сумма в акте больше чем в договоре
Сумма в акте больше чем в договоре
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Был заключен контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанная подрядчиком в форме КС-2 стоимость выполненных работ по благоустройству территории при неизменности объема таких работ ниже цены, определенной в контракте (за счет применения понижающих коэффициентов при определении цены накладных расходов от фонда оплаты труда (ФОТ) и сметной прибыли от ФОТ).
Какую сумму должен выплатить заказчик подрядчику: сумму, равную стоимости выполненных работ, или сумму, равную цене контракта (подрядчик рассчитывает получить ту сумму, что указана в контракте; несмотря на сокращение себестоимости этих работ, разница составляет менее 10% от цены контракта)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выполненные в соответствии с контрактом работы должны быть оплачены по цене, определенной условиями контракта. Основания для уменьшения цены контракта в рассматриваемом случае отсутствуют.
К сведению:
В письме Минстроя России от 23.03.2015 N 7830-ЛС/03 указано, что проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства выполняется на стадии, предшествующей установлению твердой цены контракта, а дополнительные проверки сметы на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, не требуются. Также в данном письме разъясняется, что сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, по итогам конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта. При этом смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, предназначена для формирования первичной учетной документации в строительстве (актов сдачи-приемки выполненных работ и др.) между сторонами государственного контракта в процессе его реализации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ.
*(2) Отметим, что недостоверность сметной стоимости может повлечь неверное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), поскольку соответствующая проверка в ряде случаев должна предшествовать определению НМЦК (п. 6.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).
*(3) Не предусмотрена нормативными актами и обязанность подрядчика указывать в актах, составляемых в ходе исполнения контакта, стоимость отдельных работ, не соответствующую ценам, предусмотренным контрактом.
Как подрядчику избежать потерь времени и денег из-за участия в бесперспективных судебных тяжбах
Комментарий к Определению ВС РФ от 13.09.2017 № 307-ЭС17-12959 по делу № А56-24366/2016.
Подрядчики нередко обращаются в суды с исками о взыскании с заказчика работ разницы между ценой, указанной в сметной документации (договоре, контракте), и стоимостью фактически выполненных работ, отраженной в актах, квалифицируя данную разницу как экономию подрядчика.
Между тем суды обычно не находят оснований для удовлетворения исков. На чем основаны требования подрядных организаций? Как рассуждают арбитры? Знание ответов на данные вопросы поможет подрядчику избежать потерь времени и денег из-за участия в бесперспективных судебных тяжбах. Разберемся с проблемой, взяв за основу дело № А56-24366/2016, в передаче которого для пересмотра было отказано Определением ВС РФ от 13.09.2017 № 307-ЭС17-12959.
Государственный заказчик и генподрядчик заключили контракт на строительство МКД на следующих условиях:
все работы выполняются генподрядчиком из приобретенных им материалов, изделий и оборудования, его силами и средствами;
цена контракта включает цену всех выполняемых работ, а также все возможные расходы генподрядчика, связанные с исполнением условий контракта, является твердой, изменению не подлежит;
цена контракта включает резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере, предусмотренном сводным сметным расчетом; при взаимных расчетах перечисление генподрядчику резерва производится за фактически выполненные объемы работ, подтвержденные представленными документами.
Генподрядчик выполнил, а заказчик без возражений по актам формы КС-2 и справкам формы КС-3 принял и оплатил работы стоимостью 752 млн руб.
Полагая, что заказчик должен был оплатить работы по цене, установленной контрактом (796 млн руб.), а неуплаченные 44 млн руб. являются экономией генподрядчика, организация обратилась в арбитражный суд.
Три судебных инстанции единодушно признали заявленные требования необоснованными и полностью отказали в удовлетворении иска. При этом в Постановлении АС СЗО от 23.05.2017 № Ф07-4004/2017 арбитры отметили следующее:
в соответствии с п. 1 ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ;
экономия подрядчика подразумевает его выгоду, получаемую в результате применения оптимальных и наиболее эффективных способов выполнения работ, предусмотренных проектной документацией, а не вызванную сокращением проектных объемов работ, невыполнением работ или изменением проектных решений в сторону более дешевых, завышением расценок при составлении сметной документации;
экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию наиболее эффективных методов выполнения работы либо произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, стоимость которых учитывалась при определении цены;
сокращение расходов за счет невыполнения части работ экономией не является;
генподрядчик считая, что спорная сумма является экономией подрядчика, не представил каких-либо доказательств этого, а также того, что работы выполнены на сумму больше указанной в актах. Напротив, составленные самим истцом и подписанные им без возражений акты формы КС-2, справки формы КС-3, акт сверки взаимных расчетов свидетельствуют о согласии генподрядчика со стоимостью фактически выполненных работ;
государственный заказчик представил документы, свидетельствующие о внесении изменений в проектные решения и технические условия и об уменьшении в связи с этим объемов работ;
при указанных обстоятельствах спорная разница не может быть признана экономией подрядчика;
данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13, согласно которой ошибочным является довод о том, что цена контракта является твердой и подлежит уплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. Дело в том, что цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг. В связи с этим уменьшение объема оказываемых по государственному контракту услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.
