чем обеспечивается коррекционная направленность обучения и воспитания
Коррекционная направленность обучения
Специфика коррекционной работы
Целью специального образования является:
Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей; адаптация и интеграция в общество.
Поскольку психофизическое развитие учащихся, обучающихся в коррекционной школе, имеет свои особенности, а именно: мышление у таких детей тугоподвижное, нарушены процессы анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей затруднено; внимание неустойчивое, рассеянное; память нарушена, как правило, она кратковременная; у всех детей отмечается нарушение речи системного характера. Все перечисленные особенности затрудняют овладение учебными навыками и умениями.
В связи с этим, условием достижения цели специального образования является коррекционная направленность обучения. Под коррекцией недостатков психического и физического развития школьников с интеллектуальным недоразвитием понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Целью коррекционной работы является исправление присущих детям с ОВЗ недостатков психофизического развития.
Психологической основой коррекции дефектов детей с ОВЗ являются положения о возможностях их развития под влиянием обучения и о единстве законов развития нормально развивающегося ребёнка и ребенка с интеллектуальным недоразвитием, впервые выдвинутые Л. С. Выготским.
Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.
На основе исследования особенностей детей с ОИН Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и с интеллектуальным недоразвитием, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные
виды психической деятельности. Развитие ребенка с ОВЗ, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.
Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.
Из положений Л.С. Выготского были выведены следствия, которые применяются в педагогической практике .
Коррекционная работа должна проводиться во всём процессе обучения и воспитания
Педагогические приёмы должны быть направлены на развитие у учащихся умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний
Обучение должно проходить в зоне ближайшего развития – уровне, на котором ребёнок может выполнять действия с помощью взрослого ).
Общие выводы из этих исследований сводятся к тому, что основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность, что нужна особая направленность учебного процесса, чтобы получить наибольший эффект в развитии учеников.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ ( общая коррекция ) и направленность на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция).
Общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Но надо помнить, что восприятие учащихся с ОВЗ также несовершенно и над его коррекцией и развитием следует работать. Конкретно это выражается в специальной организации наблюдений учащихся на всех уроках при изучении любого учебного материала. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов.
Известно, что у детей с ОВЗ речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности не выполняет с должным эффектом своих функций. Поэтому необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью: повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании.
Таким образом, система учебных занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.
Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.
Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций. В связи с этим в практике обучения учащихся коррекционных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками, особенно заметная на уроках русского языка, математики, трудового и профессионального обучения. Мало того, в пределах содержания одного и того же предмета один и тот же ученик может показывать разные результаты в обучении.
Выявление причин ошибок и затруднений учащихся при овладении учебным материалом помогает точнее определить направленность индивидуальной коррекции и найти соответствующие коррекционные приемы обучения. Известно, что на уроках русского языка, математики и профессионально-трудового обучения есть учащиеся, которые в два раза медленнее выполняют учебные задания по сравнению с другими. Однако причины медлительности весьма различны: у одних это связано со значительными нарушениями моторики, у других — быстрой истощаемостью, т. е. низкой работоспособностью, у третьих — значительной сниженностью уровня интеллектуального развития. Поэтому меры индивидуальной коррекции для этих групп учащихся разрабатываются, исходя из причин выявленных нарушений.
Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т. е. различных сторон психики школьников.
Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, в коррекционной школе предусмотрены специальные коррекционные занятия по исправлению недостатков речи (логопедические занятия); по коррекции и развитию психических процессов (занятия психолога); по исправлению нарушений двигательной сферы (лечебная физкультура). Эти занятия организуются по типу индивидуальной коррекции. Единой программы для таких занятий не существует, содержание и приемы работы с группами учащихся разрабатываются, исходя из особенностей дефекта.
Далее я хотела бы остановиться на коррекционной работе, которая проводится на логопедических занятиях. Нарушения речи учащихся коррекционной школы являются очень распространёнными и имеют стойкий характер
Нарушения речи у наших детей носят системный характер, т.е. затрагивают все стороны речи: фонетико-фонематическую: у детей нарушено звукопроизношение, при том все группы сложных звуков; а так же затруднено звукоразличие; лексико-грамматическую: словарный запас крайне ограничен, связная речь не сформирована, дети затрудняются в построении даже простого предложения; нарушена смысловая сторона речевой деятельности: зачастую дети первого класса не понимают смысла слова или высказывания. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка…)
Развитие психических процессов (внимание, память, мышление)
Развитие артикуляционного аппарата ( Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
профилактика и коррекция дисграфии.
Далее предлагаю вашему вниманию коррекционные приёмы и виды работы, которые провожу на занятиях по представленным направлениям
Как я уже упоминала ранее, дети, поступающие к нам, не знают названий многих предметов, явлений окружающего мира, словарный запас детей ограничен. С целью устранения данных недостатков проводим работу по лексическим темам: времена года, животный мир, растительный мир, предметный мир и т.д.
Данная работа не только расширяет знания об окружающем мире и обогащает словарь, но и способствует развитию психических процессов в целом, т.к. включаются задания на воображение, мышление, память и т.д.
С целью обучения детей построению фразы, связного высказывания используем схемы и алгоритмы, которые учат детей соблюдать последовательность, не упустить главное в рассказывании. Данная работа помогает развивать речь с опорой на зрительное восприятие.
Усвоение артикуляционных позиций для каждой группы звуков – одно из условий успешной постановки звуков. Кроме этого дети должны слышать место того или иного звука в словах, т.е. параллельно идёт развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Когда звук у ребёнка поставлен, сформирован артикуляционный уклад, начинается работа по закреплению звуков в речи, т.е. автоматизация.
Сначала звуки закрепляются в слогах и словах.
Далее закрепление звуков проходит на чистоговорках, предложениях.
Надо отметить, что в данном направлении, т.е. постановка звуков и их автоматизация налажена связь с учителями начальных классов. Каждый из них на своих уроках использует основной комплекс артикуляционной гимнастики, а также занимательный речевой материал для закрепления звуков.
Так же важна связь с родителями, особенно первоклассников. Родители первого класса с пониманием относятся к рекомендациям логопеда, контролируют выполнение детьми полученных заданий.
На данном слайде вы видите виды домашних заданий на закрепление звуков. Опять же с учётом особенностей развития, подбираются такие задания, которые охватывают не только работу над звуками, но и способствующие развитию моторики пальцев рук,……..
В целях профилактики и коррекции дисграфии большое внимание уделяется звукобуквенному анализу, т.к. дети очень часто допускают ошибки на пропуск, перестановку, замену букв на письме. У детей формируется понятие звук, буква, слог, слово. Идёт работа на дифференциацию: гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой, ударный и безударный. Так же обращается большое внимание на парные гласные буквы (гласные, обозначающие мягкость рядом стоящего согласного; гласные, обозначающие твёрдость рядом стоящего согласного), парные согласные звуки (звонкие и глухие). Эта работа является основой совершенствования навыков письма.
Таким образом, можно выделить особенности коррекционной логопедической работы:
— Максимальное включение анализаторов
— Использование красочной разнообразной наглядности
— Использование занимательного материала
— Частая повторяемость логопедических упражнений, продолжительная по времени работа
— Связь с родителями, учителем и воспитателем
Коррекционная направленность в обучении детей с ОВЗ.
Коррекционная направленность в обучении детей с ОВЗ.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет .
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей (с ОВЗ).
Внешние условия – отношение государства и общества к детям с ОВЗ. Внешние условия получения образования детьми с ОВЗ должны обеспечиваться политикой государства:
— создание рабочих мест;
— востребованность на рынке труда граждан с ОВЗ.
2. Внутренние условия – заключены в работе образовательного учреждения.
— направлены на развитие и коррекцию детей с ОВЗ (именно школа готовит ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и обществе);
— предпрофильное и профильное обучение в школах с учетом востребованности рынка труда на текущий период времени.
Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.
Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов. Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.
Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми. Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Работая учителем детей с нарушением интеллектуального развития необходимо знать особенности проведения уроков. Рассмотрим основные общедидактические требования. Эти требования общие и для коррекционных и для общеобразовательных школ.
Коррекционная направленность
Елена Воронова
Коррекционная направленность
Кравцова О. В., Воронова Е. А.
г. Благовещенск, МДОБУ ДС № 64
В современном обществе возрастает актуальность проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. На данный момент не все учреждения готовы принять детей с отклонениями в развитии, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия.
Для детей с выраженными комплексными нарушениями, у которых может наблюдаться сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, решение этой задачи особенно актуально.
Одной из форм такой помощи является «Лекотека», созданная на базе нашего дошкольного учреждения в рамках федерального проекта модернизации образования России, которую мы назвали «Лекоша».
Нашу лекотеку посещают дети с различными сенсоматорными нарушениями и большинство из них с патологией зрения, это связано со спецификой дошкольного учреждения.
Важность специально организованной коррекционной работы в условиях лекотеки, обусловлена необходимостью формирования у детей со сложными сочетанными зрительными нарушениями навыков социально-адаптивного поведения, позволяющего им безболезненно интегрироваться в общество.
Анализ входной диагностики развития показал, что у детей снижена скорость и точность восприятия, искажено и имеет фрагментарный характер восприятие объектов, затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Дошкольники испытывают серьезные трудности в овладении предметно-практическими навыками, ориентировке в пространстве, сужен круг интересов, снижена активность отражательной деятельности.
На основе диагностического обследования с учетом зрительного нагрузки составлены индивидуальные маршруты коррекции развития воспитанников.
Основная цель работы тифлопедагога в Лекотеки – адаптация слабовидящих детей к своим зрительным возможностям и подготовка их к восприятию развивающего материала, к самостоятельному участию в различных видах деятельности и обучение родителей навыкам игрового взаимодействия с ребенком с учетом коррекционной направленности.
Поскольку родители являются участниками коррекционно-образовательного процесса, важно познакомить их с тем как видят их дети. С этой целью им была представлена презентация «Как видят мир дети с нарушением зрения», которая кардинально изменила восприятие родителями дефекта своих детей и отношения к ним. Просмотр этой презентации помогает понять взрослым особенности поведения своего слабовидящего ребенка, как создать для детей безопасную среду дома, чему необходимо учить своего ребенка для самостоятельной ориентировки в социальном пространстве и т. д.
формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
обучение использованию получаемой полисенсорной информации и предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Благодаря грамотно организованной развивающей среде легко мотивировать слабовидящих дошкольников на выполнение поставленных коррекционных задач. В индивидуальных и подгрупповых играх с детьми с успехом используется интерактивный комплекс, мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры. Современные, яркие развивающие игры, изготовленные из экологически чистых материалов, и приятные на ощупь привлекают внимание слабовидящих детей и способствуют развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве, а также коммуникативных функций.
Во время организованной игровой деятельности с учетом возможностей детей создаются оптимальные условия для активизации и использования сохранных анализаторов, бисенсорного восприятия окружающей действительности. Так, во время изготовления витаминного салата, в коррекционный блок была включена работа в экспериментальной лаборатории, где дети рассматривали ингредиенты салата через лупы, узнавали их на вкус, цвет, определяли вареные или сырые овощи, проводили сравнения их свойств. После исследований в лаборатории на интерактивной доске, в мультимедийной игре, ребята выбирали и закрепляли названия необходимых для салата овощей, а затем вместе с мамами и педагогами преступили к его нарезке. Итогом этой разноплановой деятельности стало приятное общение деток, родителей и педагогов за тарелочкой очень вкусного, а главное полезного витаминного салата.
На тематической неделе «Зимушка–зима», сюрпризным моментом стал тактильный мешочек со снегом. Дети охотно обследовали его, рассказывая о своих тактильных ощущениях. Затем с большим интересом они рассматривали его с помощью оптического прибора – лупы. Дети наблюдали, как снег таял и превращался в воду, обогащая свои жизненные впечатления и опыт. В заключение эксперимента дети, сделав вместе с педагогом вывод о переходе воды в различные состояния, начали делать разноцветные льдинки, экспериментируя с цветом.
В психокоррекционном блоке используются: ритуалы приветствия, знакомства; медитативные игры; подвижные игры; упражнения по визуализации, способствующие воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных образов; музыкальная терапия; ароматерапия; цветотерапия; релаксация. Каждый из используемых методов имеет оздоровительную направленность, и в комплексе формирует у детей с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Без развития двигательной активности задачи, поставленные перед лекотекой, были бы неосуществимы. Эти задачи решаются посредством введения в игровые сеансы «Минуток шалости», которые обеспечивают необходимую физическую разрядку. Помимо укрепления костно-мышечного скелета, пластичности суставом и двигательных возможностей, здесь происходят важные психические новообразования ребенка. Такие как преодоление страхов, снижение общего состояния тревожности, развитие коммуникативной деятельности.
В процессе проведения игровых сеансов, дети учатся оценивать себя, правильно принимать похвалу, замечать и пытаться подвергнуть анализу собственные успехи и достижения. В лекотеке с этой целью был оформлен «Экран достижений» от Лекоши, на котором ребенок наглядно видит, как он меняется.
Что собой представляет этот экран? Вокруг персонажа размещены ромашки в середине цветка – фотография ребенка, а лепестки это – достижения малыша. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется лепестками. После того как ребенок наберет определенное количество лепестков его ждет поощрение. Также в работе с ребятами активно используется «Доска самооценки», где дети учатся адекватно оценивать свои возможности.
Одним из основных принципов работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Для того чтобы вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс необходимо наладить с ними доверительные отношения. Наиболее благоприятный путь их установления лежит через доверие родителей к профессиональной компетентности педагогов и заинтересованность судьбой их ребенка.
В процессе проведения игровых сеансов имеет особую значимость обучение родителей основам партнерского отношения с ребенком: творческих сюжетно-ролевых, дидактических и коллективных играх разной подвижности. Родители, понимая важность такого общения становятся нашими союзниками и активными участниками игровой деятельности (совместная творческая игра «Путешествие на корабле», «Город дорожных наук», «Витаминный салат от Лекоши», «Оркестр народных инструментов», «День матери», «Новогодний калейдоскоп» изготовление декораций и постановка сказки «Снежный колобок»)
Это помогает им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции малыша; понять сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их при оценке его возможностей и поступков; относиться к нему как к равному себе. Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни лекотеки родители постепенно приобретают опыт сотрудничества, взаимодействия, как со своими ребятами, так и с педагогами – наставниками.
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, как правило, недоверчивы, ранимы, очень долго присматриваются к работе педагогов, многие находятся в стадии хронической усталости. Поэтому в нашей лекотеке им предлагаются релаксационная музыка, различного содержания консультативный материал, женские журналы, которые они могут взять домой для более детального изучения.
Отрадно отметить первые результаты нашей работы – дети и родители с нетерпением ждут встреч в лекотеке, стали охотнее идти на контакт, с удовольствием вовлекаются в коллективные игры.Педагоги в ходе инновационной деятельности выработали свою форму работы лекотеки: тематическая организованная образовательно-игровая деятельность с включением коррекционных и лечебных блоков и пропагандировали свою модель инновации на областном и региональном уровне, которая получила одобрение в педагогической среде. И у нас уже есть последователи.
Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – авт-сост. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. –Волгоград: Учитель, 2011
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.
Первый раз — в первый класс. Первые проблемы. [cut=Читать далее. ]Немаловажной проблемой,с которой сталкиваются очень многие родители, ялвяется проблема соотношеня.