чем моют полы в общепите
Как поддерживать чистоту в заведениях общепита
Сотрудники Нежного бульдога, Вафл стрит и Белой вороны рассказали про уборку в кафе и ресторане.
В небольших кафе за порядок отвечают официанты или бармены и сами повара, в ресторанах — уборщики, официанты и мойщики посуды. Помещение поделено между сотрудниками — каждый следит за чистотой своей зоны.
Виды уборки
Поддерживающая уборка — в зале, на кухне и санузлах. Официанты отвечают за протирание столиков и посуды, чтобы не было разводов, уборщицы — за чистоту пола и санузлов, повара — за свое рабочее место, мойщики — за посуду.
Помещения проветривают в отсутствии гостей, в остальное время работает вентиляция.
После смены готовят зал и кухню к следующему дню.
1. Меняют скатерти, салфетки, бумагу, мыло, полотенца.
2. Пылесосят ковры и мягкую мебель.
4. Полируют блестящие поверхности.
5. Чистят и дезинфицируют кухонные плиты, духовые шкафы.
6. Моют пол и стены.
7. Дезинфицируют уборные.
8. Протирают зеркала.
9. Прибираются на территории: выносят урны, подметают парковку.
Генеральную уборку раз в месяц проводят сотрудники заведения или клининговая компания.
2. Моют окна и стены.
3. Делают химчистку мебели, ковров и удаляют пятна
4. Чистят осветительные приборы, кухонные вытяжки, холодильники.
5. Моют и дезинфицируют барную стойку, шкафы и полки.
Фасад раз в год моет клининговая компания.
Инструменты и средства
Для влажной уборки, мытья посуды и оборудования используют дезинфицирующие моющие средства для пищевой промышленности.
«Ника» — для посуды, оборудования и рабочих поверхностей
Для мытья посуды предназначены посудомоечные и котломоющие машины или специальные ванны — с двумя отсеками для стеклянной посуды и столовых приборов и тремя отсеками для столовой посуды. Вымытые столовые приборы ошпаривают кипятком и просушивают на решетчатых полках. Котлы — подносы, сковороды и кастрюли моют в отдельной ванне.
Моечная ванна с тремя отсеками — для мытья, дезинсекции и ополаскивания
Моечная ванна с двумя отсеками
Есть отдельное моющее средство, салфетки, мопы тряпки для каждой зоны уборки — кухни, зала, санузла и для каждой поверхности — ковровой, пластиковой, зеркальной, хромированной.
Салфетки нужны для очистки поверхностей от пыли и для их полировки.
Тряпки и мопы нужны для мытья полов, стен и окон.
Определённый цвет мопа или салфетки соответствует зоне уборки и тому моющему средству, которое на ней применяется.
Салфетки для разных зон Эколаб
Мопы — тканевые насадки на швабру с длинной ручкой — используют для протирания полов, стен, окон и труднодоступных мест под мебелью.
Бытовую технику — холодильные камеры, кофемашины, посудомоечные машины — обслуживает сервис, не входящий в штат кафе или ресторана.
Чистоту в кафе и ресторанах работники поддерживают своими силами и по необходимости обращаются к техническим и клининговым службам.
Все, что нужно знать повару об уборке рабочего места
Рабочее место повара должно содержаться в чистоте. За ее поддержание ответственен сам сотрудник.
Часть обязанностей перекладывают на уборщика, но некоторые мероприятия должен выполнять непосредственно повар.
О том, какие требования предъявляют к уборке рабочего места повара, читайте в статье.
Чем регулируется?
Уборка рабочего места повара регулируется СанПиН 2.3.6.1079-01. В документе прописаны санитарно-гигиенические требования, которые должны выполнять все сотрудники общепита. Их основная цель – поддержание чистоты и исключение вероятности пищевого отравления служащих и посетителей учреждения.
Если будут обнаружены нарушения, в том числе, на рабочем месте повара, учреждению грозит штраф. В случае серьезных погрешностей, возможно закрытие заведения.
Что касается уборки рабочего места повара, то перечень мероприятий перечислен в должностной инструкции. Такой документ не относится к обязательным, но он есть в большинстве организаций общепита.
Бумага позволяет скоординировать действия персонала и грамотно выстроить рабочий процесс. Документ может быть составлен юристом, секретарем или руководителем организации.
Общие требования к проведению текущей и генеральной
На предприятии общепита должна проводиться как текущая, так и генеральная уборка. Текущая выполняется ежедневно, а генеральная согласно намеченному заранее графику, но не реже 1 раза в месяц. При необходимости выполняют дезинсекцию и дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов).
Список мероприятий по ежедневной уборке:
Обязательно поддерживается порядок в кухонных цехах, на баре, в вестибюле, в зале и санузлах. Обработку выполняют с использованием дезинфицирующих средств.
Генеральная уборка предполагает расширенный список действий. Это довольно трудоемкое занятие, в котором принимает участие весь персонал.
Помимо перечисленных мероприятий, список дополняют следующими видами работ:
Правила наведения порядка
Правила приведения рабочего места в порядок распространяются не только непосредственно на тот стол, за которым работает повар. Есть отдельные нормативы по мытью посуды, кухонного инвентаря и оборудования. Их обязан знать и соблюдать каждый повар.
Мытье посуды
Механическая мойка посуды осуществляется в профессиональных моечных машинах. Используют технику в соответствии с имеющейся инструкцией. Однако без ручной обработки обойтись не удастся.
Порядок ее выполнения:
После завершения рабочей смены посуду дезинфицируют, вместе со столовыми приборами. Если в процессе мытья обнаруживают изделия с трещинами, сколами или иными дефектами, их утилизируют. Продолжать использовать такую посуду нельзя.
Для мытья бокалов, кружек и стаканов применяют шприцевальные установки. Если в учреждении отсутствуют профессиональные мойки, то после ручной обработки столовые приборы прокаливают в духовых или сухожаровых шкафах не менее 10 минут.
Кухонный инвентарь
Правила по уборке и хранению кухонного инвентаря:
Разделочный инвентарь обязательно подлежит маркировке:
Оборудование
Основные правила ухода за оборудованием:
Полы на предприятии общепита моют 2 раза в день. Для выполнения уборки рекомендуется использование мыльно-содового раствора, для приготовления которого потребуется 10 л воды, 200 г мыла и соды.
Уборка после смены
Уборка рабочего места после смены включает в себя следующий список мероприятий:
После завершения смены повар должен переодеться и сложить в шкаф свою униформу. Менеджер обязательно контролирует качество уборки.
Чистка мест хранения продуктов
Главное место хранения продуктов на кухне – это холодильники. Они должны содержаться в чистоте, поэтому для их разморозки, уборки и дезинфекции существуют отдельные правила.
В процессе проведения работ выполняют следующие мероприятия:
Ревизию проводят не реже 1 раза в неделю, а размораживание каждые 3 месяца. Шкафы для хранения продуктов перебирают и моют 1 раз в неделю, удаляют с них пыль и жировой налет ежедневно.
Гигиена и внешний вид
Правила личной гигиены повара:
До работы не допускают поваров с признаками инфекционных заболеваний.
Рабочая одежда и правила ее использования
Правила ухода и использования рабочей одежды:
Заключение
Уборка рабочего места повара включает в себя огромный перечень мероприятий, которые должны проводиться с определенной периодичностью. Только при выполнении всех требований на кухне будет поддерживаться чистота, и соблюдаться санитарно-гигиенические требования.
Рекомендации Роспотребнадзора для общепита
В настоящее время после длительного простоя открываются кафе и рестораны, а их владельцы и управляющие, вынуждены задавать себе вопросы:»Как правильно запуститься так, чтоб, в целом, соответствовать требованиям РПН?», «Что мне нужно сделать, чтоб работать по новым правилам, да и какие они?» Если мы откроем документ Роспотребнадзора «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания» (в условиях сохранения рисков распространения covid-19), то увидим длинный перечень требований. Пункты 3,6,7,8,9, 13 и 14 напрямую связаны с применением моющих и дезинфицирующих средств. Ниже в статье мы дадим наши комментарии и рекомендации.
В данном пункте речь идет о том, что используемое на входе антисептическое средство должно быть эффективно против вирусов (в первую очередь, против Covid-19, разумеется), что должно быть подтверждено разрешительными документами. Один из таких антисептиков, который удовлетворяет всем требованиям – ХИМИТЕК АНТИСЕПТИК-ГЕЛЬ. В качестве действующих веществ содержит изопропиловый и пропиловый спирты (не менее 70% по массе), алкилдиметилбензиламмоний хлорид. Он эффективен в отношении вирусов (в т.ч. против Covid-19), бактерий, микобактерий туберкулёза, грибов, не оказывает пересушивающего, аллергического и раздражающего действия на кожу. Обладает пролонгированным антимикробным действием в течение 3 часов.
Вирулицидное действие – это способность химических соединений инактивировать вирусы. Вирусы обладают разной устойчивостью к действию дезинфицирующих средств. Устойчивость вирусов к дезинфектантам и антисептикам определяется их структурой и химическим составом. Более устойчивы к действию ДС вирусы без липидсодержащей оболочки, например, пикорнавирусы, парвовирусы. Вирусы с липидсодержащей оболочкой, например, вирусы гриппа, герпеса, ВИЧ и коронавирус относительно легко инактивируются.
Т.е. речь идет о том, чтоб применяемый дезинфектант гарантированно уничтожал Covid-19, для этих целей мы рекомендуем использовать средство ХИМИТЕК ПОЛИДЕЗ-ЭКСПРЕСС- жидкий спиртовой дезинфектант. Предназначен для экспресс-дезинфекции небольших по площади, а также труднодоступных поверхностей. В качестве действующих веществ содержит изопропиловый и пропиловый спирты (не менее 70% по массе), т.е. гарантированно инактивирует Covid-19.
Применение для проведения дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к применению в организациях общественного питания, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях
Здесь тоже все просто: все применяемые средства должны быть разрешены к применению в кафе и ресторанах, а в разрешительной документации должны быть указаны режимы работы с вирусами. Все предложенные в статье средства разрешены к применению и имеют соответствующие режимы.
Если у вас установлена посудомоечная машина, то для мойки посуды в соответствии с п.13 рекомендуем воспользоваться средствами ХИМИТЕК КУХМАСТЕР-ПРОФИ в качестве моющего средства и ХИМИТЕК КУХМАСТЕР-ОПОЛАСКИВАТЕЛЬ для ополаскивания посуды
Для санитарной обработки посуды в случае, если на вашей кухне нет посудомоечной машины, согласно п.14, рекомендуем использовать средство ХИМИТЕК КУХМАСТЕР, а для дезинфекции средство ПОЛИДЕЗ®- нейтральное дезинфицирующее средство. Средство активно в отношении бактерий (включая бактерии туберкулёза), вирусов, грибов. Действующие вещества (ДВ): перекись водорода и четвертичные аммонийные соединения (ЧАС).
Если вы хотите получить дополнительную информацию, также, рекомендуем для прочтения нашу статью: «Уборка в ресторанах: поддержание санитарии и гигиены»
Все упомянутые в статье средства зарегистрированы в установленном порядке и имеют разрешение для использования в организациях общественного питания, в соответствии с п.8 методических рекомендаций Роспотребнадзора МР 3.1/ 2.3.6.0190 – 20.
Дезинфицирующие и моющие средства в общепите
Санэпидрежим в общепите
В комплексе мероприятий по соблюдению санэпидрежима в заведениях общепита ключевое место занимает проведение дезинфекции, основной задачей которой является уничтожение микробов на объектах для предотвращения заражения потребителей инфекционными заболеваниями. Так, на предприятиях общепита дезобработке подлежат:
Дезинфекция осуществляется с помощью моющих и дезинфицирующих средств. При этом согласно санитарному законодательству применяться могут исключительно дезсредства для общепита, разрешенные Роспотребнадзором.
Дезинфекция поверхностей
Согласно вышеупомянутому СанПиНу все помещения заведения общепита должны содержаться персоналом в чистоте. А это означает, что в помещениях нужно регулярно осуществлять уборку с моющими и дезинфицирующими средствами. Текущую уборку персонал проводит не реже двух раз за день, но как показывает практика, ее проводят гораздо чаще — по мере загрязнения. Каждый месяц в заведении осуществляется генеральная уборка.
Уборка банкетного зала проводится влажным способом несколько раз в день. Для осуществления этой задачи рекомендуем использовать моющее средство «Проклин Олдей». Это средство идеально подходит для мытья пола, стен, мебели и при этом очень экономно в использовании. Обеденные столы персонал должен убирать после каждого посетителя. При этом стоит отдавать предпочтение дезсредствам с коротким временем экспозиции. Так, дезинфекцию обеденных столов можно проводить путем их протирания ветошью, орошенной дезсредством «Септолит Экспресс».
Текущую уборку производственных помещений проводят дважды в день с мытьем полов, стен, дверей. Рабочие поверхности моют с моющими средствами при их загрязнении. Под конец дня все рабочие поверхности обрабатываются дезсредствами с последующим промыванием горячей водой. Средства дезинфекции пищевого оборудования можно купить на сайте septolit.ru.
Для дезобработки поверхностей в производственных помещениях рекомендуем использовать:
Вспомогательные помещения также необходимо убирать ежедневно. При этом для уборки помещений различного предназначения должен использоваться отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Под конец дня инвентарь обеззараживают путем погружения в дезсредство.
Дезинфекция посуды
К дезинфекции посуды санитарные службы выдвигают строгие требования, поскольку через загрязненную посуду могут передаваться кишечные инфекции. В заведениях общепита допускается мытье посуды ручным и автоматизированным способами. Для мытья посуды руками рекомендуем использовать средство для мытья посуды «Проклин» с антимикробным эффектом, для мытья в посудомоечных машинах — моющее средство «Проклин ДПМ».
Ручным способом использованную посуду моют в трехсекционных ваннах согласно такой схеме:
В конце дня всю посуду персонал обеззараживает путем погружения в рабочий раствор дезсредств. Для дезинфекции посуды отлично подходят дезсредства «Септолит Лайт» и «Септолит Плюс».
Обработка рук персонала
Именно загрязненные руки наиболее часто являются фактором передачи инфекционных заболеваний, поэтому персонал должен следить за чистотой рук. В частности, сотрудники общепита должны мыть руки:
На кухне всегда должны присутствовать средства для обработки рук. В общепите можно использовать как мыло, так и кожные антисептики. Флакон с антисептиком можно расположить прямо возле рабочего места с помощью настенных держателей. Для обработки рук рекомендуем использовать жидкое мыло с антибактериальным эффектом «Септолит» и кожный антисептик «Септолит антисептик».
СанПиН — 2021: что изменилось для общепита
Ближайшие 6 лет — до 1 января 2027 года — будут действовать новые санитарные требования. Они не только учитывают существенные изменения, которые за последние десятилетия произошли в сфере общепита, но и дают некоторые послабления небольшому бизнесу.
Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания.
В действующих с 1 января 2021 года правилах учтены новые форматы бизнеса, которые сегодня активно развиваются: кейтеринг, доставка, продажа навынос.
Рассмотрим все новшества по порядку:
Особенности новых санитарных правил
В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.
Учет различных факторов
СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.
К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.
В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.
Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.
Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.
К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.
Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.
К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.
Презумпция добросовестности
Новые правила основаны на принципах ХАССП. Эта аббревиатура переводится с английского как анализ рисков и критические контрольные точки.
Предприятиям общепита предоставлены возможности для самостоятельного контроля своей деятельности. Но им нужно внедрять систему ХАССП (разрабатывается под конкретное предприятие) и расписывать все инструкции и требования. Игнорирование этого условия грозит штрафами по ст. 14.43 КоАП.
Семь принципов ХАССП
По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.
Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:
1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.
Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.
2. Определение критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.
3. Определение критических пределов для контрольных точек.
Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.
4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.
5. Формулировка корректирующих действий.
Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.
6. Ведение и учет документации.
Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.
7. Внедрение процедур проверки документов.
Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.
Плюсы новых санитарных правил для небольшого бизнеса
Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.
Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.
Важные изменения в санитарных правилах с 2021 года
В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.
С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.
Создавайте технологические карты блюд, контролируйте себестоимость блюда и наценку
Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте.
Отдельно прописаны требования к складским помещениям, где хранятся продукты. Они должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, а холодильное оборудование — контрольными термометрами.
На предприятиях общепита без цехового отделения, но имеющих дело с полуфабрикатом, работа с использованием сырья не допускается. То есть, если вы закупаете сырое мясо и овощи, у вас должен быть хотя бы один обрабатывающий цех.
Работники общепита должны предупреждать потребителя о наличии в готовой продукции ингредиентов, вызывающих аллергические реакции. Таким образом, если в меню указано, что посетитель перед заказом может уточнить состав блюда, то официанты должны очень хорошо знать ингредиенты, которые входят в то или иное наименование.
Если наименование блюд и кулинарных изделий в меню не соответствует их наименованиям в технологических документах, это считается нарушением.
Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд.
Повышенные требования к сотрудникам
Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.
До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.
Зачем нужен гигиенический журнал
В приложениях к СанПиН представлена форма Гигиенического журнала (сотрудники). Ее следует использовать, чтобы фиксировать результаты осмотра и опроса сотрудников.
В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела.
В отдельную графу вносится результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) – о том, допускается ли к работе или отстраняется от нее конкретный сотрудник.
Какие требования исчезли из СанПиН для общепита
В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.
Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.