сукновальные молоты это что
СУКНОВАЛ
Главным материалом, из которого изготовлялась в древней Италии одежда, была шерсть. Из шерсти делали туники-рубахи, которые надевали прямо на тело, тогу – национальную римскую одежду, которую не смели носить лишенные гражданских прав; плащи всех видов и всякого покроя, от тяжелых темных, солдатских и дорожных, до легких разноцветных, которые надевали поверх белоснежных тог, чтобы предохранить их от пыли и грязи. Шерстяную одежду носила вся Италия, от сенатора до раба. Шерсть гигроскопична, она не позволяет телу охлаждаться, предохраняет от простуды: материал был выбран на основе опыта многих поколений. Италия была богата превосходной шерстью; поголовье ее овечьих стад исчислялось в миллионах, и овцы были разных пород. Были овцы, превосходная тонкая шерсть которых могла поспорить с лучшими сортами греческой шерсти (а греческая шерсть славилась в древности по всему миру). Страбон, путешествовавший по Италии во время Августа, писал, что овцы, которых разводили в долине р. По, около Пармы и Мутины (нынешняя Модена), давали мягкую, самую красивую шерсть; грубая шерсть из Лигурии и от инсубров (галльское племя, жившее в округе нынешнего Милана) давала ткань, в которую одевалась большая часть рабов в Италии; из шерсти патавийских овец (Патавий – нынешняя Падуя) делали дорогие ковры и гавсапы – особые косматые ткани с ворсом на обеих сторонах материи или только на одной. Очень хороша была шерсть овец апулийской породы.
[с.72] Пряжа и тканье были женским делом, и в дни седой старины не только бедные крестьяне, но и богатые сенаторы и прославленные полководцы ходили в домодельных туниках и тогах. Лукреция поздней ночью «занималась шерстью», когда ее муж прискакал из-под Ардеи проверить, как проводит время одинокая жена. Катон не представлял себе усадьбы без ткацкого станка. Варрон знал имения с большими ткацкими мастерскими. Еще в конце республики в старозаветных семьях в атрии стоял ткацкий станок, и некоторые эпитафии воздают женщине как высшую похвалу то, что она «сидела дома и обрабатывала шерсть». Август носил только одежду, изготовленную руками сестры, жены или дочери. В хозяйстве и Статилиев, и Ливии, жены Августа, и вообще в императорском хозяйстве прядением занято было по крайней мере несколько человек, потому что надписи упоминают должность «отвешивателя шерсти», т.е. человека, который отвешивал шерсть, раздаваемую на «уроки» пряхам, и надзирал за их работой, а также и самих прях, ткачей и ткачих. Судя по нескольким надписям из Рима, существовали и частные прядильни, но о размерах их, так же как и об организации, мы ничего не знаем. То же и относительно ткацких мастерских. И Марциал, и Ювенал поминают ткачей в Риме; в Риме были, конечно, ткацкие мастерские, но ничего о них до нас не дошло.
О сукновалах известно нам больше. В Помпеях и в Поле (Далмация) были раскопаны сукновальни; найдены были фрески, объясняющие работу сукновалов (по-латыни их звали фуллонами), сохранились кое-какие надписи.
Профессия сукновалов была двойной: они валяли сукно, а также стирали и чинили грязную шерстяную одежду. Прачками и штопальщиками они были превосходными: старая вещь выходила из их рук новешенькой. И процесс валянья отличался от мытья только отсутствием некоторых операций.
Сукно в древности изготовлялось таким же способом, как и теперь; разница, конечно, в масштабах производства и в том, что теперь работают машины. Шерстяная ткань становится сукном, потому что поверхность овечьей шерсти покрыта чешуйками или зубчиками, которые придают ей цепкость и способность, особенно под влиянием влаги, тепла и механических сотрясений, плотно сцепляться с [с.73] соседними волосками, или, как говорят, «сваливаться». Первой работой италийского фуллона было свалять шерстяную ткань. В XIX в. эту работу исполняли особые сукновальные машины, в которых шерстяная пропитанная теплой жидкостью ткань пропускалась между двумя вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой, приваленной грузом. Ткань продвигалась с трудом, сильно сжималась, терлась о стенки желоба и о крышку и таким образом сваливалась. В старых машинах ткань сваливал своими ударами пест особого устройства. У италийского сукновала не было ни машин, ни песта; в его распоряжении были только собственные ноги.
«Пляска» сукновалов. (Фреска). A. Mau. Pompei. Leipzig, 1908, fig. 242. |
В 1825 г. на одной из самых аристократических улиц Помпей, которая теперь называется улицей Меркурия, раскопали дом, где находилась большая мастерская фуллонов. Уцелело кое-что из оборудования и сохранились плохие в художественном отношении и драгоценные по содержанию фрески – история штуки сукна, изображенная во всех стадиях изготовления.
Мыла древняя Италия не знала. То снадобье, которое Плиний называет «мылом» и которое приготовлялось из нутряного жира и золы («галльское изобретение»), точно так же, как «шарики из Маттиака» (город в окрестности нынешнего Висбадена), никогда не употреблялись для стирки; ими мыли волосы, чтобы окрасить их в рыжеватый цвет, вошедший в моду у современниц Плиния и Марциала. Фуллоны клали в свои чаны соду, а еще чаще пользовались мочой. Моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром жидкое аммониакальное мыло, хорошо отмывающее жировые пятна и вообще всякую грязь. Фуллоны расставляли на улицах большие посудины для прохожих; Марциал упоминает их в одной очень злой эпиграмме. В Помпеях в районе новых раскопок, недалеко от дома хозяина одной сукновальни, нашли большую винную амфору с отбитым горлышком, вкопанную в землю. Это реальный комментарий к словам Марциала: «. старая посудина скупого фуллона».
Естественно, что ткань, мытую в моче, требовалось усиленно прополоскать в чистой воде. В сукновальне всегда имелись большие ванны, куда фуллоны, «потанцевав» в своих чанах, и переносили материю и где они ее усердно и не один раз отполаскивали, многократно меняя воду. Затем ее вынимали, раскладывали на больших столах и начинали бить вальками – операция, одинаково способствовавшая и сваливанью, и удалению грязи, – после чего развешивали для просушки на веревках или жердях. Сукновалам дано было законом разрешение перекидывать эти веревки даже через улицу.
После того как материя просохнет, приступали к работе, изображенной на другой фреске, – к ворсованию. Цель ворсования – образовать на поверхности плотно свалянной материи слой торчащих волокон и сделать таким образом эту поверхность пушистой и мягкой. Теперь [с.75] поверхность ткани надирают ворсовальным барабаном, к ободьям которого прикреплены узкие рамки с насаженными на них шишками ворсянки. В древней Италии сукно надирали вручную или шкуркой ежа – «без его игл ни к чему была бы для людей мягкая овечья шерсть», – замечает Плиний, – или шишками чертополоха, из которых делали особые ворсильные щетки. Такую щетку держит в руках и чистит ее палочкой женщина на фреске из той же серии. Возможно, были в ходу и железные скребницы. Шерстяные очески шли на набивку тюфяков; так как оческов этих у фуллонов всегда оказывалось в изобилии, то, возможно, они занимались и изготовлением матрасов.
Работы сукновалов. (Фреска). A. Mau. Pompei. Leipzig, 190S, fig. 243. |
На следующей фреске изображено как раз ворсование. С подвешенной к потолку жерди свисает ткань, которую шкуркой ежа надирает молодой работник в короткой тунике. Мимо проходит другой с легкой плетеной клеткой на плечах, напоминающей юрту, и с котелком в руках такой формы, какие и поныне употребляются в Италии для углей. На эту клетку натягивали материю, вымытую и наворсованную, если только она не была крашеной, а под клеткой ставили котелок с зажженной серой. Серные пары обладают свойством отбеливать ткань.
В Риме сохранилось несколько надписей, упоминающих фуллонов. Интересна одна из них, сообщающая о том, что коллегия фуллонов (ремесленники в Риме, по всей Италии и в римских провинциях создавали особые, ремесленные объединения, называвшиеся коллегиями) доказала свое право бесплатно пользоваться водой из какого-то водоема – право, которое у нее оспаривали некие недоброжелатели. Дело происходило в середине III в. н.э. Из остальных римских надписей мы только узнаем, что в дворцовом хозяйстве, так же как и в хозяйстве богатых людей, были свои фуллоны. Чтобы ближе познакомиться с этими людьми, надо отправиться в Помпеи. Очень немного, но все-таки кое-что узнаем мы там и о хозяевах сукновален, и об их рабочих.
Среди хозяев первое место занимают отпущенники. Одна сукновальня принадлежала отпущеннику Стефану; городскую сукновальню (следует обратить внимание, что сукновальни, как и бани, были «коммунальными» учреждениями) одно время арендовал богатый банкир, тоже отпущенник, Цецилий Юкунд. В последние годы перед гибелью города ею распоряжался Везоний Прим, судя по собственному его имени (Прим), – отпущенник. Он принимал горячее участие в предвыборных кампаниях; он рекомендует в дуумвиры Цейя Секунда и Гавия Руфа, в эдилы – Гельвия Сабина. Перед нами яркий пример человека, который, еще не став юридически гражданином, чувствует себя в этом приютившем его городе своим, совсем своим: он [с.77] живет его интересами, он кровно заинтересован в его повседневной судьбе; для него важно, кто будет заправлять городскими делами. Еще интереснее другое обстоятельство. Мы знаем, с каким презрением относились свободные римляне ко всякой ремесленной деятельности. Цицерон в своей книге «Об обязанностях», которая должна была служить жизненным руководством для его сына, писал: «Все ремесленники проводят жизнь свою, занимаясь грязным делом; в мастерской не может возникнуть ничего благородного». Прим отнюдь не стесняется своего ремесла; во всеуслышание объявляет он себя фуллоном. И простые рабочие, работники сукновален, отнюдь не считают своего занятия грязным делом. Сохранилось несколько надписей какого-то Луция Квинтилия Кресцента, простого фуллона, нацарапавшего их гвоздем на колоннах дома, где он, вероятно, жил. В этих надписях он посылает привет всем жителям Помпей и окрестных городов, а также всем собратьям по ремеслу: «Кресцент шлет привет фуллонам здешним и другим, где бы они ни находились». Этот человек гордился своим ремеслом и своей принадлежностью к широко раскинутому братству сукновалов. На «новых раскопках» (так называются части города, которые стали раскапывать после первой мировой войны) нашли дом некоего Фабия, владельца сукновальни. В одной из надписей, покрывающих стены этого Дома, автор заявляет, что знаменитой Энеиде (на двух пилястрах, обрамляющих вход в жилище Фабия, изображено начало странствий Энея: Эней с отцом Анхизом и сыном Асканием бегут из Трои) он предпочитает гимн сукновалам: «сукновалов воспеваю и сову» (сова – птица Минервы, покровительницы фуллонов). Стоит остановиться на этой надписи. Автор ее шутит – пусть! И все-таки он осмеливается поставить рядом поэму, прославляющую божественных зачинателей мировой империи, и песню в честь парней, стирающих грязную одежду, замазанных мочой и глиной, простых рабочих парней! Это сделать мог только человек, испытывающий гордость рабочего, который знает цену своей работе и своему ремеслу. И тут мы подходим к очень любопытному явлению. Обычно столица снабжает провинцию модами и идеями; в древней Италии было наоборот: новые мысли и новые чувства появляются в провинциальных городах и городках; новое мировоззрение начинает пробиваться и складываться именно здесь. Мы говорили уже, что отпущенник перестает [с.78] ощущать себя существом низшего сорта как раз в этих городках; именно здесь он начинает чувствовать себя не только своим среди своих, но и гражданином среди граждан. Он принимает участие в общественной жизни, он помогает городу, поправляет обветшавшие здания, замащивает улицы, устраивает для сограждан гладиаторские игры или даровое мытье в банях. Весь город видит, что средства для этого доставила работа. Отпущенник не бросил ремесла, которым занимался, будучи рабом. Став свободным человеком, он расширил свою деятельность, обзавелся собственной мастерской; разбогател. Богатство принесла работа – работник чувствует свое достоинство и силу, и постепенно меняется отношение к работе и у окружающих.
1. На этой фреске один из юношей гораздо выше своих товарищей. По-видимому, художник хотел показать, как высоко рабочий подпрыгивает. [ назад ]
2. Была еще особая «стиральная глина», которую клали при мойке и которая вбирала в себя жир. Ее привозили с маленького греческого островка Кимола. [ назад ]
молоты
1 forging
2 Implements
3 bonnethead sharks
4 hammer-headed shark
5 hammerhead
6 hammerhead sharks
7 hammerhead sharks (Sphyrnidae)
8 implements
9 mallet sharks
10 pendulum stocks
11 bonnethead sharks
12 hammer-headed shark
13 hammerhead
14 mallet sharks
15 grind
16 mill
17 hammerhead sharks
18 hammerhead sharks
19 Sphyrnidae
20 hammerhead sharks
См. также в других словарях:
Семейство Молотоголовые акулы или Акулы-молоты (Sphyrnidae) — К этому семейству принадлежат 2 рода с семью видами. Акулы молоты близкородственны серым акулам, но отличаются от них, а также от всех других рыб очень своеобразной формой головы. Она сильно уплощена сверху вниз и имеет по бокам два… … Биологическая энциклопедия
Акулы-молоты — Акулы молоты … Википедия
СЕМЕЙСТВО АКУЛЫ-МОЛОТЫ — (SPHYRNIDAE)Акулы молоты резко отличаются от остальных кархаринообразных и от других акул своеобразной формой головы. Передняя часть головы этих рыб сильно уплощена сверху вниз и имеет по бокам два больших выроста. На наружных краях этих выростов … Рыбы России. Справочник
ГОСТ Р 51041-97: Молоты сваебойные. Общие технические условия — Терминология ГОСТ Р 51041 97: Молоты сваебойные. Общие технические условия оригинал документа: 5.3 Маркировка 5.3.1 На каждом молоте должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные: наименование… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
акулы молоты — paprastieji kūjarykliai statusas T sritis zoologija | vardynas taksono rangas gentis atitikmenys: lot. Sphyrna angl. hammerhead sharks rus. акулы молоты; молот рыбы ryšiai: platesnis terminas – kūjarykliai siauresnis terminas – apvaliagalvis… … Žuvų pavadinimų žodynas
Дизель-молот — … Википедия
Молот — У этого термина существуют и другие значения, см. Молот (значения). Механический молот компании Шнейдер в городе Л … Википедия
молот — машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок. Молот – одна из основных машин кузнечно штамповочного производства, применяется для ковки (ковочные молоты) и объёмной, листовой штамповки (штамповочные молоты).… … Энциклопедия техники
Сваебойное оборудование — предназначено для установки (наведения) Сваи, её ориентирования, фиксации и погружения. Может использоваться и для извлечения свай из грунта (сваевыдёргиватели). С. о. состоит из грузоподъёмного органа и погружателя, обычно… … Большая советская энциклопедия
Значение слова «молот»
2. Машина ударного действия для обработки металлов давлением. Пневматический молот.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кузнечный, или ручной, молот обычно делается из ковкого железа, а концы его навариваются сталью. Очень маленькие молоты делаются целиком из стали, а большие из чугуна. Один конец ручного молота делают или совершенно плоским или с лёгкой выпуклостью, он называется бой или боёк, а другой клинообразным, он называется задок. В средней части имеется сквозное отверстие, глазок, для насадки молота на деревянную рукоять, или молотовище. Самые маленькие кузнечные молоты, так называемые ручники, которыми можно работать одной рукой, весят от полукилограмма до 2 килограммов, большие же ручные молоты, кувалды, которые приводятся в движение обеими руками с размаху, весят от 3 до 9 кг.
В больших кузницах употребляются молоты весом от 40 до 100 кг, а на железных и сталелитейных заводах бывают молоты до 50 тонн. Большие молоты не могут быть приведены в движение мускульной силой, и для их подъёма используются различные механизмы, причём молот опускается вследствие своей собственной тяжести. Рукоять механического молота обычно укреплена в кольце или хомутке с шипами по бокам и может на этих шипах вращаться в вертикальной плоскости. Смотря по тому, на какую часть действует подымающий молот механизм, различают хвостовой, среднебойный и лобовой молоты.
C конца XIX в. самые крупные паровые молоты стали заменяться гидравлическими прессами, позволяющими достигать более высокого качества обработки металла без сотрясения зданий.
МО’ЛОТ, а, м. (тех.). Больших размеров и тяжелый молоток для ковки металлов и дробления камней. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мо́лот
1. орудие в виде тяжелой болванки на длинной рукоятке, используемое для нанесения ударов при ковке металлов, разбивании камней и т. п. ◆ Блейд бил молотом по раскаленному бруску стали, потом брал огромные клещи, захватывал рдевшую вишневым полосу, швырял на груду остывающих заготовок.
2. техн. машина ударного действия для ковки металлических заготовок ◆ Пермский молот обладал более совершенным золотниковым парораспределением, чем молоты предыдущих конструкций, а станина его имела конструкцию современного молота мостового типа.
3. упражнение с гантелей или гантелями на развитие мышц руки.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прессинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сукновальная глина
Смотреть что такое «Сукновальная глина» в других словарях:
сукновальная глина — фуллерова земля, фуллоновая земля, валяльная глина … Cловарь химических синонимов I
ГЛИНА — жен. земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость. Основанием глине служить метал глиний муж. алюмний, алюмий или алюминий, в… … Толковый словарь Даля
ГЛИНА ВАЛЯЛЬНАЯ — (сукновальная глина), глинистая масса, содержащая более 50% КРЕМНЕЗЕМА. Первоначально использовалась для удаления жира или масла с шерсти (процесс валяния). В наше время используется для отбеливания нефти и перегонки растительных масел … Научно-технический энциклопедический словарь
Глина — Термины «Глина», «Глины» имеют и другие значения. Глины четвертичного периода (Эстония) Глина мелкозернистая осадочная горная порода, пыл … Википедия
ГЛИНА — мелкозернистый природный материал, пылевидный в сухом состоянии, пластичный при увлажнении и камнеподобный после обжига. Диаметр частиц глин менее 0,005 мм; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лесс. Большинство … Энциклопедия Кольера
валяльная глина — сукновальная глина, фуллерова земля, фуллоновая земля … Cловарь химических синонимов I
фуллерова земля — сукновальная глина, фуллоновая земля, валяльная глина … Cловарь химических синонимов I
фуллоновая земля — сукновальная глина, фуллерова земля, валяльная глина … Cловарь химических синонимов I
СУКНОВАЛЬНЫЙ — СУКНОВАЛЬНЫЙ, сукновальная, сукновальное (спец.). Служащий для валяния суконной ткани, употребляемый при валянии сукна. Сукновальная машина. Сукновальная глина. || Занимающийся валянием сукон. Сукновальный мастер. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
сукнова́льный — ая, ое. Предназначенный, служащий для валяния сукон. Сукновальная машина. Сукновальная глина … Малый академический словарь
Сукновальные молоты это что
Механические молоты отличаются друг от друга по конструкции привода. По роду привода различают молоты: механические(подвесные), паровоздушные (простого и двойного действия) и внутреннего сгорания (дизель-молоты)
Механические молоты приводятся в действие лебедкой (приводной) при помощи троса, свободный конец которого соединен с ударной частью молота, называемой иногда «бабой».
Этот тип молота является простейшим. Он представляет собой тяжелую чугунную отливку, снабженную на боковой поверхности приспособлением для удержания ее в направляющих стрелах копра, а в верхней части имеющее кольцо для подъемного троса (рис. 1). Механические молоты могут работать по схемам, показанным на рис. 2.
В первой схеме подъемный трос одним концом наглухо соединен с молотом, а вторым через блок, укрепленный наверху направляющих стрел копра, с барабаном лебедки. Молот при падении увлекает за собой трос, свободно сматывающийся с барабана лебедки. Этот способ обладает тем недостатком, что трос часто соскакивает с блока, изгибается и быстро портится.
Число ударов также зависит от опытности рабочего, управляющего лебедкой, особенно при работе без расцепления молота, когда требуется большое внимание, чтобы, с одной стороны, не допустить чрезмерного подъема молота, а с другой — излишнего разматывания троса после удара.
С подвесными молотами работают следующим образом: молот без расцепляющего устройства поднимается вверх по направлящим стрелам лебедкой. Выключается баран лебедки, молот падает и тянет за собой трос, который свободно сматывается с барана лебедки.
Если молот снабжен расцепляющим устройством, то после подъема молота на необходимую высоту один из рабочих дергает за веревку, привязанную к рычагу крюка; крюк выскальзывает из проушины, молот освобождается и падает на голову сваи. При развертывании троса с барабана лебедки под весом крюка с грузом крюк опускается и захватывает проушину молота.
Механические молоты обладают тем достоинством, что их конструкция очень проста в то же время долговечна. Однако производительность их низка. Поэтому механические молоты находят применение при малых объемах работ, когда использование более производительного оборудования экономически невыгодно.