Акцентировав внимание на том, что в данном случае разница между ценой, указанной в сметной документации к контракту, и стоимостью фактически выполненных работ образовалась в результате изменения проектной документации (уменьшения стоимости материалов, оборудования), что не может быть признано экономией подрядчика, судья ВС РФ в комментируемом определении отказал генподрядчику в передаче дела для пересмотра.
А в Определении от 21.10.2016 № 305-ЭС16-12841 по делу № А40-149530/2015 Верховный суд указал: выявленные факты невыполнения работ и завышения объемов выполненных работ опровергают наличие экономии подрядчика, в связи с чем требование уплаты всей цены контракта не может быть мотивировано твердой ценой контракта и невозможностью ее уменьшения.
Часто договоры (контракты) предусматривают обязанность подрядной организации заключить договоры страхования и соответствующую обязанность заказчика возместить такие расходы подрядчику. При этом фактические расходы подрядчика на страхование могут оказаться меньше, чем предполагалось. Вправе ли подрядчик требовать уплаты всей цены договора (контракта), сославшись на то, что она является твердой и затраты по страхованию включены в стоимость работ?
Как правило, нет. Если фактические расходы на страхование оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работ, в связи с тем что договоры страхования не были заключены или были заключены на меньшие суммы, разница не является экономией подрядчика (см. Постановление АС ЗСО от 20.01.2016 № Ф04-29034/2015 по делу № А81-857/2015[1]).
Итак, анализируя обоснованность заявленных подрядчиками требований, арбитры исходят из обязанности истца доказать, что спорная сумма по смыслу п. 1 ст. 710 ГК РФ является экономией подрядчика.
Примечательно, что на возникновение экономии подрядчика ссылаются не только истцы (требуя взыскать ее с заказчика работ), но и ответчики. В последнем случае в суд обращаются заказчики, перечислившие в счет оплаты работ сумму, превышающую стоимость, отраженную в актах. Отстаивая право на спорную разницу, подрядные организации – ответчики предлагают квалифицировать ее как экономию подрядчика. Рассматривая споры, арбитры руководствуются следующим (см. Постановление АС СЗО от 03.02.2017 № Ф07-13561/2016 по делу № А21-1950/2016 с учетом Определения ВС РФ от 26.05.2017 № 307-ЭС17-3863):
тот факт, что подрядчику перечислена сумма, превышающая стоимость выполненных им работ, не означает, что спорная разница является экономией подрядчика;
подрядчик должен доказать выполнение и сдачу работ на излишне перечисленную сумму;
заказчик не обязан доказывать, что работы выполнены некачественно;
сумма превышения (по сравнению с указанной в актах стоимостью работ) является неосновательным обогащением подрядчика, который обязан возвратить ее заказчику (ст. 1102 ГК РФ).
Таким образом, участие в судебных разбирательствах является целесообразным только в том случае, когда организация готова подтвердить, что выгода получена не за счет невыполнения части работ или изменения проектных решений в сторону более дешевых, а связана с применением более эффективных методов выполнения работы. Арбитражная практика свидетельствует, что подрядчикам, как правило, не удается доказать право на получение с заказчика суммы сверх указанной в актах сдачи-приема.
[1] Определением ВС РФ от 19.04.2016 № 304-ЭС16-3975 отказано в передаче данного дела для пересмотра.
Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные
Первичный документ подтверждает разные события в бизнесе: продажу или покупку товаров, оказание услуг клиентам, выдачу зарплаты сотрудникам и другие.
В зависимости от события, перечень документов для оформления различается. Рассмотрим распространённую ситуацию — сделка при продаже товаров и оказании услуг. Так принято, что документы готовит поставщик или исполнитель.
В видеоформате мы рассказываем про оформление сделок в курсе молодого ИП. В курсе 11 бесплатных уроков, тесты и практика, кроме документов он поможет разобраться с налогами, применением онлайн-касс, выбором банка и проверками.
Документы для сделки с клиентом:
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Договор
Описывает права и обязанности сторон сделки. Обычно в договоре бывают такие разделы:
Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны.
Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым уже с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает.
Шаблоны распространённых договоров:
Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.
Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.
В Эльбе есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов. По желанию добавьте подпись, печать и QR-код.
QR-код поможет клиентам сделать оплату удобной и быстрой. Главное не забыть выдать кассовый чек, об этом расскажем дальше.
Платёжные документы
Подтверждает оплату товаров или услуг. Это может быть платёжное поручение, платёжное требование или кассовый чек.
Кассовый чек выдают при помощи онлайн-кассы. Её обязаны применять все, кто принимает оплату наличными и банковскими картами. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Все чеки передают в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Контур.ОФД моментально отправляет данные в ФНС, а вся информация о чеках и кассах доступна в личном кабинете сервиса.
Отсрочек по применению онлайн-касс больше нет, но есть исключения для некоторых видов деятельности, а на патенте кассой должны пользоваться только некоторые предприниматели — полный список исключений смотрите в статье.
Платёжное поручение остаётся у предпринимателя, когда он переводит деньги через интернет-банк. Этот документ подтверждает перечисление денежных средств по определённым реквизитам.
Товарный чек — необязательный документ, который выдают по просьбе покупателя. Покупателю документ нужен, чтобы подтвердить, что он не только потратил определённую сумму денег, но и купил определённые товары — например, по поручению руководителя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Товарная накладная (N ТОРГ-12)
Оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется.
Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.
Обычно накладную оформляют по стандартной форме ТОРГ-12. Но вы можете использовать свой шаблон.
В Эльбе можно создать накладную на основе выставленного счёта.
Акт об оказании услуг
Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.
Составьте акт в Эльбе: достаточно выбрать контрагента и указать услугу, а потом отправить готовый документ контрагенту с подписью и печатью.
Счёт-фактура
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.
Организации и ИП на УСН и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.
Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.
Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.
Чтобы не изучать форму и правила выставления счёта-фактуры, воспользуйтесь Эльбой.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Объединяет в себе два документа: акт (накладную) и счёт-фактуру.
Документ можно выставить как со счётом-фактурой, так и без. Во втором случае — это всё равно что обычный акт или накладная, только в формате УПД. А ещё есть вариант выставить УПД со счёт-фактурой, но без НДС.
На основании УПД покупатель сможет признать расходы, а также принять к вычету входящий НДС (если применяет общую систему налогообложения).
Статья актуальна на 26.11.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Ошибки в договоре на примере одного дела: порядок исполнения
Некоторые «несознательные граждане» считают, что в договоре есть условия нужные (например, цена и виды работ) и лишние (например, порядки действий сторон в тех или иных случаях). На примере судебной практики рассмотрим, насколько важно в договоре оказания услуг учитывать все нюансы его исполнения.
Предыстория спора
08.09.2016 стороны заключили договор, по которому исполнитель обязался оказать услугу по размещению рекламных материалов в сети Интернет.
Порядок оплаты стороны согласовали устно (по телефону): 50% аванса, 50% — по окончании оказания услуг.
09.09.2016 заказчик перечислил аванс в размере 50% стоимости и сообщил адреса сайтов, где можно найти сведения о заказчике и фотографии его работ, необходимые для разработки рекламных материалов.
19.09.2016 исполнитель направил заказчику техническое задание и структуру сайта. Заказчик их не согласовал и направил замечания исполнителю.
30.09.2016 исполнитель повторно направил указанные документы для ознакомления и согласования. 19.10.2016 исполнитель в электронном письме предложил заказчику проверить, верно ли составлены замечания по сайту, на что тот ответил положительно.
Исполнитель воспринял этот ответ как согласование технического задания, и 01.11.2016 заказчик получил ссылку на сайт с размещенными на нем рекламными материалами. Замечания в нем учтены не были.
После этого заказчик неоднократно направлял исполнителю письма, где обращал внимание на то, что заказчик оказывает услуги очень медленно и небрежно.
24.11.2016 заказчик уведомил исполнителя о расторжении договора, ссылаясь на нарушение им срока исполнения обязательств, и просил вернуть аванс. Исполнитель с этим не согласился.
Заказчик обратился в суд с требованием взыскать с исполнителя сумму аванса и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Что было указано в договоре оказания услуг
По условиям договора исполнитель должен был:
— предоставить заказчику для ознакомления и согласования проект рекламных материалов для размещения в сети Интернет;
— выполнить работы по производству и размещению рекламных материалов в течение 14 рабочих дней с момента поступления на его расчетный счет платы за оказание услуг.
Со своей стороны, заказчик обязался:
— предоставить исполнителю материалы, необходимые для выполнения работ по производству и размещению рекламных объявлений, не позднее 7 рабочих дней до срока размещения объявлений;
— согласовать проект рекламной компании в сети Интернет;
— производить оплату на основании выписанных счетов исполнителя в соответствии с договором. При этом в договоре касаемо оплаты стороны указали лишь общую стоимость услуг;
— предоставить исполнителю информацию, необходимую для производства и размещения материалов.
Из приведенных условий видно, что стороны, на первый взгляд, согласовали порядок оплаты и передачи материалов, а также то, что заказчик должен согласовать проект. Однако сделано это поверхностно. Сроки исполнения обязательств «привязаны» к событиям, которые наступят после исполнения этих обязательств. Все это привело к неоднозначному пониманию сторонами порядка исполнения договора.
Условия договора, из-за которых возник спор, и выводы, к которым пришел суд
Условие 1. Порядок оплаты
Исполнитель утверждал, что формулировка «с момента поступления на его расчетный счет платы за оказание услуг» означает обязанность заказчика уплатить аванс в размере полной стоимости услуг. Заказчик ссылался на устную договоренность о порядке оплаты: 50% аванса, 50% — по окончании оказания услуг.
По условиям договора заказчик производит оплату на основании счета. Исполнитель счет на оплату оказания услуг в размере полной стоимости не выставлял. Кроме того, исполнитель в ответе на претензию (иных письмах) не ссылался на неоплату услуг в полном объеме как основание неоказания услуг. То есть он не опровергал наличия устных договоренностей. В связи с этим суд посчитал, что заказчик выполнил обязательство по оплате услуг надлежащим образом.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Порядок оплаты рекомендуем прописывать в договоре как можно подробней. Если заказчик должен уплатить аванс (предоплату), укажите его размер и срок перечисления.
Сроки исполнения обязательств рекомендуем отсчитывать от события, которое произошло или определено датой. Тогда стороны смогут рассчитывать сроки без направления дополнительных уведомлений или счетов и расчеты их будут совпадать. Также в этом случае отсутствует необходимость выставлять счета на оплату.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«5.1. Стоимость оказанных услуг составляет 1500 бел. руб.
5.2. Оплата работ осуществляется Заказчиком в следующем порядке:
— Заказчик выплачивает предоплату в размере 50% от стоимости оказанных услуг, указанной в п. 5.1 настоящего Договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения Заказчиком проекта рекламной компании в сети Интернет;
— окончательный расчет производится Заказчиком за вычетом уплаченной предоплаты в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг».
Условие 2. Порядок предоставления заказчиком информации (материалов) исполнителю для оказания им услуг
В суде исполнитель утверждал, что услуга не была оказана в полном объеме по вине заказчика, который не предоставил своевременно рекламные и иные материалы для наполнения сайта. Заказчик полагал, что обязательство по передаче материалов он исполнил. Ведь после заключения договора он сообщил исполнителю адреса сайтов, с которых можно было скопировать всю необходимую информацию.
Условия и порядок предоставления материалов для разработки и размещения рекламных объявлений в договоре не прописаны. Информацию с сайта, который указал заказчик, исполнитель использовал для разработки технического задания (проекта рекламной компании). Из чего можно сделать вывод, что он ее получил. Каких-либо дополнительных материалов исполнитель у заказчика не запрашивал. Поэтому обязательства заказчика по предоставлению материалов следует считать исполненными надлежащим образом.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Если для исполнения договора исполнителю нужна информация (материалы) от заказчика, в нем целесообразно прописать:
— что конкретно должен предоставить исполнитель (фотографии, схемы, перечень документов, адреса сайтов и др.);
— каким образом исполнитель должен передать эту информацию. Например, по электронной почте, при этом лучше указать точный адрес;
— срок передачи;
— порядок действий сторон, если переданной информации недостаточно.
Чтобы в суде можно было доказать факт передачи информации, сторонам можно оформить соответствующий акт.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«3.2. Заказчик обязан не позднее трех рабочих дней после подписания настоящего договора предоставить Исполнителю следующую информацию:
— сведения о Заказчике: местонахождение пункта обслуживания клиентов, наименование сети, период работы на рынке;
— фотографии его работ, которые можно размещать в сети Интернет;
— отзывы клиентов;
— скан-копии дипломов, наград, сертификатов;
— перечень требований к рекламной компании в сети Интернет.
3.3. Указанную информацию Заказчик передает путем направления по электронной почте на адрес info@zakaz.by. Факт передачи оформляется путем подписания Сторонами акта приема-передачи.
3.4. Для получения дополнительной информации Исполнитель направляет Заказчику по электронной почте на адрес info@ndp.by письмо-запрос с конкретными и ясно сформулированными вопросами.
3.5. После получения от Исполнителя письма-запроса в соответствии с п. 3.4 договора Заказчик обязан в течение двух рабочих дней предоставить Исполнителю ответ на поставленные вопросы посредством электронной почты.
Если Заказчику недостаточно указанного времени для предоставления ответа, Заказчик обязан в течение этого же срока проинформировать Исполнителя о сроке предоставления ответа. В случае если ответ Заказчика на письмо-запрос Исполнителя оказался неисчерпывающим или Заказчик не предоставил ответ, то Исполнитель вправе отправить повторный запрос по тому же вопросу. Срок оказания услуг продлевается на срок отправления запросов Исполнителем и получения ответов от Заказчика, что оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору.
3.6. В случае неполучения от Заказчика информации, указанной в п. 3.2 настоящего Договора, или ответов на письма-запросы Исполнитель вправе приостановить оказание услуг, о чем уведомляет Заказчика».
Условие 3. Порядок согласования проекта рекламной компании
Исполнитель направил заказчику письмо с проектом рекламной компании, в котором перечислил все поступившие от заказчика замечания. Ответ заказчика «вроде, все верно» он воспринял как утверждение им проекта.
В письме, на которое заказчик ответил «вроде, все верно», исполнитель предлагал ему проверить, верно ли составлены замечания по проекту. Именно на этот вопрос заказчик дал положительный ответ. Поэтому эти слова нельзя расценивать как согласование.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Если согласование происходит по электронной почте, то рекомендуем формулировать вопрос о согласовании прямо: «Согласовываете ли вы…». Кроме того, этот вопрос должен быть единственным в письме. Тогда положительный ответ на него можно будет считать согласованием заказчика.
Целесообразно оформлять согласование (утверждение) документа заказчиком в письменной форме путем проставления соответствующей записи на нем. Например, можно на титульном листе указать «Утверждено ООО «Заказчик» __(подпись представителя заказчика)___». Такой порядок позволит в суде легко доказать факт согласования (утверждения) заказчиком документа.
Чтобы обе стороны понимали, каким образом должно происходить согласование того или иного документа при исполнении договора, порядок согласования лучше прописать в договоре.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«3.5. После получения от Исполнителя проекта рекламной компании в сети Интернет (далее — ТЗ) Заказчик обязан рассмотреть его и утвердить в течение 5 (пяти) дней с момента получения. В случае если у Заказчика имеются мотивированные замечания к ТЗ в части соответствия его предоставленным Заказчиком Исполнителю требованиям к рекламным материалам, Заказчик уведомляет Исполнителя обо всех выявленных недостатках путем отправления Исполнителю в письменной форме (в том числе с использованием факсимильной связи или посредством электронной почты на адрес info@zakaz.by) мотивированного отказа от утверждения ТЗ в указанный срок.
Исполнитель вносит необходимые изменения в ТЗ в течение 10 (десяти) рабочих дней, и дальнейшее утверждение Заказчиком ТЗ осуществляется в соответствии с настоящим пунктом. В случае если Исполнителю необходим более длительный срок на устранение замечаний, Стороны согласовывают новый срок в письменной форме.
Неотправление Заказчиком в течение срока, предусмотренного настоящим пунктом, утвержденного ТЗ либо мотивированного отказа от его утверждения означает отсутствие замечаний Заказчика к ТЗ, при этом ТЗ считается утвержденным Заказчиком».
Итог спора
Суд взыскал с исполнителя в пользу заказчика уплаченный им аванс, проценты за пользование чужими денежными средствами, госпошлину и расходы по оплате помощи представителя.