суд лична что это
Суд Линча
Осторожно, деликатная тема! Posmotre.li никого ни к чему специально не поощряет, в том числе к самочинным расправам. Меньше рецептов, больше культурных отсылок. |
« | …проститутку — в смолу и в перья, и опять в смолу и в пух. | » |
— В. Маяковский, «Порядочный гражданин» (1925) |
« | Американцем называет себя белый, который даже еврея считает чернокожим, негру не подает руки; увидев негра с белой женщиной, негра револьвером гонит домой; сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча, т. е. обрывает [1] ему руки, ноги и живого жарит на костре. | » |
— В. Маяковский, «Мое открытие Америки» (1926) |
« | Вся толпа, за исключением двух обвиняемых, играла роль присяжных. (…) Судебное разбирательство длится не больше десяти минут, но присяжные уже составили свое мнение. (…) Некоторые просто не хотят слушать — это те, кто кричит в нетерпении: «Повесить убийцу!» | » |
— Т. Майн Рид, «Всадник без головы» (1865) |
Суд Линча [2] — применение наказания без суда. Русским синонимом этого понятия является термин самосуд.
Близкое явление — вигилант. А также фемгерихт — тайный суд, в котором, однако, мог заседать местный фрайхерр.
Содержание
Пятиминутка истории [ править ]
Примерно в те же времена судья-революционер Чарльз Линч (1736—1796) прославился в Вирджинии тем, что проводил судебные разбирательства без прокурора и адвоката, а вместо присяжных использовал уличную толпу. Также он не буквоедничал с законом и процедурой: выслушает свидетелей из толпы — и выносит приговор (обычно смертный) исключительно собственным рассуждением. Но, в отличие от Уильяма, особенно любившего наказывать «дёгтем и перьями» распутных негритянок и дерзких негров, Чарльз расистом не был, а просто вершил «упрощённый суд военного времени», преимущественно над ворами, бандитами и дезертирами, а не над чернокожими.
В 1860-е в США термин «суд Линча» получил новую жизнь. В ту пору такие судилища были в ходу и у обычных горожан (см. эпиграф из Майн Рида). Но особенно популяризировал это явление Первый Ку-Клукс-Клан (основан в 1867 г.), в котором, как рассказывают, именно в то время подвизался некий Джеффри Линч (1826—?; сплошные однофамильцы в этом деле!). Позже под «линчеванием» чаще стали понимать именно убийство человека, без суда и следствия (даже без пародии на таковые), обычно толпой, обычно через повешение. Но бывали и сожжения, и расстрелы.
Лет на двадцать всё попритихло — но в 1892 году в Америке случилась массовая волна линчеваний (немного о событиях тех времен есть в «Соединенных Линчующих Штатах» Марка Твена). Порой линчеватели были в белых балахонах — но чаще без них.
Еще один массовый рецидив — в 1910-х. В 1915 году основали Второй Ку-Клукс-Клан, только он куда чаще использовал розги, ременные кнуты, «смолу да перья» и обливание ледяной водой ночью на холоде, чем самочинные сожжения и повешения. Но и независимо от всяких там Ку-Клукс-Кланов суд Линча в американской глубинке был весьма популярен до 1930-х годов включительно. Даже Франклин Рузвельт побоялся бодаться с линчевателями — не принял закон против них, поскольку было ясно, что тогда поддержки масс не видать (!). В 1946 году возник Третий Ку-Клукс-Клан. Гарри «Атомная Бомба» Трумэн много сделал, чтобы объяснить простым американцам, что так поступать нехорошо. Считается, что с 1950-х годов в США «уже такого не бывает».
Но «считается» и «есть на самом деле» — это две большие разницы. Советская пропаганда до начала 1980-х не гнушалась уязвить Америку чем-нибудь вроде «А у вас негров линчуют!» (это даже стало мемом). Совсем без оснований? Непохоже. Когда в 1976 году в глубокой американской провинции негр женился на белой (так называемая «лихорадка джунглей»), толпа WASP’ов едва не забила его до смерти. Такие случаи, конечно, были нечасты — но они были.
А если говорить не о расистском, а об общеправовом аспекте… Даже и в наши дни правоохранительным органам иногда приходится защищать от линчевания преступников, то есть подозреваемых (ибо презумпция невиновности) от толпы людей, которым всё и так ясно. И не важно, права эта толпа или заблуждается, ибо каждый имеет право на справедливый суд. В частности, такое бывает после ДТП — если, например, пьяный за рулем сбил ребенка. Или не пьяный, а просто моральный урод, пытающийся скрыться.
С другой стороны, когда через дырки в законах, с помощью денег, связей и юридических казусов виновный выходит на свободу — его там уже могут поджидать вершители суда Линча со старой доброй верёвкой. И это случается не только в США, но и в Европе, и в России. А в «третьем мире» некоторые это и за грех не считают.
Впрочем, линчевали не только чёрных и не только преступников. Были и случаи, когда нанимали «случайных» людей для линчевания лидеров профсоюзов. Например, так линчевали Франка Литтла.
Кто такой “судья Линч”? Жестокая история американских линчевателей
“Умный журнал” проследил возникновение “линчевания” как термина и его развитие как чудовищной практики американской истории.
Отцы-основатели
Во время американской Войны за независимость Чарльз стал полковником народной милиции. В этот период он с несколькими коллегами и совершил ряд поступков, вписавших его имя в историю. В 1780 году состоялся ряд неформальных судебных процессов, обвиняемыми по которым проходили виргинские лоялисты (то есть местные сторонники британской короны). Линч и его товарищи, не утруждая себя соблюдением всех необходимых процедур, приговаривали подсудимых к различным наказаниям: порке, конфискации имущества, принудительной клятве верности и мобилизации. Через два года эти процессы были признаны законными решением Генеральной ассамблеи Виргинии.
Считается, что именно с тех пор в английском языке появились такие термины, как “суд Линча” и “линчевание”. К началу XIX века они уже были довольно широко известны. Забавно, что их “авторство” даже пытались оспорить.
В 1811 году некий капитан Уильям Линч из той же Виргинии (уже ставшей штатом в составе США) заявил, что именно он с товарищами в 1780 году додумался до идеи вершить правосудие независимо от официальных властей. Нормы “закона Линча” якобы содержались в специальном письменном соглашении, которое они заключили между собой. В 1836 году текст этого документа был даже напечатан в виргинской прессе.
Исследователи, однако, склоняются к тому, что заявления Уильяма Линча мало похожи на правду, а опубликованный текст соглашения о “законе Линча” с большой долей вероятности является фальшивкой, придуманной великим американским писателем Эдгаром Алланом По.
Дикий Дикий Запад
Первой областью широкого распространения “судов Линча” стал Дикий Запад, то есть малонаселённые территории Северной Америки со слаборазвитыми государственными институтами, всё ещё находящиеся в процессе колонизации. Надёжной статистики по этим территориям, как правило, нет, но отдельных свидетельств о внесудебных расправах существует множество. При этом исследователи отмечают, что значительная часть этих убийств была вызвана не необходимостью отправления правосудия в отсутствие законных властей, а расовыми или экономическими мотивами. Так, отмечается, что в основном жертвами линчевателей становились индейцы, мексиканцы и китайцы.
В частности, подобная практика была распространена после присоединения к США Калифорнии в 1848 году. На территории, до этого принадлежавшей Мексике, жило по меньшей мере 25 тысяч мексиканцев, которые были очень опытными и успешными добытчиками золота. Как раз в это время началась знаменитая Калифорнийская золотая лихорадка, и множество белых двинулось к тихоокеанскому побережью в поисках богатства. Разумеется, им не понравилось, что давно живущие там мексиканцы работают куда продуктивнее. В итоге за 12 лет в одной Калифорнии линчеватели убили как минимум 163 представителя этого народа.
Известной жертвой антимексиканской резни стала женщина по имени Хосефа Сеговия, которую казнили за убийство белого человека, ворвавшегося в её дом и пытавшегося её изнасиловать.
Южный подход
Пик убийств чернокожих на Юге приходится на три десятилетия: с 1890 по 1920-е годы. Правда, они продолжались и позднее, а последний случай был зафиксирован в 1981 году в городе Мобил штата Алабама, когда двое членов местного “Ку-Клукс-Клана” убили 19-летнего Майкла Дональда.
Общее количество жертв подсчитать трудно, однако на эту тему в Америке существует ряд исследований. По одному из них, в период с 1882 по 1968 годы на Юге в результате судов Линча было убито 3446 чёрных и 1207 белых.
При этом белых в основном “отбирали” тоже по признаку национальной или религиозной “негодности”: это были евреи или католики, среди которых особо выделялись итальянцы.
Синонимы к выражению «суд Линча»: самосуд, расправа, казнь, убийство.
Откуда пошло выражение «суд Линча»?
Наиболее убедительная версия связывает слово «линчевать» с именем виргинского плантатора Чарльза Линча (1736-1796). Полковник Линч, участник войны за независимость США, был мировым судьей, членом сената Вирджинии.
На сомнительную честь называться «тем самым Линчем» позднее претендовал капитан Уильям Линч (1742-1820), который также жил в Вирджинии. Утверждалось, что Уильям Линч заключил с соседями соглашение о бессудных расправах над преступниками. Американские исследователи, однако, сомневаются в первенстве Уильяма Линча.
Ни Уильям, ни Чарльз Линч не казнили людей. Также они не преследовали чернокожих по расовому признаку.
Еще одна версия связывает «суд Линча» с устаревшим англосаксонским глаголом linch (бичевать, избивать). Но никаких доказательств связи этого слова с позднейшим выражением не прослеживается.
Суд Линча в Америке
Выражение «суд Линча» стало популярным в США в XIX веке: чаще всего с подозреваемыми расправлялись на рабовладельческом юге и на Диком Западе.
Линчеватели продолжали бесчинствовать и в первой половине XX века. На юге США тогда действовали законы и неписаные правила, которые ущемляли права темнокожих. Жертвами судов Линча становились негры, заподозренные в преступлениях против белых (убийстве, изнасиловании, грабеже) или нарушавшие с егрегацию (разделение между белыми и цветными).
Американцем называет себя белый, который даже еврея считает чернокожим, негру не подает руки; увидев негра с белой женщиной, негра револьвером гонит домой; сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча, т. е. обрывает ему руки, ноги и живого жарит на костре.
В.В. Маяковский. «Мое открытие америки»
Участники расправ не стеснялись позировать на фото рядом с телами убитых. Власти почти не вели борьбы с линчевателями, случаи их наказания были единичными.
Линчеванию могли подвергнуть и белого человека, однако такие случаи были значительно реже.
Всего в США с 1882 по 1968 год зафиксировано линчевание 3446 негров и 1297 белых (источник). Большинство бессудных казней совершено до 1930-х годов. Затем федеральное правительство США начало борьбу с линчеванием. После Второй мировой войны, а также после отмены дискриминационных законов практика судов Линча сошла на нет.
Последний случай линчевания чернокожего, как считается, был зафиксирован в 1981 году в городе Мобил в Алабаме. Тогда два члена Ку-Клукс-Клана похитили и повесили темнокожего Майкла Дональда. Оба преступника были арестованы: один умер в тюрьме, другой был казнен.
Суд Линча: как это было
В США суд Линча существовал параллельно с официальным законодательством с 1882 по 1936 год. За этот период линчеванию подверглось без малого 5 650 человек.
В день убийства Мэри Фэган он выдал ей зарплату и был последним, кто с ней общался. Состоялся суд, но обвинение прокурор построил на косвенных уликах. Определяющими являлись показания чернокожего рабочего Джима Конли. Якобы он видел, как Лео Франк шёл куда-то с Мэри Фэган.
Под давлением общественного мнения управляющего приговорили к смертной казни, но многие видные юристы Америки выступили категорически против такого приговора. Они посчитали, что доказательная база очень слабая: в ней много «белых пятен» и неясностей. На основании этого губернатор штата Джон Слейтон заменил казнь пожизненным заключением.
Такое решение вызвало бурю возмущения среди жителей Атланты. Избиратели единогласно выразили недоверие губернатору, и тот вынужден был подать в отставку. Но Лео Франк остался жив. Он начал отбывать пожизненный срок в окружной тюрьме города Милледжвилл, находящегося всего в 130 км к юго-востоку от Атланты. Это оказалось серьёзной ошибкой правосудия.
Поздно вечером 17 августа 1915 года вооружённая группа жителей Атланты появилась на улицах Милледжвилла. Эти люди прибыли на лошадях, и в их глазах горела жажда справедливого возмездия. К ним присоединились местные жители, и агрессивно настроенная толпа ворвалась в тюрьму.
Охрана была обезоружена, телефонные провода обрезаны. Отбывавшего пожизненное заключение Лео Франка схватили, связали, перекинули через круп лошади и увезли в город Мариэтту. В наши дни это пригород Атланты, а в то время городок находился в нескольких километрах от столицы штата.
Именно из Мариэтты была родом убитая Мэри Фэган. Похоронили её на городском кладбище, а расправу с убийцей решили учинить поблизости в дубовой роще.
Перед линчеванием Лео Франку предложили признать свою вину. Но тот заявил, что невиновен. Тогда бывшего управляющего карандашной фабрики подтащили к дереву, с которого уже свисала верёвка с петлёй и повесили. Толпа жаждала крови и получила, что хотела.
На следующий день к дереву, на котором висел труп повешенного преступника, потянулись местные жители. Многие фотографировались рядом с казнённым. Ближе к вечеру появились полицейские. Они вынули тело из петли, но ни слова не сказали толпе, которая окружала их со всех сторон. Никто не понёс наказание за самочинную казнь. Но дело Лео Франка получило продолжение через 67 лет.
В 1982 году некто Алонсо Манн, который в 1913 году был чуть старше убитой Мэри Фэган и работал посыльным в офисе Лео Франка, заявил, что видел, как чернокожий рабочий Джим Конли нёс куда-то на плече тело девочки. Негр припугнул Манна. Он заявил, что убьёт его, если тот хоть слово скажет полиции. Почти 70 лет Манн молчал. Но в конце жизненного пути он решил облегчить душу, чтобы умереть спокойно и хоть в какой-то мере заслужить прощение бога.
В США суд Линча существовал параллельно с официальным законодательством с 1882 по 1936 год. За этот период линчеванию подверглось без малого 5 650 человек. Но это вовсе не значит, что всех преступников вешала, сжигала и убивала разъярённая толпа. Подобные случаи составляли всего 0,5%. В основном же линчевание заключалось в моральном унижении людей, которые преступали закон.
Их раздевали догола, обмазывали дёгтем, вываливали в перьях, сажали на телегу и в таком виде возили по городу под смех и улюлюканье толпы. Часто преступников просто избивали, многие после подобного оставались калеками, инвалидами. Навеселившись вволю, жертву отпускали на все четыре стороны. Как правило, данное мероприятие имело очень сильный психологический и воспитательный эффект. Жертва линчевания навсегда исчезала из города и уже никогда не беспокоила граждан.
Было это уроком и для потенциальных преступников.
Линчеванию подвергали и негров просто за то, что у них чёрная кожа. Это практиковали в основном ку-клус-клановцы. Но здесь перьями и дёгтем не ограничивались. Негров просто убивали, вешали или сжигали на костре. Пик подобного пришёлся на последние годы XIX века и первое десятилетие XX века.
В 1869 году был издан первый общий документ, определяющий характер деятельности Ку Клукс Клана на последующие несколько десятилетий. Документ содержал следующее:
— Ку Клукс Клан не является институтом насилия, беззакония или агрессии, он не воинственен и не революционен;
— Ку Клукс Клан в своей основе организация, созданная для защиты, он стремится к выполнению закона, а не к сопротивлению ему;
— Ку Клукс Клан не является врагом черных до тех пор, пока они ведут себя соответствующим образом и не вмешиваются в наши дела;
— если же черные пойдут на нас войной, то их ждет ужасное возмездие.
25 мая 1911 год, город Окема, штат Оклахома.
Были повешены Лаура Нельсон и ее 15-летний сын.
Накануне казни, помошник шерифа 35-летний Джордж Лони, расследуя кражу коровы, пришел в дом подозреваемых Нельсонов. Его застрелили на пороге дома из винтовки.
Инициаторами казни были местные жители, которые были возмущены, в первую очередь тем, что неграми был убит белый представитель закона.
Лаура Нельсон и ее сын были повешены на местном мосту, а вот папаша, старший Нельсон, наказания избежал, его успели вывезти в тюрьму, в другой город. Корову, к стати, украл именно он.
Это кстати, не просто фото, а почтовая открытка. Вот этот техасский парень слева, который прислонился к столбу, некто Джо. Он послал эту фотографию своей матери, написав на обороте: «This is the Barbeque we had last night. My is to the left with a cross over it. Your son Joe» («Это барбекью, которое у нас было вчера ночью. Я слева у столба с крестом. Твой сын Джо»)
В моду такие открытки с повешенными неграми вошли в 1900-е годы. Рядом с повешенными, как правило позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча, они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908 году, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.
28 сентября 1919 год, город Омаха, штат Небраска.
Возможно это наиболее известный и жестокий суд Линча который произошел в 1919 г. над чернокожим Уиллом Брауном. Браун обвинялся в изнасиловании 19-летней белой девушки. Местные газеты подняли кампанию о постоянных атаках негров на белых женщин в городе. В конце концов 28 сентября 1919 г. разъяренная толпа из более чем 4 000 белых американцев взяла штурмом городской суд, вытащила оттуда обвиняемого, и тут же повесила его.
Далее в мертвое тело стали палить из сотен револьверов и винтовок. Затем тело сняли, привязали к машине и потащили по улицам. Потом бросили на землю, облили горючим и сожгли. Потом сфотографировались на память.
Полиция все видела, но в происходящее не вмешивалась.
На фото обгоревший труп Брауна с отрубленными конечностями и улыбающиеся судьи.
1920 год, штат Миннесота.
Фото после суда Линча над тремя неграми.
Не удалось установить имена людей и за, что их казнили.
По сложившийся традиции сделана групповая фотография, многие улыбаются.
3 августа 1920 год, город Центер, штат Техас.
Чернокожий 16-летний Лайге Дэниелс был повешен за убийство пожилой женщины. Дэниелса арестовала полиция, но толпа, состоящая из местных жителей, в тот же день потребовала немедленного суда. Полицейские предпочли не связываться с местными жителями и отдали им Дэниелса
Данная фотография была использована для печати почтовой открытки.
Это было уже не исключением, такое было ранее в 1916 году, после того как казнили 17-летнего Джесси Вашингтона.
Открытку можно было послать своим друзьям и родственникам.
На фото, на переднем плане хорошо видно несколько подростков, один из них улыбается.
Присутствие детей на данных мероприятиях не осуждалось, а наоборот, поощрялось.
На многих фотографиях, на фоне повешенных можно заметить малолетних детей и даже улыбающиеся семьи, папа мама и ребенок.
1935 год, курортный городок Лодердейл, Штат Флорида.
На фото видно девочку, пришла посмотреть с родителями на то как вершится правосудие по американски.
Враги Америки назвали бы это либеральным дурдомом. Сначала повесили 2 негров (в целом, за дело, но в припадке дикой расовой ненависти), потом сочинили про это грустную «песню столетия» (сочинил еврей-коммунист, пела негритянка). Потом пели эту песню всей страной. Рыдая. И продолжая вешать дальше.
1936 год, город Ройстон, штат Джоржия.
Казнь чернокожего Линта Шоу.
Не удалось установить имя человека и за что его казнили.
По традиции, было сделано фото на память.
9 сентября 1910 год, штат Флорида.
Как уже говорилось выше, вопреки распространенному мнению, линчевали в США не только негров. Хотя линчевание часто имело расистский подтекст, но, если что, и белый мог попасть под самосуд тоже.
На фото два итальянца Альбано и Фикаротта, казенные по суду Линча.
1910 год. штат Техас.
Ковбои линчуют неизвестного белого мужчину.
Борьбу с судом Линча начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн.
После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежали расследованию.
В настоящее время суд Линча не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу (широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890-1964 годов) и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.
Однако Суд Линча не исчез в Боливии. И в 2015 году местные жители применяли его через повешенье для воров, считая более эффективным чем полицию. У частных домов вешают на столбе чучело, что предупреждает вора о предпочтительном способе наказания. Зачастую, при возникновении такого случая полиция не успевает ничего предотвратить. Наказание также никто не несет.