чем опасно недостаточно продуманное вторжение человека в природу
Вторжение человека в дикую природу повышает риск пандемий
Вторжение человека в дикую природу грозит не только разрушением экосистем, но и возникновением пандемий, подобных пандемии коронавируса COVID-19. Ученые Калифорнийского университета Дэвиса пришли к выводу, что постоянная эксплуатация природной среды (охота, вырубка лесов, сельское хозяйство, строительство жилья) приводит к росту инфекционных заболеваний среди животных. Многие из них в состоянии передаться человеку, сообщает Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
«Поскольку естественная среда обитания уменьшается, дикие животные вступают в более тесный контакт с людьми. Дикая природа также меняется, чтобы приспособиться к антропогенной деятельности и изменению натурального ландшафта. Это ускорило появление болезней у диких животных и поставило нас под угрозу пандемий», – пояснила эпидемиолог Кристин Джонсон.
Почту такую же опасность представляют дикие виды, которые приспособились к соседству с человеком. Достаточно упомянуть летучих мышей, которые могут обитать поблизости от населенных пунктов или даже в жилых домах. Именно их считают наиболее вероятными переносчиками лихорадки Эбола.
По состоянию на 2019 год, согласно Красному списку ICUN, четверть неодомашненных видов млекопитающих в мире находится под угрозой исчезновения. Человеческая деятельность, безусловно, уменьшила разнообразие животных на Земле. Но некоторые виды стали чрезвычайно многочисленными, и это, как правило, те, которые хорошо адаптируются к присутствию людей (те же мыши).
Чем чаще они контактируют с человеком, тем выше риск распространения эпидемий. Ученые отмечают, что опасность таких заражений раньше недооценивалась, но текущая пандемия продемонстрировала их масштаб.
«Мы явно не хотим пандемий такого размаха. Мы должны найти способы безопасного сосуществования с дикой природой, поскольку у нее нет недостатка в вирусах, которыми она может с нами поделиться», – отметили авторы научной работы.
Ранее сообщалось, что пандемия испанского гриппа, которая унесла от 50 до 100 миллионов жизней в начале ХХ века, могла начаться с птиц: гусей и лебедей. Первые случаи отмечались еще за два года до начала массовой волны, но тогда к ним не отнеслись с должной серьезностью.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Шарапатова Е.П. учитель биологии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS IN BIOLOGY CLASS
Sharapatova E. P. biology teacher.
Municipal budgetary educational institution
«Secondary school No. 21» Yakutsk
Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства. Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.
Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков.
В средней школе вопросы экологии включены в программу предмета «Биология». Экология видов изучается в разделах «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», а экология популяций в разделе «Общая биология».
В результате своей педагогической деятельности пришла к следующему выводу, что экологическую культуру учащихся можно формировать при изучении каждой темы. Используя в своей работе учебно-методический комплект серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника большое внимание уделяю вопросам, приведенным в рубрике «Подумайте».
Например:Какое значение для жизни на нашей планете имеют зеленые растения?Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
Почему необходимо сохранять разнообразие животного мира на планете?
Как можно спасти дерево с поврежденной корой?С какой целью создают заповедники?Чем опасно недостаточно продуманное вторжение человека в природу?Выполните задание:Сформулируйте правила сбора грибов
Сформулируйте правила поведения, помогающие избежать заражения паразитическими простейшими
На основании материала параграфов, дополнительной литературы, интернет ресурсов подготовьте презентацию или сообщение на тему: «Многообразие водорослей и их значение в природе и жизни человека». Такие задания можно выполнять после изучения каждого раздела.
Кроме этого, в содержание уроков биологии добавляю элементы экологических знаний.
Так, например, в 5,6 и 7 классах расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами(грибы и растения), обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры и фауны, причинам уменьшения их численности.
В 8 классе при изучении разделов строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматриваю вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.
В процессе изучения темы «Кровь» предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:Почему надо знать группы крови?Как вы думаете, какую болезнь называют «модной» болезнью современности? В чем заключается самооборона организма?Как наука использует силы иммунитета?
В результате у них формируются знания: о взаимосвязи здоровья и образа жизни; основных условиях сохранения здоровья; факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма; необходимости участия в охране окружающей среды.
Так, в 9 классе, при изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
Особым, не менее важным моментом в формировании экологической культуры является исследовательская деятельность. Ежегодно с учащимися участвуем в школьной научно-практической конференции, предлагаю темы, касающиеся краеведческого материала родного края. Например, «Легенда озера Лабынкыр», «Тукуланы – якутские пустыни», «Чекуровские щеки», «Мраморная гора Якутии», ребята узнают много интересного о родном крае, знакомятся с уникальными природными местами Якутии.
Таким образом, расширяя на уроках биологии информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, способствую:
— формированию ответственного отношения личности к природе;
— привлечению учащихся к исследованию и охране природы родного края
— пониманию сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
— формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение экологии;
— умению работать с разными источниками экологической информации (учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами)
Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46
Розенблат В.В. Симфония жизни (популярная физиология человека). – М.: Физкультура и спорт. 1989.
В статье раскрывается вопрос формирования экологической культуры учащихся на уроках биологии. Приводятся примеры вопросов и заданий на данную тему.
Экологическая культура учащихся, краеведческий материал
In the article the question of formation of ecological culture of pupils at lessons of biology. Examples of questions and tasks on this topic.
Ecological culture of students of local history materials