обучение по договору в вузах что это

Обучение по договору в вузах что это

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2023 в ч. 10 ст. 54 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

Источник

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О договоре об оказании платных образовательных услуг

О договоре об оказании платных образовательных услуг

В разгаре сдача Единого государственного экзамена, выпускники школ с волнением планируют свою дальнейшую жизнь. Некоторым из них при выборе учебного заведения придется заключать договор об оказании платных образовательных услуг.

Какие подводные камни могут подстерегать при заключении подобных договоров и на что обратить внимание, разъясняют в данной статье специалисты Управления.

Договор об оказании платных образовательных услуг (договор об образовании)заключается при приеме на обучение и представляет собой соглашение, по которому исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779ГК РФ,ст. 54Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,п. 2Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Закон об образовании, Правила соответственно).

Исполнителемпо данному договору может выступать организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 20 ст. 2,п. 2 ч. 1 ст. 54Закона об образовании).

Заказчикомможет являться физическое лицо, заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц (п. 2Правил).

Если образовательные услуги заказываются для иного лица (обучающегося), то оплату по договору должен произвести заказчик (ст. 781 ГК РФ).Между исполнителем, заказчиком и обучающимся может быть заключен трехсторонний договороб оказании платных образовательных услуг.

Существенными условиямидоговораоб оказанииплатных образовательных услуг являются следующие:

1) предмет договора (п. 1 ст. 432,ст. 779ГК РФ). Для его согласования необходимо указать вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);

2) срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);

3) форма обучения (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);

4) полная стоимость и порядок оплаты услуг (ч. 3 ст. 54Закона об образовании).

Согласноп. 12Правил, договороб оказанииплатных образовательных услуг наряду с этими сведениями должен содержать:

— место нахождения или место жительства исполнителя;

— наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

— место нахождения или место жительства заказчика;

— фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

— фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг обучающемуся, который не является заказчиком по договору);

— права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

— сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

— вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

— порядок изменения и расторжения договора;

— другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права поступающих и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными в законодательстве РФ об образовании. Если такие условия все же включены в договор, они не подлежат применению (ч. 6 ст. 54Закона об образовании).

Согласноч. 4 ст. 54Закона об образовании сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

Будьте внимательны при заключении договора!

Источник

Заключаем договор на платное обучение

Учреждения могут оказывать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги. Такое право им предоставлено пунктом 4 статьи 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Договор на платное обучение, который заключают вузы, представляет собой самостоятельный тип договора возмездного оказания услуг. Правоотношения в этом случае регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Примерная форма такого договора утверждена приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177. Обычно учебные заведения берут ее за основу, чтобы разработать свой собственный вариант.

Без ряда существенных условий договор считается незаключенным.

Это предмет договора, срок обучения, размер платы и порядок расчетов, ступени и формы получения образования, вид документа об образовании, условия расторжения договора, ответственность сторон.

В договоре необходимо четко прописать то, какие услуги будут оказываться учащемуся. Обратите внимание: перечень платных образовательных услуг, а также порядок их предоставления должен быть предусмотрен в уставе (положении) образовательного учреждения. Это следует из пункта 3 Правил оказания платных образовательных услуг, который утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505.

При этом перечень платных услуг ограничен, формируется с учетом пункта 4 Правил. Так, к платным образовательным услугам относятся:
— обучение по дополнительным образовательным программам;
— преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
— репетиторство;
— занятия по углубленному изучению предметов.

За плату вузы могут реализовывать и другие образовательные услуги. При условии, что они не приводят:
— к снижению установленной наполняемости классов;
— к делению классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ.

Также нельзя за плату проводить факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.

Сторонами договора на платное обучение выступают вуз и физическое лицо (потребитель образовательной услуги). Если студент не достиг совершеннолетия, то подписать с ним договор можно при условии письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Это следует из статьи 26 Гражданского кодекса РФ.

В случае если студент имеет заработок или иной доход и может сам оплачивать обучение, то для заключения договора согласия его представителей не требуется. Правда во избежание проблем рекомендуется даже в этом случае заручиться согласием родителей. Либо иметь документ, который подтверждает, что у студента достаточно доходов для оплаты обучения.

Также несовершеннолетний может заключать договор без согласия родителей, если он признан полностью дееспособным в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ.

Но обычно на практике договор на обучение вуз заключает с родителями в пользу третьего лица, то есть студента (ст. 430 Гражданского кодекса РФ).

Такая форма наиболее оптимальна для того, чтобы беспрепятственно получить налоговый вычет по НДФЛ на обучение. Напомним, что такие вычеты полагаются родителям за обучение своих детей в возрасте до 24 лет (опекунам или попечителям, если возраст учащегося не превышает 18 лет). Размер вычета соответствует фактическим расходам на обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. При этом, по мнению чиновников, чтобы получить вычет, в договоре должен быть указан именно родитель (опекун, попечитель) ребенка (письма Минфина России от 15 ноября 2007 г. № 03-04-05-01/367, ФНС России от 31 августа 2006 г. № САЭ-6-04/876@, УФНС России по г. Москве от 17 декабря 2004 г. № 11-11н/81156).

Пунктом 17 Правил оказания платных образовательных услуг определено, что оплачивать услуги образования необходимо в порядке и сроки, указанные в договоре. При этом плата может быть внесена сразу целиком или авансом (можно предусмотреть график платежей). Это позволяет делать статья 37 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Устанавливать отдельную плату за пересдачу экзаменов, контрольных работ, итоговую аттестацию запрещено (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Также нельзя помимо платы за образование устанавливать единовременные суммы на содержание вуза. Это противоречит пункту 8 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

И еще одно. Нельзя устанавливать условие, по которому студент считается принятым в вуз только после поступления денег на расчетный счет учреждения. Это подтверждается арбитражной практикой (например, постановление ФАС Северо-Кавказкого округа от 26 ноября 2008 г. № Ф08-7124/2008).

Плата может быть внесена как в безналичном порядке, так и через кассу учреждения. Получать наличную оплату учреждению можно без применения контрольно-кассовой техники. Такая возможность предоставлена статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №6, июнь 2010 г.

Источник

Как работает целевое обучение?

Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?

Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.

Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.

Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:

Как победить выгорание

Договор о целевом обучении

Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.

Вот как это работает на примере из медицинской сферы:

В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.

Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.

Надо ли возвращать деньги за учебу

Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:

Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.

Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.

Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:

Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.

Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.

Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.

Что в итоге

Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.

Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.

Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Как в 2020 году поступить в вуз по целевому направлению?

обучение по договору в вузах что это. Смотреть фото обучение по договору в вузах что это. Смотреть картинку обучение по договору в вузах что это. Картинка про обучение по договору в вузах что это. Фото обучение по договору в вузах что это

Если вы не являетесь призером Всероссийских олимпиад, а набранных на ЕГЭ баллов не хватает для поступления на бюджет, это вовсе не значит, что путь к бесплатному обучению с дальнейшей перспективой трудоустройства закрыт. Абитуриентам, желающим получить высшее образование без финансовых вложений, следует рассмотреть возможность поступления в рамках целевого набора.

Шанс обучаться бесплатно, минуя общий конкурс, предоставляется как студентам колледжей и техникумов, так и слушателям программ высших учебных заведений. Для этого заинтересованным молодым людям придется самостоятельно найти организации, которые направят их на обучение и предоставят место в компании после получения диплома.

Суть целевого направления на обучение в вуз

Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.

При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.

Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:

Условия и специфика

Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:

Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.

обучение по договору в вузах что это. Смотреть фото обучение по договору в вузах что это. Смотреть картинку обучение по договору в вузах что это. Картинка про обучение по договору в вузах что это. Фото обучение по договору в вузах что это

Как получить целевое направление в 2020 году?

Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:

Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.

Доступные специальности в 2020 году:

Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:

Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.

Направление в медицинский вуз

Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.

Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.

Алгоритм действий в данном случае выглядит так:

Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.

Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.

Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!

обучение по договору в вузах что это. Смотреть фото обучение по договору в вузах что это. Смотреть картинку обучение по договору в вузах что это. Картинка про обучение по договору в вузах что это. Фото обучение по договору в вузах что это

Требования к абитуриентам

Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:

Молодым людям, участвующим во вступительной кампании в медицинский университет и претендующим на целевые места, пригодится участие в волонтерских программах (помощь пожилым людям, инвалидам), прохождение курсов первой помощи, опыт работы в качестве санитара.

Организации, выдающие направление, могут отправить в образовательное учреждение письмо с описанием достоинств заинтересованного в целевой квоте абитуриента. Там они рассказывают, почему именно этот абитуриент достоин льготного места и как он вскоре будет полезен обществу, государству и самому нанимателю.

Личное обращение руководителя предприятия к представителям университета значительно повышает шансы молодого человека на зачисление, поскольку участников программы выбирают не только по количеству набранных на ЕГЭ баллов, но и с учетом личных достижений, персональных качеств и потенциала.

Как заключить договор?

Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).

В обязательства заказчика входит предоставление:

Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.

На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.

В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:

Когда обращаться за получением направления?

Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.

Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.

“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.

Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.

Обязательность трудоустройства

Заключая договор, стороны (Заказчик и Гражданин) берут на себя определенные обязательства. Заказчик предоставляет абитуриенту поручительство, некоторые меры социальной поддержки и заранее оговоренную должность в компании. Гражданин же, в свою очередь, обязуется полностью освоить учебную программу и отработать на предприятии нанимателя срок, обозначенный в договоре (не меньше трех лет).

Таким образом, работодатель приобретает дипломированного сотрудника, а студент обеспечивает себе легкие условия поступления, льготное обучение, стипендию, а затем и рабочее место. Выпускник приступает к трудовой деятельности сразу же после получения диплома, минуя трудоемкий процесс поиска компании, которая согласится взять в штат молодого специалиста.

В договоре также предусмотрена ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Согласно пункту 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ, нарушение условий соглашения любой из сторон влечет наложение штрафа в размере средств, затраченных на обучение.

Если наниматель не выполнил обязательства по трудоустройству, он выплачивает государству стоимость образовательной программы с учетом корректирующих коэффициентов. В случае со студентом есть два варианта:

Исключения

Однако бывают моменты, когда обе стороны могут быть освобождены от штрафных санкций. Так, например, гражданин не несет ответственности за невыполнение обязательств в случае, если он – единственный родитель/опекун в семье с тремя и более несовершеннолетними детьми.

Что касается работодателя, то ему не придется нести финансовые потери в ситуации, когда компания-наниматель либо полностью прекращает деятельность, либо перестает работать по профилю, на который обучается заключивший с ней соглашение молодой человек. Кроме того, в самом договоре может быть прописано освобождение от штрафа одной из сторон.

Когда можно не исполнять обязанности по работе?

В данный момент в официальных нормативных актах обозначены только приведенные выше причины, позволяющие отказаться от обязательной отработки. Однако существует законодательная инициатива (внесена на рассмотрение), предусматривающая расторжение договора без финансовых потерь со стороны гражданина в следующих ситуациях:

Случаи отказа от выполнения обязательств по целевому договору случаются редко и касаются в основном студентов, осваивающих медицинские программы. Целевики, учащиеся на инженерных, технических, IT, геологических и прочих факультетах, чаще всего добросовестно отрабатывают положенные три года в компаниях, заключивших с ними договоры.

Проблема молодых медиков связана с тем, что подавляющее большинство целевых мест предоставляется абитуриентам, которые сотрудничают с поликлиниками. После окончания обучения молодые сотрудники видят колоссальную разницу в заработной плате между государственными и частными мед. центрами, поэтому и стремятся избежать отработки, чтобы сразу попасть в коммерческие клиники.

Чтобы не допустить таких ситуаций, гражданам, рассматривающим целевое обучение, нужно заранее ознакомиться со всеми подводными камнями льготного образования.

Преимущества и недостатки обучения по целевому месту

К негативным аспектам целевого набора относится:

Позитивные стороны обучения по целевым квотам выглядят так:

Оценив все плюсы и минусы целевого набора, абитуриент может принять обдуманное, взвешенное решение, ведь этот серьезный шаг определит его будущее на ближайшие 7-10 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *