чем обтягивали пустоту теннисных ракеток
История теннисных ракеток. Почему игроки экспериментируют с материалом и размером головы
Редакция GameSetMatch.ru рассказывает о том, из каких материалов производят теннисные ракетки и что это даёт игрокам.
Стоит начать с Джимми Коннорса. Он завоевал достаточно «Шлемов» со стальной Wilson Т2000, хотя на самом деле, первой титул с Т2000 выиграла Билли Джин Кинг в 1967 году. А вообще, всё это стало возможным благодаря разработке 50-х годов совсем другой компании.
Много лет подряд в теннис играли деревянными ракетками. Производители пробовали ламинат, но по словам Билла Севера, технического директора Wilson, деревянные ракетки почти не менялись с 20-х по 60-е.
«Ракетки делали из настоящего дерева, они продавались миллионами в те годы и практически никак не эволюционировали», – рассказывает Севера.
Прорыв пришёлся на 1967-й, но началось всё в 1953-м году, когда француз Рене Лакост разработал ракетку из металла, и в том же году получил патент на свое изобретение. Wilson позже приобрела на него права, и в 1967-м году, игроки серьёзно заинтересовались T2000, после того, как она себя показала на турнирах. Впервые T2000 появилась в каталоге Wilson в 1969 году.
Коннорс взял эту ракетку в руки первый раз еще юниором: она ему досталась раньше, чем кому-либо из теннисистов. Кинг тоже имела возможность поупражняться с ней пару лет. 67 дюймов 2 головки очень сильно отличали Т2000 от привычной деревянной ракетки. Разница заключалась в первую очередь в контроле и мощности, исходящих из центра ракетки.
Сталь, бросив вызов дереву, запустила гонку материалов. Алюминий, более простой в отливке, чем сталь, заявил о себе в 1970-е. Но это было только начало. В 80-х углеродное волокно было не в новинку, индустрия существовала уже с середины века, говорит Севера. Но по заоблачным ценам углеродное волокно не представляло интереса для спортивного инвентаря. Как только цены на материал стали снижаться, производители ракеток смогли поэкспериментировать.
Все три материала сошлись в каталоге Wilson 1983 года, где фирма представила деревянные, стальные и композитные ракетки. Год спустя, компания, производившая деревянные ракетки с 1917 года, свою верхнюю линейку полностью перевела на композитные материалы.
Тодд Мартин, бывший профессиональный игрок и теперь генеральный директор Международного теннисного зала славы и музея, говорит, что когда ему было 10 лет, он еще играл деревянной ракеткой, но он быстро перешёл на алюминий, а потом и на графит.
Композит остается ключевым материалом и по сей день, вот уже более 30 лет. С пятью крупными производителями графита, производители ракеток прибегают к всевозможным манипуляциям, чтобы выявить различные атрибуты волокна, смешивая разные типы волокон и смол в одной ракетке.
Здесь всегда будет место эксперименту: мы видим ракетки с применением титана, вольфрама, базальта и кевлара.Но не только материалы меняются. Размер тоже.
Надо отдать должное Говарду Хеду – он первым получил патент на негабаритную ракетку в конце 70-х: экстремальные 100 квадратных дюймов для теннисной ракетки. В какой-то момент на рынке был спрос на гигантские 135 дюймов, потом этот ажиотаж прошел, и головки уменьшились соответственно. Тем более, что правила ограничивают размеры 125 дюймами (хотя грамотно сконструированная модель может до сих пор легально достигать 135 дюймов).
Роджер Федерер на примере собственной карьеры оценил разницу в размере, когда изменение головки в 2014-м привело к феноменальным результатам.
«Для меня переход на новую ракетку был не только в размере головки, – сказал Федерер осенью 2014-го. – Я искал ракетку, которая прощала бы погрешности, но при том была бы достаточно мощной. Очень важно было также, чтобы моя ракетка была отзывчивой и давала мне привычное ощущение, как предыдущие Wilson Pro Staff. Большая ракетка подходит к моему стилю атаки, позволяет мне играть более агрессивно и с меньшим риском».
Конечный результат был из графита и кевлара, как и предыдущие ракетки Федерера, но с большой головкой – он перешел с 90 на 97 дюймов 2 – для большего поперечного сечения.
Мартин рассказывает, как много он экспериментировал с ракетками в попытке найти идеальное соотношение мощи и контроля удара.
Широкое тело ракетки было создано для тех, кто гонится за мощностью. По мере роста головок игра превратилась в погоню за мощью. Без сильной подачи не было никаких шансов пробиться в элиту, ну если ты, конечно, не гениален, как Андре Агасси.
«По мере того, как игра и технологии развивались, размер и вес в сочетании с выбором струн стали одним из важнейших аспектов ракетки», – рассказывает Мартин.
Федерер говорит, что когда видишь в лабораторных условиях, как рама влияет на вращение и скорость мяча, а также скорость движения головки, понимаешь, что выбор ракетки, это действительно теперь высокотехнологичный процесс.
Вопрос на будущее: что нас ждёт дальше?
С точки зрения материала для ракеток в первую очередь. Дерево продержалось почти столетие. Сталь чуть больше десяти лет. Композиты показывают хороший результат. Пока. Подождем новых Кинг и Коннорс, чтобы увидеть новый прорыв.
Что такое обмотка на ракетку: зачем нужна и как ее использовать?
Ракетка может много рассказать о ее владельце. Форма и вид инвентаря свидетельствует о стиле игры, физической подготовке, уровне профессионализма и личных предпочтениях. Простая конструкция имеет много важных нюансов, а различные аксессуары позволяют сделать ее более комфортной и долговечной в использовании. Одними из таких атрибутов выступают намотки на ракетку, уменьшающие износ и приспосабливая изделия под индивидуальные особенности.
Необходимость применения намоток
Говоря об обмотках, их можно сравнить с покрышками на автомобиль. Она может испортить инвентарь или же, наоборот, сделать его идеальным. Универсального атрибута нет, поэтому нужно максимально правильно подобрать ее под манеру игры. Как и все товары для настольного тенниса, намотка для теннисной ракетки имеет свойственные ей преимущества:
Условно обмотку можно разделить на сухую (Soft) и липкую (Tacky). Первый вариант используется теннисистами с повышенной потливостью, чтобы избежать эффекта липкости. Второй вариант подойдет игрокам, которым нужно максимальное сцепление с ракеткой.
Со временем ручка ракетки теряет первоначальный вид, изнашивается, что ухудшается игровые характеристики. Современные аксессуары для настольного тенниса позволяют за доступную стоимость качественно обновить инвентарь используя:
Овергрип для теннисной ракетки выбирают чаще, чем замену стандартного покрытия. Его можно намотать на основную поверхность, скрыть затасканный вид инвентаря, предотвратить дальнейший износ.
Обмотка ракетки в процессах
Если вы не знаете, как обмотать ручку ракетки для настольного тенниса, несколько советов и пошагово описанных действий позволят сделать процедуру самостоятельно. Начинать нужно с того, что «правши» и «левши» наматывают обмотку противоположно. То есть, «правша» должен удерживать ручку в левой руке, а намотка находится в правой. При этом ракетка находится торцом вверх. «Левши» выполняют все в зеркальном отражении. Поэтапно процедура обмотки овергрипом выглядит так:
Правильно наложенная обмотка для ракетки настольный теннис позволит повысить характеристики инвентаря, а игрок будет уверенно удерживать ее в руке, не ощущая дискомфорта. Простой аксессуар – это необходимость для игрока, который следит за своим «рабочим инструментом» и заботится о его внешнем виде.
В теннисе все ломают ракетки. Но настоящие разрушители бьют их об ноги
На выбор: колено, бедро, стопа.
Правила профессионального тенниса запрещают игрокам ломать ракетки, но теннисисты обожают это делать.
Исследование The New York Times показало, что с 1998-го по 2018-й на «Больших шлемах» судьи вынесли 2054 предупреждения – из которых больше трети (745) пришлись на racquet abuse. Именно так называют ситуации, когда в результате намеренных действий ракетку уже нельзя использовать.
Никто точно не может сказать, когда была сломана первая ракетка. Но сейчас это настолько распространенный способ выплеснуть злость и снять напряжение, что их швыряют почти все профи.
Гарбинье Мугуруса в инстаграме утверждала, что никогда так не делает – хотя всего за два месяца до этого расколошматила ракетку пополам.
Болельщики Марии Шараповой восхищались, что за 18 лет карьеры она ни разу не ломала ракетку – и ей пришлось их поправлять: «Во время матчей – никогда, но на тренировках точно ломала. И это было приятно 😇».
И даже Рафаэль Надаль, славящийся тем, что всегда сердится только на себя, а не на свой инструмент, на тренировке замахивался – правда, все же не бросил.
Но как бы мощно ни выглядело уничтожение об корт, самые суровые игроки ломают ракетки об себя.
Сейчас королем эффектного разрушения считается Стэн Вавринка, который каждый выплеск гнева завершает тем, что складывает ракетку пополам об колено.
Stan Wawrinka – best single-handed backhand in the world? Indisputably the best racquet-breaking technique – Silent, neat, devastating. pic.twitter.com/9dl3bTyZiP
— The cinch Championships (@QueensTennis) March 10, 2017
ANGER! Frustration!! Roger getting to Stan #Wawrinka who breaks his racquet in anger in match against #Federer #AusOpen #AO2017 pic.twitter.com/fAJAW7uqAQ
Это довольно распространенный способ. Например, так же делал Дмитрий Турсунов, который в отличие от Вавринки не размягчал ракетку предварительным ударом об корт.
Некоторые используют не колено, а бедро. Как американка Коко Вандевей.
Андрей Рублев в 2016-м так не смог и попал в один из самых смешных твитов года.
В 2018-м на US Open он хотел попробовать еще раз, но в последний момент передумал.
Первый большой скандал Джона Макинроя случился на «Уимблдоне»-1977 на фоне контакта его ракетки со стопой. 18-летний американец играл с Филом Дентом в четвертьфинале, отдал первый сет и начал гнуть ракетку об ногу – и тогда его впервые в жизни освистали. «Мне было очень смешно. Я хотел посмотреть, что будет дальше, так что пнул ее через весь корт. Они снова загудели. Было здорово», – рассказывал Макинрой.
В дальнейшем стопа стала еще одной удобной поверхностью для того, чтобы уничтожить ракетку. Новаку Джоковичу обычно для этого нужно несколько ударов.
А вот Андре Агасси справлялся с одного.
Правда, нужно учитывать, что бейсболисты ломают об колено толстые биты. А теннисные ракетки иногда ломаются сами.
Проблемы Федерера, жадность Возняцки и другие истории о теннисных ракетках
Смена Федерером ракетки возродила разговоры об этом рабочем инструменте. Sports.ru вспомнил, как ракетки возрождали и ломали карьеры, меняли суть игры и становились ценными сувенирами.
Проблемы Федерера и другие истории о смене ракеток
Фото: Fotobank/Getty Images/Joern Pollex
В профессиональном теннисе смена ракетки – это шаг очень рискованный. И сами игроки, и многочисленные эксперты отмечают, что главное в ракетке – это чувство, и даже самые лучшие ракетки могут оказаться неподходящими конкретным игрокам. С этим трудно не согласиться, ведь, чтобы творить на корте чудеса, ракетка должна быть продолжением руки. Прекрасно это описал Джеймс Блэйк: «Я никогда не считал себя особо придирчивым в вопросах ракеток, пока не попал в ситуацию, когда мне надо было найти ракетку, которую я бы чувствовал, но я никак не мог этого сделать».
Хотя считается, что топ-профессионалы ракетки меняют очень неохотно, за последние пять лет многие из них как раз это и сделали – например, Новак Джокович, Мария Шарапова, Каролин Возняцки и из последних примеров Роджер Федерер.
Процесс смены у всех проходит индивидуально. Возняцки со своей новой ракеткой так и не сжилась, Джоковичу на это понадобилось около года, у Шараповой смена прошла почти незаметно, а проблемы Федерера уже стали поводом для серьезных размышлений.
Эксперты отмечают, что огромную роль при смене ракетки играет психологический фактор. Например, владелец сети магазинов тенниской экипировки Вуди Шнайдер в интервью Tennis.com поделился наблюдениями по поводу смены ракетки Новаком Джоковичем, который в 2009 поменял Wilson на Head: «Помните, в первых матчах с новой ракеткой, когда что-то шло не так, он так смотрел на ракетку, как будто это ее вина? Помните, как он постоянно жаловался? Это было ужасно. Мне совсем не жалко игроков. Мне больше жалко компании, которые тратят безумные деньги на эти контракты».
Но иногда смена ракетки позволяет игрокам буквально зажить новой жизнью. Например, в преддверии сезона-2012 новую ракетку Babolat попробовала Сара Эррани и в итоге из середняка превратилась в теннисистку десятки и финалистку «Ролан Гаррос». Фернандо Вердаско поменял ракетку незадолго до «Уимблдона» и был ближе всех к тому, чтобы выбить с турнира будущего чемпиона Энди Маррея.
Можно сказать, что правильная ракетка способна вывести игрока на пик его возможностей. А многие, например, Джимми Коннорс в своей автобиографии, утверждают, что современные ракетки позволяют некоторым игрокам выступать даже лучше, чем они есть на самом деле, и благодаря им, середняки превращаются в топов.
Жадность Каролин Возняцки
Современные топ-теннисисты при помощи ракетки не только зарабатывают огромные призовые, но и получают неплохие деньги по спонсорским контрактам с производителями. Например, Роджер Федерер по контракту с Wilson (подписанному в 2006 и на всю жизнь) получает два миллиона долларов в год.
Так что ракетка – это инструмент заработка во всех смыслах слова, и не редки случаи, когда игроки, добиваясь успеха, немного сходят с ума под влиянием посыпавшихся на них спонсорских контрактов. Так, например, Каролин Возняцки в 2010 году сменила Babolat, с которым стала первой ракеткой мира, на хороший контракт с Yonex. В итоге она так и не выиграла «Шлем», опустилась в рейтинге и сейчас снова вернулась к Babolat, неловко пытаясь маскировать ракетку под Yonex. В итоге компания разорвала с ней контракт.
Фото: REUTERS/Stefan Wermuth; Fotobank/Getty Images/Jeff Gross, Mike Hewitt
То же самое ранее произошло с Андре Агасси, который на волне первых успехов по наводке Ника Боллетьери сменил ракетку (Боллетьери достался процент от весьма денежной сделки), но так и не смог заиграть новым инструментом. Ему тоже пришлось придумывать разные уловки, которые так же легко были раскрыты.
Сентиментальная ценность дель Потро и Агасси
Теннисные ракетки звезд зачастую имеют историческую ценность для теннисных и турнирных музеев, но еще они имеют сентиментальную ценность для самих игроков. Например, Хуан Мартин дель Потро до сих пор играет теми же самыми ракетками, которыми в 2009 выиграл US Open. Хотя недавно он расстался с одной из них, подарив ее новому Римскому Папе.
Примечателен и случай с сентиментально заряженными ракетками Андре Агасси. В 2006 он пожертвовал две своих ракетки – ту, которой выиграл свой первый матч, и ту, которой играл на последнем в карьере US Open – для благотворительного аукциона. В итоге их за 360 тысяч долларов выкупила его жена Штеффи Граф, посчитавшая, что такие ценности должны остаться в семье.
Ярость Иванишевича и Багдатиса
Приведенные ранее слова Шнайдера о том, что игроки считают ракетку виноватой во многих своих бедах, получают тысячи подтверждений на всех уровнях игры каждый день. Игроки стучат ракетками по корту, по скамейкам, ломают их об колено и вообще всячески над ними издеваются.
Особых успехов в этой области добился Горан Иванишевич. В ноябре 2000 года ему пришлось сняться с матча на турнире в Брайтоне, потому что он расколотил все свои ракетки – почему-то большой любитель выпустить пар при помощи ракетки, взял на матч их всего три. В итоге он стал первым человеком в истории АТР, который был вынужден сняться из-за «отсутствия необходимой экипировки», как это сформулировал супервайзер того матча Герри Армстронг.
В прошлом году во время Australian Open отличился Маркос Багдатис, который за один переход в матче против Стана Вавринки разбил четыре ракетки, две их которых даже не потрудился вытащить из пластиковых упаковок. А на «Ролан Гаррос» в этом году выстрелил Михаил Южный, девять раз стукнувший ракеткой по скамейке.
Хрупкий предмет в руках Агнешки Радванской
Несмотря на то, что теннисисты регулярно крушат ракетки, это считается делом достаточно непростым. «Правильно» ломать ракетки умеют немногие, и на различных теннисных сайтах регулярно появляются тексты и видео-пособия о том, как это нужно делать (часто уроки даются на примерах того же Иванишевича или Марата Сафина).
Однако в 2011 на Australian Open мы получили свидетельство того, что это достаточно хрупкий инструмент, когда головка ракетки Агнешки Радванской отвалилась прямо по ходу розыгрыша. Шутили, что во всем виновата мощнейшая подача Кимико Дате-Крумм, с которой в том матче играла полька, но все равно это была не лучшая реклама для фирмы Babolat.
Бесконечные эксперименты
Ракетки всегда были полем для инженерных экспериментов. Джимми Коннорс в своей автобиографии рассказывает об интересных выдумках великого игрока 50-60-х Панчо Гонсалеса, который специально деформировал форму головки своей ракетки в поисках новых ударов. Он стучал ей об стену, в результате чего менялась форма ракетки и структура струнной поверхности, после чего он специально, из научной любознательности, играл деформированным местом.
Также Панчо придумал приклеивать к головке ракетки небольшие грузы, чтобы при их помощи придавать ударам большую мощь. Этот трюк перенял Коннорс, который снимал и прикреплял грузы в зависимости от своего самочувствия.
Однако пик экспериментов с ракетками пришелся на более поздний период. В 1977 году Майкл Фишбах начал играть с ракеткой, где струны были натянуты по так называемой системе «спагетти» – они не пересекались между собой, а были натянуты в параллельных плоскостях, а их движение усиливалось трубчатыми насадками. В результате такая мобильная конфигурация струн позволяла придавать мячу невероятное вращение (механизм работы показан на видео) и, соответственно, сокращала количество ошибок и создавала непредсказуемые высоченные отскоки. На натяжку ракетки Фишбах, по данным New York Times, потратил около 30 часов.
В Париже один из игроков с такой ракеткой обыграл Илие Настасе, и тот неоднократно жаловался на его ракетку. Правда, после этого на одном из турниров сам Настасе выступал с такой ракеткой и прервал 46-матчевую победную серию Гильермо Виласа – тот просто снялся после второго сета, потому что ему надоело все это терпеть. Все эти скандалы привели к тому, что в 1978 ITF запретила «спагетти»-ракетки.
Другим экспериментом была ракетка с двойной струнной поверхностью – по краям обода. По идее производителя, она должна помогать сократить количество сорванных ударов, сокращать риск заработать «теннисный локоть», да и вообще добавлять стабильности в игру. Но ее трудно натягивать, она дорого стоит, поэтому и не прижилась. К тому же у профессионалов проблема попадания ободом уж точно не является главной.
Также происходили попытки внедрить ракетку с двойной ручкой, которая позволяла спокойно играть двумя руками с обеих сторон. Это новшество тоже не прижилось. К тому же не очень понятно, как ей подавать.
В свое время тренер Бьорна Борга продвигал ракетку, головка которой выполнена в форме многоугольника, а струны натянуты диагонально, что должно было обеспечивать более сильное вращение. К тому же ракетка была оснащена системой контроля натяжки струн. Но фирма, ее производившая, обанкротилась, и никто идею не подхватил. Хотя система контроля натяжки еще использовалась.
Популярность Надаля
Рыночные исследования предсказывают, что к 2017 году рынок теннисной экипировки будет оцениваться в 607 миллионов долларов, и, безусловно, свою часть рынка занимают ракетки.
Естественно, встает закономерный вопрос, какая ракетка является самой популярной и продаваемой. Журналист Wall Street Journal так описывает сложившуюся ситуацию: «Производители ракеток обычно не публикуют данные о продажах конкретных моделей […]. Но эксперты в этой области считают, что самой продаваемой ракеткой мира является Babolat AeroPro Drive Рафаэля Надаля». Наверняка, именно это позволило компании стабильно увеличивать свои доходы на протяжении последних лет – в 2012 они составили 169 миллионов долларов.
Обновление ручки ракетки и изменение её размера
Если ракетка стала проворачиваться в ладони, и Вы потеряли комфортность ощущения ручки, а материал, которым покрыта она, засалился и потёрся, значит его следует заменить.
Существует два способа обновления ручки.
Первый – это заменить существующую базовую (основную) намотку, которая в английской транскрипции имеет название “грип” (Grip). Он предназначен для:
Второй способ улучшения комфортных ощущений ручки ракетки более дешёвый. Для этого служит овергрип (Overgrip) – дополнительная намотка (обмотка), которая витками накладывается на грип, заменяя как бы его затасканную внешнюю поверхность. Часто овергрип наматывают на новый грип, что предохраняет последний от износа.
Теперь попытаюсь объяснить, как наматывать грип или овергрип. Начну с того, что для “правши” и “левши” они наматываются в противоположных направлениях. “Правша” берёт ручку ракетки (торцом верх) в левую руку, а в правую – намотку (Рис.7). Для “левши”, как обычно, все действия имеют зеркальное отображение (Рис.8).
Дальнейшие пояснения предназначены для преобладающего большинства людей – “правшей”.
1. Снимите обхватывающую ленту в виде изоленты с логотипом и названием фирмы-производителя.
2. Отделите от внешней поверхности овергрипа упаковочную тонкую прозрачную целлофановую ленту (если такова имеется). Её можно отделить сразу или постепенно по мере наматывания овергрипа.
3. Начало овергрипа прижмите большим пальцем левой руки к концу ручки (Рис.9).
4. Правой рукой начинайте наматывать его на ручку. При первом обороте верхняя кромка овергрипа должена полностью перекрыть место, которое было под большим пальцем. Таким образом закрепляется его начало.
5. После того, как начальный край овергрипа закреплён, вращаем пальцев левой руки вращаем ручку ракетки по часовой стрелки, а правой рукой обеспечиваем натяжение овергрипа. Натяжение должно быть таким, чтобы он плотно прилегал к базовой намотке и слегка растягивался. Большой палец левой руки периодически фиксирует последний виток. Оборачивание проводится спирально (Рис.10) с перехлёстом (перекрытием) в 1,5‒2,0 мм.
6. Когда Вы дошли до верхней кромки каркаса ручки и перехлёст был правильным, то овергрип должен закончиться. Если его не хватило, то повторите все операции сначала, изменив ширину перехлёста.
Так как длина ручек у разных моделей ракеток различная, поэтому и при правильном наложении длина овергрипа может оказаться излишней. Тогда воспользуйтесь режущим инструментом.
7. Если второй край овергрипа не сужается к концу, то перегните его, как показано на Рис.11 или воспользуйтесь ножницами (Рис.14).
8. Снимите с клейкой ленты, которая упоминалась в п.1, ненужную бумажную (предохраняющую клеящую основу) основу и закрепите конец овергрипа, обмотав лентой по верхней кромке его последний виток.
А на следующем видео француз Ришар Гаске не только демонстрирует как он проворно наматывает овергрип, но и как его можно «одноручникам» экономить: наматывать на половину ручки (прим.авт.‒ Эпизод матча 1-го круга турнира «Shanghai Rolex Masters» (категория «ATP World Tour 1000») с американцем Брайаном Бейкером (62; 6:3), Шанхай, 8.10.2012г.).
Процедура замены грипа требует больше времени и старания.
1. Если на верхнем конце ручки имеется резиновая муфта, то сдвиньте её на шейку ракетки.
2. Удалите старый грип и скрепки (скобы от стиплера), которыми был прикреплён его конец к ручке (в районе кромки торца ручки). Если остались на каркасе ручки приклеившиеся куски от старого грипа, то очистите каркас.
3. Отделите от внутренней и внешней поверхностей грипа защитные ленты (если таковы имеются). Но лучше внутреннюю ленту снимать по мере наматывания грипа, так как она защищает липкий внутренний слой от загрязнения.
4. Начальный край грипа закрепите степлером на верхней части капронового колпочка-заглушки (Рис.12) или забейте тонкий сапожный гвоздик, или вставте стиплеровою скобку в старые отверстия. В крайнем случае, можно начать оборачивание, как это описано в пунктах 3 и 4 для овергрипа (Рис.9), но при этом сместить начало грипа на 2‒3 мм вниз от кромки торца колпочка-заглушки. Верхний край грипа на первом витке тщательно и плотно совмещаете с кромкой торца колпочка. К завершению первого витка конец грипа, который мы должны закрепить, должен оказаться по центру ширины, намотанного сверху первого витка.
5. Далее воспользуйтесь рекомендациями, изложенными в пунктах 5 и 6 для овергрипа. Но натяжение должно быть более плотное, чем для овергрипа, так как последний намного тоньше.
6. После того, как Вы добрались до верхней кромки ручки, обрежьте под углом нижнюю кромку грипа, как это показано на Рис.14.
7. Закрепите конец грипа липкой лентой, которая придаётся (см. пп.1 и 9 для овергрипа). Сверху ленты или сразу под ней разместите резиновую муфту (п.1).
Рассчитываю, что мне удалось объяснить эти несложные процедуры.
Если Вы взгляните на Таблицу 4 в статье “Всё о современных ракетках”, то обратите внимание, что каждый евроразмер ручки, который обозначается натуральными числами, отличается от последующего на 1/8 дюйма (3,2 мм).
Сделать ручку ракетки тоньше можно только одним способом – сточить грани каркаса ручки. Например, чтобы уменьшить её на один размер, нужно равномерно сточить каждую грань на 5 мм. Во-первых, это достаточно ювелирная работа, а, во-вторых стенки каркаса станут настолько тонкими, что могут продавиться. Поэтому этим я заниматься не рекомендую. Другими словами, уменьшить размер ручки не реально. Зато для увеличения толщины ручки существует несколько способов.
Первый и самый простой – на существующий грип намотать ещё один. Ручка приблизительно увеличится на полразмера.
Если купить второй грип проблематично, то можно под существующий грип намотать в несколько слоёв матерчатый широкий пластырь. Таким способом можно подобрать любую толщину ручки.
Недостатком первых двух способов является то, что при их использовании ручка теряет свою огранку (грани округляются). Напомню, что хорошие ощущения граней ручки пальцами руки необходимы для безошибочного изменения хватки ракетки во время игры.
Третий способ основан на использовании комплекта калиброванных накладок, которые наклеиваются на рёбра каркаса ручки. Толщина накладок позволяет увеличить ручку на полразмера или на размер. Правда, в последнее время, я их перестал встречать в магазинах.
Такие накладки можно сделать и самостоятельно. Для их изготовления используется мебельная самоклеющаяся лента (“кромка”) для декорирования торцов столешниц толщиной 2,0‒2,5 мм. Для этого из неё вырезаются профили 4-х широкий рёбер и 4-х узких рёбер, но немного шире (0,5 мм). При этом необходимо учесть, что ручка от начала до конца имеет конусность. Поэтому изготовленные накладки должны иметь форму равнобедренной вытянутой трапеции.
Ваши заготовки наклеиваются на каркас ручки под термическим воздействием утюга. Для полной уверенности, что накладки не сдвинутся с места их целесообразно обмотать скотчем или широким пластырем. На созданный “кожух” наматывается грип. Такие Ваши усилия позволят расширить ручку приблизительно на полразмера.
Не так давно для калиброванного утолщения ручки (на полразмера и на размер) стали использоваться термоусадочные рукава (давно применяются в оборонной промышленности).
Технология состоит в следующем.
1. На очищенный каркас ручки надевается термоусадочный рукав таким образом, чтобы один его конец на 2,0‒2,5 мм накрывал верхний край каркаса ручки, а на сколько рукав будет выступать за торец ручки не имеет значения. Это требование связано с тем, чтобы сверху рукав не нужно было бы обрезать, а значит предохранить шейку ручки от царапин. Чтобы рукав не сдвинулся, прижмите его большим пальцем левой руки к ракетке (Рис.15).
2. Под тепловым воздействием строительного фена или мощного фена для волос производится уменьшение диаметра рукава. Долго направлять сопло фена на одно место рукава нельзя. Начинайте обогрев снизу (Рис.15). Ручку постепенно поворачивайте вокруг продольной оси. Если нет соответствующего фена, то можно воспользоваться огнём от газовой конфорки, но при этом, необходимо избегать прямого контакта рукава с огнём, чтобы его не расплавить.
3. После того, как рукав плотно обтянул каркас ручки, его нижний конец обрезается ножом вдоль кромки торца ручки (Рис.16).
При увеличении размера ручки необходимо учитывать, что изменятся баланс ракетки в сторону ручки и увеличиваться её вес. Например, термоусадочный рукав для увеличения ручки на один размер будет создавать дополнительный вес в 14-16 грамм и смещение баланса на 6-7 мм.
При уменьшении диаметра ручки баланс ракетки существенно не меняется.
Другие материалы по этой теме: