чем опасна бездуховность сочинение
Сочинение на тему: “Бездуховность”
Бездуховность – одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются
Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к
Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи.
В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности.
В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество.
Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью – бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.
Related posts:
Сочинение на тему: «Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества»… (ВАРИАНТ 25)
Бездуховность — это…
В первую очередь нужно разобраться, какую смысловую нагрузку несет в себе это слово. Если рассматривать понятие не с точки зрения религии, а с точки зрения светского общества, то бездуховность — это определение, которым характеризуется в первую очередь обеднение духовных ценностей или же их полное отсутствие, а также потеря нравственных идеалов, которая в свою очередь ведет к потере человечности.
Причины потери духовности
В век, когда произошло появление и массовое распространение новых носителей информации, воздействовать на людей стало легче. Телевидение, радио, модные журналы и по большей части интернет формируют массовое сознание. Людям предоставляется определенный шаблон и сценарий их жизни. Диктуются представления о том, что нужно для того, чтобы быть счастливым и успешным: какая должна быть работа, одежду какой марки необходимо носить, какая внешняя атрибутика обязательна для успешного в обществе человека, сколько этажей должно быть в доме и хлопья какой марки нужно есть на завтрак.
Цель современных каналов коммуникации состоит в том, чтобы заставить людей покупать больше и чаще. Навязанные средствами массовой информации мнимые ценности о материальной составляющей счастья являются первостепенной причиной распространения бездуховности среди людей. Можно сделать вывод, что бездуховность — это прежде всего концентрация на материальных вещах и утрата нравственных ориентиров.
Проблема бездуховности человека. По Добровичу
Сочинение ЕГЭ по тексту:
А. Б. Добрович известен читателю прежде всего как автор очерков, статей, в которых нередко затрагиваются нравственные вопросы. Так и в предложенном мне тексте врач — психиатр ставит столь актуальную в нашем обществе проблему бездуховности. Анализируя данный вопрос, автор рассуждает о том, насколько частыми стали случаи столкновения с бездуховностью – своеобразным диагнозом современности. В тексте подробно описаны приметы этой болезни. Одна из главных черт, с точки зрения А.Б.Добровича, – это неумение понять человека, почувствовать его состояние. Неслучайно автор обращается к научной лексике, давая определение понятию «интроекция»- таким образом он подчёркивает глубину проблемы, побуждает разобраться, чем вызвано стремление общаться: ведь если мы не понимаем духовный мир другого человека, то нами движет только выгода! Кроме того писатель обращает внимание читателя на бестактность, бесцеремонность как на еще один признак бездуховности. Говоря о том, что отсутствие важных для общества целей, интересов обсуждаемо прессой, автор подчеркивает актуальность и масштаб проблемы отсутствия духовности. Позиция А.Б.Добровича предельно ясна: столкновение с бездуховностью может иметь серьезные последствия. Значит, с этим пороком необходимо бороться, объяснять людям «с чем они имеют дело». Трудно не согласиться с автором: я считаю, что бездуховность – это, в первую очередь, потребительское отношение к людям, а значит, страдают, те, кто находится рядом с подобной личностью. С героем, для которого на первом месте собственная выгода, который готов ради достижения своей цели использовать любые средства, можно познакомиться, прочитав поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души». Перед нами Павел Иванович Чичиков, который ничем не гнушается, для того чтобы продвинуться по служебной лестнице. Мы видим, как главной герой всеми способами угождает престарелому повытчику, становится своим человеком в его семье, общается с дочерью как с невестой. Как показывает автор, все это было лишь для того, чтобы занять более высокий пост. Жаль людей, оказавшихся на пути человека, который так цинично, потребительски относится к тем, кто его окружает. Убедиться в том, как страшны бездуховные люди, помогает роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Великолепная Элен Курагина, холодная светская красавица — яркий образец героини, которая ради состояния, положения в обществе готова женить на себе несуразного, странного, вовсе не привлекательного для неё Пьера Безухова. Видя ложь, лицемерие, подобострастие, лесть, фальшь героини, мы понимаем, что ей безразличны мысли, чувства, страдания мужа. Читая историю Элен, мы не сомневаемся в том, что перед нами человек, который ищет только выгоду, а значит, с точки зрения А.Б.Добровича, не имеет права называться человеком. Произведения Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.Б.Добровича помогают понять, насколько важную роль играет духовность отдельного человека, всего общества и к каким тяжелым последствиям может привести её отсутствие.
Текст А.Б.Добрович
(1)Что такое духовность. (2)Может быть, для начала следует полегче? (3) профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности — явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью!…
Еще сочинения по данному тексту
Полный текст и еще сочинение здесь Проблема бездуховности. А.Б.Добрович
Влияние пропагандируемых в обществе ценностей на развитие духовности молодых поколений
Если сесть и на минуточку поразмыслить на тему ценностных ориентиров современного общества, то можно заметить, что все крутится вокруг материальных вещей. Дружба, верность, честность, искренность, сопереживание другим людям — все это уходит на второй план, уступая место погоне за место под солнцем, а это место, как известно, требует от желающего стать его счастливым обладателем огромных временных затрат. В погоне не остается места для по-настоящему важных вещей. Когда человек убеждает себя в том, что идеалы, которые навязывают ему телевидение, кинематограф и многочисленная реклама сделают его счастливым, то он очень ошибается.
Наибольшему влиянию подвержено молодое поколение. Не всем с детства прививаются духовные ценности. Большую часть времени родители проводят на работе, и дети черпают информацию извне — из интернета, где навязывание материальных ориентиров чувствуется больше всего. Результатом является подмена традиционных ценностей товарами народного потребления, а окружающая действительность все больше подчиняется законам джунглей, где действует право сильного или богатого. Социальные сети стали важнее душевных вечеров с близкими людьми, а интернет стал неотъемлемой частью повседневности большинства молодых людей.
Вторая половина двадцатого века
Вера для народа — это все, именно, благодаря ней, русские объединились и выиграли Великую Отечественную Войну. Во время войны церковь являлась успокоением для людей, это то, что давало им силы — вера! Теперь в речи Сталина вместо партийного «товарищи» — «братья и сестры», «соотечественники». Уже летом 1941-го года сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. В итоге положение Церкви в СССР за годы войны разительно изменилось. Церковь обрела легальный статус, открылись тысячи храмов, возобновилась работа семинарий, но уже в 1948 году политика Сталина меняется в антицерковную сторону. Вплоть до смерти Сталина ни один новый православный храм не был открыт.
Более того, в конце 1940-х — начале 1950-х годов храмы вновь стали отбираться под клубы и склады. В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распоряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сентябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский). Но, несмотря на все это, самым главным в истории Великой Отечественной Войны является то, что русский народ продолжал верить и должен верить и сейчас, ведь чудо 40-х годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей».
И говоря о хрущевском времени, мы можем вспомнить, что натиски Церкви ослабли, но все же людям, и особенно тем, кто был в партии нельзя было быть верующими, но можно привести такой пример, академик Королев — человек, который тайно ходил в церковь, верил и давал большие деньги на то, чтобы восстановить и построить храмы.
Значит, есть те люди, которые несмотря ни на что, идут и молятся в церковь. И самое главное, батюшки и церковные служители не были сломлены этим тяжелым временем, Церковь и вера не искоренилась, благодаря тем людям, кто продолжал верить. Есть в русском народе сила и то, что влечет их к Богу то, что невозможно сломить физически то, что заложено в человеке духовно.
Влияние рекламы на потерю духовности
В век массовой информации и поп-культуры широкое распространение получила реклама. Что мы видим, когда выходим из дома? Рекламные баннеры, расклеенные объявления на автобусных остановках, транзитная реклама, реклама в торговых центрах, продуктовых магазинах, листовки, объявления по радио и на телевизионных каналах — все предлагают нам что-то купить.
Реклама убеждает нас в том, что приобретение того или иного продукта обязательно сделает нас счастливее. Все, что мы видим в ней на телевидении и в других средствах массовой информации внушает нам, что без обладания определенным набором вещей мы не можем быть достаточно успешными, красивыми, здоровыми и т. д. Люди начинают включаться в бешеную гонку, зарабатывая и покупая все новые и новые вещи. Но не деньгами они расплачиваются за приобретение новых продуктов, которые, к слову, им и не были нужны — они расплачиваются своим временем, которое они могли бы потратить на более важные вещи: создание семьи, проведение времени с близкими людьми, созидание. Все это, словно песок, ускользает сквозь пальцы.
Конечно, в современном мире деньги являются залогом уверенности в завтрашнем дне, и нет смысла утверждать, что такое явление как дауншифтинг принесет больше счастья. Но с тем, что с приходом эпохи массового потребления понятие бездуховности получило широкое распространение, спорить не приходится. Под влиянием проводимых рекламных кампаний люди все больше и чаще покупают ненужные вещи для того, чтобы заполнить пустоту внутри. Покупка дарит лишь иллюзию счастья и обладает весьма недолговременным эффектом, поэтому в желании продлить это чувство человек вновь отправляется в магазин. Правда, мало кто понимает, что материальными вещами не заполнить пустоту в душе.
Агрессивность «Бездуховности». Сейчас много говорят о «Бездуховности» нашего общества.
Поправлю: «Бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «Бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.
Получите больше информации о греческой прическе https://pricheski.ru-best.com/vidy-prichesok/grecheskaya-pricheska
Влияние потери нравственных ценностей на внутреннее состояние человека
Много ли среди нас по-настоящему счастливых людей? Почему сейчас все более востребуемыми стали услуги личных психологов? Все, что людям нужно для счастья, у них есть. Остановившись на мгновение, человек видит, чего он достиг в течение всей жизненной гонки: есть работа, квартира, новомодные гаджеты, но ощущение пустоты никуда не исчезает. Становится понятно, что внутреннее состояние зависит не от приобретенных предметов, счастье заключается в ином.
