чем можно торговать на дому
Бизнес на дому: чем можно и чем нельзя заниматься в квартирах
В последнее время растет популярность бизнесов на дому. Каждый хоть раз в жизни стригся у мастера дома или покупал десерты из домашней кондитерской. Преимущества такого предпринимательства — экономия ресурсов, поскольку не надо тратить время на дорогу до салона и деньги на аренду помещения. Для потребителя подобные услуги тоже обычно дешевле.
Но бизнес на дому можно организовать далеко не всегда. В одних случаях потребуются специальные разрешения, в других — придется переводить квартиру в нежилое помещение, покупать оборудование и делать отдельный вход. Вместе с юристами рассказываем, что можно делать в квартире, а что нельзя.
Что можно делать в квартире
В квартире можно организовать небольшой бизнес — например, готовить десерты на заказ, шить одежду или собирать букеты. На дому разрешено оказывать услуги в сфере красоты (маникюр, парикмахерские услуги и другие). Для этого не потребуется переводить квартиру в нежилое помещение, рассказала юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова.
Квартиру можно использовать для профессиональной, научной и творческой деятельности. Организовать домашний офис могут программисты, дизайнеры или юристы — в законе нет ограничений. Например, адвокат может разместить свой кабинет в жилом помещении, которое принадлежит ему или членам его семьи, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
«Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, также могут использоваться для адвокатского кабинета, но с согласия наймодателя», — уточнила она.
Домашний бизнес не должен нарушать права и интересы других собственников и соседей — например, из-за постоянной загруженности лифта или шума в подъезде. Также должны соблюдаться противопожарные и санитарно-эпидемиологические правила. «В особенности это касается работающих со специальным оборудованием и инструментами. Например, понадобится организовать пространство для дезинфекции инструментов тем, кто делает маникюр на дому», — объяснили Софья Волкова.
Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого
Тем, кто хочет начать вести бизнес в квартире, нельзя забывать, что эта деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. Платить налоги и делать отчисления в пенсионный фонд обязательно, напомнила Софья Волкова.
Заниматься бизнесом без регистрации, даже в своей квартире, незаконно и чревато санкциями. Административный штраф за это составляет от 500 до 2 тыс. руб. «Если налоговая докажет, что человек является предпринимателем и скрывает доход, то к административному штрафу добавится предписание на выплату до 40% незадекларированного дохода и штраф в размере 10 тыс. руб. Если незаконный доход превысит 2,25 млн руб., это может привести к уголовной ответственности», — предупредила она.
Бизнес с переводом квартиры в нежилое помещение
Не всеми видами предпринимательской деятельности получится заниматься в квартире. Если косметологические услуги мастер может оказывать на дому, то открыть салон красоты или массажный кабинет в квартире уже не получится. Для этого потребуется перевести помещение в нежилое и получить лицензию, уточнила частнопрактикующий юрист Наталья Тарасова.
То же самое касается полноценных кондитерской и ателье, кафе, частного детсада или кухни по приготовлению еды на заказ. Для этого также необходимо перевести квартиру в нежилое помещение с отдельным входом и собственной системой вентиляции.
Аналогично обстоит дело с хостелами и гостиницами, которые ранее были расположены в квартирах. С 2019 года закон запрещает заниматься гостиничным бизнесом в жилых помещениях. «Сделать из квартиры гостиницу получится, только если она находится на первом этаже или на втором при наличии под ней нежилого помещения. Все гостиницы обязаны пройти проверку и получить от Ростуризма документ о соответствии требованиям», — отметила Софья Волкова.
За несоблюдение этого требования грозит административная ответственность за использование жилого помещения не по назначению. Для граждан штраф составляет до 1,5 тыс. руб. «Необходимо серьезно отнестись к соблюдению противопожарных, санитарных и градостроительных норм, не забывая об интересах жильцов и их безопасности. Иначе жильцы могут пожаловаться в Роспотребнадзор», — добавила эксперт.
Перевод жилого помещения в нежилое
Перевод жилого помещения в нежилое возможен не всегда. Он допускается, только если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также нежилое помещение должно иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.
Кроме того, для перевода квартиры в нежилое помещение потребуется получить согласие собственников примыкающих помещений и заручиться большинством голосов на собрании собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в доме.
Что под запретом
Сложнее всего тому, кто хочет начать в квартире свое производство — делать этого нельзя. В жилых помещениях запрещено открывать крупное производство и устанавливать оборудование, которое будет мешать соседям и превышать допустимый уровень шума и вибрации, отметила Софья Волкова.
«Если говорить о категорических запретах, то это еще заведения, работающие после 23:00, склады, учреждения ритуальных услуг, рыбные магазины, прачечные, химчистки, бани и сауны. Не могут продаваться в жилых домах и взрывоопасные материалы, автозапчасти и шины», — добавила Наталья Тарасова.
Также в жилых помещениях запрещается размещение приютов для животных. Хотя закон не устанавливает ограничение по количеству домашних животных, которых можно содержать в квартире, к приютам для животных установлены специальные требования. Они должны быть размещены в специально предназначенных для этого зданиях, строениях и сооружениях.
Резюме
Если вы хотите использовать свою квартиру для ведения небольшого бизнеса, следует соблюдать несколько правил:
Как организовать бизнес на дому
За время карантина и предприниматели, и наёмные сотрудники привыкли работать из дома. Это позволяет экономить деньги на аренду помещения, не тратить время на дорогу и зачастую работать в более комфортных условиях.
Все чаще работать из дома предпочитают не только представители креативного класса — юристы, программисты, копирайтеры, но и косметологи, парикмахеры, кондитеры, дизайнеры одежды, флористы.
Формально Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ запрещает вести из дома только миссионерскую деятельность, но есть и другие ограничения, связанные с конкретными видами деятельности. Некоторым предпринимателям, например, частным детективам и тем, кто ведет образовательную деятельность, нужно будет получить лицензию (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Массажистам, врачам и косметологам можно будет работать только в нежилом помещении с отдельным входом, которое находится на первом этаже.
Для начала предприниматель, который хочет запустить бизнес дома, должен:
Так советует поступить Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour.
Преимущества бизнеса на дому
Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space, решила организовать бизнес дома, чтобы сэкономить на аренде офиса, не тратить время на дорогу и сделать свой график работы более гибким. Предпринимательница выбрала ИП «доходы» из-за несложной сдачи отчетности.
«Дома меньше отвлекаешься и проще организовать комфортное рабочее место, — говорит предпринимательница. – Сама изоляция и домашнее одиночество со временем вызывают психологический дискомфорт, а это может снизить эффективность, сложнее организовать живую встречу с партнерами и логистику. Все это для меня не перекрывает плюсы ведения бизнеса».
Некоторые компании решили продолжить удаленную работу после нерабочих дней, вызванных пандемией. Например, юридическая компания «Кодест», оформленная как ИП, теперь по большей части работает из дома, лишь иногда используя офис как переговорную.
«Мы оказываем юридические услуги и большую часть времени проводим в судах, потому дистанционная работа оказалась очень удобной, — говорит Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы «Кодест». – Сотрудники не тратят время на передвижения до офиса и от офиса до судов в течение дня».
Какой способ ведения бизнеса выбрать
Сергей Скавронский, директор юридической фирмы «Пантей Консалт», советует при открытии бизнеса на дому в первую очередь определить, какие товары и услуги предприниматель будет продавать и кому (юридическим лицам или физическим лицам). Исходя из этого выбрать наиболее выгодную форму регистрации и определить, как будет оформляться сотрудничество с клиентом — подготовить типовой договор или обеспечить возможность выдачи чеков.
Когда лучше выбрать самозанятость
С 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых распространился на всю страну, за исключением только некоторых регионов. Известно, например, что в Забайкальском крае законопроект о введении налога на профессиональный доход был отклонен.
Полный список регионов, где действует налоговый режим для самозанятых с 1 июля, мы публиковали ранее.
Что известно о преимуществах и условиях нового налогового режима:
«Выбирать самозанятость лучше тем, кто только начинает бизнес и не рассчитывает на начальном этапе своей предпринимательской деятельности на большое количество клиентов и высокие доходы», — предупреждает Михаил Кучин, партнер юридической компании «МОЖНО».
Минусы самозанятости
Когда лучше выбрать ИП
Формат ИП при всех своих плюсах и недостатках уже отработан и понятен.
Важный плюс ИП, по мнению Михаила Кучина, это более простое взаимодействие с юрлицами. «Заказчикам, кроме физлиц, предпочтительнее, чтобы у вас был статус ИП, так как наличие статуса самозанятого необходимо проверять перед каждой оплатой ваших услуг, — отмечает эксперт. – Если вы по какой-то причине снялись с учета или были сняты автоматически (так происходит при просрочке уплаты налога), вы становитесь для них обычным физлицом, с доходов которого нужно удержать НДФЛ и начислить взносы, а потом подать отчеты».
ИП доступны пять систем налогообложения:
Минусы ИП
Как регулируется бизнес на дому
По общим правилам бизнес на дому не должен мешать соседям и требовать специализированного помещения.
Пределы допустимого использования жилья в бизнес-целях регламентирует Жилищный кодекс РФ. Предпринимателю нельзя доставлять неудобства другим жильцам квартиры и дома, нарушать санитарные нормы и правила техники безопасности, причинять ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания (ст. 17 ЖК РФ).
Нельзя использовать жилые помещения как нежилые, то есть открывать в них офисы, склады, содержать и разводить в них животных.
Безопасность товаров и услуг, в том числе и реализуемых на дому, контролирует Роспотребнадзор в рамках закона «О защите прав потребителей», особенно в случае жалоб или претензий покупателей.
К большинству распространенных профессий, которые часто предполагают удаленную работу, закон не выдвигает особенных требований — это относится к репетиторам, переводчикам, юристам, бухгалтерам, дизайнерам, программистам, копирайтерам.
Онлайн-сервисы для предпринимателя, которые автоматизируют работу ИП и ООО
Партнер юридической компании «МОЖНО» Михаил Кучин напоминает, что некоторые виды деятельности нужно согласовать с надзорными и контрольными органами, например, СЭС и пожарной инспекцией.
Например, кондитеры должны:
Основные правила организации бизнеса на дому
Пример личного опыта
«Пока мой ассортимент никак не ограничивали. Когда клиенты жалуются на качество товара, я стараюсь находить индивидуальные решения: предлагаю скидки, отправляю товар повторно, возвращаю деньги, — рассказывает Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space. – Я всегда подробно разбираю претензию, анализирую, что именно не понравилось, и прошу прислать видео и фото. Это помогает совершенствовать ассортимент магазина и поддерживать лояльность клиентов.
Безопасность товара подтверждают сертификаты соответствия либо на товар, либо на материалы, из которого он произведен. Я продаю экологичные многоразовые товары, экологичность одноразовых средств гигиены Eco by Naty подтверждают сертификаты производителя».
Вопрос ответственности
Если предприниматели никак не оформляют бизнес на дому, они несут административные и уголовные риски. В остальном требования к бизнесу на дому не отличаются от требований к обычному бизнесу и зависят от сферы деятельности.
«Контроль качества такого маленького бизнеса со стороны государственных органов практически отсутствует, так как они физически не могут проверять каждого маленького предпринимателя, – говорит директор юридической фирмы «Пантей Консалт» Сергей Скавронский. – Если потребитель пожалуется на такого предпринимателя, к нему может прийти самая настоящая государственная проверка».
Сложности при ведении бизнеса на дому
У предпринимателей, которые организуют бизнес на дому, могут возникать сложности из-за неподходящей для дома сферы деятельности, жалоб соседей, несоблюдения требований надзорных органов, уклонения от уплаты налогов и ведения бизнеса без регистрации.
По мнению Сергея Скавронского, предприниматели, которые работают из дома, часто сталкиваются со сложностями при оформлении формы вида деятельности, расчете и уплате налогов, оформлении договоров с клиентами.
«На данный момент существует множество вариаций на тему, какой бизнес можно вести из дома: изготавливать свечи, варить мыло, печь торты, заниматься репетиторством, делать сайты, оказывать консалтинговые услуги — всеми этими видами деятельности можно заниматься из дома, — говорит Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour. – Глобальных юридических сложностей для того, чтобы организовать и вести свой бизнес на дому, нет. Ряд сложностей связан с соблюдением правил СанПиН при организации производства пищевой продукции или косметических услуг и услуг маникюра. Также довольно часто возникают конфликты с соседями, особенно если у вас присутствует какой-либо источник дополнительного шума».
«Выбор неподходящей для домашних условий деятельности становится главным препятствием для официального оформления бизнеса со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, — говорит Ольга Сулим, адвокат и председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры». – Жалобы соседей или других собственников помещения обычно становятся следствием нарушения санитарных норм и правил из-за запахов, шума или дополнительных расходов на электроэнергию или водоснабжение. Также опасно игнорировать существующие нормы, определяющие безопасность и качество предлагаемых товаров и услуг».
По словам Сулим, основная юридическая сложность для владельцев домашнего бизнеса — незаконная предпринимательская деятельности, отказ от регистрации в качестве ИП или самозанятого и уклонение от налогов. «Активное онлайн-продвижение позволяет контрольным органам организовать контрольную закупку и привлечь предпринимателей к ответственности», — предупреждает эксперт.
В некоторых видах деятельности для определенных задач все-таки приходится арендовать офис или назначать места встреч вне дома. Например, в компании «Кодест» офис иногда используют как переговорную, потому что не все клиенты готовы заключать договор онлайн. Также возникают сложности с передачей документов и доверенностей. «Мы хотели бы сохранить домашний формат работы, — Юлия Кочаровская. – Но я понимаю, что совсем без офиса работать у нас не получится».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какой бизнес можно открыть за 150 000 ₽: 10 историй предпринимателей
Начать свое дело, судя по данным ВЦИОМ, хочет четверть россиян. Главные препятствия для запуска бизнеса — нехватка денег, дорогие кредиты и необходимость приличного стартового капитала.
Как победить выгорание
Прокат карнавальных костюмов в Воронеже
Стартовые вложения: 119 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 100 000—150 000 Р
Расходы на старте: костюмы и аксессуары, мебель и оборудование, аренда, реклама в соцсетях, регистрация ИП
Вика любила костюмированные вечеринки, но в Воронеже было сложно достать наряд. Так у девушки появилось новое хобби — она покупала костюмы, а чтобы подзаработать, начала сдавать их в аренду. Увлечение постепенно переросло в бизнес — сначала прокат занимал пару часов в день, но со временем обороты выросли и пришлось полноценно посвятить себя этому делу.
Фонд костюмов Вика формировала постепенно: собирала заработанные деньги и раз в месяц покупала 5—10 костюмов. Со временем выяснила, что самые ходовые размеры: 42—48 для женщин, 46—50 для мужчин.
Прокат карнавальных костюмов — сезонный бизнес: костюмы обычно берут на утренники, выпускные вечера, вечеринки и корпоративы. Нужно заранее купить костюмы под праздники, угадать, какие кинопремьеры станут популярными настолько, чтобы люди арендовали костюмы героев из них. Чтобы выровнять падение выручки от сезонности, Вика параллельно продает антикварные вещи и предметы декора, проводит творческие мастер-классы, организовывает праздники. Еще предлагает костюмы барам и клубам, потому что им можно сдать сразу несколько костюмов, пусть и со скидкой.
Сайт для салона проката костюмов оказался бесполезным. Люди все равно приходят в магазин примерить наряд. Еще по опыту выяснили, что лучше не шить костюмы самостоятельно — покупать их проще и дешевле.
Фигуры из картона в Волгограде
Стартовые вложения: 14 800 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 160 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения, мебель, материалы, госпошлина за открытие ИП
Прежде чем начать свой бизнес, Александра поработала в аналогичной мастерской по изготовлению декораций из картона и набралась опыта. Свое дело начала как фрилансер с редких заказов и простых задач, например делала упаковки для подарков. Когда заказов стало много, в том числе и от компаний, предпринимательница сняла помещение и запустила свою мастерскую.
Александра делает не только фигуры из картона, но и строит декорации для фотосессий и клипов, украшает офисы компаний и проводит детские выездные мастер-классы. Сотрудников начала нанимать, когда перестала успевать все делать сама. Постепенно рабочий коллектив вырос до пяти человек, время от времени привлекают дополнительных помощников.
Основными клиентами мастерской стали крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. В бизнесе есть сезонность: с сентября по декабрь — горячий период, с января по февраль клиентов мало.
Швейное ателье в Сыктывкаре
Стартовые вложения: 66 350 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 30 000—40 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения за 4 месяца, две швейные машинки б /у, материалы и инструменты, визитки, плакаты, листовки и баннер для входа
Инна шесть лет работала портной: шила чехлы на автомобильные кресла, перетягивала мебель, меняла поролон. Потом заболела и потеряла работу.
В центре занятости ей предложили грант на собственный бизнес. Инна согласилась и решила открыть свое ателье. На запуск от государства она получила 78 800 Р : деньги ушли на аренду и оборудование. Промышленные машинки пришлось брать подержанные, а раскройный стол сделать самостоятельно.
Чтобы привлечь клиентов, Инна тестировала разные виды рекламы. Выяснилось, что баннер в газете не работает, лучше размещаться в строительных каталогах. Со временем про ателье узнали, к Инне стали обращаться поликлиники, гостиницы и мотоклубы.
Сначала предпринимательница работала с родственниками, но потом поняла, что так делать не стоит — они не выполняют поручения и могут вообще не прийти на работу, поэтому проще нанимать посторонних людей. Сотрудников Инна ищет через соцсети и центр занятости и оформляет их по договору гражданско-правового характера. Когда заказов мало, выполняет их сама.
Интернет-магазин обоев в Москве
Стартовые вложения: 126 300 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 700 000 Р
Расходы на старте: обои и каталоги, бухгалтерия, реклама, регистрация ИП и открытие расчетного счета
Николай занимался программированием и сделал поставщику обоев сайт-визитку. Бизнес его заинтересовал, и Николай предложил клиенту сотрудничество — вместе продавать обои через интернет. Они стартовали, но со временем поставщик начал менять условия. Тогда Николай разорвал партнерство и запустил новый магазин, уже с другом.
Разработкой сайта и размещением данных о товаре Николай занимался сам. Друг помог с доставкой: забирал товар у поставщиков, собирал заказы и отдавал их курьерам.
Бизнес стал расти — ребята экономили на аренде и формировали заказы на крытой стоянке, поэтому могли держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. За год оборот вышел на 4,7 млн рублей, прибыль составила 450 000 рублей. Тогда предприниматели наняли первого сотрудника, который обрабатывал заказы, и сняли склад и магазин, куда могли прийти покупатели за товаром. Постепенно расширили ассортимент и добавили ламинат и освещение.
В процессе роста бизнеса были и ошибки. Например, не сработала идея открыть магазин рядом с продажей кухонь, чтобы привлекать покупателей сопутствующими товарами для ремонта. Еще была попытка открыть второй магазин, но штат стал большим и не удавалось держать низкую наценку — пришлось закрыть. В итоге оставили один офлайн-магазин и сайт.
Активно развивать бизнес помогла работа с сайтом и текстами — за год друзья добавили на страницу магазина большое количество материалов, которые рассказывали о разных видах обоев. На сайт стали заходить по 90 000 человек в месяц, часть из них становились покупателями.
Пончики в Чебоксарах
Стартовые вложения: 100 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 350 000 Р
Расходы на старте: аппарат для приготовления пончиков, сырье, сертификация, фритюр, дозатор для начинки, аренда за помещение, металлические столы
Анжелика вместе с другом Сашей пробовали продавать овец, но с поставщиком не сложилось. Тогда решили заняться другим бизнесом. Идею нашли на «Авито»: там продавали пончиковый аппарат. Девушка вспомнила свою работу няней в США: местные часто ели пончики, как в «Симпсонах», а в России Анжелика такой еды не видела.
Первые пончики жарили дома на сковородке, потом купили аппарат и долго искали рецепт идеального теста. Когда получилось вкусно, сняли недорогое помещение под производство и еще арендовали 6 м² в торговом центре — поставили «островок» для реализации.
Чтобы приготовить пончик, предприниматели использовали хлебопечку для замеса теста, аппарат, где тесто поднимается под воздействием углекислого газа, электрическую плиту и дозатор для начинки — все это помещалось на двух металлических столах. Начинку покупали готовую, а глазурь варили сами. Производство получилось увеличить, когда нашли поставщика готовых смесей для пончиков — если не делать тесто самим, можно приготовить в два раза больше штук за то же время.
Пончики — это сезонный бизнес. Высокий спрос приходится на праздники, а падает с середины весны до середины лета, когда часть покупателей отказывается от мучного и сидит на диетах. Чтобы заработать больше, Саша и Анжелика начали продавать кофе и договорились с другими кофейнями и магазинами о поставке своей продукции.
Если хотите открыть такой же бизнес, внимательно отнеситесь к договорам на помещения — арендодатель Анжелики заметил, что ее бизнес идет в гору, и не стал продлевать договор. Вместо этого он открыл аналогичную пончиковую сам. Хорошо, что девушка подготовилась к такому варианту развития событий — создала другие варианты сбыта.
Сахарная вата в Кемерове
Летом лучше арендовать место в парках, на набережной или рядом с детской площадкой. Зимой придется переехать в торговый центр: на улице продукты замерзнут. Еще можно брать аппарат на фотосессии, праздники, мероприятия: если планируете выездную работу, ищите аппарат с газовой подачей, он не зависит от электричества. Пригодится и специальный купол — так во время готовки горячие капли не попадут на зрителей.
Веники для бани в Горячем Ключе
Стартовые вложения: 70 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: до 550 000 Р
Расходы на старте: веники и упаковка
Иван занимался производством спортивного питания в небольшом городе Горячий Ключ. Чтобы расширить рынок сбыта, он поехал в Москву и попытался продать партию товара в первый попавшийся фитнес-клуб. Там он познакомился с предпринимателем, который выкупил у него спортивное питание и заодно сделал заказ на веники для бань — такие делают многие жители Ключа. Иван понял, что это может стать стабильным бизнесом, ведь с сырьем проблем нет: можно покупать веники у жителей и продавать большую партию в Москве.
Сертификаты на банные веники не нужны, вмести них можно оформить отказное письмо на продукцию — это документ, в котором говорится, что товар не подлежит сертификации.
Чтобы открыть такой бизнес, нужно найти вязальщиков — тех, кто вяжет веники. В Ключе это бабушки и дедушки, которые таким образом создают себе прибавку к пенсии. Веники делают вручную, чтобы контролировать, какая ветка ляжет в пучок, а какая нет. Еще для производства пригодится заготовитель — он договаривается с лесниками, оформляет лесные билеты, нанимает сборщиков веток, проверяет качество работы.
Основные клиенты — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще веники покупают крупные банные комплексы и предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу.
Конструкторское бюро в Москве
Стартовые вложения: 95 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 500 000 Р
Расходы на старте: еда, жилье, транспорт и регистрация юридического лица
Этот бизнес появился из кружка по интересам. Дмитрий еще в университете увлекся созданием 3Д-моделей инженерных конструкций — разобрался в специальной программе, участвовал с друзьями в олимпиадах по этой теме. Когда кружок дорос до двадцати человек, ребята обратились к ректору — тот помог с помещением и оборудованием.
Портфолио наработали тоже с помощью вуза — бесплатно перевели металлургическое оборудование для кафедры в трехмерный вид. Сотрудники рассказали о толковых студентах друзьям и коллегам — так появились первые клиенты. Со временем количество заказов росло, ребята сделали экзоскелет, шлем для оцифровки мимики, станции велопроката. Сейчас в портфолио бюро факел для олимпийского огня и подводные беспилотники.
Работа строится так: сначала клиент приходит с идеей, ребята изучают рынок похожих устройств. Выясняют, что не нравится пользователям и как они используют такую технику. Потом делают простой макет из подручных средств, согласуют с клиентом, на его основе создают рабочую модель. Ее тестируют, снова показывают клиенту. Получается готовая модель, с которой можно идти на серийное производство. Патент и все права на такое изобретение становятся собственностью клиента.
Творческая мастерская в Казани
Стартовые вложения: 115 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 200 000—500 000 Р
Расходы на старте: аренда комнаты, ремонт, роспись стен, мебель и оборудование, расходные материалы, регистрация ИП
Братья Васильевы по образованию программисты, но всегда хотели заниматься творчеством. Однажды они решили организовать выездные мастер-классы по мультипликации и песочной анимации: оказалось, спрос на это есть, но выезды отнимали слишком много сил. Поэтому предприниматели нашли помещение и открыли творческую мастерскую — место, где взрослые могут попробовать разные хобби.
Сначала проводили разовые мастер-классы пару раз в неделю. Затем организовали выставку мультипликации: после нее о братьях узнало много людей и посещаемость мастер-классов выросла. Чтобы люди возвращались, братья постоянно запускают новые направления, а от непопулярных отказываются.
Чтобы получить дополнительный доход, братья стали продавать продукцию, изготовленную на оборудовании мастерской. Еще они начали участвовать в выездных фестивалях: проводить там мастер-классы и продавать готовые товары — это помогло увеличить прибыль и привлечь новых клиентов.
Студия живописи в Воронеже
Стартовые вложения: 151 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 40 000—70 000 Р
Расходы на старте: аренда, мебель и мольберты, посуда, материалы для живописи, натюрмортный фонд, реклама и полиграфия, хозяйственные мелочи
Настя работала преподавателем в студии живописи. Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила бизнес и стала работать на себя.
У студии развлекательный формат: учиться приходят люди, которые не планируют становиться художниками, а хотят попробовать что-то новое и порисовать. Лицензия для такого бизнеса не нужна, документы об образовании Настя не выдает.
Работает девушка не одна — на мастер-классы она привлекает и других преподавателей. Как сотрудников никого не оформляет — наоборот, преподаватели арендуют у нее студию за процент от пришедших на занятия людей.
Если вы хотите открыть такой бизнес, ищите просторное и светлое помещение. Проходимость не особо важна, потому что на мастер-класс редко приходят случайные люди. Окна должны быть большими, потому что художникам нужно много света. Еще пригодится зона отдыха, где ученик может попить чай и отвлечься.
Для работы нужно купить мольберты, разбавитель для красок, сами краски, кисти, холсты, карандаши, бумагу. Собрать натюрмортный фонд — из него ставят постановку для срисовывания. В композицию лучше вложиться — постановка должна быть интересной и с разными деталями.
Большая часть клиентов такого бизнеса — женщины от 25 до 45 лет. Есть и детские встречи, но они не делают основной выручки.
Чтобы заработать больше, нужно проводить разовые мастер-классы: они привлекают новых клиентов, которые могут стать постоянными. Еще в продвижении помогают соцсети: Настя публикует во «Вконтакте» заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах. Повезет, если группу заметят полезные люди — журналисты, представители творческих объединений, организаторы выставок и мероприятий: они могут организовать мастер-класс студии у себя на площадке и рассказать о ней большому количеству людей.