чем облагается пособие на погребение
Чем облагается пособие на погребение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Облагается ли пособие на погребение страховыми взносами?
Если погребение осуществлялось за счет средств супруга, родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, им выплачивается социальное пособие на погребение. Выплата производится организацией, которая являлась страхователем по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти.
Данная выплата не облагается страховыми взносами, поскольку осуществляется в пользу физлиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией.
Вместе с тем выплаченные пособия на погребение отражаются по строке 090 «Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению» Приложения 3 расчета по страховым взносам.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Размер и особенности выплаты пособия на погребение
Пособие на погребение – это специальная социальная выплата, призванная компенсировать похоронные расходы. Ее выдают льготным категориям граждан, которые не могут самостоятельно оплатить траурную церемонию. Мера призвана поддержать малоимущих людей и помочь им в организации достойного прощания с усопшим.
Как выплачивается пособие и каков его размер, можно узнать из закона №8 «О погребении и похоронном деле», принятого еще в 1996 году. Минимальная сумма компенсации равняется установленной стоимости захоронения за муниципальный счет: в 2018 году она составляет 5740,24 руб. При этом объем выплаты может повышаться вплоть до десяти прожиточных минимумов, принятых в конкретном регионе.
Вопрос: Работник организации погиб в ДТП вместе со всей семьей (женой и двумя детьми). Кому и в каком размере (только на работника или на членов семьи тоже) нужно выплатить пособие на погребение?
Посмотреть ответ
Кто может претендовать на пособие
В п. 1 ст. 10 ФЗ №8 указано, что социальное пособие на похороны выдается людям, которые организовывали траурную церемонию за свой счет. При этом неважно, были ли они родственниками, друзьями, коллегами умершего или посторонними людьми. Главное – документально подтвердить несение расходов на погребение.
Обратите внимание: пособие выдается в случае смерти граждан, входящих в одну из льготных категорий:
Гражданин, ответственный за организацию похорон такого человека, может попросить компенсации своих расходов из федерального бюджета. А жители Москвы, к примеру, могут претендовать на дополнительную выплату из столичной казны. Такие же меры поддержки предусмотрены и в некоторых других регионах России.
Вопрос: Подлежит ли перерасчету сумма расходов на погребение, которую наследник — организатор похорон наследодателя требует к возмещению с иных наследников, если им было получено пособие на погребение, а также бесплатно предоставлено место на кладбище?
Посмотреть ответ
Куда обратиться для получения пособия
Это зависит от того, к какой категории относился усопший.
Категория граждан | Куда обращаться |
---|---|
Работающий гражданин или его ребенок | Место трудовой деятельности |
Неработающий пенсионер | Пенсионный фонд РФ |
Ветеран ВОВ, боевых действий, труженик тыла | Местный военкомат |
Зарегистрированный безработный и прочие льготные категории | Управление соцзащиты населения |
Важно! Компенсацию нужно получить не позднее чем через шесть месяцев с момента смерти.
Какие документы потребуются
Пакет требующихся документов также будет различаться в зависимости от места, куда вы обращаетесь за социальным пособием. В любом случае вам понадобятся:
Обратите внимание! Пенсионный фонд и другие государственные ведомства могут потребовать банковскую выписку по счету с указанием полных фамилии, имени и отчества владельца (Иван Иванович Иванов). «Сбербанк» по умолчанию выдает справку с указанием имени, отчества и первой буквы фамилии (Иван Иванович И.). Чтобы выписка подошла для ПФР, попросите банковского работника распечатать справку именно с указанием полной фамилии.
Что нужно для обращения в Пенсионный фонд
Что нужно для обращения в управление соцзащиты населения
Что нужно для обращения в военкомат
После выплаты из федерального бюджета, ПФР или фонда соцстрахования организатор похорон может обратиться за получением надбавки к пособию на погребение из местного бюджета. Такая компенсация предусмотрена, к примеру, в Москве и некоторых других регионах России. Так, жители столицы могут получить городскую меру поддержки на обеспечение похорон ветерана Великой Отечественной Войны в размере до 38 тысяч рублей.
Вопрос: В каком размере и на основании каких документов выплачивается пособие на погребение супруге умершего работника? Какие документы необходимы для получения средств от ФСС РФ?
Посмотреть ответ
Какова сумма пособия на погребение
ВАЖНО! Образец заявления на выплату пособия на погребение от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Минимальный размер пособия на погребение, установленный после индексации в 2018 году, – 5740,24 руб.
Эта сумма выплачивается на похороны умерших, не имеющих дополнительных льгот и проживающих в регионах, где не действует повышающий зарплатный коэффициент. Таких субъектов в РФ не слишком много, в большинстве городов повышающий коэффициент установлен на уровне от 10 до 100%.
Минимальный коэффициент в 10% установлен, к примеру, в некоторых регионах Калмыкии. 100% прибавка действует в районах Крайнего Севера, Заполярья и пр.
№ | Регион | Коэффициент | Размер пособия, руб. |
---|---|---|---|
1 | Адыгея | 1 | 5740,24 |
2 | Алтай | 1,4 | 8036,336 |
3 | Башкортостан | 1,15 | 6601,276 |
4 | Бурятия | 1,2-1,3 | 6888,288 – 7462,312 |
5 | Баунтовский, Муйский, Северобайкальский районы, г. Северобайкальск | 1,7 | 9758,238 |
6 | Дагестан | 1,15-1,2 | 6601,276 – 6888,288 |
7 | Ингушетия | 1 | 5740,24 |
8 | Кабардино-Балкария | 1 | 5740,24 |
9 | Калмыкия | 1,1-1,3 | 6314,264 – 7462,312 |
10 | Карачаево-Черкессия | 1 | 5740,24 |
11 | Карелия | 1,15-1,4 | 6601,276 – 8036,336 |
12 | Коми | 1,2-1,5 | 6888,288 – 8610,36 |
13 | Воркута | 1,6 | 9148,384 |
14 | Марий-Эл | 1 | 5740,24 |
15 | Мордовия | 1 | 5740,24 |
16 | Саха (Якутия) | 1,7-2 | 9758,238 – 11480,48 |
17 | Северная Осетия | 1 | 5740,24 |
18 | Татарстан | 1 | 5740,24 |
19 | Тыва | 1,4-1,5 | 8036,336 – 8610,36 |
20 | Удмуртия | 1,15 | 6601,276 |
21 | Хакасия | 1,3 | 7462,312 |
22 | Чечня | 1 | 5740,24 |
23 | Чувашия | 1 | 5740,24 |
24 | Алтайский край | 1,15-1,25 | 6601,276 – 7175,3 |
25 | Краснодарский край | 1 | 5740,24 |
26 | Красноярский край | 1,3-1,8 | 7462,312 – 10332,432 |
27 | Приморский край | 1,3-1,4 | 7462,312 – 8036,336 |
28 | Ставропольский край | 1 | 5740,24 |
29 | Хабаровский край | 1,3-1,7 | 7462,312 – 9758,238 |
30 | Амурская область | 1,3-1,7 | 7462,312 – 9758,238 |
31 | Архангельская область | 1-1,4 | 5740,24 – 8036,336 |
32 | Астраханская область | 1-1,35 | 5740,24 – 7749,324 |
33 | Белгородская область | 1 | 5740,24 |
34 | Брянская область | 1 | 5740,24 |
35 | Владимирская область | 1 | 5740,24 |
36 | Волгоградская область | 1 | 5740,24 |
37 | Вологодская область | 1,15-1,25 | 6601,276 – 7175,3 |
38 | Воронежская область | 1 | 5740,24 |
39 | Ивановская область | 1 | 5740,24 |
40 | Иркутская область | 1,3-1,7 | 7462,312 – 9758,238 |
41 | Калининградская область | 1 | 5740,24 |
42 | Калужская область | 1 | 5740,24 |
43 | Камчатская область | 1,8-2 | 10332,432 – 11480,48 |
44 | Кемеровская область | 1,3 | 7462,312 |
45 | Кировская область | 1,15 | 6601,276 |
46 | Костромская область | 1,15 | 6601,276 |
47 | Курганская область | 1,15 | 6601,276 |
48 | Курская область | 1 | 5740,24 |
49 | Ленинградская область | 1 | 5740,24 |
50 | Липецкая область | 1 | 5740,24 |
51 | Магаданская область | 1,7 | 9758,238 |
52 | Московская область | 1 | 5740,24 |
53 | Мурманская область | 1,5-1,8 | 8610,36 – 10332,432 |
54 | Нижегородская область | 1 | 5740,24 |
55 | Новгородская область | 1 | 5740,24 |
56 | Новосибирская область | 1,25 | 7175,3 |
57 | Омская область | 1,15 | 6601,276 |
58 | Оренбургская область | 1,15 | 6601,276 |
59 | Орловская область | 1 | 5740,24 |
60 | Пензенская область | 1 | 5740,24 |
61 | Пермская область | 1,15-1,2 | 6601,276 – 6888,288 |
62 | Псковская область | 1 | 5740,24 |
63 | Ростовская область | 1-1,1 | 5740,24 – 6314,264 |
64 | Рязанская область | 1 | 5740,24 |
65 | Самарская область | 1 | 5740,24 |
66 | Саратовская область | 1 | 5740,24 |
67 | Сахалинская область | 1,6-2 | 9148,384 – 11480,48 |
68 | Свердловская область | 1,15-1,2 | 6601,276 – 6888,288 |
69 | Смоленская область | 1 | 5740,24 |
70 | Тамбовская область | 1 | 5740,24 |
71 | Тверская область | 1 | 5740,24 |
72 | Томская область | 1,3-1,7 | 7462,312 – 9758,238 |
73 | Тульская область | 1 | 5740,24 |
74 | Тюменская область | 1,15-1,217 | 6601,276 – 6985,872 |
75 | Ульяновская область | 1 | 5740,24 |
76 | Челябинская область | 1,15 | 6601,276 |
77 | Читинская область | 1,4-1,7 | 8036,336 – 9758,238 |
78 | Ярославская область | 1 | 5740,24 |
79 | Москва | 1 | 5740,24 |
80 | Санкт-Петербург | 1 | 5740,24 |
81 | Еврейская автономная область | 1,3 | 7462,312 |
82 | Бурятский автономный округ | 1,4 | 8036,336 |
83 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 1,15-1,2 | 6601,276 – 6888,288 |
84 | Корякский автономный округ | 1,6-2 | 9148,384 – 11480,48 |
85 | Ненецкий автономный округ | 1,8 | 10332,432 |
86 | Таймырский автономный округ | 1,8 | 10332,432 |
87 | Усть-Ордынский автономный округ | 1,3 | 7462,312 |
88 | Ханты-Мансийский автономный округ | 1,7 | 9758,238 |
89 | Чукотский автономный округ | 2 | 11480,48 |
90 | Эвенкийский автономный округ | 1,5-1,6 | 8610,36 – 9148,384 |
91 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 1-1,8 | 5740,24 – 10332,432 |
Несмотря на то что в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и некоторых других регионах повышающий коэффициент отсутствует, здесь также предусмотрены льготы на погребение. К примеру, в столице можно получить дополнительную меру поддержки в следующих объемах:
Категории граждан | Льгота на погребение, руб. | Льгота на изготовление и установку надгробия, руб. |
---|---|---|
Неработающие пенсионеры | 11000 | — |
Нетрудоустроенные лица | 11000 | — |
Участники ВОВ | до 38400 | до 32803 |
Ветераны боевых действий | 26280 | до 32803 |
Ветераны воинской службы | 26280 | до 32803 |
Военные | 26280 | до 26280 |
Призывники-контрактники | 26280 | до 32803 |
Жители Санкт-Петербурга также могут претендовать на единовременную материальную помощь, компенсирующую похоронные расходы. Аналогичная выплата действует в Краснодаре – здесь ее размер составляет полторы тысячи рублей. Крымчане могут претендовать на пособие в объеме 3492 рублей. При похоронах пенсионеров сумма увеличивается до 6189 рублей.
Что делать, если нет денег на похороны
Как уже было отмечено, компенсация на погребение выплачивается уже после проведения похорон, когда гражданин, ответственный за проведение церемонии, обратится в соответствующее ведомство с требующимся пакетом документов. Но что делать, если средств на похороны нет на день смерти?
В этом случае умерший может быть похоронен за государственный счет. Местные власти, ответственные за ритуальную службу, возьмут на себя все расходы. В этом случае пособие на погребение не выплачивается.
Об обложении НДФЛ и страховыми взносами социального пособия
Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ
Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами?
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, приведенному в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, но не превышающем 4 000 руб.
При этом п. 2 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ определено, в частности, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к одному из родителей умершего несовершеннолетнего на день смерти несовершеннолетнего.
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Также в силу пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые по законодательству РФ.
С учетом изложенного указанное социальное пособие на погребение не облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев 2017 года, представленного казенным учреждением, начислил пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ в размере, не превышающем 100 руб. Бухгалтер учреждения уплатил указанную сумму за счет собственных средств. Однако налоговый орган отказался зачесть данный платеж в качестве погашения задолженности по начисленной сумме пени, поскольку оплата произведена физическим лицом. Правомерны ли действия налогового органа?
С 30.11.2016 согласно абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. На основании п. 8 ст. 45 НК РФ указанное правило применяется также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяется на налоговых агентов.
Таким образом, за налогового агента сумму начисленных ему пеней по НДФЛ вправе уплатить иные лица, под которыми в силу абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются организации и (или) физические лица. При этом налоговое законодательство не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налоговым агентом и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога, пеней и штрафов за налогового агента.
Учитывая изложенное, физическое лицо – бухгалтер вправе уплатить за налогового агента – казенное учреждение сумму пени по НДФЛ, а налоговый орган обязан учесть данную сумму в качестве погашения соответствующей задолженности.
Учреждение в I – III кварталах 2017 года производило начисление и выплату заработной платы работникам, при этом удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ. Отчеты по форме 6-НДФЛ за указанные периоды 2017 года представлялись в налоговый орган. В связи с тяжелой экономической ситуацией начиная с 01.10.2017 все работники учреждения находятся в административном отпуске, какие-либо начисления и выплаты в пользу физических лиц в IV квартале 2017 года не производились. Необходимо ли учреждению представлять в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год?
На основании с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке (далее – Порядок), которые утверждены ФНС.
В силу положений п. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 24, ст. 216 НК РФ организация, производившая в 2017 году в пользу физических лиц выплаты, подлежащие обложению НДФЛ, признается налоговым агентом.
Согласно Порядку расчет по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. При этом в разд. 1 указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 3.1 Порядка).
Вместе с тем исходя из разъяснений ФНС в разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца отчетного периода.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации учреждению необходимо представить расчет по форме 6-НДФЛ за 2017 год, продублировав в нем данные по разд. 1 расчета за девять месяцев 2017 года, при этом разд. 2 расчета не заполняется.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения за счет бюджетных средств установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы. Облагаются ли страховыми взносами суммы указанных компенсаций работникам?
Минфином в п. 2 Письма от 05.10.2017 № 03-15-06/64946 применительно к рассматриваемой ситуации разъяснено, что, поскольку на целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга № 728-132 не указано, она не может быть признана компенсационной и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Между тем, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений.
Термин «трудовые отношения» в НК РФ не определен, следовательно, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ его необходимо применять в том значении, которое имеется в отраслевом законодательстве.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16 ТК РФ). Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется, в частности, предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату (ст. 56 ТК РФ).
В силу ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга социальная поддержка – система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
Согласно ст. 44, п. 3 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, – предоставление ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы следующим медицинским и социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания населения:
социальным работникам отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделений срочного социального обслуживания государственных учреждений социального обслуживания населения;
медицинским сестрам (братьям) специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов государственных учреждений социального обслуживания населения.
Таким образом, предоставление данных выплат относится к расходным обязательствам г. Санкт-Петербурга и финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ. Эти компенсации не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), в силу их характера не признаются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, в том числе и потому что предусмотрены не трудовыми договорами, а законодательным актом субъекта РФ, императивно указывающим на их компенсационный характер. Вне зависимости от отсутствия упоминания о целевом назначении выплат они сохраняют свою социальную направленность и не считаются вознаграждением за выполнение работниками трудовых функций.
При этом выплата компенсаций не поставлена в зависимость от квалификации работников, сложности, качества, количества выполнения работы. А факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой выплаты в рамках трудовых отношений.
С учетом изложенного суммы рассматриваемых компенсаций не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются объектом обложения, установленным ст. 420 НК РФ.
Вместе с тем в случае разногласий с контролирующими органами плательщику надлежит отстаивать свои законные интересы в судебном порядке.