чем опасна регистрация ооо на домашний адрес
Девять «за» и «против», которые лучше взвесить перед тем, как регистрировать ООО по домашнему адресу
Некоторым видам бизнеса для осуществления деятельности не нужны склады и офисы. Как поступить в такой ситуации, чтобы не тратить бюджет на бесполезную аренду? Очень просто — зарегистрировать компанию по месту своего проживания. В этой статье мы подробно описали преимущества и недостатки этого метода, ознакомление с которыми поможет принять верное решение.
Несмотря на удобство регистрации ООО на домашний адрес учредителя или директора, метод имеет ряд недостатков. О них лучше узнать до принятия окончательного решения. Возможно, проще будет сделать юридический адрес на арендованный офис или складское помещение (если ваш бизнес предусматривает их использование).
Медленная регистрация ООО
Если вы столкнулись с такой ситуацией, поступайте следующим образом:
Репутационные потери
Риск конфискации личного имущества
В целях погашения задолженностей при инициации процедуры банкротства суд может обязать реализовать квартиру и все имущество в ней на торгах.
Необходимость смены юридического адреса при уходе учредителя или директора
Таким образом, придется искать новое место для регистрации организации. После этого нужно будет подготовить специальное заявление, дождаться изменения сведений в Едином государственном реестре юридических лиц и после оповестить всех контрагентов о внесенных изменениях.
Проблемы с получением лицензии
С минусами закончили. Теперь про плюсы регистрации ООО на домашний адрес. Некоторые из них сильно понравятся начинающим предпринимателям.
Экономия денег на аренду
В среднем, за аренду предприниматели отдают 20–40 тысяч рублей в месяц. Этого можно избежать, если офис и/или склад не нужны, зарегистрировав ООО на домашний адрес одного из учредителей или директора. В год экономия составит порядка 240–480 тысяч рублей. Эти деньги можно потратить на развитие организации.
Исключение лишних формальностей
Если регистрация ООО осуществлена по месту жительства учредителя или директора, договор аренды не заключается. Следовательно, не нужно ничего составлять и продлевать каждый год. Освободившееся время можно потратить на развитие компании.
Нет проблем с почтой
Защита от несанкционированных проверок
Подытожим
Кстати, если вы захотите использовать домашний адрес, для исполнительного органа нужно будет подготовить согласие собственника на регистрацию ООО. Без этого документа регистрация будет отклонена. Подготовить его можно в свободной форме. Перед подачей заверьте согласие у нотариуса.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как убрать чужой юридический адрес из помещения
📮 Если предприниматель снял помещение, а там числится чужой юридический адрес — это не мировая катастрофа. Убрать адрес неработающей фирмы можно. Правда, придётся приложить усилия.
Что такое юридический адрес
Юридический адрес — это официальный адрес фирмы. На него налоговая и контрагенты отправляют письма. Предполагается, что на юрадресе сидит директор или представитель с доверенностью и вовремя получает почту. Хотя производство, склад или торговая точка могут быть в другом месте. А если на юрадресе никого нет, и письма возвращают за истечением срока хранения, это проблемы фирмы — ст. 54 ГК РФ.
У ИП в этом плане всё проще. Официальный адрес ИП — это адрес его места прописки в доме или квартире.
Юридический адрес фирмы вписан в единый государственный реестр юридических лиц — ЕГРЮЛ. Его ведёт налоговая. Пока адрес числится в реестре, фирму будут искать именно там. Налоговая будет слать требования, контрагенты писать претензии на оплату долгов, а суд и полиция присылать повестки — ст. 5 Закона о госрегистрации № 129-ФЗ.
Почему юридический адрес есть, а фирмы нет
Часто по юридическому адресу никто не сидит от фирмы. Такое бывает, когда собственник помещения когда-то сдал его в аренду. Но иногда собственники просто разрешают арендаторам использовать адрес для налоговой, выдают для регистрации гарантийные письма и заключают договор на услугу по получению корреспонденции. Это ещё называют бумажным адресом. Потом договор аренды кончается, арендатор съезжает. Как вариант — фиктивно продаёт или вообще бросает фирму. А по данным ЕГРЮЛ юридический адрес остаётся.
Чем опасен чужой юридический адрес в помещении
Если предприниматель открыл офис или магазин в помещении, где числится посторонняя фирма, он не нарушает закон. Штрафов за это нет.
Арендатор не обязан получать и передавать чужую корреспонденцию. Не обязан объясняться с чужими кредиторами и правоохранителями.
Но предпринимателя могут ждать неудобства. Часто на юрадрес почтальоны приносят стопки писем на имя старого владельца. Что хуже — могут прийти гости из налоговой, службы судебных приставов и прокуратуры. А ещё бизнесу с массовым адресом не доверяют банки и контрагенты.
Когда в помещении числится больше пяти юрадресов, налоговая считает такой адрес массовым — по критериям из Приказа ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Все обитатели подобных помещений для налоговой — потенциальные фирмы-однодневки. Инспекторы подозревают, что это адреса для вида, а на деле фирмы не работают.
Проверить, есть ли в помещении адрес массовой регистрации, можно в специальном сервисе налоговой.
За отсутствие своих людей по юрадресу отвечает фирма, а не соседи или новые арендаторы. Директор фирмы обязан поменять юрадрес в ЕГРЮЛ в течение трёх дней после отъезда. Если налоговики заметят отсутствие фирмы, на директора составят протокол и оштрафуют по ст. 14.25 КоАП РФ за нарушение закона о госрегистрации юрлиц.
Ещё фирме, которая не сидит по юрадресу, налоговики делают отметку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Потом дают 30 дней, чтобы переоформить адрес или посадить в помещение своего представителя. Если владельцы фирмы этого не сделают, налоговая через полгода закроет фирму, а долги перейдут на учредителей по субсидиарной ответственности. Это правила из ст. 7.1, 11, 21.1 Закона о госрегистрации № 129-ФЗ.
Ждать, что налоговая сама вычеркнет из помещения чужой юрадрес, не всегда эффективно. Очищать реестр от сомнительных фирм это право, а не обязанность налоговиков. Если предприниматель взял помещение в аренду надолго, и адрес нужно убрать, можно сделать это самому.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как убрать чужой юридический адрес
Если предпринимателю мешает чужой адрес в помещении, у него есть два пути:
Найти хозяев фирмы и договориться о смене адреса. Директор фирмы должен подать в налоговую заявление по форме Р13014. Это бесплатный для предпринимателя способ. Но найти хозяев и договориться не всегда возможно.
Выписать чужую фирму через арбитражный суд. На это потребуются деньги, время и помощь юриста.
На будущее собственник помещения может написать в налоговую о запрете регистрации юрлиц по своему адресу. Для этого в налоговую подают заявление по форме Р38001. Арендатор может договориться, чтобы новые фирмы больше не появлялись. Но это дело личных договоренностей.
Убрать юрадрес фирмы через арбитражный суд могут собственник или арендатор. В суд подают иск и требуют от владельца висящего юрадреса больше не использовать нежилое помещение для целей связи с юрлицом. Также просят переоформить адрес в ЕГРЮЛ.
За иск платят госпошлину 6000 ₽. Подготовку иска и ведение дела в суде лучше доверить юристу.
Суд обяжет старую фирму подать в налоговую документы для изменения юрадреса в ЕГРЮЛ. К примеру, так фирма из Москвы выписала из своего помещения две действующие фирмы, у которых закончился договор аренды, но они не сменили адрес в налоговой — дело № А40-270446/2019.
Но на деле владельцы брошенной фирмы могут не исполнить решение суда. Да и вообще не ходить по повесткам и не знать про претензии к ним.
Если переоформление адреса зависнет, предприниматель может отнести решение суда в налоговую сам. Налоговики поставят в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности. И в идеале через шесть месяцев сами закроют фирму. Вопрос с адресом решится. Это рекомендации из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как выбрать юридический адрес для компании
Хочу открыть компанию в форме ООО. Встал вопрос, какой адрес указывать в заявлении о государственной регистрации для налоговой.
Слышал, что можно зарегистрировать фирму на свой домашний адрес. Какие здесь могут быть проблемы?
А еще в интернете предлагают адреса под юрлицо за копейки. Это законно? Если я куплю такой адрес, налоговая меня зарегистрирует?
Виктор, когда я размышлял, какой адрес выбрать для компании, рассматривал три варианта регистрации: по адресу проживания директора, в арендованном офисе и через аренду адреса. Расскажу, на каком варианте остановился и почему.
