чем объяснить полисистемность судебной власти во многих странах
uristinfo.net
ТЕМА 10. Судебная власть в зарубежных странах
Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью. Как правило, она возлагается на всю совокупность судебных органов от низовых до верховых.
Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.
Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельностью. Государственная власть суда имеет четко выраженный конкретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе конфликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).
Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 присяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем присяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а меру наказания определяет судья.
Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недостойного родителя родительских прав и др.
Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.
В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требованиям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определенный стаж работы на других юридических должностях, обладать высокими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутствие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, например, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.
Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяемости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в отставку по собственному желанию.
Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.
Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.
Схема судов общей юрисдикции:
— первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участковый судья и т.д.;
— основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;
— апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;
— верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.
Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по-своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.
Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.
Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет заседание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или единогласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает подсудимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья может и оспорить вердикт в вышестоящем суде.
В континентальной Европе наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем судов со своими высшими органами. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды». Яркий пример полисистемности дает Конституция Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревшая учреждение наряду с Федеральным конституционным судом (ст. 92-94) еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат (ч. 1 и 3 ст. 95). При этой системе судебный прецедент применяется очень редко. Здесь работа судов определяется кодифицированным законодательством; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа» или как их еще называют «непрофессиональные судьи» участвуют вместе с судьей в определении наказания; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской системе.
Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.
Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.
Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.
2) Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам),
претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей.
Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В тоже время, например, в Германии система специальных судов имеет
иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.
3) Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в
связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.
5) Конституционные суды в странах континентальной Европы занимают особое место в судебной системе, которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).
Понятие, основные модели судебных систем
Под судебной системой понимается совокупность взаимодействующих между собой судов конкретного государства, объединенных общими целями, задачами и функциями.
В зарубежных странах существует несколько разновидностей (моделей) судебных систем.
В странах с англосаксонской системой правасуды образуют единую систему, где различные ветви замыкаются на единый Верховный Суд.
Основными признаками этой системы являются:
·историческая приверженность общему праву;
·признание правотворческой роли суда и судебного прецедента как источника права;
·выработка процессуальных форм судебного преследования, прежде всего судебной практикой;
·исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;
·предельная состязательность, при которой суд в большей мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм;
·более широкое использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;
·допущение в уголовном процессе сделок о признании вины.
В странах с романо-германской (континентальной) системой права нет единой судебной системы. Имеет место полисистемность, выражающаяся в существовании нескольких независимых систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. Так, в Германии согласно ст. 95 Конституции 1949 г., наряду с Федеральным конституционным Судом, для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции учреждены в качестве верховных судебных органов:
·Федеральная судебная палата;
·Федеральный административный суд;
·Федеральная финансовая палата;
·Федеральный трудовой суд;
·Федеральный социальный суд.
Основными признаками континентальной модели судебной системы являются:
·развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;
·формальное признание судебного прецедента как источника права;
·использование наряду с апелляционной формой также кассационной и ревизионной форм обжалования судебного решения;
·активная роль судьи в процессе;
·меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;
·существование органов судейского самоуправления, имеющих задачу подбора кадров для судов;
·преимущественно назначение профессиональных судей низового уровня.
В социалистических странах судебная система характеризуется следующими чертами:
·выборность всех судей и народных заседателей;
·равенство прав судей и народных заседателей;
·отсутствие практики создания специальных судебных округов. Суд действует в границах конкретной административно-территориальной единицы.
Для мусульманской модели судебной системы характерно:
·мусульманскому суду подлежат только мусульмане, а также лица, согласившиеся на такой суд;
·отсутствие народных заседателей и присяжных;
·процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности;
·в большинстве мусульманских стран обжаловать судебное решение можно лишь у имама (высшего духовного лица государства).
uristinfo.net
§ 2. Конституционные основы судебной организации
В действующих конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций состоит ее иерархическая структура и т. д. В этом отношении конституции, как правило, весьма лаконичны и в большинстве случаев говорят преимущественно о верховных судах, возглавляющих судебную систему, указывая при этом, что низшие суды учреждаются законом (например, Конституции США, Японии). Некоторые конституции (например, конституция Франции) не содержат даже такой нормы. Эта лаконичность связана преимущественно с тем, что хотя в развитых демократических странах исторически сложились устойчивые оправдавшие себя модели судебной организации, тем не менее время от времени объективно возникает потребность внесения в судебные структуры тех или иных изменений, нередко достаточно серьезных, не затрагивая конституционные тексты.
Можно выделить три модели построения судебной системы.
Многоступенчатое, инстанционное, «по восходящей», построение судебной системы призвано гарантировать судебную деятельность от ошибок, обеспечить всестороннее исследование как фактических, так и правовых аспектов рассматриваемых дел и единообразное применение правовых норм на всей территории государства. Вне такой системы теряет смысл право лица на обжалование судебного решения, о котором говорят как конституционное законодательство ряда стран, так и международно-правовые пакты и конвенции, обязательные для государств-участников.
II. Вторая модель судебной системы — это своеобразное преломление первой, существующее в некоторых государствах с федеративным устройством, например в США. Здесь функционируют параллельно федеральная судебная система и система судов каждого из штатов. Однако и в том и в другом случае суды осуществляют все виды судопроизводства, и, следовательно, каждая из систем может быть отнесена к первой модели. Компетенция федеральных судов и судов штатов различается главным образом по тому, какая норма — федерального законодательства или права штата — подлежит применению в данном деле. Во многом компетенция федеральных судов пересекается с компетенцией судов штатов и взаимосвязи между двумя системами в этом плане достаточно сложны, как и взаимосвязи судебных систем штатов друг с другом.
Возглавляет всю судебную систему страны Верховный суд США. Общеизвестна роль этого органа — единственного судебного органа, о котором говорит Конституция США, — не только в правовой системе страны и обеспечении стабильности Конституции, но и в функционировании системы разделения властей и «сдержек и противовесов».
Кроме возглавляющего ее Верховного суда (девять судей), федеральная судебная система США включает в качестве судов первой инстанции около 100 районных судов (их именуют также окружными) и 14 апелляционных судов (вторая инстанция). Из приведенных цифр нетрудно сделать вывод, что деление территории страны на судебные округа не совпадает с ее административно-территориальным делением. Судебный округ апелляционного суда (то есть территория, на которую распространяется его юрисдикция) охватывает территорию нескольких штатов. Такой метод деления страны на судебные округа используют многие государства, чтобы сделать суды максимально независимыми от региональных властей, а также избежать отражения в их деятельности региональных интересов.
Система, подобная американской, существует и в некоторых других федеративных государствах (например, Мексике, Австралии). Однако федеральное устройство отнюдь не предполагает в качестве обязательного сосуществования двух судебных систем — федеральной и субъектов федерации. Австрия и Германия также федеративные государства, но здесь суды земель и высшие федеральные суды составляют единую централизованную систему.
III. Третья модель построения судебной системы характеризуется тем, что наряду с системой общих судов действуют другие самостоятельные специализированные системы судов. Судебная система страны в целом как бы состоит из нескольких автономных подсистем, каждая со своей компетенцией. По масштабам деятельности система общих судов при этом главенствует, но ее компетенция оказывается в той или иной мере урезанной по сравнению с компетенцией общих судов в судебной системе первой модели.
В соответствии со ст. 95 Основного закона ФРГ в стране действуют пять автономных судебных систем: общих судов, возглавляемых Верховным федеральным судом, административных судов, возглавляемых Федеральным административным судом; трудовых судов, возглавляемых Федеральным судом по рассмотрению трудовых споров; социальных судов, возглавляемых Федеральным судом по социальным вопросам. К этому перечню следует добавить Федеральный Конституционный Суд (ст. 92—94 Основного Закона) и конституционные суды земель. ФРГ не случайно называют «государством судей». В других странах полисистемность выглядит скромнее, такое обилие, как в Германии, не наблюдается, но наличие двух-трех систем — явление нередкое. Наиболее значимой из систем, сосуществующих с системой общих судов, и более всего сходной с ней по структуре является система административных судов, которую часто называют «административная юстиция». Ее роль во многих европейских странах весьма существенна.
Основная задача этой судебной системы — разрешение жалоб частных лиц на решения и действия органов государственного управления и должностных лиц. Данная особенность — возникновение конфликта и спора вследствие управленческой деятельности — объясняет, почему эту юрисдикцию называют административной. Ее выделение в самостоятельную судебную систему связано с тем, что в условиях сложного постиндустриального общества увеличиваются масштабы деятельности механизма исполнительной власти и управленческий аппарат, растет поток управленческих актов и как следствие количество жалоб граждан, а также и других управленческих споров, например споры между территориальными единицами, споры о правах государственных служащих, споры о праве иммигрантов проживать в стране и некоторые другие.
Для решения таких споров целесообразно использовать ряд особых процессуальных форм; судьи должны иметь специальную профессиональную подготовку. Административные суды вправе аннулировать управленческие акты, противоречащие закону, обязать внести изменения в акт, возместить лицу ущерб в случае признания акта неправомерным, принятым с превышением власти и т. п.
Среди многих стран, где действует автономная система административных судов, классическим образцом считается Франция. Начало этой системы принято вести от Наполеона, основавшего в 1799 г. особый орган — Государственный совет, который и сегодня является одним из важнейших в системе государственных органов страны; он возглавляет трехзвенную систему административных судов (региональные административные суды — апелляционные административные суды — Государственный совет 1 ). Аналогичная система административных судов (также возглавляемая Государственным советом) существует в Италии, а также в Германии, где система административных судов тоже включает три инстанции: административные суды — высший административный суд в каждой земле (апелляционная инстанция) — Федеральный административный суд (кассационная инстанция). Нетрудно заметить, что эти структуры весьма сходны с построением системы общих судов.
В тех странах, где автономная система административных судов не предусмотрена, в общих судах высших инстанций существуют отдельные палаты (коллегии) по рассмотрению административных споров. Однако эта модель менее профессиональна и эффективна.
По сравнению с системой административного рассмотрения споров в порядке ведомственной подчиненности административная юстиция имеет то несомненное преимущество, что она выступает как независимый арбитр, не связанный никакими ведомственными интересами и «честью мундира».
Насколько жестко должен соблюдаться этот запрет, свидетельствует практика Европейского Суда по правам человека. Он признал не соответствующим норме Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6) о праве каждого на «независимый и беспристрастный суд» рассмотрение дел созданными в Турции «судами государственной безопасности», поскольку в их состав наряду с двумя гражданскими судьями входит один военный судья. Этого оказалось достаточно, чтобы квалифицировать такой суд как не отвечающий общепризнанным демократическим требованиям судопроизводства.
В демократическом государстве судебная организация призвана обеспечить реализацию принципа участия населения в отправлении правосудия. Этот принцип общепризнан, но в современных конституционных текстах в сколько-нибудь развернутом виде не представлен. Лишь некоторые конституции содержат формулу «народ участвует в отправлении правосудия» (Конституция Австрии. Ст. 91). Другие ограничиваются декларативной формулой «правосудие отправляется именем народа» (Конституция Италии. Ст. 101), которая отнюдь не обязательно ведет к выводу о прямом участии населения. Когда Основной закон ФРГ говорит о том, что «судебная власть вверяется судьям», то вообще остается открытым вопрос, кем вверяется: народом или государственной властью? Отсылочный характер носит ст. 182 Конституции Польской Республики: «Участие граждан в отправлении правосудия определяется законом».
Конкретно вопрос об участии населения в отправлении правосудия сводится к наличию в одних странах суда присяжных, в других — института судебных заседателей (шеффенов), в третьих — обеих названных форм. Во всех этих случаях в рассмотрении дел, наряду с профессиональными судьями принимают участие граждане, как правило из числа проживающих на территории данного судебного округа.
При этой форме в ее классическом варианте двенадцать граждан, заслушав прения сторон, проходящие под председательством профессионального судьи, выносят единогласный вердикт, главное содержание которого — ответ на вопрос: виновен или нет обвиняемый в деянии, которое имело место. На этом основании меру наказания в случае признания лица виновным назначает судья. Эта классическая форма к нашему времени претерпела частичные модификации. В некоторых с-транах сокращена численность жюри (иногда вдвое), и, следовательно, суд присяжных не обязательно идентифицируется цифрой 12, имеющей библейское происхождение. Кое-где отказались от принципа единогласного вердикта, он может быть вынесен и простым (или квалифицированным) большинством голосов членов жюри. Однако основной принцип остался неизменным: присяжные лишь пассивно следят за ходом прений сторон, решают вопрос о вине и не участвуют в назначении наказания.
Следует указать на еще один принцип конституционного значения, которому должна отвечать судебная система в демократическом государстве. Доктринально он выражен формулой «всеобщий и равный доступ к правосудию». Конституционный принцип «равенства граждан перед законом и судом» следует понимать так, что сама возможность обращения в суд, а не только содержание закона и его применение должны быть равны для всех. Без обеспечения доступа к правосудию не может быть реализовано конституционное право каждого на судебную защиту своих прав и законных интересов.
Равному доступу к правосудию призван способствовать ряд организационных мер, как, например, оптимальное определение территории судебных округов с учетом численности и состава населения, гибкий учет демографических процессов при определении как числа судей в отдельных судах, так и судейского корпуса в целом, запрет судам отказываться от приема к рассмотрению исков под предлогом отсутствия или пробельности законодательных или иных норм («отказ в правосудии», который может повлечь наказание судьи 2 ).
Основным препятствием на пути реализации этого принципа является дороговизна юридической помощи, необходимой гражданам для обращения в суд и самого судебного процесса. Нельзя сказать, что в демократических странах не принимаются меры, призванные если не устранить, то хотя бы смягчить это препятствие. Безвозмездная правовая помощь была расширена во Франции в 70-е гг., а в ФРГ — в 1980 г. Английский закон о правовой помощи 1974 г. гарантирует бесплатный совет квалифицированного юриста, если лицо имеет доход ниже определенной, фиксируемой законом границы. В США в 1975 г. была создана Корпорация по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам, финансируемая из федерального бюджета. В ряде стран предусмотрено бесплатное (то есть без оплаты судебной пошлины) рассмотрение дел и также предоставление подсудимому бесплатной помощи адвоката. В соответствии со ст. 119 Конституции Испании «правосудие осуществляется бесплатно, когда это предусмотрено законом, и во всех случаях для лиц, которые не обладают достаточными средствами для ведения процесса».
Тем не менее благодаря достаточно сложному характеру как действующего права (особенно в странах прецедентного права), так и судопроизводства (особенно с учетом того, что во многих случаях невозможно обойтись без дорогостоящей помощи адвоката) проблема остается. Как образно отметил один итальянский юрист: «Правосудие служит народу, но обходится ему очень дорого».
Судебная власть в зарубежных странах
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Судебная власть в зарубежных странах
Тема 9
Описание слайда:
Понятие
«Судебная власть»
Судебная власть, в соответствии с теорией разделения властей, самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а так же систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.
Описание слайда:
Социальная роль
судебной власти
Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего, в конституциях и других законах, международных договорах, а так же в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутри-государственных публично-правовых договорах и т.д.
Описание слайда:
Отличие судебной власти от исполнительной и законодательной
Не создает нормативно-правовых актов, а применяет право.
Судебная власть имеет вторичный характер – она обеспечивает нормальное функционирование законодательной и исполнительной властей.
Осуществляют судебную власть исключительно специализированные государственные органы – суды, образующие иерархию и только специально подготовленными государственными чиновниками (с юридическим образованием) – судьями, наделенные полномочиями в особом порядке.
Описание слайда:
Функции судебной власти
Рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином.
Рассмотрение конфликтов между государственными структурами.
Наказание за нарушение государственных предписаний.
Описание слайда:
Юрисдикционная деятельность суда, юрисдикция
Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией.
Описание слайда:
Конституционные принципы организации и деятельности судов
Принципы организации: независимость судей и их подчинение закону; осуществление правосудия только теми судами, которые учреждены законом при запрещении чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия, в основном в качестве присяжных заседателей; возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции.
Принципы деятельности: гласность судебного разбирательства; связанность судей только законом; состязательность и равноправие сторон; устный и очный характер судопроизводства.
Описание слайда:
Структура
судебной власти
В странах англо-саксонской правовой системы суды часто образуют единую систему, в которой различные ветви власти замыкаются на единый Верховный суд.
В странах континентальной Европы наблюдается тенденция к полисистемности, что означает, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами.
Описание слайда:
Общая схема
судов общей юрисдикции
Первичное звено: мировой судья, полицейский судья, участковый судья и т.п.
Основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.
Апелляционное звено: кассационный суд, высокий суд и т.п.
Верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.
В системе судов общей юрисдикции могут создаваться военные суды, образующие особую ветвь.
Описание слайда:
Административная юстиция
В странах с романской правовой системой и некоторых иных, часто, наряду с системой судов общей юрисдикции, создается отдельная система административной юстиции.
Административная юстиция решает споры между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и государственными органами – с другой.
Данный институт отсутствовал в СССР, многих социалистических странах и отсутствует во многих постсоветских государствах.
Германия представляет собой яркий пример государства, где административная юстиция представляет собой независимую ветвь судебной власти со своим верховным судом.
Описание слайда:
Конституционная юстиция
В странах континентальной Европы особое место занимают конституционные суды, осуществляющие конституционную юстицию.
Конституционная юстиция – деятельность государственных органов по надзору за соблюдением в стране конституции и соответствием ей иных нормативно-правовых актов.
Описание слайда:
Состав и сроки полномочий судей конституционных судов
Численный состав конституционных судов обычно невелик и в разных странах варьируется от 7 до 16 человек.
Во многих странах установлены единые сроки полномочий для судей конституционных судов, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания.
Описание слайда:
Требования к кандидатам в судьи конституционных судов
Несовместимость с другими публичными должностями и частными занятиями.
Повышенные возрастные цензы.
Конституционные судьи избираются (назначаются) в личном качестве, т.е. они не могут рассматриваться как представители какой-либо партии, какой-либо социальной группы и т.д.
Описание слайда:
Основные направления деятельности конституционнных судов
Признание неконституционными нормативно-правовых актов.
Толкование Конституции.
Рассмотрение жалоб на нарушения прав и свобод человека.
Рассмотрение споров, связанных с проведением выборов.
Решение споров между государственными органами и т.д.
Описание слайда:
Органы и учреждения, содействующие судебной власти
Прокуратура – это орган функции которого заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, поддержании публичного обвинения в суде, часто так же в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.
Адвокатура – объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.
Прочие вспомогательные органы и учреждения, которые редко находят свое регулирование в конституциях, однако примеры такого регулирования имеются, так, например, Конституция Румынии предусматривает судебную полицию.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Разработка технологической карты урока
Сценарий отчетного концерта студии гитаристов
Здоровый образ жизни учащихся сельской школы
Сценарий выпускного вечера в 4 классе
Презентация «ПОРТФОЛИО НА АТТЕСТАЦИЮ»
Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся
Презентация » Возможности использования платформы quizalize.com в дистанционном обучении и в классе.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5353109 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.