чем обусловлена объективность философского знания
Проблемы познания в философии
Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.
Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.
1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
СУБЪЕКТ познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.
ОбЪЕКТ познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.
В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.
2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
• сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
• определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
• непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).
Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.
Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.
К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.
2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.
Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.
Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.
3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.
ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.
3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
ИСТИНА — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.
Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.
Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.
Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.
4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.
1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.
6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
— субъективна и объективна (этот человек порядочный);
— абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
— относительна и абсолютна (пример с атомом).
Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой «договор».
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.
Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».
Именно в этом плане важна Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.
Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.
ПРАКТИКА — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.
ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.
ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.
Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.
Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.
Якушев А. Философия (конспект лекций)
СКАЧАТЬ книгу Якушев. А. Философия (конспект лекций)
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
Основными мировыми религиями являются:
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество и человек;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• диалектика и ее законы;
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Вопрос 4. Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.