чем обусловлен выбор вуза профессии
Чем мотивируются студенты при выборе ВУЗа?
Предлагаем вам ознакомиться с обобщенными результатами изучения вопроса мотивации при выборе ВУЗа, а также выяснить, что представляет собой процесс принятия решения при выборе учебного заведения с точки зрения психологии.
Социально-экономические «бури», которые сегодня происходят в российском обществе, затронули все сферы нашей жизни, в том числе и рынок образовательных услуг. А становление рыночных отношений в сфере высшего образования (в частности, появление большого количества негосударственных ВУЗов, прибыльность которых напрямую зависит от их популярности среди абитуриентов) заставляет учебные заведения искать новые пути и возможности привлечения потенциальных студентов.
В условиях жесткой конкуренции среди образовательных организаций, изучение вопроса мотивации при выборе ВУЗа представляется более чем актуальным. Мало того, оно приобретает практическую ценность, поскольку позволяет выявить основные критерии, которыми руководствуются молодые люди при выборе учебного заведения и которым ВУЗ должен соответствовать. В свою очередь, соответствие ВУЗа основным критериям выбора абитуриентов дает возможность работодателям определить перспективность сотрудничества с учебным заведением: чем меньшей популярностью пользуется ВУЗ среди молодых людей, тем большая вероятность того, что из его стен будут выходить посредственные специалисты.
Таким образом, что исследование мотиваций выбора ВУЗа способствует не только улучшению качества предоставления образовательных услуг (совершенствования управления образовательным процессом, корректировки учебных программ, изменения политики учебного заведения и т.д.), но и выявлению проблем образовательной системы и государства в целом. Предлагаем вам ознакомиться с обобщенными результатами изучения данного вопроса, а также выяснить, что представляет собой процесс принятия решения при выборе ВУЗа с точки зрения психологии.
Принятие решения – один из процессов психики
По уверениям специалистов, принятие решения представляет собой один из процессов психики, проявляющий человеческие качества: с одной стороны – свойственные только человеку ограничения (социально-психологические влияния, влияние эмоциональных факторов и т.д.), а с другой стороны – возможность ответственного выбора.
В зависимости от того, какие психические процессы преобладают, принимаемое решение может иметь характер логического вывода, эмоционального предпочтения или волевого акта. Отметим, что выбор ВУЗа является уникальной ситуацией, так как имеет богатое содержание, отражающее всю систему жизненных отношений и мотивов личности. При этом процесс принятия решения о выборе учебного заведения невозможен без такого понятия, как мотивация.
На процесс формирования мотивов влияние оказывают личностные свойства человека, в зависимости от которых мотивация может быть импульсивной или управляемой:
Если говорить о принятии решения с точки зрения выбора ВУЗа, то при подаче документов в конкретное учебное заведение молодые люди принимают сразу два решения:
Оба этих решения принимаются на основе критериев, которые были выявлены при изучении мотивации выбора.
Основные критерии выбора ВУЗа и профессии
Исходя из многочисленных исследований мотиваций выбора ВУЗа, основанных на опросах студентов различных высших учебных заведений, можно выделить сразу несколько основных критериев определения наиболее соответствующей требованиям абитуриента образовательной организации.
Говоря о критериях выбора профессии, основанных на тех же исследованиях, то можно выделить такие основные факторы, влияющие на выбор, как:
Поскольку достаточно большое влияние на выбор профессии оказывают родственники и друзья, в процессе исследования мотиваций выбора учебных заведений специалисты уделили большое внимание и этому фактору. Кроме родителей и друзей определиться с будущей профессией молодым людям помогают школьные учителя, курсы профориентации, реклама в средствах массовой информации, а также индивидуальные способности и предпочтения.
Вместо заключения
Подводя итог можно сделать однозначное заключение: российским ВУЗам, которые заинтересованы в абитуриентах, большое внимание необходимо уделять не рекламе в СМИ или самопрезентациях в каких-либо экспертных источниках, а повышению своей престижности и достижению лидирующих позиций в различных рейтингах. Кроме того, администрациям учебных заведений нужно побеспокоиться об улучшении материально-технической базы ВУЗов и заключении договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями.
Как выбрать профессию и вуз
Главные ошибки при выборе профессии
Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.
«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».
Главные ошибки при выборе:
Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».
После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.
Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.
Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».
Выбор вуза: три важных принципа
1. Оцените шансы на успех
Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.
Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.
«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.
Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).
Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.
«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.
2. Выбирайте подходящий формат обучения
Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.
«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.
Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.
Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».
3. Прислушайтесь к себе
Выбор вуза складывается из нескольких составляющих. Можно положиться на формальные критерии: смотреть рейтинги, читать отзывы выпускников. Например, hh.ru составляет свой рейтинг вузов и факультетов Москвы на основе востребованности выпускников на рынке труда. В топе этого рейтинга факультеты, выпускники которых получают больше приглашений на собеседования, предложения с более высокой зарплатой и чаще ищут работу по специальности по сравнению с другими.
Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.
«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».
Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.
«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.
Что говорят исследования
Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.
«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.
Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.
Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».
Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.
Важные вопросы при выборе профессии:
Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:
Чек-лист по выбору вуза
Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.
Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий
Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.
На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.
А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.
Факторы, влияющие на выбор профессии
Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.
На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы выбора
К внешним социальным факторам выбора профессии относят:
Внутренние факторы выбора
Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.
Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.
Классификация профессий
Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:
Типы профессий (по предмету труда) | Группы профессий (по условиям труда) | Отделы профессий (по средствам труда) |
---|---|---|
Природа | Бытовой микроклимат | Ручные |
Человек | Открытый воздух | Механические |
Техника | Необычность | Автоматические |
Знаковые системы | Экстремальность | Функциональные |
Художественный образ | Моральная ответственность | Теоретические |
То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:
Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.
Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.
По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.
Вот как выглядит типология личности Голланда:
Тип личности | Содержание деятельности |
---|---|
реалистический | Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
исследовательский | Ориентация на поиск |
артистичный | Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию |
социальный | Ориентация на взаимодействие с людьми |
предпринимательский | Ориентация на влияние на людей |
конвенционный | Ориентация на манипулирование данными, информацией |
Формула профессии
Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.
Есть 4 основные характеристики профессии:
Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:
Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Факторы, определяющие выбор ВУЗа
Какими специальностями и профессиями интересуются сегодняшние абитуриенты, какими мотивами руководствуется молодежь в выборе ВУЗа, и какова степень готовности высшей школы для принятия студентов и удовлетворения спроса на обучение тем или иным профессиям?
Запросы общества на получение высшего образования – требование времени и сигнал для удовлетворения спроса образовательной системе. Но высшее образование – слишком обобщенная категория, предоставляемая сферой образовательных услуг. Какими специальностями и профессиями интересуются сегодняшние абитуриенты, какими мотивами руководствуется молодежь в выборе ВУЗа, и какова степень готовности высшей школы для принятия студентов и удовлетворения спроса на обучение тем или иным профессиям?
Изучение этого вопроса важно не только для молодых людей, которым предстоит сделать самый главный выбор в жизни. Исследование факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения, является значимым и для государства, в задачу которого входит обеспечение бюджетных ВУЗов квалифицированными преподавательскими кадрами, необходимым оборудованием. Для государства соответствие системы высшего образования также является одной из приоритетных задач, как средства реализации экономической стабильности и независимости.
Основные мотивы получения высшего образования
Социологические исследования, которые в последние годы регулярно проводятся различными государственными организациями регионального и федерального уровня, научно-исследовательскими центрами и институтами, единодушно констатируют огромный спрос на получение высшего образования среди молодежи – 97%. То есть, учиться в ВУЗе хотят почти все выпускники школ. Что движет этим желанием?
Из 97% опрошенных респондентов, которые считают, что высшее образование необходимо, 92% ответили, что стремятся получить знания и навыки, которые позволят реализовать себя в избранной профессии. Хороший результат – он свидетельствует о том, что образование для молодых людей – не самоцель, а возможность обучиться определенной профессии.
87% абитуриентов считает, что диплом ВУЗа дает возможность достичь карьерного успеха и повышает социальный статус. При этом такое же количество опрошенных уверено, что увеличить свои шансы на успешное трудоустройство и быстрый карьерный рост можно только при условии очного обучения. Больше половины выпускников школ (61%) с дипломом выпускника ВУЗа связывают перспективу высокой оплаты труда.
38% опрошенных абитуриентов поступают в ВУЗ, так как видят в этом возможность расширить круг знакомств и приобрести связи, которые могут быть полезными в дальнейшем. И только 13% респондентов признались, что получение высшего образования позволит им продолжить семейную династию.
Эти результаты показывают, что подавляющее большинство молодых людей серьезно смотрят в будущее, их мотивация связана с перспективами на рынке труда и высоким уровнем заработной платы. Незначительная часть выпускников школы не определились в намерениях или не собираются совсем получать высшее образование.
Критерии выбора ВУЗа
Исследования факторов, влияющих на выбор ВУЗа, показывают не только то, что количество молодых людей, желающих получить диплом государственного образца, стабильно возрастает, но и то, что выпускники школ сегодня демонстрирую высокий уровень информированности о перспективах и возможностях высшего образования.
В ходе опросов, абитуриенты отвечали также на вопросы, связанные с финансовыми возможностями для оплаты обучения:
Также замечен неуклонно возрастающий спрос на получение высшего образования высокого качества. Одновременно с этим значительное количество респондентов связывают престижность ВУЗа с возможностью получения государственного диплома и дальнейшим гарантированным трудоустройством.
Основными критериями качественного образования абитуриенты считают:
При подготовке к проведению социологических исследований также были сформулированы вопросы для определения других мотивов, определяющих выбор ВУЗа и специальность:
Примечательно, что советы родителей абитуриентов по выбору ВУЗа, высказывалось преимущественно с учетом местонахождения ВУЗа.
Потребность в получении образования в государственных ВУЗах возрастает, как и запросы на качественное обучение и гарантированное трудоустройство. Остается надеяться, что государственная система образования своевременно и эффективно отреагирует на них. Ведь, будущее молодежи, их трудовая деятельность – залог стабильности и экономического роста.