Что такое юридический адрес
Юридический адрес общества — это местонахождение его исполнительного органа, который действует постоянно и без доверенности. Обычно это директор или генеральный директор.
При заполнении заявления о регистрации юридического лица требуется указать адрес, по которому находится исполнительный орган. Налоговая инспекция может отказать в регистрации, если посчитает, что этот адрес не соответствует действительности.
Т—Ж уже писал, что такое ООО и как выбрать для него адрес регистрации. Поэтому разберем, какой юридический адрес удобнее и безопаснее на практике.
Регистрация по месту проживания директора или учредителя
Зарегистрировать общество на домашний адрес можно, но не все налоговые инспекции об этом знают — поэтому могут отказать. Налоговые считают, что жилые помещения предназначены только для проживания граждан и не могут использоваться как адрес регистрации компании. Чтобы использовать помещение для бизнеса, его надо перевести в нежилое.
Такое решение незаконно и легко отменяется через суд. Если исполнительный орган — руководитель — размещается в своей квартире, это не значит, что недвижимость используется для ведения предпринимательской деятельности. Офис компании, сотрудники, оборудование могут находиться в другом месте.
Федеральная налоговая служба подготовила письмо, где подтвердила, что регистрировать юрлицо по адресу проживания директора или учредителя — нормально и законно.
Такая регистрация возможна только с согласия собственника жилой недвижимости. Согласие не надо получать, если руководитель или учредитель организации — собственник недвижимости или в ней прописан.
Этот вариант выглядит простым и удобным, но я от него отказался. Вот почему:
Аренда адреса под регистрацию
Есть множество компаний, которые предлагают арендовать адрес под регистрацию юрлица. Обратите внимание: адрес, а не офис. Фактически они дают гарантийное письмо для налоговой. В нем указано, что кто-то там обязуется предоставить площадь под размещение исполнительного органа и заключить договор аренды.
Если регистрация пройдет успешно, с вами действительно подпишут договор аренды, а также договор на почтовое сопровождение. Когда на арендованный адрес будет приходить почтовая корреспонденция, ее будут получать и отправлять вам.
Плюс тут один: арендовать адрес дешевле, чем снимать офис. А вот минусы серьезные.
Налоговая может посчитать адрес недостоверным и отказать в регистрации. Один из признаков недостоверности: по указанному адресу зарегистрированы другие организации, которые на самом деле там не находятся. Это как раз такой случай: на площади в несколько квадратных метров могут по бумагам ютиться десятки фирм.
Даже если удастся получить регистрацию, проблемы не закончатся. ФНС считает подозрительными адреса, где находится 5 и более юрлиц. Когда компания начнет работать, налоговая может прийти, чтобы осмотреть помещение. Если налоговики не найдут по адресу офис компании, то очень расстроятся. Они составят акт, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу организация не обнаружена.
Дальнейшее развитие событий будет неприятным. Организация, ее директор и учредитель получат письма с требованием предоставить достоверную информацию или доказательства достоверности прежних сведений об адресе. На это дадут 30 дней, по истечении которых в ЕГРЮЛ внесут отметку о недостоверности сведений. Это своего рода черная метка, которую видят все: банки, контрагенты, клиенты.
После этого налоговая служба может:
Аренда офиса
Этим путем я и пошел. Чтобы зарегистрировать фирму по адресу арендованного офиса, нужно сначала найти арендодателя. Но подписывать договор с ним нельзя, ведь компания еще фактически не существует. Поэтому у арендодателя необходимо взять гарантийное письмо о том, что он обязуется заключить договор аренды и предоставить площадь под размещение исполнительного органа.
Тут есть три момента:
Как найти офис в аренду, мы уже рассказывали. Как не облажаться при заключении договора аренды, тоже писали. Почитайте, вам это может понадобиться.
Варианты, которые я не рассматривал
Арендатор — ИП. Если речь о регистрации ИП, то все просто. Не надо ломать голову и выбирать, где зарегистрировать фирму: индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства — адресу постоянной прописки. Если ее нет, можно зарегистрироваться и по временной прописке, но только на срок ее действия.
Учредитель — богач. Если учредитель фирмы — богач, наверняка у него есть собственное нежилое помещение или он может его купить. По адресу помещения можно и нужно зарегистрировать фирму. Скорее всего, налоговики запросят правоустанавливающие документы на недвижимость.
