суггестология что это такое

Суггестология что это такое

суггестология что это такое. Смотреть фото суггестология что это такое. Смотреть картинку суггестология что это такое. Картинка про суггестология что это такое. Фото суггестология что это такое

Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.

В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.

Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].

В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].

Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.

Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].

Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.

Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].

В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].

Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.

Заключение

Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.

Источник

Суггестология

Смотреть что такое «Суггестология» в других словарях:

суггестология — суггестология … Орфографический словарь-справочник

суггестология — сущ., кол во синонимов: 1 • психология (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Суггестология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Суггестология (лат. suggestio внушение и др. греч. λόγος учение) отрасль … Википедия

Суггестология — (суггестия + греч. logos – учение, наука). Раздел психотерапии, изучающий методологические принципы и разрабатывающий методологические приемы внушения в процессе психотерапевтической деятельности … Толковый словарь психиатрических терминов

суггестология — суггестол огия, и … Русский орфографический словарь

суггестология — и; ж. [от лат. suggestio внушение и греч. logos учение] Отрасль медицины, изучающая механизмы внушения, гипноза и способы его практического применения. ◁ Суггестологический, ая, ое. С ие проблемы. С ое исследование … Энциклопедический словарь

суггестология — и; ж. (от лат. suggestio внушение и греч. lógos учение) см. тж. суггестологический Отрасль медицины, изучающая механизмы внушения, гипноза и способы его практического применения … Словарь многих выражений

ЛОЗАНОВ Георги Кирилов — (р 22.7.1926, София), болг. психотерапевт и педагог, д р мед. наук (1971). Окончил Мед. академию в Софии (1952) и пед. ф т Софийского ун та (1963). Основатель и директор НИИ суггестологии Мин ва нар. просвещения (1966 85). С 1985 директор центра… … Российская педагогическая энциклопедия

СУГГЕСТОПЕДИЯ — Метод обучения, предложенный еще в 50 х гг. болгарским исследователем Лозановым (Лозанов Г.) и вызвавший довольно широкие отклики от безоговорочно одобряющих до заостренно критических. В настоящее время дискуссии по поводу… … Психотерапевтическая энциклопедия

Источник

Суггестолог: особенности специальности

В быту нередко можно услышать фразу: «Все болезни от нервов». Когда врач говорит такое, в некоторой степени он оказывается прав. Головной мозг человека регулирует все процессы, происходящие на разных уровнях, вплоть до появления сыпи на коже или выпадения волос. Существует отрасль психологии, которая может повлиять на человеческий разум и остановить прогрессирование заболеваний. Этот раздел именуется суггестологией, а врач суггестолог, который применяет на практике методы гипноза и внушения на человека.

Компетенция суггестолога

суггестология что это такое. Смотреть фото суггестология что это такое. Смотреть картинку суггестология что это такое. Картинка про суггестология что это такое. Фото суггестология что это такое

Суггестолог – врач, в сферу деятельности которого входит проведение сеансов гипноза и переубеждений пациентов, чтобы вылечить от всевозможных недугов. Некоторые заболевания поддаются лечению, а некоторые нуждаются еще и в медикаментозной терапии.

В компетенцию суггестолога входит:

Важно отметить, что суггестолог не использует в своем арсенале лекарственные средства. Доктор внедряет психологические методы влияния на сознание человека. Во время гипнотического сна, суггестолог выбирает определенное время для «внедрения» в мысли пациента. Затем проводится сеанс словесного внушения, иногда используются предметы и музыка. Больной в эти минуты может неосознанно разговаривать. В течение 5-10 минут сеанс заканчивается, и человек готовиться к пробуждению.

По истечению гипнотического воздействия у людей может кардинально измениться поведение. Спустя несколько сеансов может регрессировать заболевание.

Какими органами занимается врач

суггестология что это такое. Смотреть фото суггестология что это такое. Смотреть картинку суггестология что это такое. Картинка про суггестология что это такое. Фото суггестология что это такое

Суггестолог в процессе своей деятельности занимается лишь одной системой – психикой. Специалист находит такие ключи, которые могут открыть любые потайные «двери» у нуждающегося человека. Влияние на психическое состояние избавляет от некоторых недугов и зависимости, восстанавливает жизненные силы, помогает бороться с депрессией.

Посредством гипнотических внушений доктор лечит патологию следующих органов:

Особенно часто суггестолог имеет дело с разного рода зависимостью. Эта проблема присуща морально слабым людям, или тем, кто потерял смысл жизни, разочаровался в людях. Понять, к какому органу относится эта патология, сложно. Скорее всего, нужно активно влиять на сознание и мышление. Эти функции рождаются и созревают в головном мозге.

С какими жалобами обращаются к суггестологу

Суггестолог сталкивается с различными жалобами со стороны пациентов. Зачастую люди обращаются к врачу в крайних случаях, когда нужно найти свое место в жизни, успокоение или избавиться от вредных привычек. Иногда на прием к специалисту идут и с такими жалобами:

С помощью гипнотерапии можно отодвинуть ядро патологического процесса вглубь сознания, используя лишь вербальные навыки внушения. Суггестолог прицельно «вытягивает» проблему и воздействует на нее со всех сторон.

Какие заболевания лечит суггестолог

суггестология что это такое. Смотреть фото суггестология что это такое. Смотреть картинку суггестология что это такое. Картинка про суггестология что это такое. Фото суггестология что это такое

Болезни, появляющиеся на нервной почве, разнообразны по месту поражения. Суггестолог использует все навыки для лечения таких недугов и состояний:

Работа суггестолога необходима для создания душевного равновесия человека, борьбы с психосоматическими заболеваниями. Воздействие исключительно на центры регуляции в головном мозге может предотвратить развитие некоторых недугов, а иногда и вовсе избавить от уже состоявшихся патологий.

Какие исследования нужны суггестологу

Лабораторные исследования показывают органическую патологию, которая стоит за проявившимся заболеванием. Однако не всегда такой подход применим для психических повреждений. На приеме суггестолога используются такие исследования:

Конечно, врач не может полностью обойтись без специфических исследований, когда речь идет о зависимости или заболеваниях кожи:

Суггестологу не требуется заключение компьютерной томографии, ультразвуковой диагностики. Чтение результатов таких исследований прерогатива клиницистов: хирургов, терапевтов, неврологов.

Потребность в консультациях смежными специалистами иногда случается в практике суггестолога. Если пациент страдает от наркомании, то обязательно требуется заключение нарколога и результаты медикаментозного лечения. Если человека беспокоит бессонница, то лучше сначала обратиться к неврологу.

Советы суггестолога

Работа суггестолога преимущественно завязана на нейрофизиологии человека. Это малоизвестная отрасль медицины, включающая изучение психического поведения индивидуума.

Специалисты рекомендуют следовать таким советам:

Суггестолог, воздействуя на психику человека, успокаивает нервную систему, снимает возбуждение. Врачу по силам убедить пациента избавиться от дурных мыслей, ожирения, разного рода зависимости.

Источник

СУГГЕСТОПЕДИЯ

Полезное

Смотреть что такое «СУГГЕСТОПЕДИЯ» в других словарях:

СУГГЕСТОПЕДИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio – внушение + греч. paideia – обучение). Система научения, приобретения знаний, умений и навыков, основанная на усвоении человеком информации путем внушения; раздел суггестологии, посвященный вопросам использования внушения в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) система приемов и методов обучения, при которых создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала; суггестопедия предполагает веру учащегося в свои… … Профессиональное образование. Словарь

суггестопедия — суггестоп едия, и … Русский орфографический словарь

суггестопедия — (1 ж), Р., Д., Пр. суггестопе/ди/и … Орфографический словарь русского языка

суггестопедия — суггестопе/дия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

суггестопедия — и; ж. [лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение] Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза. ◁ Суггестопедический, ая, ое. С. эффект. С ое направление в методике … Энциклопедический словарь

суггестопедия — и; ж. (лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) см. тж. суггестопедический Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза … Словарь многих выражений

Метод Шехтера — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым … Википедия

Шехтер, Игорь Юрьевич — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым… … Википедия

Источник

Суггестология – наука о внушении

суггестология что это такое. Смотреть фото суггестология что это такое. Смотреть картинку суггестология что это такое. Картинка про суггестология что это такое. Фото суггестология что это такое

«Чтобы знать теорию предмета, надо знать историю предмета», — учил Гегель. Однако в рассказе о суггестологии (науке о внушении) воспользоваться мудрым указанием философа трудно — уж очень неясен сам предмет и расщеплена его история: с одной стороны, она создается у нас на глазах, с другой — уходит своими корнями в далекое прошлое, в древние оккультно-мистические школы, с третьей — опирается на ежедневную практику врачей, педагогов, артистов. По-видимому, история суггестологии будет написана после завершения ее теории… Тогда вся многообразная активность на этом поприще будет, вероятно, вежливо именоваться «донаучной стадией суггестологии». Только тогда, наверное, и будет выполнено указание Гегеля и на свет явится История Науки, переписанная задним числом на основании новейших научных достижений.

Поэтому давайте попытаемся смотреть пока только вперед и вот что понять: останется ли «крещение» суггестологии в ранг науки актом признания трудов и настойчивости ученых, сумевших убедить ученые советы в ее необходимости (ведь наука, как шутят французы, это то, по чему можно защитить диссертацию), или же суггестологии суждено стать подлинной Наукой. А это значит, что она привлечет к себе новые, молодые силы, результаты ее начнут жить независимой жизнью, их будут воспроизводить, использовать, развивать (в том числе и те, которые считаются пока фантастическими, — скажем, запоминание в эксперименте 1000 иностранных слов за один сеанс обычными людьми в нормальном состоянии бодрствования), и в конце концов новая наука принесет неожиданные плоды в психологии, кибернетике, педагогике…

Что же это такое — суггестология? Не рискую ли я пополнить унылые ряды бесплодных фантазеров, «обобщая на цивилизацию», хотя и важные, но вполне локальные достижения? Что толкнуло автора на такие обобщения?

Итак, почему родилась новая наука? В течение веков создавалась и совершенствовалась система упражнений и навыков в физическом труде и спорте — и в то же время в области умственного труда, кроме общих рекомендаций о разумном чередовании труда и отдыха, в массовой практике нет ничего и по сей день. Это тем более странно именно сегодня, когда в умственную деятельность втягиваются миллионы людей, когда способность порождать знания ценится выше физического совершенства, когда… одним словом, когда производство информации стало энергично прогрессирующей формой занятости. В этих условиях защита людей от непосильного умственного и нервного перенапряжения из вопроса профилактической гуманности превращается в проблему жизни и смерти.

Накопление информации принято понимать как возрастание ее количества, подлежащего усвоению. Так ли это? Ведь информация стареет быстрее товаров, а действительно необходимой информации для принятия ответственных решений на самом деле человеку часто не хватает… Не хватает — это уже бесспорный факт. И потому тоже бесспорным становится следующий факт, к которому пока мы все так трудно привыкаем: одна из важнейших задач современной науки о человеке состоит в том, чтобы научить человека быстро находить и усваивать полезную и «выводить» использованную и устаревшую информацию.

Создать, если угодно, вторую природу человека, такую же естественную, как обмен веществ. По-видимому, единственный способ это осуществить — воспитать в человеке потребность непрерывно учиться и самосовершенствоваться (интересно о самосовершенствовании смотрите на сайте metodorf.ru). Но тогда и потребность эта должна быть «естественной», то есть не построенной на волевых усилиях и понимании необходимости, а органичной, такой же, как желание есть и пить. Может быть, эту задачу можно будет осуществить с помощью машин? Ведь они в скором времени в изобилии будут поступать на интеллектуальный рынок. Так будет ли задача этим решена? Или все-таки кризис в сфере обучения и переобучения нельзя преодолеть с помощью технических устройств, где отстоялись научные идеи уже ушедших десятилетий?

Один из главных козырей сторонников машинизации обучения общеизвестен — это убежденность, что память человека ограничена и без внешней помощи ей не справиться с информационными нагрузками. До самого последнего времени трудно было что-то противопоставить этому всеобщему мнению: нельзя же всей науке пересматривать отстоявшиеся выводы только потому, что некоторые субъекты обладают феноменальной памятью и демонстрируют это свое качество на специальных сеансах или другим подходящим способом. И, тем не менее, явное несоответствие этих пессимистических выводов фактам реальной жизни обнаруживается на каждом шагу.

Дети не знают, что у взрослых существует «проблема памяти»: маленький человек поглощает за день такие порции «информации», перед которыми в панике отступит любой нормальный взрослый, если перевести на его язык «информационный рацион» ребенка. Откуда у взрослых возникла эта неуверенность в возможностях своей памяти? Быть может, из рационального знания об ее структуре и функциях? Вряд ли. Сегодня даже специалисты вынуждены признать, что им известно назначение лишь четырех процентов субстрата нашего мозга.

Представления об ограниченных возможностях нашей памяти внушило людям историческое развитие педагогики. Во все времена учебный процесс опирался на представление о том, что запоминание материала — это трудная работа, что только прилежание и усидчивость будут вознаграждены. Главной мерой инерции учебного процесса стала память, и люди постепенно свыклись с тем, что ресурсы ее, к сожалению, ограничены. И если бы какой-нибудь чудак на уроке иностранного языка стал бы задавать не 20—30 новых слов, а 200—300, его или подняли бы на смех, или привели в чувство административными мерами.

…Как то к болгарскому психотерапевту доктору Георгию Лозанову, заведовавшему тогда единственным в стране кабинетом психотерапии, явился для регулярного сеанса пациент. Это был средних лет электросварщик. Он был сильно утомлен и начал жаловаться: вот надо идти в вечернюю школу, а там задали стихотворение, а учитель прочел его вслух всего один раз, а дома учить времени нет, и устает он очень, и — вообще жизнь у сварщика не складывалась. «Тогда мы, — вспоминает доктор Лозанов, — помимо лечения его основного заболевания прибавили несколько лечебных процедур для повышения общего тонуса и, особенно для освежения его памяти. Через несколько дней сварщик явился к нам в сильном волнении и с порога заявил: «Что вы со мной сделали?! Это какое-то чудо! Меня как раз спросили это стихотворение. Я попытался его вспомнить — и вдруг сказал целиком, ни разу не сбившись. А?»

Что можно было ответить сварщику? Что он не мог вспомнить текст до лозановских процедур потому, что вместо слов в его памяти всплывал страх их не вспомнить? Что сидит в нем этот страх всегда, воспитанный за долгие годы заучивания и запоминания учебного материала? Что перед этим страхом он так же беспомощен, как кролик перед удавом, хотя, казалось бы, что мешает кролику, убежать: ведь ноги у «его по-прежнему на месте. Однако ничего этого доктор Лозанов сварщику тогда не сказал. Зато, по его собственному признанию, только после этого случая он впервые задумался над тем, какие перспективы открывает внушение в нормальном состоянии бодрствования для расширения и улучшения памяти.

Вообще-то говоря, эта мысль вовсе не была каким-то неожиданным озарением. В недрах психотерапевтической практики давно созрело убеждение, что человек обладает скрытыми резервами памяти. Погружая людей в так называемое сновидное состояние сознания, удавалось добиться поразительного припоминания событий, особенно в опытах по возрастной регрессии, то есть внушению прошлого возраста. Например, исследованный Лозановым человек нарисовал какую-то картинку, когда ему внушили, что сейчас, на сеансе, ему восемь лет. Через несколько месяцев его родные принесли доктору случайно найденный в домашнем архиве рисунок, оставшийся с детских лет, — это была удивительно похожая на нарисованную в гипнотическом состоянии «девочку с зеркалом», даже надпись сохранила букву ять старого правописания. Именно в опытах по гипнотической возрастной регрессии в клинике гипноза и возникло впервые представление о сверхприпоминании или сверхпамяти.

Но это гипноз. Личность человека в этих опытах участия не принимает. Гипноз лишь свидетельствует: в человеке существует какая-то неосознаваемая психическая активность, она, по-видимому, есть источник тех резервов личности, которые так поражают воображение посетителей гипнотических сеансов.

Лозанов имел полную возможность скептически относиться к массовым применениям гипноза вне узких клинических задач — сам он обладает сильнейшим даром гипнотического внушения…

И вот здесь начинается то новое, что составляет суть суггестологии: сверхприпоминание в гипнозе, запоминание во сне — это только проявления тех скрытых резервов личности, которые в гораздо более мощном виде могут и должны проявляться и в состоянии бодрствования, в состоянии крайней остроты и ясности сознания, в котором человек выжил и развился в борьбе с враждебными силами природы. Если угодно, тлеющие угольки костра в кромешной тьме кажутся необычайно яркими, бушующее же пламя трудно разглядеть при свете Солнца даже вблизи…

Итак, неосознаваемый информационный поток. Но что это за очередное научное заклинание: «неосознаваемый информационный поток»? Что значат эти слова в применении к активной практической деятельности?

Человек привязан к природной и социальной среде тысячами каналов связи, по которым идет непрерывный обмен сигналами. Большая часть этих сигналов не отмечается сознанием и, стало быть, не «переживается». Объяснить, почему это так, вообще говоря, можно разными способами с помощью разных научных терминов или ярких ненаучных метафор. И все объяснения будут очень приблизительными. В самом общем виде они, очевидно, сведутся к следующему: дело, видимо, в том, что значительные колебания нашей среды обитания происходят не часто — будь то цунами, пожар или личная катастрофа. Жизнь же вынуждает организм принимать решения ежеминутно, каждый наш шаг по жизни — это шаг по неровной дороге. И потому большая часть наших решений принимается неосознаваемо достаточно автономными системами организма без апелляции к «высшей инстанции» — сознанию. Весь этот мир неосознаваемых, то есть воспринимаемых органами чувств, но не доводимых до сознания сигналов, и есть область суггестологии. Этот неосознаваемый информационный поток обеспечивает сложнейшие акты приспособительного поведения.

Когда придет к нам полное понимание нейронной организации неосознаваемых форм психической активности? Не скоро! Но и теперь у нас есть способ «общаться» с этим «бессознательным» — надо просто работать с ним (ведь работают физики с понятием «вакуум», а спроси их, что это, и выяснится, что чем глубже физик, тем менее пуст вакуум).

Суггестология — суггестия — внушение. Попытки дать определение внушению предпринимали многие выдающиеся ученые.

Бехтерев определяет его как пересадку психического состояния без участия воли и даже без ясного осознания со стороны воспринимающего. По Павлову, внушение есть «самый упрощенный, самый типичный условный рефлекс для человека».

Экспериментальные исследования здоровых людей показали, что каждая личность обладает известной степенью выявленной внушаемости. Как пишет Лозанов, «мы формируемся как существа суггестивные, и лишь потом мы логифицируем нашу жизнь, пытаясь обрести целостность своего я».

Значительная часть информации из окружающего нас мира, поступающая через органы чувств, используется неосознаваемо в двигательной сфере. Вообще большая часть автоматических действий регулируется и управляется неосознаваемой психической активностью. При этом достигается гораздо большая точность и быстрота, чем, если бы все эти акты вначале надо было осмыслить, а потом направить. Сюда относятся и регуляция позы, и удерживание равновесия, и защитные перестройки при падении, и многое другое.

Конечно, неожиданное падение, не приводящее, скажем, к тому, что человек переломал себе руки и ноги, вещь достаточно впечатляющая, коль скоро мы ведем речь о тех механизмах, которые мы в себе, в своей повседневной жизни не осознаем. Но как отсюда перебросить мостик к нашей главной теме и показать, что и в сфере интеллектуальной неосознаваемые процессы занимают столь же большое место?

Совместно со своим сотрудником Р. Трашлиевым доктор Лозанов разработал буквенно-азбучный тест для проведения экспериментов с особым типом раздражителей. Хотя по своей абсолютной силе такие раздражители и воспринимаются органами чувств, но если внимание в этот момент сосредоточено на каких-то других раздражителях, а эти остаются на «периферии» сознания, — то они сознанием не отмечаются. Поэтому их и считают тоже субсенсорными, то есть не отмечаемыми сознанием в момент восприятия.

Тест состоял в следующем. Испытуемым предлагалось для наблюдения в продолжение 10 секунд табло, на котором были написаны 12 букв латинского алфавита. После этого им раздавались листки, где в азбучном порядке был напечатан весь латинский алфавит и предлагалось подчеркнуть те буквы, которые они только что видели. Никто из испытуемых не знал, что, хотя предлагаемая комбинация букв была случайным набором, форма их расположения на табло напоминала одну из предлагаемых букв (в данном тесте она напоминала букву Z). Потом в течение двадцати дней испытуемым день за днем в урочный час предлагалось вспомнить, какие же буквы они видели на табло.

И оказалось, что если на двадцатый день они воспроизвели на 11 процентов меньше букв, чем в начале, то букву Z они воспроизвели в два раза больше, чем в день непосредственной проверки. Сопоставление двух способов подачи информации показало, что с течением времени воспроизведение субсенсорно поданного материала приближается к воспроизведению материала, поданного сенсорным путем.

Восприятие информации из внешнего мира таким путем играет важную роль во всех человеческих отношениях — так считает доктор Лозанов. Скажем, при восприятии слова его содержание, отражающее его специфику, попадает в центр сознания, где подвергается критическому анализу, логической обработке и, наконец, получает соответствующий разумный ответ. Но мы реагируем не только на слово, а и на целый комплекс сопровождающих его раздражителей, мимику, выражение глаз, жест, интонацию, вообще на все, что связано с моментом его произнесения. Эти раздражители остаются на периферии сознания, но потом выясняется, что достаточно нам услышать знакомую интонацию, увидеть тот жест, как в памяти немедленно всплывают целые гирлянды слов, фразы, выражения, которые в момент произнесения сопровождались этими интонациями, мимикой, жестами.

Эта объективная особенность человеческой психики широко используется в суггестивной методике обучения иностранному языку, разработанной Доктором Лозановым: за три с небольшим недели слушатели, начавшие с нуля, овладевают 2000 слов активного фонда. При этом, обучение происходит в обстановке, полного раскрепощения и не только не вызывает никакого утомления — но, напротив, приводит к ощущению отдыха. Быстрота, точность и экономичность суггестивных психических явлений имеют одинаково высокий уровень и у школьников и у взрослых, поэтому давно махнувшие на себя люди получают как бы второе дыхание.

Подробный анализ созданной доктором Лозановым методики обучения, получившей название суггестивной педагогики, или суггестопедии, будет, по-видимому, проведен на страницах научных трудов. Здесь же мне хотелось бы ответить тем из читателей, которые научных трудов читать не будут, но воображение которых, натренированное научной фантастикой, немедленно начнет конструировать ситуации, где злоумышленники с помощью субсенсорно вводимых сигналов перелицовывают людей, превращая их в роботов из популярных антиутопий.

Обращаю внимание этих просвещенных читателей на то, что по каким-то причинам даже в антиутопиях некоторые люди проявляют поразительный иммунитет к неосознаваемо воспринимаемой информации, которая противоречит их внутренним установкам. В своей диссертации Лозанов пишет об этом так: «…подобно биологическим защитным средствам, личность имеет выработанные психические защитные средства против вредных воздействий. Это — исследованные нами антисуггестивные барьеры».

Первый антисуггестивный барьер — это барьер сознательного критического мышления. Когда внушаемая идея какой-то своей частью «всплывает» в поле сознания, то прежде чем быть реализованной, она подвергается осмыслению, ощупыванию, обсуждению, выяснению причин ее неожиданного возникновения. В результате логически-критический барьер отбросит все, что не создает впечатления логической выдержанности.

К сожалению, указать оптимальную «высоту» этого барьера довольно трудно: жертвами внушения могут оказаться как люди с очень низким порогом, готовые поверить во что угодно, так и люди, воспитанные на высоких примерах определенной логической системы. «Чувство, что подается, идея хорошо логически обоснованная, как это ни парадоксально, может само по себе суггестировать, — пишет доктор Лозанов. — Авторитет логики, хорошо изложенной мысли, имеет огромную дополнительную суггестирующую силу».

Позвольте мне тут сделать небольшое отступление. Если вспомнить примеры из истории науки, с какой ожесточенностью боролись сторонники «самоочевидной» логики Аристотеля против диалектической логики или тщетно искали места под Солнцем творцы неевклидовых геометрий, то придется признать, что по своей бескомпромиссности эти полемики сравнимы лишь с борьбой светской науки против церкви… Даже после того, как Гёдель доказал свою великую теорему о том, что во всяком достаточно широком классе понятий обязательно существуют вопросы, на которые можно ответить, только расширив сам класс понятий — и, стало быть, абсолютно логически замкнутая система вообще невозможна, — каждая новая попытка «расширения класса сложившихся понятий» вызывает упругое сопротивление коллег, к такому пересмотру не готовых.

И еще одно замечание, может быть, не имеющее прямого отношения к тому, о чем идет речь, но чрезвычайно важное для тех, кто занят интеллектуальным трудом. Не замечали ли вы, что болезненная гипертрофия критически-логического барьера доводит человека до барьера мудрствования? Не замечали ли вы, что, в конце концов, личность становится творчески бесплодной?

Второй барьер, который лежит вне сознательно-критического мышления, — это неосознаваемый интуитивно-аффективный барьер против попадающих в психику внушений. Природа его, по-видимому, состоит в том, что существует врожденное недоверие живого существа к миру, где оно постепенно осваивается. Этот барьер отбрасывает все то, что вызывает чувство недоверия и неуверенности: неясные подозрения, вызванные неосознаваемыми признаками, приводят к тому, что личность реагирует деятельностью, обратной ожидаемой. Третий барьер — этический — приводит к тому, что внушения, противоречащие этическим принципам личности, не реализуются.

Выбирая средства внушения, суггестология идет своим путем, — она нащупывает подходы к резервам личности, скрытым в неосознаваемой психической активности, – с помощью средств, которыми испокон веков пользуется искусство. «Гармония форм и красок, язык музыки, рифма, ритм захватывают и овладевают человеком намного более коротким путем, чем логика фактов и доводов, и доходят не только до сердца, но и до ума человека», — пишет Лозанов в своей необычной докторской диссертации, вобравшей в полторы тысячи страниц 20 лет работы. В одной статье нечего даже пытаться показать, как сложные средства суггестирования — авторитет источника информации, освобождение от груза ложных представлений, если хотите инфантилизация тех, кто воспринимает ее, — дополняются элементарными: двуплановостью, интонацией, ритмом; как в обстановке концертной псевдопассивности память поглощает огромные учебные программы, а люди при этом остаются отдохнувшими и веселыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *