сублимационная печать что это такое
Назначение и виды сублимационной печати. Выбор оборудования и материалов
В последнее время появилось много сервисов, предлагающих услугу сублимационной печати на футболках, кружках и многих других предметах повседневного использования. При этом большинство заказчиков такой услуги не особо понимают, что собой представляет технология сублимационной печати и каким образом выбранное изображение переносят на ткань и прочие материалы. Поэтому мы подготовили статью, в рамках которой представим основную информацию о сублимационной печати. Расскажем о видах технологии, ее плюсах и минусах, используемом оборудовании и расходных материалах. Дополнительно покажем видео с краткой демонстрацией процесса и результатов печати.
Технология сублимационной печати
В понимании большинства людей сублимационная печать – это процесс переноса конкретного изображения на носитель из ткани, пластика или другого материала. Суть этого определения верна. Вот только механизм переноса немного сложнее, чем представляет подавляющее число интересующихся лиц. Сублимационная печать предполагает необходимость использования нескольких видов специализированного оборудования, а также очень качественных расходных средств и, конечно же, подходящих заготовок под печать (речь идет о футболках, чашках и прочих предметах, на которые наносятся изображения).
В настоящее время практикуется сублимационная печать на множестве вариаций заготовок – от небольших чашек и сумок до интерьерных стоек. Принцип действия технологии везде один. Единственный нюанс – необходимость приобретения или аренды подходящего для конкретного случая оборудования.
Чаще всего такую печать применяют в отношении тканевых изделий. При этом текстиль должен содержать не меньше 60% полиэстера, иначе рисунок будет держаться плохо и исчезнет после нескольких стирок.
Виды сублимационной печати
В наши дни на производстве используются две разновидности сублимационной печати. На предприятиях, выпускающих продукцию в промышленных масштабах, обычно применяют прямую печать, а вот на мелком производстве чаще используют непрямую (промежуточную, опосредованную) печать. Различия вариантов мы распишем в следующих двух подразделах.
Прямая сублимационная печать
Этот вариант предполагает нанесение картинки без промежуточных этапов. Нагрев и смешивание красок производятся внутри печатающего устройства. После этого рисунок сразу наносится на заготовку. Обычно такой способ применяется для производства флагов, штор и подобной продукции.
Прямая сублимационная печать делится на 2 вида:
Оба решения требуют больших затрат на покупку оборудования, поэтому используются преимущественно при массовом производстве.
Непрямая сублимационная печать
Если говорить простыми словами, то непрямая сублимационная печать осуществляется в два этапа. Сначала с помощью принтера создается зеркальное (обязательно!) изображение на сублимационной бумаге. Затем посредством использования термопресса изображение переносится на окрашиваемый предмет.
В результате термической обработки частицы краски фактически соединяются со структурой заготовки. Вследствие этого на предмете появляется четкий рисунок, неподверженный выведению стиркой или другим воздействием, не нарушающим базовую структуру вещи. Непрямая сублимационная печать применяется преимущественно для выполнения розничных заказов.
Оборудование и материалы для сублимационной печати
Для создания действительно качественных изделий с помощью технологии сублимационной печати нужно предварительно позаботиться о приобретении надежного оборудования и подходящих расходников. Далее охарактеризуем применяемые для сублимационной печати аппараты, а также чернила, бумагу и термоскотч.
Принтер для сублимационной печати
На нашем сайте уже размещена статья с рекомендациями по выбору принтера для сублимационной печати, поэтому сейчас мы максимально кратко расскажем, каким критериям стоит уделять внимание при подборе такого оборудования:
Остальные нюансы приведены в вышеупомянутой статье. При выборе производителя стоит присмотреться к принтерам для сублимационной печати от Epson. Там используется пьезоэлектрическая печать. Она лучше подходит для сублимации, чем термоструйная печать, используемая в сублимационных принтерах Canon и HP.
Термопресс для сублимационной печати
Это оборудование представляет собой конструкцию, состоящую из двух прижимных поверхностей. На нижней размешается предмет и пропечатанная бумага с переносимым изображением. Верхняя нужна для накрытия заготовки и ее плотного прижимания к нижней поверхности.
Пресс подбирается в зависимости от формы обрабатываемого изделия. Особенно популярны такие прессы:
При выборе устройства нужно обратить внимание на его ключевые параметры – плотность и равномерность прижима, опции регулировки температуры и давления, плотность фиксации верхнего прижимного элемента.
В процессе эксплуатации термопресса следует грамотно подходить к установке давления, выбору времени «запекания» и, конечно же, определению оптимального показателя температуры. Необходимо учитывать такие параметры, как характеристики полотна, толщина бумаги для сублимации и свойства чернил.
При установке неподходящих показателей возможны два неблагоприятных варианта – картинка на изделии не пропечатается либо материал пригорит. Поэтому, чтобы не портить материалы, необходимо изначально прочитать руководство пользователя и действовать в соответствии с инструкциями производителя пресса.
Чернила для сублимационной печати
Для выполнения такой печати необходимо использование особых чернил, созданных на водной основе и с определенной концентрацией пигмента. В продаже присутствует много вариаций чернил, потому их подбор надо осуществлять индивидуально (в зависимости от свойств материала, на котором будет производиться печать, и особенностей переносимой картинки).
К примеру, если нужны качественные изображения с ярко выраженным красным цветом, стоит приобрести чернила Lomond. Если хочется создать насыщение зеленым цветом, подойдет продукция Durafos. Вариантов много. Перед покупкой надо оценить достоинства всех доступных чернил, а уже затем сделать выбор. Не будет лишним прочитать инструкции к продукции, обратив пристальное внимание на ее характеристики (в том числе на температуру испарения пигментов) и условия применения.
Бумага для сублимационной печати
Ассортимент сублимационной бумаги весьма обширен, но общие критерии выбора этого материала обычно остаются неизменными. Важнейшей особенностью такой бумаги является наличие специального покрытия, предотвращающего впитывание красок и оставляющего их на поверхности материала.
Как и в случае с чернилами, в продаже есть бумага для сублимационной печати разных марок. При покупке следует оценивать ее характеристики и соотносить с особенностями заготовок. Например, одним из лучших решений для керамики станет бумага Lomond, а для ткани – IST.
Скотч для сублимационной печати
Для надежной фиксации сублимационного отпечатка на заготовке используется специальный термостойкий скотч. Он с легкостью выдерживает воздействие высокой температуры, сохраняя клейкость, благодаря чему обеспечивает ровное нанесение картинки на заготовку. Скотч для сублимационной печати используется при переносе изображения на многие изделия, в том числе на тарелки, кружки и прочие заготовки из различных материалов.
Достоинства и недостатки сублимационной печати
В основном сублимационную печать осуществляют крупные организации, занимающиеся производством футболок, кружек и другой продукции с напечатанными изображениями. Однако за последние 10 лет популярность набрал и бизнес по предоставлению услуги сублимационной печати в розничных масштабах, а некоторые ценители технологии и вовсе устанавливают необходимое оборудование дома, выполняя печать для себя и друзей.
К плюсам сублимационной печати относятся:
Минусы сублимационной печати таковы:
Сублимационная печать на ткани, кружках и многих других материалах является хорошим решением. Как с точки зрения качества печати, так и в плане ее долговечности. Но поскольку разобраться в нюансах этого дела довольно сложно, а расходники обходятся дорого, то заниматься организацией сублимационной печати целесообразно только при наличии денег и времени.
Сублимационная печать: подробнее о технологии
Основа технологии сублимационной печати — процесс термической возгонки твердых чернил. Краска переходит в газообразное состояние и окрашивает носитель. Газообразное вещество проникает вглубь обрабатываемой поверхности и там конденсируется.
Под действием высоких температур поверхность окрашиваемого предмета начинает слегка плавиться. Частицы краски буквально спаиваются с верхними слоями материала. Получается рисунок, устойчивый к механическим воздействиям и стиркам. Печатать таким способом можно практически на любых предметах: интерьерных стойках, флагах, сумках, кружках, дипломах, текстиле.
Если речь о принтах на футболах, то кроме сублимации, есть ряд других способов печати. Обзор популярных технологий читайте в нашей статье.
Впервые сублимационную печать применили на ткани. При сильном нагреве синтетическое полотно становится более рыхлым. На его поверхности, как будто открываются поры, в которые и должны попасть чернила.