Есть поддержка государства. Во многих городах есть программы помощи начинающим предпринимателям. Например, могут предоставить помещение в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. Нужно лишь удовлетворять требованиям конкретного инкубатора.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Регистрация ООО на домашний адрес — какие риски?
Законодательство не запрещает, но и не разрешает прямо регистрацию ООО на домашний адрес одного из учредителей или руководителя. Поэтому инспекции, если и пропускают такую регистрацию, тщательно проверяют все бумаги и требуют предоставления дополнительных документов. Рекомендуем во избежание отказа и спорных ситуаций с налоговиками проконсультироваться с опытными юристами.
Почему налоговая отказывает в регистрации ООО по домашнему адресу
Из ст. 288 ГК РФ следует, что назначение жилых помещений — проживание граждан. Поэтому расположение в них производственных предприятий запрещено. Для размещения предприятий надо сначала перевести жилое помещение в нежилой фонд. Именно этой статьей руководствуется инспекция, когда выносит отказ в регистрации ООО по домашнему адресу.
Но не все налоговые так категоричны, да и суды часто встают на сторону учредителей. Не всегда для бизнесменов необходимо иметь офис, существует много видов бизнеса, который можно вести удаленно или оказывать выездные услуги. А некоторые просто не имеют финансовой возможности для аренды или покупки нежилого помещения. Для таких вариантов регистрация компании в жилом помещении является предпочтительной.
В ст. 54 ГК РФ указывается, что постановка на учет ООО осуществляется по адресу расположения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии — другого лица или органа, которые могут действовать от имени организации. Под это определение попадает постановка на учет компании по месту жительства руководителя или учредителя. ЖК РФ также не исключает возможности осуществления профессиональной деятельности в жилом помещении (п. 2 ст. 17 ЖК РФ), если права и интересы других жильцов не нарушаются.
Проблема разночтений законодательных актов дает налоговой инспекции право отказать в регистрации ООО по домашнему адресу. Чтобы не получить отказ в домашней регистрации фирмы, стоит уточнить в ФНС такую возможность, а также получить список необходимых документов.
Требования к жилому помещению
Не в любом жилом помещении ФНС пропустит регистрацию ООО. Невозможна постановка на учет общества с ограниченной ответственностью по адресу жилой недвижимости, в которой учредитель или руководитель не имеет прописки. При этом неважно, прописка постоянная или временная. Но имейте в виду, нельзя зарегистрировать организацию по адресу временной прописки, когда имеется постоянная, например, в другом регионе РФ.
Откажет ФНС в постановке на учет фирмы по адресу ведомственного жилья или в доме, который еще не сдан в эксплуатацию. Также могут возникнуть проблемы с помещением, которое находится в залоге у банка. Для регистрации ООО по адресу залогового жилья придется получить разрешение из банка.
Тщательно проверяет ФНС и виды деятельности. Для регистрации организации по адресу жилого дома запрещены:
С 01.10.2019 г. законодатели вносят в ч. 3 ст. 17 ЖК РФ поправки. Будет добавлен запрет на открытие по адресу жилого помещения компаний, которые планируют оказывать гостиничные услуги.
Плюсы регистрации ООО по домашнему адресу
У регистрации ООО по месту жительства учредителя или руководителя есть несомненные плюсы. Фирме не придется тратиться на аренду или покупку юридического адреса. Письма от государственных ведомств будет приходить вовремя, что позволит быть в курсе изменений в законах и требованиях к бизнесу.
Неприкосновенность частной собственности дает право не пускать в жилое помещение проверяющих без наличия у них судебного постановления. Но такое решение может иметь негативные последствия, вплоть до судебного решения о ликвидации фирмы.
Возможные риски при регистрации ООО в жилом помещении
Регистрация ООО по месту проживания директора или учредителя — просто и бесплатно. Хотя у такого решения могут быть и неприятные последствия. Главный риск — получить отказ от ФНС — остается даже после того, как вам налоговики сообщили, что такое возможно, и вы предоставили весь пакет требуемых документов. Если общество с ограниченной ответственностью поставили на учет по адресу жилого помещения, открыть здесь в будущем производство или лицензионный бизнес вы все равно не сможете.
Постановка на учет организации по адресу жилого помещения сопряжена с риском негативного общественного мнения: банки и иные контрагенты могут посчитать фирму несерьезной. Банки таким организациям могут отказать в открытии счета или выдаче кредита. Контрагенты могут избегать сотрудничества с такими компаниями.
В случае увольнения директора, по адресу которого зарегистрирована фирма, придется заниматься перерегистрацией по новому адресу. Фирма не застрахована от подобной ситуации и с учредителем, который может выйти из общества или сменить прописку.
Могут быть проблемы с регистрацией кассы. Налоговая может усомниться в реальности приема денег по домашнему адресу и выехать с проверкой. А в случае, если юридический адрес и фактический не будут совпадать, ФНС может принять решение о наличии у ООО обособленных подразделений.
Сам факт признания обособленного подразделения по закону не может повлиять на применяемый налоговый режим (УСН запрещена только организациям с филиалами, по подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Да и штраф за неинформирование об обособленном подразделении минимальный — 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Но налоговики очень часто взыскивают штраф по полной, по п. 2 ст. 116 НК РФ, как за ведение деятельности без постановки на учет — штраф 10% от доходов, но не менее 40 000 рублей. Чтобы отменить требование ФНС, придется обращаться в суд. Судебная практика не всегда однозначна. Во избежание таких проблем сообщайте в ФНС о наличии у вас подразделений — сэкономите время и деньги на судах.
Если суд признает организацию должником, то приставы могут описать имущество жилого помещения, как принадлежащее фирме. Жильцам придется представлять в суд чеки и доказывать, что это их личная собственность.
Еще один малоприятный момент — информация о жилье, как об юридическом адресе ООО, будет находиться в свободном доступе в ЕГРЮЛ. Получить эти сведения сможет любой желающий. Если указанные риски вызывают у вас сомнение, рекомендуем ознакомиться со статьей «Юридический адрес для регистрации ООО». В статье описаны и другие законные способы получения адреса для постановки на учет организации в ФНС.
Какие документы нужны ФНС для регистрации ООО по домашнему адресу
Если постановка на учет ООО по домашнему адресу остается для вас наиболее привлекательной, надо подготовить дополнительные бумаги. Обычно налоговая требует дополнительно 2 документа:
Рекомендуем позвонить в ФНС и уточнить необходимость каких-либо еще документов. Иногда налоговики просят согласия и от собственников, и от всех жильцов данного помещения. Указанные документы не являются обязательными для регистрации фирмы. Но с ними шансы на успешную регистрацию общества с ограниченной ответственностью по адресу жилого помещения повышаются.
Каковы риски при регистрации юридического адреса на домашний адрес?
Сын просит документы на квартиру от меня(собственника,) чтоб открыть на неё юридический адрес. Чего мне опасаться? Сын не является собственником квартиры.
Да ничего в этом страшного нет. Только все корреспонденция будут приходит к вам на адрес и если какие проблемы с обязательствами, будут к вам заглядывать. Можно же потом, сменить адрес, или же указывать иной почтовый адрес. Поэтому никаких серьезных опасений нет, конечно если это фирма не крупный бизнес.
Согласно п. 2 и 3 ст. 288 ГК РФ жилые помещения могут использоваться для проживания в них граждан. Размещение в жилом помещении каких-либо организаций допускается только в случае перевода данного помещения в статус «нежилое». На первый взгляд, указанные положения закона могут навести на мысль, что регистрация фирмы на домашний адрес невозможна.
Однако если рассмотреть само понятие юридического адреса, то мы увидим, что это – «место нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО (руководителя), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». Под это понятие полностью подходит регистрация ООО на домашний адрес учредителя или директора.
Регистрация ООО в квартире или другом жилом помещении может быть обоснована, в том числе, нормами Жилищного кодекса. Так, п. 2 ст. 17 ЖК РФ определяет, что жилое помещение может использоваться для предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает интересы других лиц.
Имеется множество судебных решений, вступивших в законную силу, в которых суды признали полностью законным регистрацию ООО на домашний адрес. Так, суды отмечают, что указание в качестве места нахождения компании адреса жилого помещения является правомерным, то есть регистрация ООО по месту прописки директора или учредителя (даже в том случае, если учредитель и не является директором) абсолютно законна. Никакие нормы закона не нарушаются; место нахождения компании может не совпадать с фактическим размещением ее имущественных комплексов.
Что касается рисков, то если Ваш сын не собирается открывать подставных фирм, заниматься обналом или другой незаконной деятельностью, то рисков нет.