сульфидное стекло что это
Сульфидное стекло что это
По-видимому, какие-то близкие по составу сульфид-цинковому стеклу были известны на рубеже XIX—XX веков, а может быть, и в значительно более раннее время. Сульфид-цинковое стекло было изобретено в научно-исследовательской лаборатории Ленинградского завода художественного стекла в 1958 году технологами А. Кирьененом и Е. Ивановой. Первоначальный состав был в дальнейшем усовершенствован, и Е. Ивановой в течение нескольких лет был получен ряд патентов на различного вида стекла, изготовляемые на основе сульфида цинка.
С художественной точки зрения сульфид-цинковое стекло является богатейшим по своим свойствам материалом. Во-первых, оно дает возможность в зависимости от дозировок компонентов и температурного режима получать стекла любой степени заглушенности — от почти прозрачного, голубоватого, как бы чуть замутненного дымом сигареты, до совершенно непрозрачного, плотного, пастозного, когда стекло уже кажется скорее каким-то оплавленным камнем, застывшей лавой.
Во-вторых, это стекло чрезвычайно восприимчиво к цвету. Практически, манипулируя с теми или иными добавками, в сульфид-цинковом стекле можно получить почти все цветовые тона и массу их оттенков. Наиболее же «естественны» для этого стекла голубые и рыже-коричневые цвета.
В-третьих, сульфид-цинковое стекло, в котором в процессе остывания происходит образование мельчайших кристаллов вещества, допускает возможность особых видов обработки, совершенно не свойственных прозрачным стеклам. Так, например, если к выдутому, и еще горячему изделию прикоснуться каким-либо предметом, допустим, деревянной печаткой, то в месте прикосновения температура несколько понизится и кристаллизация пойдет интенсивнее, так что на изделии останется несколько размытых следов того предмета, которым прикоснулись к стеклу. Причем если стекло всего изделия в процессе медленного остывания, так называемого «отжига», не успевает полностью закристаллизоваться и остается полупрозрачным, например оранжевого цвета, то те места, до которых дотронулись печаткой, полностью закристаллизуются и изменят свой цвет, например, на желто-белый или коричневый. Понятно, какие богатейшие эффекты можно получить таким способом, причем без затрат на последующую обработку, как это бывает при гравировке, алмазном гранении, цветных налепах и т. д.
А вот обратный случай: на какие-то места постепенно кристаллизующегося изделия направляется поток тепла, например от газовой горелки. И тогда в этих местах процесс кристаллизации замедлится, и они, наоборот, останутся прозрачными, в то время как все изделие приобретет теплый и глухой цвет. Наконец, сульфид-цинковое стекло имеет близкие коэффициенты расширения и сжатия с хрусталем, что дает возможность их сочетания, а также декорирования хрустальных изделий нитями или лентами сульфидного стекла.
Богатые возможности сульфид-цинкового состава, который не редко называют «Русским чудом» в стекле, особенно удачно выявляются при выдувании изделий в рифленые или рельефные формы, в результате чего поверхность изделий получает не только пластическую, но и цветовую нюансировку. Вслед за ЛЗХС варку сульфидного стекла освоили на «Красном мае» в Дятькове и на ряде украинских заводов.
Широкий диапазон, разнообразие и сравнительная легкость достижения необычных и красочных эффектов привели к тому, что к сульфид-цинковому стеклу сложилось такое же отношение, какое было у В. Мухиной, впервые познакомившейся со стеклом в 1930-х годах. Помните ее признание: «. делалось то, что хочет стекло. »? Сульфид-цинковое стекло гораздо больше, чем какой-либо другой материал, «ведет» за собой художника.
В этом стекле работали и продолжают работать такие разные по темпераменту и художественным пристрастиям люди, как С. Бескинская, В. Шевченко, В. Хролов, Т. Сажин, Л. Фомина и другие. Но несмотря на некоторые различия, почти все они, даже работая на разных заводах, прошли примерно одинаковый путь поисков в этом стекле, и вещи их имеют схожие стилистические признаки, ибо материал таков, что он действительно в какой-то мере диктует художнику направление поисков.
Вначале всех больше интересует цвет и различные цвето-фактурные эффекты, создаваемые сульфидом, чем форма сосудов. Затем каждый открывает для себя способы работы с пастозным сульфидом, который можно лепить. Это было особенно характерно для вещей В. Шевченко конца 1960-х годов, когда он работал на Дятьковском заводе. Он показал тогда бутылки и вазы с налепами, печатями, магическими знаками из будто бы исчезнувшего стекла, преображенного в какую-то тягучую, мутно-радужную застывшую массу. Эти вещи расцветали среди привычного искрящегося дятьковского хрусталя как необычный, призрачно-каменный цветок. От сульфид-цинка, побывавшего в руках Шевченко, повеяло какими-то древними поверьями. Он прикоснулся к истокам — к стеклу, которое лепили, а не выдували, заглаживали и давили, а не гранили алмазным колесом. Красоту и непосредственность примитива он соединил с современной технологией варки.
Только примерно с начала 70-х годов индивидуальности художников, работающих с сульфид-цинковым стеклом, стали выявляться резче и определеннее. В частности, для Т. Сажина и Л. Фоминой характерна цветная сульфидная нить одного цвета в изделии другого цвета — достаточно четкая, образующая затейливый орнамент или, наоборот, размытая, с мягким переходом цвета в цвет и «мраморовидным» эффектом. В. Хролов все более увлекается крупными налепами и вообще техникой лепки, при водящей его в итоге скорее к чисто скульптурным, чем к фактурным решениям, а В. Шевченко ведет поиск новых монументальных форм изделий с переходами цвета внутри каждого из них.
Некоторая стилистическая общность изделий из сульфидного стекла, а также схожие пути его освоения различными художниками и заставляет выделить сульфид-цинковые произведения как определенное направление в советском стекле.
Сульфид-цинковое стекло во многом расширило понимание нашими художниками свойств стекла вообще, показало еще не использованные возможности это го материала. Художники, рабо тавшие с сульфид-цинковым со ставом, начали воспринимать стек по гораздо глубже, синтетичнее, более целостно Это сказалось на их работах в других видах стек ла. У многих художников, напри мер, свойства стекла как мате риала (упругость, «сопротивля емость» или, наоборот, «подат ливость») гораздо сильнее выра жены в последних вещах, а не в произведениях 50—60-х годов, когда они еще не работали с суль фид-цинком. Наконец, столь естественная для сульфида техника налепов, печа тей, вообще лепного стекла, так интересно демонстрируемая в работах В. Шевченко и особенно В. Хролова, так же оказала зна чительное влияние на развитие гутного стекла, на возрождение интереса к нему и на обогаще ние лепной гутной техники рядом новых приемов, впервые опро бованных на произведениях из сульфид-цинкового стекла. Осо бенно сильно это влияние сказа лось на украинском стекле.
Богатые скульптурно-пластиче ские и цветовые возможности сульфид-цинкового стекла спо собствовали также его примене нию в архитектуре. Не случайно, именно это стекло в виде самых разнообразных пространственных конструкций использовано в ря де новых интерьеров театров, Дворцов культуры, ресторанов. И именно эти положительные опы ты вообще способствовали бо лее интенсивному вхождению стекла в архитектуру, причем в ви де совершенно необычных произ ведений, коренным образом от личающихся от витражей и люстр — традиционных объек тов применения стекла в архи тектуре. «Русское чудо» — сульфид-цинковое стекло — не просто еще один новый состав, расши ривший гамму цветных стекол. Его влияние сказалось на всем искусстве стекла. Оно обогати ло наши знания, наше восприя тие этого материала. Показало, как много у него есть еще скры тых, нереализованных возмож ностей. Все это и заставляет уде лить сульфид-цинковому стеклу такое пристальное внимание.
Красный май. «Триумф стекла и цвета торжество…»
Ты заходишь в облупленное здание заводского музея, кажется, на территории завода более-менее целым сохранилось только оно да проходная, и столбенеешь. Культурный шок. Жмуришься, пытаешь представить, какой длинны стояла бы в подобный музей очередь в любой европейской стране и снова жмуришься. Здесь только ты, смотрительница музея и экспонаты. Не то что очередь, люди-то редко вокруг попадаются. И есть ТАКОЙ музей. Музей того, что мы потеряли уже почти безвозвратно.
