чем наши предки ткань красили
Как и чем красили ткани на Руси
Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления «крашеной одежды«, каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.
Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.
Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:
Марь белая (лебеда).Chenopodium album L. – Трава – Красная.
Сабельник (пятилистник, серебряк). Covarum plustre L. – Корень – Красная.
Гречишник (раковые шейки). Poligonum bistorta L. – Корень – Красная. Дубитель.
Дикий калган (узик, лапчатка). Potentilla erecta Hampe. – Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы – Синяя. Дубитель. Черная/ Синяя
Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. – Корни – Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный. Hypericum perforatum. – Цветы и листья – Красная и желтая
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). Galium mollugo L. – Корни – Красная
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). Galium verum L. – Корни – Красная
Купальница.Trollins europaeus L. – Цветы – Желтая (для холста)
Сурепица. Barbarea vulgaris L. – Цветы – Желтая (для шерсти)
Бессмертник цмин. Helichrysum arenarium DC. – Все растение – Желтая
Пупавка. Anthemis tinctoria L. – Все растение – Желтая
Дрок красильный. Genista tinctoria L. – Все растение – Желтая
Серпуха. Serratula tinctoria L. – Трава – Желтая
Ястребинка зонтичная. Hieracium umballatim L. – Цветы – Желтая
Василек луговой. Centaurea jacea L. – Цветы – Желтая
Манжетка. Alchimilla vulgaris L. – Все растение – Желтая. Дубитель
Щавель. Rumel acetosa L. – Корни – Желтая. Дубитель
Череда.Bidens tripartius. – Все растение – Желтая
Ирис (касатик). Iris pseudacorus L. – Корень – Желтая. Дубитель
Золотарник (золотая розга). Splidago virga auren L. – Цветы и листья – Желтая
Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. – Цветы – Желтая
Прыгун (недотрога). Impatiens noli tagare L. – Цветы и листья – Желтая
Дикая яблоня. Pyrus malus. – Кора – Желтая
Береза. Betula verrucosa. – Листья – Желтая
Чернотал (верболоз). Salix pentandra L. – Листья – Желтая
Вереск. Calluna vulgaris salisb. – Все растение – Желтая. Дубитель
Орешник, лещина. Corylus avellani L. – Кора – Желтая. Дубитель
Чистотел. Chelidonium majus L. – Все растение+квасцы – Оранжевая
Плаун (баранец). Lycopodium selago L. – Стебли, листья – Желтая (для шерсти)
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). Lycopodium complanatum L. – Все растение –Зеленая/Желтая/Красная
Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. – Листья – Зеленая
Крапива двухдомная. Urtica dioica L. – Стебель, листья – Зеленая
Вахта, трилистник. Menyates trifoliata L. – Стебель, листья – Зеленая
Пижма (дикая рябинка). Tancetum vulgaris L. – Корни – Зеленая
Осина.Populus tremula L. – Шишки+шевлюга –Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя). Pyrus malus, Malus domestica – Цветы и листья. Кора+квасцы – Зеленая/ Красная
Дуб. Quercus robur L. – Кора/Кора+ржавое железо – Темно-синяя.Дубитель/Черная
Ясень. Fraxinus excelcior L. – Кора – Голубая. Дубитель
Василек. Centaurea cyanus L. – Цветы – Голубая (для шерсти)
Птичья гречиха (травка-муравка). Poligonum aviculare L. – Все растение – Синяя. Дубитель
Черника. Vaccinium myrtillus L. – Ягоды – Голубая (лен)/Темно-синяя (шерсть)
Гречавка (синие колокольчики). Gentiana pneumonathe L. – Цветы – Голубая (шерсть)
Вайда (крутик). Isatis tinctoria L. – Все растение – Синяя
Ежевика. Rubus caesins L. – Ягоды – Фиолетовая/Малиновая
Ольха белая.Corylus avellani L. – Кора+ржавое железо /Кора+еловые шишки – Коричневая /От желтой до черной
Ольха черная. Alnus glutinosa gaerth. – Кора – Рыжая. Дубитель
Ива серая. Salix cinerea L. – Кора – Коричневая (от красноватого до шоколадного). Дубитель
Крушина ольховидная. Frangula alnus Mill. – Кора, листья, ягоды /Сухая кора – Желтая /Коричневая
Воронец. Alkana spicata L. – Ягоды – Черная
Таволга вязолистная. Filipendulla ulmaria Maxim. – Кора – Черная. Дубитель
Зюзик. Lycopus europaeus L. – Сок травы – Черная
Толокнянка (медвежьи ушки, медвежья ягода). Arctostaphylos uva ursi Spr. – Листья – Черная
Подбел. Andromeda polifolia L. – Листья и стебель – Черная. Дубитель
Лук. – Шелуха луковиц – Желтая/Коричневая
(Источник — Статья В.П.Левашевой «Добывание и использование вспомогательных производственных материалов», опубликованной в сборнике серии «Труды Государственного Исторического музея» «Очерки по истории русской деревни X-XIIIвв.», М., 1959 стр.94-104).
Чем наши предки ткань красили?
Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.
Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.
Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.
Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка. сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.
Желтый и коричневый
Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).
О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.
Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.
Оранжевый и красный
Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.
В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.
Голубой, синий и зеленый
Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.
Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).
Черный
Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).
«Разноцветные способности» растений
По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.
Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.
Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то. еловые шишки.
Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело.
Чем наши предки ткань красили
БАБУШКИНЫ КРАСКИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Оглавление
Цветовая гамма одежды Древней Руси.
Красители и типы тканей.
Введение
Выбор темы исследования.
На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?
Цели исследования.
Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.
Задачи исследования.
Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;
Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.
Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
Применить полученные краски для окрашивания тканей.
Объект исследования: различные природные материалы.
Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.
Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.
Цветовая гамма одежды Древней Руси
Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.
Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.
Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.
Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.
Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Красители и типы тканей
В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.
Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.
Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.
Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.
Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.
Основная часть
Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.
Все используемое сырье я разделила на восемь групп:
1.Овощи.
Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.
Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:
1. Измельчаю кусочек тыквы.
В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.
Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.
Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.
Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.
При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.
2. Ягоды.
Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.
3. Корни растений.
Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.
Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.
4. Цветы растений.
5. Кора растений.
6. Листья растений.
7. Семена растений
8.Мох
Выводы
Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.
Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.
Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.
Заключение
Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.
Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.
В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.
Используемая литература
1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.
2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.
4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.
Чем наши предки ткани красили?
Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологи — не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.
Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение — индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.
Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле — не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.
Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь, ни много ни мало, 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура были какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.
Желтый и коричневый
Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых так и вовсе есть вид, который прямо так и называется — красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название — недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).
О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание — касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.
Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличается очень высокой устойчивостью к выцветанию.
Оранжевый и красный
Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.
В красном диапазоне возможностей было побольше, и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава), подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике — желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря — лебеда.
Голубой, синий и зеленый
Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, то цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания ткани: лён красили в голубой цвет, а шерсть — в синий.
Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стеблями и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, трилистника, листьями плауна булавидного, корнями пижмы (дикой рябинки).
Черный
Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), кора таволги вязолистной, листья и стебли подбела, листья толокнянки (по-другому — медвежьи ушки) и сок травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).
«Разноцветные способности» растений
По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.
Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.
Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа — от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то — опять же — проржавевшее железо, то… еловые шишки.
Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и производя красители, и как обширны и глубоки были накапливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело…