чем опасна подушка безопасности
Подушки безопасности — насколько они безопасны?
Статистика ДТП в нашей стране порой напоминает сводки из фронта — каждый день десятки людей страдают из-за человеческой халатности, неблагоприятных погодных условий и других факторов. На обеспечение безопасности автомобилей автопроизводители ежегодно тратят внушительные суммы, постоянно внедряя новые разработки и отзывая целые партии из-за определенных проблем.
Такой элемент системы безопасности, как подушка безопасности, доказала свою эффективность и способность смягчать последствия автокатастроф, но её применение связано с рядом нюансов.
Принцип действия подушки безопасности
Главная задача, которую призваны решать подушки безопасности, — затормозить движение водителя и пассажиров, не допустив удара о переднюю панель, руль или другие части машины. Ее конструкция состоит из собственно подушки, которая наполняется газом, системы наполнения и датчика.
При столкновении (хотя периодически подушка может раскрываться при попадании колеса в глубокую яму или наезде на препятствие) датчик подает сигнал, после чего в системе наполнения смешиваются нитрат калия и азид натрия, как результат — выделяется газ, который и наполняет подушку.
Газу свойственно быстро рассеиваться, чтобы дать пассажиру возможность двигаться. В современных автомобилях присутствуют блоки диагностики, которые позволяют подушке срабатывать даже при неработающем аккумуляторе, а также оповещают водителя о неисправностях в системе.
Несмотря на свою цель — гарантировать безопасность водителя и пассажиров, подушки безопасности могут стать источником травм. Разумеется, опасна не подушка сама по себе, а то, что при её использовании не соблюдается ряд правил.
Начнем с того, что подушка развертывается на большой скорости — до 300 км/час. Если вы не пристегнуты ремнем безопасности, то просто столкнетесь с выстрелившей подушкой, что с учетом её скорости чревато как минимум черепно-мозговой травмой.
Правда, некоторые производители предусмотрели возможность деактивации подушки безопасности, если ремень не пристегнут, но и в первом, и во втором случаях риск получить серьезную травму остается по-прежнему высок. Если же подушка безопасности сработает в то время, когда ваши руки были скрещены, в большинстве случаев переломов избежать не удастся.
Есть определенный риск и для тех, кто использует очки: из-за сильного удара стёкла могут разбиться или выпасть, повредив глаза.
Само собой, что при езде со скоростью 140 км/час в случае столкновения даже сочетание ремня и подушки безопасности может не спасти, ведь испытания авто проводятся на скорости в 60 км/час.
Где находятся подушки безопасности
Найти, где находятся подушки безопасности в автомобиле совсем несложно. Для этого достаточно внимательно осмотреть салон и найти надписи SRS Airbag или просто Airbag.
Подушки безопасности бывают фронтальные, боковые, верхние (или шторки), для коленей водителя. Фронтальная подушка безопасности водителя находятся в руле, для переднего пассажира фронтальная подушка располагается в передней панели над перчаточным ящиком.
Боковые подушки безопасности, как правило, находятся в спинках сидений, в этом случае вы найдете либо нашивку либо пластиковую эмблему с соответствующей надписью на боковой части спинки сиденья. Верхние подушки безопасности или боковые шторки прячутся либо под крышей вдоль дверей, а могут быть и в боковых стойках. Подушки для коленей водителя следует искать в подрулевом пространстве.
Чтобы подушка безопасности не стала источником дополнительных травм, нужно соблюдать ряд правил.
Во-первых, всегда пристегиваться — в противном случае она не только не спасет вас от травм, а и может стать источником новых; ремень безопасности удерживает тело и не дает ему удариться.
Во-вторых, нужно соблюдать дистанцию между фронтальной подушкой безопасности и грудной клеткой — она не должна быть меньше 25 см.
В-третьих, детей нужно перевозить только в авто-кресле, которое соответствует их комплекции, росту и возрасту. Дело в том, что ремни безопасности рассчитаны на взрослых и не могут обеспечить надлежащую фиксацию.
Как видим, подушка безопасности является признанным защитником, способным снизить риск возникновения травм на 25-30 %, но только в том случае, если будут исполнены все требования безопасности. Игнорирование ремня или неисправность системы могут стать причиной серьезных травм, так что не стоит отказываться от лишнего способа обезопасить себя и близких.
Самый большой отзыв по подушкам безопасности за всю историю
Автотранспортные средства 14 различных производителей машин были отозваны для замены фронтальных подушек безопасности, т.е. водительской или переднего пассажира, или обеих сразу. Эту акцию NHTSA назвал «самым крупным и самым сложным отзывом по безопасности в истории Соединенных Штатов Америки». Подушки безопасности, поставщиком основных частей которых стала компания «Takata», были установлены в автомобилях начиная с 2002 модельного года и заканчивая 2015 годом. Проблема данных подушек состоит конкретно в том, что некоторые из них могут быть развернуты взрывообразным образом, что в свою очередь может привести к ранению и даже смерти водителей и пассажиров находящихся в автомобиле(ях).
В основе этой технической проблемы лежит инфлятор (пиропатрон) подушек безопасности, т.е. металлический блок с установленным в нем картриджами пропеллента, который в некоторых случаях зажигается со взрывной силой. Если корпус пиропатрона (инфлятора) разрывает при срабатывании подушки во время аварии машины, то металлические осколки от частей подушки безопасности могут разлететься по всему пассажирскому салону- это потенциально опасный исход от якобы спасительного устройства.
Есть несколько ключевых причин повлиявших на создание подобной ситуации с подушками безопасности «Takata»:
— плохой контроль качества на производстве;
— коррозия из-за высоких/низких температур и влажности;
— технические особенности автомобиля.
Временная шкала 2014, 2015 и начало 2016 года
7 апреля 2016: 17-летняя девушка из Техаса, как говорят очевидцы, стала 10-ой жертвой смертельных подушек безопасности. Она находилась за рулем автомобиля Honda Civic 2002 года. NHTSA рапортует, что 7 млн. 522 тыс. 533 штук подушек безопасности были отремонтированы.
12 февраля 2016: NHTSA расширяет список опасных автомоделей. Пока было отремонтировано 7 млн. 122 тыс. 510 штук подушек безопасности.
16 июня 2015: «Toyota» увеличивает как минимум на год срок повторного отзыва на ранее анонсированных моделях авто, добавив к ним 1 млн. 365 тыс. дополнительных транспортных средств.
15 июня 2015: «Honda» расширяет свою отзывную компанию для моделей Honda Accord.
4 июня 2015: Фирма «Reuters» сообщает, что по крайней мере 400 тыс. штук пиропатронов которые уже были заменены, требуют своей повторной замены.
29 мая 2015: Фирмы «Chrysler», «Mitsubishi», «Subaru» и «General Motors» добавили на свои сайты идентификационные номера автотранспортных средств подлежавших отзыву.
19 мая 2015: Было обнародовано рекордное количество автомобилей с бракованными аэрбегами- это 33,8 млн. штук машин. Данное число включает в себя примерно 17 миллионов автотранспортных средств, которые ранее уже были отозваны автопроизводителями.
9 декабря 2014: «Honda» выступила с заявлением о том, что согласится с доводами NHTSA и расширит свою отзывную компанию. Увеличение числа пострадавших автомобилей моделей Honda/Acura дошло до 5,4 млн. штук.
Опасность подушек безопасности «Takata» в ближайшей перспективе
Более семи смертельных случаев и более 100 с лишним травм были связаны с подушками безопасности от компании «Takata». В некоторых случаях эти инциденты были просто ужасны, а именно, с разрывом пиропатрона и разбрасыванием металлических осколков по всему салону пронизывавших лицо и шею водителей. И это только статистика в самих США. Звучит жутковато, не правда ли? Но такие случаи очень редки. В июне 2015 года «Takata» заявила, что ей известно в общей сложности о 88 произошедших взрывах, из которых: 67 на стороне водителя и 21 на стороне пассажира. А ведь за 15 лет было выполнено и произошло более 1,2 миллионов успешных срабатываний подушек. Кажется, что такое неправильное срабатывание аэрбегов всего лишь капля в море от такого общего количества случаев, ведь подушки безопасности спасли за это время более 37.000 тыс. жизней, это гораздо больше того, чем они отняли.
Тем не менее, никто из нас не знает чья подушка сработает наоборот или сработает ее пиропатрон, подвергнувшись определенной коррозии (именно коррозия по версии следователей приводила к таким нехорошим последствиям), тем самым сработает не на созидание, а на убийство.
Как узнать водителю, отозвали ли его автомобиль?
Есть несколько способов, чтобы проверить, затронул ли такой отзыв ваш автомобиль. Для этого Вам понадобится идентификационный номер вашего автомобиля, т.е. VIN. Вбейте этот номер в онлайн сервис для проверки. Если ваш автомобиль попал под отзыв, то сам сайт сообщит Вам об этом. На сайте NHTSA также имеется перечень автотранспортных средств доступных для быстрого обзора. Также информацию по отзывам можно посмотреть и на сайте самого производителя, или же вы можете позвонить непосредственно прямо дилеру и уточнить информацию о вашей модели автомобиля.
Почему так долго меняют пиропатрон?
Многие пострадавшие от отзыва автовладельцы узнают для себя, что время ожидания замены может растянуться на недели и даже на месяцы. Почему же так долго это происходит? Дефицит времени конкретно связан с объемом заменяемых подушек безопасности по всему миру. На данное время необходимо привести в нормальное состояние более 30 млн. штук подушек безопасности, и одной компании за короткий срок с таким количеством просто не справиться.
Что делать, если я провожу только часть от всего года во влажном климате?
Согласно данным NHTSA, если воздействие влажного климата непостоянное, то этот фактор значительно снижает риск развития коррозии и взрыва инфлятора.
Меня беспокоит проблема безопасности. Что нужно делать до того, как проблема будет исправлена (устранена)?
Если отзыв на ваш автомобиль включает в себя неисправность только боковой подушки безопасности переднего пассажира, то достаточно будет всего лишь никого не усаживать на это самое кресло. Но если после пробивки автомобиля по VINу данный сайт выдал Вам информацию которая говорит о том, что проблема связана с подушкой безопасности со стороны водителя, то Вы со своей стороны должны сделать максимум усилий из возможных, чтобы свести к минимуму такой риск. Вот варианты решений временного неудобства:
Можно ли отключить подушку безопасности до замены ее элементов?
На данный момент только компания «Toyota» рекомендует гражданам проводить подобные действия. Consumer Reports испытывает озабоченность по поводу такой рекомендации с точки зрения безопасности, что не удивительно, зачем нужна в машине отключенная подушка, и от чего тогда она спасет?
Нужно ли платить деньги за отзыв автомобиля и за замену деталей?
Ремонтные работы, проводимые в рамках отзыва, бесплатны, но только не связанные с этим иные проблем или поломки в машине, обнаруженные во время ремонта, они могут быть платными.
Следующие модели BMW которые с 2001 по 2015 годы были укомплектованы бракованными подушками безопасности «Takata» (меры безопасности: не находится на переднем пассажирском сидении при включенном аэрбеге):
Отозванные модели автомобилей:
2000 BMW 323i /328i
2003 BMW X5 3.0i /X5 4.4i
Chrysler
Отозванные автомобили:
Chrysler:
Dodge:
Компания «Форд» утверждает, что она не наблюдала каких-либо проблем в своих автомобилях. Но под давлением NHTSA а также благодаря информации полученной от «Takata», компания все-же отзывает свои конкретные автотранспортные средства, в том числе и модели 2004 Ford Ranger и 2005-2014 Mustang.
Отозванные автомобили:
General Motors
Отозванные автомобили:
2005 Saab 9-2x
Honda
Отозванные автомобили:
Acura:
2003 Acura CL
Honda:
Mazda
Автопроизводитель заменит передние подушки пассажира и/или водителя.
Отозванные автомобили:
Mercedes-Benz:
2005 C230 Kompressor
2005 C320
2011 E350 Cabriolet
2011 E550 Cabriolet
2012 SLS AMG Cabriolet
Mitsubishi
Если вы на сайте обнаружили, что ваш автомобиль отзывают, то компания «Mitsubishi» советует владельцам немедленно приезжать к дилеру на замену подушек безопасности. Даже если у дилера нет запасных частей для такой починки, то они все-равно расскажут вам как действовать в этой ситуации, чтобы обезопасить на определенное время себя и своих близких.
Отозванные автомобили:
2004 Lancer Sportback
Nissan
Отозванные автомобили:
Infiniti:
Nissan:
Subaru
Отозванные автомобили:
Toyota
Отозванные автомобили:
Lexus:
Toyota:
Volkswagen
Отозванные автомобили:
Audi:
Volkswagen:
Страшная сила! Какую угрозу таят подушки безопасности и сработают ли 20-летние айрбэги
Подушки безопасности в качестве базового оснащения стали устанавливаться в автомобили в середине 1980-х годов и с тех пор спасли огромное количество людей от травм и даже смерти. Но помимо пользы айрбэги таят в себе и серьезную опасность при неправильном использовании.
Правда, если автомобиль уже побывал в ДТП и после него подушки не заменили на новые, при следующем столкновении они уже ничем не помогут. Но можно ли устанавливать «бэушные» айрбэги, сработают ли они? Проверим. И заодно расскажем вам про опасность подушек безопасности.
Старые подушки безопасности могут не сработать?
Бытует мнение, что по достижении определенного возраста подушки безопасности могут не сработать, их даже нужно менять. Существуют различные обоснования этой точки зрения. Но специалисты говорят о том, что даже айрбэги из 1990-х срабатывают без каких-либо проблем. Главное – появление в нужный момент 12 В на контактах пиропатрона. И в старой машине скорее подведет проводка, чем сама подушка.
Примерно до конца 1990-х – начала 2000-х годов одни автопроизводители рекомендовали дилерский осмотр айрбэгов каждые 10 лет, другие действительно указывали, что раз в 15 лет необходима замена подушек безопасности.
В 2000-х от такой практики ушли. Все производители уверены в том, что подушки без проблем прослужат до момента окончания эксплуатации автомобиля и нет никакой необходимости в их дополнительной проверке, тем более замене. Хотя были и исключения, но о них чуть позже.
Мы взяли пять старых подушек безопасности, чтобы проверить, как они сработают: одну водительскую, одну пассажирскую и три боковые. Но мы не просто подадим на них 12 В… Всему свое время.
Опасность безопасности
В момент столкновения по сигналу с датчика удара на контактах запала подушки безопасности появляется напряжение, что приводит к взрыву пиропатрона и мгновенному выделению большого количества газа. Он поступает в аккуратно сложенный купол подушки и за доли секунды надувает его. В процессе раскрытия фронтальный айрбэг движется навстречу водителю со скоростью почти 300 км/ч.
Если же водитель или пассажир не пристегнуты, то в современных автомобилях подушки безопасности сработать не должны. Но ведь система назойливыми оповещениями требует пристегнуться, поэтому многие водители, отрицающие пользу ремней безопасности, пропускают их за спинкой сиденья или используют заглушку, которая вставляется в замок ремня. В этом случае при аварии тело человека может начать смещаться вперед куда раньше, чем на это рассчитывают разработчики системы безопасности, в результате чего произойдет контакт с еще раскрывающейся подушкой безопасности. Результат – сломанные носы, сотрясения мозга, переломы ребер. А если во рту в момент столкновения Chupa Chups или курительная трубка?
Поэтому пристегиваться в автомобиле нужно всегда, при этом пристегиваться правильно. Правильно, это когда ремень плотно прилегает к телу, а не болтается вытянутым, плечевая лямка отрегулирована так, что лежит ровно на середине плеча, а не на шее и не сбоку. При этом на вас не должно быть толстой одежды, например, пуховика, который образует между телом и ремнем своего рода воздушную подушку, из-за которой при столкновении произойдет излишнее смещение вперед.
Отрицающие пользу ремней здесь могут обрадоваться: мол, если не пристегнуться и не пытаться обмануть систему, то и риска получить травмы от подушки безопасности нет. Это так, только, будучи непристегнутым, вы просто убьетесь о руль или лобовое стекло.
Даже если ребенок посажен в кресло лицом вперед, при ДТП он может столкнуться с подушкой безопасности совсем не так, как взрослые пассажиры, на которых преимущественно все и рассчитано. Поэтому маленьким детям в принципе не стоит ездить спереди. И уж тем более в машине с айрбэгами нельзя катать детей на коленях, например, давая порулить на глухой сельской дороге.
Опасность получить травму от подушки безопасности есть даже в стоящей на месте машине. Например, можно перепутать провода при ремонте электропроводки рулевой колонки, что приведет к срабатыванию айрбэга.
Подушки-убийцы
Но даже при правильном использовании не все подушки безопасности оказались одинаково полезными. Многие наверняка догадались, что мы клоним в сторону продукции японской компании Takata. Еще в конце 1990-х ее американское подразделение начало использовать в своих газогенераторах нитрат аммония – известную всем с детства аммиачную селитру. Это вещество было в 10 раз дешевле применявшегося ранее тетразола, что при массовом производстве айрбэгов и колоссальном спросе на них приводило к трехкратному удешевлению конечного изделия и росту прибыли.
Уже на этапе испытаний нитрат-аммониевых подушек безопасности происходили случаи разрыва металлических корпусов газогенераторов. Многие инженеры понимали опасность применения аммиачной селитры, но руководитель американской лаборатории Пареш Хандхадиа имел серьезное влияние в японской компании, поэтому производство айрбэгов на основе аммиачной селитры было запущено, а в 2001 году перенесено на специально построенный завод в Мексике.
За многие годы были выпущены десятки миллионов автомобилей с дефектными подушками безопасности Takata, несущими угрозу находящимся в салоне. Они ставились в американские Honda, Acura, BMW, Toyota, Ford, Mazda, Tesla и автомобили некоторых других марок. Разумеется, автопроизводителям пришлось раскошелиться на отзывные кампании и менять подушки.
Интересно, что проблема характерна только для подушек Takata, производившихся для американского рынка. Руководство других территориальных офисов компании осознавало опасность применения нитрата аммония, но ничего не смогло поделать с запуском производства айрбэгов на его основе в Северной Америке. Однако в европейском подразделении не стали брать на вооружение аммиачную селитру, а использовали состав на основе значительно более безопасного нитрата гуанидина, по этому же пути пошли и на китайском производстве Takata.
В 2019-м в США всплыла информация о расследовании Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), в центре которого на этот раз оказалась продукция ZF-TRW. Но в этом случае ситуация была противоположной: было зафиксировано несколько серьезных ДТП, в которых подушки безопасности не сработали.
Поднимала NHTSA и проблему дешевых китайских айрбэгов, которые ввозились в США начиная с 2009 года и устанавливались в качестве замены сработавших. Специалисты администрации проверили китайские подушки и установили, что они имеют ряд проблем: одни из них не раскрывались, другие срабатывали по аналогии с дефектными продуктами Takata, отправляя в салон шрапнель из обломков пиропатрона.
Раскроются или нет?
В нашем распоряжении пять подушек безопасности, предоставленных для теста компанией «Автостронг-М». Три из них боковые, две фронтальные: одна водительская и одна пассажирская.
Две боковые подушки – с автомобиля Mercedes. Они выпущены в 1999 году компанией Petri AG, которая в 2000-м была куплена как раз японской Takata. Еще один из боковых айрбэгов выпущен в 2000 году компанией TRW, тогда еще не принадлежащей ZF, – он стоял на автомобиле BMW.
Фронтальная пассажирская подушка также с BMW и также производства TRW. Ее год выпуска – 1997-й. Наконец, водительский айрбэг с автомобиля KIA выпущен компанией Autoliv. К сожалению, на белых наклейках отсутствовала информация о годе выпуска, а желтая была уничтожена.
Для начала просто возьмем одну из боковых подушек Mercedes, подадим на нее 12 В от аккумулятора и посмотрим, раскроется ли она.
Подсоединяем провода, касаемся клемм – айрбэг взрывается с громким хлопком.
Ну что же, давайте такую же подушку запихаем в старую шину – разорвет или нет? Сработала, но никаких повреждений покрышке не нанесла.
Оставляем еще одну «боковушку» на потом, а сами переходим к самой большой подушке – фронтальной пассажирской. Для ее испытания мы соорудили конструкцию из двух листов фанеры толщиной 12 мм, соединенных между собой деревянными брусками. Все это собрано на толстые саморезы. Корпус айрбэга лежит на нижнем листе фанеры, купол будет раскрываться в сторону верхнего. От смещения при взрыве кассета зафиксирована двумя кусками бетона.
Подсоединяем провода, подаем питание – и нашу чудо-конструкцию разносит в хлам. Куски бетона отбрасывает на несколько метров в сторону, один из деревянных брусков улетает метров на пять в сторону, а еще один обнаруживаем и вовсе в 15 метрах от исходной позиции. Третий брусок вместе с верхним листом фанеры взлетел метра на четыре вверх. Сама фанера не получила никаких повреждений – еще бы при такой-то толщине.
Но при осмотре элементов оказывается, что в процессе раскрытия подушки часть саморезов просто порвало. Еще несколько вырвало из брусков, они остались погнутыми. Страшная сила! Даже представлять не хочется, что произойдет с детским автокреслом, когда в него раскроется пассажирская подушка.
Далее самая интересная часть нашего эксперимента. Делаем из листов фанеры импровизированный подиум, на который устанавливаем пятикилограммовый арбуз. А перед ним ставим и фиксируем водительскую подушку безопасности. Арбуз – это импровизированная голова непристегнутого водителя, которая оказывается в зоне раскрытия подушки. Разобьет, отбросит? Ответов на эти вопросы мы не получили, поскольку именно этот айрбэг не сработал.
Что же, придется заменить нераскрывшуюся подушку боковой и ударить по арбузу ею. Боковая сработала – арбуз отбросило в сторону. Никаких повреждений он не получил. Но при просмотре замедленной съемки мы поняли, что совершили ошибку и не учли куда меньшие размеры боковой подушки, которая даже не коснулась нашей большой ягоды. Зато она сдвинула фанерный подиум, поэтому арбуз и укатился.
Наш вердикт
Несмотря на все «страшилки», подушки безопасности не несут угрозы здоровью при правильном использовании и в случае аварии реально помогают защитить находящихся в машине от травм. Даже после ДТП, в результате которого произошло раскрытие подушек, все их можно заменить. Благо сегодня они в достатке присутствуют на «разборках» и стоят относительно недорого. И, как показал наш эксперимент, даже айрбэги старше 20 лет успешно раскрываются. Лишь одна подушка из пяти протестированных не сработала. О причинах этого можно только догадываться. Конечно, восстановление системы безопасности не всегда обойдется одной лишь установкой новых айрбэгов, замена может потребоваться и датчикам удара, и преднатяжителям ремней безопасности, и в некоторых случаях блоку SRS.
К сожалению, это не очень дешево, поэтому многие предпочитают просто удалить сработавшие подушки, обманув систему путем установки резисторов. Если вы заботитесь о своей безопасности, при покупке подержанного автомобиля следует проверить наличие айрбэгов. Как это сделать – расскажем в отдельном материале.
Редакция благодарит компанию «Автостронг-М» за предоставленные подушки безопасности