чем можно покрасить рога
Чем можно покрасить рога
вот такая тема:
кто нибудь знает,возможно-ли отбелить оленьи-лосиные рога?
кость в перекиси прекрасно отбеливается,а вот с рогами-проблема.
и какие красители применяют для тонировки и окраски кости и рога?
1. Беление кости. Чтобы сообщить пожелтевшей слоновой кости первоначальную белезину, практикуют один из следующих способов: а) Слоновая кость слегка покрывается тонким слоем скипидара и выставляется дня на 3 или 4 на солнце, б) Взбалтыванием перекиси водорода с эфиром или бензином приготовляют эфирный раствор перекиси водорода. Отделяют через делительную воронку и обрабатывают этим раствором перекиси водорода, содержащим приблизит. 50 (по объему) кислорода, кость или рог. Этим способом одновременно растворяется жир и подвергается белению кость. Однако этот способ очень дорогой, в) Сначала кости обезжиривают обработкой эфиром или бензином и затем кладут в водный раствор фтористой кислоты, содержащей 1 % безводной кислоты, г) Обработанные предварительно бензином или эфиром кости кладутся в теплое место; когда последние следы жирорастворителя исчезли, кладут кости в смесь равных объемов перекиси водорода и воды и держат в ней до тех пор, пока они не выбелятся. Затем их моют в чистой воде и сушат, д) Слоновую кость погружают на некоторое время в перекись водорода, после чего ее насухо вытирают. Чтобы ускорить процесс беления кости подвергают ее действию лучей синей кварцевой электрической лампочки (что употребляется для лечебных целей).
2. Отбелка пожелтевших клавишей музыкальных инструментов. а) Клавиши обмывают раствором соды и затем покрывают растертой с водой в кашицеобразную массу хлорной (белильной) известью, которая должна оставаться на клавишах в течение 8- 12 час. Затем клавиши вытирают мягкой тряпкой. Необходимо тщательно избегать соприкосновения с металлическими частями.
б) Клавиши непрерывно смачиваются водой, помещают под стеклянный колпак и подвергают в течение нескольких дней действию солнечных лучей.
в) Клавиши кладут в смесь из 1 скипидара и 3 спирта и подвергают действию солнечных лучей.
Все эти способы отбелки применимы вообще для пожелтевших изделий из слоновой кости.
Окрашивание или тонирование кости
Окрашивание кости заключается в изменении ее естественного цвета с помощью красителей. Существуют три вида окрашивания кости: тонировка (легкое изменение оттенка), поверхностное и глубинное окрашивание. При использовании красящих веществ в работе с костью мастеру следует помнить, что в его руках находится редкий естественный материал, который ценен своим отличием от всех других материалов. Любое применение красителя будет оправдано лишь в том случае, если оно подчеркнет и оттенит своеобразие материала.
Выбор материала для окрашивания зависит от замысла мастера, но есть и некоторые установившиеся правила. Так, кость редких видов лишь слегка тонируется. Поверхностное крашение применяется на небольших поверхностях кости, чаще этому подвергается кость кашалота или плотная цевка. Рецепты глубинного окрашивания кости были разработаны НИИ художественной промышленности специально для животной кости, в частности ее низких сортов, с целью обогащения декоративных свойств и увеличения сферы применения. Глубинное окрашивание кости — незаменимое подспорье в изготовлении оклейных изделий. Названными ниже красителями практически можно окрасить любое роговое образование (коровий рог, олений рог или китовый ус). Однако материал, имеющий активную природную окраску, уже не будет иметь той чистоты цвета, которую приобретает кость.
Все сорта кости сравнительно легко поддаются окрашиванию. Этому процессу предшествует обезжиривание, способ которого зависит от жирности кости. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования кости Шероховатости и царапины на ее поверхности недопустимы, так как они становятся очень заметны при крашении.
Тонирование кости
Перед окрашиванием кость обезжиривают спиртом. Тонируют изделия различными красящими веществами. Наиболее простым способом, но приемлемым лишь для резных изделий, которые не часто бывают в руках человека, является тонировка графитом. Грифель карандаша (чаще берут простой карандаш) мелко крошат лезвием. Полученный порошок втирают в резьбу марлевым, тампоном. С выпуклых плоскостей резьбы краситель удаляется. Тонировка, таким образом, подчеркивает глубину резьбы, ее тени.
Тонировать кость можно акварельными красками. Для равномерного окрашивания кость опускают на 3 — 5 мин. в насыщенный раствор краски. Окрашенное таким образом резное изделие нередко еще раз полируют на чистом тряпичном круге. Этот прием усиливает разницу в окраске поверхности и углублений резьбы. При тонировании изображения на гладкой пластине кости пользуются кистью. Контур при этом обводится клепиком или гравировальным бором, чтобы выделить силуэт цветного пятна. Тонировать кость можно и теми красителями, о которых речь пойдет ниже. Пользоваться ими необходимо более осторожно.
Поверхностное окрашивание
Предварительно кость обезжиривают спиртом или пергидролем. Поверхностное окрашивание производится с помощью естественных, природных красителей, готовых анилиновых красителей и простейших химических реактивов.
Наиболее древним способом, который хорошо сочетается с цветом кости, является окрашивание естественными красителями. Обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя. В промышленности в качестве красителя используют чай, реже — луковую шелуху. Чай дает коричнево- желтый цвет, луковая шелуха — красно-коричневый. Для получения настоя чай (луковую шелуху) заливают кипятком (1:3), закрывают крышкой и настаивают в течение 30 — 60 мин. Чтобы получить наиболее интенсивное по цвету и плотности покрытие, кость следует прокипятить в растворе в течение 30 — 40 мин. Можно тонировать кость таким красителем и с помощью кисти в три приема. Эти красители мало подвержены выгоранию.
Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители, которые применяются текстильной промышленностью для шерсти. Красители дают ровное плотное красочное покрытие яркого, чаще холодного цвета. Равномерное покрытие кости краской позволяет наносить на поверхность изделия рисунок процарапыванием фона «до бела». В результате на цветном фоне образуется белый рисунок.
К недостаткам анилиновых красителей относится то, что из-за яркого цвета их сложнее сочетать с естественным цветом кости, и их способность легко выгорать на солнце. Красителями, оставляющими на кости как бы легкие ожоги, являются марганцевокислый калий (марганцовка) и азотнокислое серебро (ляпис). Они более светостойки, чем анилиновые красители. Использование простейших химических реактивов при поверхностном окрашивании кости аналогично использованию их для глубинного окрашивания, разница лишь во времени нахождения кости в красителе. В зависимости от глубины окрашивания, которую хотят получить, кость держат в красителе от 3 до 7 ч.
Поверхностно окрасить можно и коровий рог. Расширение ассортимента изделий, более широкое применение прозрачного зеленого рога оправдывают такой художественный прием. Рог может быть окрашен марганцовкой (KMgО4 по ГОСТ 5777-71), которая разводится: 50 г. в литре воды, а температура красящего раствора доводится до 40 — 45°С. Могут быть использованы основные красители, например: основной родамин Ж по ТУ ГАП-У-15-66, основной коричневый 2К по ТУ МХП 443 — 41. Приготавливается раствор следующим образом: 10 г. порошка заливают горячей водой и кипятят 10 мин. Полученный раствор фильтруют через капроновую ткань. Изделия из рога или части их помещают в теплый (40 — 50°С) красящий раствор на 10 — 20 мин. Для удаления с поверхности рога излишков красителей изделия промываются холодной проточной водой. Сушка производится при комнатной температуре с целью предотвращения деформации. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
Глубинное окрашивание
Плотность кости и содержание в ней большого количества жировых веществ значительно затрудняют проникновение красителя в глубь кости, прокрашивание ее на большую глубину. В связи с этим кость для окрашивания выбирают особенно тщательно. Пластины кости не должны иметь заметные жировые пятна (серо-желтые потемнения на животной кости). Наиболее легко (без дефектов) окрашиваются пластины кости до 3 мм, поэтому рекомендуется заготовку пластины максимально приблизить к желаемому размеру.
Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой. Обезжиривание проводится в эмалированной посуде. На 2 — 3 л. воды расходуется 50 г. соды. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5 — 7 ч. По окончании процесса обезжиривания кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках.
Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Раствор должен покрывать пластины полностью и хорошо омывать их (чтобы избежать «склеивания» пластин, их располагают вертикально или помешивают). Окрашивание производится в эмалированной или стеклянной посуде в течение 7 — 12 сут. Теплый раствор несколько ускоряет процесс.
Рецепты приготовления красителей дают нам пять ярко выраженных цветов — синий, желтый, фиолетовый, зеленый и коричневый и различные их оттенки в зависимости от концентрации растворов и процентного смешения красителей. Разводят красители в холодной воде.
Приготовление красителей
Составные части красителя синего цвета: медный купорос и аммиак или нашатырный спирт. Компоненты смешивают в воде в пропорции: 1 ч. купороса на 6 — 9 ч. воды. В раствор добавляют аммиак до получения темно-синего цвета Появление творожистого осадка предупреждает о недостатке в растворе аммиака.
Для получения красителя желтого цвета в воде в той же пропорции, что и в предыдущем рецепте, разводится хромпик (двуххромовокислый калий).
Зеленый краситель — производный от красителей синего и желтого. Приготовляют исходные красители отдельно и затем смешивают из расчета 2 ч. синего на 1 ч. желтого.
Фиолетовый краситель — раствор хлористого кобальта.
Коричневый — производный от желтого и фиолетового красителей (2 ч. фиолетового на 1 ч. желтого).
Автор: А.А.Абросимова. Н.И.Каплан. Т.Б.Митлянская. «Художественная резьба по дереву, кости и рогу»
Как обработать рога?
Как обработать рога?
При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.
Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2—3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.
Как обработать рога?
Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.
Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.
При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.
Рога животных в интерьере
Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий — это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.
Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!
Поделки из рога крупного рогатого скота. Протрава, окраска и металлизация рога
Мы уже рассказывали на страницах сайта idea-master.ru о технологии обработки рогов крупного рогатого скота и поделках из коровьего рога (см. здесь). По просьбам наших читателей продолжаем начатый разговор и предлагаем вашему вниманию еще одну статью на данную тему.
Поделки из рога
Для поделок из рога применяют главным образом рога крупного рогатого скота. Первоначальная обработка рога состоит в освобождении его от кости, для чего рог вымачивают в воде 2. 4 недели, давая ему разбухнуть, затем отпиливают острый конец и удаляют кость. Далее, прикинув, какие изделия из того или иного рога можно изготовить, распиливают его вдоль или поперек на заготовки нужной длины. При поперечной распиловке получаются кольца, которые обычно выпрямляют. Для этого рог погружают в воду на 10. 15 дней, после чего кипятят на сильном огне. Чем старее рог, тем дольше он подвергается такой тепловой обработке. При кипячении полезно в воду добавить 1. 2% растительного масла или жира.
Достаточно размягчив рог, при помощи клещей кольца разгибают «в обратную сторону». Чтобы окончательно выпрямить роговые пластинки, их нагревают, например, в духовке, прессуют, заложив между металлическими досками (пластинами). Каждую выпрямленную заготовку, обрезают по форме будущего изделия, после чего ее подтесывают, выскабливают все неровности, кладут опять на несколько дней в воду, снова кипятят до полного размягчения и во второй раз кладут под пресс, предварительно смазав жиром и слегка подогрев.
Обработанные таким образом пластинки применяются исключительно для выделки гребней, расчесок, предметов украшения. Обычно для таких изделий подбирают воловьи рога, так как коровьи при обработке часто трескаются и ломаются. Из коровьих рогов предпочитают делать мундштуки, а также черенки для ножей или вилок. Некоторые изделия (пряжки, пуговицы) формируют из массы, приготовленной из стружек и обрезков рога.
Издавна из рога выделывали красивые и удобные гребни. Технология изготовления подобных гребней не очень сложная. Пластинку рога очерчивают по лекалу (выкройке гребня), отмечают с обеих сторон длину предполагаемых зубьев с помощью острого крючка или другого инструмента, после чего приступают к пропилке зубьев. Для машинной пропилки применяют специальные станочки с рамкой, в которой укреплены небольшие пилочки, число которых должно быть на и больше числа зубьев на гребне. Для ручной пропилки служит небольшая ручная пилка. При ручном формировании зубьев пластинку из рога зажимают в тисках, пилку держат в правой руке, а левой направляют ход пилы, придерживая при этом гребень. Все прорезы делают подряд, то есть один за другим. Ну а ширина и форма зубьев зависят от фасона и размеров гребня.
Пропилив зубья, гребни вымачивают в воде в течение 1 ч. Затем их кладут на стол и покрывают слоем мокрых роговых опилок. Это делают для того, чтобы гребень сохранял влажность до следующей операции — опиловки зубьев. Опиловку осуществляют мелким подпилком, при этом гребень зажимают в тисках так, чтобы доска гребня была скрыта в тисках, а наружу выступали бы одни зубья. Каждый зуб опиливают отдельно (сначала с одной стороны, а затем с другой). После такой обработки зубья должны быть гладкими, без зазубрин и шероховатостей, то есть не должны цепляться за волосы и задирать их. Поэтому зубья при опиловке даже несколько округляют.
Если во время пропиловки один из зубьев по неосторожности сломался, то этот зуб вырезают полностью, на месте выломанного зуба пропиливают тонкой пилой в пластинке гребня паз, в который вставляют другой зуб, сделанный особо. Зуб должен входить в паз очень туго, чтобы при дальнейшей обработке гребня он не мог выскочить.
При выделке женских гребенок, которые имеют изогнутую форму, требуемый изгиб придают с помощью деревянной болванки. Гребенку для этого предварительно нагревают на угольном жаре до размягчения, а затем оборачивают ее вокруг болванки и приматывают к последней довольно туго широкой тесьмой.
Готовые изделия шлифуют, обрабатывая изделие пемзовым порошком и толченым липовым углем. Делают это так. Пемзу необходимо предварительно пережечь, истолочь в порошок, а затем просеять через частое сито. Далее берут кусочек шерстяной материи, свертывают из него тампон и начинают шлифовать изделие сначала пемзой, а потом углем, смоченным в воде; затем оба порошка смешивают вместе и продолжают обработку поверхности, осуществляя шлифовку вдоль волокон рога, «налегая» на тампон возможно сильнее. Во время подобной отделки гребень следует располагать на доске, обтянутой кожей.
После шлифовки гребень окрашивают или же сразу полируют. Как и на последней стадии шлифовки полировку гребней всегда осуществляют только вдоль волокон. Для этого берут кусочек фланели и опускают его в уксус, в котором растворено немного поваренной соли с небольшим количеством роговых стружек. Затем на фланель наносят золу и начинают фланелью придавать блеск поверхности. На последней стадии обработки поверхность изделия протирают порошком мела. Хорошие гребни полируют с помощью политуры. Сделав небольшой тампон (для чего кусочек ваты придется обернуть тряпочкой), напитывают его политурой и полируют поверхность рога (вдоль волокон!).
Протрава и окраска рога
Для окраски рога в тот или иной цвет его подвергают протраве или обрабатывают анилиновыми красителями. Напомним, что окраску изделия ведут только после его шлифования.
Белая протрава. Так как окраска рога в цвета светлых тонов затруднительна ввиду того, что большей частью природный рог имеет темный цвет, изделиям из рога придают белый цвет. Для этой цели сурик (1 часть) и едкую известь (2 части) смешивают с раствором едкого калия примерно в соотношении 1:20 (смесь должна быть достаточно жидкой). Изделия погружают в эту смесь на 15. 20 минут, затем вынимают, слегка протирают шерстяной тряпкой и переносят в раствор 20%-ной соляной кислоты. Когда предметы побелеют, их вынимают и сушат в пшеничных отрубях.
Применяют и другой способ «отмывания». Очищенные от жира и промытые изделия выдерживают 20. 24 ч в 15%-ном растворе азотнокислого свинца, потом промывают и опускают на 1 ч в 5%-ный раствор соляной кислоты. После этого рог также приобретает белую окраску.
Цветные протравы. Рог белого цвета (протравленный или имеющий такой цвет от природы) достаточно легко окрасить в любой цвет с помощью анилиновых красителей. Для этой цели приготовляют раствор краски нужной концентрации, что зависит как от самого красителя, так и от тона окрашиваемого рога. Изделие погружают в раствор на 18. 20 ч. Если красильный раствор нагреть до 60. 80°С, процесс окраски сокращается до 2. 3 ч. При известном навыке, смешивая различные анилиновые красители, удается получить любой цвет с нужным оттенком.
Изделия из рога, и чаще всего гребни, для подделки под редкие сорта рога часто окрашивают в черный цвет. Лучший результат здесь дает окраска, осуществляемая по способу профессора Вагнера: к раствору из 1 части ртути и 1 части азотной кислоты приливают 4 части воды. В раствор погружают изделие на 10. 12 ч, после чего его промывают до тех пор, пока промывная вода не перестанет давать «кислую реакцию». Однако такая окраска обеспечивает рогу только красный цвет. Коричневую окраску изделия принимают в случае увеличения в протраве количества ртути. Для получения же черного цвета коричневые изделия еще на 1. 2 ч опускают в раствор, состоящий из 1 части серной печени, разведенной в 1000 частях воды. Далее изделие промывают чистой водой, потом водой с небольшим количеством уксуса и затем снова чистой водой. После сушки и полировки такие изделия принимают очень красивый вид, словно сделанные из рога буйвола.
Эффектно выглядят гребни, окрашенные «под черепаху». Изделия из светлого рога кладут на 5. 10 минут в разведенную дистиллированной водой азотную кислоту, взятых в соотношении 5:1. В результате поверхность изделия приобретает золотисто-желтый цвет. Затем изделие промывают водой и на его поверхность тряпкой наносят местами густую кашицу, полученную из гашеной извести и свинцового сурика, взятых в соотношении 4:1. При взаимодействии содержащейся в роговом веществе серы со свинцовым суриком покрытые кашицей места темнеют.
Заготовки для гребней из более темного рога большей частью протравливают «под черепаху» другим способом, в некоторых местах покрывая роговые доски тестообразной смесью из извести, свинцового сурика, поташа и воды, взятых в соотношении 3:1:2:20. Обработанную этой смесью заготовку выдерживают 1 ч в теплом месте. Чем больше в смеси поташа, тем темнее будут пятна.
Изделия из рога будут крепче
Чтобы поделки из рога (особенно гребенки) не так быстро ломались, смешивают азотную кислоту, 9%-ный уксус и водку, взятые в соотношении 2:2:20, оставляют в этом растворе изделие на 2 ч, после чего высушивают и опускают на 10 минут в смесь уксуса и водки, взятых в равных частях.
Металлизация рога
1-й способ. Изделия из рога обезжиривают, обтирая бензином или нагревая в растворе соды, затем опускают на 20. 24 ч в тепловатый раствор, содержащий 6 частей азотнокислого свинца на 50 частей воды. После приобретения металлического тона изделия переносят в 3. 5%-ный раствор соляной кислоты, после чего они становятся серебристо-белыми.
2-й способ. Изделия либо погружают в 2. 3%-ный раствор хлористого цинка, либо натирают щетками, смоченными этим раствором. Окраска получается желто-бронзовая.
3-й способ. Обработанные 2. 3%-ным раствором хлорной меди изделия приобретают черно-бронзовую окраску. Сушат изделия при 60°С. При последующем натирании сусальным золотом они принимают исключительно красивый вид.
Роговая масса
Заготовки черенков для ножей, ручек для зонтиков, набалдашников, мундштуков формируют из роговой массы.
Рецепт №1. Смесь из поваренной соли, винного камня, поташа, негашеной извести и воды, взятых в соотношении 1:2:20:40:120, кипятят в продолжение 30. 40 минут, затем прибавляют к смеси кусочки рога и варят состав до получения густой массы, которую выливают в предварительно смазанные маслом деревянные или глиняные формы. До окончательного затвердения массу можно прессовать, после затвердения ее разрешается обтачивать, как природный рог. При надобности массу можно окрасить в нужный цвет.
Рецепт №2. Отходы от обработки рога очищают кипячением в содовом растворе, обмывают, помещают в котел и заливают насыщенным раствором поташа и извести. После 2. 3 дней масса превращается в студень, после чего ее подогревают, выпаривают и прессуют в пластины. Высохшая масса обрабатывается, как рог.
Примечание. Несколько слов о названиях химических веществ, упомянутых в статье. Хочу пояснить, что винный камень — виннокаменная соль, выпадает при брожении виноградного сока весте с дрожжами. Едкая известь — смесь гашеной извести с едким натрием, которую (смесь) иногда называют «натронной/натровой известью». Поташ — углекислый калий, карбонат калия. Сурик (имеется в виду сурик свинцовый) — минеральный пигмент пурпурно-красного или оранжевого цвета, применяемый в производстве грунтов и антикоррозийных красок по железу. Сусальное золото — двусернистое олово, получаемое сплавлением олова, ртути, серы и нашатыря, взятых в соотношении 4:2:3:2 (части по массе). При сплавлении компонентов нашатырь и ртуть улетучиваются, а сусальное золото остается в виде красивых золотисто-желтых чешуек. Добавлю еще, что сусальным золотом называют тончайшие металлические листы золотистого цвета (собственно из золота, золота по серебру, сплава меди с цинком и др.), применяемые для декоративной отделки разных изделий, в том числе и поделок из рога.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях: |