обюссонский ковер что это
Новое в блогах
ОБЮССОНОВСКИЕ КОВРЫ
В старинных любовных романах можно встретить упоминание о роскошном обюссоновском ковре, который украшал пол в будуаре. Или в каком-то другом месте. Но, почти всегда, если ковер обюссоновский, то он – роскошный.
Ковер упоминается как символ утонченности, богатства и даже роскоши. Так, что это за зверь – обюссоновский ковер?
В средние века в Европе ковры были обязательной частью интерьера королевских покоев и храмов. Коврами завешивали стены в парадных покоях, ими застилали спальни. А в церквях ковры стели перед алтарем.
Если в Турции никто не смел наступить на тень султана, то во Франции страшным преступлением и оскорблением считалось наступить на королевский ковер без разрешения монарха. Достоверно известно, что когда юный Людовик XIII принимал посла из Турции, то больше всего его беспокоил ковер. Молодой владыка Франции очень зорко следил за тем, чтобы никто не наступил на его ковер.
Первые европейские ковры появились во Франции в 1608 году. Случилось это после того, как известный иллюстратор церковных священных книг Пьер Дюпон открыл мануфактуру по производству ковров и гобеленов. Прошло целых 15 лет и Дюпон уведомил свет о том, что он полностью изучил и освоил восточные технологии производства ковров из шелка и шерсти. Ковры, созданные в этой мастерской называли «ковры Савонери». Много столетий эта торговая марка пользовалась огромным спросом.
И первым заказчиком новой мануфактуры стал король. Для августейшей особы ручным способом (а тогда другого и не было) изготовили 92 ковра. Ковры поставлялись в королевские Лувр и Тюильри, а несколько позднее и в Версаль.
До того момента, пока не пала династия Бурбонов, мануфактура производила ковры, почти исключительно, для королевского дома. Аристократы, подражая королю, старались украсить коврами свои городские и загородные дома.
После религиозных войн, которые привели в упадок экономику Франции, король Генрих IV принял решения развивать в стране новые ремесла.
В те времена появилось всемирно известное производство гобеленов в Париже (и появилось само слово – гобелен).
Важным центов ковроткачества стал и город Обюссон. В этом, расположенном в 320 километрах от Парижа, городке уже много лет ткали гобелены. В 1743 году власти решили создать ковровую мануфактуру. В 1746 году два купца из Парижа получили право на исключительное право производства ковров в Обюссоне. И стой поры всё производство находилось под контролем государства.
Обюссоновский ковер, в те времена, считался символом богатства. А поскольку богатство было в руках аристократии, то ковер стал и символом власти.
В Обюссоне производили ковры как ручной работы (меньшая часть), так и ковры выполненные в технике гладкого плетения.
Обюссоновский ковер стоил несколько меньше, чем продукция фабрики Гобеленов. Но, меньше, не значит дешево. Ковры из Обюссона были тоньше и узор был не такой сложный, как у конкурентов. А в 1839 году ковер из произведения искусства превратился в товар массового производства – появились жаккардовые машины. Ковры ручной работы просто взлетели в цене. Их начали коллекционировать. Рост цены спровоцировал организацию мануфактур, которые начали выпускать ковры «под старину». «Новодел» искусно старили. Но, коллекционеры быстро научились отличать подделки. И тогда в Европе появились «старинные восточные ковры», которые штамповали в предместьях Парижа в огромных количествах. А старые ковры стали ценится ещё дороже. Известен такой факт: на аукционе «Кристи» за 2,5 миллиона долларов был продан старый персидский ковер, изготовленный в 16 веке. Европейские ковры 17 века существенно дешевле. Например, английский шелковые ковер начала 17 века был продан «всего» за 680 000 долларов. Мне не удалось найти качественные изображения ковров Савонери. А вот на обюссонские ковры вы можете полюбоваться. Это не «новодел». С ручательством.
Обюссонский ковер что это
В старинных любовных романах можно встретить упоминание о роскошном обюссоновском ковре, который украшал пол в будуаре. Или в каком-то другом месте. Но, почти всегда, если ковер обюссоновский, то он – роскошный.
Ковер упоминается как символ утонченности, богатства и даже роскоши. Так, что это за зверь – обюссоновский ковер?
В средние века в Европе ковры были обязательной частью интерьера королевских покоев и храмов. Коврами завешивали стены в парадных покоях, ими застилали спальни. А в церквях ковры стели перед алтарем.
Если в Турции никто не смел наступить на тень султана, то во Франции страшным преступлением и оскорблением считалось наступить на королевский ковер без разрешения монарха. Достоверно известно, что когда юный Людовик XIII принимал посла из Турции, то больше всего его беспокоил ковер. Молодой владыка Франции очень зорко следил за тем, чтобы никто не наступил на его ковер.
Первые европейские ковры появились во Франции в 1608 году. Случилось это после того, как известный иллюстратор церковных священных книг Пьер Дюпон открыл мануфактуру по производству ковров и гобеленов. Прошло целых 15 лет и Дюпон уведомил свет о том, что он полностью изучил и освоил восточные технологии производства ковров из шелка и шерсти. Ковры, созданные в этой мастерской называли «ковры Савонери». Много столетий эта торговая марка пользовалась огромным спросом.
И первым заказчиком новой мануфактуры стал король. Для августейшей особы ручным способом (а тогда другого и не было) изготовили 92 ковра. Ковры поставлялись в королевские Лувр и Тюильри, а несколько позднее и в Версаль.
До того момента, пока не пала династия Бурбонов, мануфактура производила ковры, почти исключительно, для королевского дома. Аристократы, подражая королю, старались украсить коврами свои городские и загородные дома.
После религиозных войн, которые привели в упадок экономику Франции, король Генрих IV принял решения развивать в стране новые ремесла.
В те времена появилось всемирно известное производство гобеленов в Париже (и появилось само слово – гобелен).
Важным центов ковроткачества стал и город Обюссон. В этом, расположенном в 320 километрах от Парижа, городке уже много лет ткали гобелены. В 1743 году власти решили создать ковровую мануфактуру. В 1746 году два купца из Парижа получили право на исключительное право производства ковров в Обюссоне. И стой поры всё производство находилось под контролем государства.
Обюссоновский ковер, в те времена, считался символом богатства. А поскольку богатство было в руках аристократии, то ковер стал и символом власти.
В Обюссоне производили ковры как ручной работы (меньшая часть), так и ковры выполненные в технике гладкого плетения.
Обюссоновский ковер стоил несколько меньше, чем продукция фабрики Гобеленов. Но, меньше, не значит дешево. Ковры из Обюссона были тоньше и узор был не такой сложный, как у конкурентов. А в 1839 году ковер из произведения искусства превратился в товар массового производства – появились жаккардовые машины. Ковры ручной работы просто взлетели в цене. Их начали коллекционировать. Рост цены спровоцировал организацию мануфактур, которые начали выпускать ковры «под старину». «Новодел» искусно старили. Но, коллекционеры быстро научились отличать подделки. И тогда в Европе появились «старинные восточные ковры», которые штамповали в предместьях Парижа в огромных количествах. А старые ковры стали ценится ещё дороже. Известен такой факт: на аукционе «Кристи» за 2,5 миллиона долларов был продан старый персидский ковер, изготовленный в 16 веке. Европейские ковры 17 века существенно дешевле. Например, английский шелковые ковер начала 17 века был продан «всего» за 680 000 долларов. Мне не удалось найти качественные изображения ковров Савонери. А вот на обюссонские ковры вы можете полюбоваться. Это не «новодел». С ручательством.
Обюссоновские ковры, подушки, мебель. Aubusson Tapestry
Мы часто сталкиваемся в книгах с фразами типа:» на полу лежал роскошный обюссоновский ковер». и похожими. Обюссоновский ковер был символом роскоши и богатства, особенно до изобретения машинного массового ткачества.
Обюссон- название ковроткацкой мануфактуры во французском городе Обюссон, получившей в 1665 году статус королевской. Эти ковры стоили меньше, чем те, что производились на фабрике Гобеленов в Париже. Продукция этой мануфактуры использовалась для изготовления тонких ковров и мебельной обивки.
Картон- по нему ткался ковер.
В средневековой Европе ковер представлял собой неотъемлемую принадлежность церкви и короля. В соборах коврами завешивали стены, их стелили перед алтарем. При Бурбонах никто не смел ступить на ковер без разрешения короля, и Людовик XIII, семилетним принце принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступал на ковер. О королевском величии свидетельствовали и затканные в ковер символы власти.
18th Century Aubusson Tapestry
XVIII Aubusson tapestry
French Aubusson Tapestry Panel ( 348 ) ( France c. 1850 )
Королевские ковровые мануфактуры во Франции.
————
Даже слово «гобелен» произошло от названия французской мануфактуры Гобеленов, которая делала не только ковры, но и мебель, мозаику.
Ещё одним центром ковроткачества во Франции был Обюссон, город в 320 км к югу от Парижа. В этом районе в течении веков ткали гобелены, и в 1743 году власти решили создать в городе ковровую мануфактуру. Три года спустя исключительное право на производство ковров в Обюссоне получили два парижских купца, и с тех пор различные частные мастерские в городе находились под контролем властей. Некоторые обюссонские ковры были ручной работы, но значительная их часть ткалась в технике гладкого переплетения. По сравнению с коврами мануфактуры Савонери узор обюссонских ковров был менее броским, но достаточно сложным.
Вознагражденный пастушок
Франция. Обюссон. 1880-1900
Прелести сельской жизни
Франция. Обюссон 1880-1900
Разорители гнезд
Серия «Пасторальные сцены»
Шерсть, шелк; шпалера. 240х204 см
Филиал мануфактуры Бракенье (Бельгия)
Франция. Обюссон. 1880-1900
Французские ковры: ковры мануфактур Савонери и Обюссон
История французских ковров простирается на три столетия и начинается с правления Генриха IV Великого. Еще в 1536 Франция установила дипломатические и торговые отношения с Османской империей, и французы стали падкими на восточный стиль, а именно на мебель и ковры. Это и стало толчком для создания известных на весь мир марок французских ковров.
История и особенности дизайна ковра Савонери
Генрих Великий понимал, что каждый восточный ковер обходился казне очень дорого, поэтому обязал Пьера Дюпона и ткача Симона Лурда заняться производством ворсовых ковров в мастерской Лувра, исключительно для королевского двора.
Дело расширялось и в 1627 Луи XIII, сын Генрих Великого, распорядился открыть новую фабрику в помещении мыловаренной мануфактуры. Ковры, которые ткали здесь стали называться Савонери (от франц. Savon – мыло, Savonnerie – мыловарня). Хотя первоначально дизайн этих ковров подрожал дизайну классических восточных ковров, очень быстро возник новый французский стиль, в котором переплелись такие элементы из стилей барокко, рококо, неоклассики, как: гербовые и цветочные медальоны, барочные и пышные цветочные орнаменты. Они намного больше подходили убранствам французских дворцов Лувру, Тюильри и позднее Версалю.
Ткали французские ковры Савонери из шерсти с вкраплениями шелка, используя симметричный узел, при этом средняя плотность ковра составляла приблизительно 140 тыс. узлов на метр квадратный. Одному мастеру приходилось работать целый год, чтобы сплести приблизительно 3 кв. м. ковра с более простым рисунком, намного больше времени уходило на сложные узоры.
Первые дизайны ковров Савонери во Франции были разработаны под руководством Симона Лурде. Они обильно украшены цветами, часто в вазах и корзинах, на темно синем или коричневом фоне с четкими темными бордюром (тонкой рамкой, которая обрамляет весь ковёр).
Самыми известными коврами Савонери являются ковры из серии, сделанной для Большой Галереи и Аполлоновой галереи в Лувре с 1665 по 1685. Эти 105 шедевров, сделанные под руководством Шарля Лебрёна (руководителя Королевской академии живописи и скульптуры и Мануфактуры Гобеленов), так и не были установлены на предполагаемые места, поскольку Луи XIV переехал со своим двором в Версаль. Их дизайн совмещает в себе листья аканта, архитектурные обрамления, мифологические сценки с регалиями королевской власти Луи XIV.
В 1683 году был издан указан о запрете импорта восточных ковров, что послужило хорошим толчком для развития не только мастерской Савонери, но и нескольким независимым французским производителям ковров. В 18 столетии были предприняты попытки обновить устарелый дизайн. С 1715 по 1750 орнаменты разрабатывал придворный дизайнер Пьер-Жосс Перро, он внедрил элементы рококо, осветлил фон, добавил цветочные гирлянды, центральные розетки, изображение ракушек. Самой знаменитой его работой является ковер в тронном зале Версаля.
Под патронатом Наполеона в 1805 году было заказано производство ковров Савонери в стиле ампир, дизайн разработали Персье и Фонтен, но это не помогло компании, упадок которой начался после Французской революции. В 1826 году мануфактура переехала обратно в Лувр и была объединена с мануфактурой Гобеленов.
Роскошные французские ковры Обюссон
Вдохновленные дизайном ковров Перро в стиле рококо независимые ткачи шпалерных мануфактур в Обюссоне и Бове тоже начали заниматься изготовлением ковров. Хотя они также плели узелковые ковры, большей популярностью пользовались коврики, выполненные в технике гладкого плетения.
Первые станки в Обюссоне появились еще в 13 столетии с фламандскими переселенцами, но безумно популярны ковры, произведенные в Обюссоне, стали лишь в начале 19 столетия. В те времена только король Франции мог иметь (очень редко продавать или дарить) ковер Савонери, за производством которого следили придворные художники и ткачи. Ковры из Обюссона, копируя дизайн ковров Савонери, стали доступными для каждого, кто мог его себе позволить, то есть высший класс и аристократия всей западной Европы, они стоили меньше чем продукция мануфактуры Гобеленов в Париже.
В дизайне ковров использовалась нейтральная пастельная палитра, доминирующими оттенками фона были кремовый, цвет слоновой кости или светло коричневый. Из античности использовали изображение лозы и свитков, большая часть поля была чистая, изображения располагались в центре (своеобразный медальон) и по краям (бордюр). Ковры плелись с натурилистичскими цветочными узорами, гербами, геральдическими элементами и фресками, которые можно было увидеть на потолке помещения, в которое предназначался ковер. Обюссонские ковры очень тонкие и имеют простой дизайн.
Оригинальным обюссонским ковром может считаться только тот, который был произведен до 1870 г., так как в этом году прекратилось производство ковров в мануфактуре Обюссон.
Французские ковры на протяжении 17 и 18 столетий были самыми популярными коврами в Европе и оказали большое влияние на Испанских производителей ковров 18 и 19 столетий.
В 20 столетии дизайн ковров оставил позади цветочные элементы стиля рококо в пользу абстрактных ковров, вдохновленных работами французских кубистов и Василия Кандинского. Французское ковроделие продолжило развиваться и в 20 столетии, отражая влияние стилей модерн и баухауз, арт деко. Пионер модерна Ле Корбюзье популяризировал минималистические берберские ковры из Северной Африки.
Сейчас все еще можно стать обладателем французского ковра с классическими дизайнами Савонери или Обюссон, так как их продолжают копировать производители ковров из Китая, Индии и Пакистана.
Мануфактура Обюссон
История французской мануфактуры берет начало со времени правления Людовика ⅩⅠⅤ де Бурбона. После возобновления «королем-солнце» дипломатических и торговых взаимоотношений с Османским халифатом восточные ковры и изысканные шпалеры стали непременным атрибутом интерьера дворцовых покоев. Текстильный символ роскоши обходился государственной казне очень недешево, что способствовало принятию решения о создании собственных мастерских.
Двор французских монархов снабжала утонченными предметами меблировки, ткаными коврами и безворсовыми шпалерами парижская мануфактура Гобеленов и мастерская Бове. В 1664 году в ведении министра финансов Жана-Батиста Кольбера перешла мануфактура Савоннери. В следующем, 1665 году, в результате слияния ткацких цехов коммуны Обюссон, расположенной в регионе Лимузен, и мастерских соседнего поселения Феллетен была образована Королевская шпалерная мануфактура.
Упоминания о декоративном текстильном искусстве Обюссона относятся к ⅩⅢ веку. Становление ковроткачества в тех местах неразрывно связано с периодом переселения в регион Лимузен выходцев из северных районов Бельгии — потомственных фламандских ткачей. Спустя 4 столетия сравнительно более доступные «копии» эксклюзивных королевских ковров производства мастеров Обюссона появились в имениях придворных монаршего двора и богатых представителей французской аристократии.
Для ранних гобеленов характерны восточные узоры и сюжетные композиции, насыщенные красками. С течением времени в палитре возымела верх благородная пастель. Доминирующими оттенками фона безворсовых ковров стали кремовый, светло-коричневый и слоновая кость. С помощью плетения вручную создавались натуралистичные цветочные ансамбли и изображения геральдических символов. По центру располагался своеобразный медальон, по краям — бордюр со сплошным орнаментом.
Французские безворсовые ковры ткали из шерстяной и шелковой пряжи. Безусловное признание на территории Европы продукция Обюссона получила благодаря особой технике гладкого плетения. Плотность изделий достигала 140 тыс. симметричных узлов на 1 м 2 и более. Мастерам приходилось работать на протяжении целого года, чтобы сплести 3 м 2 стенного гобелена с относительно простым рисунком. На сложные, замысловатые узоры уходило гораздо больше времени.
На рубеже ⅩⅤⅡ и ⅩⅤⅢ веков сформировался новый стиль ковроткачества, включающий жанровые элементы доминирующих в искусстве того периода барокко и рококо. В цехах мануфактуры создавали шпалеры с цветочными орнаментами или сюжетными композициями по произведениям выдающихся художников — Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Жилло, Никола Ланкре и Жана-Батиста Удри. Популярными были изображения пасторальных и романтических сцен, сюжетов древнеримской мифологии.
В мастерских Обюссена работали протестанты-гугеноты. После отмены Людовиком ⅩⅠⅤ 17 октября 1685 года Нантского эдикта большинство ткачей мануфактуры были вынуждены покинуть территорию Франции. Техника декоративного плетения со временем упрощалась. Серединой ⅩⅤⅢ века датируется налаживание производства штофа и напольных ковров. Обивочные ткани для предметов меблировки и стен того периода отличались незамысловатыми узорами из узких полос гирлянд и мелких цветочных розеток.
Оригинальным текстилем Обюссона считаются гобелены, изготовленные исключительно до остановки производства в 1870 года. Новый этап истории шпалер французской мануфактуры приходится на 1939 год и связан с появлением на фабрике художника-реформатора Жана-Мари Огюста Люрсы. Новаторская продукция, более известная как «новая таписерия», изобилует яркими красками и абстрактными формами живописи в сочетании с символами времен Средневековья и традиционными флоральными мотивами.
Галерея «BersoAntik» предлагает вниманию ценителей уникального декоративного текстиля антикварные гобелены ⅩⅤⅡ-ⅩⅠⅩ веков. У нас вы сможете приобрести изысканные произведения мастеров Обюссона для собственной коллекции или в качестве изысканного подарка. Все французские шпалеры, представленные в салоне «BersoAntik», оригинальны! С удовольствием поможем вам сделать выбор из нашего каталога или найдем желаемый экземпляр в индивидуальном порядке.