С 1873 бывший здесь химический заводик меняет владельцев, а новый хозяин — купец 2й гильдии Андрей Васильевич Болотин — ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом и успешно это делает до самого закрытия. До 90-х гг 20 века история завода — история успеха. «Совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» — так оценивал продукцию завода Болотина известный в свое время профессор-«стекловед» А. К. Крупский. Золотые и серебряные медали на Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде, получены в 19 веке, в 20-м же веке самый известный заказ полученный заводом — рубиновое стекло кремлевских звезд, на их фоне изготовление подарков на юбилеи Хрущеву и прочим значимым фигурам нашего советского прошлого уже так, пустяки на понюшку табака. Подумать страшно — на месте этих руин были цеха, в которых делали кремлевские звезды — символ страны…
Мы думали, что проведем в музее около часа, но нам не хватило двух часов. Закончив первый круг по небольшому, и единственному, залу музея мы были готовы повторить. Постоянно казалось, что-то мы не разглядели, пропустили. Экспозиция очень насыщенная.
Сульфидное стекло, кракле, многослойность, золото, эмаль, роспись люстром, силикатные краски, алмазная грань, глубокое травление… Мастера завода владели приёмами обработки отнюдь не хуже прославленных чехов и муранцев.
«Красный май» — так завод назывался с 1923 года — единственный завод во всем мире, где сульфидное стекло использовалось для созданий массовых изделий основного ассортимента.
Сульфидное стекло при разных степенях нагрева и продолжительности обработки может давать широкую гамму цветов и оттенков от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, так же это стекло может изменять степень прозрачности. Впервые изобретено в 1952 году инженерами Е. А. Ивановой и А. А. Кирьёненым на Ленинградском заводе художественного стекла. И с 1959 года оно уже широко использовалось на «Красном Мае».
Из чего делают стекло?
Стекло представляет собой неорганический прочный, хрупкий, непроницаемый для природных элементов, прозрачный или полупрозрачный материал, который используется во многих областях нашей повседневной жизни. Талантливые стекольщики и дизайнеры Eraglass работают со стеклом каждый день, и его уникальные качества воспринимаются ими как должное. Вот несколько интересных фактов об этом материале.
Состав стекла
Стекло изготавливается из натурального сырья, которое плавится при очень высокой температуре. Основной ингредиент стекла – это песок, но, технически, главным составляющим является компонент песка – кварц, он же диоксид кремния (SiO2), кремнезем или кварцевый песок.
Кварц соединяется с другими ингредиентами, которые могут различаться. Это такие элементы, как:
Стекло производится путем охлаждения расплавленных при температуре от +300 до +2500 °C компонентов, с достаточной скоростью, чтобы предотвратить образование видимых кристаллов. Одного песка достаточно для изготовления стекла, однако температура, необходимая для его плавления, будет намного выше. По этой причине сода добавляется в качестве модификатора. Известняк делает его более прочным. Оптимальный состав: около 75 % кремнезема, 10 % извести и 15 % соды.
Силикатное стекло
Композиции стекла разработаны таким образом, чтобы проявлять его различные физические, химические и оптические свойства. Разнообразие применения требует определенных типов стекла и производственных процессов. В промышленном производстве обычно используют несколько составов. Мы кратко остановимся на силикатном стекле.
Силикатное стекло – это обычное стекло, которое встречается повсеместно. Список изделий практически бесконечен: от посуды, объектов декора, очков, лабораторных сосудов, ламп накаливания, окон и до сотни других предметов, которые мы прямо или косвенно используем в нашей повседневной жизни.
Промышленное стекло делится на строительное, техническое, электровакуумное, тарное, лабораторное, безопасное, оптическое, сортовое.
Структура стекла
Стекло может быть сформировано естественным путем; например, в вулканах или когда молния попадает на песчаный пляж, и оно производилось людьми в течение тысяч лет. Таким образом, может быть удивительно, что наше понимание точной структуры стекла не является полным даже после столь длительного времени. Очень часто стекло обозначается как аморфное. Это слово пришло из греческого языка и означает «без формы». Таким образом, у нас есть грубое представление о том, что стекло как-то бесформенно.
Строение стекла еще окончательно не установлено. Есть расхождения даже между основной его массой и поверхностным слоем. Это связано с тем, что различные стекла имеют разный состав. Помимо этого на его структуру влияет технологический процесс.
Расположение атомов в стекле
Слева: кристаллическая форма, справа: аморфная форма.
Стекло имеет какой-то оттенок мистики – вероятно, из-за своего странного химического и физического поведения. Оно достаточно надежно, чтобы защитить нас, но может разбиться на тысячи осколков. Оно сделано из непрозрачного песка, но полностью прозрачно. И, пожалуй, самое поразительное – оно выглядит и ведет себя как твердое тело, но на самом деле это замаскированная форма странной жидкости. В результате его можно наливать, выдувать, прессовать и формовать.
Химия стекла
Химический состав стекла диктует его физические свойства и характеристики. В зависимости от основного компонента они бывают: оксидными, фторидными, сульфидными…
Оксидные
Являются одними из немногих твердых тел, которые пропускают свет в видимой области спектра. Существуют различные типы оксидного стекла. Название зависит от содержания различных окислов.
Среди оксидных стекол фосфатные и силикатные стекла являются двумя наиболее важными материалами, и они широко используются. По сравнению с силикатными стеклами фосфатные ограничены в применении, поскольку у них ниже температура стеклования. А силикатные обладают превосходной химической стойкостью.
Германатные — ближайшие аналоги силикатных. Высокая цена и небольшая химическая стойкость существенно ограничивают их применение. Имеют хорошее преломление и светопропускание. Используются для оптических приборов.
Боросиликатное стекло содержит не менее 5% оксида бора. Оно устойчиво к экстремальным температурам, а также к химической коррозии.
Эти свойства делают боросиликат идеальным для лабораторного употребления. Многие линзы для микроскопов и телескопов изготовлены из боросиликатного стекла.
Фторидные
Фторидные стекла и оптические волокна используются для изготовления поливолоконных систем передачи информации. Они имеют обширный диапазон спектрального пропускания, значительную радиационную стойкость и чувствительность. Кроме того, фторидные волокна можно использовать для направленной передачи световых волн в таких средах, как лазеры, что требуется для медицинских применений (в офтальмологии и стоматологии).
Сульфидные
Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получается при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, которые придают материалу разнообразные оттенки. Широко используется в изготовлении элементов декора, сувенирной продукции и посуды.
Искусство на просвет
16.03.2012 | Иванова Людмила | № 09 (237) от 12 марта 2012 года
Среди экспонатов Музея художественного стекла особое место занимает «Торс девушки» Веры Мухиной |
День стекольщика. Популярность этого прозрачного материала в мире растет, а наши хрустальные производства закрываются. Разве что мастера-стеклодувы по традиции отметят в середине марта свой профессиональный праздник. The New Times узнавал, от какого наследства мы отказываемся
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю
И что об нем писал, то делом начинаю.
Михаил Ломоносов.
«Письмо о пользе Стекла Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»
экспонат Музея художественного стекла |
«Танцующая пара» Бориса Смирнова — экспонат Музея художественного стекла |
Она и сегодня смотрится эффектно — прозрачная приземистая ваза с четкой и выразительной огранкой в виде лепестков. «Астра» дополнила кремлевский сервиз для правительственных банкетов, а потом пошла в тираж. Эту вазу для цветов можно было купить в магазине, но мало кто знал, что ее автор — великий скульптор Вера Мухина. Интерес к стеклу у нее появился еще в 1914 году, когда она попала в Италию и познакомилась с муранским стеклом.
Вплоть до конца 1930-х годов стекольная промышленность в России держалась на дореволюционных технологиях. Но индустриализация добралась и до стекольщиков: стали снимать с производства устаревшие образцы, обновлять оборудование. Заодно вспомнили фирменные дореволюционные методы: на заводе в Гусь-Хрустальном — глубокое травление (способ Галле), на Дятьковском — гравировка по стеклу. Мастер-выдувальщик Михаил Вертузаев на «Красном гиганте» стал королем венецианской нити. Восстановили роспись красками, производство бесцветного свинцового хрусталя с алмазной гранью. Химик Владимир Варгин разработал рецепты для производства цветного стекла с новыми красителями. Начались опыты по отливке стеклянных скульптур.
В 1939 году на Международной выставке в Нью-Йорке советский павильон украсил фонтан выше четырех метров с чашей более двух метров в диаметре. Прозрачный хрусталь сочетался с патинированной бронзой и цветными витражами из многослойного стекла. В том же году для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки выпустили стеклянные сувениры — настольные прессы с эмблемой ВСХВ, вазы для цветов «Галле», хрустальные вазы, винные приборы с обработкой протравленными красками.
А в это время на прилавках посудных магазинов пугала своим убогим видом так называемая сортовая посуда…
В январе 1940 года Николай Качалов, один из основателей производства оптического стекла в СССР, Вера Мухина, ставшая знаменитой благодаря скульптуре «Рабочий и колхозница», и писатель Алексей Толстой (для веса) отправили письмо в Совнарком с предложением организовать на зеркальной фабрике в Ленинграде экспериментальную мастерскую по изготовлению художественных изделий из стекла для серийного ассортимента. В апреле вышло постановление об организации мастерской, и к концу года лаборатория уже работала. Мухина сама ездила по заводам, отбирала стеклодувов. Мастер Вертузаев, которого иностранцы звали Виртуозом, приезжал в Ленинград консультировать коллег. К работе привлекли научных сотрудников Ленинградского технологического института. Союз художников делегировал на завод Алексея Успенского и Николая Тырсу. Качалов стал научным руководителем, Мухина — художественным. К концу 1940 года сделали около трехсот уникальных образцов из льдистого стекла, из молочного стекла, с венецианской нитью, из бесцветного стекла с гравировкой. Лаконично, изящно, стильно. За короткое время был создан фонд первоклассных вещей, на которых до сих пор учатся студенты.
В конце 1941 года производство было остановлено. Успенский и Тырса блокаду не пережили.
Этот и все следующие снимки — стеклянные шедевры производства Ленинградского завода художественного стекла
После войны, в 1948-м, усилиями тех же Мухиной и Качалова лабораторию удалось восстановить, а фабрика была преобразована в завод художественного стекла и сортовой посуды — ЛЗХС. Экспериментировать стали не только с сортовой посудой — делали уникальные изделия и архитектурные детали в духе сталинского ампира. Исследовательскую работу вели, кадры готовили.
На ЛЗХС было изобретено сульфидно-цинковое стекло. Оно могло быть глухим, дымчатым, почти прозрачным, в одном изделии стали возможны любые переходы цвета: от голубого к ярко-оранжевому, от розового — к зеленому. Его продемонстрировали на Всемирной выставке в Венеции, и там оно, как все сколько-нибудь заметное из СССР, было названо «русским чудом». Но чудо было слишком дешевым в изготовлении, это мешало выполнению плана, поэтому на родном ЛЗХС не прижилось. Сульфидное стекло стали применять на «Красном мае» в Вышнем Волочке — в основном для сувениров. Это было очень модно в шестидесятые-восьмидесятые годы, многие художники сделали на этом стекле себе имя.
Другому научному открытию повезло больше. Разработанный на заводе способ моллирования позволил Мухиной осуществить мечту: она создала несколько уникальных стеклянных скульптур. «Ветер» — парафраз лица колхозницы с ее знаменитой работы. «Портрет ученого (Н.Н. Качалов)», «Торс девушки» — в этих работах скульптора и свойственный ей «вихрь подсознания», и текучая нежность.
По словам куратора питерского Музея художественного стекла Елены Власовой, до Мухиной художественное стекло — это предметный мир, обустроенный «тихим голосом». Благодаря Мухиной ленинградская школа пошла по пути монументальной чистой формы, что было естественно для Санкт-Петербурга. «Так что ее вклад в художественное стекло гораздо больше, чем приписываемый ей граненый стакан, — говорит Власова. — Не делала она его. Мы специально проверяли все документы».
Концептуалист
Борис Смирнов оказался в стеклоделии случайно. В 1948-м, когда Мухина взяла его в лабораторию, ему было уже сорок пять. Архитектор по образованию, он занимался графикой, дизайном, оформлением и иллюстрированием книг, сотрудничал с «Ежом» и «Чижом». В 1936 году ему сильно досталось за проект, созданный вместе с двумя коллегами, — единственный построенный по нему кинотеатр в Бежицах под Брянском фигурировал в статье «Какофония вместо архитектуры» в «Правде». Здание срочно перестроили, а Смирнову пришлось сменить работу. Он писал методические пособия, придумал родильную кровать для Акушерско-гинекологического института. Во время войны служил на Балтфлоте, создавал ложные и маскировал подлинные военные объекты.
Через два года после прихода к Мухиной Борис Смирнов создал два прибора для вина. «Соколика» тут же забрал Русский музей, а «Крепыш» пошел в массовое производство максимальным тиражом. Многие работы Смирнов сделал с выдувальщиком Борисом Ереминым, племянником и учеником Михаила Вертузаева. Знаменитые «Танцующие пары» — их совместный шедевр. Такая стилизация в конце 1950-х была настоящим прорывом, как и «Пара чая», где чайник был с запаянным носиком. Работа шокировала даже товарищей по профессии, но прошли годы, и смирновский чайник признали поворотным. Кто бывал в усадьбе-музее «Кусково», видел «Праздничный стол» Смирнова — этот сервиз стал настоящей сенсацией. Сто шестьдесят предметов: скоморохи, черт, курица с петухом, лихо приплясывающие кувшины, чашки, подобные тяжелым плодам, — сказочное пиршество, дьяволиада. «В моих поисках помогла, как ни странно, сама прозрачность стекла, — говорил Борис Смирнов. — Просматриваемость открыла такие дали и глубины изобразительности…»
Просматриваемость он продемонстрировал в знаменитом триптихе «Стеклодувы». Вазы сделаны сложным и самым уязвимым методом свободного выдувания, с матовой гравировкой внутри выдуваемого пространства. Получился своего рода гимн профессии.
Под звонким объявлением
«Стекло, хрусталь, фарфор»
Большое оживление —
Идет горячий спор:
— Пожалуйста, граненую!
— Не эту, а зеленую!
— Не лучше ли, товарищи,
Из красного стекла…
Братство стекла
Между прочим, сделать День стекольщика 14 марта, в день рождения Смирнова, предложили его ученики. «Смирнов шагнул на несколько десятилетий вперед. Он разбудил наше сознание», — говорит Владимир Касаткин, бывший главный художник Гусь-Хрустального, ныне безработный. Касаткин был признан лучшим художником по стеклу СНГ в 2000 году, его работы можно увидеть в Историческом музее, Эрмитаже, Русском музее. Его «Традиция» была эмблемой Гусевского завода.
Мы ходили с Касаткиным по его выставке, Владимир Иванович рассказывал об отце и его руках, которые могли сделать божественную широкую грань. И о Евгении Ивановиче Рогове, гусевском самоучке-художнике, о его сервизе «Рябинка» красного хрусталя с вертикальной широкой острой гранью — он теперь в музее Владимиро-Суздальского заповедника. На выставке Касаткин показывал удивительные вещи. «Навигатор» — многослойное стекло, от бесцветного к красному и черному, с пескоструйной обработкой — такое впечатление, что он шевелится. «Ковчег» — летящая лента Мебиуса, завихрение и божественный матовый цвет. «Музыка во сне» — сложнейшая (и вредная) техника травления. «Ледоход» — халявный метод, каким делали оконные стекла. Здесь чистота, неожиданная, но естественная графика линий. Он был сделан на симпозиуме стекольщиков на заводе «Неман» в Белоруссии. Симпозиумы — отдушина для стекольщиков, они собираются, чтобы поработать, для многих это единственная возможность не терять мастерство.
Хрустальный дворец
«Здесь красиво, как в метро «Автово», — говорит «правильный» переводчик Гоблин (Пучков) в своем варианте «Властелина колец». На этой петербургской станции сейчас идет ремонт. Кроме прочего меняют 88 элементов пятиметровых колонн — пластины из литого стекла с рельефом с обеих сторон, то самое «ленинградское моллирование». Стекло выдувается вручную при температуре 1500°, для каждого элемента — разовая форма.
Район Автово был передним краем обороны Ленинграда, поэтому станцию посвятили Победе. Планировали стеклянные витражи на потолке и 60 стеклянных колонн, подсвеченных изнутри, на фоне красных стен перрона. В реализации проекта принимали участие Николай Качалов и Федор Энтелис, разработавший золоченую ленту, которая служила креплением хрупких пластин облицовки. Долгое время не могли решить проблему прозрачности — через стекло был виден бетон, и искристость исчезала. Физик из Перми Григорий Гершуни предложил сделать рельефной и внутреннюю поверхность пластин, обязательно гранить под углом 80°, тогда свет отразится от граней прежде, чем достигнет бетона. К открытию станции в 1955 году успели сделать лишь 16 колонн, остальные временно облицевали мрамором. Но через год Хрущев объявил борьбу с излишествами — и работы прекратили.
Но даже в таком недоделанном виде «Автово» впечатляет. Для многих это визитная карточка Петербурга. Ремонт обещают закончить к концу 2012 года. Монументальное стекло, шедевр петербургской школы, предстанет во всей красе.
В 1756 г. Аким Мальцов основал на реке Гусь стекольную мануфактуру. Гусевский хрустальный завод изготавливал и дешевую столовую посуду, и дорогие эксклюзивные вещи (на снимке). Гусевский хрусталь продавался не только в России, но и в Европе, изделия его мастеров побеждали на самых престижных выставках. В середине января 2012 г. завод был закрыт. Но ведутся переговоры о восстановлении бренда. Городские власти привлекли средства, и в Гусь-Хрустальном будут производить промышленное стекло и эксклюзивные авторские вещи — под маркой Гусевского завода.