие мероприятия составляют служебно-боевую деятельность военнослужащих? 4. Какие недавние примеры героического участия российских воинов в реальных боевых действиях вы знаете?.
Виды воинской деятельности и их особенности в различных видах Вооружённых Сил и родах войск
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Виды воинской деятельности и их
особенности в различных видах Вооружённых Сил
и родах войск
В воинской деятельности военнослужащего, исходя из задач военной службы, можно выделить три основных её элемента:
– реальные боевые действия.
Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач. Она направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава. Осуществляется учебно-боевая подготовка непрерывно в мирное и военное время.
Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу.
Подготовка к боевому дежурству проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на него.
Караулом называют вооружённое подразделение, назначенное для выполнения определённой задачи, которое состоит из начальника, караульных и разводящего. Назначают в караул военнослужащих, приведённых к Военной присяге, достойных по своим морально-психологическим качествам.
Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность, организуемая в соответствии с Уставом внутренней службы. Её назначение – поддержание в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины.
Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и направлены на поражение противника.
В Вооружённых Силах России в 1998 году сформированы следующие виды ВС:
1. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
2. Сухопутные войска (СВ).
3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).
4. Военно-Морской Флот (ВМФ).
Сухопутные войска – самый многочисленный вид ВС. Перечислим состав СВ:
Мотострелковые войска включают в себя различные воинские части и подразделения: танковые, ракетные, артиллерийские и др. Действовать они могут как самостоятельно, так и в составе других частей.
Танковые войска являются главной ударной силой СВ, состоят из соединений, частей и подразделений, оснащены высокоподвижными танками, мощной броневой защитой и вооружением.
Ракетные войска и артиллерия являются надёжным щитом для войск и, одновременно, основным средством ядерного поражения противника.
Воздушно-десантные войска – мобильный род войск, способный действовать в тылу противника: состоят ВДВ из парашютно-десантных, артиллерийских, специальных и других войск.
Войска противовоздушной обороны – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, а также для защиты войск от воздушного нападения.
Военно-Воздушные Силы – новый вид Вооружённых Сил, созданный в 1998 году после слияния ВВС и ПВО в ходе военной реформы. Включает в себя различные виды авиации: бомбардировщики, истребители, транспортники, штурмовики и др. К ВВС относят и вспомогательные части авиационно-технического обслуживания.
Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил для защиты и ведения боевых действий на морских и океанских просторах. Состоит из надводных, подводных подразделений, а также морской пехоты, войск береговой обороны.
ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МОТИВАЦИЯ
Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.
Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на:
репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);
продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.
В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению военнослужащего, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно-смысловую сферу своей деятельности.
Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой «предметную ценность» как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.
Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общение, труд и игра.
Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.
Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует особого напряжения духовных и физических сил.
Другая «трудовая» черта, присущая воинской деятельности, заключается в том, что эта деятельность требует инициативы и творчества. Их необходимое присутствие в воинской деятельности обусловлено новизной и нестандартностью решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть заранее. Это в свою очередь является мощным импульсом для расширения диапазона побудительных мотивов деятельности военных кадров.
Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и для воинской деятельности ядерно-космического века.
В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.
Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, в значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.
Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.
Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.
Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.
Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.
Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.
Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются:
принятие на себя ответственности за самоличное решение;
социологизированность мотивов поступков.
Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество, превратив в профессиональность поступков.
Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.
Основные виды и особенности воинской деятельности
Одна из наиболее важных разновидностей человеческой деятельности — воинская деятельность. Цели ее изложены в Федеральном законе «Об обороне». К ним отнесены отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами. Воинская деятельность признана приоритетной перед другими формами деятельности, так как она имеет особенности, о которых мы уже говорили в главе 1 этого раздела. Современная воинская деятельность многообразна. Условно ее можно подразделить на три основных вида: боевую, учебно-боевую и повседневную деятельность.
Общие требования воинской деятельности
Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного предназначения – приведение и поддержание ВС РФ на уровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории, а также выполнение задач по защите ее интересов – свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской деятельности к уровню подготовки призывников.
Особое значение приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение также имеют такие личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решения в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы ВОв. Верные своему народу, Родине советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою. (Привести примеры, характеризующие наших воинов во время Вов. См. Раздел Дополнительные материалы).
Для реального определения пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и к гражданской службе Отечеству, обратимся к статистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной вообще.
Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Неуклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, признаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. Низкий процент призывников, имеющих спортивные разряды по военно-прикладным видам спорта. (Привести статистические данные о последнем призыве Соль-Илецким РВК).
Причины: влияние социально-экономических факторов, безответственное отношение молодежи к своему здоровью, физической закалке и образованию. (Привести пример, системой воспитания готовности к защите Отечества в Древней Греции).
Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней службы (см. раздел 4.2). Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого военнослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполнение конституционного долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества.
При подготовке к военной службе с учетом общих требований воинской деятельности каждому юноше следует особое внимание обратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанностей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Надо самим больше уделять внимание занятиям физкультурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуется систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоятельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях. Для оценки уровня своей подготовки можно воспользоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет (табл.1).
Основные нормативы
по физической подготовке для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
№ пп | Упражнения | Единицы измерения | Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев | Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев и более | ||||
1 | Подтягивание на перекладине | кол. раз. | 12 | 10 | 7 | 13 | 11 | 9 |
2 | Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий | мин., сек | 2,20 | 2,25 | 2,35 | 2,15 | 2,20 | 2,30 |
3 | Бег на 100 | сек. | 14,4 | 15,0 | 16,0 | 14,2 | 14,6 | 15,6 |
4 | Бег на 1 км | мин., сек | 3,30 | 3,40 | 4,10 | 3,25 | 3,35 | 4,05 |
5 | Бег на 3 км | мин., сек | 12,45 | 13,10 | 13,45 | 12,30 | 12,45 | 13,20 |
6 | Марш бросок на 10 км | мин., сек | 56,00 | 58,00 | 62,00 | 56,00 | 58,00 | 60,00 |
7 | Лыжная гонка на 5 км | мин., сек | 29,00 | 30,00 | 31,00 | 28,00 | 29,00 | 30,00 |
8 | Оценка | Отл. | Хор. | Уд. | Отл. | Хор. | Уд. |
Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие требования по уровню профессиональной подготовки, образования, состояния здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости. В каждом виде Вооруженных Сил и роде войск эта деятельность имеет свои особенности, которыми определяются профессионально важные качества военнослужащих (табл. 2).
Основные профессионально важные качества военнослужащих
некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск
Вид Вооруженных Сил или род войск | Профессионально важные качества воина |
Ракетные войска стратегического назначения | • Правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах; • внимание, быстрота, четкость, точность и аккуратность; • способность успешно переносить длительные статические напряжения при малоподвижных позах; • отличное знание штатной техники |
• ловкость и силовая выносливость;
• навыки в действиях под водой;
• устойчивость к укачиванию
• хороший глазомер;
• силовая и скоростная выносливость;
• навыки в поднимании и переноске тяжестей
Главные общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к каждому военнослужащему, — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки.
Дисциплинированность воина заключается в его уважительном отношении к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию в бою.
Большое значение для успешной воинской деятельности имеют психические и морально-этические качества призывников. Эти качества образуют структуру личности гражданина и присущи всем людям. Основные из этих свойств — направленность личности, характер, способности и темперамент.
Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина — соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
Под характером понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Основные черты характера, требующиеся для успешной военной деятельности, представлены на схеме.
Требования к характеру личности военнослужащего
Черты характера |
• самоотверженность
• мужество
•стойкость
•бдительность
• хладнокровие
• доброжелательность
• товарищество
• взаимовыручка
• дисциплина
• аккуратность
• пунктуальность
• гордость
• чувство чести и личного достоинства
Следующее свойство личности — способности, позволяющие быстро овладеть той или иной специальностью. Развитие соответствующих способностей в военном деле позволяет призванному в ряды Вооруженных Сил в короткий срок приобрести нужные для службы знания, умения и навыки. Способности определяют по таким показателям, как уровень развития мышления, памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха и осязания, приспособленность к производству точных движений и т. д.
Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями. Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента: общая активность, двигательные проявления и эмоциональность. Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый из них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности. В своем темпераменте человеку трудно что-либо изменить, однако можно сделать более содержательными его положительные стороны и несколько сгладить отрицательные.
Воинская деятельность имеет ярко выраженный коллективный характер. Элементами коллектива являются люди, занимающие различное положение и выполняющие определенные обязанности. Поэтому важное место в психологии воинского коллектива занимают межличностные отношения, которые отражают позицию воина к каждому из своих товарищей. Эти отношения связывают всех военнослужащих коллектива и имеют большое значение для их психологической совместимости. Совместимость членов коллектива формируется на основе воспитания у воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным с ними действиям. Важная роль в воспитании членов коллектива в духе товарищества, доверия, взаимовыручки и взаимопомощи принадлежит командиру. Согласно уставу, он обязан воспитывать подчиненных, заботиться о сплочении коллектива и укреплении дружбы между воинами.
В заключение отметим, что воинская деятельность — это сложное во многих отношениях явление. Она общественно необходима и востребована и занимает в любом государстве важнейшее место.
Вопросы
1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность?
3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность?
4. Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих?
5. Что называют боевым мастерством?
6. В чем заключается дисциплинированность воина?
7. Что такое направленность личности?
8. Что понимают под характером личности?
9. По каким показателям определяют способности личности?
10. Какие типы темпераментов личности вы знаете?
- чем определен порядок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности
- чем определить влажность древесины влагомером