субмарина что это почему так
Значение слова «субмарина»
[От лат sub — под и marina — морская]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Субмарина — другое название подводной лодки — корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении.
«Субмарина» (англ. Submarine) — британо-американская комедийная драма 2010 года.
СУБМАРИ’НА, ы, ж. [от латин. sub — под и marina — морская] (мор. загр.). Подводная лодка.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
субмари́на
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отгрести — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «субмарина»
Синонимы к слову «субмарина»
Предложения со словом «субмарина»
Сочетаемость слова «субмарина»
Какой бывает «субмарина»
Понятия, связанные со словом «субмарина»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «субмарина»
Первая немецкая субмарина достигла внешних укреплений и повернула назад, доложив командованию, что проникнуть в устье незамеченным практически невозможно.
К 1970-м годам 41 американской атомной лодке противостояли 20 советских атомных субмарин.
Командир субмарины мог узнать, что происходит наверху, над водой, только при помощи перископа и докладов гидроакустика, с помощью которых мог восстановить истинную картину по тем отрывочным данным, которые получал.
Субмарины – это особый класс судов, способных совершать плавание в подводном положении и атаковать противника с больших глубин, оставаясь незамеченными. Некоторые серии подводных лодок несут на борту тактические и стратегические ядерные ракеты. Благодаря скрытности и возможности подолгу находиться под водой, подлодки являются важной составляющей флотов многих стран.
Подводный мир
Человечество тянуло не только в небо, но и в морскую пучину. Люди издревле задумывались о возможности совершать погружения под воду с целью добычи даров моря, поднятия с глубин затонувших ценностей, для ремонта днища кораблей.
Первые погружные аппараты представляли собой своеобразный колокол, в котором находились 1-2 человека. В хрониках упоминается, что подобные конструкции применялись для разведывательных целей в армии Александра Македонского, а это IV век до нашей эры! Конечно, субмариной это назвать было сложно, скорее устройство напоминало акваланг.
Внутри колокола образовывался воздушный пузырь, удерживаемый давлением воды, которым некоторое время могли дышать первые водолазы. Однако стоило колоколу чуть повернуться набок при погружении, поднятии или волнении на море, как скопившийся воздух пузырями вырывался наружу, и находившиеся внутри люди часто погибали.
Кто первый?
Первые субмарины, согласно косвенным свидетельствам, создали на Дальнем Востоке. Есть записи о том, что просмоленные «бочки» на весельной тяге использовали корейцы в XVI веке для тарана кораблей во время войн с японскими завоевателями. Возможно, они подсмотрели идею у изобретательных китайцев.
Старушка Европа
Начиная с XVI века и в Европе активно развивалась тема создания субмарин. Это было обусловлено техническим прогрессом, развитием наук и частыми войнами, требовавшими более совершенных видов вооружения. Около испанской столицы Толедо на реке Тежу в XVI веке было испытано некое подводное судно в присутствии Карла V – тогдашнего Императора Священной Римской империи.
В 1578 году достаточно подробный чертеж подводной лодки представил публике британец Уильям Борн. Впрочем, его конструкция призвана была продемонстрировать саму возможность нахождения под водой и практического значения не имела. На судне не было даже места для экипажа.
Далее последовала череда конструкций, предлагаемых в основном инженерами и учеными Туманного Альбиона. Аппараты, способные двигаться под толщей воды, стали называть на английский манер – субмаринами. Буквальное значение слова «субмарина» – «под морем». В России прижилось другое название – «подводная лодка».
Практическое воплощение
Теоретическое накопление материала в конечном итоге привело к практической реализации революционной задумки. В 1620 году по настоянию британского монарха Якова I голландским инженером-механиком Корнелиусом Дреббелем была изготовлена первая субмарина, чье существование зафиксировано в документах. Она имела весельную тягу и приводилась в движение 12 гребцами. По другой информации, она была слишком неповоротлива и фактически буксировалась кораблем.
Помимо самой конструкции, голландец разработал некую жидкость, поглощавшую углекислый газ, выдыхаемый экипажем. Тем самым, автономность плавания значительно повышалась. К сожалению, ее состав не сохранился.
Было создано несколько улучшенных модификаций подлодки. Хотя исследования носили сугубо научный характер, военные сразу смекнули, какой невероятный потенциал у данного изобретения.
Конкуренция
Голландцы недаром слыли великолепными корабелами. После изобретения соотечественника Корнелиуса Дреббеля, состоявшего на службе у британских монархов, собственную подлодку построили в Нидерландах. Судно длиной 72 фута было испытано в Роттердаме в 1653 году.
Следом за англичанами и голландцами за разработку подлодок взялись французы. В 1690 году Дени Папен, физик и изобретатель, сконструировал первый французский подводный аппарат. Его особенностью был насос, создававший избыточное давление внутри корпуса, в результате вода не проникала внутрь. Водяной насос регулировал плавучесть судна.
Первой подлодкой, которая самостоятельно ныряла и совершала перемещения в толще воды, стала Sub Marine Explorer, созданная инженером Юлием Кройлем. Ржавый корпус немецкой субмарины до сих пор находится у одного из Багамских островов, являясь свидетельством эпохи невероятных технических изобретений и научных открытий.
Россия
10 лет (начиная с 1718 года) по приказу Петра I разработкой «потаенного судна» занимался самоучка Ефим Никонов. Первые испытания модели прошли в 1721 году и были вполне успешными. В 1724 году под пристальным взором царя прошло погружение полноразмерного судна, рассчитанного на 4 человек (по другим данным, на восьмерых). Субмарина представляла собой огромную бочку с окошком, башенкой и парой весел. При погружении тяжелая конструкция стукнулась о дно, корпус треснул.
В 1835 году генерал Карл Шильдер построил на верфях петербургского завода «Берда» подлодку, вооруженную мортирой. Она имела паровой двигатель. Чертежи ее конструкции не сохранились.
Начиная с 1850-х годов в Морское ведомство начали массово поступать проекты подводных судов, однако они были конструктивно несовершенны. После завершения Крымской войны интерес к этой теме возрос. Собственную субмарину построил генерал Герн, которая, впрочем, долгое время без дела простаивала в Кронштадте. Наиболее удачной оказалась конструкция владельца фотомастерской Ивана Александровского. В 1865 изобретатель предложил идею торпедных аппаратов, а годом позже построил подлодку. Его субмарина – это образец надежности, экономичности и эффективности. Работая на сжатом воздухе, подводная лодка запросто проходила 42 мили.
В 1878 году в Одессе инженер Степан Джевецкий построил действующую подлодку для установки мин. Корпус был металлическим, длиной 19 футов. Для гребного винта использовался велосипедный привод, приводимый в действие четырьмя членами экипажа. В 1884 году изобретатель усовершенствовал конструкцию, заменив ножной привод электрическим. Было построено 15 судов.
Преимущества перед надводными кораблями
Среди преимуществ субмарины:
Послесловие
Сегодня даже дети знают, что такое субмарина. Современные «подводные крейсеры» в технологическом плане сильно отличаются от неповоротливых и тихоходных подлодок прошедших столетий. Оснащенные электрическими, дизельными и даже атомными движительными установками, они позволяют месяцами плавать в толще воды, преодолевая никем не замеченными тысячи миль.
Подводные суда применяются не только в военных целях. Глубоководные аппараты незаменимы при исследовании морских глубин, поиске затонувших кораблей. Мини-подлодки со стеклянным дном используются в туристическом бизнесе. Одно время существовали скоростные почтовые подводные лодки.
Почему подводная лодка – это лодка, а не корабль или то же судно
Первая в России подлодка, 1721 год, времена Петра I
Терминология – это зачастую что-то очень запутанное и достаточно мутное. Редко когда встретишь определения, имеющие четкое объяснение. Обычно существует масса гипотез, которые раскрывают, почему возникло то или иное название. В случае с подводными лодками ситуация примерно такая же.
Версия первая («детская»)
Некоторые считают эту версию подходящей только для детей или мучительно плохо информированных взрослых. Как бы там ни было, мы все-так остановимся на ней.
Отсюда получилось, что морские суда, которые перевозили, запускали и обслуживали с помощью других морских судов, стали называть лодками.
Если же судно не может перевозиться другим судном, то это явно корабль.
Вот такая интересная версия, рассчитанная на любителя в этом вопросе. Но может она и имеет право на существование. Терминология – дело темное.
Версия вторая, основанная на центрах тяжести и плавучести
Конструкция корабля обусловливается тем, что его центр тяжести располагается над центром плавучести. Под последним понимается геометрический центр конкретной части корпуса судна, погруженной в воду.
У подводной лодки все наоборот. Там центр тяжести находится под центром плавучести.
Все это приводит к возникновению своих особенностей движения при повороте рассматриваемых морских аппаратов:
Эта разница и определяет, почему один морской аппарат – это корабль, а другой – подводная лодка.
Как дела обстоят сегодня
В начале статьи уже упоминалось о том, что термин «лодка» все реже присоединяют к определению «подводная». Теперь на крупных флотах мира все в большем ходу название «подводный корабль».
Это касается не только английского языка, но и русского.
Только маленькие страны, использующиеся небольшие субмарины, продолжают называть их подводными лодками. В остальном мире ситуация уже давно другая.
Вывод
Версия о том, что подлодки называются именно так, потому что на заре их создания они перевозились другими судами, не выглядит такой уж глупой.
Что касается нюансов поведения подлодки и обычного корабля при повороте, то это уже более современное объяснение рассмотренного вопроса. Вряд ли кто-то заморочился по этому поводу в прошлом таким образом, что это отразилось на названии нового вида морских аппаратов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самая большая подводная лодка и история создания субмарин
Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.
Когда появились подводные лодки
В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести
Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.
Первые подводные лодки были примерно такими.
Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.
Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.
Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?
Ставка на атомный подводный флот
Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.
Как создавалась самая большая подводная лодка
Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.
Вот она гордость советского и российского атомного флота.
Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.
ТТХ подводной лодки ”Тайфун”
По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.
В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.
Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…
Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.
Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.
Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.
А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).
На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Проблема изменения климата сегодня стоит как никогда остро. Авторы нового исследования считают, что нам нужны кардинальные перемены, причем не вчера, а много лет назад и предлагают предпринять ряд действий, способных сделать светлое будущее реальностью.
Уральский завод транспортного машиностроения «Уралтрансмаш» совместно с ОКБ «Атом» разработал невероятно стильный низкопольный трамвай под названием R1 (сокр…
Корабль Crew Dragon обычно стыкуется с МКС примерно через 25 часов с момента запуска, в то время как «Союзу» для этого недавно потребовалось всего 3 часа. 👨🚀🚀 На самом деле, американский корабль способен состыковаться так же быстро. Но для этого нужно желание и соблюдение определенных условий.