чем на руси занимались плевальщики
Вопленицы, плевальщики, наузницы и другие забытые сегодня профессии, популярные на Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Представительницы этих профессий получали денежные вознаграждения за то, что могли громко, пронзительно и долго лить слезы и заунывно причитать. Впервые плакальщицы появились в глубокой древности. В Греции и Риме без них не обходились скорбные обряды.
На Руси их профессиональнее обязанности были широки. На похоронах плакальщицы создавали скорбную атмосферу. И хотя родственники, как правило, и без того горевали по усопшему, присутствие профессиональных скорбящих было обязательным.
Без воплениц не проходила ни одна свадьба. По традициям того времени, невеста, покидая родительский дом, должна была горевать. Но не всегда новоиспеченная жена могла это сделать искренне. Здесь на помощь и приходили плакальщицы, затягивали свои заунывные притчи, и слезы наворачивались на глаза почти у всех.
Интересно, что в это профессии были свои тонкости. Например, больше всего получала та, которая могла вопить на разный лад, обладала актерским талантом, умела сходу складывать притчи, ориентируясь по обстановке. Такому специалисту предлагали дополнительные вознаграждения за то, чтобы именно она присутствовала на обрядовых мероприятиях.
Наузницы
Плевальщики
Представители этой профессии на Руси были в почете. Их задачей было сеять репу, выплевывая семена. Посевной материал был очень мелкий, при посадке руками зерна терялись, либо падали в землю кучкой в одно место.
Работа эта была не столь легка. Плевальщику было необходимо научиться контролировать силу плевка, рассчитывать оптимальное количество семян для определенной площади земли. Профессионалы имели достойный заработок и за отдельное вознаграждение учили секретам ремесла всех желающих. В разгар посевной за лучших плевальщиков боролись богатые земледельцы, обещая хорошие деньги за работу именно на их поле.
Дегтекуры и смолокуры
Смолокуры зачастую работали плечом к плечу с дегтекурами. Они их деревьев хвойных пород путем перегонки добывали смолу. Ее применяли для защиты от влаги и гниения, веревки и канаты смолили для придания им прочности. Смолокуры использовали в работе специальные печи или крытые ямы. Именно в них сжигали хвойную древесину, которая при определенных температурах и без доступа воздуха выделяла смолы.
Пастильщицы
Ловцы пиявок и продавцы хвостов
Тряпичники и крючочники
Представители этих профессий могут считаться основоположникам технологий по вторичной переработке различного сырья. Они ходили по улицам и собирали ненужные тряпки, банки, железки, ненужный бумажный хлам. Люди отдавали им старые предметы быта, а взамен могли получить сладости и небольшие безделицы.
Автор: Юрий Арбузов
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем на Руси занимались плевальщицы и почему эта профессия была очень почетной
В старые добрые времена на Руси существовали профессии, названия которых звучат странно для современного человека. Тем более необычно выглядело то, чем занимались обладатели этих специальностей. Плевальщицы были в деревнях России незаменимыми людьми, начиная с дохристианских времен и до начала 19 века, а последние из них трудились еще в начале 20 столетия. Кто же они такие и почему их мастерство высоко ценили в крестьянской среде?
Из школьного курса истории мы знаем, что конца 17 столетия на Руси не знали картофеля. Пока царь-реформатор Петр I не начал кнутом и пряником насаждать американский корнеплод, основной сельскохозяйственной культурой у русских была репа. Из нее варили каши и похлебки, ее парили и запекали, ею фаршировали птицу и пироги и даже делали квас.
Применяли репу и в народной медицине, приготовляя из нее снадобья от кашля, зубной боли, колик в животе, импотенции и многих других напастей. Репу заготавливали в погребах и подполах на зиму, а ее неурожай становился настоящей катастрофой, грозящей вполне реальным голодом. Не удивительно, что этот корнеплод фигурирует во многих русских сказках.
Выращивать репу несложно и если погода благоприятствует, а хозяин не ленится, эта культура дает хороший урожай. А вот сажать репу очень тяжело и проблема даже не в подготовке грядок к посадке. Дело в том, что семена репы очень мелкие — всего в 1 грамме их может быть около 600!
Бросать такие семена горстями как рожь или пшеницу нельзя, так как репа любит, чтобы ее высаживали равномерно, без тесноты. В то же время на небольших земельных наделах крестьян на счету был каждый сантиметр и засеивать огород нужно было рационально.
Чтобы соблюдать все правила посадки и обращались к плевальщицам — женщинам, которые умели ртом сеять семена репы. Профессионалки этого дела имелись в любой местности, но было таких «спецов» немного. Для такой работы требовалась определенная сноровка и, вероятно, особый талант.
Плевальщица набирала в рот мельчайшие семена репы и аккуратно, точно и быстро выплевывала их мелкими порциями на подготовленные к посадке грядки. Семена ценились высоко, поэтому не должно было пропасть зря ни грамма посадочного материала. С такими работницами рассчитывались по-разному — у кого водились деньжата, те платили, но чаще всего специалисту по плевкам полагалась некоторая доля урожая.
С ростом популярности в простом народе картофеля, ценность плевальщиц в крестьянской среде постепенно снижалась. В начале 19 века репа уже не была «стратегическим» для простого народа продуктом и репу сеяли без былой деликатности, каждый сам себе и как мог. Последние плевальщицы исчезли с появлением средств механизации сельского хозяйства и снижением цены на репу и ее семена. Произошло это примерно на рубеже 19 и 20 столетия.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Чем занимались «плевальщицы» на Руси?
В старые времена на Руси существовало множество профессий, которые в наше время не только не существуют, но и по большей части остались забыты народной памятью. Одной из таких специальностей можно считать «плевальщиц». Появились они в славянских деревнях и городах в еще дохристианские времена. При этом последние плевальщицы встречались еще в русской деревне начала XIX века.
Чем же занимались женщины со столько экзотическим названием?
Трудились в деревне все. |Фото: livemaster.ru.
До того, как на территории Руси появился картофель, основной сельскохозяйственной культурой для абсолютного большинства хозяйств средней полосы была репа. Выращивать репу не очень сложно.
Растение не слишком прихотливое, а потому если матушка-природа не злобствует с особым цинизмом, то и урожай данной культуры будут хорошим. Убирать репу и вовсе легко, во всяком случае в сравнении с другими культурами.
Другое дело – подсадка. Сажать репу – то еще приключение.
Крестьянский труд сложен. |Фото: fotostrana.ru.
Для дачников не станет открытием тот факт, что семена репы очень мелкие и легкие.
В нескольких граммах может умещать пара-тройка сотен семян репы. Современному человеку сложно оценить всю ответственность процесса посадки данной культуры в нынешних условиях по двум причинам.
Сеять репу, как зерновые, категорически нельзя. Репа не терпит скученности, а потому разбрасывать семена, как, например, пшено – запрещено.
Корнеплод должен быть высажен ровными, стройными рядами для того, чтобы дать хороший урожай. А для этого каждую семечку следует укладывать в землю отдельно, желательно с более-менее одинаковым шагом. Собственно, для этого и были нужны в крестьянских общинах плевальщицы.
Это были женщины и дети, которые занимались посадкой репы.
Очень мелкие и легкие. |Фото: domsadinfo.ru.
Техника была следующей: плевальщица набирала в рот семян, после чего аккуратно выплевывала их по одной штучке в место посадки. Звучит просто.
Однако на самом деле данное мероприятие требует серьезного навыка и не дюжей сноровки. Поэтому хорошие плевальщицы всегда ценились в общинах.
Репа любит порядок. ¦Фото: rastenievod.com.
Таким образом репу сеяли на протяжении многих столетий. Правда в Российской Империи с появлением картошки, необходимость в посадке репы несколько сократилась.
Хотя, последние плевальщицы встречались еще и в деревнях на заре Советской России. Окончательно исчезли они только во времена коллективизации и индустриализации в СССР.
Появление специальных сеялок, а также радикальное удешевление семян сделало такую форму труда абсолютно не нужной.
Материалы по теме
А вот ещё:
Глобусы времён Леонардо да Винчи
Древнегреческие учёные уже в III веке до н. э. установили шарообразность Земли. Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским из Киликии, жившим в Пергаме; о нём упоминают Страбон и Гемин.
Последний сообщает, что Кратет снабдил свой глобус системой координат («кругов»). Сам глобус не сохранился.
Martin Behaim, 1459-1507, Germanisches Nationalmuseum в Нюрнберге
Самый старый глобус из сохранившихся артефактов назывался «Земным яблоком», его создал немецкий ученый, торговец и мореплаватель Мартин Бехайм (Martin Behaim, 1459-1507). Он получил этот заказ, так как долгое время провел в Португалии и был хорошо осведомлен о последних португальских географических открытиях. Америки на глобусе еще нет!
Глобус был изготовлен в Нюрнберге в начале 1490-х годов по заказу городского совета и сейчас находится в экспозиции Германского национального музея (Germanisches Nationalmuseum).
На карте, соответствующей глобусу, указана Индия! Посмотрите:
А вот глобус, на котором Америка появилась. Это шар из скорлупы двух страусиных яиц, датируется началом XVI века. Посмотрите, какой маленький:
Глобус из скорлупы двух страусиных яиц, 1504 год
Глобус безукоризненно выгравирован на соединенных вместе двух нижних половинках страусиного яйца, окончательно датируется 1504 годом.
Глобус, вероятно, был сделан во Флоренции, названия написаны на латыни. Вполне вероятно, что Леонардо не пропустил такую новинку!
Глобус имеет размеры грейпфрута, на нем приблизительно изображены детали Американского континента по сведениям европейских первооткрывателей – дневники Христофора Колумба и Америго Веспуччи, данные из «Руководства по географии» Птолемея.
На глобусе написано на латыни 71 название, из которых лишь 7 относится к западному полушарию. Есть на глобусе и надпись «HIC SVNT DRACONES» («Здесь драконы»).Северная Америка на нем изображена как группа разрозненных островов и не подписана. Южная Америка указана как Mundus Novus (Новый Свет). На континенте обозначены также Terra de Brazil и Terra Sanctae Crucis (Бразилия и Земля Святого Распятия).
Глобус декорирован чудовищами, волнами и даже потерпевшим кораблекрушение моряком, о чём указано в журнале Вашингтонского картографического общества The Portolan.
Второй из старейших сохранившихся глобусов – медный глобус Ханта-Ленокса (ок. 1510 года). Приобретен в Париже в 1855 году архитектором Ричардом Хантом, который передал его американскому меценату Джеймсу Леноксу, его коллекция принадлежит Нью-Йорской публичной библиотеке. Исследователь, бельгийский профессор, специалист по антикварным картам, Стефан Миссине, высказал гипотезу, что глобус был сделан в мастерской Леонардо да Винчи во время его экспериментов по вычислению площади поверхности Земли.
Глобус Ханта-Ленокса (ок. 1510 года), «Глобус Да Винчи».
Чем на Руси занимались плевальщицы?
В старые добрые времена на Руси существовали профессии, названия которых звучат странно для современного человека. Тем более необычно выглядело то, чем занимались обладатели этих специальностей. Плевальщицы были в деревнях России незаменимыми людьми, начиная с дохристианских времен и до начала 19 века, а последние из них трудились еще в начале 20 столетия. Кто же они такие и почему их мастерство высоко ценили в крестьянской среде?
Из школьного курса истории мы знаем, что конца 17 столетия на Руси не знали картофеля. Пока царь-реформатор Петр I не начал кнутом и пряником насаждать американский корнеплод, основной сельскохозяйственной культурой у русских была репа. Из нее варили каши и похлебки, ее парили и запекали, ею фаршировали птицу и пироги и даже делали квас.
Применяли репу и в народной медицине, приготовляя из нее снадобья от кашля, зубной боли, колик в животе, импотенции и многих других напастей. Репу заготавливали в погребах и подполах на зиму, а ее неурожай становился настоящей катастрофой, грозящей вполне реальным голодом. Не удивительно, что этот корнеплод фигурирует во многих русских сказках.
Выращивать репу несложно и если погода благоприятствует, а хозяин не ленится, эта культура дает хороший урожай. А вот сажать репу очень тяжело и проблема даже не в подготовке грядок к посадке. Дело в том, что семена репы очень мелкие – всего в 1 грамме их может быть около 600!
Бросать такие семена горстями как рожь или пшеницу нельзя, так как репа любит, чтобы ее высаживали равномерно, без тесноты. В то же время на небольших земельных наделах крестьян на счету был каждый сантиметр и засеивать огород нужно было рационально.
Чтобы соблюдать все правила посадки и обращались к плевальщицам – женщинам, которые умели ртом сеять семена репы. Профессионалки этого дела имелись в любой местности, но было таких «спецов» немного. Для такой работы требовалась определенная сноровка и, вероятно, особый талант.
Плевальщица набирала в рот мельчайшие семена репы и аккуратно, точно и быстро выплевывала их мелкими порциями на подготовленные к посадке грядки. Семена ценились высоко, поэтому не должно было пропасть зря ни грамма посадочного материала. С такими работницами рассчитывались по-разному – у кого водились деньжата, те платили, но чаще всего специалисту по плевкам полагалась некоторая доля урожая.
Семена репы
С ростом популярности в простом народе картофеля, ценность плевальщиц в крестьянской среде постепенно снижалась. В начале 19 века репа уже не была «стратегическим» для простого народа продуктом и репу сеяли без былой деликатности, каждый сам себе и как мог. Последние плевальщицы исчезли с появлением средств механизации сельского хозяйства и снижением цены на репу и ее семена. Произошло это примерно на рубеже 19 и 20 столетия.
Одним из самых почетных на Руси было занятие плевальщика — того, кто сеял репу.
Тех, кто особенно наплевательски относился к делу, премировали.
Вот семена репы. Что там невозможно руками? Продолжайте перепечатывать байку из поста в пост.
Автор, опиши чуть подробнее, плиз.
Или набил свою репу репой и в путь?
Забавно просто звучит))
А вот и женская версия
плевать я хотел на такую работу
Ну и сейчас ценятся, чиновники вон, хорошо воруют зарабатывают.
Хорошие плевальщики очень ценились среди местных дам)))
Кто не понял, погуглите серию «2,5 человека», где Хёрб сеял семена подобным способом.
«Битва на реке Пьяне 1367 года»
«Битва на реке Пьяне 1367 года». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2019 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 600х800 мм.
Как монголы простому русскому Ивану жить «не мешали»
Автор: Григорий Лихачёв.
Зашел я сегодня глянуть, что в интернете нового. Увидел пост про братьев-татар ( https://vk.com/wall-162479647_379090 ). Прочитал и знатно пригорел. Давайте по пунктам:
1. «Пришли монголы, всех нагнули, ну и это норма того времени, особо ничего не поменялось».
Ну, как сказать… 34 полностью уничтоженных русских города и еще 15 городов, превратившихся после набега в деревни, поспорили бы насчет нормы. А вместе с ними уничтоженное ювелирное искусство, упадок ремесел, уничтожение большинства архитектурных традиций и школ, уничтожение большей части монастырской жизни (особенно в Южной Руси), потеря связи с отдельными регионами навсегда и полная прострация Галича, Волыни, Полоцка и отчасти Смоленска, которые были съедены Литвой, не выходя из комы. Кто-нибудь из русских князей оставлял такой след в результате 4 лет? Да не припомню что-то.
2. «Население просто стало платить за крышу, так всегда было».
Отчасти правда – только вот за крышу раньше платили князьям. А теперь и князьям, и Орде. Стоит объяснять, что подати из-за этого выросли в разы? Кстати, сравнение с Игорем Старым абсолютно неуместно – Игорь-то как раз и выступал как завоеватель-рэкетир, которому платили за крышу. Полюдье X века и подати XII в. это две большие разницы, не рвите сову на глобусе.
5. Главный тезис – князья творили херни не меньше, чем монголы, зачем им такое внимание за то, что они просто включили нас в часть империи? Да, князья творили много херни. И к этой херне добавилось просто нереальное количество говна от монголов. Разорение Киева Андреем Боголюбским стало настолько исключительным и шокирующим фактом, что навсегда вошло в историю. Регулярное разорение русских городов очередной татарской ратью стало привычкой и обыденностью.
Какой вывод? Говорить, что татарское иго было таким, как пишут в учебниках – бред. Говорить о том, что оно не повлияло на историю нашей страны колоссальным образом – еще больший бред.
Автор: Григорий Лихачёв.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
«1238. Батыево нашествие»
«1238. Батыево нашествие». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2017 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 2017 год.
Сказочный косплей
Наткнулась на вот такой проект по мотивам русских сказок. Чот Васнецовым повеяло!
Сколько сюжетов узнали?
Меня вот подзавесил этот. Пришлось мысленно все известные сказки перебрать. Так я выяснила, что офигенно разбираюсь в дисневских экранизациях, а наши незаслуженно забыла(((
Любите русские сказки? А детям читаете?
Я вот пробовала тут одну книгу-сборник русских сказок, и что-то там все жестоко, как триллер с каннибализмом посмотрела. Может, посоветуете, что почитать трехлетке, чтобы и про нас, и интересно, и без жести особой?
Немытая Европа в Тёмные века. У кого бани появились раньше, у русских или у викингов?
Наверное, нет человека, который не слышал про немытую средневековую Европу и серьёзные проблемы с гигиеной в ту эпоху. Статей и постов, как рассказывающих про вонючих рыцарей и королев, не мывшихся годами, так и статей, опровергающих гиперболизированные представления о тотальном отсутствии гигиены и сложившиеся мифы на эту тему, более чем достаточно. И почти всегда речь идёт о позднем Средневековье или раннем Новом времени. Мы же поговорим с вами о совсем дремучих веках эпохи кельтов и викингов. Наверное, в это время дикие европейцы вообще купались в помоях и обрастали грибами. Или всё-таки нет?
Eldsken (Отблески пламени). Картина шведского художника Андерса Цорна, 1905 год.
Каждый день они должны умывать лицо и голову, и делают это самым грязным и грязным способом: а именно, каждое утро служанка приносит большой таз с водой; она предлагает это своему хозяину, и он моет свои руки, лицо и свои волосы, он моет их и расчесывает их в воде расческой; затем он высморкался и сплюнул в таз. Когда он заканчивает, слуга несёт таз следующему человеку, который делает то же самое. Таким образом, она несёт таз по очереди всем домочадцам, и каждый сморкается, плюётся и моет в нём лицо и волосы.
Важно отметить, что данное описание Фадлана относится к людям, которых Фадлан называл русами. Подробнее о сексуальных обычаях древних русов и других жителей территории современной России можно прочитать в моем прошлом посте.
Вопреки данному свидетельству, викинги были достаточно чистоплотными для своего времени. По всей видимости обычай утренних омовений был общим для германцев и достаточно древним. По-крайней мере об обычаи утренних омовений сообщает Тацит в своем труде Германия, написанном в I в. н.э.
Встав ото сна, который у них обычно затягивается до позднего утра, они умываются (lavantur), чаще всего теплой водою, как те, у кого большую часть года занимает зима. Умывшись (lauti), они принимают пищу;
Викинги использовали тазы для омовений, красивые умывальники, гребни, средства для чистки ногтей, пинцеты, а следы износа зубов указывают на то, что использовались зубочистки. Есть много археологических свидетельств специальных сооружений, которые викинги могли использовать в качестве паровых бань. Например, во время раскопок поселения эпохи викингов во Фресвике, Кейтнесс, Шотландия были обнаружены помещения с большим очагом, сливом и растрескавшимися камнями, использовавшимися для получения пара. Аналогичным образом археологи предполагали наличие бани (bath-house) в поселении викингов Ярлсхофе на Шетландских островах. Хотя некоторые энтузиасты оспаривали эти выводы, утверждая, что обнаруженные помещения могли быть пивоварнями.Вот как в своей книге «Викинги. Быт, религия, культура» Жаклин Симпсон описывает бани жителей Скандинавии:
Бани викингов были парными, вроде современной финской сауны, и их устраивали в специальном домике с замощенным камнями полом и стоком для отвода воды; здесь имелась каменная печь или открытый очаг, который топили торфом. В них можно было докрасна раскалить камни для парилки. Затем на раскаленные камни лили воду, и баня наполнялась паром. Вдоль стен устраивали что-то вроде высокой платформы или полка, и те, кто хотел попотеть в самом жару, могли туда забраться. Купающиеся били себя вениками из прутьев. Зачастую банную процедуру заканчивали холодным душем или катанием по снегу. Иногда исландцы мылись и в горячих озерах своих вулканических источников.
Girls from Dalarna Having a Bath. Картина Андерса Цорна, 1906 год.
