чем не является философия
а) обе стремятся постичь истинное знание, опираясь на разум, логику,
б) обе оперируют понятиями и категориями, выявляют закономерности,
в) обе образуют дисциплины, которые можно изучать,
г) обе предполагают написание трудов (статей и монографий), создание теорий и учений, написание и защиту диссертаций,
д) обе отрицают использование мистических методов в процессе исследований и опору на мифологические, фантастические утверждения как на аргумент,
е) обе взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Философия же хочет понять смысл всего сущего. То есть она отвечает на вопрос «зачем это?», в то время как наука отвечает на вопросы «что это? почему это? как это?». Поэтому философский вариант вопроса об устройстве мира звучит так: «в чем смысл и суть именно такого устройства мира?».
Надеюсь, теперь понятно, почему философию нельзя называть наукой? Когда еще не было никакой науки, философия уже существовала. Она родилась в тот момент, когда человек задумался о смысле всего сущего. Наука же родилась тогда, когда люди стали получать достоверное знание о мире, подтвержденное экспериментальным путем.
Новое в блогах
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ И ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ
Философии противопоказана религиозность, а религии – философия, поскольку философия основана на разумных сомнениях и поисках, а религия – на вере, эмоциях, незыблемом признании Символа Веры. В Библии прямо сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». /Апостол Павел. К Колоссянам, 2, 8./
С развитием общества меняется область интересов философии. Аристотель утверждал, что философия есть учение о началах и принципах познания мироздания. Оксфордский словарь 1994 года (с. 256) утверждает: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим». Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Но как только количественное решение становится возможным – проблема перестаёт быть философской и становится научной. В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам и остающегося ни с чем. Философия НЕ является «наукой о наиболее общих законах развития природы общества и мышления», как писали в советских учебниках, по той простой причине, что природу изучает естественные науки, общество – комплекс общественных наук, мышление – психология, нейрофизиология и т.д., логические формы мышления и проблемы научного познания изучает логика и методология науки…
Обобщая различные подходы и обходя бессмысленные заклинания, вроде того что философия связана «с постижением умозрением сущности мира», примем следующее определение:
Философия ищет ответы на вызовы истории, формирует предпосылки познания и деятельности человека.
Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием, обращённым на знание. Философ, по словам Б. Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице. Философия оказывает влияние на развитие общества, создавая различные системы смыслов. Под её влиянием совершались социальные реформы и революции, научные и технологические перевороты, эпохальные открытия и судьбоносные решения.
Проблематика философских исследований чрезвычайно широка. Как мы понимаем человека, его сознание и нравственные ценности, как познаём окружающий мир, как осознаём результаты познания и деятельности, как развивается знание и почему оно ограничено, как влияют на эволюцию общества достижения наук, как взаимодействуют человек, общество и природа, что угрожает существованию человечества. Это проблемы сложные и ответы на них неоднозначны.
Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Философия развивается в единстве онтологии, гносеологии, и аксиологии.
Онтология /от греч. ontos – сущее и logos – учение, слово, понимание/, осмысление и категориальный анализ реальности, которая задана нашим взаимодействием со средой обитания и представлена естественнонаучными теориями и всеми иными формами достоверного и проверяемого практикой знания. Реальность представлена нам наукой, а не мистическими откровениями о «первосущностях» как думали в древности Поэтому реальность иногда называют «актуализованной» или «конструктивной». При изменении способов и форм взаимодействия с миром меняются и представления о реальности. Поэтому можно говорить о «потенциальной» реальности. Внеземные цивилизации могут взаимодействовать с внешним миром иначе, и представления о мире у субъектов с иными биофизическими характеристиками будут иными. Всё неизведанное и информационно неисчерпаемое существующее выступает, таким образом, как потенциальный источник конкретных актуализированных знаний. Божественной силой постигать «сущность как таковую в мире абсолютов» онтология не обладает, хотя в прошлом она на это претендовала и считалась основой метафизики, которая отождествлялась с философией. С тех далёких времён метафизика сильно изменилась, философы поняли, что желание «заглянуть за горизонт» неизбывно, даже эвристически полезно, но столь же неосуществимо, как желание поднять себя за волосы.
Гносеология онтологизирована, то есть зависит от «бытийности» мира, от биофизического и социального устройства субъекта познания, а онтология гносеологизирована, она зависит от логики и теории познания, и обе они не свободны от аксиологических социокультурных контекстов оценки. Иначе говоря, имеются онтологические предпосылки гносеологии и гносеологические предпосылки онтологии в социокультурном контексте аксиологии. К философии обычно относят этику и эстетику, которые граничат с психологией и культурологией. Логику часто зачисляют в философию, хотя она стоит несколько особняком, как нормативная наука об инвариантных формах построения наших рассуждений. Важными разделами философии являются философия человека (философская антропология) и социальная философия (не путать с антропологией и социологией как конкретными науками), философия науки, философия истории, экономики, политики, религии, морали. Вот чего быть не может – так это философии как разговоров «ни о чём и обо всём». К этому особенно склонны люди с незаконченным филологическим образованием и те, которые будучи не знакомы ни с одной из конкретных наук, обвиняют науку во всех бедах современного человечества. Таких людей, как известно, называют антисциентистами. «Антисциентисты, как справедливо утверждает профессор А.И.Уёмов, не занимающиеся наукой, не применяющие способы научной аргументации, превращают философию в псевдорелигию типа восточных культов, адепты которых изрекают бессмысленные словосочетания и получают при этом колоссальное удовольствие»
[1] Лат. «cultura» – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.
[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 8, С.282.
Чем является и чем не является философия
Философии противопоказана религиозность, а религии – философия, поскольку философия основана на разумных сомнениях и поисках, а религия – на вере, эмоциях, незыблемом признании Символа Веры. В Библии прямо сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». /Апостол Павел. К Колоссянам, 2, 8./
С развитием общества меняется область интересов философии. Аристотель утверждал, что философия есть учение о началах и принципах познания мироздания. Оксфордский словарь 1994 года (с. 256) утверждает: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим». Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Но как только количественное решение становится возможным – проблема перестаёт быть философской и становится научной. В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам и остающегося ни с чем. Философия НЕ является «наукой о наиболее общих законах развития природы общества и мышления», как писали в советских учебниках, по той простой причине, что природу изучает естественные науки, общество – комплекс общественных наук, мышление – психология, нейрофизиология и т.д., логические формы мышления и проблемы научного познания изучает логика и методология науки…
Обобщая различные подходы и обходя бессмысленные заклинания, вроде того что философия связана «с постижением умозрением сущности мира», примем следующее определение:
Философия ищет ответы на вызовы истории, формирует предпосылки познания и деятельности человека.
Философию называют рефлексивным знанием, поскольку она является формой самопознания, знанием, обращённым на знание. Философ, по словам Б. Рассела, подобен человеку, который, выглянув в форточку, пытается увидеть себя проходящим по улице. Философия оказывает влияние на развитие общества, создавая различные системы смыслов. Под её влиянием совершались социальные реформы и революции, научные и технологические перевороты, эпохальные открытия и судьбоносные решения.
Проблематика философских исследований чрезвычайно широка. Как мы понимаем человека, его сознание и нравственные ценности, как познаём окружающий мир, как осознаём результаты познания и деятельности, как развивается знание и почему оно ограничено, как влияют на эволюцию общества достижения наук, как взаимодействуют человек, общество и природа, что угрожает существованию человечества. Это проблемы сложные и ответы на них неоднозначны.
Только тот, кто не знаком с философией, может утверждать, что не наработаны целые пласты достоверного философского знания. Или что её предмет никогда не менялся, или что она пытается познавать нечто запредельное, как делали работники «Отдела недоступных проблем» НИИЧАВО (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) из весёлой «сказки для научных работников младшего возраста» А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Философия развивается в единстве онтологии, гносеологии, и аксиологии.
Онтология /от греч. ontos – сущее и logos – учение, слово, понимание/, осмысление и категориальный анализ реальности, которая задана нашим взаимодействием со средой обитания и представлена естественнонаучными теориями и всеми иными формами достоверного и проверяемого практикой знания. Реальность представлена нам наукой, а не мистическими откровениями о «первосущностях» как думали в древности Поэтому реальность иногда называют «актуализованной» или «конструктивной». При изменении способов и форм взаимодействия с миром меняются и представления о реальности. Поэтому можно говорить о «потенциальной» реальности. Внеземные цивилизации могут взаимодействовать с внешним миром иначе, и представления о мире у субъектов с иными биофизическими характеристиками будут иными. Всё неизведанное и информационно неисчерпаемое существующее выступает, таким образом, как потенциальный источник конкретных актуализированных знаний. Божественной силой постигать «сущность как таковую в мире абсолютов» онтология не обладает, хотя в прошлом она на это претендовала и считалась основой метафизики, которая отождествлялась с философией. С тех далёких времён метафизика сильно изменилась, философы поняли, что желание «заглянуть за горизонт» неизбывно, даже эвристически полезно, но столь же неосуществимо, как желание поднять себя за волосы.
Гносеология онтологизирована, то есть зависит от «бытийности» мира, от биофизического и социального устройства субъекта познания, а онтология гносеологизирована, она зависит от логики и теории познания, и обе они не свободны от аксиологических социокультурных контекстов оценки. Иначе говоря, имеются онтологические предпосылки гносеологии и гносеологические предпосылки онтологии в социокультурном контексте аксиологии. К философии обычно относят этику и эстетику, которые граничат с психологией и культурологией. Логику часто зачисляют в философию, хотя она стоит несколько особняком, как нормативная наука об инвариантных формах построения наших рассуждений. Важными разделами философии являются философия человека (философская антропология) и социальная философия (не путать с антропологией и социологией как конкретными науками), философия науки, философия истории, экономики, политики, религии, морали. Вот чего быть не может – так это философии как разговоров «ни о чём и обо всём». К этому особенно склонны люди с незаконченным филологическим образованием и те, которые будучи не знакомы ни с одной из конкретных наук, обвиняют науку во всех бедах современного человечества. Таких людей, как известно, называют антисциентистами. «Антисциентисты, как справедливо утверждает профессор А.И.Уёмов, не занимающиеся наукой, не применяющие способы научной аргументации, превращают философию в псевдорелигию типа восточных культов, адепты которых изрекают бессмысленные словосочетания и получают при этом колоссальное удовольствие»
[1] Лат. «cultura» – возделывание. Система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, обуславливающих воспроизводство социальной жизни.
[2] И. Кант. Соч., М.: Чоро, 1994. Том 8, С.282.