чем можно сбить самолет с земли на высоте
Охота на невидимку (сербский опыт) Как сбить F-117 старой советской ракетой
Сербский офицер ПВО, прославившийся на весь мир тем, что в 1999 году ухитрился сбить американский самолет-невидимку F-117, неожиданно спустя шесть с половиной лет вспомнил о своих былых заслугах. Понимая, насколько его опыт может быть полезен в будущем (как американцам, так и их противникам), он решил поделиться с мировым сообществом секретами своего мастерства.
По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а «залечь в засаду», выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.
ЗРК С-125 (Sa-3). Фото с сайта Pvo.guns.ru
Метод Золтана
F-117. Фото с сайта Fas.org
На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к «охоте».
Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org
Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они «видят» любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.
Новое в блогах
Ложь о том что ПЗРК не может сбить лайнер на высоте 10 км
Немного подзадолбали рассуждения и выводы публики по поводу как можно и как нельзя было сбить самолет рейса А321. Особенно доставляют суждения типа:
Прохожий: Американцы ПЗРК даже сирийским повстанцам не поставляли, тем более ИГИЛу. И из ПЗРК самолет на высоте 9,000 м не достать.
«Прохожему» то простительно, типичный заводной попугай повторяющий мнения из ящика, хотя возможно и платный тролль (кого больше не знаем). Но ведь все эти свои «выводы» они на чьих-то словах построили. Это ж экспертов и специалистов они ретранслировали.
Например вот таких:
Высказать свое мнение в эфире Радио «Комсомольская правда» мы попросили военного эксперта Виктора Литовкина.
Или вот ещё военный эксперт:
Надо же, отбрасывают они эту версию. Какие брезгливые. А может не понимают, что война это квинтэссенция сил и возможностей.
Сами то мы гуманитарии, больше по мировоззрению, по истории, но за неимением никого в обозримом пространстве, по поручению редакции АРИ, придется брать и эту функцию – разобраться, и на пальцах дать как экспертам, так и заводным попугаям небольшие технические разъяснения. (Хотя первенство в понимании технологии определяем за нашим единомышленником и читателем высказанном в комментариях к предыдущему материалу).
Стрельба из ПЗРК «Стингер»
При уровне коррупции в Египте, думается это самый простой и надежный способ. И не дорогой. К нему, полагаем, в первую очередь исламисты и могли прибегнуть.
Сразу скажем – это вполне возможно. Более того, был ещё в советскую афганскую компанию случай, на заре использования ручных зенитных комплексов. Тогда в 1987 году, в Кабульском аэропорту совершил вынужденную посадку Ан-12, подбитый из ПЗРК в районе города Гардеза, афганской провинции Пактия, на высоте более 9000 м.
Как это было сделано? Просто. Муджахеды использовали для засады вершину какой-то горы. А там есть высоты около 3 тысяч метров, с которой и били. Это во-первых.
А во-вторых, эксперты и специалисты оперируют паспортными данными установок, зачастую устаревшими или не отражающими реальные возможности системы.
Реальный их потенциал зачастую выше. Зависит, также, от погодно-климатических условий.
Высота досягаемости стрельбы из этих установок, также зависит не от высоты над уровнем моря, а рассчитывается от поверхности с которой осуществляют пуск, так как достижение высоты зависит от работы двигателя ракеты, порядка 8-10 секунд.
Ракета пущенная с горы высотой 3 000 метров пройдет вверх те же 4 500 метров и достигнет высоты 7 500 метров, если считать от уровня моря. (Понимаю, что пишу слишком подробно, но для дятлов подробно пояснять приходится). В то же время, высота полета самолета рассчитывается не от поверхности, а от уровня моря.
То есть, если рейс 9268 из Шарм-аль-шейха летел на высоте 9 400 метров над уровнем моря, то плато над которым его сбили имеет высоты 1600 метров над уровнем моря.
Тем не менее, хотя уже ближе к досягаемости, но все равно высоковато. Но и это вполне преодолимо. Необходимо лишь ещё выше поднять пусковую установку ПЗРК. Для надежности, ещё тысячи на три-четыре метров. Как? Элементарно.
Для этого вполне можно использовать китайские квадрокоптеры, грузоподъемностью до 30 кг. Например вот тот, что на рисунке ниже.
Купить такой можно везде, в том числе и в России. Эта штука, минуты за две набирает высоту 4 000 метров и может нести ПЗРК типа «Стингер», «Игла» и тд., вес которого 12-18 килограмм, в зависимости от модели. Квадрокоптер имеет острое управление, систему передачи видеоинформации, и находится в воздухе достаточно долго.
То есть, наведение и пуск ПЗРК не составляет никаких трудностей. Дальше ракета после захвата цели все делает сама. Мощный заряд, например у «Иглы» 2,3 кг., не оставляет шансов даже крупному самолету.
Для обнаружения цели, например, у комплекса ПЗРК «Игла» есть переносной планшет 1Л15-1, по которому можно отследить цель в квадрате 25х25 километров.
Отечественные ПЗРК: «Иглы»
Итого, 1600 метров высота плато Эль-Тих над уровнем моря, ещё 4 000 метров даст квадрокоптер, всего 5600 метров.
При наличии самолета на высоте 9400 метров до него ракете нужно подняться всего 3 800 метров, что даже меньше, чем возможности современных ПЗРК.
Кроме квадрокоптера, можно использовать подходящий беспилотник.
Таким образом, получаем, что с учетом современных возможностей, достать пассажирский самолет летящий на высоте 9400 метров над уровнем моря, для исламистов на Синайском полуострове, не составляет особого труда.
Для надежности, можно выставить 4-5 зенитных расчета с квадрокоптерами или беспилотниками по пути воздушного коридора, самолет летящий в нем можно сбить гарантированно.
Новое в блогах
Ложь о том что ПЗРК не может сбить лайнер на высоте 10 км
Немного подзадолбали рассуждения и выводы публики по поводу как можно и как нельзя было сбить самолет рейса А321. Особенно доставляют суждения типа:
Прохожий: Американцы ПЗРК даже сирийским повстанцам не поставляли, тем более ИГИЛу. И из ПЗРК самолет на высоте 9,000 м не достать.
«Прохожему» то простительно, типичный заводной попугай повторяющий мнения из ящика, хотя возможно и платный тролль (кого больше не знаем). Но ведь все эти свои «выводы» они на чьих-то словах построили. Это ж экспертов и специалистов они ретранслировали.
Например вот таких:
Высказать свое мнение в эфире Радио «Комсомольская правда» мы попросили военного эксперта Виктора Литовкина.
Или вот ещё военный эксперт:
Надо же, отбрасывают они эту версию. Какие брезгливые. А может не понимают, что война это квинтэссенция сил и возможностей.
Сами то мы гуманитарии, больше по мировоззрению, по истории, но за неимением никого в обозримом пространстве, по поручению редакции АРИ, придется брать и эту функцию – разобраться, и на пальцах дать как экспертам, так и заводным попугаям небольшие технические разъяснения. (Хотя первенство в понимании технологии определяем за нашим единомышленником и читателем высказанном в комментариях к предыдущему материалу).
Стрельба из ПЗРК «Стингер»
При уровне коррупции в Египте, думается это самый простой и надежный способ. И не дорогой. К нему, полагаем, в первую очередь исламисты и могли прибегнуть.
Сразу скажем – это вполне возможно. Более того, был ещё в советскую афганскую компанию случай, на заре использования ручных зенитных комплексов. Тогда в 1987 году, в Кабульском аэропорту совершил вынужденную посадку Ан-12, подбитый из ПЗРК в районе города Гардеза, афганской провинции Пактия, на высоте более 9000 м.
Как это было сделано? Просто. Муджахеды использовали для засады вершину какой-то горы. А там есть высоты около 3 тысяч метров, с которой и били. Это во-первых.
А во-вторых, эксперты и специалисты оперируют паспортными данными установок, зачастую устаревшими или не отражающими реальные возможности системы.
Реальный их потенциал зачастую выше. Зависит, также, от погодно-климатических условий.
Высота досягаемости стрельбы из этих установок, также зависит не от высоты над уровнем моря, а рассчитывается от поверхности с которой осуществляют пуск, так как достижение высоты зависит от работы двигателя ракеты, порядка 8-10 секунд.
Ракета пущенная с горы высотой 3 000 метров пройдет вверх те же 4 500 метров и достигнет высоты 7 500 метров, если считать от уровня моря. (Понимаю, что пишу слишком подробно, но для дятлов подробно пояснять приходится). В то же время, высота полета самолета рассчитывается не от поверхности, а от уровня моря.
То есть, если рейс 9268 из Шарм-аль-шейха летел на высоте 9 400 метров над уровнем моря, то плато над которым его сбили имеет высоты 1600 метров над уровнем моря.
Тем не менее, хотя уже ближе к досягаемости, но все равно высоковато. Но и это вполне преодолимо. Необходимо лишь ещё выше поднять пусковую установку ПЗРК. Для надежности, ещё тысячи на три-четыре метров. Как? Элементарно.
Для этого вполне можно использовать китайские квадрокоптеры, грузоподъемностью до 30 кг. Например вот тот, что на рисунке ниже.
Купить такой можно везде, в том числе и в России. Эта штука, минуты за две набирает высоту 4 000 метров и может нести ПЗРК типа «Стингер», «Игла» и тд., вес которого 12-18 килограмм, в зависимости от модели. Квадрокоптер имеет острое управление, систему передачи видеоинформации, и находится в воздухе достаточно долго.
То есть, наведение и пуск ПЗРК не составляет никаких трудностей. Дальше ракета после захвата цели все делает сама. Мощный заряд, например у «Иглы» 2,3 кг., не оставляет шансов даже крупному самолету.
Для обнаружения цели, например, у комплекса ПЗРК «Игла» есть переносной планшет 1Л15-1, по которому можно отследить цель в квадрате 25х25 километров.
Отечественные ПЗРК: «Иглы»
Итого, 1600 метров высота плато Эль-Тих над уровнем моря, ещё 4 000 метров даст квадрокоптер, всего 5600 метров.
При наличии самолета на высоте 9400 метров до него ракете нужно подняться всего 3 800 метров, что даже меньше, чем возможности современных ПЗРК.
Кроме квадрокоптера, можно использовать подходящий беспилотник.
Таким образом, получаем, что с учетом современных возможностей, достать пассажирский самолет летящий на высоте 9400 метров над уровнем моря, для исламистов на Синайском полуострове, не составляет особого труда.
Для надежности, можно выставить 4-5 зенитных расчета с квадрокоптерами или беспилотниками по пути воздушного коридора, самолет летящий в нем можно сбить гарантированно.
Как сбивают спутники?
Очевидным способом борьбы со спутниками является применение специального зенитного вооружения с повышенными характеристиками, способного доставать цели даже на орбитах. Подобная идея появилась одной из первых, и вскоре были получены реальные результаты. Однако комплексы такого рода в прошлом не получили особого распространения из-за своей сложности и дороговизны.
Впрочем, к настоящему времени ситуация изменилась, и на вооружение поступили новые сухопутные или морские ракетные комплексы, способные атаковать спутники на орбитах. Так, в январе 2007 года китайские военные провели первые успешные испытания своего противоспутникового комплекса. Ракета-перехватчик успешно поднялась на высоту порядка 865 км и на встречном курсе поразила аварийный метеоспутник FY-1C. Новости об этих испытаниях, а также большое количество обломков спутника на орбите стали поводом для серьезного беспокойства зарубежных военных.
В феврале 2008 года схожие испытания провели США, но на этот раз речь шла о ракете корабельного комплекса. Ракетный крейсер USS Lake Erie (CG-70), находясь в Тихом океане, произвел запуск ракеты-перехватчика SM-3. Целью для ракеты был назначен аварийный разведывательный спутник USA-193. Встреча ракеты-перехватчика и цели состоялась на высоте 245 км. Спутник был разбит, и его фрагменты вскоре сгорели в плотных слоях атмосферы. Эти испытания подтвердили возможность размещения противоспутниковых ракет не только на суше, но и на кораблях. Кроме того, они свидетельствовали о высоком потенциале ракеты SM-3, изначально предназначенной для работы по аэродинамическим и баллистическим целям.
Согласно разным источникам, противоспутниковые ракеты наземного базирования создаются и в нашей стране. Существует предположение, утверждающее, что высотность новейших ракет ЗРК С-400 не ограничивается официальными 30 км, и благодаря этому комплекс может поражать КА на орбите. Также предполагается, что специализированные противоспутниковые ракеты войдут в состав перспективного комплекса С-500.
В настоящее время российская промышленность занимается модернизацией комплекса противоракетной обороны А-235. В рамках более крупной программы осуществляется разработка перспективной ракеты-перехватчика с шифром «Нудоль». В зарубежной прессе определенной популярностью пользуется версия, согласно которой ракетный комплекс «Нудоль» представляет собой именно средство борьбы со спутниками. При этом характеристики и возможности комплекса остаются неизвестными, а российские официальные лица никак не комментируют зарубежные версии.
Первые опыты подобного рода были проведены Соединенными Штатами в конце пятидесятых годов. В тот период шла разработка аэробаллистических ракет стратегического назначения; некоторые образцы такого рода, как оказалось, можно было использовать не только против наземных объектов, но и для борьбы с КА. В рамках летно-конструкторских испытаний ракет Martin WS-199B Bold Orion и Lockheed WS-199C High Virgo были проведены тестовые запуски по целям на орбите. Однако эти проекты не дали желаемых результатов, и были закрыты.
Самой успешной американской разработкой в области противоспутниковых ракет для самолетов было изделие Vought ASM-135 ASAT, носителем которого являлся доработанный F-15. В сентябре 1985 года состоялся единственный учебно-боевой запуск этой ракеты по орбитальной цели, подтвердивший ее возможности. Истребитель-носитель, совершая вертикальный подъем, сбросил ракету на высоте около 24,4 км. Изделие успешно навелось на назначенную цель при помощи ГСН и поразило ее. Встреча ракеты и цели произошла на высоте 555 км. Несмотря на очевидные успехи и большой потенциал, в 1988 году проект закрыли.
В первой воловине восьмидесятых годов в нашей стране был запущен собственный проект противоспутникового комплекса с ракетой-перехватчиком воздушного базирования. Комплекс 30П6 «Контакт» включал ряд изделий, и главным из них была ракета 79М6. Ее предлагалось использовать вместе с самолетом-носителем типа МиГ-31Д. Согласно разным источникам, ракета «Контакт» могла поражать КА на орбитах высотой не менее 120-150 км. Насколько известно, в исходном виде комплекс 30П6 не был доведен до эксплуатации. В дальнейшем, однако, появился проект, предусматривавший перестройку ракеты-перехватчика 79М6 в ракету-носитель для небольших полезных нагрузок.
В конце сентября в свободном доступе появились новые фотографии самолета МиГ-31 с неизвестным изделием на внешней подвеске. Габариты и форма такой нагрузки стали поводом для появления версии о разработке новой противоспутниковой ракеты воздушного базирования. Впрочем, пока это лишь предположения и какие-либо данные о неизвестном объекте отсутствуют.
Спутник против спутника
Для уничтожения объекта на орбите могут использоваться самые разные средства, в том числе специальный орбитальный космический аппарат. Идеи такого рода прорабатывались в разных странах, а в Советском Союзе даже считались приоритетными, что привело к самым интересным последствиям. При этом развитие спутников-перехватчиков, по всей видимости, продолжается до сих пор.
С начала шестидесятых годов осуществлялись запуски опытных спутников серии «Полет», выполнявшиеся при помощи ракеты-носителя Р-7А в двухступенчатой конфигурации. КА имел маневровые двигатели и шрапнельную боевую часть. Со временем облик комплекса менялся, но основные его черты оставались прежними. В середине семидесятых состоялись испытательные запуски, по результатам которых комплекс ИС поступил на вооружение.
Зарубежные страны тоже прорабатывали идею спутника-перехватчика, но она рассматривалась в ином контексте. Так, в рамках программы Strategic Defense Initiative американская промышленность разрабатывала проект малогабаритного спутника Briliant Pebbles. Он предусматривал размещение на орбите нескольких тысяч малогабаритных спутников с собственными системами наведения. При получении приказа на атаку такой КА должен был сближаться с целью и сталкиваться с ней. Спутник массой 14-15 кг при скорости сближения 10-15 км/с гарантировано разрушал различные объекты.
Однако целью проекта Briliant Pebbles было создание перспективного средства противоракетной обороны. С помощью таких спутников планировалось уничтожать боевые блоки или целые ступени баллистических ракет вероятного противника. В дальнейшем спутники-перехватчики могли быть адаптированы к перехвату КА, но до этого так и не дошло. Проект был закрыт вместе со всей программой SDI.
В последние годы тема спутников-перехватчиков вновь стала актуальной. В течение нескольких лет российские военные отправили на орбиту целый ряд спутников неизвестного назначения. Наблюдая за ними, зарубежные специалисты отмечали неожиданные маневры и смены орбит. К примеру, в июне прошлого года состоялся запуск КА «Космос-2519». Ровно через два месяца после запуска от этого спутника отделился аппарат меньших размеров, выполнивший ряд маневров. Утверждалось, что это был т.н. спутник-инспектор, способный изучать состояние другой техники на орбите.
Подобные события в околоземном пространстве вызвали любопытную реакцию зарубежных специалистов и средств массовой информации. В многочисленных публикациях отмечалось, что возможность свободного маневрирования и смены орбиты может использоваться не только для изучения состояния КА. Спутник с такими функциями также способен стать перехватчиком и уничтожать назначенные объекты теми или иными способами. По очевидным причинам, российские официальные лица не стали комментировать такие версии.
В 2013 году Китай отправил в космос сразу три спутника неясного назначения. Согласно доступным данным, один из них нес механический манипулятор. Во время полета этот аппарат изменил траекторию, отклонившись от исходной почти на 150 км. При этом он сблизился с другим спутником. После публикации информации о таких маневрах появились опасения о возможном использовании спутника с манипулятором в роли перехватчика.
Поражение без контакта
Согласно доступным данным, разработка нового российского комплекса РЭБ с шифром «Тирада-2» стартовала еще в 2001 году. В прошлом году сообщалось о проведении государственных испытаний системы «Тирада-2С». В августе текущего года на форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку серийных изделий «Тирада-2.3». При этом точные данные о составе, архитектуре, задачах и других особенностях комплекса пока не оглашались.
Ранее утверждалось, что комплексы линейки «Тирада» разных модификаций предназначаются для подавления радиоканалов связи, используемых космическими аппаратами. Невозможность обмена данными или передачи сигналов разного рода не позволяет спутнику выполнять свои функции. Таким образом, КА остается на орбите и сохраняет работоспособность, но теряет возможность решения поставленных задач. Вследствие этого противник не может использовать навигацию, связь и другие системы, построенные с использованием спутников.
Современные армии развитых государств самым активным образом используют космические группировки с аппаратами разного назначения. С помощью спутников осуществляется разведка, связь, навигация и т.д. В обозримом будущем космические аппараты будут оставаться важнейшим элементом обороны, и есть основания считать, что их значение для армий вырастет. Как следствие, вооруженным силам необходимы и средства борьбы с КА противника. Разработка подобных систем ведется с середины прошлого века, и успела дать некоторые результаты в ряде сфер. Впрочем, по причине особой сложности, противоспутниковые системы пока не получили широкого распространения.
«Я не знаю ни одного случая, чтобы самолет был сбит случайно»
Гибель малайзийского «Боинга» над восточной Украиной спровоцировала бурю дискуссий о том, кому это было выгодно и чем же был сбит самолет. Киевские власти назвали авиакатастрофу терактом и приписали его ополченцам. Те, в свою очередь, заявили, что не имеют вооружения, позволяющего сбить самолет на высоте 10 тыс. метров. Офицер-ракетчик, командир дивизиона, участник войны во Вьетнаме, подполковник в отставке Анатолий Иванов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал мнение, что самолет однозначно не мог быть сбит с российской территории.
«СЛУЧАЙНОСТИ БЫВАЮТ РЕДКО»
— Анатолий Якимович, скажите, чем можно сбить самолет, летящий на высоте 10 тысяч метров?
— Смотря какой самолет, какая скорость полета, какая отражающая поверхность. Но если взять малайзийский «Боинг», его можно сбить зенитными управляемыми ракетами, которые находятся на вооружении на Украине. Украина входила в состав Советского Союза, который обладал мощнейшим ПВО.
Помните, Украиной был сбит самолет, который летел из Тель-Авива в Новосибирск? Его сбили 200-й ракетой, при этом случайно. Точнее, не то что случайно, но можно было предотвратить трагедию, опытный ракетчик не допустил бы такого. Там произошел перезахват с одной цели на другую — от самолета с меньшей отражающей поверхности на большую. Этого тогда просто не заметили.
— В этот раз это тоже была случайность или неопытность?
— Нет, такие случайности бывают редко. Опытные специалисты при рассмотрении осколков могут определить, чем был сбит самолет, как было в случае с Ту-154. Тут случайностей быть не может. Единственная случайность может быть в том, что он был неисправен. Но сбить самолет случайно нельзя. Я не знаю ни одного случая, чтобы самолет был сбит случайно, даже стреляют иногда, но не всегда сбивают. Я 28 лет прослужил в войсках ПВО, у меня очень большая практика в этих вопросах, я очень много бывал на полигонах, пришлось даже воевать во Вьетнаме.
— Говорят, что самолет отклонился от курса.
— Все равно. Вся территория разделена на коридоры, и самолет не везде может летать, только определенным коридором. Может быть, он и вышел из коридора, но его своевременно возвращают в него. Его же ведут с земли. Вот этот самолет, по-моему, я слышал, вел днепропетровский аэропорт, я обратил на это внимание.
«МОЖЕТ, ОНИ И ПУТИНА ХОТЕЛИ»
— То есть вы хотите сказать, что его сбили специально?
— Не то что специально. Видите ли, много версий можно назвать. Писали в СМИ, что самолет Путина пересекся с этим курсом под Варшавой на одной высоте. Кто знает, может, они и Путина хотели. Я ведь не знаю.
— Значит, на Украине есть на вооружении зенитные управляемые ракеты?
— Есть, это системы — 75-я, 200-я и «Бук». Правда, они старые, но любой из них можно сбить. А киевские власти уповают на то, что сбили ополченцы. Но те говорят, что у них есть только переносной зенитно-управляемый комплекс. Им на высоте более 4 километров не сбить.
— Получается, что киевские власти врут?
— Конечно, врут. А если брать зенитной пушкой, то у ополченцев она малокалиберная и вероятность попадания — ноль целых и много десятых. Она стреляет на высоту до двух километров
— Могли ли сбить самолет российские военные со своей территории?
— Нет, такого не может быть.
— Была также версия, что малайзийский «Боинг» сбил украинский Су-25, который потом был сбит ополченцами.
— На этот вопрос мне тяжело ответить.
— Были ли еще ранее подобные случаи, кроме этого и инцидента в 2001 году?
Комментарии 81
Почему враги ненавидят ватник?
Современная интернет-культура полна вбросов о так называемых «ватниках». Что неграмотные, вечно швыряющиеся дерьмом русофобы вкладывают в это слово, я не до конца понимаю. Зато понимаю, почему именно «ватник»…
Потому, что ватник — это такой же символ победы над фашизмом, как ППШ, как Т-34, как Катюша. По факту ватник — это собирательное название комплекта одежды, который состоял из ватной стеганой телогрейки и ватных же стеганых штанов. Ватник был частью форменной одежды и до войны. Но массовое распространение и известность, как верхняя одежда, получил после введения приказа НКО № 283 от 25.08.1941. Если ранее телогрейка носилась под шинелью, то теперь она носится вместо шинели. Тем же приказом утвержден всем нам знакомый образец, далее менявшийся, но сохранявший фирменный стиль. Теплые ватные штаны и теплая телогрейка в войну спасали советских солдат от обморожений. Это, конечно, не Хьюго-босс, но значительно лучше для ведения войны в суровых климатических условиях. Немцы теряли от обморожения сотни тысяч человек, одетых в красивую, но бестолковую форму. Можно предположить, что именно тогда и зародилась ненависть у фашистов к ватнику. Как-же так… русский солдат в этом несуразном наряде не мерзнет, результативно ведет бой, а германские перечеловеки в пошитых европейскими кутюрье моднявых шинельках и кителях замерзают насмерть. Ватник и ППШ, ППШ и ватник стали предметом зависти, а значит и ненависти. С тех пор зрела в ксенопатриотах обида на это гениальное изобретение, поистине русское: пусть не блещущее изяществом, но дешевое и функциональное.
Хотя… почему не блещущее изяществом? Эстетика ватника нами не воспринимается только потому, что он слишком обычен. Так что, когда наши либерасты в очередной, раз не найдя что ответить, назовут вас «ватником» — гордитесь. А когда подгоревшие укры и дем.шиза забрасывают вас мемчиками с ватником — помните, что это всего лишь выход их бессильной, быдлячей ненависти. Ватники носили академики и солдаты, геологи и строители Байконура. Ватник — это не признак низкой культуры, потому что культура не определяется модой! Ватник — это признак рациональности, практичности и отсутствия ложной гордыни. А ненависть фашистов и их сегодняшних национал-демократических последователей к ватнику имеет вполне исторические корни. И то, что ватник так люто ненавидят русофобы — повод гордиться, если тебя сравнят с этим неприхотливым, но гениальным изобретением, не блиставшем на подиумах, но ежедневно спасавшем жизни людей.