Упоминания о водных процедурах северных германцев встречаются и в сагах викингов. Прежде чем обсудить этот момент, расскажу как меня чуть не обманула Википедия. Одно из первых упоминаний о банях на Руси встречается в Повести временных лет в эпизоде, где княгиня Ольга сжигает древлянских послов в бане (кстати, учитывая скандинавское происхождение руси, не совсем очевидно были ли эти бани славянской или скандинавской традицией). Так вот, как и многие другие эпизоды Повести временных лет эта история имеет параллели в скандинавских сагах. В Саге об Олаве сыне Трюггви есть эпизод, когда Сигрид Гордая после смерти своего мужа конунга Эрика Победоносного убивает после пира приехавших к ней свататься мертвецки пьяных женихов, сжигая их. в бане. По-крайне мере так нам сообщает Википедия. Но давайте посмотрим, как эта история звучит в оригинале:
Вечером не было недостатка в напитке, настолько хмельном, что все были мертвецки пьяны, и стражи как внутри, так и снаружи дома, заснули. И вот Сигрид велела расправиться со всеми ними огнем и мечом. Дом (stofan) и все, кто в нем был, сгорели, а те, кому удалось из него выбраться, были убиты. Сигрид сказала, что так она хочет отучить мелких конунгов от того, чтобы приезжать из других стран свататься к ней. С тех пор ее стали звать Сигрид Гордая.
Ни о какой бане в русском переводе саги не говорится, а на исландском речь идет «гостиной» (stofan). Для тех кто знает исландский вот оригинал, проверьте. То есть баня появляется лишь в русском варианте этой истории. В противном случае это могло значить, что первое упоминание бань в русской истории могло быть заимствованием из скандинавских саг (или наоборот, так как и саги свода Круг Земной и Повесть временных лет датируются XII-XIII вв., но основаны на более ранних источниках). В любом случае сам параллелизм намекает нам на то, насколько достоверны подобные сюжеты. Также интересно, что фейк о бане в истории о Сигрид попал из Википедии (дата статьи 2009 год) в книгу Андрея Дачника «Баня: очерки этнографии и медицины» 2015 года. Книгам же мы верим больше, чем Википедии, да? [табличка сарказм] О влиянии Википедии на научную литературу у меня был отдельный пост. Но мы отвлеклись, давайте вернёмся к гигиене викингов.
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.
Водные процедуры и купальни упоминаются и в других скандинавских сагах. Например, в «Саге о людях из Лососьей Долины» рассказывается о природных геотермальных источниках в Селингсдале, которые до сих пор используются для купания.
Гест отправился в тот день верхом на восток из Саурбёра, доехал до горячего источника (laugar) в Селингсдале и там немного отдохнул. Гудрун пришла к источнику и учтиво приветствовала своего родича Геста. Гест приветливо встретил ее, и они начали беседовать друг с другом.
В Исландии были проблемы с древесиной, поэтому паровые сауны были вытеснены многочисленными горячими источниками, которые с самого начала колонизации острова позволили многим фермам иметь сауну (bath) поблизости. Вокруг источника строили укрытие либо как отдельное здание, либо как пристройку к задней части дома.
Сигурд конунг был однажды в Упплёнде на каком-то пиру, и ему приготовили баню (laugar). Когда он мылся (laug) и над ним был разбит шатер, ему показалось, что в воде рядом с ним плавает рыба, и он так захохотал, что с ним сделался припадок, и потом у него очень часто бывали такие припадки.
Крайне забавны замечания монаха-хрониста Джона Уоллингфордского приведённые в Chronica Joannis Wallingford и раскрывающие секреты привлекательности скандинавов для женщин:
Даны, благодаря своей привычке каждый день причесываться, мыться каждую субботу, часто менять одежду и раздражать своих людей множеством таких легкомысленных уловок. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и уговаривали дочерей даже знати быть их наложницами.
До XVII века сауны были распространены по всей Швеции и назывались словом bastu или kölna, которыми и сейчас в Швеции называют бани и сауны. В разных регионах были свои типы бань, имеющие свои названия. В XVII-XIX веках паровая баня становится редким явлением. В качестве рудимента древней традиции остается обычай рождественской бани в шведском и норвежском крестьянском обществе. Часто это была единственная баня в году.
Едва ли традиция паровых бань является исключительной особенностью древней Руси, как часто у нас принято считать. Также бани и омовения не являются атрибутом цивилизованных народов, но скорее обычное явление для многих «варваров».
Обычно обсуждение немытой Европы являются частью политических холиваров. Кажется у людей подписанных на тег «Политика» не редко распространены предубеждения по поводу немытой Европы. Поэтому не могу не поставить тег Политика.
Другие мои посты про исторические мифы: