чем можно помочь школе
Чем можно помочь школе
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
5 идей для школ, работающих в трудных условиях
Основано на реальном опыте российских школ, которые были неблагополучными, но справились с этим.
Хорошо работать в престижном лицее, где много мотивированных учеников и вовлечённых родителей, интересные проекты и поддержка солидных партнёров — вузов и местных администраций. А если вы оказались в школе с дурной славой, куда «приличные» люди детей не отдают, ещё и где-нибудь в глубинке, то что — остаётся плыть по течению? Всё равно ничего не поделаешь? Нет, есть примеры успешных преображений «сложных» школ, руководство и учителя которых поставили себе задачу вырваться из порочного круга.
Высшая школа экономики и «Рыбаков Фонд» проанализировали эти примеры в книге «Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях». Авторы — преподаватели НИУ ВШЭ:
Делимся пятью тактиками, которые позволили «сложным» школам добиться успехов.
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
1. Будьте открытыми
Открытые уроки повышают самооценку педагогов
«Школьники просто издевались над нами», — признавался учитель одной из петрозаводских школ в интервью с исследователями. Учились здесь по большей части дети из бедных семей, живущих в общежитиях неподалёку. Когда нынешний директор пришёл в школу, её ученики стабильно сдавали экзамены хуже всех в городе. Преподаватели избегали публичных мероприятий, страдали от низкой самооценки, работали механически и боялись что-то менять.
Директор решил преобразить школу. Главное, что ему помогло, — открытость. Он вывел учителей из состояния замкнутости и подавленности, подтолкнул к участию в профессиональных конкурсах, предложил проводить мастер-классы и открытые семинары. Педагоги начали ставить себе более высокие цели. Благодаря этому росла их самооценка, а вместе с ней — престиж школы.
В результате туда потянулись молодые преподаватели; опытные — передумали уходить. В глазах родителей учеников авторитет школы тоже вырос.
Публичность помогает осознать свои недостатки
Другую школу из Подмосковья, обветшалую, на грани закрытия, где кабинеты превратились в подсобки, а учителя курили прямо в здании, тоже спасла открытость. Новое руководство смогло очень быстро вернуть школу к жизни — благодаря участию и победам в конкурсах и проектах, в том числе государственного масштаба.
«Победа учителя вносит большие изменения. Учитель уже по-другому работать не может… Все его уроки становятся открытыми», — объясняет директор.
Необходимость публично показать свой профессионализм заставила учителей равняться на более высокие стандарты. Директор объясняет ценность этого опыта так: «Надо себя с другими сравнивать, потому что только в сравнении можно познать, лучше ты или хуже. Сидеть на месте нельзя, надо работать… Увидел, что твои дети неконкурентоспособны, — учись».
Открытые уроки нужны не только учителям, но и родителям
В другой неблагополучной школе — с окраины промышленного города в Сибири — тоже пошли по пути открытости. Сама по себе ухоженная и благоустроенная, эта школа расположена среди ветхих домов, в которых живут необеспеченные семьи. Многие из поселившихся здесь — мигранты из Средней Азии. Мало у кого из родителей учеников есть высшее образование.
Зачастую дети, приходя в первый класс, едва говорят по-русски. Тем не менее руководству удаётся вовлекать в учебный процесс не только их самих, но даже их родителей.
Одна из тактик руководства — позволять мамам и папам посещать занятия. «Родители приходят на уроки и видят проблемы своих детей, могут разобраться, как выставляют оценки», — объясняет один из учителей. Завоевав внимание родителей, школа продолжает вовлекать их в образовательный процесс. «Все родители приходят на праздники в школу, даже неблагополучные», — добавляет заместитель директора.
2. Кооперируйтесь внутри школы и за её пределами
Маленьким школам надо искать поддержку и сотрудничать
Ещё один элемент эффективного антикризисного руководства — готовность к сотрудничеству и взаимопомощи. Возрождающуюся «трудную» школу из Петрозаводска авторы книги сравнивали с другой похожей школой из того же города. Не раскрывая названий этих заведений, исследователи отметили, что в обоих директора уделяли много внимания поиску внешних ресурсов.
Они заручились поддержкой городских организаций — детско-юношеского и молодёжного театрального центров. Из республиканских на помощь пришёл музей Кижи. Благодаря тесному сотрудничеству с некоммерческими фондами появилась возможность отправлять преподавателей на зарубежные стажировки. «Все организации города, которые можно подключать, мы подключаем», — рассказал директор одной из этих школ.
В другой карельской школе, но уже сельской, тоже ценят кооперацию. В школах соседних сёл здесь видят не конкурентов, а партнёров: делятся друг с другом всем, чем можно. Доучившись до девятого класса в своём селе, дети могут переходить в старшие классы в школу соседнего.
«Мои учителя едут в девятый класс соседней школы, дают открытые уроки, смотрят ребят, которые идут к нам в десятый, — рассказывает директор сельской школы. — У некоторых [школ] есть хорошо оборудованные кабинеты физики, а у некоторых нет — и денег, чтобы их наполнить, тоже нет. Зато есть транспорт: значит, едем в другую школу на занятия».
Как отмечают исследователи, подобное сотрудничество могло бы привести к созданию структуры, напоминающей то, что за рубежом называют «школьным округом». Учитывая скудные ресурсы каждой из этих школ по отдельности, такая форма организации может быть перспективной.
Важно воспринимать родителей учеников как партнёров
В родителях руководство школ разглядело партнёров. «Обычно слышишь: родители сдали ребёнка в школу, как в камеру хранения, — и всё, забыли, — поделился учитель четвёртого класса одной из петрозаводских школ. — Сейчас совсем не так. Когда родитель звонит, когда интересуется, — это уже для учителя большая поддержка».
Эффективный способ вовлечь родителей в обучение ребёнка, — давать творческие проекты, подготовкой и защитой которых они занимаются вместе. В подмосковной школе, которую новый директор спас от закрытия, такую проектную деятельность организуют со второго по одиннадцатый классы.
«У нас проекты семейные, когда ребёнок выступает вместе с родителями, — объяснил директор. — И конференции проводим. Когда к столетию школы была объявлена тема „История школы в истории моей семьи“, столько было проектов! До седьмого поколения поднимали».
Курс школы формирует не только руководство
Другая тактика — распределённое лидерство, вовлечение в управление школой как можно большего числа участников. В одной из петрозаводских школ создали, например, орган общественного управления школой, в который вошли родители учеников, и его функции не были чисто номинальными. Следом директор создал совет по развитию качества обучения. Его участники — директор, учителя и родители — сообща наметили пути выхода из кризиса.
Ещё дальше пошли в уже упоминавшейся сибирской школе, где уроки открыты для родителей. Здесь создали совет активных учеников и предложили им самим придумывать сценарии всех школьных мероприятий. Кроме того, в каждом классе среди учеников проводят выборы «мэра», а ежегодно выбирают ещё и «мэра школы». Возможно, это привычные практики для успешных развитых школ, а вот в «проблемных» школах этого как раз обычно не хватает.
3. Участвуйте в проектах, конкурсах, олимпиадах
Это позволит ученикам почувствовать себя успешными
Ещё один шаг к преодолению кризиса, тесно связанный с двумя предыдущими, — активное участие в академических соревнованиях. Именно олимпиады и конкурсы помогли школе из Подмосковья, где классы напоминали подсобные помещения, всего за пару лет превратиться в образцовую и получить статус гимназии.
«Дети вообще не знали, что такое олимпиады, никогда не принимали в них участия. В первый год мы из 25 олимпиад приняли участие в 18, победили в международном конкурсе, — рассказал директор, возродивший школу. — Нам позволили участвовать в нацпроекте, и мы снова стали победителями».
Тематические декады и награды за любые старания
В сибирской же школе, где устраивают выборы «мэра», проводят тематические «декады», длящиеся десять учебных дней. Это могут быть, например, десятидневки русского языка или математики. В течение двух недель ученики участвуют в конкурсах, готовят выступления, пишут тематические сочинения. За дополнительные работы, выполненные по своей инициативе, учеников отмечают высокими оценками. Работы, написанные в ходе декады, размещают потом на стендах в коридорах.
Да и в целом в этой школе стараются награждать детей за любые старания. На линейках здесь дают призы не только победителям конкурсов и «отличникам». «Хорошистов» и тех, у кого за четверть была всего одна тройка, тоже награждают.
4. Нанимайте молодых педагогов и обучайте опытных
Отлично работает наставничество
Многие школы из исследования сделали ставку на обновление преподавательского состава. В одной из упомянутых петрозаводских школ, например, благодаря притоку молодых учителей средний возраст педагогов снизился до 34 лет.
При этом у каждого молодого преподавателя есть опытный наставник. «Друг друга выбрали люди, которые хотели сотрудничать», — объяснил один из учителей. В течение года наставник и новичок еженедельно посещают уроки друг друга. Молодые делятся знаниями о новых технологиях и подходах к обучению, наставники — накопленной мудростью.
«В любой момент, если люди не совпали темпераментами, характерами, взглядами на преподавание, они могут разойтись», — добавляет другой учитель.
Учителя тоже должны учиться
Немалая часть школ из исследования осознала важность непрерывного обучения уже опытных педагогов. В петрозаводских школах учителя стали не только посещать уроки друг друга, но и обмениваться опытом со специалистами других направлений: психологами, социальными педагогами, логопедами, руководителями секций и кружков.
Понимают во всех кризисных школах и важность участия учителей в программах, повышающих их профессионализм. В некоторых учебных заведениях, правда, доходили до крайности, требуя повышения квалификации, по выражению одного директора, «под дулом пистолета».
Другие были более демократичны. Например, одной из школ удалось установить контакт с некоммерческой организацией и отправить 20% педагогов на недельные стажировки в Швецию и Норвегию.
5. Устраивайте внутренние экзамены
Необычная практика, помогающая поддерживать высокий уровень обучения, — внутренние экзамены. К этому средству прибегают в карельской сельской школе. Некогда процветавшее село в девяностые годы изменилось до неузнаваемости. Практически все местные предприятия закрылись, многим людям по сей день приходится ездить на заработки в соседнюю Финляндию. Поскольку родители едва ли могут уделять много внимания детям, их воспитание легло на плечи учителей. И школа справляется с этой задачей.
Чтобы стимулировать детей учиться, уже с пятого класса здесь устраивают итоговые работы для перехода в следующий класс. Если сдать экзамен не получается, ученики две недели занимаются с учителем и идут на пересдачу. В случае новой неудачи детям дают задания на лето. В седьмом классе экзамены уже устные.
«Восьмой класс — три экзамена: русский, математика и уже третий по выбору (тот, который будут потом выбирать в девятом классе), — рассказывает директор. — То есть за восьмой класс ученик уже отчитается, и в девятом ему этот предмет будет легко сдавать».
Таким образом, прогресс детей находится под постоянным контролем педагогов. Что важно — для проверки используют не стандартизированные тесты, пришедшие в школу сверху. Задания для экзаменов разрабатывают сами учителя.
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать школам из исследования, они не только выжили, но и преуспели. А значит, их опыт могут попробовать и другие в похожих обстоятельствах.
Что делать, если ваш ребенок не хочет ходить в школу: советы специалиста столичного семейного центра
В семейный центр «Печатники» нередко обращаются родители с вопросами: «Почему мой ребенок идет в школу, как на каторгу?», «Что делать, если дочь никак не хочет просыпаться к первому уроку?», «Утренние сборы на учебу превращаются в скандал. В чем проблема?». Разобраться в ситуации поможет специалист по социальной работе семейного центра «Печатники» Мария Гришина.
Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, капризничает и не хочет просыпаться по утрам. Невыученные уроки, контроль родителей, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат, нервный срыв у школьника и его родителей. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
Вот несколько причин детского нежелания учиться:
И это всего лишь несколько распространенных причин нежелания ребенка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае надо не бояться обращаться к психологу в школе либо в другом учреждении —— например, в столичных семейных центрах, где всегда готовы провести консультацию для таких детей.
Как помочь ребенку самостоятельно
Начальная школа
Первоклассники, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно, им будут ставить плохие оценки.
Что делать родителям:
Средняя школа
Школьники постарше (10–14 лет), как правило, чаще всего не хотят идти в школу по причине каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями. Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребенка проявляются первые яркие черты характера. В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых, учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.
Что делать родителям:
Самое главное ― помните, что для каждого ребенка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к его неприятностям. Также важно помнить, что невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и в первую очередь здоровыми и счастливыми!
Здесь помогут!
Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если семье с детьми необходима помощь, вы можете записаться на онлайн-прием к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
6 советов, которые помогут сохранить дисциплину в классе
Анна Миронова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Похвалить самого непослушного ученика из всего класса. Кажется, что эта идея не из лучших? А вот и нет! Это один способов удержать дисциплину на уроке. Вместе с Анастасией Подковыркиной, учителем русского языка и литературы МАОУ Гимназии № 210 «Корифей» и Надеждой Мануйловой, учителем биологии МАОУ Гимназии № 40, даем советы, которые помогут создать в классе тишину и атмосферу взаимоуважения.
1. Станьте примером
Эксперимент доказал две вещи: дети копируют поведение взрослых и агрессия не всегда бывает врожденной.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ученики вели себя «примерно», то ваша задача подать им пример:
«Самая лучшая роль для учителя, — уверена Надежда Мануйлова, — это наставник, который ни в коем случае не будет ругать за ошибки. Более того, он поддержит, поможет, объяснит и обязательно отметит прогресс».
2. Решайте проблемы уважительно
Не стоит за проступок нескольких учеников ругать весь класс. Выражайте недовольство адресно и вежливо. И постарайтесь проявлять заботу.
Правильно | Не правильно |
У вас есть вопрос? | Перестаньте болтать. |
Тебе нужна помощь, чтобы сосредоточиться? | Обрати внимание и перестань дурачиться, пока я говорю. |
Это поможет одновременно пресечь неприемлемое поведение и сохранить дружественную обстановку.
«Любая провокация имеет цель — сорвать урок. И у детей в голове есть определенный сценарий, как должен отреагировать на их действия учитель. Значит, педагог должен повести себя нетипично — сломать шаблон», — советует Анастасия Подковыркина.
3. Позвольте забегать вперед
В классе обычно бывает несколько учеников, которым не терпится пойти вперед по программе. Позвольте им это сделать. Например, прочитать на главу больше, подготовить презентацию новой темы для одноклассников. Вполне вероятно, что и другие ученики захотят сделать то же самое.
«Проблемы с дисциплиной бывают не у тех детей, которые хороши в учебе, — замечает Анастасия Подковыркина, — И есть смысл дать возможность пойти вперед тем детям, у которых нет проблем с усваиванием материала, чтобы выкроить время и позаниматься с отстающими».
4. Хвалите при родителях
Заведите привычку связываться с родителями учеников не только из-за проблем в успеваемости и поведении. Напишите или позвоните им для того, чтобы похвалить ребенка.
После таких сообщений дети получают мотивацию и, как правило, стараются больше, чтобы их отметили еще раз. Примеру могут последовать и одноклассники.
«Можно приходить на собрания и хвалить детей там. На собраниях, кстати, надо только хвалить: если критиковать ребенка при всех взрослых, можно обидеть, задеть и стать врагом», — говорит Анастасия.
5. Давайте краткое содержание урока
Перед уроком рассказывайте детям его краткое содержание. При этом создайте интригу: это пробудит любопытство и заставит ждать интересных поворотов. Например:
Анастасия и Надежда подтверждаю: гарантированный способ заинтересовать детей и привлечь их внимание к уроку — это действительно вначале озвучить его содержание. Но не по-бытовому, а интересно.
Например, Надежда иногда начинает урок анатомии с такого пассажа:
«Сегодня мы узнаем ответ на ваш самый любимый вопрос:»А сколько стоит почка?». Но для начала разберемся, а нужно ли ее продавать и какую функцию она выполняет».
Говорит, что дети смеются, но внимание действительно концентрируют. А сосредоточенный класс всегда спокойный.
По словам Анастасии, задача в начале урока не просто озвучить тему, а объяснить детям, зачем им вообще нужно то, что они будут проходить.
«Сегодня мы разберем тему для VIP- персон» — это про склонение числительных. Или «Сегодня мы узнаем, как сделать свой блог крутым» — про стили речи. Я стараюсь всегда называть тему так, чтобы дети понимали, как эти знания применять на практике», — говорит учитель.
6. Пресекайте нежелательное поведение сразу
Чем дольше вы будете терпеть, тем сложнее будет все остановить. Но старайтесь делать все замечания наедине с учеником. Не стоит критиковать детей в присутствии одноклассников: это может только усугубить проблему.
«Мой главный совет — не наказывать ребенка при всех. И уж тем более, не оскорблять. Например, за разговоры в классе оставаться на 15 минут после урока, чтобы решать задачи из ОГЭ», — говорит Надежда Мануйлова.
«Если я услышала хотя бы одно нецензурное слово, они переписывают одну страницу из классической литературы. Конечно, они при мне не матерятся, даже мое приближение чувствуют», — смеется Подковыркина.