Счастье — в духовном наполнении нашей жизни. Именно по-настоящему близкие отношения с друзьями, верность в любовных отношениях, созерцание красоты окружающего мира и семья делают нас счастливыми. Не машины и квартиры, а отношения, для работы над которыми не все находят время. Счастье заключается в мелочах — в мелочах, которыми многие сегодня пренебрегают.
Итоговое сочинение: Чем опасно равнодушие? (3 варианта)
Многомудрый Литрекон призывает читателей к отзывчивости и доброте. Чтобы логически обосновать свой призыв, он написал итоговое сочинение на тему: Чем опасно равнодушие? Аргументы он взял из книг «На дне», «Отцы и дети», «Гроза», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Ионыч».
Вариант 1
(510 слов) Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.
Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену. Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.
Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.
Вариант 2
(430 слов) Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.
Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной.
Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.
Вариант 3
(438 слов) Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.
Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.
Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.
Бездуховность (ОГЭ по русскому)
Бездуховность — одна из самых больших проблем, которая имеет место быть в обществе на протяжении всей истории человечества. Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает «бездуховность». Я считаю, что бездуховность — это отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности, формальное отношение. Для них главное — это материальное богатство, а не внутренний мир человек. У бездуховных людей приоритетом является личное благосостояние, а не общественное. К чему же может привести бездуховность?
Ответ на данный вопрос можно найти в произведениях художественной литературы. Вспомним героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Автор повествует о жизни безымянного господина, в образе которого видны безнравственные черты.
Во-первых, герой не жил, а существовал, и ставил себя выше всех. Во-вторых, герой считал, что в жизни все решают деньги, с чем категорически не был согласен писатель. При жизни к нему относились «нормально», с уважением (если можно так сказать) только потому, что он платил им деньги: в ресторанах, в отелях, на корабле… Им не было важно какой он человек, так как он ничего из себя не представлял. И такое отношение к жизни привело к тому, что после смерти господин стал никому не нужным, о нем все забыли. Даже умер господин внезапно и бесследно. Он не сделал ничего полезного и запоминающего в этой жизни. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что человек должен в первую очередь развивать в себе духовные, нравственные, положительные черты характера и качества души, обогащать свой внутренний мир, чтобы оставил он только светлые воспоминания после своего ухода, чтобы люди не забывали о нем даже после смерти и ценили его за богатый внутренний мир, а не за количество денег.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что писатель хотел показать нам на примере господина из Сан-Франциско, что жить нужно правильно, совершать только добрые и хорошие дела, любить и ценить близких тебе людей, иметь смысл жизни и цель, делать что-то полезное для общества, то вы не уйдете из этого мира, как главный герой данного произведения, а наоборот, о вас будут долгие год помнить ваши потомки.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение 25
Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно.
Если бы человек жил только инстинктами, наверное, наш мир не смог бы стать таким, каким он является сейчас. Одной из составляющих нашего бытия, помимо прочего, является культура. О её роли в нашей жизни предлагает задуматься в своем тексте Д.С. Лихачев.
Говоря о проблеме, автор, в первую очередь, конечно, имеет в виду бездуховность и бескультурье как феномен цивилизованного и высокотехнологичного 21 века. Подразумевая такие проблемы современного общества, как страшная агрессивность, а также потребность в постоянной деятельности, писатель выводит понятие культуры. Он подводит нас к мысли о том, что весь внешний технологический прогресс дает человеку возможность упрощать свою деятельность, но культура придает этой деятельности содержание и глубину, нужный подтекст. «Культурный человек – это. тот, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому».
Д.С. Лихачев считает, что роль культуры состоит в том, что она наполняет деятельность человека высоким содержанием, определяет нужный, полезный вектор. Классическая культура воспитывает каждого, кто к ней приобщается, делает нас чище и наполняет своим опытом. Культурный человек не просто поглощает книги и музыку, а обогащается ими, приобретает уважение к другим народам, к их культуре и верованиям.
Безусловно, я согласна с мнением автора. Я тоже считаю, что культура выполняет одну из главных ролей в нашей жизни, делая из человека разумное и мыслящее существо, способное к полезным и даже красивым поступкам. Благодаря, например, книгам, в которых заложен опыт предыдущих поколений, человек имеет возможность культурно обогащаться и совершенствоваться, наращивать багаж своих знаний, и, к тому же, учиться смотреть на себя со стороны.
Так, например, среди произведений русских классиков существуют те, в которых герои служат ярким примером бескультурья и бездуховности. Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», раскрываются как невежественные личности, без каких-либо духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов, например, Манилова, ограничен настолько, что из всего многообразия дел он любит собирать кучки трубочного пепла. Характеризующей деталью в его доме служит книга, с закладкой на все той же 14 странице, «которую он постоянно читал уже два года». Невысокий уровень культуры и читательского кругозора в поэме является общей чертой чиновничества. С помощью подобных образов Н.В. Гоголь призывает читателя быть культурным и развиваться.
Мне кажется, что культура является, или, по крайней мере, должна являться образом нашей жизни и нашего мышления. Человек – существо мыслящее и рефлексирующее, и его деятельность постоянно должна быть направлена на развитие как умственное, так и духовное. В этом ему и помогает культура.