судовой комплекс тсвп что такое
Интегрированная система управления малыми скоростными судами
Интегрированная система управления малыми скоростными судами (ИСУ-МСС) представляет собой функционально и конструктивно завершенное изделие, предназначенное для повышения уровня автоматизации подобных судов, отображения навигационной и радиолокационной обстановки, централизованного управления техническими средствами судна и управления движением.
ИСУ-МСС представляет собой набор унифицированных пультовых модулей, выполненных в едином конструктиве и разделенных по функциональному признаку. ИСУ-МСС организована таким образом, что часть функций той или иной пультовой секции может быть выполнена с секции другого функционального назначения, обеспечивая взаимозаменяемость.
Разработанная ОАО «Концерн «НПО «Аврора», наглядно демонстрирует возможность реализации ИСУ-МСС в перспективных судах.
Интегрированная мостиковая система принимает информацию от навигационного комплекса, СЛТ ТСД, СЛТ ОКС, ГРЩ, АРЩ, ЛСУ ТС и обеспечивает информационную поддержку командира, штурмана и механика при управлении судном в различных эксплуатационных режимах, в том числе в сложных навигационных условиях и в аварийных ситуациях.
Навигационный комплекс корабля в составе РЛС, GPS/Глонасс, гирокомпаса, лага, эхолота, гидроакустической аппаратуры, инерциальной системы измерения параметров движения сопрягается с ИМС посредством интегратора навигационной информации (ИНИ).
В ИНИ формируется массив картографических и навигационных данных, который передается в ИМС по дублированным каналам связи системы обмена данными (СОД) с интерфейсами Ethernet и протоколами TCP/IP.
Связь ИМС с СЛТ ТСД, СЛТ ОКС и ГРЩ также осуществляется через систему обмена данными (СОД) по дублированным каналам связи с интерфейсами Ethernet и протоколами TCP/IP.
В состав локальных систем управления ТС, как правило, входят ЛСУ дизель-редукторных агрегатов (ДРА), движителей (ДВЖ), регуляторов частоты вращения (РЧВ), рулевых машин (РМ), интерцепторов и/или крыльев, дизель-генераторов (ДГ).
TSS / Control
TSS/Control –интегрированная система управления техническими средствами судна создана для управления техническими средствами судов (ИСУТС). Она обеспечивает централизованный контроль за работой всего оборудования судна, аварийно-предупредительную сигнализацию во внештатной ситуации. TSS/Control представляет собой аппаратно-программный комплекс, в который входят:
Операторская станция (ОС) АТЛМ.421229,
Локальная технологическая станция (ЛТС) АТЛМ.421134, с встроенной ОС
Панель обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации (ОАПС) АТЛМ.468232,
Источник бесперебойного питания (ИБП) АТЛМ.468364,
Система контроля дееспособности машинного персонала (СКДМП), АТЛМ.468512,
Световая сигнальная колонка в машинных помещениях, АТЛМ.421571,
Панель автоматических сигналов авральной сигнализации, АТЛМ.421572,
Панель приема топлива и масла (ППТМ) АТЛМ.421569,
Комплект датчиков и приборов, в соответствии с одобренной технической документацией (АТЛМ.460451.001ТУ).
*Количество компонентов ИСУТС определяется проектом.
Информация о состоянии оборудования судна передается по каналам связи на локальную технологическую станцию, откуда, после обработки и группировки, передается в операторские станции, на мониторах которых отображается состояние систем и оборудования.
ИСУ ТС TSS/Control открытая система, что позволяет интегрировать в нее подсистемы от любых современных производителей.
Все оборудование ИСУ ТС TSS/Control сертифицировано Российским морским Регистром Судоходства.
Судовой комплекс тсвп что такое
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 ноября 2018 года N 525
(с изменениями на 6 октября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минсельхоза России от 6 октября 2020 года N 593 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2020, N 0001202011090056).
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с подпунктом 5.2.25_59 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983; N 32, ст.3791; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.150; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119, ст.1121; N 27, ст.3364; N 33, ст.4088; 2010, N 4, ст.394; N 5, ст.538; N 23, ст.2833; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251, ст.4262; N 32, ст.4330; N 40, ст.5068; 2011, N 7, ст.983; N 12, ст.1652; N 14, ст.1935; N 18, ст.2649; N 22, ст.3179; N 36, ст.5154; 2012, N 28, ст.3900; N 32, ст.4561; N 37, ст.5001; 2013, N 10, ст.1038; N 29, ст.3969; N 33, ст.4386; N 45, ст.5822; 2014, N 4, ст.382; N 10, ст.1035; N 12, ст.1297; N 28, ст.4068; 2015, N 2, ст.491; N 11, ст.1611; N 26, ст.3900; N 35, ст.4981; N 38, ст.5297; N 47, ст.6603; 2016, N 2, ст.325; N 28, ст.4741; N 33, ст.5188; N 35, ст.5349; N 47, ст.6650; N 49, ст.6909, ст.6910; 2017, N 26, ст.3852; N 51, ст.7824; 2018, N 17, ст.2481; N 35, ст.5549),
3.Признать утратившими силу приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.
в Министерстве юстиции
11 декабря 2018 года,
регистрационный N 52959
УТВЕРЖДЕН
приказом Минсельхоза России
от 15 ноября 2018 года N 525
Порядок оснащения судов техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию
(с изменениями на 6 октября 2020 года)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 2 статьи 43.4 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5270; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 49, ст.5748; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728, ст.6732; N 50, ст.7343, ст.7351; 2013, N 27, ст.3440; N 52, ст.6961; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3387; N 45, ст.6153; N 52, ст.7556; 2015, N 1, ст.72; N 18, ст.2623; N 27, ст.3999; 2016, N 27, ст.4282; 2017, N 50, ст.7562).
а) соответствия оборудования требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 34, ст.4475; 2012, N 37, ст.5002; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 32, ст.5078);
б) одобрения типа оборудования в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденным приказом Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).
6. В случае выявления контролирующими органами фактов преднамеренного искажения данных о местоположении судна оборудование, указанное в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку, к применению в качестве ТСК не допускается.
7. Запрещается использование СЗС, выполняющих функции судовой системы охранного оповещения (ССОО).
8. При нахождении судов, оснащенных ТСК, в районах Мирового океана выше 75° северной широты и выше 75° южной широты допускается поступление в РЦМ данных о местоположении судна, передаваемых только СЗС «Гонец» и аппаратурой АИС.
10. Допускается оснащение судов, осуществляющих рыболовство, дублирующим ТСК, прошедшим процедуру тестирования. Дублирующее ТСК включается в случае выхода из строя основного ТСК.
11. Судовладелец при оснащении судна ТСК обеспечивает:
б) защиту от несанкционированного доступа к установленному оборудованию ТСК, в том числе путем опломбирования СЗС, с целью исключения возможности искажения передаваемых данных, указанных в рапорте о позиции судна, изменения идентификаторов и режимов работы ТСК;
в) бесперебойную работу ТСК от двух независимых источников питания (основного и резервного).
12. РЦМ (федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалы) обеспечивают функционирование ОСМ.
13. В целях проверки возможности использования установленного на судне ТСК для определения местоположения судна и автоматической передачи в РЦМ данных, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, РЦМ в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка проводится тестирование ТСК.
15. Тестирование ТСК проводится на основании подаваемой в РЦМ судовладельцем Заявки, содержащей следующие сведения:
наименование оборудования ТСК;
наименование изготовителей оборудования ТСК;
идентификационные номера оборудования ТСК (для СЗС «Инмарсат», в том числе девятизначный номер IMN);
серийные номера оборудования ТСК;
б) данные о судне, судовладельце и (или) собственнике судна:
контактная информация судовладельца (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс, телекс);
наименование судовладельца, его адрес и место нахождения (для юридических лиц);
фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для индивидуальных предпринимателей);
наименование собственника судна, его адрес и место нахождения (для юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства собственника судна (для индивидуальных предпринимателей) (в случае, если собственник судна не является судовладельцем);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) судовладельца;
номер Международной морской организации (ИМО) судна;
номер MMSI судна (опознаватель морской подвижной службы);
регистровый номер судна (номер PC, РРР и иные);
технические характеристики судна (максимальная скорость, численность экипажа);
условия радиосвязи (телеграфный и телефонный радиопозывной);
условия спутниковой связи (вызывные и рабочие частоты цифрового избирательного вызова).
16. Заявка подается судовладельцем непосредственно в РЦМ посредством почтового отправления, факса, электронной почты или в электронной форме через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети «Интернет», с приложением копий (сканов) следующих документов:
а) свидетельство о праве собственности на судно;
в) копия договора бербоут-чартера в случае фрахтования судна без экипажа (при наличии).
Судовладелец может оформить (переоформить) Свидетельство в электронной форме. В случае оформления (переоформления) Свидетельства в электронной форме Заявка подается судовладельцем только через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» с указанием о необходимости выдачи Свидетельства в электронной форме.
Свидетельство в электронной форме выдается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица РЦМ.
18. Уведомление судовладельца об отрицательном результате тестирования осуществляется в следующих случаях:
Назначение и классификация судовых трубопроводов и систем
Трубопровод — это совокупность труб и арматуры (присоединительной, разветвляющей, запорной и др.), предназначенных для перемещения жидкостей, паров или газов. Наряду с трубопроводами в состав систем входят различные аппараты, механизмы и емкости. Так, теплообменными аппаратами ряда систем являются подогреватели, охладители, испарители и конденсаторы. Аппаратами для очистки рабочих сред служат фильтры, сепараторы, отделители. В группу аппаратов различного назначения входят генераторы инертных газов, глушители шума, искрогасители, аэраторы, увлажнители пара, воздухораспределители и др. Механизмами систем являются насосы, компрессоры и вентиляторы; емкостями для жидкостей и газов служат цистерны, тепловые, ледовые и кингстонные ящики, баки и баллоны.
К судовым системам предъявляются следующие общие требования: высокая безопасность, надёжность работы при качке, дифференте и крене, экономичность, экологичность, полная автоматизация, и частные требования: соблюдение виброшумовых характеристик арматуры и трубопроводов, малых гидравлических сопротивлений, достаточной ударостойкости, герметичности, исключение потерь рабочей среды в окружающее пространство. Частные требования во многом зависят от способа управления арматурой, материала труб и арматуры, типа изоляции, места и способа расположения в различных помещениях и др.
Назначение судовых систем:
Судовому персоналу необходимо хорошо знать не только устройство всех судовых систем, но и безопасные правила, а также оптимальные методы их технической эксплуатации.
Судовая система в своём составе имеет следующие элементы:
Судовая система может иметь различное сочетание указанных элементов. Имеются системы, в которых могут отсутствовать некоторые из перечисленных элементов.
Основным элементом любой системы является трубопровод. Перемещение жидкостей и газов по трубам происходит за счёт сообщения им механической, тепловой, потенциальной энергии. Поэтому любая система состоит из труб, соединяющих различные по назначению и конструкции механизмы, аппараты и арматуру.
По функциональному назначению отдельные трубопроводы подразделяются на следующие типы:
По роду среды, протекающей по трубопроводам, применяют водопроводы, паропроводы, воздухопроводы, рассолопроводы, газопроводы, нефтепроводы, маслопроводы, топливопроводы.
Принцип построения судовой системы зависит от типа судна, его водоизмещения, назначения, требований эксплуатации и живучести.
Существует следующая классификация судовых систем:
Рассмотрим подробнее классификацию судовых систем.
Линейная схема системы представляет собой трубопроводную магистраль, проложенную вдоль судна. Она наиболее проста и поэтому применяется в большинстве судовых систем.
Кольцевая схема состоит из двух трубопроводов, проложенных вдоль судна но обоим бортам, и нескольких перемычек, на которых установлены разобщительные клапаны. Применение кольцевой схемы повышает живучесть и маневренность системы, так как в случае выхода из строя трубопровода одного борта может функционировать трубопровод другого борта. Однако в этой схеме требуется увеличение длины труб и количества арматуры, что влечет за собой увеличение массы и стоимости системы.
При централизованной схеме имеется минимальное количество механизмов и арматуры, что создаёт простоту и удобство в её обслуживании.
При автономной схеме предусматривается обслуживание потребителей данного отсека самостоятельным механизмом и отдельным трубопроводом. По такому принципу строят осушительные, балластные, грузовые и другие системы. Автономный принцип применяется для отдельных отсеков, имеющих особое значение для всего судна, так как обеспечивается максимальная живучесть системы (например, при затоплении одного отсека система полностью обеспечивает потребителей всех прочих отсеков). Недостатком его является то, что система громоздкая, с большим числом механизмов и арматуры, имеющих низкий коэффициент использования.
При групповой схеме отсеки судна подразделяют на группы, обслуживаемые одним механизмом и независимым трубопроводом. Групповая схема по своим достоинствам и недостаткам занимает промежуточное место между двумя первыми. По групповому принципу строятся системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха и сточные системы.
По принципу перемещения перекачиваемой среды системы подразделяются на следующие виды:
Таблица 1.1. Классификация и назначение судовых систем
Группа | Название | Назначение |
Общесудовые системы | ||
Трюмные | Осушительная | Периодическое удаление трюмной воды, появляющейся в результате протечек через неплотности соединений трубопроводов, конденсации пара и т. д. |
Водоотливная | Удаление большого количества воды, поступившей при аварии или повреждении корпуса | |
Перепускная | Удаление воды из помещений, не оборудованных осушительной или водоотливной системами; из этих помещений вода отводится по трубам, снабженным запорной арматурой, к приемникам водоотливной системы | |
Балластные | Балластная | Регулирование остойчивости и осадки судна, создание крена или дифферента |
Креновая | Выравнивание крена в аварийных случаях, при необходимости создание искусственного крена (на судах, где эти функции не выполняет балластная система) | |
Дифферентная | Изменение и устранение дифферента в аварийных случаях, при необходимости — в процессе эксплуатации (на судах, где эти функции не выполняет балластная система) | |
Замещения | Прием в специальные цистерны и удаление из них водяного балласта, компенсирующего массу израсходованного груза | |
Противопожарные | Противопожарная водяная | Подача воды из-за борта для тушения пожаров на палубах и внутри помещений судна; обеспечение работы эжекторов водоотливноосушительной системы, пеногенераторных установок и др. |
Водяного орошения | Защита отдельных помещений и конструкций от воздействия высоких температур, а также для предотвращения распространения огня на судне | |
Затопления | Для тушения пожаров в помещениях, предназначенных для хранения легковоспламеняющиеся грузов | |
Водораспыления | Для тушения пожаров в машинно-котельных отделениях | |
Спринклерная | Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях | |
Паротушения | Для тушения пожаров в различных судовых помещениях, в том числе в трюмах, топливных и масляных цистернах и т. п. Трубопроводы этой системы могут быть использованы для подачи пара в танки и топливные цистерны для их пропаривания | |
Пенотушения | Для тушения пожаров в различных помещениях | |
Жидкостного тушения | Для тушения пожаров паром испаряющейся огнегасящей жидкости, подаваемой в различные помещения | |
Углекислотного тушения | Обслуживание в основном тех же помещений, что и в случае применения системы паротушения (часто используется на теплоходах, где резервы пара ограничены) | |
Инертных газов | Подача инертных газов (азота, гелия), а также выпускных газов двигателей внутреннего сгорания, топочных газов или специально подготовленных газов в грузовые трюмы и танки для тушения и предупреждения пожаров | |
Ингибиторная | Подача ингибитора (инертных газов, химических жидкостей или водяного пара) в некоторые помещения для предотвращения возгорания и взрыва легковоспламеняющихся веществ | |
Бытового водоснабжения | Бытовой пресной воды | Прием, хранение и подача к местам потребления пресной воды (распространена на судах, где не предусмотрены раздельные системы питьевой и мытьевой воды) |
Питьевой воды | Обеспечение пресной водой пищеблока и лагунов в постах управления и машинно-котельных отделениях | |
Мытьевой воды | Обеспечение водой кают, бань, душей, медицинских помещений, умывальников и прачечных | |
Бытовой забортной воды | Промывка гальюнов, охлаждение некоторых устройств и т. д.; может быть подключена к трубопроводам противопожарной водяной системы, системам орошения или к трубопроводу мытьевой воды | |
Сточно-фановые | Сточная | Отвод сточных вод от санитарно-бытового оборудования (умывальники, душевые, бани) и палубных шпигатов внутренних помещений. |
Фановая | Удаление фекальных и сточных вод из гальюнов | |
Шпигатов открытых палуб | Отвод за борт воды, попавшей на открытые палубы при волнении на море, от атмосферных осадков, при тушении пожаров, мытье палуб, орошении отсеков и т. п. | |
Отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания | Парового отопления | Подача насыщенного водяного пара к отопительным приборам в жилых и служебных помещениях |
Водяного отопления | Подача воды с температурой 80—95 °С к отопительным приборам | |
Хозяйственного пароснабжения | Подача насыщенного водяного пара к хозяйственно-бытовым приборам и оборудованию для подогрева воды и воздуха, а также для обогревания и продувания донных и бортовых отверстий | |
Подогрева жидкостей | Подача насыщенного водяного пара к подогревающим змеевикам или трубам, установленным в танках, топливных и масляных цистернах, для уменьшения вязкости жидкостей, а в водяных цистернах — для предотвращения замерзания воды | |
Пропаривания танков и топливных цистерн | Подача насыщенного водяного пара в танки и топливные цистерны с целью очистки их от остатков жидкостей | |
Вентиляции и кондиционирования воздуха | Вентиляции | Осуществление воздухообмена в помещениях |
Кондиционирования воздуха | Создание и поддержание в помещениях воздушной среды с заданными параметрами независимо от внутренних и внешних условий | |
Холодильные | Хладоносителя | Перемещение хладоносителей (воды, рассола и др.) от испарителей холодильной установки к приборам охлаждения и обратно |
Хладагента | Перемещение хладагента (аммиака, фреона и др.) от холодильного агрегата к испарителю и обратно | |
Сжатого воздуха | Сжатого воздуха высокого давления | Получение сжатого воздуха давлением свыше 10 МПа и подача его после осушения и очистки для пополнения запасов воздуха среднего и низкого давления (сжатый воздух применяется для создания воздушно-механической пены и аэрированной воды в противопожарных системах, для удаления балластной и аварийной воды, фекальных и сточных вод и других целей) |
Сжатого воздуха среднего давления | Снабжение тех же потребителей сжатым воздухом давлением 1—10 МПа | |
Сжатого воздуха низкого давления | Обеспечение работы пневматического инструмента, пневмоцистерн, тифонов и сирен, приборов и арматуры пневмоавтоматики, для аварийно-спасательных и водолазных работ, продувания донной и бортовой арматуры | |
Специальные спасательных судов | Грунторазмыва | Размыв грунта вокруг затонувшего или сидящего на мели судна |
Грунтоотсоса | Отсос грунта, заполнившего помещения затонувшего судна | |
Водоотливно-спасательная | Откачивание воды из затопленных помещений судна | |
Специальные наливных судов | Грузовая | Погрузка и выгрузка жидкого груза и распределение его по танкам |
Зачистная | Зачистка танков от остатков жидкого груза, не выбранных грузовой системой (иногда функции грузовой и зачистной систем выполняет одна система) | |
Мойка танков | Полная очистка танков от остатков нефтепродуктов | |
Газоотводная | Отвод паров жидкостей, подача в танки наружного воздуха и сообщение их с атмосферой при погрузке и выгрузке | |
Специальные промысловых судов | Рыбьего жира | Погрузка, хранение, перекачивание и выгрузка из специальных емкостей медицинского и технического жира |
Растительного масла | Погрузка, хранение, перекачивание, подготовка и подача растительного масла к маслозаливочным машинам | |
Тузлука (рассола) | Приготовление и подача тузлука к посолочным и моечным машинам и заливка его в бочки | |
Рыбоподачи | Забор рыбы из невода или из трюмов и подача ее на переработку или хранение | |
Производственной пресной воды | Прием, хранение и подача холодной и охлажденной пресной воды к оборудованию рыбоперерабатывающих цехов | |
Производственной забортной воды | Снабжение холодной и горячей забортной водой рыбоперерабатывающих цехов | |
Производственной канализации | Удаление за борт отходов переработки морепродуктов, отвод воды от рыбоперерабатывающего оборудования и после мытья палуб производственных помещений | |
Производственного пароснабжения | Подача пара к рыбоперерабатывающему оборудованию и отвод конденсата | |
Различного назначения | Переговорных труб | Связь между служебными помещениями и постами |
Измерительных труб | Замер уровня или объема жидкостей в танках, цистернах и других емкостях | |
Воздушных труб | Вентиляция емкостей, в которых хранятся жидкие грузы, а также коффердамов | |
Охлаждения судового оборудования | Подача воды или воздуха для охлаждения механизмов, приборов, аппаратов и другого оборудования судовых систем | |
Гидравлики | Подача рабочей среды (масла, воды) под определенным давлением к гидроприводам | |
Топливная для судовых транспортных средств | Прием, хранение и подача легких топлив для заправки катеров, самолетов, вертолетов |
Системы судовых энергетических установок
На общесудовые системы и системы судовых энергетических установок распространяются Правила Регистра — органа государственного технического надзора в области морского судостроения. По остальным судам внутреннего плавания те же функции выполняет Речной Регистр. Сводный том Правил классификации и постройки морских судов Регистра содержит общие положения о надзорной деятельности и состоит из 14 частей, одна из которых называется «Системы и трубопроводы». Правила постройки стальных судов внутреннего плавания Речного Регистра включают четыре части, одна из которых называется «Судовые системы».
Все системы можно классифицировать по роду вещества, перемещаемого по трубопроводу, и характеру выполняемых ими функций.
По роду транспортируемого вещества различаются системы, предназначенные для воды, воздуха, пара, газа, нефтепродуктов и других веществ. Однако такая классификация неудобна для изучения устройств систем, так как иногда в системах могут одновременно находиться различные вещества. Например, в системы замещения жидкого топлива может подаваться забортная вода, а в креновой и дифферентной системах балласт может перемещаться с помощью сжатого воздуха.
Более удобна классификация систем по характеру выполняемых ими функций, которая позволяет объединить в одну группу сходные по устройству и характеру работы системы. В каждой группе систем имеются свои подгруппы (табл. 1.1).