чем можно помочь на уроке ребенку с нарушением зрительного восприятия
Правила взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия
Таблица «Правила взаимодействия с детьми,
имеющими нарушения зрительного восприятия»
Правила взаимодействия с детьми
Обеспечение детям обстановки, благоприятствующей процессу обучения
1) создать соответствующие условия для зрительного восприятия;
2) оптимально использовать наглядные пособия;
3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;
4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.
освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Мебель должна быть подобрана по росту детей.
-достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировки в пространстве, координации;
-коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей;
-преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности), возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
— активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания;
-проведение специальных занятий пропедевтического характера.
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения.
Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.
-сознавая большую воспитательную значимость разных видов труда, педагогам следует вместе с тем осторожно подходить к увеличению объема труда, исходя при этом из соображений педагогической целесообразности
-следует помнить, что для трудовой деятельности должны быть созданы необходимые офтальмо-гигиенические условия.
Обеспечение специальных условий и средств, направлен-ных на преодоление трудностей зрительной недостаточности и сложностей развития предметно-практических действий.
Показ действий с последующим выполнением их детьми
-воспитатель и тифлопедагог, руководя игрой, учат детей с нарушением зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх;
-воспитатель, играя с детьми, учит их отображать жизнь взрослых, формируя коррекционно-компенсаторные навыки и умения;
— наблюдение за жизнью и действиями взрослых, чтение художественной литературы, разыгрывание небольших инсценировок.
Проведение специальных пропедевтических (индивидуальных и групповых) занятий по обучению детей игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет
Формирование элементарных математических представлений
— учить детей понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях;
-учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства: круг, овал, треугольник, прямоугольник — сенсорные эталоны плоскостных предметов; куб, шар, эллипсоид, цилиндр, параллелепипед (брусок), конус — сенсорные эталоны объемных тел;
— уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей за счет включения сохранных анализаторов и речи;
-задачи на сложение и вычитание следует решать с опорой на практические действия с реальными предметами или их изображениями.
Обогащение, расширение чувственного опыта детей, что позволяет избежать появления вербализма математических представлений.
— на всех этапах обучения необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки;
— при формировании изобразительных навыков выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития;
— к оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально.
Формирование у детей реальных образов окружающего мира.
Занятия связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и формированием элементарных математических представлений.
Ознакомление с окружающим миром
— в период дошкольного возраста нужно учить правильно выделять важные, существенные признаки и свойства предметов;
— наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что позволяет им соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира;
— работа по расширению и систематизации представлений об обществе, природе, некоторые математические и эстетические знания;
Наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, рассматривание различных видов наглядности, слушание записей и т. п.
— обращается внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей, что не только обусловливает интерес к самим занятиям, но и имеет большое коррекционно-воспитательное значение, а также помогает преодолению отрицательных переживаний;
— формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на много-функциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной;
— в музыкально-ритмических упражнениях полезно использовать ленты, флажки, обручи, мячи и др.
Слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения
П ре вентивная (предупреждающая) направленность
позволяет ре шать задачи опережающего характера по предотвращению откло нений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения
Успешность коррекционной работы в этом случае зависит от сроков выявления детской патологии и своевременной организа ции коррекционной помощи в семье или в условиях специального дошкольного учреждения. При этом важно спрогнозировать резуль таты коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и ста новлении личности ребенка не только на ближайшее будущее, но, исходя из прогноза восстановления, сохранения и развития зре ния, определить дальнейшие перспективы его социальной адапта ции, абилитации или реабилитации
П ринцип пропедевтической направленности коррекционной работы
Осуществление его позво ляет подготовить ребенка с нарушением зрения к различным видам детской деятельности: игре, занятиям, труду. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения существуют специфические труд ности чувственной ориентировки, необходимо обеспечить им раз личные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, применительно к овладению рисованием, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений. Таким образом, формируются те социально-адаптивные навыки, которые позволяют детям, занимаясь той или иной конк ретной деятельностью, успешно опираться на сохраненные анали заторы, речь и мышлени и
пропедевтическое значение коррекционной ра боты состоит в сближении ребенка с нарушением зрения с окру жающим миром, в подготовке к обучению, воспитанию у него спе циальных социально-адаптивных способов ориентации при овладении теми или иными знаниями, навыками и умениями
П ринцип преобразующей, трансфор мирующей направленности коррекционной работы
Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности
К огда у детей появляются специ альные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций, и недостаточность зре ния восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анали заторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций.
П ринцип дифференцированного подхода к коррек ционной работе
О рганизуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, ха рактера зрения и уровня развития познавательных возможностей
Следует выделить группу слепых и слабовидящих, а также де тей с косоглазием и амблиопией, поскольку у последних наблю даются свои специфические трудности ориентации в окружающем мире и способах познания
П ринцип оп тимальной информационной наполненности коррекционной рабо ты
Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания кор рекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соот ветствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества
Все ее формы и средства должны служить обеспечению наи более полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей. Познавательный про цесс у ребенка с патологией зрения значительно обеднен. Имен но в этих условиях информационный дидактический материал может иметь большое коррегирующее влияние
П ринцип единства педагога и ребенка,
1)адекватность со держания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; 2) оптимальная направленность коррекционной работы и ее про цессов на достижение объективно обоснованных целей; 3) обеспе ченность практического взаимодействия ребенка с реальным ми ром
Особое значение для коррекционного воздействия имеет вза имопонимание между педагогом и ребенком. Педагог внимательно изучает ребенка и помогает ему в процессе организованной дея тельности, которая строится с учетом его интересов, склонностей и познавательных возможностей. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью
1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2013. – с. 174 – 190
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Чем можно помочь на уроке ребенку с нарушением зрительного восприятия
Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно – практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
В познании окружающего мира ребёнком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно оно даёт возможность слабовидящему ребёнку получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нём предметах.
Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учётом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.
На коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создаётся положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они ‘являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что даёт им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.
Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально – волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера.
Понимание этих особенностей поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или скорригировать негативные проявления в развитии личности ребёнка.
Следует знать, что в 3–5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается «невроз адаптации». Это период физического и психического приспособления ребёнка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость. У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта.
Это связано с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого – хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой.
Е.Н. Подколзина, З.Н. Тюбекин, Г.В. Григорьева приводят данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией, которые позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как со слепыми и слабовидящими детьми коррекционно-педагогической работы.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует также экспериментальные и авторские материалы.
Знакомство тифлопедагога с ребёнком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребёнка, его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребёнка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребёнка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребёнку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Следует учитывать, что уже в процессе обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребёнком хороший контакт, расположить к себе, заинтересовать в занятиях. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
• формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
• формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
• обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно – практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для слабовидящих детей) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
• развитие зрительного восприятия;
• развитие осязания и мелкой моторики;
• ориентировка в пространстве;
• социально – бытовая ориентировка.
Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определённых навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, – в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.
Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).
Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления). В зависимости от сложности заданий, от интенсивности зрительной нагрузки проводят иногда не одну, а две физкультминутки.
Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).
Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).
Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учётом возраста детей.
Чем можно помочь на уроке ребенку с нарушением зрительного восприятия
Аннотация: Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
Статья:
Введение
В современных коррекционных учебных заведениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.
При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
Основной целью организации учебной деятельности является обеспечение полноценного образования учащихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения. Главной целью правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.
Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Составляя учебный план, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения зрительных расстройств у школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
к освещению и учебному оборудованию;
к организации учебных занятий, имея ввиду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию правильного наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии со зрительной патологией), правильное цветовое оформление помещений, соблюдение режима зрительных нагрузок и режима дня.
Раздел 1. Офтальмо-гигиенические мероприятия в процессе воспитания и обучения слабовидящих и учащихся с функциональными расстройствами зрения
1.1 Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями
В современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. В данном разделе будет освещен патогенный фактор в развитии зрения у детей.
На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.
1.Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.
2.Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05-0,4 ( в условиях оптической коррекции).
При данной патологии, важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.
3.Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.
Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.
1.2. Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения в образовательных учреждениях
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством:
Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;
Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;
Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;
Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;
Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;
Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;
Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;
Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.
Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.
Раздел 2. Офтальмо-гигиенические основы организации учебной деятельности детей с нарушением зрения
2.1 Офтальмо-гигиенические особенности режима учебных занятий
Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна соответствовать количеству часов, предусмотренному Типовыми учебными планами специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик. Превышение общей продолжительности занятий, установленной учебными планами, недопустимо. Начало и окончание учебного года, сроки и продолжительность каникул, проведение экзаменов, учебной практики должны полностью соответствовать срокам, установленным для массовых общеобразовательных школ. При организации учебных занятий в течение дня, недели, года, в связи с повышенной утомляемостью учащихся следует исходить из оптимального соотношения и чередования различных предметов по трудности, характеру и степени зрительной нагрузки.
При составлении расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:
— уроки физической культуры планировать на третьи и четвертые часы;
— сдвоенные уроки предусматривать только по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении контрольных работ; их не следует ставить на последние уроки.
При составлении расписания уроков в течение учебной недели рекомендуется:
— равномерно распределять предметы с большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;
— контрольные работы во всех классах, шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы;
— включать уроки физкультуры и труда в середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности учащихся;
— предусматривать 1 раз в неделю (желательно в четверг) «облегченный день» учебных занятий для учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии.
Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение.
В связи с этим необходимо обеспечить:
— проведение во всех классах в течение урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;
— соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.
Для снятия утомления, наступающего во время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:
— исключить во время перемены чтение книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком расстоянии.
Домашние задания следует предусматривать с учетом возможности выполнения их в пределах:
При этом также должен строго соблюдаться режим непрерывной зрительной нагрузки.
Безусловно, важен и статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения, отражающем смену покоя и двигательной активности с максимально возможным удовлетворением последней. Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный и долговременный периоды, совершенствованию физического развития во всех его аспектах, профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию зрительной работоспособности ребенка. Во время занятий статического плана педагог должен следить за правильной осанкой учащихся во время письма, предлагать детям менять позу, в середине занятия должна быть проведена физкультминутка. Эти мероприятия должны быть направлены на предотвращение чрезмерного утомления мышц спины, шеи, что в свою очередь приводит к нарушению кровотока и иннервации коры головного мозга и глаз. Нарушения осанки может привести к наступлению быстрого общего утомления, на фоне которого развивается зрительное утомление.
2.2 Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся.
Несомненно, что к важнейшим аспектам организации зрительной работы относится достаточная освещенность рабочего места. Свет, его качество и сила играют важную роль в зрительном процессе. Хорошее освещение мест жизнедеятельности ребенка и рабочих зон учащихся обеспечивает успешность получения зрительной информации, и ее переработки, что в свою очередь положительно влияет на успешное выполнение любой деятельности, в том числе учебной.
Особенности естественного освещения.
Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств (подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из хлопчатобумажных тканей).
Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:
— ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;
— не ставить столы и парты в простенки между окнами;
— не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;
— следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.
Особенности искусственного освещения.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС), «тепло-белого» света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное освещение классной доски.
В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 лк на полу по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. Обязательно должно присутствовать устройство искусственного освещения школьного участка.
Для слепых рекомендуются одноместные столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по Брайлю.
Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. Парты (столы) устанавливаются вдоль класса в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение парт (столов) в зависимости от характера занятий с целью обеспечения наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий.
2.3 Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу
А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный). Рекомендуется, чтобы у слабовидящих имелись индивидуальные фоны (например, листы из плотного цветного картона или двусторонние фланелеграфы, размером 25х35 см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия. Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности.
Важно развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.
Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием. Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.
Соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу поможет снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.
2.4 Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий
Большое значение имеет организация занятий. На занятиях слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств, для озвучивания обязательных занятий.
З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.
Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с нарушенным зрением как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
Физическая культура в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей является одним из важных средств, всестороннего развития учащихся и подготовки их к трудовой деятельности, а также как средство коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений. Основной формой работы по физическому воспитанию являются уроки физкультуры, проводимые по специально разработанным программам.
Допустимая физическая нагрузка на уроках должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года индивидуально для каждого учащегося. Для детей с отклонениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы предусматриваются занятия по лечебной гимнастике (ЛФК).
В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
Правильная и тщательная организация занятий будет способствовать соматическому и физическому здоровью, психоэмоциональному тонусу детей, эффективному обучению и усвоению знаний.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правильная организация учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.
Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, уменьшение плотности занятий, распределение уроков в зависимости от трудности предметов. Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.
Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.
Список использованной литературы и источников:
Белякова О.В., Ермолович З.Г. Особенности зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся и как беречь зрение в условиях образовательной интеграции// Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения. – Минск.: НИО, 2004.
Волосовец Т.В. Методические рекомендации
по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении.- Письмо Минобразования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 (электронный ресурс http://www.kartyo.ru/korro/files/ant/Doc/68.htm).
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 2000.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учеб.- Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.