субперевозчик что это значит
Виды перевозчиков
Среди перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев есть укоренившееся убеждение о том, что перевозчик этот тот, у кого в собственности машина. Это заблуждение прочно засело в головах практически у всех участников перевозочного процесса. Чтобы разобраться с этим заблуждением был написан этот небольшой опус, который расставит все точки над “i” в этом, в общем-то, простом вопросе. Надеемся, что прочитанное поможет Вам избавиться от ненужных иллюзий и клише, которых так много в грузовых автоперевозках.
Не описанный в законодательстве вид перевозчика. Многие говорят о нём, но толком объяснить что это за чудо-зверь такой никто не может. Легенды гласят, что фактический перевозчик это тот, у кого есть машина.
Собственник автомобиля может сдать его в аренду. Владелец может использовать автомобиль для ведения коммерческой деятельности (перевозить грузы), а может сдать его в субаренду. В свою очередь субарендатор может перевозить грузы (свои или чужие, не важно), а может сдать транспортное средство в субсубаренду.
Продолжать можно бесконечно, основная мысль, думаем, понятна — отождествлять владельца транспортного средства с перевозчиком неверно. Сдавшие в аренду транспортное средство их владельцы в полной мере осознают все плюсы этой ситуации тогда, когда им приходят штрафы за превышение допустимых нагрузок на ось — договор аренды позволяет отбиться от штрафа и требований о возмещении вреда дорожному покрытию.
Чтобы не гадать и не путаться в хитросплетениях договорных отношений, ст. 2¹³ УАТиГНЭТ устанавливает следующее: перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Говоря проще, кто вызвался отвезти груз, тот и перевозчик.
Перевозчик вправе привлечь для исполнения своих обязательств третье лицо (если договором не предусмотрен прямой запрет на привлечение третьих лиц). В этом нет ничего криминального, потому как ряд положений Гражданского кодекса РФ это прямо разрешает.
В среде перевозчиков распространено убеждение о том, что если им не запллатил диспетчер, то можно обратиться к грузоотправителю за причитающейся провозной платой. Чтобы не вдаваться в дискуссию не вести пустых споров, приведём немного отвлечённый пример, который всё расставит на свои места.
Коммерческий вуз. Студент заключает договор с учебным заведением об оказании платных образовательных услуг, вносит в кассу вуза оплату обучения за семестр. Полгода он учится, получает допуск к сессии, приходит на экзамен и между ним и преподавателем происходит примерно такой диалог:
— Добрый день, тяните билет, кладите зачётку, оплачивайте мои услуги.
— Добрый день. Билет № 10, вот зачётка. А что там насчёт денег?
— Ну как же, молодой человек… как вас там. Петров… Петров! Вы учились у меня полгода? Учились. Я вёл лекции, семинары? Вёл. Ну вот…
— Что “ну вот”?
— Как это “что”? Услуги оказаны? Оплачивайте!
— Но у меня договор с институтом! Дома. лежит…
— Я не знаю про ваш договор с институтом. Занятия вёл я, знания вкладывал вам в голову я. Будьте добры оплатить моё потраченное время!
Бред? Конечно! Однако, некоторые перевозчики считают, что заключённый с диспетчером договор это ерунда, потому что фактически груз перевозили они, а не диспетчер.
Есть ли прецеденты по взысканию задолженности с грузоотправителя? Да, они существуют, однако, доказывание факта оказания услуг по перевозке груза владельцем транспортного средства в этих судебных делах строилось на содержании 10-ой графы транспортной накладной. Суть такова: если в одной из первых двух строк 10-ой графы ТрН фигурирует владелец транспортного средства, то он, на основании ст. 785 ГК РФ и п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, действительно может обратиться к грузоотправителю и потребовать провозную плату. Третья строка десятой графы транспортной накладной содержит сведения о водителе, который юридически не имеет отношения к установлению статуса перевозчика. В большинстве случаев перевозчиком в транспортной накладной значится кто угодно, но не владелец транспорта (так уж сложилась ситуация на рынке грузоперевозок), поэтому обращение к грузоотправителю за получением оплаты выполненной перевозки при таком заполнении транспортной накладной будет безрезультатным.
В одной из этих строк 10-ой графы транспортной накладной указывается наименование перевозчика.
Юридически перевозчик это тот, кто обязался перевезти груз. Не надо пытаться искать чёрную кошку в чёрной комнате, тем более, что чаще всего никакой чёрной кошки там нет. Соглашаясь с тем, что в 10-ой графе ТрН в качестве перевозчика фигурирует неизвестная организация или предприниматель, перевозчик соглашается с тем, что он является третьим лицом, выполняющим поручение диспетчера по доставке груза.
Третий лишний
Договор перевозки является реальным договором, то есть представляет собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило, установленное в п. 2 ст. 433 ГК, применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества.
Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки, согласно ныне действующему законодательству, являются только перевозчик и грузоотправитель. Это исчерпывающий перечень, и никаких иных возможных третьих сторон в действующем законодательстве для заключения договора перевозки автомобильным транспортом не предусмотрено.
Привлекая стороннюю транспортную организацию по договору субподряда, организация по факту является лишь диспетчером, оказывающим только посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом. Фактически данная сделка является притворной. Согласно п. 2 ст.170 ГК РФ, притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна.
Пресловутый договор субподряда будет сделкой прикрытия, направленной исключительно на уход от налогов, т.к. для посреднических сделок ЕНВД не предусмотрен. Согласно п. 2 ст.169 ГК РФ, сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход РФ взыскивается все полученное ими по сделке. В результате получается, что своим письмом минфин поощряет уход от налогов.
А дальше возникает вопрос ответственности за груз, так как грузоотправитель, считая, что груз для перевозки у него приняла организация-подрядчик, и в случае наступления ответственности за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, естественно, предъявляет претензии именно к этой организации. Но что касается ответственности, то в силу ч. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, а договор перевозки исключительно двусторонний.
Но в упомянутом письме должностное лицо утверждает, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
А теперь давайте разберемся: налоги имеют только фискальную функцию? Или они все же несут в себе функцию регулятора? В обществе, основанном на уважении норм закона, чиновники департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выполняют специальную роль. Их обязанности не начинаются и не заканчиваются строгим исполнением выданных им инструкций. Чиновники должны служить интересам общества, интересам тех, кто доверил им отстаивать и защищать таможенно-тарифную политику государства, быть консультантом и советником добросовестного налогоплательщика. Но это в обществе, основанном на уважении норм закона.
Субперевозчик что это значит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Между заказчиком и перевозчиком заключен договор перевозки груза с условием, что перевозчик вправе для исполнения своих обязательств по договору привлекать третьих лиц.
Не будет ли данный договор квалифицирован как агентский с точки зрения налогового и гражданского законодательства? Имеет ли смысл заключать агентский договор? Какова свежая судебная практика за 2018-2019 гг. по данному вопросу?
С точки зрения действующего гражданского законодательства, под договором перевозки груза понимается договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Из приведенной нормы следует, что существо договора перевозки груза заключается в том, что по этому договору перевозчик обязуется перед грузоотправителем переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу.
В отличие от этого договора агентский договор предполагает совершение одной стороной (агентом) по поручению другой стороны (принципала) юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это означает, что предметом агентского договора изначально является заключение агентом определенных сделок в интересах принципала (от имени последнего или от своего имени), а также совершение действий неюридического характера, способствующих исполнению данного принципалом поручения.
Иными словами, при заключении агентского договора агент изначально не принимает на себя никаких обязательств по продаже товаров, выполнению работ или оказанию определенных услуг принципалу, а лишь обязуется совершить юридические действия и иные действия по привлечению третьего лица, которое уже непосредственно продаст товары, выполнит работы или окажет услуги в интересах принципала.
В связи с этим если из условий договора определенно вытекает, что перевозчик принимает на себя обязательство перевезти вверенный ему грузоотправителем груз и выдать его грузополучателю, а не заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку с третьими лицами, то такой договор нельзя признать агентским договором.
При этом тот факт, что положения договора позволяют перевозчику привлекать третьих лиц для перевозки груза, переданного ему для доставки грузоотправителем, сам по себе не влияет на квалификацию этого договора как договора перевозки.
Дело в том, что положениями п. 1 ст. 313 ГК РФ должнику предоставлено право возложить исполнение взятого им на себя обязательства на третье лицо, а кредитор обязывается принять такое исполнение как произведенное самим должником. Исключение составляют лишь случаи, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Данное правило применимо ко всем обязательствам, в том числе вытекающим из договоров (п. 3 ст. 420 ГК РФ).
Следовательно, перевозчик вправе привлечь на основании заключаемого им договора третьих лиц для исполнения своего обязательства по перевозке груза, вверенного ему грузоотправителем. Данный договор не должен расцениваться как договор, заключенный в рамках агентских правоотношений, поскольку у перевозчика есть выбор: оказать услуги грузоотправителю непосредственно либо поручить исполнение своего собственного обязательства третьему лицу на основании заключенного с этим третьим лицом договора. При этом в любом случае ответственным за исполнение обязательства по перевозке перед грузоотправителем остается сам перевозчик, а не третье лицо (ст. 403 ГК РФ, п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»).
На то обстоятельство, что перевозчик в рамках отношений по грузоперевозке может привлекать к исполнению обязательства третьих лиц, указывает и судебная практика (смотрите, например, пункт 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г., постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2016 N Ф03-309/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2015 N Ф09-10313/15, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2015 N Ф03-6321/14).
Таким образом, вышеизложенное указывает на то, что если по договору какое-либо лицо приняло на себя обязательство перевезти груз другого лица и вручить его грузополучателю, но при этом согласно этому договору имеет право привлечь к исполнению своих обязательств третье лицо, такой договор не должен расцениваться как агентский или имеющий элементы агентского договора.
Тем не менее необходимо учитывать также и то, что окончательная квалификация конкретному договору может быть дана только с учетом буквального и системного толкования тех или иных его условий, соотнесения этих условий с иными условиями договора и смыслом договора в целом, а также предшествующих договору переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон (ст. 431 ГК РФ). Поэтому итоговое решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обращаем внимание, что если грузоперевозчик не обладает собственным транспортом для перевозки грузов и использует для исполнения своих обязательств арендованный транспорт, то, на наш взгляд, такие отношения также агентскими признаны быть не могут.
Учитывая, что в приведенной в вопросе ситуации заключенный между заказчиком и перевозчиком договор перевозки груза с условием, что перевозчик вправе для исполнения своих обязательств по договору привлекать третьих лиц, по-видимому, агентским договором признан быть не может, то бухгалтерский и налоговый учет хозяйственных операций по такому договору перевозки никаких особенностей, присущих агентскому договору, содержать не будет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Субперевозчик что это значит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В договоре оказания транспортных услуг по перевозке грузов содержится пункт: перевозчик может привлекать третьих лиц в интересах заказчика для оказания услуг по перевозке грузов. Согласно условиям договора перевозчик обязуется за плату доставить груз, переданный ему отправителем, при этом нет уточнения, чьим транспортом, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу. У перевозчика в собственности нет транспорта, перевозка выполняется транспортом третьих лиц (по договору аренды). Договор не содержит положений об организации перевозки грузов перевозчиком, а также указаний на поручение перевозчику заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку грузов с третьими лицами.
Является ли этот пункт элементом агентского договора, в связи с чем необходимо оговорить сумму агентского вознаграждения? Возникает ли в этом случае оплата агентского вознаграждения?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Может ли перевозчик нанимать других перевозчиков?
ГК РФ Статья 799. Договоры между транспортными организациями
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.
То есть фактически может, но отвественность перед заказчиком несет первоначальный перевозчик
С уважением Александр,
Нет, не может, в сфере грузоперевозок есть три основных договора:
1. договор транспортной экспедиции, когда экспедитору вручается груз, главная задача договора экспедиции организовать доставку в пункт назначения в указанное время. Экспедитор получает экспедиторское вознаграждение. Документами оформляется так: сначала Клиент дает поручение Экспедитору, а Экспедитор получив груз выдает экспедиторскую расписку на груз, далее он может быть перевозчиком сам или привлечь другого перевозчика. Факт оказания услуг по транспортной экспедиции подтверждается актом выполненных работ! В договоре экспедиции может быть предусмотрен любой иной документооборот (но сведения в документах аналогичные), и даже отсутствие сведений о транспорте в каких-либо документах у экспедитора это нормально. Договор экспедиции может быть заключен на условиях, когда Клиент не знает каким транспортом поедет его груз.
2. договор перевозки заключается в момент передачи груза и с июля 2011г. подтверждается транспортной накладной (ТН) — не товарно-транспортной накладной (ТТН), использование ТТН без ТН допускается если есть договор организации перевозок грузов (годовой). ТТН привязаны к путевым листам, где указывается транспорт, и указание перевозчика в них обязательно. Перевозчиком по смыслу содержания документов всегда является тот, у кого транспорт в собственности, аренде, лизинге и др. Поэтому перевозчик не может привлекать никаких третьих лиц, и он обязан быть ИП или ООО.
3. договор организации перевозок грузов, сам по себе никаких обязательств не порождает, в нем не указан конкретный груз, только правила работы между грузоотправителем и перевозчиком на долгосрочной основе. Такие договоры юридически называют рамочными.
Есть еще договоры фрахтования, аренды с экипажем, но это уже совсем другая история.
Поэтому ваш перевозчик Б фактически является Экспедитором, реальный перевозчик это владелец машины. Если Вы нанимаете перевозчика, Вы обязаны получить документы подтверждающие его права на транспорт.
В сфере грузоперевозок нередка ситуация, когда перевозчик не может в судебном порядке получить провозную плату, если не указан в транспортной накладной как перевозчик.
Я работаю в сфере грузоперевозок уже 7 лет.
Извините не сразу увидела Ваш вопрос.
Если есть еще вопросы по документообороту обращайтесь.