обучение цифровой трансформации для чего
Семь задач цифровизации российского образования
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
Digital Transformation: Начало
Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим с вами о цифровой трансформации (digital transformation), том самом buzzword, про который все говорят, но никто не знает как это делать. Это первая статья из цикла, в которой будет больше теории. Под катом вы узнаете о том, чем трансформация отличается от автоматизации на примере бизнеса бабушки, найдёте топ-10 кейсов от Microsoft, а также расскажем немного о новой программе Tech Acceleration.
Цикл статей «Digital Transformation»
Серия интервью с Дмитрием Завалишиным на канале DZ Online:
Цифровая трансформация на примере бизнеса бабушки
Для простоты понимания, будем проводить аналогию с бизнесом бабушки, которая вяжет носки. Представим, что её зовут Лидия Петровна, ей 73 года, она из России и вяжет по 1 паре шерстяных носков в неделю, а потом продаёт их на рынке, недалеко от дома.
У Лидии Петровны есть замечательный внук, Василий. Он переживает, что у бабушки слишком много работы, она устаёт, да и с 4 пар носков в месяц не сильно много заработаешь. Поэтому он предлагает сделать оцифровку дизайна бабушкиных носков, купить робота «Супер Вязальщик 2000», который может вязать по 100 пар шерстяных носков в неделю. Да и зачем ходить на рынок, когда можно создать сайт, через который можно продавать носки. Бабушке нужно будет всего лишь контролировать процесс производства и наполнять сайт новыми товарами.
Автоматизация — процессы, которые ранее требовали вовлечения «ручного» труда, по-разному автоматизировались, в зависимости от вида и типа процесса.
Шло время, бабушкин вязальный бизнес рос и процветал. С наступлением весны Лидия Петровна поняла, что ей нужно искать новые рынки сбыта, договорилась с горнолыжными курортами по всему миру и добавила в ассортимент более тонкие носки специально для австралийских покупателей. Нововведения Василия очень облегчили её работу и она стала зарабатывать значительно больше. Лидия Петровная стала выглядеть моложе и подумывала перебраться на ближайшую зиму в тёплую страну.
Но, как всегда бывает, не все были рады её успеху. Соседка по площадке, Мария Ивановна, смекнула, что дела у нашей бабушки идут в гору, и попросила внука купить ей такого же робота и оцифровать её идеи носков. В то же время, бабушка Фернанда из Бразилии, уже демпинговала цены на носки Лидии Петровны в некоторых горнолыжных курортах. А на форумах говорили о таинственной бабушке Атаро из Порт-Элизабет, которая собиралась предложить инновационный дизайн.
Казалось бы, бабушкин бизнес начал сдавать позиции буквально на глазах. Но, Василий не стал унывать и предложил поменять модель бизнеса: создать глобальный ресурс с доставкой дронами, в который бабушки со всего мира могли бы загружать свои дизайны носков и продавать их во всех уголках планеты. Лидия Петровна не была уверена, что кто-то согласится на это. Но Василий объяснил, что благодаря сбору данных и использованию алгоритмов машинного обучения, другие бабушки смогут получать более точную аналитику, а значит с помощью data-driven подхода будут совершенствовать свои модели носков. И, конечно, вполне очевидно, что это позволит им продавать носки в гораздо больших объёмах. Не говоря о том, что их перестанут волновать вопросы логистики, закупки шерсти и покупки новой модели «Супер Вязальщик X».
Так возник ресурс super-knit-socks.lp, который стал самым крупным в мире сервисом по продаже носков.
Цифровая трансформация — изменение бизнес-процесса с помощью современных цифровых технологий, data-driven походов, происходящее под воздействием конкуренции.
Конечно, в реальном мире переход от автоматизации к трансформации проходит значительно сложнее и включает в себя намного больше деталей, но тем не менее, надеемся, что общую суть процесса вы поняли. Идём дальше.
10 кейсов цифровой трансформации от Microsoft
Кажется, мы ещё ни разу не рассказывали на Хабре, про миссию Microsoft: To empower every person and every organization on the planet to achieve more (помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего).
Звучит грандиозно и мы действительно пропитаны этой идеей. Можно сказать, что она входит в основу digital transformation и описывает стремление помочь самым разным компаниям трансформироваться с помощью последних технологий. Не будем останавливаться подробно на ценностях компании, так как при желании можно найти много материалов по этой теме. Например, месяц назад вышло замечательное интервью на Forbes с Сатьей Наделлой, в котором он рассказывает о трёх технологиях, которые изменят мир и немного о том, как поменялась корпорация за несколько лет (к слову, это всё абсолютная правда).
Значительно интереснее будет рассказать о кейсах, про которые вы могли уже слышать:
1. ELSE.shoes
Решение, позволившее модным брендам открывать виртуальные 3D-бутики кастомизированной обуви. Уникальность проекта заключается в том, что покупатели могут самостоятельно создать для себя идеальную пару с учётом своих потребностей: вкуса, особенностей стопы и других предпочтений. Подробнее о решении компании ELSE Corp и его реализации с помощью технологий Azure можно прочесть здесь и здесь.
2. Microsoft Course IQ
В этом проекте, созданном со всемирно известным дизайнером полей для гольфа, Гилбертом Хансом, Microsoft показывает новый взгляд на работу с данными в спортивной индустрии. Информация собирается из разных источников источников (начиная от анализа ландшафта и скорости ветра, и заканчивая данными о погоде в разные времена года), в том числе, с помощью дронов и аэрофотосъёмки, и обрабатываются с помощью инструментов машинного обучения Azure (для более чем 13 тыс. полей для гольфа). Это позволяет дизайнерам эффективно оценить выбранный ландшафт для будущих полей, а гольфистам оценить лучшие позиции для игры на уже существующих полях. К слову сказать, этот проект стал бронзовым призёром фестиваля Каннские львы 2017. Подробнее про него можно узнать в статье WSJ.
3. Lowe
Если вы смотрите трансляции ключевых конференций Microsoft, наверняка в вашей памяти должна была остаться демонстрация Сатьи Наделлы на ключевом докладе Ignite, который проходил год назад. На ней мы увидели, как с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens можно создавать кастомный дизайн для своей кухни. Пилотный проект был запущен в двух магазинах: находясь в демонстрационном зале, клиенты могут содбирать собственный дизайн кухни из всех доступных товаров в магазинах Lowe, с помощью простых жестов. Больше подробностей можно почитать здесь.
4. MCSC (Общество по поиску пропавших детей Канады)
Не все проекты, которые можно отнести к цифровой трансформации, являются коммерческими. В прошлом году мы вам уже рассказывали про некоммерческий проект, в котором с помощью Xamarin и Azure, было создано решение для быстрого сбора информации о пропавшем ребёнке, и автоматической отправки данных в правоохранительные органы. Подробнее можно прочитать здесь.
5. HeedBook
Этот сервис анализирует качество обслуживания и удовлетворённость клиента в режиме реального времени с помощью нейронной сети в области машинного зрения и распознавания речи, используя только информацию с веб-камеры сотрудника фронт-линии. Он создан на основе Microsoft Cognitive Services и уже сейчас работает в подмосковных МФЦ и на Почте России. Также, интересная техническая деталь, ребята ушли от монолитной архитектуры и сейчас их система построена на микросервисах. Подробнее про это можно почитать здесь.
6. Schneider Electric
Отличный пример трансформации агро-бизнеса, в рамках которого с помощью IoT была разработана платформа, позволяющая экономить воду и электроэнергию. Но это ещё не всё, SE разработали сервис на базе облачных технологий Azure, который объединяет в себе управление датчиками, системы сбора и анализа данных, а также цифровые интерфейсы. В него встроена система мониторинга, которая помогает оптимизировать работу солнечных электростанций и другая система мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает температуру в отдельных помещениях работу систем подачи электроэнергии. Больше про это решение можно узнать здесь.
7. ДодоПицца
Это международная сеть пиццерий, главным продуктом которой является… франшиза, с ядром в виде собственной информационной системы Dodo IS на базе облачных технологий Azure. Она реализована в виде веб-сайта. Партнеры-франчайзи работают с ней как с SaaS-сервисом. В 2015 году их выручка превысила 1 миллиард рублей. Больше технических подробностей вы можете найти в нашей статье на Хабре.
8. Трансформация музейного пространства
Помимо недавнего кейса с Ford о демонстрации автомобиля в музее с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens, будет интересно прочитать про несколько совместных кейсов с музеями в Сиэтле, Нью-Йорке и Лондоне. В них вы увидите примеры, как с помощью оцифровки существующих произведений искусства и обработка данных с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, музеи получают новые способы взаимодействия с посетителями.
9. ICEBERG
Это система для анализа действий хоккеистов, работающая с уникальными алгоритмами на основе нейросетей и машинного обучения в режиме реального времени, с использованием аналитических сервисов Microsoft Azure. Она помогает оптимизировать расходования бюджета, повышать эффективность тренировок и вероятность победы команды в каждой отдельной игре и в чемпионате. Подробнее про этот проект можно почитать здесь.
10. Music x Technology
Цифровая трансформация затрагивает различные сферы нашей жизни, в том числе творческую индустрию. В Microsoft это происходит в рамках Music x Technology, программы коллаборации между музыкантами и техническими специалистами, в которой с помощью новых технологий создаются решения, позволяющее музыкантам по-новому общаться с аудиторией. В ней уже приняли участие M83, Phantogram, Childish Gambino, Broods, Grimes и другие. Подробнее про эти кейсы можно почитать здесь.
Next steps
Сегодня мы поделились с вами теорией. Этот материал станет основой для серии статей, в которых мы будем делиться своим опытом и техническими кейсами, чтобы вместе разобраться на примерах, как происходит цифровая трансформация в разных индустриях.
Ключевой акцент в этой серии будет на 5 приоритетных направлениях: ML и Big Data, IoT, AI и боты, контейнеры и микросервисы, а также Serverless.
Минутка рекламы. Если вы хотите попробовать новые технологии в своих проектах, но никак не доходят руки, оставляйте заявки в программе Tech Acceleration от Microsoft. Её основная особенность в том, что мы вместе с вами подберём необходимый стек, поможем реализовать пилот и в случае успешной реализации, потратим максимум усилий, чтобы весь рынок узнал о вас.
Спасибо Стасу Павлову и Косте Кичинскому за вдохновение и помощь. 🙂
P.S. И, конечно, Quantum Quintum, за иллюстрацию к этой статье.
В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.
Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.
Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.
С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.
В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:
С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.
19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.
Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.
Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.
Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.
Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.
Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.
В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.
Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.
За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.
Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:
Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.
Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!
FAQ. 5 ключевых вопросов о цифровой трансформации
Цифровая трансформация — пожалуй, самая горячая тема 2020 года. Особенно — в России. Но как часто бывает с быстро набравшими популярность трендами, говорят о цифровой трансформации и тут, и там, но действительно понимают, что это такое, — лишь единицы.
Чтобы исправить ситуацию и помочь участникам рынка найти общий язык, эксперты TalentTech подготовили максимально ёмкий FAQ, который позволит быстро погрузиться в тему.
— Что такое цифровая трансформация?
Многие считают, что цифровая трансформация — это просто внедрение новых технологий в существующей организации. Но это опасное заблуждение, которое может привести к серьёзным проблемам в бизнесе. Одно лишь использование блокчейна, искусственного интеллекта или роботов не делает вашу компанию цифровой. Технологии — это часть мозаики. А её основной, связующий элемент — люди.
Цифровая трансформация — это переосмысление способов организации работы сотрудников для их эффективного взаимодействия с клиентами за счёт использования современных технологий и анализа данных.
Как видите, digital и data здесь — лишь инструменты преобразования, а не самоцель. Цель же любой трансформации проста — повысить эффективность работы организации: тратить меньше, зарабатывать больше и обходить конкурентов и самих себя прежних. Чтобы достичь этого, нужно делать ставку на развитие потенциала сотрудников. Именно они изо дня в день взаимодействуют и с купленным вами оборудованием, и с вашими клиентами.
— У меня всё и так работает. Зачем моей компании цифровая трансформация?
Справедливый вопрос. Чтобы ответить на него, предлагаем обратить внимание на ваших клиентов. С развитием технологий они становятся всё более и более требовательными. Многие процессы ускоряются в десятки раз, а некоторые и вовсе исчезают за своей ненадобностью. И это становится новой нормой, которой должен соответствовать бизнес. Вспомните, как раньше киноманы с замиранием сердца прогуливались за новой кассетой до точки проката. Теперь же соцсети мгновенно наполняются гневными комментариями, если долгожданная премьера сериала вдруг не загружается клик в клик.
Согласно прогнозам BCG, уже через пять лет обязательными атрибутами любой адекватной компании станут проектный подход к бизнесу и использование data-driven решений, машинного обучения и искусственного интеллекта, а также современных способов коммуникации и непрерывного трекинга эффективности. Даже если сейчас ваш бизнес на плаву, это не значит, что он не устареет в следующем году. Умение быстро меняться в условиях постоянной цифровизации — вот ключевое конкурентное преимущество, о котором стоит задуматься каждой компании. И чем быстрее вы включитесь в эту гонку, тем лучше. С каждым днём клиенты становятся всё требовательнее, а спрос на квалифицированных сотрудников и сейчас значительно превышает предложение. Согласно статистике нацпроекта «Цифровая экономика», сейчас лишь 27% трудоспособного населения России владеют digital-навыками. На всех работодателей их точно не хватит.
— Это всё касается только IT-сферы. Разве нет?
Это ещё одно опасное заблуждение. Активная цифровизация затрагивает буквально все отрасли экономики и, по оценкам McKinsey, уже к 2025 году может увеличить ВВП России на треть — почти на 9 триллионов рублей.
Посудите сами. Мы больше не висим на линии, чтобы заказать такси, оставляем чаевые в кафе переводом на карту и даже подарки на День всех влюблённых выбираем в Instagram. Записаться к врачу можно через интернет, о новых распродажах вас оповестят SMS-кой, а успеваемостью ребёнка можно полюбоваться в электронном дневнике. В профессиональной сфере тоже так. Без устали переносить грузы массой в сотни килограмм на протяжении целой смены рабочим помогают экзоскелеты, посевы теперь удобряют с помощью дронов, а дома печатают на 3D-принтере. И HR-деятельность тоже меняется: уже сейчас скрининг кандидатов на вакансию за вас может провести искусственный интеллект Sever.AI, а для адаптации новичков придумали мобильное приложение TalentTech.Адаптация — с квестами и рейтингами.
Как видите, развитие технологий меняет не только IT, но и многие другие отрасли: промышленность, строительство, транспорт, банковское дело, ритейл, сельское хозяйство, сферу гостеприимства и даже медицину, образование и госуправление. Наверняка, это касается и вашей компании.
— Убедили. И что теперь? Как мне провести цифровую трансформацию?
Как мы уже упоминали раньше, основная цель любой трансформации — повысить эффективность работы организации. Но каждый меряет её по-разному, поэтому топ-команде нужно прийти к единому мнению по поводу дальнейшего развития бизнеса.
Сформулируйте с нуля или скорректируйте миссию, видение, стратегию и ценности компании, а также опишите новую культуру взаимодействия сотрудников друг с другом и с клиентами с учётом как рыночного, так и внутреннего контекста. Обязательно привлекайте к этой работе окружающих, например, с помощью пульс-опросов и оценки методом 360. В итоге у вас должно сложиться общее представление о том, к какой цели вы стремитесь, как её добиваетесь и какие границы при этом не пересекаете, так как это противоречит духу компании.
Теперь вы знаете, какой в идеале должна быть ваша компания. Следующий шаг — описать, какими в таком случае должны быть ваши сотрудники. Какие знания и навыки им понадобятся, чтобы эффективно работать с новыми технологиями и вовремя улавливать желания цифровых потребителей? Разделяют ли они ценности открытости новому, прозрачности бизнеса и кросс-функционального сотрудничества? И готовы ли в принципе к переменам?
Определите, какие компетенции понадобятся вашим сотрудникам, чтобы у вашей компании появились критически важные для её развития возможности и корпоративные ценности, соответствующие духу цифровой трансформации.
Следующий этап — непосредственно трансформация бизнеса. Чтобы осуществить переход из нынешнего состояния в желаемое, нужно выявить и устранить разрывы в организационных возможностях предприятия и компетенциях ваших сотрудников.
Учитывая, что речь идёт про цифровую трансформацию, ключевыми становятся именно digital-навыки. Базовая цифровая грамотность включает в себя основы кибербезопасности и защиты данных, навыки работы с информацией, статистикой и аналитикой, а также умение пользоваться современными таск-трекерами, мессенджерами и решениями, которые автоматизируют рутинные задачи.
Нанять новых сотрудников с нужным набором компетенций не выйдет. Речь идёт о сотнях тысяч digital-специалистов, которые и так сейчас в дефиците. В какой-то степени решить проблему кадрового голода можно, прибегая к гибкой занятости. Аналитики крупнейшей в России фриланс-биржи FL.ru уже отмечают резкий рост спроса на услуги фрилансеров с цифровыми навыками. Самыми востребованными на начало 2020 года оказались разработчики сайтов, аниматоры и дизайнеры, e-mail-маркетологи и таргетологи.
Но и гибкая занятость — не панацея. Чтобы преуспеть в цифровом мире, нужно наладить процесс постоянного развития уже имеющихся сотрудников. Это значит, что нужно оперативно определять разрывы в компетенциях и подтягивать работников до нужного уровня. Специалисты TalentTech уже работают над комплексным решением для повышения цифровой грамотности населения. Эта разработка позволяет оперативно определять степень владения digital-навыками и автоматически выстраивать персональный трек развития сотрудников для устранения выявленных пробелов. Вы тоже можете протестировать это решение.