чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель
Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель
Подробное решение параграф § 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина 2013
1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?
Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:
1. Удаленность территории от энергетических источников.
2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.
3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.
2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).
Южная Америка – сложна в освоении в силу непроходимости тропических лесов, наличия множества опасных животных – ягуаров, ядовитых пауков, анаконд, наличия паразитов и переносчиков инфекционных заболеваний (Амазония).
Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.
3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?
Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.
4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?
Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.
5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?
Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.
6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:
а) пустынных и полупустынных территорий
б) арктических и субарктических
в) предгорных и горных
г) сведения лесных массивов
д) Мирового океана (в том числе в пределах России).
1) строительство городов в странах Персидского залива
3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия
4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна
5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).
7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…
Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.
8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.
«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.
Современное освоение планеты
От естественных ландшафтов — к культурным
Одно из основных понятий в географии — ландшафт. Чаще всего под ним понимают участок земной поверхности, в пределах которого рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир тесно взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии.
На заре человеческой цивилизации Земля состояла почти полностью из естественных ландшафтов, практически лишенных следов деятельности людей. Впоследствии подавляющее большинство естественных ландшафтов перешло в категорию антропогенных, т. е. видоизмененных человеком. Однако степень и характер воздействия человека на естественные ландшафты могут быть разными. В отличие от естественных ландшафтов, где природные процессы саморегулируются, антропогенные ландшафты во многом регулируются человеком, и часто плохо.
Многочисленные примеры из новейшей истории свидетельствуют о развитии необратимых процессов в ландшафтах, в частности, в связи с изменением почвеннорастительного покрова. К сожалению, таких ландшафтов уже немало и в нашей стране. Поэтому будущее за культурными ландшафтами, т. е. ландшафтами, сильно и целенаправленно измененными деятельностью человека, ландшафтами оптимизированными, улучшенными в интересах общества. Создаваемый человеком ландшафт, продолжая развиваться по природным законам, приобретает новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием. При этом для культурного ландшафта характерно равновесное состояние системы, т. е. гармония между производственной деятельностью человека и природой.
В основе всех практических мер по оптимизации человеческого воздействия на природную среду должна лежать научная теория. В соответствии с ней формирование культурных ландшафтов должно вести к предотвращению нежелательных природных явлений (смыва почв, эрозии, заболачивания, наводнений, обмеления рек, загрязнения воды и воздуха, почв и т. д.), обеспечению максимальной производительности возобновимых природных ресурсов (главным образом, биологических), эффективному использованию не загрязняющих среду источников энергии, оптимизации санитарно-гигиенических условий природной среды.
Неустранимых противоречий между обществом и окружающей средой не существует. Поэтому достижение гармоничных отношений между обществом и природой и возможно, и необходимо.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ — ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НОВОЙ ЭПОХИ ИНТЕНСИВНОГО ОСВОЕНИЯ ПЛАНЕТЫ, ОСНОВАННОГО НА КОЛЛЕКТИВНОМ РАЗУМЕ, НА ХОЗЯЙСКОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ.
Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Культурный ландшафт.
1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?
2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель в Африке, Южной Америке и Австралии?
3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70 — 80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?
4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно повлияли на изменение аридных ландшафтов в Африке?
5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным? Если нет, то что необходимо сделать, чтобы преобразовать их в культурные?
6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет: а) пустынных и полупустынных территорий; б) арктических и субарктических; в) предгорных и горных; г) сведения лесных массивов; д) Мирового океана (в том числе в пределах России).
7. «Безмерные возможности планеты — неумный и вредный миф. Мы живем на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной» — так писал один из крупнейших отечественных учепых-экологов Н. Ф. Реймерс. Другой известный наш ученый — С. С. Шварц заметил: «Истинный прогресс возможен только в единстве природы и науки. Человеку не стоит брать функции биосферы на себя, ему надо пытаться облегчить ей работу». Конкретизируйте эти мысли ученых.
8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт»; проанализируйте их. Какое вам ближе и почему? Попробуйте раскрыть понравившееся вам понятие, используя стихи, фотографии, рисунки, материалы Интернета, свои доводы.
1) «Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую паши вкусы, ценности, устремления и страхи, его можно читать как книгу». (Видаль де ля Благи, французский географ.)
2) «Культурный ландшафт — это искусственный ландшафт, который человек создает, преобразуя природу, с тем, чтобы обеспечить себя краткосрочными запасами продовольствия, убежищем, одеждой и развлечениями». (К. Солтер, английский географ.)
3) «Культурному ландшафту должны быть присущи два главных качества: а) высокая производительность и экономическая эффективность, б) оптимальная экологическая среда для жизни людей». (И. Г. Исаченко, отечественный географ.)
Конспект урока «Современное освоение планеты»
C овременное освоение планеты (10 класс)
— изучение картины современного освоения планеты;
— формирование знаний о причинах неравномерного освоения территорий и акваторий планеты;
— определение географических понятий «ландшафт», «естественный ландшафт», «антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт»
1. Организационный момент
2. Повторение:
— Перечислить методы исторической географии
— Для чего нужно изучать географию прошлого?
— К каким последствиям привело хозяйственное освоение человеком планеты Земля?
— Дать определение «Ойкумена»
3. Актуализация знаний
Задание: Путём «наложения» карты учебника на стр.9. рис.2 «Заселённость континентов Земли» на карту атласа 7 класс стр. 14-15 «Природные зоны мира», определить:
1. Почему в Гренландии, на западе США, в Австралии, на севере Африки, в Центральной Азии существуют необжитые и слабо обжитые территории? ( Недостаток солнечного тепла; Многолетняя мерзлота; Заболоченность; Аридность климата; Гористость; Повышенная сейсмичность и т.д.)
Вступительное слово учителя: По имеющимся оценкам, в конце ХХ столетия площадь ойкумены занимала от 50 до 75% суши
Задание: В тексте раздела «Освоение новых территорий и акваторий» найти ответы на следующие вопросы:
1. Почему на территории планеты существуют необжитые и слабо обжитые территории?
2. С какой целью человек в эпоху НТР осваивает необжитые и слабо обжитые территории?
3. В каких государствах мира, и с какой целью, осваиваются околополярные территории?
4. Какие ресурсы Мирового океана вовлекаются в орбиту экономической деятельности человека?
5. За счёт чего Ойкумена раздвинула свои границы? ( Ойкумена раздвигает свои границы за счет освоения пустынь и полупустынь, арктических, субарктических, горных регионов, пространств Мирового океана)
Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Вы на карту мира давно смотрели?
2. Экстенсивная система земледелия, не позволяющая интенсивно использовать существующие земельные угодья.
3. Освоение земель началось относительно поздно (относительно Западной Азии или Европы, например).
Самый крупный полуостров Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Африки, Австралии?
Самый крупный полуостров Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Африки, Австралии.
Сходства и различия Африки Австралии Южной Америки?
Сходства и различия Африки Австралии Южной Америки.
ШИРОТА И ДОЛГОТА АФРИКИ, АВСТРАЛИИ, АНТАРКТИДЫ, ЮЖНОЙ АМЕРИКИ НА КАРТЕ?
ШИРОТА И ДОЛГОТА АФРИКИ, АВСТРАЛИИ, АНТАРКТИДЫ, ЮЖНОЙ АМЕРИКИ НА КАРТЕ?
Самый высокий горный хребет Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия?
Самый высокий горный хребет Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия.
Доказать, что Африка, Южная америка и Австралия были частями одного континента?
Доказать, что Африка, Южная америка и Австралия были частями одного континента.
Почему в Южной Америке климат не такой жаркий, как в Африке и Австралии?
Почему в Южной Америке климат не такой жаркий, как в Африке и Австралии?
Крупные формы рельефа Евразии, Африки, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды, Австралии?
Крупные формы рельефа Евразии, Африки, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды, Австралии.
Черты различия в рельефе материков Африки Австралии Южной Америки?
Черты различия в рельефе материков Африки Австралии Южной Америки.
Какие народы живут в материках евразия, африка, австралия, южная америка, северная америка?
Какие народы живут в материках евразия, африка, австралия, южная америка, северная америка.
Климатические условия это погодные условия. А агроклиматические возможно учитывают также условия ведения аграрной деятельности.
Состоаляет 350сотых воды.
Да, это правда у животных также как и у человека.
«США находятся на материке СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА в основном в его ЦЕНТРАЛЬНОЙ части. В состав США входят 50 штатов. Выделяют три территории : основная материковая часть, крайний северо – запад с полуостровом АЛЯСКА(штат АЛЯСКА) и ГАВАЙСКОГО острова (шта..