чем можно торговать в нестационарных торговых объектах
Киоск во дворе жилого дома? Да, так можно
Автомат с водой, палатка с овощами и киоск с хлебом — это нестационарные торговые объекты, или сокращенно — НТО.
На придомовой территории жилого дома тоже можно разместить НТО. Но раньше в некоторых городах это запрещалось по местному закону. И в это же время в другом городе предприниматель спокойно ставил во дворе павильон с мясом по договору с ТСЖ, потому что там запрета не было.
19 апреля 2021 года Конституционный Суд сказал, что торговля во дворе — норм, если жильцы не против. Спасибо упорным предпринимателям из Калининграда, Ярославля и Перми — по их жалобе приняли такое решение.
НТО можно ставить во дворах
Придомовая территория многоквартирного дома принадлежит собственникам квартир. По закону они могут сдать в аренду кусочек земли под торговлю или бытовые услуги и заработать деньги — ст. 209 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.
В России пока есть старые жилые дома, земля под которыми принадлежит муниципалитету. Жильцы ещё не оформили её в свою собственность. В таких дворах жильцы не могут сдавать участки в аренду.
Городские власти не могут запрещать торговые точки на земле жильцов многоквартирного дома. Им можно только установить правила для размещения НТО. К примеру, по удалённости киосков от домов и детских площадок, внешнему виду и безопасности. В некоторых городах запреты дворовых НТО прописаны в правилах благоустройства территории. Конституционный Суд сказал до 20 апреля 2022 года убрать такие пункты.
Ещё придомовые точки торговли, общепита и мелкого ремонта раньше запрещал санпин для жилых зданий 2.1.2.2645-10. Но с 1 марта 2021 года этот документ больше не действует, он попал под регуляторную гильотину.
По новому санпину для жилых домов 2.1.3684-21 запрета на торговлю и бытовые услуги во дворах больше нет.
Курс молодого ИП
11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса
Условия для размещения НТО
Дворовые киоски и палатки не должны залезать на соседние участки, мешать жильцам и загрязнять территорию. Предпринимателю получится разместить точку при следующих условиях.
✅ Земля под домом и под придомовой территорией принадлежит собственникам квартир, а не муниципалитету. Значит, жильцы могут зарабатывать на аренде.
✅ Собственники квартир согласны сдать место в аренду под НТО. Они утвердили размер платы, место размещения и вид торговой деятельности. Решение приняли на общем собрании дома. Результат оформили протоколом — именно этот документ подтверждает, что жильцы дома разрешили предпринимателю поставить НТО.
✅ Предприниматель заключил договор аренды с ТСЖ или управляющей компанией дома. Теперь кусочек земли во дворе принадлежит ему. Жильцы не могут просто так выгнать его, а администрация не заставит снести самовольное сооружение.
✅ НТО не нарушает городские правила благоустройства и санпины.
В санпине для жилых домов 2.1.3684-21 говорится, что во дворах нельзя мыть машины, сливать бензин и масло, настраивать сигнализацию, сигнал, тормоза и двигатель. Выходит, во дворе не получится разместить мини-автосервис.
Остальные ограничения надо искать в местных правилах своего города. К примеру, в Москве нельзя разместить некапитальный торговый объект на газоне, в арке и ближе 5 метров от окон здания. Внешний вид должен соответствовать архитектурно-художественному дизайну города. А в Санкт-Петербурге возле НТО обязательно ставить урну и чистить её каждый день.
Статья актуальна на 25.06.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Чем можно торговать в нестационарных торговых объектах
Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10
1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.
7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Чем можно торговать в нестационарных торговых объектах
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Services of trade. General requirements for the small retail trade facilities
Дата введения 2013-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам мелкорозничной торговли.
Настоящий стандарт предназначен для юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги торговли в объектах мелкорозничной торговли.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51304, ГОСТ Р 51305, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
3.2 торговая деятельность (торговля): Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
4 Классификация объектов мелкорозничной торговли
4.1 К объектам мелкорозничной торговли относят нестационарные торговые объекты, предназначенные и используемые для выкладки (демонстрации) товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Объекты мелкорозничной торговли классифицируют на павильоны, киоски, торговые автоматы, бахчевые развалы, елочные базары, передвижные (мобильные) и др. сооружения.
4.1.6 К передвижным (мобильным) сооружениям относят объекты развозной и разносной торговли, в том числе: автомагазины (автолавки, автоприцепы, автофургоны), автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
4.1.6.1 Автомагазины, автолавки, автофургоны представляют собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день. Через эти средства реализуют сельскохозяйственную продукцию, непродовольственные товары и пр.
4.1.6.2 Автоцистерны представляют собой изотермические емкости, установленные на автотранспортные средства и предназначенные для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (квас, пиво, вино и пр.).
4.1.6.3 Ручные тележки представляют собой передвижные торговые объекты для осуществления разносной торговли, оснащенные колесным механизмом для перемещения товаров и используемые для продажи штучных и фасованных товаров.
4.1.6.4 Палатка торговая представляет собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющую торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.
5 Общие требования
5.1 Через объекты мелкорозничной торговли осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий приобретения, например, примерки и т.д.), продукции общественного питания в упакованном виде (полуфабрикатов, кулинарных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий и др.).
5.2 При осуществлении торговли в объектах мелкорозничной торговли следует соблюдать товарную специализацию объекта, минимальный ассортиментный перечень в постоянной продаже и номенклатуру дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией.
5.3 Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания в объектах мелкорозничной торговли определяют самостоятельно исполнители услуг в соответствии с профилем и специализацией торговой деятельности.
5.4 Режим работы объектов мелкорозничной торговли муниципальной собственности устанавливают местные органы исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий. Режим работы объектов мелкорозничной торговли иных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.
На автолавках, автоприцепах, автоцистернах, тележках, лотках, развалах должна быть четкая надпись или трафарет, указывающие на их принадлежность.
5.6 Объекты мелкорозничной торговли обязаны довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах и реализуемых товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Требования к содержанию информации для потребителей определяются законодательством и правилами продажи товаров отдельных видов [1], [2].
6 Требования к размещению объектов мелкорозничной торговли
6.1 Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляют в порядке, установленном правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов [3], с учетом региональных особенностей. Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляется на основании правоустанавливающих документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (договоров об аренде и т.п.).
6.2 Не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли:
— в 25-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением торговых автоматов на станциях метрополитена и киосков со специализацией: продажа периодической печатной продукции, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, аптечных товаров;
— в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов;
— в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
6.3 При размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе:
— благоустройство площадки для размещения нестационарного торгового объекта и прилегающей территории;
— возможность подключения нестационарных торговых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (при необходимости);
— удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы;
— беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям.
6.4 Планировка и конструктивное исполнение объектов мелкорозничной торговли должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения и отпуска товаров.
6.5 Торговая деятельность в объектах мелкорозничной торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При оказании услуг торговли следует соблюдать предельно допустимые уровни шума, вибрации и иных физических воздействий.
7 Требования к оборудованию и инвентарю объектов мелкорозничной торговли
7.1 Объекты мелкорозничной торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, соответствующими требованиям нормативных документов и изготовленными из материалов, разрешенных к применению органами Роспотребнадзора.
Не допускается продажа в объектах мелкорозничной торговли скоропортящихся продовольственных товаров при отсутствии средств охлаждения.
7.2 Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах государственной метрологической службы. Не допускается использование безменов, бытовых, медицинских, передвижных товарных («почтовых») весов.
7.3 В палатках и киосках, реализующих продовольственные товары, торговые прилавки должны иметь гигиеническое покрытие и быть изготовленными из водонепроницаемых материалов.
7.4 Лотки должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
7.5 Торговый инвентарь должен быть изготовлен из легко моющихся материалов и содержаться в чистоте. Мерные тару и емкости для розлива не разрешается использовать для других целей.
8 Правила продажи товаров в объектах мелкорозничной торговли
8.1 На все товары, реализуемые в объектах мелкорозничной торговли, должны быть в наличии документы, указывающие их происхождение и источник поступления, а также документы, подтверждающие безопасность и качество. Не допускается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов и маркировки.
Приемку, хранение и продажу товаров в объектах мелкорозничной торговли осуществляют с соблюдением действующих правил продажи товаров отдельных видов [2], с которыми должен быть ознакомлен персонал мелкорозничной сети.
8.2 Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен (ценниками) с указанием наименования товара, сорта и цены за массу или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В ценниках следует указывать следующие реквизиты на реализуемые товары:
а) на продовольственные товары:
б) на непродовольственные товары:
— наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;