У натуральных тканей такого раскрытия пор не происходит. Чтобы рисунок крепко держался, необходимо либо печатать на текстиле, содержащем не менее 60 % полиэстера, либо обрабатывать поверхность специальной грунтовкой (праймером). Если пренебречь подготовкой, то изображение сойдет уже после первой-второй стирки.
Для зонтиков очень важна стойкость принта. Сублимация позволяет получать стойкий рисунок
Виды сублимационной печати
Прямая
Краски нагреваются и смешиваются внутри оборудования. Рисунок наносится непосредственно на готовое изделие. Обычно прямая печать используется для нанесения принта на ткань при изготовлении флагов, штор.
Есть две разновидности этой технологии:
Непрямая (промежуточная)
Другое название технологии — термотрансфер. Это двухфазный процесс, включающий в себя следующие стадии:
Технология хороша для мелкосерийного (от 1 шт.) производства. Такая печать может выполняться струйным, лазерным, офсетным, трафаретным способами, а также аппликацией.
Возможность штучного тиража оценят заказчики печати фото на кружках
Оборудование и материалы
Принтер
Сублимационные принтеры выпускают многие известные производители: Canon, Mimaki, Mitsubishi, HP, Epson. При выборе учитывайте:
Сублимационный принтер MUTOH ValueJet
Чернила, бумага, скотч
Выбор типа чернил зависит от используемого для печати материала: красители для нанесения принтов на кружках и текстиле будут разниться. Играет роль и цветовая гамма изображения. К примеру, чернила Lomond позволяют добиться более яркого рисунка, от краски InkTec. Однако тона будут сдвинуты в красный спектр. Чернила Durafos делают ярче зеленую гамму.
Особенности красителей надо учитывать во время предпечатной подготовки. Тогда же нужно определить степень заливки макета.
Ассортимент сублимационной бумаги еще разнообразнее, чем чернил. Изображение на матовой фотобумаге будет смотреться эффектнее, чем на специфическом аналоге. Так, например, керамику лучше покроет матовая бумага Lomond, а ткань — носитель марки IST. Поэтому важно подобрать расходные материалы под модель принтера и материал, с которым предстоит работать.
Чтобы по контуру изображения не осталось следов чернил, распечатанное изображение обрезается по краю. Картинка крепится термостойким скотчем к рабочей поверхности. Для работы с керамикой можно использовать обычный малярный скотч.
При печати на изделиях со сложной поверхностью без скотча не обойтись
Термопресс
Различают следующие виды этого оборудования:
В кружечных и тарелочных термопрессах посуда нагревается неравномерно, поэтому может лопнуть. Поэтому специалисты заранее прогревают изделие и, поместив в термопресс, постепенно подогревают его до температуры переноса.
Достоинства и недостатки
Среди преимуществ сублимации можно выделить:
Есть у технологии и недостатки:
При правильно выбранном материале рисунок будет ярким даже на темном фоне
Сублимационная печать дома
Технология настолько проста, что ее можно реализовать даже дома. Имея навык работы в Photoshop, можно нанести принт на футболку или кружку.
Сублимационные принтеры для печати по ткани отличаются внушительными габаритами — размер примерно как у письменного стола. Кружечные термопрессы значительно компактнее.
Под каждый тип ткани, размер и форму кружки подбирается время выдержки в термопрессе и вид чернил. Для тренировок придется выделить несколько маек и кружек. В результате себестоимость печати существенно возрастает, а качество изображения не гарантируется.
Смотрите видео-эксперимент о том, стирается ли рисунок, напечатанный методом сублимации, с футболки:
Краткий курс сублимационной печати
Сублимация — что за зверь.
Существует несколько способов сублимационной печати, один из них — это прямая печать. Есть такие большие принтеры, в которые засовывают, например, футболку целиком, или рулон ткани, печатают прямо на них и затем сушат. Процесс изготовления в этом случае максимально сокращён, а картинка получается яркая и стойкая к истиранию. Минус этого метода в том, что печатать можно, по сути, только на плоских поверхностях.
Метод, о котором у нас пойдёт речь, включает промежуточное звено — бумагу, но является, пожалуй, самым универсальным и позволяет наносить очень стойкие и яркие цветные изображения на ткань, керамику, дерево, пластик, металл и даже камень. Кстати, фон, на который наносится печать, обязательно белый — это позволяет обойтись всего 4-6 цветами палитры и на порядок удешевляет процесс. Но обо всём по порядку.
Хочу, чтоб красиво.
«Найти красивую картинку в интернетах и забабахать на майку, делов-то!» Если вас посещают такие мысли, лучше сразу закрывайте эту страничку и пребывайте дальше в счастливом неведении. С другой стороны, Вы уже дочитали до этого места, терпите, дальше будет интересней.
А начнём мы, действительно, с картинки, вернее с её подбора. Критерии весьма просты: берём заготовку, на которую хотим нанести изображение, определяем место, где будет находиться изображение, измеряем это место в необходимых плоскостях и только теперь начинаем понимать, какой формы должна быть картинка. Результат этого действа поначалу, бывает, приводит даже к полной замене понравившегося изображения, но постепенно вырабатывается «мышечная память» и впоследствии любые картинки Вы уже рассматриваете как бы через внутренний фильтр, сразу отсеивая неподходящие.
Этап второй — вы счастливчик, если выбранное вами изображение идеально вписывается размерами и содержанием в намеченное место. Но на практике чудес не бывает и наступает очередь использования графического редактора. Тут простор для личных пристрастий, лично знаю человека, который не то что одну картинку, целый сайт оформил только с помощью Пайнт.
Но, по моему мнению, лучше сразу начать осваивать фотошоп и чуть-чуть корел, хотя бы азы, в дальнейшем Вашем творчестве весьма пригодится, тем более, что картинки из интернета редко бывают в разрешении больше чем 100 пикс/дюйм, а нам для качественной работы предпочтительней от 300 и выше. И да, распространённое заблуждение, что снимки из брендовых камер сразу «крутые», не соответствует действительности от слова «совсем».
Чем печатать будем.
И вот картинка отредактирована всеми мыслимыми способами и готова к печати, только чем? Сразу оговорюсь, для сублимационной печати лучшие из доступных принтеров — только Epson. Не верите, на досуге погуглите, а мы пойдём дальше. Для начала определитесь, с какими масштабами Вы собираетесь работать. Например, для печати полноценных холстов (ну, мало ли) нужен принтер формата А2 или А3, для печати на одежде — А3 или А4, для мелочовки и домашнего хобби хватит и А4. Сразу рассчитывайте на перспективу, впоследствии смена принтера потянет за собой и другие ненужные расходы.
Далее, по нашей технологии принтер должен быть только струйным и обязательно иметь СНПЧ. Эти страшные буквы никакого отношения к правам человека не имеют и обозначают лишь, что принтер оснащён устройством непрерывной подачи чернил. Это такая баночка с отсеками для чернил, соединена с принтером трубками, используется вместо картриджей, вмещает на порядок больше краски и позволяет больше не переплачивать за эти самые картриджи.
И последний критерий для принтера — количество цветов. В большинстве своём это выбор между 4-мя и 6-ю цветами и обусловлен он личными представлениями пользователя о прекрасном, ну а если серьёзно, то 4-цветный реже забивается, но 6-цветный даёт более естественную картинку.
Бумага, чернила и самое главное.
С бумагой не всё так однозначно, сублимационная бумага, конечно, существует, и даже в большем ассортименте, чем чернила. Но, если не лезть в технические дебри, парадокс в том, что иногда при использовании обычной матовой фотобумаги итоговый результат выглядит гораздо интересней, чем с самой-самой премиум сублимационной. Допустим, мне очень нравится, как передаёт цвета на ткань сублимационная бумага IST, а вот на керамике лучше ложится обычный матовый Lomond.
К выбору чернил и бумаги стоит отнестись максимально серьёзно, поскольку впоследствии их замена, как и замена принтера, повлекут ненужные дополнительные расходы и обидную потерю времени на заказ нового цветового профиля. Да-да, для изготовления качественной сублимационной печати обязательно потребуется персональный цветовой профиль, стоковые настройки тут не помогут, и на выходе Вы рискуете получить вместо фото очаровательной блондинки как минимум жену вождя краснокожих. А чтобы этот профиль заказать, Вы должны будете сообщить мастеру на каком принтере, какими чернилами и на какой бумаге собираетесь работать, кроме того, указать материал конечного изделия (ткань, керамика и так далее), изготовить по указаниям мастера цветовые мишени и доступным Вам способом мастеру-же и передать. Стоимость профиля сейчас колеблется в пределах 2-3 тысяч, причём профили для разных материалов отличаются, для ткани один, для тарелок другой и т.д., всё дело в фактуре и белизне заготовок.
Конечно, можно попытаться обойтись своими силами, помудрив с настройками фотошопа и принтера, но, уверяю вас, без использования профессиональной аппаратуры, программ и надлежащего опыта спасёт Вас только личная везучесть. А искать мастера следует на профильных форумах и в пределах разумной досягаемости, помня о необходимости доставки мишеней. Для жителей солнечного юга приватно могу подсказать контакты отличного мастера в Новороссийске.
Финиш близок.
Но вот вроде все преграды позади и в руке у вас долгожданная картинка в зеркальном (догадайтесь почему) отображении, кстати, обычно сублимационное изображение на бумаге выглядит гораздо бледней оригинала, так что не пугайтесь. Осталось только дать ей подсохнуть и вперёд! Но не торопитесь, даже готовую картинку нужно опять подготовить.
Второй момент — обрезанную картинку на заготовке нужно закрепить, вопрос «почему» у вас отпадёт сам собой, когда ваша картинка мигом свернётся в трубочку ещё до того, как вы успеете прижать её прессом. В идеале для этого существует специальный термостойкий скотч разной ширины. Продаётся, как правило, в тех же фирмах, где будете брать заготовки. Хорош тем, что после использования не оставляет следов. Однако иногда предпочтительней обычный малярный, например, для керамической плитки большого размера или больших тарелок. Только никогда не используйте малярный скотч на ткани!
Давим, жарим
Осталось выбрать термопресс, тут всё по названию понятно — давит и греет, но ещё бывают: а) плоские — для ткани, футболок, и всего, что имеет форму ровной пластины (металл, дерево, керамика, стекло и так далее); б) бейсболочные — для головных уборов и для нанесения небольших картинок на одежду, типа логотипов; в) кружечные и тарелочные — для, соответственно, кружек и тарелок. Есть ещё вакуумные, но это отдельная песня.
Пресс выбрали, осталось разобраться с тремя вещами: температурой, временем и давлением. С первыми двумя, на первый взгляд, ничего сложного. На первых порах вы всё равно будете приобретать сублимационные заготовки в специализированных компаниях, на сайтах которых прямо указано, при какой температуре и сколько времени нужно запекать каждое изделие. Но не торопитесь радоваться, цифры, которые высвечивает ваш пресс, не обязательно правдивые, особенно это касается изделий китайских мастеров. Поэтому перед началом работы настоятельно рекомендую, выставив на прессе значение 180С, замерить температуру, например, мультиметром, и определить отклонение. Если нечем замерить, используйте метод «тыка», для плоского пресса возьмите кусок белого габардина —- он сымитирует вам футболку, распечатайте несколько маленьких одинаковых картинок, запекайте их по отдельности и при этом меняйте режимы температуры и времени, пока не добьётесь лучшего результата. В любом случае, смиритесь с необходимостью «испортить» минимум одну футболку и несколько кружек-тарелок, прежде, чем «набьёте руку».
А самое важное, заведите себе табличку, куда вы будете записывать, какое изделие при какой температуре-времени получается качественно запечь. Повесьте её над прессом и сэкономите себе кучу времени. Там же отмечайте, какую бумагу вы для этого использовали, весьма важное, кстати, значение — от выбора бумаги сильно зависит время запекания.
Ну, а что касается выбора давления, при котором вы будете работать, то здесь всё настолько индивидуально, что нет смысла что-то описывать — только метод «тыка». И да, поаккуратней со стеклом.
Вот и всё, краткий курс по сублимационной печати окончен, вопросы приветствуются. Удачи.
Особенности использования сублимационных чернил
В последнее время о сублимационной печати и термопереносе не говорит только ленивый. Отличная идея собственного бизнеса, не предполагающая серьезных финансовых вложений. Однако незнание может нанести ущерб вместо пока еще потенциальных доходов. Что скрывает темная сторона сублимационной печати?
Для начала уясним одну простую вещь. Мы не говорим о достоинствах и недостатках. Нам нужно понимать другую сторону тех самых достоинств, за которыми мы гнались. Одно и то же качество может быть необходимым для результата и разрушительно для процесса. Разграничение на «белое и черное» в корне неправильно. Поэтому говорить мы будем об особенностях.
Основное качество сублимационных чернил – способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Эта особенность диктует выбор материалов и технологии печати, с которыми получится работать плодотворно. Все свои лучшие качества сублимация проявляет при взаимодействии с синтетическими тканями и обработанными материалами, в противном случае не стоит даже надеяться на долговечность нанесенного изображения.
Еще одно условие таких чернил – необходимость нагрева. Процесс должен происходить последовательно: сначала наносится рисунок, а позже закрепляется при помощи воздействия высоких температур. Что с этого? Для успешности кампании нужно использовать определенные технологии. Не обязательно дорогие, но однозначно правильные для такого вида работ.
Круги ада печатающей головки
Лазерные технологии откидываем сразу: в тонерный барабан чернила вы не зальете. Термоструйная печать тоже не сгодится. В ее основе – нагрев чернил внутри печатающей головки, причем температура может превышать 500°С. А для трансформации сублимационных чернил нужно всего ничего 180-200°С. Только представьте себе цветное облачко, которое пытается закрепиться внутри печатающей конструкции. Впечатляющий, но дорогостоящий эксперимент.
Единственно правильный выбор – девайсы с пьезоэлектрической технологией печати. Но это не значит, что любой принтер Epson сгодится. Если для обычной печати действовало правило: чем меньше размер чернильной капли устройство может производить, тем больше он нам подойдет, здесь все наоборот. Выбор лучше делать в пользу крупного калибра.
Секрет в том, что чернила для сублимационной печати по структуре напоминают пигментные: красящие элементы не растворяются и при переносе прочно закрепляются на поверхности. Это залог реалистичности цветопередачи, четкости и яркости изображения, его стойкости. А еще они быстро сохнут. Очень. Для процесса печати это необходимо. Но вот печатающая головка из-за этого страдает.
Во-первых, дюзы, рассчитанные на печать минимальной каплей меньше 3 пл, будут неизбежно собирать «краску» и забиваться. Во-вторых, способность быстро сохнуть усугубит первую проблему. Объективный срок службы струйных печатников при их использовании с сублимационными чернилами довольно непродолжительный, а если пренебрегать правилами эксплуатации, к устройству вы даже не успеете привыкнуть.
Незыблемые правила продолжительной печати
Казалось бы, странная закономерность, но чем чаще вы печатаете, тем меньше печатающая головка подвержена закупорке дюз. Постоянный поток чернил не дает скапливаться частичками чернил и поддерживает работоспособность устройства. Если говорить о частоте печати, то оставлять принтер без работы можно не более, чем на день. Большие простои тоже допускаются, но только при условии вашего активного вмешательства. Обычной прочистки будет недостаточно, поэтому придется вооружиться дополнительными средствами.
Для профилактики закупорки дюз печатающей головки используют промывочную жидкость. Она подходит как для внутреннего, так и внешнего использования. При частой печати достаточно перед выключением устройства налить небольшое количество жидкости на капу (парковочное место печатающей головки). Это предотвратит засыхание оставшихся чернил, и вы сможете приступить к работе с печатающим устройством без опасения за его жизнь.
Если вы планируете сделать продолжительный перерыв в печати, тогда понадобится немного больше усилий. Прежде чем выключить принтер, необходимо будет извлечь СНПЧ или ПЗК, а после выполнить ручную прочистку печатающей головки. Производить ее необходимо очень аккуратно, чтобы не повредить ни штуцер (трубка, на которую устанавливается картридж), ни чернильные каналы печатающей головки.
В качестве идеального решения можно использовать дополнительный комплект перезаправляемых картриджей, заполненных промывочной жидкостью. Их достаточно установить вместо расходных материалов и запустить автоматическую прочистку с панели управления. Таким образом, вы вымоете остатки чернил и «законсервируете» печатающую головку. В результате простой даже в несколько месяцев будет не страшен ни вашему помощнику, ни бюджету.