суверенный госдолг россии что это

Госдолг России достиг 20,4 трлн рублей — это сколько?

Государственный долг — это сумма, которую федеральный бюджет задолжал гражданам и компаниям внутри страны, а также зарубежным компаниям — например, банкам или владельцам облигаций.

За первое полугодие 2021 года госдолг России вырос на 7,8% — или примерно на 1,5 трлн рублей — и составил 20,4 трлн. Такие большие деньги представить сложно, поэтому мы посмотрели, с чем можно сравнить эту сумму.

Бюджет России на 2021 год

Можно год не собирать никаких налогов и не продавать ресурсы за рубеж, а у государства все равно будут деньги на медицину, образование, дороги, армию и другие расходы

Годовой ВВП Финляндии

Если все жители этой страны целый год не будут ходить на работу, в экономике страны ничего не изменится. Зато граждане смогут хорошенько отдохнуть

85% долгов россиян перед банками

Можно уменьшить за счет государства долги россиян по ипотеке и потребительским кредитам почти в семь раз

185 млн iPhone 13 Pro Max

По одному смартфону для каждого россиянина, а детям — по два

Выручка РЖД за 11 лет и 3 месяца

Если государство компенсирует эти деньги РЖД, россияне смогут все это время бесплатно путешествовать по железной дороге, а компании — перевозить грузы

3,1 млн секций бетонного забора

Получится построить стену высотой 1,6 км вдоль всей сухопутной границы России — это 14,5 тысячи километров. Ни один нарушитель не пройдет

278,5 млрд порций борща

Хватит, чтобы все россияне целый год питались только этим блюдом — пять раз в день

Источник

Суверенный долг – что это такое?

В последнее время люди все чаще слышат это словосочетание. Но большинство понятия не имеют, что это такое. Если говорить простыми словами, то суверенный долг – внешний долг страны. Другими словами внешний означает, что деньги одалживаются не внутри страны, а у другого государства (возможно, у последнего более развита экономика).

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

Чтобы понять значение суверенного долга, следует более подробно разобраться в этом вопросе. Правительство одной страны берет кредит в другой под процент и обязано выплатить долг в срок. Страна, которая занимает деньги, выпускает определенные облигации и продает их. Деньги могут пойти куда угодно, например:

Если государство не способно выплатить долги своевременно, у него есть два выхода:

Если срок выплаты продлевается, будет произведена реструктуризация долга. Проводятся переговоры, на которых изменяются сроки и проценты. Возможно, часть долга будет списана. Порой в обмен долга государство отдает что-то равноценное, к примеру, пакет акций, который принадлежит стране.

Если государство не способно выплатить кредит, оно объявляет дефолт. Этим понятием называется несостояние выплатить долг, то есть банкротство. К примеру, в 1998 году Россия объявила дефолт, поскольку не смогла выплатить кредит. Но если говорить о сегодняшнем дне, у России есть долг, но она своевременно его выплачивает, даже несмотря на ситуацию в стране.

Зачем людям знать, что такое суверенный долг

В последнее время государственный долг становится одним из самых часто обсуждаемых вопросов. Порой люди неправильно объясняют ситуацию или манипулируют темой. Поэтому люди должны понимать, что такое суверенный долг и как эффективно им управлять, чтобы никто не мог их запутать. К тому же сейчас многие страны занимают деньги у других стран.

Может ли суверенный долг навредить людям

На самом деле, нет. Суверенный долг никак не вредит государству или обществу. Однако он может увеличить уязвимость страны к шоку (к примеру, валютный). Все страны мира пытаются уделить внимание оценке устойчивости суверенного долга. Пожалуй, самое важное значение не сам размер кредита, а его отношение к ВВП, поскольку последнее отображает возможности государства оплачивать долги, одновременно развивая экономику.

Зачем страны занимают деньги в других странах

Здесь все очень просто – экономический кризис. Однако на примере Украины можно заметить, что долг увеличивается во время финансового кризиса. Для стабилизации ситуации нужны деньги, которые можно взять только в другой стране. При этом если экономика страны не стабилизируется, долг будет расти. Он способен увеличиваться и в следующих случаях:

Перечисленные выше факты действительно имеют большое значение для любой страны. Они важны настолько, что правительство может взять деньги в долг, чтобы добиться определенных успехов в этих сферах. При этом зная, что в процессе финансирования проектов или проведения реформ могут возникнуть трудности, которые затруднять процесс возвращения долга.

В то же самое время люди понимают, что правильные инвестиции средств (которые были взяты в долг) действительно создают определенные приоритеты и стимулируют развитие экономики. То есть результат оправдывает риски. Если инвестиции или проекты пройдут успешно, страна сможет вернуть долг (или, по крайней мере, сократить его).

Суверенный долг действительно важен для любой страны. Власти могут занимать средства, чтобы использовать их на благо людей.

Источник

Госдолг России в 2021 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

Что такое государственный долг

На 1 марта 2021 года государственный (или по другому – суверенный) внешний долг России составляет 56,6 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 28 триллионов долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

Что такое реструктуризация госдолга

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ

На 1 марта 2021 года государственный (или по другому – суверенный) внешний долг России составляет 56,6 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-17% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 апреля 2021 года составляет 459,3 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

15 апреля 2021 года администрация президента Джо Байдена запретила финансовым учреждениям США участвовать в первичном рынке рублевых или валютных облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года ЦБ РФ, Фондом национального благосостояния, Министерством финансов России, а также кредитовать ЦБ, Минфин и ФНБ.

Санкции могут оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объясняет экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти.

Важно понимать, что санкции по отношению к госдолгу создают риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке уже несколько лет являются главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

Могут возникнуть проблемы и у российского бюджета, который в некоторой части наполняется за счет продаж государственных ценных бумаг. После того, как их перестанут покупать нерезиденты, Минфину РФ придется договариваться с коммерческими банками об инвестициях в госбумаги, а также с Центробанком о помощи финансовым структурам.

Источник

Внешний госдолг России

Внешний долг РФ – это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами. Он складывается из:

Внешние источники финансирования в разные годы использовались для реструктуризации имеющихся задолженностей, покрытия бюджетного дефицита, решения неотложных проблем (социальных, экологических и пр.), проведения экономических реформ, а также с иными целями.

Как появился внешний долг России

Наличие внешнего долга не является свидетельством экономических проблем в стране. В настоящее время в мире нет ни одного государства без госдолга: например, у США он варьируется в районе 22 трлн. долларов, а у России на 1.01.2020 г. – примерно 481,5 млрд. долларов США.

Для образования внешнего долга государству достаточно заключить внешнеторговую сделку и получить товар без предоплаты. Сразу после этого появится задолженность, которая исчезнет только после полного расчета с поставщиком.

В новейшей истории России ее внешний долг возник в 1991 году после распада Советского Союза. Российская Федерация согласилась взять на себя все финансовые обязательства бывших союзных республик в обмен на имевшиеся у них доли в зарубежных активах СССР.

По долгам бывшего СССР Российская Федерация окончательно рассчиталась в 2017 году, потратив на это в общей сложности 26 лет.

Структура внешнего долга РФ

Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:

Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:

ДатаВсегов т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2021 год
01.01.202156 702,917 596,6
01.02.202156 260,117 216,6
01.03.202156 629,317 573,9
01.04.202156 104,617 426,0
01.05.202156 517,717 710,6
01.06.202158 149,517 502,0
01.07.202158 542,218 077,1
01.08.202158 691,818 234,4
01.09.202158 530,118 124,4
2020 год
01.01.202054 848,313 252,8
01.02.202054 731,813 188,1
01.03.202054 616,713 076,6
01.04.202054 068,412 874,1
01.05.202050 590,312 925,3
01.06.202050 963,813 257,8
01.07.202051 026,313 336,3
01.08.202051 625,713 806,0
01.09.202051 809,113 957,9
01.10.202050 364,913 773,7
01.11.202051 982,415 404,7
01.12.202054 880,115 886,9
2019 год
01.01.201949 156,511 567,4
01.02.201947 683,711 597,5
01.03.201947 557,711 493,9
01.04.201951 067,211 539,2
01.05.201951 145,811 587,5
01.06.201951 261,411 732,3
01.07.201953 954,611 915,4
01.08.201953 828,011 851,2
01.09.201953 888,411 934,6
01.10.201953 625,512 053,6
01.11.201953 935,712 331,2
01.12.201954 164,412 583,2
2018 год
01.01.201849 827,310 357,2
01.02.201850 519,511 023,5
01.03.201850 571,811 089,3
01.04.201851 393,210 936,5
01.05.201851 359,710 934,6
01.06.201851 114,710 759,3
01.07.201850 960,210 653,6
01.08.201847 331,510 492,7
01.09.201847 133,910 301,1
01.10.201847 084,210 528,2
01.11.201847 195,010 673,4
01.12.201847 148,110 651,0
2017 год
01.01.201751 211,811 730,5
01.02.201751 217,211 726,3
01.03.201751 190,411 720,6
01.04.201750 558,611 720,6
01.05.201748 556,411 720,6
01.06.201748 552,611 720,4
01.07.201751 471,411 680,4
01.08.201751 286,011 673,4
01.09.201751 094,211 667,8
01.10.201751 230,011 667,8
01.11.201751 202,311 667,8
01.12.201751 172,411 667,8
2016 год
01.01.201650 002,311 875,9
01.02.201649 995,511 875,9
01.03.201649 987,411 870,1
01.04.201649 363,211 870,1
01.05.201649 253,411 870,1
01.06.201650 946,511 868,5
01.07.201650 882,511 868,5
01.08.201650 871,511 861,6
01.09.201650 864,611 855,9
01.10.201651 475,711 855,9
01.11.201651 442,111 855,9
01.12.201651 271,311 733,3
2015 год
01.01.201554 355,412 083,2
01.02.201554 305,512 070,3
01.03.201554 268,012 064,3
01.04.201553 481,412 064,2
01.05.201551 480,412 064,3
01.06.201551 453,712 062,8
01.07.201551 324,311 989,1
01.08.201551 289,811 983,7
01.09.201551 300,011 977,8
01.10.201550 226,411 977,8
01.11.201550 189,311 977,8
01.12.201550 128,611 976,3
2014 год
01.01.201455 794,211 399,1
01.02.201455 750,911 399,0
01.03.201455 666,911 322,6
01.04.201454 881,511 322,6
01.05.201454 875,411 315,5
01.06.201454 810,311 313,9
01.07.201454 672,511 313,9
01.08.201454 604,611 310,4
01.09.201454 553,511 304,2
01.10.201453 746,411 304,0
01.11.201453 704,611 285,7
01.12.201453 972,211 604,1
2013 год
01.01.201350 769,211 389,8
01.02.201350 644,611 308,8
01.03.201350 616,511 301,7
01.04.201349 803,911 301,1
01.05.201349 837,411 384,1
01.06.201349 645,511 269,5
01.07.201349 568,111 266,5
01.08.201349 550,611 270,5
01.09.201349 539,411 264,2
01.10.201355 778,811 264,7
01.11.201355 890,711 395,0
01.12.201355 834,611 394,9
2012 год
01.01.201235 801,41 008,9
01.02.201235 776,51 004,7
01.03.201235 728,9998,5
01.04.201234 819,91 017,0
01.05.201241 734,71 016,9
01.06.201241 639,31 015,8
01.07.201241 540,11 012,6
01.08.201241 323,2980,5
01.09.201241 317,5974,2
01.10.201240 544,8970,7
01.11.201240 916,61 400,7
01.12.201240 872,91 400,7
2011 год
01.01.201139 956,9913,3
01.02.201139 798,6824,2
01.03.201139 771,2817,6
01.04.201138 836,9816,1
01.05.201138 832,8817,9
01.06.201137 010,0816,5
01.07.201136 845,2813,5
01.08.201136 777,8795,8
01.09.201136 880,6969,4
01.10.201136 002,0966,0
01.11.201135 964,4966,8
01.12.201135 838,1965,6

* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией

После распада СССР внешние обязательства России стали быстро увеличиваться. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, что вынудило власти привлечь 8 кредитов Международного валютного фонда на общую сумму 22 млрд. долларов США.

Быстрое увеличение внешнего долга продолжалось еще несколько лет, и после финансового кризиса 1998 года Россия оказалась должна внешним кредиторам более 188 млрд. долларов.

Затем Российская Федерация начала постепенно погашать задолженность. После 2000 года Россия больше не привлекала кредиты от Международного валютного фонда, а к 2005 году полностью рассчиталась с этим финансовым институтом.

Еще спустя год РФ погасила долги перед Парижским клубом кредиторов, которому выплачивала деньги в том числе и для погашения обязательств, доставшихся в наследство от СССР.

На тот момент оставшаяся у России сумма внешних финансовых задолженностей составляла 53 млрд. долларов. Именно столько долгов она получила в 1991 году как правопреемница Советского Союза.

В дальнейшем страна успешно справлялась с обслуживанием внешнего долга, его динамика находилась в пределах общепринятых норм и не оказывала негативного влияния на экономику государства.

Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.

После этого задолженность Российской Федерации перед зарубежными кредиторами стала снижаться. Этому во многом способствовал тот факт, что, ввиду наложенных на Россию санкций, возможность кредитования резидентов страны, Центробанка и правительства на международных финансовых рынках была резко ограничена.

Прогноз на будущее

По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами:

Многие экономисты полагают, что в настоящее время Россия может примерно на 50% увеличить размер внешнего долга без угрозы для своей экономической безопасности и финансовой стабильности.

Источник

Российский госдолг через три года достигнет 21,3% ВВП

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

Для поддержки экономики во время пандемического кризиса и покрытия дефицита федерального бюджета правительству России пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований — в результате уровень долга федерального правительства к концу 2023 года достигнет 21,3% ВВП, а расходы на его обслуживание возрастут практически вдвое, с 900 млрд руб. в 2020 году более чем до 1,6 трлн руб. в 2023 году.

РБК ознакомился с пояснительной запиской к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Ее подлинность подтвердил источник, близкий к правительству. В среду, 16 сентября, бюджетный пакет будет рассмотрен на заседании правительства.

Наращивание долгов

В докризисном 2019 году чистый государственный долг ушел в отрицательную зону: то есть если бы России вдруг понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет одних только депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках. Но спустя год долг федерального правительства на фоне пандемического кризиса и падения цен на нефть начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.

Если по итогам 2019 года уровень госдолга составлял 12,3% ВВП (13,6 трлн руб.), то уже в 2020 году он, по оценке Минфина, возрастет до 19% ВВП (20,3 трлн руб.).

В 2021 году российский госдолг достигнет 20,3% ВВП (23,5 трлн руб.), в 2022 году увеличится до 20,8% ВВП (25,8 трлн руб.), а в 2023 году достигнет 21,3% ВВП (28,3 трлн руб.), следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Объем внешнего госдолга будет держаться на уровне 5,1–5,3 трлн руб. на протяжении ближайших трех лет. В общем объеме госдолга будут преобладать внутренние заимствования, уточняет Минфин.

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

Министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что уже в следующем году Россия подойдет к черте около 20% госдолга к ВВП, называя такой уровень «неопасным», однако «переходить за него было бы нецелесообразно». «Мне казалось, что это была краткосрочная реакция на ситуацию с коронавирусом, мы ее закрыли, но дальше следовать [по такому пути] не стоит», — считает министр. Страны, которые выпускают госдолг из-под контроля, сталкиваются с «очень большими проблемами», и низкий контролируемый долг — «большое преимущество» России, поддерживала главу Минфина председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Какие уровни госдолга опасны

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

Сомнения в возможности обслуживать долг, как правило, возникают в странах с уровнем долга выше 40–50% ВВП (у России, согласно проекту, менее 22% к 2024 году), продолжает он. Проблемы в обслуживании периодически возникают у стран с долгом, преимущественно номинированным в иностранной валюте, — у России, напротив, после новых размещений на 70–80% долг будет рублевым.

Но если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка иногда считается чрезмерной, замечает Куликов. «Если считать реальными долгосрочные рублевые ставки 6–7%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 30% ВВП. В этом смысле грань 21–22% еще достаточно комфортна», — полагает он.

Дефицит бюджета

Госзаимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, который в 2020 году оценивается на уровне 4,4% ВВП, следует из проекта госбюджета. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на протяжении всех трех лет: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% ВВП, в 2023 году — 1,1% ВВП.

Использованный для бюджетных проектировок обновленный прогноз Минэкономразвития может быть несколько оптимистичен в том, что касается ненефтегазовых налоговых доходов, что потенциально может привести к недооценке дефицита бюджета, предупреждает Куликов. Минэкономразвития улучшило прогноз спада ВВП России из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть в 2020 году до 3,9% вместо 4,8% согласно июньскому прогнозу.

суверенный госдолг россии что это. Смотреть фото суверенный госдолг россии что это. Смотреть картинку суверенный госдолг россии что это. Картинка про суверенный госдолг россии что это. Фото суверенный госдолг россии что это

В 2020 году для покрытия дефицита федерального бюджета Минфин задействует 342,1 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в проекте бюджета. В 2021 году Минфин планирует продолжать использовать ФНБ для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов, а с 2022 года — уже нет. «В 2022 году согласно бюджетным правилам с учетом прогнозных цен на нефть не предполагается использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета», — уточняется в пояснительной записке.

С учетом курсовой разницы на конец 2021 года объем ФНБ (с учетом менее ликвидных активов, таких как акции Сбербанка) составит 12,49 трлн руб., на конец 2022 года — 12,64 трлн руб., на конец 2023 года — 13,47 трлн руб.

Бюджетная консолидация

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *