чем обернулся обед у карандышева для его участников
Краткое содержание «Бесприданница» по действиям и явлениям (по главам)
Лариса Огудалова в исполнении В. Ф. Комиссаржевской |
Пьеса «Бесприданница» является одним из самых известных произведений выдающегося русского классика А. Н. Островского.
В этой статье читайте краткое содержание пьесы «Бесприданница» Островского по действиям и явлениям (краткий пересказ «по главам»).
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Бесприданница» (самое сжатое)
— Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» Островского по действиям и явлениям (краткий пересказ по главам)
Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в городе Бряхимове на Волге.
Карандышев приглашает Вожеватова и Кнурова к себе на обед сегодня. Этот обед он дает, чтобы в очередной раз похвастаться тем, что Лариса выходит замуж за него. Мужчины обещают быть на обеде.
Явление 4
Карандышев затевает с Ларисой разговор о господине Паратове. Все знают, что Лариса была влюблена в Паратова, но год назад он бросил ее и изчез. Однако Лариса все равно считает Паратова своим идеалом мужчины и прямо говорит об этом Карандышеву. Тот ревнует и злится.
Явление 5
В это время в город приплывает на своем пароходе господин Паратов. Он со своим приятелем Робинзоном появляется в кофейне.
Явление 6
В кофейне Паратов представляет Кнурову и Вожеватову своего знакомого Робинзона, пьяницу-актера. Паратов сообщает Кнурову и Вожеватову, что он скоро женится на богатой девушке ради денег, потому что сам он разорен.
Явление 7
Паратов предлагает устроить вечером вечеринку на пароходе. Вожеватов сообщает ему, что сегодня состоится званый обед у Карандышева. Паратов тоже надеется попасть на этот обед.
Явление 1
Лариса в своей комнате одевается к обеду. Тем временем к Огудаловым заходит Кнуров. Его встречает мать Ларисы.
Явление 2
Кнуров намекает госпоже Огудаловой на то, что он готов взять ее дочь Ларису к себе в любовницы, если та сбежит от мужа после свадьбы. Кнуров также обещает оплатить свадебное платье и дает деньги на подарок для Ларисы (у Ларисы завтра день рождения). Кнуров уходит.
Явление 3
Лариса говорит матери, что хочет поскорее уехать из города в деревню в тишину и покой. Но Карандышев медлит, потому что хочет покрасоваться перед всеми своей невестой. Лариса боится, что это плохо закончится.
Явление 4
К Огуладовым заходит цыган Илья. По просьбе Ларисы он настраивает ей гитару и сообщает, что в город приехал важный барин. Лариса еще не знает, что речь идет о ее возлюбленном Паратове.
Явление 5
Мать говорит Ларисе, что, вероятно, в город приехал какой-нибудь завидный холостяк, которого стоит позвать в гости. Но Лариса больше не хочет искать выгодного жениха и унижаться. Мать же советует ей унижаться, если та хочет чего добиться.
Явление 6
Входит Карандышев. Он сообщает, что в город приехал Паратов. Лариса умоляет Карандышева увезти ее из города подальше от Паратова, чтобы не было беды. Жених и мать не понимают Ларису и не видят причины для волнения.
Явление 7
Входит Паратов. Мать Ларисы с радостью принимает его. Он объясняет, что год назад сбежал, потому что у него были выжные дела. Он намекает, что собирается женится на богатой невесте, потому что разорен. Мать Ларисы одобряет его расчетливость.
Явление 8
Лариса и Паратов оказываются наедине. Лариса спрашивает его, почему он год назад исчез. Паратов находит оправдания. Он спрашивает Ларису о ее чувствах. Девушка признается ему, что по-прежнему любит его и готова быть с ним. Паратову льстит это признание. Он не признается, что обручен с другой.
Явление 9
Входит Карандышев и госпожа Огудалова. В ходе беседы между Паратовым и Карандышевым возникает конфликт. Чтобы «замять» конфликт, Карандышев приглашает Паратова к себе на обед. Входит Вожеватов.
Явление 11
Вожеватов, Паратов и Робинзон остаются втроем. Паратов говорит приятелям, что хочет проучить Карандышева за то, что тот дерзит и «петушиться». Паратов хочет споить Карандышева и опозорить его. Он просит Робинзона взять эту задачу на себя.
Действие III
(в доме Карандышева)
Явление 1
В доме Карандышева слуги готовятся к званому обеду.
Явление 2
После обеда.
Лариса говорит с матерью наедине о том, что ей стыдно за Карандышева: он сильно напился за обедом. Мать отвечает, что гости нарочно спаивали его ради смеха.
Явление 3
К дамам входит Ефросинья Патаповна, служанка господина Карандышева. Она жалуется, что этот званый обед обошелся дорого. Мать Ларисы возражает ей, отметив, что на обеде рыба была слишком мелкой и т.д.
Явление 4
Кнуров, Паратов и Вожеватов втроем. Они жалуются друг другу на плохой обед, устроенный Карандышевым. Они смеются над тем, как Паратову и Робинзону удалость споить глупого Карандышева.
Явление 5
Входит Робинзон и жалуется Паратову, что больше не в силах пьянствовать с Карандышевым. Паратов просит продолжать и обещает Робинзону вознаградить его за его «работу».
Явление 6
Входит Карандышев с ящиком сигар и предлагает всем закурить. Кнуров и Вожеватов отказываются курить его дешевые сигары, зато нищий Робинзон берет себе несколько штук.
Явление 8
Робинзон наблюдает, как Паратов и Карандышев пьют на брудершафт. Робинзону ясно, что Паратов хочет окончательно споить Карандышева.
Явление 9
Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются пригласить Ларису на прогулку по Волге. Также они собираются отделаться от Робинзона, который сильно опьянел, спаивая Карандышева. Господа не хотят видеть пьяного Робинзона на прогулке.
Явление 10
Чтобы отделаться от Робинзона, Вожеватов обещает взять его с собой в Париж сегодня вечером. Для этого он просит Робинзона остаться в городе, а не ехать на прогулку. Робинзон соглашается.
Явление 11
Паратов, Кнуров и Вожеватов просят Ларису спеть что-нибудь под гитару. Карандышев запрещает ей петь, но она поет назло ему. Все с наслаждением слушают ее пение.
Явление 12
Лариса и Паратов остаются наедине. Паратов говорит ей, что завтра он уезжает. Он зовет Ларису с собой на прогулку по Волге. Лариса соглашается ехать.
Явление 13
К Ларисе и Паратову входят гости, а также госпожа Огудалова и Карандышев. Карандышев произносит тост в честь Ларисы. Когда он выходит из комнаты за шампанским, гости уходят. Паратов уводит Ларису.
Действие IV
(той же ночью у кофейни)
Явление 1
Робинзон играет в бильярд в кофейне. Ему обидно, что его не взяли на прогулку по Волге.
Явление 2
К кофейне подходит Карандышев с пистолетом. Он распрашивает у Робинзона, где ему искать Паратова и его приятелей. Испуганные Робинзон отвечает, что те плавают на пароходе. Карандышев уходит к пристани.
Явление 3
Хозяин кофейни и его слуга замечают, что к пристани причалил пароход Паратова.
Явление 4
В кафейню входит хор цыган, следом появляются Кнуров и Вожеватов.
Явление 5
Вожеватов и Карандышев обсуждают позорное положение Ларисы. Очевидно, что она надеется, что Паратов женится на ней. Но расчетливый Паратов не бросит богатую невесту ради бесприданницы Ларисы. Честь Ларисы потеряна. Ее может спасти только сам Паратов, если женится на ней.
Явление 6
Входит Робинзон и спрашивает Вожеватова, когда они едут в Париж. Вожеватов объясняет, что речь шла не о Париже во Франции, а о местном трактире «Париж». Робинзон остается в дураках.
Кнуров и Вожеватов оба готовы увезти Ларису в Париж в качестве любовницы теперь, когда ее честь потеряна. Кнуров и Вожеватов бросают жребий, кому из них достанется Лариса. Выигрывает Кнуров.
Явление 7
Входят Паратов и Лариса. Лариса требует объяснений, почему Паратов не хочет на ней жениться. Подлец Паратов признается, что обручен с богатой девушкой, на которой женится ради денег. Лариса понимает, что Паратов подло и жестого обманул ее. Она в отчаянии.
Явление 8
Лариса просит поддержки у своего «друга» детства Вожеватова. Но тот отказывается вмешиваться, так как он только что «уступил» ее в жребии Кнурову. Старик Кнуров предлагает Ларисе стать его любовницей и уехать с ним в Париж. Он обещает ей богатство и просит ее подумать.
Явление 9
Оставшись одна, убитая горем Лариса думает о самоубийстве.
Явление 10
Робинзон сообщает Карандышеву о том, что Паратов бросил Ларису, а Кнуров и Вожеватов бросали жребий. Робинзон приводит Карандышева к Ларисе.
Это было краткое содержание пьесы «Бесприданница» Островского по действиям и явлениям (по главам).
Краткое содержание 3 действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Автор: Guru · Опубликовано 20.06.2020 · Обновлено 20.06.2020
В безвкусно и шикарно обставленном кабинете Карандышева, проходит званый обед, куда приглашены Кнуров и Вожеватов еще с первого действия. Прислуживая, утомляется тетя Карандышева – ее загрузили прихотями и пожеланиями.
Мать и дочь говорят о происходящем – фамильярное поведение Карандышева неприлично, к тому же, ему подливают вина побольше, что вызывает у женщин тревогу и опасения, усугубленные тем, что они не могут помешать. С ними выражает согласие и тетка Карандышева, которая жалуется на бездарное и расточительное пиршество, на которое ее племянник спустил уйму денег. Настолько большую, что вместо нормального вина им пришлось приобрести поддельное спиртное. После этого они уходят.
Кнуров, Вожеватов и Паратов приходят к общему мнению, что Карандышев – дурак, и на обеде, который он закатил, нечем закусывать. Однако, Сергей Сергеевич рад за воплощенную месть. По уговору, Робинзон, для которого нормально употребление низкокачественного спиртного, привел Карандышева в непристойное состояние, вынудив пить с собой непривычного к спиртному человека
Впрочем, Робинзону тоже достается – он отравился выпивкой Карандышева, и теперь сетует на то, что Паратов потребовал, чтобы он пил это вино, от которого можно легко отравиться.
Карандышеву вдруг захотелось повидать женщин, и на его клич заходит Огудалова, смутившаяся от вида будущего мужа своей дочери, который почти не соображает. Попытки достучаться до одурманенного алкоголем зятя тщетны. Огудалова умоляет Паратова закончить позорить зятя, напоминая ему о недавнем обещании. Но тот уходит от ответа и, чтобы выглядеть как можно дружелюбнее, приглашает Карандышева выпить на брудершафт, после чего Юлий Капитонович уже невменяем.
Появившийся Илья говорит о готовности хора для гуляния праздника. План Паратова переходит в следующую стадию – они избавляются от Робинзона, отправив его в гостиницу, и приглашают с собой Ларису.
Вошедшую Ларису просят спеть романс, лишь Карандышев против, что, наоборот, распалило желание Ларисы сыграть. После чего обиженный Карандышев уходит на кухню, чтоб выпить за здоровье жены. Остальные тоже уходят, оставив вместе Паратова и Ларису. Паратов опять завораживает ее словами о его любви к ней, уговаривает сбежать вместе с ним, аргументируя это тем, что Карандышев и его общество не смогут заменить Ларисе тех чувств, которые они могут испытать, будучи вместе. Она соглашается.
Тем временем, кабинет заполняют люди, Карандышев с Иваном, с подносом шампанского. Карандышев пытается вознести тост за Ларису, но язык из-за выпитого им спиртного подводит его, и все слова он свел к своей личности. Чтоб окончить несвязное мычание, гости соглашаются со сказанным и выпивают шампанское.
Паратов пошел на хитрость и высказал предложение дать тост за самого Карандышева. Уловка срабатывает, и тот уходит, чтоб налить шампанского. Тем временем, гости разом уходят на прогулку, будучи подговоренными Сергеем, чтоб обескуражить Карандышева. Лариса, перед уходом, говорит Огудаловой, что решается судьба – или она будет с Паратовым, или утопится в реке. Мать ее пребывает в растерянности настолько, что не знает, как ей поступить.
Обед у Карандышева. (Анализ сцены из 3 действия драмы А.Н. Островского “Бесприданница”)
Содержание:
Предмет: | Литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 22.07.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Знание специфики драмы как особого вида литературы и методов обучения поможет понять оригинальность и оригинальность каждого из изучаемых драматургических произведений и будет способствовать более осмысленному восприятию его.
В этом и заключается актуальность работы, то, что особенность драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основания ставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, использованных при анализе драматических произведений в Средняя школа.
Специфика драмы
Наиболее важной категорией контента в драме является конфликт. Конечно, конфликты существуют в эпосе, они могут присутствовать в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в драматургии.
Конечно, конфликт, со всей значимой двусмысленностью и разнообразием функций, не является единственным компонентом, который определяет специфику драмы как вида. Не менее важны методы организации сюжета и драматического повествования, соотношения речевых характеристик персонажей и построения действия и т. д. однако мы сознательно ориентируемся на категории конфликта. С одной стороны, анализ этого аспекта позволяет, основываясь на общих особенностях драмы, раскрыть глубину художественного содержания произведения, учитывать особенности мировоззрения автора.
Драма изображает человека только в действии, во время которого он раскрывает все аспекты своей личности. «Драма», подчеркнул В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы, «состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговора одного на другом».
В произведениях драматического жанра, в отличие от эпического и лирического, отсутствуют авторские описания, повествования, ретриты. Авторская речь появляется только в комментариях. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель учится у самих персонажей. Поэтому драматург не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в действии?
В связи с тем, что герои драматических произведений проявляют себя только в действии, их речь имеет ряд особенностей: она напрямую связана с их действиями, более динамична и выразительна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматических произведениях имеют также интонация, пауза, тон, то есть все те особенности речи, которые приобретают специфичность на сцене.
Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характера персонажа.
Все, что показано в пьесе, трагедии, комедии или драме, связано драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда концентрация изображаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных персонажей. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и бурным развитием. Эта особенность сюжета драматических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты построены на общих элементах: сюжете, кульминации и развязке.
Различие между драмой и эпопеей и лирикой также выражается в том, что произведения драматического жанра написаны для театра и получают окончательное завершение только на сцене. Театр, в свою очередь, оказывает на них влияние, подчиняя их в определенной степени своим законам. Драматические произведения делятся, например, на действия, явления или сцены, изменение которых подразумевает изменение декораций и костюмов.
Примерно в трех, четырех актах пьесы, то есть в течение трех, четырех часов, занятых пьесой, драматург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Эти требования, касающиеся драматургов, обязывают их выбирать такие явления и события жизни, в которых персонажи изображенных людей особенно ярко выражены.
Работая над пьесой, драматург видит не только своего героя, но и своего исполнителя. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания писателей. Относительно исполнения ролей Бобчинского и Добчинского Н. В. Гоголь писал: «создавая этих двух маленьких чиновников, я представлял себе в. их шкуры Щепкина и Рязанцова» Мы находим те же мысли у А.П. Чехова. В период работы Художественного театра над спектаклем «Вишневый сад» Чехов сообщил К.С. С. Станиславскому: «Когда я писал Лопахина Я думал, что это твоя роль».
Театр создает гораздо большую иллюзию жизни, чем любое другое искусство. Все происходящее на сцене воспринимается публикой особенно остро и прямо. Это огромная образовательная сила драмы, которая отличает ее от других видов поэзии.
Оригинальность драмы, ее отличие от эпоса и лирики порождают вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, используемых при анализе драматических произведений в высшей школе.
Обед у Карандышева
В доме Карандышева есть званый обед для высоких гостей. За кулинарией следит скупая тетя Карандышева, Ефросинья Потаповна, которая экономила каждую копейку при покупке еды.
Женщины покидают офис. Вместо этого они включают Паратова, Кнурова и Вожеватова. Кнуров проклинает Карандышева: он предложил такой обед, чтобы гости оставались голодными. Все трое поражены глупостью жениха Ларисы. Паратов говорит, что он поручил Робинсону специально припаять его. Вскоре сам Робинсон входит, пьет с Карандышевым и падает на диван в своем кабинете: вино было настолько плохим, что он боялся умереть от отравления.
Робинсон ухмыляется в лице Карандышева: «Если ваши сигары зажжены в приличном доме, то их, вероятно, избьют». Пришедшая Харита Игнатьевна тихо просит Паратова прекратить издеваться над Карандышевым: «Этим ты обижаешь меня и Ларису!»
Она забирает Карандышева. Вбегает цыган Илья и сообщает Паратову, что все певцы его лагеря собрались и готовы пойти с джентльменами на прогулку через реку.
Введите Ларису с мамой и Карандышевым. Паратов просит Ларису что-то спеть: все знают ее прекрасный голос. Лариса изначально отказывается. Пьяный Карандышев говорит, что запрещает невесте петь. Услышав этот запрет, Лариса, несмотря на жениха, звонит Илье с гитарой.
Лариса печально поет знаменитый роман:
Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей! Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней.
Паратов слушает в тишине, руки у него в волосах. Кнуров и Вожеватов горячо восхищаются пением. Карандышев кричит, что ему нужно снова выпить шампанского, и выбегает за ним. Гости расходятся по разным комнатам, Лариса и Паратов остаются одни в кабинете.
Он поворачивается к матери Ларисы: «Знай, Харита Игнатьевна, что даже самый кроткий человек может быть взбешен, и он примет решение о преступлении. Я отомщу. Для меня теперь нет ни страха, ни закона, ни жалости; только злой яростный и жажда мести.
Карандышев тоже стремится сыграть свою роль, но очень неудачно. Он всегда пытается подражать кому-то (тому же Паратову, например), но он выходит смешно, жалко, смешно. Пользуясь случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Он хочет превозносить себя в глазах других и в своих собственных глазах.
У Островского Карандышева также появился новый персонаж, созданный уже с учетом художественного опыта Достоевского.
Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в небольшом чиновнике не только зависть и гордость, но и оскорбление человеческого достоинства. В конце концов все-таки в нем просыпается самосознание, пусть и униженное и оскорбленное, но человек. Наступает страшный момент для понимания Карандышева: он, наконец, понял или, по крайней мере, почувствовал правду, начинает осознавать свою реальную роль в происходящем вокруг него. Это роль шута.
И только сейчас, во время этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эстетически поднимается, превращаясь из мелкого чиновника с присущим ему комплексом социальной полноты в человека, отстаивающего свое человеческое достоинство. Его страдания гуманизируются, как это случилось с некоторыми героями Достоевского.
Заключение
Повернувшись к Ларисе, он «нетерпеливо» кричит: «Я заберу тебя, я твой хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то у нее есть только одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Карандышев терпеть не может: Так что никому не попадитесь! (Стреляет в нее из пистолета). Поэтому трагическое предчувствие Ларисы, о котором она говорила матери и жениху во втором акте, было оправданным:« Я вижу, что я для тебя кукла: ты играешь со мной, разбиваешь ее и выброси это.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»
Выбранный для просмотра документ Тема бесприданица.docx
Администрация города Соликамска Пермского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
618556, г. Соликамск Пермский край, ул. Фрунзе, 114. тел/факс 4-34-35
Уроки по литературе
по теме: «Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»»
Манькова Людмила Николаевна
учитель МБОУ «ВСШ №3» г. Соликамска
Тема: Анализ текста драмы А. Н . Островского «Бесприданница» (2-3 уроки по данной теме).
Цель уроков: учить работать с текстом.
Проверить знания текста.
Разобрать образы героев по тексту при помощи чтения отрывков из пьесы.
Обобщить изученный материал для подготовки к сочинению.
Аналитическая беседа (проверка д/з. по знанию текста).
Обсуждение образа Огудаловой.
Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова.
6. Анализ образа Карандашева.
Подведение итогов и составление опорного конспекта.
Инструктаж домашнего задания.
— Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?
Ученик. На первый взгляд, первые два явления пьесы — это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву — эти новости являются основными для героев.
— Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?
Ученик. Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.
— Что мы знаем о Паратове?
Прочитать по ролям разговор Вожеватова и Кнурова.
— Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?
Ученик. Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль — его предпочли другому!
— Как вы считаете, какова роль данной сцены?
Ученик. Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за измену и показать свое превосходство.
— Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?
Ученик. События второго действия — это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым. (учащиеся читают эти сцены по ролям).
— Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?
Ученик. Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.
— Какова же кульминация пьесы?
Ученик. Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!
Пересказать события четвертого действия
— Какое решение принимает Лариса и почему?
Ученик. Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е. стать «вещью».
— Как показано автором убийство Ларисы?
Ученик. Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.
III. Обсуждение образа Х.И. Огудаловой
— Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И. Огудаловой?
Ученик. Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».
— Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.
Ученик. К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «. Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили. ». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.
— Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?
Ученик. Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека. ». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с
Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Каранды- шева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.
— С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды. » и «Матушка-голубушка. »?
Ученик. Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.
— Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица Кнуров, Вожеватов, Карандышев? За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?
Ученик. Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», — соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом — выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.
— Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл. 7, Д. IV.
Ученик. О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка — своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».
— Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?
— В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?
Ученик. Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящ вушке. Но Печорин — натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе — то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.
Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова
Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г.И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец. жил обманом, богатство приходило к нему темными путями. Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть. старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по- божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело — настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб. ».
— Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»? Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов?
Ученик. Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от Диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, — «чтобы люди него дурного не сказали».
— Каковы взаимоотношении между купцами?
Ученик. По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.
— Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?
Ученик. В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. — Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе. В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, кто Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет. ».
— Каково отношение Вожеватова к Ларисе?
Ученик. Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю. что любовью-то называется», — говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».
— Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?
Ученик. Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в V действии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса мы с тобой с детства знакомы. что мне делать — научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово — это марка купца.
Анализ образа Карандышева
— Кто такой Карандышев?
Ученик. Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.
— Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?
Ученик. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!». Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.
— Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11,13,14; Д. IV, явл. 10-11).
Ученик. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все. » до «Я слишком дорога для вас».)
Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним — это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него — возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.
— В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?
Ученик. Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами — для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.
Подведение итогов обсуждений
Подведем итоги наших уроков и составим опорный конспект. Составление
опорного конспекта начнем с указания дат написания пьес «Гроза» и «Бесприданница»: 1859 и 1878, расположим названия драматических произведений и даты в противоположных сторонах верхней части конспекта.
Обратимся к ученикам с вопросом:
— Что общего можно заметить в этих двух произведениях драматурга?
Ответ на этот вопрос в краткой форме зафиксируем в конспекте, расположив эту запись в строке между названиями произведений.
1) Волга; Калинов и Бряхимов — маленькие города;
2) жестокость нравов, царящих в этих городах, сочетается с жаждой наживы;
3) в обоих городах живет и страдает незаурядная личность, не принимающая ложь, стремящаяся к свободе, красоте и любви;
4) пьеса завершается трагической гибелью героини, являющейся центром драмы.
Итак, в центре своего повествования Островский, как и в драме «Гроза», ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница». (Отмечаем центр конспекта и записываем: «Лариса Огудалова». )
Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудаповой, — «лучшая из лучших».
Ученик. Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи. эта женщина создана для роскоши». Василии Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той матери все хитрость да лесть, а эта вдруг, не с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»
По ходу выступлений учащихся делается запись в конспекте (под именем героини):
Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д
Сценическая история пьесы «Бесприданница» свидетельствует о том, что успех драмы напрямую зависел от понимания актрисой, исполнявшей роль Ларисы, авторского замысла. В 1896 году на сцене Александрийского театра Ларису сыграла Вера Федоров на Комиссаржевская.
Лариса в исполнении В.Ф.Комиссаржевской предстала героиней, отрешенной от мелочей быта, стоящей выше житейской пошлости, наделенной поразительной душевной чистотой, стремящейся вырваться из круга равнодушия и жестокости.
Слово «круг» — ключевое в составлении следующей части конспекта. Ставим задачу определить круг равнодушия и жестокости.
— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.
Ученик. Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.
Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.
Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.
Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.
Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?
Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?
— Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает?
Ученик. «. сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях. По мнению Ларисы, Паратов — «идеал мужчины», потому что в нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».
Мнение Хариты Игнатьевны Огудаловой, отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса. Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй, и все, чем отличаются эти герои. Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек?
Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратова скорее всего драматург образовал от диалектного слова пора- тый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых справочниках есть и такое объяснение фамилии? паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева образована от карандыш, карандышка, то есть (по Далю) «коротышка, недоросток, малорослый человек».
Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции. (Высказывания зафиксируем в конспекте.)
Ученик. Паратов: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня. ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно».
Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличать- ся». «Ну чем я хуже Паратова?»
— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?
Ученик. Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратова ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева.
— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышев?
Ученик. Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.
— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?
Ученик. Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями. Да и неслучайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.
Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие. Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.
В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.
Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова.
Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).
Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.
— Давайте вспомним характеристику образов Кнурова и Вожеватого?
Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.
— Еще одно, последнее звено, замыкающее круг, равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны. Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.
Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана. Фамилия Огудалова образована от глагола «огудаты», который толкуется так: обмануть. Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам. ( В конспекте записываем значение имени.)
— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?
Ученик. Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.
Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.
Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».
Ученик. 1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
2. Пьеса «Бесприданница» — психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, — читаем в статье А. И. Журавлевой «Тысячелетний памятник России», открывающей сборник избранных произведений писателя «Театр и жизнь», — проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она — поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы — натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма». (приложение 1)
Составление тем и планов для сочинений.
Список используемой литературы
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплекс уроков. М.: «ВАКО», 2004г.