стяжка груза что это такое
Стяжка груза что это такое
Правилами перевозки грузов любыми видами транспорта предусмотрена норма, обязывающая обеспечивать надежное крепление груза на платформе. Решается эта задача различными способами, самый простой из них — стяжка крепления груза. О данных аксессуарах, их типах, конструкции и применении читайте в статье.
Назначение стяжки крепления груза
При транспортировке грузов любыми видами транспортных средств требуется обеспечить надежную фиксацию этих грузов на платформе. Данное правило распространяется и на автомобильный транспорт, поэтому любой перевозчик должен иметь эффективные средства крепления различных типов грузов. Наиболее эффективным, но в то же время простым и доступным крепежом была и остается простая ременная стяжка.
Стяжка крепления грузов — специализированное средство фиксации любых типов грузов на автомобильных и железнодорожных транспортных платформах, а также на палубах и в трюмах водного транспорта. Стяжка прочно фиксирует груз, прижимая его к транспортной платформе, и тем самым препятствует его продольному и поперечному смещению при ускорениях транспортного средства, при маневрировании и при преодолении уклонов. Также стяжка предотвращает рассыпание сборных грузов (ящиков, блоков, бревен, отдельных строительных конструкций и т.д.).
Стяжка (или несколько стяжек) обязательно должна быть в инвентаре любого грузового автомобиля (включая самосвалы, перевозящие сыпучие грузы на дальние расстояния), и использоваться по своему назначению при выполнении любых типов грузоперевозок.
Типы и конструкция стяжек
В настоящее время существует два основных типа стяжек крепления грузов, которые отличаются по конструкции и функционалу:
Наиболее универсальны составные ремни — они позволяют крепить различные типы грузов на любые транспортные платформы, а при необходимости выполнять и стяжку нескольких компонентов или рассыпных грузов. Кольцевые ремни не приспособлены для крепления груза к платформе, но оптимально подходят для стяжки рассыпных грузов в единое целое.
Конструктивно составная стяжка состоит из следующих элементов:
В кольцевой стяжке есть только один ремень, который одним концом жестко соединен с храповым механизмом, и совсем нет крючьев или иного крепежа.
Во всех стяжках используется идентичный по конструкции и принципу действия храповой механизм. Его основу составляет стальная рама, к которой жестко крепится короткий ремень. На раме устанавливается барабан с прорезью — в данную прорезь вставляется свободный конец длинного ремня. По бокам барабана располагаются храповые (зубчатые) колеса. К раме крепится рукоятка (рычаг) с собачкой, которая пружиной прижимается к зубчатым колесам. Также на раме предусмотрена задвижка, которая блокирует храповой механизм, предотвращая его самопроизвольное проворачивание.
Работает храповой механизм просто. При поднятии рычага собачка входит в контакт с зубцами колес и проворачивает барабан — вставленный в прорезь ремень наворачивается на барабан и затягивается. При опускании рычага собачка проскакивает по зубцам, при этом ремень не разматывается, так как барабан защищен от проворачивания в обратном направлении задвижкой. При выполнении нескольких движений рычагом ремень будет затянут с необходимым усилием и груз зафиксируется.
Для фиксации стяжек используются различные типы крепежа:
Весь крепеж изготавливается из стали, что гарантирует высокую прочность и долговечность стяжек.
Ремни стяжек изготавливаются из полимерных волокон двух типов:
Данные материалы имеют высокую механическую и химическую прочность, они выдерживают большие физические нагрузки, устойчивы к воздействию воды, грязи, масел, бензина, многих кислот и щелочей, выхлопных газов и других агрессивных сред. Также синтетические ремни сохраняют свои качества в широком диапазоне температур, поэтому стяжки можно нормально эксплуатировать в любых климатических условиях, включая и условия Крайнего Севера.
Ремни стяжек могут иметь ширину в пределах 25-100 мм, но наиболее часто используются стяжки шириной 25, 35, 40, 50 и 75 мм. При этом длина ремней может лежать в пределах 2,5-20 метров, но наиболее востребованы стяжки длиной до 10-12 метров (так как они наиболее универсальны и подходят для перевозки большинства типов грузов). Что касается прочностных характеристик, то сегодня выпускаются стяжки с разрывной нагрузкой от 200 кг до 20 тонн, наиболее востребованы стяжки на нагрузку 2-10 тонн.
Рекомендации по эксплуатации стяжек крепления груза
Прежде всего необходимо сделать верный выбор стяжки, которая подойдет для перевозки определенных типов грузов и будет соответствовать особенностям транспортного средства. Здесь следует исходить из максимальной массы грузов и их габаритов. Также сегодня существуют рекомендации по подбору стяжек, оформленные виде стандартов.
Стяжки можно использовать для фиксации грузов двумя способами:
Независимо от типа крепления, фиксация груза выполняется следующим образом:
Для ослабления стяжки достаточно вытянуть задвижку храпового механизма, а затем поднять рычаг вверх до упора — после этого длинный ремень можно без труда вытянуть из барабана.
При креплении груза следует соблюдать правила техники безопасности. Также необходимо следить за состоянием стяжки крепления груза — периодически проверять целостность ее ремней и крепежа, а также работу храпового механизма. При обнаружении повреждений стяжку необходимо заменить в сборе. Однако в ряде случаев бывает достаточно купить новый ремень либо храповой механизм в сборе с коротким ремнем. В любом случае, работать можно только с целой стяжкой, которая не имеет разрывов или иных механических повреждений — это гарантирует надежность фиксации груза, безопасность водителя, рабочих и участников дорожного движения.
Виды стяжных ремней и способы закрепления грузов
Надежность закрепления штучных и массовых грузов напрямую влияет на качество и безопасность перевозки. Для соответствия всем требованиям, используют различные приспособления, но по эффективности и практичности мало что может составить конкуренцию стяжным ремням для крепления габаритного груза. Необходимо правильно выбрать изделие и закрепить перевозимый объект в соответствии с установленными нормами и стандартами.
Конструктивные особенности
Правильное крепление груза – это одна из составляющей безопасной транспортировки. Стяжные ленты изготавливаются в двух разновидностях – в виде эластичных ремней из полипропилена с застежками типа «велькро», а также с зажимом механического вида. Первый работает по принципу использования силы растяжения, а у второго зажим происходит по всему обхвату за счет натяжного устройства. Эти системы отлично взаимодействуют с другими элементами фиксации, одним из таких является рейка для крепления груза. Она изготавливается из легкого алюминия или прочной стали.
Стяжной ремень механических систем крепления изготавливается из жесткого текстиля, который способен выдержать большие механические нагрузки. Первый вид более прост с конструктивной точки зрения, но обладает очевидным недостатком – материал ленты. Он не способен противостоят большому напряжению, а сила закрепления зависит от различных факторов, включая качество дорожного покрытия.
Стяжка из лент эластичного типа разделяется на две разновидности: текстильные и стальные (цепная стяжка). Их целесообразно использовать при:
Застежки «велькро» с течением времени теряют свою стяжную силу, поэтому их дополняют стяжной пружиной. При этом надежность закрепления увеличивается всего на несколько процентов. Комплектация стяжного устройства включает в себя следующие элементы:
Внимание! В эксплуатации хорошо себя зарекомендовали крюки «Кантаплюс Рэтчет», о чем свидетельствуют положительные отзывы довольных пользователей.
Грузовой крепеж должен соответствовать стандартам качества, поэтому перед покупкой необходимо поинтересоваться у продавца о стране-изготовителе, материалах системы, наличии соответствующих сертификатов. Пневмооболочки, применяемые для крепления грузов, уменьшают колебания и повышают надежность фиксации, они представляют собой надувные мешки.
Строение храпового механизма
Стяжная лента с храповиком состоит из двух частей: короткой, на которой, помимо крепежа, есть фиксатор ремня на внутренней поверхности фуры, и длинной, на её конце устанавливается трещотка. В структуру самого механизма входят следующие элементы:
Храповый механизм закреплен заклепками или скобами с неразъемными замками. Крепление достаточно жесткое, настройка длины выполняется подвижной петлей, установленной на короткой части. Для крепления груза с трещоткой необходимо правильно выбрать ремень, обращая внимание на его свойства и габаритные размеры. Такие способы фиксации, как лебедки и пряжки в современных системах не применяют.
Особенности выбора и использования
Выбор ремня зависит от размера и массы груза, а также от его формы, условий транспортировки и метода закрепления. Стяжные ремни нередко используются для фиксации перевозимых объектов в вагонах и контейнерах. В этом случае используют специальный документ, который регламентирует технические условия правильного размещения и крепления грузов, что увеличивает безопасность и качество транспортировки.
Если груз занимает площадь универсального одиночного вагона или сцеп таких вагонов, то он считается габаритным (п. 2.3 «Технические условия погрузки и надежного крепления грузов»). Проверку габаритности проводят на горизонтальном участке, для этого используют специальные приспособления. Перед погрузкой необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:
В качестве крепежных элементов в вагонах используются стяжки, обвязки, бруски, упоры, кассеты, ложементы, каркасы, стяжные ремни, стропы для усиленного крепления груза. Они разделяются на одноразовые и многооборотные. За качество и надежность последних отвечает сторона, которая отправляет груз. В процессе оформления документов по перевозке железнодорожная станция запрашивает у грузоотправителя акт регулярного освидетельствования многоразовых крепежных устройств, что является подтверждением пригодности к эксплуатации изделия.
Проверку стяжных лент на прочность проводят при помощи динамометра вместе с прикрепленным к нему габаритным грузом. Перевозимые объекты должны быть подготовлены к транспортировке так, чтобы были максимально обеспечены безопасность и сохранность. Для этого грузоотправитель должен обеспечить:
Большое влияние на качество транспортировки оказывает разновидность крепежных приспособлений, поэтому при выборе необходимо учитывать характеристики стяжных ремней, метод изготовления, надежность производителя, наличие дополнительных элементов фиксации. Перед подготовительными работами и непосредственно погрузкой следует ознакомиться с кодексом безопасной практики размещения и надежного крепления груза.
Выход груза за границы концевой балки не должен быть более 400 мм. С целью рационального использования вместительности и грузоподъемности вагонов перевозимые объекты короче 17,2 метров с одинаковым поперечным сечением, распределенной равномерно нагрузкой, перевозят на специальных платформах. С одной стороны торца груз может выпирать. Размещение и крепление грузов на открытом подвижном вагонном составе осуществляется для объектов, которые не подвержены влиянию атмосферных осадков и другим негативным условиям окружающей среды.
Стяжные ремни отлично сочетаются с резинками для качественного крепления груза. Несмотря на свою упругость, эти устройства показывают высокую прочность и универсальность, поэтому часто применяются для перевозки различных товаров. На каждом ремне должна быть бирка, где указана информация о характеристиках и изготовителе. Важными показателями являются максимальная допустимая рабочая нагрузка (LC), сила натяжки (SHF), показатель предварительного натяжения (STF), длина (L).
Принципы крепления
Согласно инструкции стяжных лент, пользователю доступны несколько методов закрепления груза. Каждый из них имеет ряд отличительных особенностей и нюансов, рассмотрим каждый из них более детально:
Последний способ является самым безопасным, но для его реализации необходимо запастись большим количеством ремней различной длины. К его недостаткам относится длительное время подготовительных мероприятий и выполнения разгрузочных работ. К тому же, автомобиль или контейнер должен иметь несколько элементов фиксации, непредусмотренных заводом-изготовителем. Кольцевой ремень для крепления груза показывает высокую эффективность при перевозке габаритных изделий.
При якорном методе фиксации следует использовать не меньше 4 стяжных ремней, при накидном – минимум 2 ленты. Если система предусматривает более 2 ремней, то они должны быть выполнены из одного материала, совпадать по габаритам и свойствам.
Определение требуемой ширины
При транспортировке груза стяжные ремни должны обладать необходимыми габаритами. Выбор ширины текстильных лент основывается на габаритах горизонтальной плоскости, ведь именно через неё направляется приспособление. Современный рынок предлагает варианты со стандартными показателями ширины, определяемой в миллиметрах. Они входят в диапазон от 25 мм до 100 мм. Последние самые крепкие, но иногда их использование нецелесообразно, они применяются при перевозках тяжелых и габаритных конструкций.
Применение широких лент должно быть обосновано, ведь их стоимость на порядок выше, чем у более простых аналогов, а процесс закрепления осложнен повышенной массой и недостаточной мобильностью ремня.
Внимание! Надежность закрепления системы зависит именно от толщины ремня. Для наиболее рационального выбора следует определить конструктивные особенности груза. К примеру, для перевозки габаритной конструкции потребуется ремень с минимальной толщиной 50-70 мм.
Подбор длины
Для высокой надежности рекомендуется выбирать один ремень, потому что система из нескольких лент уменьшает уровень фиксации. Риск обрыва увеличивается, если крепление состоит из большого количества соединительных точек. Длина ремня напрямую зависит от продолжительности периода охвата. При этом учитывается расстояние до такелажного кольца или же крюка. При выборе необходимо брать во внимание наличие системы корректировки натяжения.
Для стандартных грузов, которые используются при индивидуальной перевозке, подходят варианты на 3-6 метров, при транспортировке габаритных грузов используют модели на 50-200 метров, они обычно производятся под заказ. При выборе суммарной длины необходимо ориентироваться на несколько важных аспектов, главным из которых является промежуток между соседними ремнями. Для грузов плоского типа расстояние не должно превышать размер самой габаритной закрепляемой упаковки. Этот показатель уменьшается в два раза, если речь идет о круглых или запакованных в пленку объектах. Комбинированная фиксация обязует, чтобы верхний обхват осуществлялся по наиболее короткой поверхности. Ширина ленты может быть меньше свободного конца вдвое.
Выдерживаемое усилие
Максимальное напряжение зависит от технических характеристик каждой модели. Широкое распространение приобрели варианты с выдерживаемой нагрузкой до 10 т, но для габаритных объектов применяют системы с показателем до 20 т. Для изготовления последних ремней и элементов конструкции применяют прочные материалы и современные методы производства. При покупке кольцевой ленты стяжного типа необходимо учитывать запас прочности, коэффициент которого должен быть равен не менее 2.
Важным фактором являются условия перевозки. Частые повороты и заносы повышают сдвигающую силу относительно горизонтальной оси. Повышенная влажность провоцирует перемещение груза. От бывших в употреблении зажимов лучше отказаться, поскольку любая деформация механизма уменьшает силу фиксации практически в половину. Высокое качество крепления показывает комбинация колец, а также фиксирующих элементов – крюков.
Использование высококачественных моделей обеспечивает отличное закрепление груза во время транспортировки. Выбор любой системы основывается на особенностях перевозимых объектов (габаритах, форме, массе) и условий перевозки (наличие резких поворотов, плохое качество дорожного покрытия, влажность, вероятность заноса). Для создания надежной системы следует подготовить необходимые инструменты и материалы.
Фото стяжных ремней
На представленных фото можно увидеть самые распространенные варианты стяжных ремней и механизмов крепления. Они отличаются не только по внешнему виду, но и основными характеристиками, производителями, качеством материалов и т. д.
Стяжные ремни отличаются высоким показателем надежности и удобства, поэтому их часто используют в сфере грузоперевозок. Это отличное устройство для закрепления перевозимых объектов в вагонах и кузовах автомобилей. К их выбору нужно подойти максимально ответственно, поскольку от этого зависит качество, сила сцепления и длительность эксплуатации. Технология сцепления регламентируется кодексом грузоперевозок и различными нормативными актами, с которыми должен ознакомится грузоотправитель перед подготовкой и погрузкой груза.
Стяжные ремни для крепления груза. Безопасность транспортировки
Развитие большегрузного автотранспорта предъявляет особые требования к надёжности фиксации штучных и упакованных грузов: ведь на качество дорог в нашей стране не жалуется только ленивый. Поэтому любой товар отправляется в путь только после тщательного крепления в фургоне автомобиля. С этой целью применяются специальные стяжные ремни. В большинстве случаев они включают в себя храповый механизм, а потому иногда называются рэтчетами (от англ. ratchet – храповик).
Виды и конструкции стяжных ремней
Стяжные ремни для крепления груза выпускаются в двух разновидностях – в виде эластичных лент из полипропилена на застёжках типа «велькро» (которые позволяют создать крепление за счёт силы растяжения материала) и с механическим зажимом по периметру обхвата, который обеспечивается натяжным устройством. Сама лента при этом изготавливается из более жёсткого текстильного материала, малочувствительного к внешним условиям применения. Таким образом, второй способ, хотя конструктивно и более сложен, зато гарантирует постоянство усилия стягивания, которое не зависит от факторов, сопутствующих перевозке груза.
Стягивающие эластичные ленты бывают двух видов – стальные и текстильные. Они могут использоваться:
Кроме того, сцепляющая способность стяжных ремней с застёжками «велькро» весьма сильно меняется со временем их использования. Поэтому иногда в стальных застёжках устанавливают ещё и стяжную пружину. Впрочем, допускаемые усилия стягивания при этом возрастают ненамного.
Значительно более эффективными и универсальными являются стяжные ремни для крепления грузов, оснащённые храповыми механизмами. Такие устройства включают в себя:
Стяжной ремень с храповиком обычно имеет две части: более короткую, на которой, кроме крепёжного элемента, имеется ещё и фиксатор ремня относительно внутренней поверхности фуры или кузова автомобиля, и более длинную, на конце которой и монтируется храповой механизм.
Сам механизм состоит из следующих деталей:
Крепление храпового механизма производится либо заклёпками, либо скобами, которые снабжаются неразъёмными замками. Это жёсткое крепление, а регулировка длины стяжного ремня обеспечивается наличием подвижной петли на короткой части устройства.
Другие способы фиксации – пряжки, лебёдки – в современных схемах стяжных ремней не используются.
Эксплуатационные характеристики стяжных ремней с храповиками
Подбор типоразмера ремня производится в зависимости от следующих условий:
Чаще всего используются следующие варианты крепления:
Стяжные ремни для крепления грузов подбираются в следующей последовательности. Вначале устанавливается допустимая ширина одного ремня, которая не должна превышать ширину соответствующей горизонтальной площадки, через которую будет проходить стяжная лента. При выборе этой характеристики принимают во внимание, что стандартные размеры стяжных ремней по ширине необходимо выбирать из следующего ряда, мм: 25, 35, 50, 75, 100 (более широкие исполнения производятся обычно под заказ).
На следующем этапе выбирается количество и длина стяжных ремней. Эти характеристики зависят от максимального периметра обхвата груза, подлежащего транспортировке. Длина стяжного ремня должна учитывать также расстояние до крюка/кольца и возможность регулировки приспособления, чтобы храповый механизм надёжно фиксировал груз.
Суммарная длина ремня устанавливается из следующих соображений:
Стандартной считается длина ремня в диапазоне 3…6 метров, но такие исполнения хороши для владельцев индивидуального автотранспорта. При большегрузных перевозках тяжёлых и габаритных грузов оптимальнее приобретать стяжные ремни в бухтах, которые выпускаются с общей длиной 50…200 м.
Последним по последовательности (но самым важным по существу) считается выбор стяжного ремня по допускаемому усилию. Ограничивающим фактором здесь является текстильная лента, которая может не выдержать усилий, возникающих при транспортировке груза.
Стяжные ремни для крепления грузов производятся со следующими значениями наибольшего стягивающего усилия, кг: 1000; 2000; 3500; 5000; 7500; 10000. Учитывая фактор безопасности, минимально допустимый коэффициент запаса прочности по усилию не может быть менее 2 (для б/у ремней это значение возрастает). Выбирая типоразмер ремня по его максимальной нагрузке, учитывают следующее:
Производители и стоимость стяжных ремней
Цена рассматриваемых устройств зависит от ширины ленты, её материала, а также конструкции рэтчета. Наибольшей эксплуатационной надёжностью обладает храповой механизм в стяжных ремнях HFS от немецкой компании SpanSet (либо устройства, производимые по лицензии этой компании). Храповики в ремнях HFS имеют дополнительную опцию контроля от возможного ослабления, что повышает безопасность транспортирования грузов.
Все детали храповика должны иметь антикоррозионное покрытие, и быть изготовлены из качественной стали (не из дюралюминия!). Коррозионно-стойкими должны быть также и фиксирующие элементы – крюки и петли.
В сертификате на материал стяжной ленты должны приводиться результаты испытания на стойкость от поверхностного воздействия влаги и технологических масел.
Стяжные ремни для крепления грузов после использования должны тщательно очищаться от грязи и частиц материала, застрявших в зубьях храповика, этими несложными процедурами продлевается долговечность изделий.
Диапазон цен на стяжные ремни отечественного производства – от 50 до 200 руб за пог. м. для ремней с малой нагрузочной способностью и минимальной шириной, от 250 до 500 руб за пог. м. – для ремней с наибольшей шириной и допускаемым усилием натяжения (при этом надёжность храпового механизма от цены не зависит). Импортную продукцию можно приобрести по цене от 700 до 1000 руб за пог. м.