обучающиеся по ооп что это
Требования к структуре ООП
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает :
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Требования к результатам…
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации
размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.
Что проверить в ООП школы?
Что проверить в ООП школы?
Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование
Чтобы избежать замечаний органов надзора, проверяйте содержание и структуру основной образовательной программы (ООП) каждого уровня образования. Читайте, как проверить структуру ООП по ФГОС и при необходимости внести в нее изменения.
Что проверить в содержании ООП
ООП школы отражает основные характеристики обучения на каждом уровне образования – объем, содержание, планируемые результаты. Проверьте, чтобы ООП включала:
Эти компоненты программы указаны в определении, которое дает пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Дополнительные требования к ООП предъявляет ФГОС каждого уровня образования.
Что проверить в структуре ООП
Требования к структуре ООП устанавливают ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Каждая программа должна состоять из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Внимание: убедитесь, что названия разделов соответствуют ФГОС. Иначе проверяющие вынесут предписание.
Что проверить в целевом разделе
ФГОС начального, основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к пояснительной записке. Что проверить в записке в зависимости от уровня образования, смотрите в таблице.
Что проверить в пояснительной записке ООП
Содержание
ФГОС
Цели реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы
Принципы и подходы к формированию ООП
Состав участников образовательных отношений
Общая характеристика ООП
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
В подразделе «Планируемые результаты освоения ООП» проверьте конкретные результаты, которых должны достигнуть ученики в конце обучения. ФГОС не дают готовых формулировок результатов, а содержат лишь требования к ним, поэтому школа формулирует образовательные результаты самостоятельно.
Учитывайте, что на основе планируемых результатов составляют:
В систему оценки достижения планируемых результатов должны входить разные методы и формы, которые в совокупности позволяют определить, каких предметных, метапредметных и личностных результатов достиг ученик. Посмотрите, есть ли в подразделе направления и цели оценочной деятельности, объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментов оценивания, формы представления результатов. Указали ли условия и границы применения системы.
ФГОС основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к содержанию системы. Подробности – в таблице.
Что проверить в подразделе «Система оценки достижения планируемых результатов»
Содержание
ФГОС
Организация и содержание ГИА
Организация, содержание и критерии оценки результатов по учебным предметам, выносимым на ГИА
Промежуточная аттестация в рамках урочной и внеурочной деятельности
Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА
Оценка проектной деятельности учащихся
Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся
ФГОС НОО не уточняет, что дополнительно включить в подраздел. Проверьте его по общим критериям.
Система оценки достижения планируемых результатов входит во ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.
Что проверить в содержательном разделе
Содержательный раздел ООП определяет общее содержание образования на одном из уровней и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Проверьте, чтобы в раздел включили все программы, которые требует ФГОС. Подробности смотрите в таблице.
Какие программы проверить в содержательном разделе ООП
Программа
ФГОС
Коррекционной работы с детьми с ОВЗ (если они есть, но для них не разрабатывали АООП)
Проконтролируйте, чтобы в рабочих программах количество часов в тематическом планировании совпало с часами в учебном плане по каждому предмету. Все мероприятия содержательного раздела должны входить в учебный план или в план внеурочной деятельности.
Что проверить в организационном разделе
Организационный раздел определяет общие условия и сроки реализации ООП (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Проверьте, чтобы в нем были четыре документа, которые требуют ФГОС начального, основного и среднего общего образования:
В системе условий реализации образовательной программы указывают кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-педагогические условия и финансовые аспекты. Их надо описать так, чтобы можно было оценить в ходе самообследования.
Что проверить дополнительно 3
Проверьте, приложили ли к рабочим программам оценочные материалы. Они обязательно должны входить в состав ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оформить можно по-разному: приложением к каждой рабочей программе или отдельным приложением к ООП, разместить в целевом или организационном разделе ООП. 6
Посмотрите, есть ли в составе ООП методические материалы. Например:
Методические материалы можно приложить к рабочим и другим программам или оформить отдельным приложением к ООП.
Как утвердить ООП
Рассмотрите проект ООП на педагогическом собрании. Если есть замечания и предложения, поручите доработать.
Окончательную версию документа утвердите одним из способов – грифом «Утверждаю» или приказом.
Гриф утверждения разместите в правом верхнем углу титульного листа ООП. Укажите наименование своей должности. Поставьте подпись, инициалы, фамилию и дату утверждения. Выровняйте строки по левому краю или отцентруйте относительно самой длинной строки.
Если утверждаете ООП приказом, то на титульном листе программы поставьте гриф со словом «Утверждено» и укажите в нем реквизиты приказа: дату и номер (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Если по уставу педагогический совет должен согласовать ООП, поставьте на титульном листе гриф согласования. Не дублируйте гриф по тексту ООП или на первых листах ее компонентов. Например, сведения о согласовании и утверждении не нужны на страницах учебного плана или календарного графика, поскольку ООП – это единый документ.
Когда и как вносить изменения в ООП
Вносите изменения в ООП, когда нужно поменять какой-то компонент программы. Например, к началу учебного года корректируют учебные планы и рабочие программы.
Все изменения и дополнения в ООП рассматривайте на педагогическом совете. Включайте эти вопросы в повестку педсоветов минимум дважды в год: в феврале–марте, чтобы начать доработку ООП, и июне–августе, чтобы утвердить изменения к новому учебному году.
Правки в ООП вносите в том же порядке, в котором утверждали ООП. Есть два варианта:
Первый вариант – утвердить отдельным приказом ООП каждого уровня образования. В этом случае изменения также нужно принять отдельным приказом по каждому уровню образования.
Второй вариант – утвердить одним приказом ООП трех уровней образования. В этом случае издайте один приказ о внесении изменений в ООП общего образования – начального, общего и среднего.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Положение
об основных образовательных программах общего образования, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность
1. Общие положения
1.4. Основные образовательные программы (далее – ООП), реализуемые в общеобразовательной организации, разрабатываются отдельно по каждому уровню образования:
2. Порядок разработки и утверждения ООП/АООП
2.1. Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с учетом её особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), социума.
2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования с учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся определенного школьного возраста.
2.3. Сроки разработки ООП/АООП общеобразовательной организацией устанавливаются самостоятельно.
2.4. ООП для начального общего, основного общего и среднего общего образования (НОО, ООО, СОО) разрабатываются на основе ФГОС соответствующего уровня образования, примерных основных образовательных программ и настоящего Положения об основных образовательных программах общего образования.
2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования на основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, примерных АООП и настоящего Положения.
2.6. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
2.7.
Нормативный срок освоения АООП для детей с ограниченными возможностями может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
2.8. Для всех форм получения образования (очной, очно-заочной, заочной) разрабатывается общая ООП/АООП.
2.9. В целях разработки ООП/АООП издается приказ о создании рабочей группы и распределении между участниками рабочей группы зон ответственности. Ответственным за разработку и формирование ООП/АООП назначается заместитель директора по учебной работе.
2.10.
2.10.1. Административные работники (заместители директора по учебной и воспитательной работе и в случае необходимости иные педагогические работники, в чьи должностные обязанности входит административная работа, связанная с организацией деятельности по реализации ООП на всех уровнях образования).
В зону ответственности административных работников входит разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов ООП/АООП, предусмотренных ФГОС.
2.10.2. Педагогические работники (учителя, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги-логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и иные педагогические работники, участие которых целесообразно).
В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы коррекционной работы и иных отдельных разделов ООП/АООП.
2.11.
2.12. Порядок разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности, являющихся частью ООП/АООП, регламентируется локальными актами общеобразовательной организации, в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов.
2.13. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается учителем по определенному учебному предмету на основе утвержденного учебного плана ООП/АООП и требований ФГОС. Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.14. Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на основе утвержденного плана внеурочной деятельности и требований к результатам освоения ООП/АООП с учетом требований ФГОС. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.15. Утверждается ООП/АООП директором школы после рассмотрения (обсуждения) данной образовательной программы на Методическом совете и ее согласования на заседании Педагогического совета до начала нового учебного года.
2.16. Педагогические работники несут ответственность за реализацию не в полном объеме ООП/АООП в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Структура ООП/АООП
3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню образования.
3.2.
3.3.
3.3.1. Содержание ООП НОО
3.3.1.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена:
3.3.1.2. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
3.3.1.3. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
3.3.2. Структура ООП НОО
3.3.2.1. Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов, и включает:
3.3.2.2. Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования определяет: общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
3.3.2.3. Организационный раздел ООП НОО определяет: общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы и включает:
3.4.
3.4.1. Содержание ООП ООО
3.4.1.1. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
3.4.1.2.
3.4.1.3. Разработанная общеобразовательной организацией ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС данного уровня образования.
3.4.2. Структура ООП ООО
3.4.2.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
а) пояснительную записку. Пояснительная записка должна содержать:
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО. Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП ООО должны адекватно отражать требования ФГОС ООО, передавать специфику организации образовательной деятельности в общеобразовательной организации, соответствовать возрастным возможностям обучающихся;
в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
3.4.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
3.4.2.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
а) учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации ООП ООО, определяющий общий объем нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственном языке Российской Федерации и возможность изучения языков (не русских) субъектов Российской Федерации и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с требованиями ФГОС.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы;
б) систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Система условий должна содержать:
3.5.
3.5.1. Содержание ООП СОО
3.5.1.1. ООП СОО разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. ООП СОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы среднего общего образования составляет 60% от общего объема образовательной программы среднего общего образования, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 40%.
3.5.1.2.
3.5.2. Структура ООП СОО
3.5.2.1. Целевой раздел ООП СОО должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать:
3.5.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
4. Порядок внесения изменений в ООП/АООП
4.1. Инициировать изменения/дополнения в ООП/АООП может любой участник образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя директора школы и/или его заместителя, осуществляющего контроль за содержанием реализуемых образовательных программ.
4.2. При целесообразности внесения изменений/дополнений в ООП/АООП руководитель издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и внесение изменений/дополнений в соответствующие программы.
4.3. Изменения и дополнения вносятся в ООП/АООП по согласованию с методическим советом и коллегиальным органом управления школой – Педагогическим советом, регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и являются неотъемлемой частью ООП/АООП. Вносить изменения в ООП/АООП в части любых его компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается.
4.4. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в ООП/АООП информация размещается на официальном сайте школы.
5. Требования к оформлению ООП/АООП
5.2. Требования к оформлению рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности регламентируется локальными актами школы, в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов.
6. Механизм реализации ООП/АООП
6.26. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
6.27. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
6.28. Обучающиеся в школе по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
6.29. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
6.30. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются общеобразовательной организацией.
6.31. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из школы, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому общеобразовательной организацией.
6.32. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
6.33. Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
6.34. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
6.35. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в общеобразовательной организации.
6.36. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачет общеобразовательной организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других организациях, в установленном порядке.
6.37. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из общеобразовательной организации, выдается справка.
6.38. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
6.39. Правила доступности общеобразовательной организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
6.40. Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
6.41.
6.42. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
6.43. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Оценка качества ООП/АООП
7.1. Оценка качества ООП/АООП на предмет соответствия нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность по программам общего образования, ФГОС проводится не реже одного раза в год перед началом учебного года заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
7.2. Оценка эффективности деятельности школы по реализации ООП/АООП осуществляется через проведение экспертизы достижения планируемых результатов освоения ООП обучающимися, на основе внутренних и внешних (независимых) оценок достижения планируемых результатов освоения ООП/АООП, в том числе анализа результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по программам основного, среднего общего образования.
7.3. Результаты и эффективность реализации ООП/АООП обсуждаются на заседаниях методических объединений, предметных кафедр, Методических и Педагогических советов, отражаются в самоанализе деятельности школы и публичном докладе директора, которые размещаются на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.
8. Управление ООП/АООП
8.4. координирует работу методических объединений по обеспечению основных образовательных программ учебно-методическим комплексом.
8.5. способствуют совершенствованию методического обеспечения основных образовательных программ. Методические объединения учителей осуществляют следующую работу:
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах (ООП) общего образования, реализуемых в образовательной организации, является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение об основных образовательных программах в школе, принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.