субъектом отношений является только человек в процессе чего
Субъекты и объекты социальных процессов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный субъект
Такое сложное философское понятие, как социальный субъект, обозначает самостоятельного участника социального развития. Если рассматривать различные уровни общественной иерархии, то социальным субъектом может стать личность, социальная группа, класс, нация.
Характеризующая субъект черта – его деятельностное, активное отношение к миру.
Для выделения социального субъекта необходимо учитывать объект социальной деятельности, т.е. учитывать всё то, на что направлена деятельность социального субъекта. Люди, как социальные субъекты, действуют в исторически определенной системе и характеризуются общностью интересов, общностью деятельности.
Народ – это всё население страны в широком смысле, а в более узком смысле – это слои и классы, создающие материальные и духовные ценности – это главная сила общества, движущая сила исторических событий, творец и хранитель духовных ценностей.
Народ и толпа – это совершенно разные понятия. Если толпа является случайным сборищем людей с общим временным интересом, то народ осознает себя в своих интересах, он состоит из личностей, опирающихся на традиции.
Толпа не имеет внутренних связей единства, её поведение определяет лидер. Личность – это субъект социокультурной жизни, личность является субъектом отношений и сознательной деятельности и в широком смысле слова – это «лицо». имеющее социально значимые устойчивые черты, которые характеризуют индивида как члена общества.
Человек – субъект социальных отношений
И в литературе и в быту используется не только понятие личность, но и понятия человек, индивид, индивидуальность. Все они взаимосвязаны, несмотря на то, что имеют специфику.
Наиболее общим является понятие «человек» – высшая ступень развития жизни на Земле. Человек – продукт общественно-трудовых процессов, единство природного и социального, но поскольку он несет в себе социально-родовую сущность, то является единичным природным существом, т.е. индивидом или конкретным человеком. Каждый человек индивидуален, неповторимо своеобразен.
Готовые работы на аналогичную тему
На переднем плане в понятии «личность» находится система социально-значимых качеств человека, а в связях с обществом человек формирует и проявляет свою социальную сущность. Эталон личности в каждом обществе свой.
Организация личности многоуровневая и ведущим уровнем является потребностно-мотивационная сфера. Уровень развития деятельностных возможностей человека оказывает влияние на позиции личности и на способность к реализации своих отношений.
Человеком можно стать только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, а становление его как личности происходит только в конкретных общественных условиях.
Каждый индивид, регулируя свою жизнедеятельность в обществе, решает свои сложные жизненные задачи, и преодолевает одни и те же трудности по-разному.
Личность является активным участником общественных отношений, а её индивидуальная жизнедеятельность автономна в значительной степени и связана с духовностью, которая является высшим психическим качеством. Основой взаимодействия личности с другими людьми является Я-концепция, личностная рефлексия, которая может соответствовать и не соответствовать реальному Я. Образ жизни и тип личности определяют социальные отношения. Психическая саморегуляция и её уровень – это важнейший показатель состояния личности.
Социальные процессы и их субъекты
Социальные системы тоже могут выступать в роли субъектов социальных процессов.
Для эволюционирующих систем характерны свои динамики – это либо непрерывный кумулятивный процесс, либо цикл. Важным элементом социальных изменений являются причины, которые выступают фактором их проявления.
Причина является внутренним источником процесса и присуща ему, в то время как инициатор процесса от внимания исследователей может быть скрыт.
Социальные процессы могут иметь следующие потенциальные причины:
Инициатор процесса для контроля и моделирования хода социальных событий может использовать ключевые стандарты оценки, которые формируются сообществом ученых, специалистов, практиков, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания этих процессов в пространстве.
Наблюдатель может быть как формальным, так и неформальным членом научного сообщества, при этом он является источником когнитивных параметров процесса. На основании подходов, выработанных учеными, наблюдатель, отображая процесс, распознает логику процесса, актуализирует факт его протекания, а также вырабатывает схему понимания и объяснения событий.
Анализируя и обрабатывая информацию общепринятыми методами, интерпретируя результаты, наблюдатель делает источники, масштаб и направленность процессов видимыми. Для измерения исследуемых процессов наблюдатель может предложить систему координат, которая будет значимой для всех её участников.
Это говорит о том, что любой процесс можно измерить, а характер измерения произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Социальные системы являются основными структурными единицами, которые определяют направление и интенсивность происходящих процессов.
Личность как субъект и продукт социальных отношений
Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальнуюиндивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи).
Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами
Разнообразие социального поведения личности
В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».
1. Человек, Индивид, Личность
2. Личность как субъект и продукт социальных отношений
2.1 Социальная сущность личности
2.2 Социализация личности
2.3 Межличностные отношения
Список использованной литературы
Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее проработанной, понимание же человека как субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.
Цель данного реферата: раскрыть сущность личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 18 страниц.
Однако при всем разнообразии толкований понятия «личность», авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать свою искусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков.
Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.
Факторы формирования личности представлены на рис.1
Итак, личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.
Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Особенностям развития и взаимосвязи личности и общества посвящена следующая глава.
2. Личность как субъект и продукт социальных отношений
Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики (рис.2).
Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи).
Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами (рис.3).
В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».
2.2 Социализация личности
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.
В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.
Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.
По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
— первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;
— вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
2.3 Межличностные отношения
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям.
Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.
Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.
Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.
Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.
Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому и невозможно дать окончательного определения «личности», описать все возможные ее характеристики и качества. Тем не менее, обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.
Понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в науке введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, такие, как индивид, индивидуальность, личность.
Социальную сущность человека выражает понятие личности.
— общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
Формирование личности происходит в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, и становятся личностями.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.
Содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.
Именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком, который осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Список используемой литературы
Реферат: Личность как субъект и продукт социальных отношений
Название: Личность как субъект и продукт социальных отношений Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат Добавлен 22:48:28 19 июля 2010 Похожие работы Просмотров: 8580 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |