чем неправдоподобнее ложь тем быстрее в нее поверят
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят. Эту фразу часто упоминают в политических дискуссиях на телевидении, обвиняя оппонента во лжи.
При этом намекают, что оппонент следует принципам известного нацистского преступника. А сам преступник — начальник управления пропаганды НСДАП Йозеф Геббельс. Мол именно он придумал эту формулу.
Но это ложное авторство. Фраза принадлежит вовсе не Геббельсу, а его боссу — фюреру Германии Адольфу Гитлеру. Вы спросите: какая разница?Один хуже другого. Но всё дело в контексте, в котором это выражение было употреблено.
Чем чудовищнее ложь, тем скорее надо найти другого лжеца
В 1925-26 годах вышел автобиографический двухтомник Адольфа Гитлера «Mein Kampf» — Моя борьба. В рамках данной статьи нас интересует только одна глава, а точнее всего один абзац из неё.
Десятая глава первого тома («Подлинные причины Германской катастрофы») посвящена анализу сложившейся на тот момент ситуации. В ней отвергается тезис, что виной всему — недавнее военное поражение в Первой мировой войне. Утверждается, что это тоже лишь следствие, а не сама причина.
И в этой связи отвергаются нападки оппонентов на бывшего заместителя начальника Генерального штаба армии генерала Эриха Людендорфа. На тот момент он был соратником Гитлера, и именно его обвинителям и были предназначены следующие слова:
«Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой.»
Получается, что смысл цитаты не в призыве к массовому обману населения путём беззастенчивой лжи, а указание на факт использования этого метода другой стороной процесса.
На что это влияет
Разумеется, сам этот факт никак не оправдывает ни рейхсканцлера, ни его начальника управления пропаганды в последующих событиях. Речь в общем-то вообще не о них. Приведённый факт кое-что говорит о тех, кто позже сознательно изменил авторство слов и их смысл.
Дело, начатое ещё до появления управления пропаганды, живёт и процветает. Сегодня употребление данной фразы со ссылкой на Геббельса говорит либо о необразованности человека, либо о его сознательной попытке манипулирования аудиторией.
Лично мне не хочется видеть в политике ни того, ни другого.
Вам могут понравиться другие похожие статьи, например:
Чем неправдоподобнее ложь тем быстрее в нее поверят
«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят» — гласит один из тезисов, высказанных Адольфом Гитлером в «Майн Кампф». Этому тезису охотно следовали немецкие пропагандисты, главным правилом которых была знаменитая заповедь Йозефа Геббельса: «Мы добиваемся не правды, а эффекта».
Действительно, по эффективности воздействия мало что может сравниться с фашистской информационной машиной. Во время наступательных действий она гнала солдат вперёд и мотивировала рядовых граждан терпеть лишения во имя фронта. Когда приходилась обороняться – будила в немцах по отношению ко врагу самые отвратительные чувства: ненависть, злобу, презрение. И страх. Особенно ярко это проявилось в 1944 году, когда советские солдаты начали очищать от фашистов Европу и медленно, но верно подбираться к Берлину. Тогда издаваемые по указке из Берлина газеты стали просто демонизировать бойцов Красной Армии.
За словом в карман не полезут
Немецкие газеты, особенно оккупационные, составлялись приблизительно по одному образцу. Последние страницы отдавались под сообщения о культурной жизни и рекламу, в середине – критические очерки о советской власти, рассказы о «новой жизни». Но самое главное находилось на лицевой стороне – там размещались официальные сообщения германских властей и новости о положении на фронте.
Материалы для большинства газет, естественно, разрабатывались в специально созданном пресс-бюро. И стоит ли удивляться, что в разных изданиях могли печататься практически одни и те же статьи.
Были и различия. Например, Анатолий Макриди, коллаборационист, во время войны редактировавший газету «За родину», вспоминал, что в подведомственных командованию Вермахта СМИ могли спокойно пропагандировать движение генерала Власова. В то же время упоминание перебежчика в подконтрольном Геббельсу «Новом Слове» было запрещено.
Но это лишь частности. В целом же информационная политика находилась под контролем министра пропаганды. А тот не очень жаловал советских солдат даже в своих дневниках. На страницах газет можно было увидеть тексты примерно такого содержания: «. фактически в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками. Это подтверждают поступившие к нам из восточных областей сведения о зверствах».
Дальше, как правило, шли «документальные» подробности об этих злодеяниях. Чаще всего – об изнасилованиях, разбоях и грабежах. Геббельс, например, утверждал, что «в отдельных деревнях и городах бесчисленным изнасилованиям подверглись все женщины от десяти до 70 лет». А после с удовольствием констатировал: «Опубликованные сообщения о советских зверствах повсеместно вызвали гнев и жажду мести».
Конечно, распространяемая информация не могла не вызвать у немцев ничего кроме ненависти, страха и острого желания поквитаться. Именно это и нужно было фашистским властям – добиться того, что даже мысль о советских солдатах на немецкой земле вызывала отвращение.
Правда, немецкие пропагандисты немного переусердствовали. «Наша пропаганда относительно русских и того, что населению следует ожидать от них в Берлине, была так успешна, что мы довели берлинцев до состояния крайнего ужаса, но перестарались — наша пропаганда рикошетом ударила по нам самим», — позднее подчёркивал помощник рейхскомиссара Геббельса доктор Вернер Науман.
А что на самом деле?
«Кажется, что это делается по приказу сверху, так как в поведении советской солдатни можно усмотреть явную систему», — писал Геббельс о «зверствах» советских солдат.
Конечно, даже угроза расстрела действовала не на всех. Но в целом, по свидетельствам очевидцев, этого хватило, чтобы избежать массовых преступлений. Правда, уже наши современники начнут вовсю заниматься опровержением этого – так, например, на свет появится посвящённая этому вопросу книга Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» или нашумевшая статья BBC с громким заголовком «Изнасилование Берлина». Но это уже другая информационная война.
Шесть главных принципов пропаганды по Ёсе Геббельсу
Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: она всегда должна быть простой и без конца повторяющейся
Основы пропаганды Третьего Рейха были изложены в программном документе его «фюрера», который в свою очередь опирался на «широко замалчиваемый мировой опыт»:
«. Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе.
Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову.
И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины.
Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется.
Ну, а известно, что виртуозами из виртуозов по части лжи во все времена были евреи. Ведь уже само существование евреев построено на той большой лжи, будто евреи представляют собою не расу, а только религиозную общину» (А.Гитлер, «Моя борьба»).
Далее идею подхватили и творчески развили в не безызвестном Министерстве пропаганды Третьего Рейха:
«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены.
Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся” (д-р. Пауль Йозеф Геббельс, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии, 1933-1945)
Пропаганды должно быть много, очень много.
Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно.
Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.
Предельная простота любых посланий.
Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно.
А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. «Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности.
У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные.
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.
Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными.
Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает.
Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям:
фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.
— Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
— Мы добиваемся не правды, а эффекта.
— Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
— Собственность обязывает и крепко привязывает.
В дневниковой записи от 16 марта 1945 г. д-р Й.Геббельс писал:
«Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное».
Про текущую верхушку оккупационного режима, в полной мере пользующееся приемами нацистского пропагандиста, такого не скажешь.
Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас
«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»
Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:
— «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;
— для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;
— причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;
— а чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;
— другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;
— для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;
— превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;
— бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.
Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!
«Один народ, один рейх, один фюрер»
Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».
Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.
Уроки большевиков
В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).
Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.
«Он стал первой жертвой своей пропаганды»
Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.
Высказывания Йозефа Геббельса-отца пропаганды.
О пропаганде и управлении массами.
1.Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.
2.Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
3.Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.
4.Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.
5.Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё.
6.Мы добиваемся не правды, а эффекта.
7.Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
8.Любой значительный человек чего-нибудь хочет и, более того, готов использовать любые средства для достижения своей цели.
9.Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
10.Диктатору не нужно следовать за волей большинства. Однако он должен быть в состоянии использовать волю народа.
11.Пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды.
12.Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
13.Целью национальной революции должно быть тоталитарное государство, проникающее во все сферы общественной жизни.
14.Собственность обязывает и крепко привязывает.
15.Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.
16.Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум.
1.Складывается впечатление, что через каждые четверть века Америка обязательно участвует в какой-нибудь войне в Европе, чтобы иметь возможность беспрепятственно и по дешёвке поживиться здесь всем, чем придётся, например, достижениями культуры.
2.Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: «Но мы понимаем, что имеем в виду». Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности — они себе верят. Это и смешно, и опасно.
1.Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.
2.Большевизм — это диктатура худших.
3.Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним… Его следует просто назвать уникумом. Он пришёл из ниоткуда и ни к какому месту не принадлежит. И всё же он всегда остаётся русским.
4.Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное.