чем обусловлен процесс формирования сценической культуры исполнителя
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ. СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ. СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
В статье речь идёт об актуальной проблеме, с которой сталкиваются многие исполнители, ученики и препо- даватели, — это сценическое волнение. Предложены способы его преодоления, а также приёмы психологиче- ской подготовки к концертному выступлению, которые помогут уверенно себя чувствовать на сцене, эмоцио- нально и выразительно преподнести исполняемый репертуар.
Ключевые слова: исполнительство; уверенность на сцене; исполнительская культура; сценическое волнение; концертное выступление.
В формировании исполнительских качеств и навыков главную роль играет преодоление эстрадного волне- ния. Именно оно мешает исполнителям выступать на максимально высоком уровне. Эстрадное волнение явля- ется разновидностью эмоциональных состояний. О волнении, связанном с концертным выступлением, свиде- тельствуют значительные вегетативные изменения.
Л.Л. Бочкарёв в своей книге [1] пишет о двух типах волнения. Первый тип – это волнение-подъём или вол- нение в образе. Второй тип – это волнение-паника или волнение вне образа. В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рождёнными образом, во втором случае доминирует самооценка успешности выступления.
Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. У одних исполнителей состояние тревоги обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих – вызвано неблагоприятным физическим состоянием. Зависимость психического состояния от физического очень ярко проявляться в деятельности вокалиста, инструмент которого – голос. Незначительные отрицательные из- менения в физическом самочувствии мгновенно ухудшают психическое состояние (и наоборот).
Одной из причин волнения является тревожность как свойство личности. Она проявляется в страхе высту- пить ниже своих возможностей, забыть нотный текст, в беспокойстве по поводу акустики, новой аудитории, по поводу инструмента, который почему-то может оказаться расстроенным.
Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г.М. Коган (на него опирается Бочкарёв [1]) приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя. Чаще всего это недооценка своего дарования. У детей 6-10 лет, у которых ещё не сформировалось самосознание и нет ещё понятий о престиже и собственной значимости, отсутствуют ярко выраженные признаки волнения. Пере- ходный возраст, в котором происходит самоутверждение, где резко вырастает самооценка и чувствительность к оценке личности коллективом, приносит с собой эстрадное волнение.
На психическое состояние влияет направленность личности, т.е. доминирование определённых мотивов. Мотивы также могут быть процессуальными и целевыми. Процессуальные мотивы обусловливаются интересом к процессу (обучения, освоения ценностей культуры, исполнительской деятельности). Целевые мотивы могут быть связаны со стремлением к внешним атрибутам, например, оценкам, аттестату. Психическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления будет существенно зависеть от того, целевой или процессу- альный характер будут иметь его доминирующие мотивы.
Гофман (о нём пишет А.Л. Готсдинер [2]) полагал, что нервность можно преодолеть силой воли и упорной тренировкой. Однако, речь должна идти не о борьбе с волнением, а о приспособлении к нему и к условиям кон- цертного выступления. Адаптироваться к условиям концертного выступления можно, если репетировать непо- средственно в зале перед концертом и заниматься мысленной тренировкой за несколько дней до него. Мыслен-
ная тренировка представляет собой визуализацию своего выступления в совокупности с методом внутреннего интонирования.
Приведём план мысленной работы над произведением:
1. Представление музыкальных образов. Эмоции непостоянны, а образы стабильны.
2. Представление произведения в исполнении любимого певца.
3. Представление нотного текста.
4. Представление своего выступления на сцене.
Во время самого выступления помогает максимальная сосредоточенность на своих произведениях. Напри- мер, певец поёт, а в голове у него ноты и образы.
Полезно записывать свои выступления для сравнительного анализа и работы над собой. Запись позволяет увидеть себя со стороны, проработать своё поведение на сцене. Выход, объявление, поклон — на сцене важны любые мелочи. Рекомендуется петь в классе в присутствии нескольких учеников или педагогов, можно попрак- тиковаться также на родственниках и друзьях.
В психологической литературе, пишет Бочкарёв [1], имеются указания к классификации методов и приёмов преднамеренного регулирования психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике. По времени применения методы и приёмы делятся на оперативные и профилактические. Опе- ративные применяются непосредственно перед началом или за несколько дней до концерта. Профилактические методы преследуют цель сохранения оптимального рабочего самочувствия к моменту осуществления концерт- ной деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приёмы, связанные с воздействием извне (педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом слу- чае ими являются различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание. Во вто- ром случае — это различные приёмы саморегуляции, которые делятся на три группы:
1) приёмы устранения внешних признаков эмоционального напряжения путём сознательного контроля за эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления;
2) приёмы переключения внимания с собственных переживаний на главную задачу выступления – выразительное и точное исполнение;
3) различные самовнушения.
В последнее время всё большее значение в практике приобретает аутогенная тренировка – система упраж- нений, основанная на самовнушении, которая заключается в умении сосредоточиться (сначала на собственном теле, затем на музыке), в умении поставить перед собой цель, в умении расслаблять мускулатуру и воздейство- вать на себя в момент релаксации. Аутотренинг состоит из двух частей: успокоение и мобилизация. Во время успокоения происходит релаксация, снижение уровня бодрствования, на фоне которого производится внуше- ние. Затем следует фаза мобилизации – достижение оптимального психического состояния.
Способы преодоления сценического волнения заключаются в методах приспособления к условиям концерт- ного выступления и в различных приёмах регуляции неблагоприятных психических состояний. Сценическое волнение обладает огромным энергетическим потенциалом, и если научиться им владеть, то оно будет усили- вать эмоциональную насыщенность исполнения, что позволит сильнее воздействовать на слушателя.
Подготовка влияет на формирование уверенности на сцене. Подготовка включает в себя, в первую очередь, осмысление музыкального и художественного текста.
Приведём план художественной работы над произведением [3]:
1. Первое впечатление от прослушивания произведения, отношение к музыке.
2. Форма произведения.
3. Композиторский замысел (о чем говорит музыка?).
4. Смысл художественного текста.
5. Образ героя (костюм, грим, причёска, походка, жесты).
Работа с нотами, осмысление музыкального и художественного текста, многочисленные репетиции, мыс- ленная тренировка – всё это, безусловно, поможет сосредоточиться на своих произведениях во время выступ- ления, позволит достойно выглядеть на сцене, эмоционально и выразительно преподнести исполняемый репер- туар.
Однако, решающую роль в формировании сценической культуры исполнителей играет опыт выступлений. Чем чаще артист выступает, тем лучше у него это получается. При этом приобретаются такие качества как вы- держка, уверенность в себе, умение владеть эмоциями в условиях публичного выступления. Эти качества по- лезны не только в пении, но и в жизни. Самое главное – не бояться выходить на сцену. После нескольких не- удачных выступлений происходит «переломный момент», после которого начинаются удачные выступления. После нескольких удачных выступлений сценическое волнение приобретает более положительную форму, и рождается артист.
1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 190 с.
Сценическая культура и сценический образ вокалиста
Содержимое публикации
К вокалистам как исполнителям предъявляются определенные требования. Эти требования должны знать учащиеся вокальных отделений музыкальных школ.
Сценическая культура начинается с внешнего вида на репетициях.
Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнителя, но ни в коем случае не разрушать созданный исполнителем художественный образ.
Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра – общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, ребёнок поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.
В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в детском эстрадном номере в исполнении эстрадного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.
Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов. Кратко их можно перечислить как:
Поиск художественного материала (песни)
Разучивание музыкального материала
Работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой
Создание сценического костюма
Сценическая постановка эстрадного номера
Создание атмосферы психологического единомыслия исполнителей – вокалистов
Мы бы хотели обратить ваше внимание на несколько простых правил, понимание и соблюдение которых не потребует больших усилий :
Памятка выступающему вокалисту:
· Перед выходом из дома, проверить наличие:
-флэшки с вашим «минусом», «плюсом»
— носков, колготок (в т.ч. запасных);
— соответствующего нижнего белья;
— аксессуаров для волос (лак, гель, запасные шпильки, гули, невидимки);
· Костюмы, имеющиеся на руках, транспортировать только в специальных непрозрачных чехлах.
· Если вы уходите из дома более чем на 4 часа, позаботьтесь о воде и еде.
· На место сбора являться строго в назначенное время.
Неявка учащегося на концерт дает руководителям право не допустить его до последующих выступлений.
· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.
· Доброжелательно относиться к артистам своего и других коллективов.
· Бережно обращаться с костюмами, аксессуарами и обувью, независимо от того, кому это принадлежит.
· Помогать товарищам в подготовке к выходу.
6.Обувь. Специальная для концертных выступлений, с закрытым носом.
· После концерта аккуратно уложите все костюмы и принадлежности в чехлы и сумки
· Сдайте костюмы в костюмерную
· Проверьте, чтобы после вашего ухода все было чисто.
· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ВОКАЛИСТА:
1. Сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон)
2. Внешний вид
3. Правильная певческая установка
4. Эмоциональный отклик на музыку. Исполнение в характере
5. Понимание и чувство формы и целостности произведения.
6. Драматургия произведения
7. Понимание выразительности музыкального языка
8. Подвижная мимика
9. Артикуляция:
— активный артикуляционный аппарат
— четкая и ясная артикуляция
— свободная нижняя челюсть
10. Дикция:
— четкая и внятная дикция, согласные — короткие и твердые, гласные – наполненные звуком
— правильная орфоэпия
— донесение до слушателя содержания произведения
11. Правильное певческое дыхание:
— нежнереберно-диафрагмальное
— активное, объемное, бесшумное
— в характере и в темпе произведения
— фазы дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох
— правильное распределение выдоха
12. Атака звука
— мягкая, твердая или придыхательная
— соответствие атаки звука характеру произведения
13. Динамика:
— подвижность динамики
— пение с разнообразными нюансами: от тихого пения (пиано) до громкого (форте). Применение крещендо (постепенный переход от тихого звучания к громкому) и диминуэндо (постепенный переход от громкого звучания к тихому)
— динамический план произведения
— динамические контрасты
14. Характеристика звука:
— легкий, ровный, нефорсированный, полетный, округлый, подвижный, гибкий
— выработка кантилены (напевности звучания)
— вокальная позиция – близкое пение в высокой позиции
— головное резонирование
— точное интонирование
— качественная фразировка
— движение в фразах
— сглаживание регистров
— наличие вибрато
— единая манера звукообразования — плавный переход от одного гласного в другой без смены положения гортани и певческого тембра
— диапазон голоса
— обертоновая насыщенность. Тембр: богатый или бедный, яркий, насыщенный или тусклый, блеклый
занятия в кружке «Задоринка»
группа начального этапа, 1-го года обучения
Дата проведения: 26.02.2021г.
Тема: Формирование сценической культуры. Репетиция на сцене. Работа с микрофоном.
Тип занятия: комбинированный.
Цель: Развитие личности ребёнка путем овладения основ сценического мастерства.
— учиться эмоциональному выражению на сцене;
— учиться правильно пользоваться микрофоном;
— закрепить навыки чистого интонирования, четкой и выразительной дикции;
— закреплять знания, умения и навыки игры на ложках.
— развивать навыки сценического движения;
— развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
— воспитывать усидчивость, самостоятельность, трудолюбие;
— фортепиано, ноутбук, микрофоны, деревянные ложки, нотный материал.
— гимнастика речевого аппарата и пение вокально-хоровых упражнений ;
— изложение нового материала;
— практическая часть занятия;
— рефлексия, самооценка учащихся.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте им улыбнемся и поприветствуем.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения на сцене, научимся правильно держать микрофон во время пения. Повторим ранее выученные приемы игры на деревянных ложках и выучим новые.
3. Гимнастика речевого аппарата и пение вокально-хоровых упражнений :
— разминка языка, губ;
— разогрев певческого аппарата:
1) попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» по полутонам, добиваться чистого интонирования, плавного движения;
4. Изложение нового материала.
Беседа о том, как нужно вести себя на сцене, как правильно обращаться с микрофонами:
— Очень важна, ребята, сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон). Вы вышли на сцену. Первое, что вы должны сделать – это улыбнуться зрителю. Спели песню – не торопитесь уходить со сцены, улыбнитесь зрителю, поклонитесь, если вы пели сольно или в ансамбле, постойте 3-5 секунд, а потом уже уходите.
— доброжелательно относитесь к артистам своего и других коллективов;
— нельзя входить и выходить из зала, когда идёт концертный номер;
— аккуратно сложите все костюмы;
— проверьте, чтобы после вашего ухода все было чисто.
Не смотрите в потолок или пол, когда поёте. Смотрите на зрителя и пойте на улыбке. И тогда зритель будет с нами в одном ритме, в одной эмоции. Всё, что чувствуете вы, почувствует и зритель.
5. Практическая работа.
Игра на деревянных ложках:
— разминка с ложками;
— повторение выученной пьесы: «Жили у бабуси»;
— разучивание новых приемов: «Лесенка», «Лесенка вниз», «Бей барабанщик», «Бей барабанщик громче, громче».
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое сценическая культура? Как правильно нужно себя вести на сцене? Что очень важно знать?
Примерные ответы учащихся:
— когда выходишь на сцену, обязательно надо улыбнуться зрителю
— думать о том, о чём поёшь
— очень важен сценический костюм вокалиста
— хорошая дикция и артикуляция – это очень важно
— петь выразительно, эмоционально, смотреть надо не в потолок и пол, а на зрителя
— уважать артистов других коллективов, которые находятся с нами за кулисами, не разговаривать за кулисами
— нельзя входить и выходить из зала, когда идёт концертный номер
— после выступления аккуратно складывать свои костюмы
— после выступления всё убрать за собой, чтобы было чисто
— при поездке, в автобусе, нельзя громко разговаривать, нельзя сорить
Правильно ребята. Вы молодцы.
7.Рефлексия. Самооценка работы учащихся:
— А скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие? Вы довольны собой? Или есть ещё над чем поработать?
Примерный ответ учащихся:
— да, занятие понравилось, но надо ещё много работать над сценической культурой, над песнями, которые мы поём, научиться новым приемам игры на ложках.
— Да, вы абсолютно правы, у нас с вами ещё очень много работы. Поблагодарим гостей, которые посетили наше занятие.
Хорошего всем настроения и успехов!
До свидания! До встречи на следующем занятии!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ. СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ. СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
В статье речь идёт об актуальной проблеме, с которой сталкиваются многие исполнители, ученики и препо- даватели, — это сценическое волнение. Предложены способы его преодоления, а также приёмы психологиче- ской подготовки к концертному выступлению, которые помогут уверенно себя чувствовать на сцене, эмоцио- нально и выразительно преподнести исполняемый репертуар.
Ключевые слова: исполнительство; уверенность на сцене; исполнительская культура; сценическое волнение; концертное выступление.
В формировании исполнительских качеств и навыков главную роль играет преодоление эстрадного волне- ния. Именно оно мешает исполнителям выступать на максимально высоком уровне. Эстрадное волнение явля- ется разновидностью эмоциональных состояний. О волнении, связанном с концертным выступлением, свиде- тельствуют значительные вегетативные изменения.
Л.Л. Бочкарёв в своей книге [1] пишет о двух типах волнения. Первый тип – это волнение-подъём или вол- нение в образе. Второй тип – это волнение-паника или волнение вне образа. В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рождёнными образом, во втором случае доминирует самооценка успешности выступления.
Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. У одних исполнителей состояние тревоги обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих – вызвано неблагоприятным физическим состоянием. Зависимость психического состояния от физического очень ярко проявляться в деятельности вокалиста, инструмент которого – голос. Незначительные отрицательные из- менения в физическом самочувствии мгновенно ухудшают психическое состояние (и наоборот).
Одной из причин волнения является тревожность как свойство личности. Она проявляется в страхе высту- пить ниже своих возможностей, забыть нотный текст, в беспокойстве по поводу акустики, новой аудитории, по поводу инструмента, который почему-то может оказаться расстроенным.
Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г.М. Коган (на него опирается Бочкарёв [1]) приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя. Чаще всего это недооценка своего дарования. У детей 6-10 лет, у которых ещё не сформировалось самосознание и нет ещё понятий о престиже и собственной значимости, отсутствуют ярко выраженные признаки волнения. Пере- ходный возраст, в котором происходит самоутверждение, где резко вырастает самооценка и чувствительность к оценке личности коллективом, приносит с собой эстрадное волнение.
На психическое состояние влияет направленность личности, т.е. доминирование определённых мотивов. Мотивы также могут быть процессуальными и целевыми. Процессуальные мотивы обусловливаются интересом к процессу (обучения, освоения ценностей культуры, исполнительской деятельности). Целевые мотивы могут быть связаны со стремлением к внешним атрибутам, например, оценкам, аттестату. Психическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления будет существенно зависеть от того, целевой или процессу- альный характер будут иметь его доминирующие мотивы.
Гофман (о нём пишет А.Л. Готсдинер [2]) полагал, что нервность можно преодолеть силой воли и упорной тренировкой. Однако, речь должна идти не о борьбе с волнением, а о приспособлении к нему и к условиям кон- цертного выступления. Адаптироваться к условиям концертного выступления можно, если репетировать непо- средственно в зале перед концертом и заниматься мысленной тренировкой за несколько дней до него. Мыслен-
ная тренировка представляет собой визуализацию своего выступления в совокупности с методом внутреннего интонирования.
Приведём план мысленной работы над произведением:
1. Представление музыкальных образов. Эмоции непостоянны, а образы стабильны.
2. Представление произведения в исполнении любимого певца.
3. Представление нотного текста.
4. Представление своего выступления на сцене.
Во время самого выступления помогает максимальная сосредоточенность на своих произведениях. Напри- мер, певец поёт, а в голове у него ноты и образы.
Полезно записывать свои выступления для сравнительного анализа и работы над собой. Запись позволяет увидеть себя со стороны, проработать своё поведение на сцене. Выход, объявление, поклон — на сцене важны любые мелочи. Рекомендуется петь в классе в присутствии нескольких учеников или педагогов, можно попрак- тиковаться также на родственниках и друзьях.
В психологической литературе, пишет Бочкарёв [1], имеются указания к классификации методов и приёмов преднамеренного регулирования психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике. По времени применения методы и приёмы делятся на оперативные и профилактические. Опе- ративные применяются непосредственно перед началом или за несколько дней до концерта. Профилактические методы преследуют цель сохранения оптимального рабочего самочувствия к моменту осуществления концерт- ной деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приёмы, связанные с воздействием извне (педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом слу- чае ими являются различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание. Во вто- ром случае — это различные приёмы саморегуляции, которые делятся на три группы:
1) приёмы устранения внешних признаков эмоционального напряжения путём сознательного контроля за эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления;
2) приёмы переключения внимания с собственных переживаний на главную задачу выступления – выразительное и точное исполнение;
3) различные самовнушения.
В последнее время всё большее значение в практике приобретает аутогенная тренировка – система упраж- нений, основанная на самовнушении, которая заключается в умении сосредоточиться (сначала на собственном теле, затем на музыке), в умении поставить перед собой цель, в умении расслаблять мускулатуру и воздейство- вать на себя в момент релаксации. Аутотренинг состоит из двух частей: успокоение и мобилизация. Во время успокоения происходит релаксация, снижение уровня бодрствования, на фоне которого производится внуше- ние. Затем следует фаза мобилизации – достижение оптимального психического состояния.
Способы преодоления сценического волнения заключаются в методах приспособления к условиям концерт- ного выступления и в различных приёмах регуляции неблагоприятных психических состояний. Сценическое волнение обладает огромным энергетическим потенциалом, и если научиться им владеть, то оно будет усили- вать эмоциональную насыщенность исполнения, что позволит сильнее воздействовать на слушателя.
Подготовка влияет на формирование уверенности на сцене. Подготовка включает в себя, в первую очередь, осмысление музыкального и художественного текста.
Приведём план художественной работы над произведением [3]:
1. Первое впечатление от прослушивания произведения, отношение к музыке.
2. Форма произведения.
3. Композиторский замысел (о чем говорит музыка?).
4. Смысл художественного текста.
5. Образ героя (костюм, грим, причёска, походка, жесты).
Работа с нотами, осмысление музыкального и художественного текста, многочисленные репетиции, мыс- ленная тренировка – всё это, безусловно, поможет сосредоточиться на своих произведениях во время выступ- ления, позволит достойно выглядеть на сцене, эмоционально и выразительно преподнести исполняемый репер- туар.
Однако, решающую роль в формировании сценической культуры исполнителей играет опыт выступлений. Чем чаще артист выступает, тем лучше у него это получается. При этом приобретаются такие качества как вы- держка, уверенность в себе, умение владеть эмоциями в условиях публичного выступления. Эти качества по- лезны не только в пении, но и в жизни. Самое главное – не бояться выходить на сцену. После нескольких не- удачных выступлений происходит «переломный момент», после которого начинаются удачные выступления. После нескольких удачных выступлений сценическое волнение приобретает более положительную форму, и рождается артист.
1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – 190 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.